Н.К. Рерих: "Путь"

"Письма Елены Рерих" (книга 3, фрагмент 12)

07.05.39

Конечно, Учение Живой Этики упоминает и с большой любовью Христа, и Вы, составляя Указатель, должны были бы это заметить. Говоря об Иерархии Света, книги Учения имеют в виду ту Иерархию, или ту Лестницу Иакова, которая упоминается в Библии. И в этой Иерархии занимает должное Ему место Христос. Также и в «Тайной Доктрине», которую Вы читали, встречаются многократные указания и ссылки на Небесную Иерархию, и эта Иерархия вполне отвечает христианской Иерархии Ангельских Чинов. Охватывая все мировые религии, «Тайная Доктрина» дает этой Иерархии Имена, отвечающие наречию каждого народа. Истина Едина, и первоосновы ее были преподаны Великими Провозвестниками разным народам в разные века. Но, будучи единой в основах, Истина в многогранности и глубинах своих – БЕСПРЕДЕЛЬНА. Потому различные грани этого Алмаза беспредельного Знания даются человечеству по мере раскрытия его высших способностей или повышения общего уровня познания.

Упомянутые Вами подвижники всем сердцем воспринимали Иерархию Небесную и понимали ее, как Силы Света, блюдущие и охраняющие судьбы человечества. Достаточно почитать их жизнеописания, чтобы убедиться в этом. Откуда же поклонение Ангельским Чинам и Матери Божьей и всем Святым Угодникам? Разве сама церковь не учит почитать и взывать о помощи и руководстве к этим Светочам? Божья Матерь часто называется «Заступницей и Скорой Помощницей», разве это не указывает на ее участие в судьбах человечества? Так и Сергий Радонежский особенно почитал Матерь Божью и в силу этого удостоился Видения Ее. Сколько деятелей были наставлены видениями этих подвижников! Можно ли после этого утверждать, что угодники не знали о Иерархии Светлых Сил!

Но неужели различие в наименовании может уже менять для Вас весь смысл того или иного явления? Но даже в обычной жизни мы заменяем устарелые понятия новыми определительными, более отвечающими нашему времени и расширенному сознанию. Неужели наименование «Братья Человечества» хуже по смыслу названия «Подвижники» или «Угодники»?

Библейская Лестница Иакова[1], библейские Элохимы хорошо были известны Апостолам и еврейскому народу и не нуждались в постоянном повторении. Задача Апостолов была утвердить новое Провозвестие Христа, вернее, новое очищение и освещение Христом древнейших Заветов все тех же основ единой Истины, которая была дана человечеству Носителями Света от самого зарождения его для облегчения следования по Пути восхождения или эволюции.

Неужели же мы будем так высокомерны, что не признаем над собою Иерархию великих Подвижников всех веков и всех народов? Неужели мы будем так самоуверенны, что снизим ИХ до себя? Почему же некоторые духовные наставники советуют своим духовным чадам обращаться с сердечною молитвою к тому или другому отошедшему Святителю? Может быть, кого-то смущает определение Иерархии, как Мировое Правительство, да еще тайное? Но как же иначе назвать незримое, великое Попечение, Водительство и Помощь посылаемые, не впадая в церковную терминологию?

Как назовете и объясните Вы многократные и засвидетельствованные появления Подвижников, после смены Ими земной оболочки, своим последователям с целью предупреждения об опасности или полезного совета? Вспомните хотя бы появление Сергия Радонежского во время осады Троицко-Сергиевской Лавры. Можно привести бесчисленные проявления Великого Водительства этого светлого Воинства иерархии во все века и среди всех народов. Потому возрадуйтесь сердцем, ибо, истинно, Светлая Иерархия является Отцами и Братьями всего человечества. Новым поколениям ближе новые определительные.

Бог, в его величественном понятии «Непознаваемого, Несказуемого, Невидимого, Нерушимого и Беспредельного» – Един, и мы можем постигать проявление Его лишь в божественной энергии, ярче всего выявляющейся в ближайшей к нам Иерархии Света, которая тоже беспредельна в степенях своих.

Вдумайтесь глубже в понятие Беспредельности, пусть сердце ваше раскроется для вмещения осознания величия и бесконечного познания тайн мироздания. При расширении познания некоторые старые определительные становятся ограничивающими и не отвечают новым нахождениям человеческого духа или разума.

Теперь о церкви. Я хорошо помню и воспринимаю сердцем речение Христа: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4, 24). Где утверждал Христос церковь в таком виде, как она сложилась в последующие века? Ни один из Великих Провозвестников никогда не утверждал догм и статутов церковных. Догмы и храмы воздвигались последователями. Забота каждого Спасителя в очищении и утверждении духа человеческого. Для него преподавались не обряды, но пример личного высокого жизненного подвига. Никакие обряды, никакие догмы не преобразуют душу, отягощенную невежеством и пороками. Лишь горячее устремление к Свету, к действенному добру и служению человечеству приближает нас к Лестнице Иакова.

Теперь о том, что Христос обращался лишь к Отцу Своему. Что же тут удивительного, что Высочайший Сын Божий обращался к Источнику всего сущего? Но и Он появлялся своим ученикам на горе Фавор, имея около себя Моисея и Илью-пророка. И не Он ли говорил ученикам: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5, 17).

Очень полезно ознакомиться с многочисленными трудами западных ученых, основанными на подлинниках первых веков христианства, чтобы понять, сколько неточностей могло вкрасться в наш перевод Евангелий и какое количество ценнейших речений не было включено. В те времена существовало множество апокрифов и Евангелий, из которых отцы церкви (по свидетельству их же современников) канонизировали те, которые были ближе их уровню сознания. Так и до сих пор существуют прекрасные апокрифы, которые не вошли в исправленные и канонизированные Евангелия. Западные ученые продолжают находить древнейшие тексты речений Христа, записанные в греческих и коптских манускриптах. Между прочим, очень советую Вам прочесть книгу проф. барона М.А.Таубе «Аграфа о Незаписанных в Евангелия Изречениях Христа», изданную в Варшаве Синодальной типографией.

Евангелие от Иоанна, согласно некоторым исследователям, считается наиболее поздним из четырех, ибо в нем чувствуется влияние гностиков. Другие опровергают это и считают его древнейшим. Но основу речения «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» можно найти и в греческой философии, оно полно оккультного значения. Понятие «Слово» тождественно вибрации, или Свету. И все сущее в мире есть проявление бесчисленных и разнообразных вибраций. Сам человек представляет собою целый мир вибраций, или света.

«Я и Отец Одно» – великая истина. Разве естество Отца не передается Сыну? Как наверху, так и внизу. Как в высоком духовном смысле, так и в земном. Божественная искра находится в каждом человеке, и от человека зависит, чтобы она разгорелась настолько ярко, чтобы он мог услышать голос ее. Когда дух пробуждается в человеке, то именно высшая божественная сущность говорит в нем. Истинно, Иеровдохновение нисходит на него, и он может выражать Высшую Волю Светлой Иерархии.

Если Вы прочтете Евангелия внимательно и без привычной школьной указки, то увидите, что Христос неоднократно утверждал о божеском сыновстве всех людей. Не Он ли говорил: «Отец ваш и Отец мой», и указывал на древние писания, утверждавшие, что все люди – боги. Эту истину о божественном происхождении человека приносили и все Предшественники Христа, и она запечатлена в писаниях и заветах всех народов.

Также нет противоречия в утверждении Христом своего человеческого естества (Марк. 10, 18). Он был человеком в самом высоком смысле этого слова. Ведь лишь через человеческую эволюцию можно достичь понимания Божественной Природы всего сущего и стать теми, кого и Христос называл: «вы – боги».

«Человек создан по образу и подобию Божьему», – так учит нас библия и все прочие древние Писания. Между прочим, некоторые замечательные католические Подвижники и Подвижницы утверждают в своих писаниях, что им дано было знать о человеческом естестве Христа. Христос в своих видениях им особенно настаивал на своем человеческом происхождении. Так и англиканская церковь уже отказалась от догмы беспорочного зачатия.

(Марк. 2, 5-11). Евреи верили, что болезни являются следствиями содеянных людьми грехов. Потому Христос знал, что, утвердив прощение грехов, Он тем самым пробудит дух в расслабленном и тем поможет его духовному преображению и телесному исцелению. Вы знаете, что все исцеления возможны лишь, когда болящий воспрянет духом или уверует в целителя, иначе говоря, если он настолько поднимет вибрации своей сердечной энергии, что она сможет принять магнетический поток, идущий от целителя. В этом смысле нужно понять речение, что «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Именно Он знал сердцем, знал ясновидением, когда кто может преобразить свою ауру для восприятия высшей Благодати. В Евангелиях неоднократно указано, как Христос не мог совершить чуда в некоторых местностях по причине неверия их обитателей.

(Марк. 10-45). «Христос пришел открыть сердца многих». Если бы Он не пострадал, то Учение Его было бы забыто. Именно Вел. Учитель захотел запечатлеть свой подвиг настолько сильно в сознании людей, чтобы Учение Его прошло на века. Ведь и сейчас люди помнят лишь тех подвижников и тех светоносителей, которые были преследуемы и замучены ими. Мир все еще требует жертв.

Искупление следует понять в том смысле, что услышавшие Его Учение и применившие его в жизни преобразят свой нравственный лик и тем окажутся на стороне Света. Так распятие и смерть нужны были человечеству только в силу вопиющего невежества и кровожадности его.

(Иоан. 12, 31). «Ныне суд миру сему, ныне Князь Мира сего изгнан будет». Христос знал судьбу мира, уготованную самим человечеством, знал близость суда мира; знал, что наша пятая раса испытает этот Суд, в виде грандиозного катаклизма, всегда сопровождающего конец одной расы и нарождение другой, так же как исчезновение многих старых земель и появление новых. Истинно, сказано: «Творю Новое Небо и Новую Землю, и старые уже не вспомянутся». При новом положении земного шара и небосклон изменится, и станут видны новые созвездия.

(Римл. 5, 8-10). «Умер за нас». Именно Он принес нам Свет и запечатлел Свой Завет смертью. Можно было бы сказать – умер из-за нас и за нас. Этою жертвою Он показал, что можно любить человечество больше, чем себя. И этот Завет, запечатленный великими страданиями, внедрился в сознание человечества больше, нежели годы проповеднической деятельности.

(Римл. 4-25). «Предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего»... Смысл все тот же. Он жертва невежества нашего, но, показав нам Путь Света, Путь Спасения, Он дал нам возможность, именно, оправдаться или очиститься от всякой скверны, последовав Его Учению и примеру, и тем приблизиться к Воинству Света.

(Лука 2, 11 и Иоан. 10, 9 и 14, 6). Конечно, Христос есть Путь Истины, есть в полном смысле Спаситель. Также и Предшественники Его среди других народов во все века назывались «Путем» и Спасителями. Все Они, указывая Путь праведный, Путь эволюции Духа, спасают человечество от ужаса и мрака невежества. Все Великие Учителя приходили, чтобы ускорить эволюцию человека. Сравните их Заветы и увидите, насколько они тождественны.

Установление Таинства. Принятием крещения водою от Иоанна Предт. Христос выказал ему свое почитание и духовную солидарность. Но нигде в Евангелиях не указано, что Христос совершал этот обряд над своими апостолами и учениками. Крещение водою было установлено уже после ухода Христа с земного плана. Но Христос дал своим ученикам крещение ОГНЕННОЕ, то есть очищение и огненное преображение внутреннего существа. Огненное крещение совершается над нами после того, как дух наш закалится в жизненных испытаниях и тяжких страданиях и обретет овладение своими страстями. Крещение водою – символ очищения, но какой смысл в крещении младенцев, которые не могут понять значение этого символа?

Также верно, что в большинстве люди нуждаются в символах и обрядах для лучшего памятования событий, имеющих особое и решающее значение для всего человечества. Потому Христос мог установить памятование последнего дня Его земного общения с учениками (Матф. 28, 26-28).

Конечно, речения Христа, приведенные у Иоанна (6, 53-56), полны глубокого значения, и каждый истинный последователь Христа воспринимает их сердцем, понимая их духовный смысл. Конечно, неверующий в Христа, то есть в Его Учение, ибо невозможно верить в Христа и не исполнять Его заветов, не может воскреснуть духом. Учение Христа – Истина, и потому как может отрицающий Истину прозреть?

Также и Деяния и Послания Апостольские следует читать духом. Помнить нужно, что Апостолы были земными людьми и, как видно это из Евангелий, людьми несовершенными. Вспомним хотя бы все распри между Петром и Павлом. Возможно ли нечто подобное среди учителей, какими их старается показать церковь! Много прекрасного в этих Писаниях, но есть и от самости. Не внесена ли была эта самость позднейшими поправками и добавлениями? Ведь оригинал этих Писаний еще не известен. Кто знает, может быть, когда-нибудь и он будет найден, и тогда явится возможность сравнения, как уже возможно стало сравнение некоторых евангельских речений с более древними греческими и коптскими переводами их, а также и с некоторыми сохранившимися текстами на арамейском языке.

Так не всем принятым церковным авторитетам можно безусловно верить. Все они были людьми, а история церковных соборов, особенно их постановлений, наглядно показывает, что среди участников соборов было немало весьма невежественных лиц. В указанном мною труде «Аграфа...» имеются еще правдивые строки: «Не трудно видеть, что Учение Христа, будучи слишком определенно и резко выражено, должно было очень рано оказаться весьма «неудобным» для «средних» последователей Христа Спасителя, о которых так образно сокрушался уже Ап. Иоанн Богослов: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, но не горяч, и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16). Для таких теплохладных христиан – а таких, вероятно, было весьма много уже и в послеапостольский период, – радикальное и даже прямо революционное учение, о котором идет теперь речь, это истинное ядро моральной части Учения Христова, подходило уже очень мало, и реальная жизнь окруженного язычниками христианского общества неудержимо влекла его к ряду компромиссов с этим языческим миром. Таким образом, истинное ядро Учения, этот «гнозис» христианский, очень скоро оказался слишком высоким и недосягаемым для жизни того (как и нашего) времени и все более и более превращался только в известный светоч, маяк, идеал, к которому рекомендовалось стремиться христианам... увы, без особой надежды на практическое осуществление его в жизни. А идеал этот был, действительно, настолько высок, что даже частичное, бесконечно малое его осуществление в последующие века принесло миру все-таки неисчислимые благодеяния.

Указанное (слишком сильное расхождение) между абсолютной и всепроникающей моралью Христовой и повседневной христианско-языческой жизнью и способствовало, вероятно, удалению, или, вернее, недопущению целого ряда несомненных изречений Христа Спасителя в письменные канонические о Нем «воспоминания» (Евангелия). Слава Богу, что они все-таки сохранены нам преданием! Сколько таких недопущений могло вкрасться и в другие писания!

Мораль Спасителя и Апостолов прямо-таки отменяется для государственно-общественных и государственно-международных отношений, и мы хорошо знаем, к какому, смело можно сказать, возмутительному противоречию с прямым и ясным смыслом Учения Христова пришла эта (к сожалению, освященная церковью) эволюция на практике... «Мораль компромисса» заставляет забывать многие и многие стороны Учения Христова, и конечно, неудивительно, что в эту же тяжелую эпоху перелома – внешнего торжества, но внутреннего обнищания христианства – также затериваются (просто материально, физически) и драгоценнейшие тексты из эпохи раннего детства или молодости христианства, в том числе, именно, и наши «внеевангельские изречения»... Благодаря случайным счастливым находкам, благодаря кропотливым изысканиям западноевропейских ученых удалось их возвратить для научного изучения. В самом деле, не стыдно ли для христианского общества, что такие первостепенной важности памятники древней христианской письменности, как 5 книг собрания Логий Христовых, первоначальное арамейское Евангелие Апостола Матвея, катехизический сборник – Учение Двенадцати Апостолов I века или древнейшие иудохристианские псалмы (тоже I века), оказались либо совершенно затерянными, либо полузабытыми до самого конца XIX века?!

Между прочим, в прибавление к тексту Ев. от Матвея 7, 21-23 в «Секунда Клементис» приведено: «Ибо даже если бы вы были собраны со Мною на лоне Моем, а заповедей Моих не исполняли, то Я отвергну вас и скажу Вам: отойдите от Меня. Я не знаю вас, откуда вы, делатели беззакония». Так Лоно, или, как поясняют, Церковь еще не есть безусловный авторитет. Лишь понимающий и исполняющий Завет Христов может быть судьей.

Также и я очень уважаю отца Иоанна Кронштадтского, ибо морально он был выше многих своих коллег и единоверцев. Вероятно, по этой причине он был так жестоко оклеветан и преследуем при своей земной жизни. Но все же он обладал не только широким образованием, но, как мы видим по некоторым речениям его, и редчайшим даром синтетического сознания. Непростительно, что наши духовные наставники не допускают существование других Провозвестников Божественного Откровения, кроме Христа. Но сам Христос указывал, что многие язычники, как называли тогда всех инаковерующих, будут ближе к царствию небесному, нежели говорящий Ему: «Господи, Господи! Не от Твоего ли Имени мы пророчествовали?..» См. указанное выше изречение из «Секунда Клементис». Точно такое же речение имеется и в Заветах Будды.

Теперь о Толстом. Вы правы, что отход от Христа грозит тяжкими последствиями. Христос и Его Великие Собратья являются выразителями Объединенного Духа и Единого Пути Света. Потому каждый отступающий от Пути Света ввергается в бездну мрака. Это должно быть усвоено твердо, и потому приходится неустанно повторять эту истину. Знаю, что многие осуждают Толстого, не дав себе труда ознакомиться основательно со всеми его трудами. Осуждающие его за отход от Христа думают, что отход от церковного Христа уже означает отрицание Христа. Но именно поиски Христа Живого, а не обезжизненного идола, каким Он предоставлен сейчас церковью, было благородною целью жизни Толстого. И он нашел Его. Но семейный разлад, вызвавший его бегство из дома, нельзя толковать как тяжкое последствие его отхода от церкви. Не Сам ли Христос сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матф. 13, 57). Эта истина особенно ярко проявляется и в наше время. Очень советую Вам прочесть труды Вал. Булгакова о Толстом, среди них имеется и книжечка, дающая описание и тяжкой домашней жизни Толстого. Но особенно хорош его труд «Толстой – моралист», изд. в Праге, в нем прекрасно очерчена духовная эволюция этой большой души. Булгаков состоял многие годы личным секретарем Толстого и находился при нем до самой последней искры его земной жизни. Описана у него и самая смерть Толстого. Семья Толстого разделилась на два лагеря, и между ними шла жестокая борьба за овладение исключительным правом издания всех сочинений Толстого. Конечно, материальные соображения, с одной стороны, и чисто эгоистические – с другой, играли в этой борьбе первенствующую роль. Сам Толстой и его устремления при этом не принимались в расчет борющимися сторонами. Он так устал от всех этих интриг и распрей, происходивших вокруг него, что после очередного разлада с семьей, и даже с дочерью Александрой, решил бежать из дома. Этот уход из дома вовсе не был вызван каким-то желанием покаяния, но просто он жаждал душевного и физического покоя.

Из книги Булгакова вы увидите, как он понимал Христа Живого. Хотя и трудно из-за времени и длины письма, но все же приведу Вам символ веры Толстого.

«Я верю, что благо возможно на земле только тогда, когда все люди будут исполнять Учение Христа».

«Я верю, что исполнение этого Учения возможно, легко и радостно».

«Я верю, что и до сих пор, пока Учение не исполняется, что если бы даже я один был среди всех неисполняющих, мне все-таки ничего другого нельзя делать для спасения своей жизни от неизбежной погибели, как исполнять это Учение, как ничего нельзя делать тому, кто в горящем доме нашел двери спасения».

«Я верю, что жизнь моя по учению мира была мучительна и что только жизнь по Учению Христа дает мне в этом мире то благо, которое предназначил мне Отец Жизни».

«Я верю, что Учение это дает благо всему человечеству, спасает меня от неизбежной погибели и дает мне здесь наибольшее благо, потому я не могу не исполнять его».

Судите сами, справедливо ли после этого говорить об отходе Толстого от Христа. Но дело в том, что обвиняющие Толстого в антихристианстве сами или не читали его трудов, или же не могли понять внутреннего мира этой большой души, жаждавшей идти Путем Света, или сами были истинными антихристианами, следуя обмирщенному Учению Христову. Так пусть не клевещут на человека большого духовного прозрения.

Вспоминается мне один любопытный эпизод, имевший место в наших местах. Местный почтмейстер-индус попросил одолжить ему на прочтение Евангелие. Через некоторое время он вернул книгу со словами: «В этом прекрасном Учении я не нашел и следов современного христианства». Между прочим, В.Булгаков пишет, что Толстой был знаком с учением теософии и очень воспринял его, любил беседовать с посещавшими его теософами.

Итак, не только семейный разлад есть участь большого духа, но он подвергается и самым тяжким нападкам со стороны сил темных, которые так опасаются, что Новый Свет может лишить их привычного их самости уюта и, главное, урезать их значительные доходы. Потому судите сердцем, судите расширенным сознанием. Помнить надо, что «клевета следует за большим человеком, как пыль за всадником». Не могут малые люди охватить горизонт, доступный расширенному сознанию, – отсюда и зависть и злоба их. Толстой – веха на пути человеческой эволюции. Так поклонимся и почтим и этого мученика. Если бы вы знали, как его чтут на Западе и особенно на Востоке, где люди не загипнотизированы страхом вечного проклятия и наказания, где они могут свободно обсуждать и писать свои исследования по религиозным вопросам. Так в «Аграфа...» барона Таубе есть и такие грустные для нас, русских, строки: «В русской богословской литературе едва ли не один только покойный профессор Петроградской Академии А.П.Лопухин специально заинтересовался указанной темой “Аграфа”. Но что значит его маленькая, вышедшая 40 лет тому назад (в 1898 г.) и посвященная главным образом тогдашним открытиям, брошюра в 30 страничек, среди целой библиотеки ценных и самостоятельных, удивительных по эрудиции, глубоких и тонких по научной критике работ английских и германских, французских и американских ученых о внеевангельских изречениях Христа Спасителя?»

По горькому замечанию великого поэта, мы все еще «ленивы и нелюбопытны» – даже в отношении к тому, что «едино есть напотребу» и что у наших близких и дальних соседей возбуждает самый живой, подчас пламенный интерес, заставляя некоторых ученых посвящать, в буквальном смысле слова, всю свою жизнь затронутому вопросу.

Не наша ли лень и нелюбопытство, нежелание мыслить самостоятельно и привели нас к крушению? Сознание пробудившихся масс опередило водителей, закостеневших в своей духовной неподвижности.

Также ради восстановления истины должна сказать, что приведенные Вами заключительные строки о Толстом в кавычках не отвечают действительности. Автор этих строк был кем-то введен в нарочитое заблуждение.

Так как остается еще страница с четвертью, то включу еще страницу, написанную мною одному корреспонденту, ведь повторение необходимо.

«Конечно, совершенно невозможно понимать значение жертвы распятия Христа, как это понимается некоторыми недоросшими сознаниями. Смысл ее в том, что Христос, желая показать силу Духа над физической плотью, принял чашу и запечатлел своей кровью Завет, принесенный Им: «Нет больше любви той, как если кто положит душу за други свои». В «Агни Йоге» сказано: «Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний Знак Завета». Так, если пример и подвиг Христа зажег пламя в сердцах наших и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал, и принятая Им чаша именно запечатлела Завет. Но если мы будем воображать, что что бы мы ни делали, какие бы преступления ни совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем этими самыми дьяволами. Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры. «Вера без дел мертва есть».

Все Великие Учителя называются Спасителями Мира, ибо снова и снова Они указуют нам Путь, но помочь и охранить нас Они могут, лишь поскольку мы сами принимаем заботы Их о нас. Весь Космос зиждется на законе взаимодействий или взаимоотношений, и там, где нет ответа, там нет и следствия. Так и Христос не мог совершить чудес там, где не было веры в Него, не было устремления духа навстречу Его целебному Лучу. Таинство Великой Жертвы и таинство причащения крови имеет начало в древнейших мистериях. При последнем посвящении неофиту вручалась чаша, наполненная гранатовым соком (символизирующим кровь), приняв ее, он выливал содержимое на все четыре стороны в знак своей готовности принести душу и тело на служение миру, пострадать за Истину. Так и Христос хотел утвердить этот символ среди своих учеников для закрепления памяти о Подвиге и Завете в грядущих поколениях. Но никакое механическое причащение не может спасти души наши, ибо – «Вера без дел мертва есть».

Для меня нет ничего кощунственнее, как представление Всемогущего и Всемилосердного Бога-Отца, приносящего в жертву Своего Единородного и Единосущного Сына за грехи людей, им же самим, по Писанию, сотворенных! Это напоминает того Аккадийского правителя, который заклал своего сына, чтобы избежать последствий своих грехов. История зарекордировала такое каннибальское выражение отцовства. Возможно ли, чтобы в позднейшие времена такой тип отцовской любви мог быть возвеличен до статуса божественности?! Каждый истинно любящий земной отец или мать с радостью пожертвует собою ради спасения сына. Неужели Божественный Отец морально ниже Им же сотворенных людей?! Не мучайте себя кажущимися противоречиями. Пусть сердце Ваше устремится со всею любовью к Христу. Советую Вам перечесть и «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Но следуйте Учению Христа без компромиссов. Тогда придет и озарение. Учение Христа ни в чем не расходится с Учением Живой Этики, и как это может быть, когда Великие Учителя представляют собою Единое Эго, так велико Их духовное влияние.

 

20.05.39

Рада была получить Вашу весточку и еще раз убедиться в Вашем мужестве и стойком устремлении к культурному строительству. Большое, большое спасибо всем милым сердцу друзьям за чудесную книжечку о Чюрленисе. Какое прекрасное издание! Оно отвечает тонкой душе художника. Превосходен и переплет, и какие чудесные закладки! Одну я оставила в книжке Чюрлениса, а две другие взяла для любимейших книг. Спасибо, родные!

Вчера я очень встревожилась, Вы, родная, ничего не пишете о своем здоровье, а от Надежды Павловны пришло письмо, в котором она сообщает, что у Вас не прекращается рвота и Вы не обращаете на это никакого внимания. Она спрашивает меня, нельзя ли Вас полечить гомеопатическими средствами? Но раньше нужно исследовать Ваш желудочный сок. Получив ее письмо, я, конечно, сейчас же обратилась за Советом. Ответ пришел в виде Беседы и пояснения в ней для Вашего случая. Привожу Беседу целиком. «Ур. знает, что воспаление слизистых оболочек становится бичом человечества. Отравленная атмосфера поражает ткани. Невозможно представить себе, как многообразны признаки этой болезни века. Люди пробуют приписывать замеченные симптомы прежним видам болезни, но они не могут понять всю особенность этой эпидемии. Она часто проявляется как бы безобидными признаками, и руки врача не могут определить причину и развитие болезни. Потому полезно, чтобы врачи исследовали организм всеми научными способами. Никто не скажет, когда воспаление перейдет в поражение ткани со всеми разновидностями последствий. Может быть, воспаление затихнет и рассосется, но и за этим процессом нужно следить. Можно указать самую простую неразъедающую пищу, но питание нужно, чтобы организм имел достаточно жизненности. Само уявление болезни может быть чрезвычайно разновидно, иные органы могут причинять боль косвенную или непосредственно. Воспаление оболочек связано с нервной системой и потому может вызывать рефлекторные боли. Потому так нужно всестороннее исследование организма. Нередко можно замечать, что зловредное поражение обозначается болью в противоположной части тела. Вообще слизистые оболочки являются посредниками в самых разнообразных функциях организма, и они первые воспринимают насыщенность окружающей атмосферы. Таким образом, если даже не происходит опасного процесса, то все же следует обратить внимание и явить бережность.

Не забудем, что такая эпидемия была предвидена давно. Когда Мы говорили об Армагеддоне, Мы вовсе не имели в виду лишь войну, но все погубительные последствия смятения человечества. Не нужно впадать в уныние, ибо в таком подавленном состоянии человек открывает доступ всему ядовитому. Но мудро знать, что эпидемии следуют за Армагеддоном. Нельзя ограничиться лишь давно известными формами болезней, нужно быть готовыми к признакам самым сложным и необычным. Пусть врачи, хотя бы отчасти, признают новую болезнь, которая обнаруживалась повсюду. Мыслитель говорил: “Неужели найдется такой сомнительный человек, который будет полагать, что им изучены все явления Природы?” Можно найти ответ на вопрос. (О Вас) Таким образом, нужно исследовать организм. Поражения тканей нет, но воспаление немалое. Нужна нежная пища, неполезно все сырое, полезно молоко и молочные продукты. Также пусть и все окружающие берегут здоровье».

Может быть, при исследовании обнаружится, что у Вас преобладание щелочи или же кислоты. Ведь установить это легко, и тогда нетрудно назначить соответствующее урегулирующее лекарство. Родная, не откладывайте такое исследование, здоровье самое главное. Нервная система очень реагирует на всякие заболевания, потому могут быть и задержки в процессе раскрытия центров. Когда происходит пробуждение солнечного змия, то хотя изредка рвота и бывает, но чаще ограничивается истечением слюны, которое сопровождает каждое вращение или шевеление этого центра. Причем эти истечения происходят независимо от принятия пищи. Я могла принимать всякую пищу, но не в большом количестве. Ткани желудка были здоровы. Но при воспалительном состоянии их нужна и медицинская помощь.

Времена сейчас такие тяжкие, но счастье в том, что для некоторых народов они не будут так длительны. И если в одном направлении происходит разложение, то в другом продолжается оздоровление и стремление к светлому строительству. Истинно, храмина Духа утвердится. Повсеместно можно уже наблюдать, как осознание Тонкого Мира, мира энергий, начинает не только занимать отдельные умы, но уже массы проявляют интерес к жизни надземной и к скрытым силам человека. Уже возможны стали такие учреждения, как Институт Изучения Лучей, исходящих от пространственных тел, и их воздействий на человеческий организм. Уже немало врачей, пользующихся радиоэстезией при диагнозе скрытых болезней. Уже ставятся фильмы, показывающие разные положения тела при йогических упражнениях, а также и воздействия некоторых психических состояний, как то: медитации, транса и т. д. на скрытые органы. Ввиду того, что временно должна была приостановить посылку «Надземного», приведу Вам еще две Беседы: «Вы знаете тяготу ноши мира. Можно припомнить, как страдала Наша Сестра, жившая в Сиене. Следует обратить внимание на связь ее болей со многими событиями во Франции и Испании, Италии. У нее появлялись невыносимые боли в области солнечного сплетения. Она предвидела по этим болям приближение событий. При этом дальние события отражались сильнее ближайших. Так можно искать особую связь с прошлыми жизнями. Явления сильных потрясений не могли быть прекращены, ибо она не успевала дать сведения врачу. Немалыми мерами сильных лекарств врачи пытались прекратить боли, но по обычаю они не понимали истинной причины. И теперь люди не понимают тонких воздействий. Такая смута понимания лишь мешает науке.

И во времена Сестры Сиенской не допускалось признание телепатии. Сейчас много говорят о телепатии, но каждый признак ее подвергается сомнению. Можно удивляться, что даже в особых научных обществах сомневаются и тем препятствуют развитию явлений. Вы слышали о приезде посланного врача для исследования тонких проявлений, но невозможно ожидать последствий, ибо все окружающие обстоятельства не способствуют удаче исследования. Мы хотим помочь таким исследователям, но нужно найти хотя бы точку соприкасания. Именно это труднее всего».

«Ур. может поведать исследователю много убедительных подробностей, но нужно, чтобы они были выслушаны и сопоставлены с некоторыми наблюдениями, завещанными Нашими Сестрами и Братьями, бывшими в мире. Так можно проследить эволюцию прикасания к тончайшим энергиям».

«Мыслитель сам часто чувствовал особые боли и связывал их с Лучами планет».

§ 345. «Вы знаете, какое множество тончайших чувств и воздействий наполняет жизнь человека. Неуравновешенность, этот ужасный бич, препятствует познанию этих прекрасных даров. После миллионов лет человечество даже не понимает, как приступить к достижению гармонии.

Что же видим среди века, гордого своими открытиями? Люди или вообще отрицают все за пределами земными, или впадают в пагубную неуравновешенность. Такие люди забывают свой непосредственный долг Земле и начинают блуждать в тумане отвлеченности. Когда же найдется человек, приобщенный к гармонии, его начинают особенно ненавидеть.

Не будем приписывать эту злобу только силам тьмы, но те, которых называют почтенными гражданами, умеют ненавидеть все гармоничное. Они не терпят, когда видят соединение начал земных и надземных. Тьма имеет верных сотрудников в неуравновешенных людях. Если Вы видите преследование полезного начинания, всмотритесь в лики этих преследователей, и станет ясно, что такие гонители изгнали из себя все явления гармонии.

Изучайте такие характеры, они будут наглядным обучением о несовершенстве мышления. Следует исследовать различные типы двуногих. Без наблюдения вы не сможете противостать их уловкам. Во время изучения вы поймете, где можно увещевать, а где уже требуется смена оболочки. Да, да, да, и сама гармония нередко понимается как отвлеченность. Происходит то же недоразумение, как и с пониманием Нирваны. Там, где требуется высшая напряженность, там люди хотят понимать бездействие. Равновесие предполагает напряжение обоюдное, обе чаши весов несут одинаковую нагруженность. Обе чаши, и земная, и надземная, не остаются пустыми. По неведению человек хочет ограничиться одною чашею, и хромает человечество. Но не долго проскачет на одной ноге, и костыль и протез нельзя взять с собою в Тонкий Мир. Говорю шутливо, ибо иногда шутка лучше запоминается.

Мыслитель говорил однобоким собеседникам: “К чему лишаете себя одной ноги? – так трудно будет дойти домой”».

Упомянутая Сестра Сиенская – св. Екатерина Сиенская. Всем советую ознакомиться с жизнеописаниями Екатерины Сиенской и Терезы Испанки. Эти биографии, особенно же автобиография (хотя и исправленная ревностными отцами) св. Терезы, – документы ценнейшие. Там есть замечательные описания так называемых священных болей, не говоря уже о видениях и яснослышании Наставлений от Иерархии Света. Много имеется чудесных свидетельств высоких Духов, но в сутолоке нашей чудовищной эпохи они забыты. Но скоро наступит срок, и истинные ценности займут надлежащее им место в строительстве жизни.

 

22.05.39

Опыты с вибрациями бесконечны, ибо все сущее создается, держится и разрушается вибрациями. Так и посылка мысли связана с посылкою вибрации. Как посылающий, так и получающий должны быть созвучны. Часто проходят годы в настраивании избранного субъекта-приемника для получения тех или иных вибраций (раскрытие центров), и, конечно, чем выше и тоньше такие вибрации, тем труднее их восприятие. Вот почему необходима чистота и четкость в мышлении и сердечная устремленность в учениях. Разве может мохнатое недисциплинированное мышление или отравленное гневом и раздражением сердце принять тончайшую вибрацию, посылаемую Вел. Вл.

Вибрационное лечение весьма индивидуальное, при множестве существующих вибраций невозможно предписать их употребление, необходим путь опыта на основании трех пособников. Одним из них будет ясновидение самого врача, другим – помощь маятника жизни, и третьим – указание пациента под гипнозом. Только при таких пособниках можно нащупать нужные вибрации. Само лечение может происходить при посредстве электрического аппарата. Но также возможны вибрации пассами рук. При всех условиях потребуется от врача особая сообразительность и подвижность. Он может заметить, что нужнее применить переменный ток, и тогда он должен быстро найти дополнение. Также он должен понять, когда приложим охлаждающий ток или самый горячий. Не нужно ошибаться в токах, иначе будут нежелательные следствия. Также нужно иметь в виду, что при эпидемии могут быть очень ускоренные симптомы и нужно уметь усмотреть их. Также не следует применять сильных вибраций при недостаточной опытности. Каждое новое применение необходимо проверить на малых неопасных заболеваниях. Также нужно проверить, который из трех пособников приложим. Ведь они применяются и воспринимаются индивидуально.

О новых болезнях.

«435. Вы знаете, что воспаление слизистых оболочек становится бичом человечества. Отравленная атмосфера поражает ткани. Невозможно представить себе, как многообразны признаки этой болезни века. Люди пробуют приписывать замеченные симптомы прежним видам болезней, но они не могут понять всю особенность этой эпидемии. Она часто проявляется как бы безобидными признаками, но руки врача не могут определить причину и развитие болезни. Потому полезно, чтобы врачи исследовали организм всеми научными способами. Никто не скажет, когда воспаление перейдет в поражение ткани со всеми разновидными последствиями. Может быть, воспаление затихнет и рассеется, но и за этим процессом нужно следить. Можно указать самую простую неразъедающую пищу, но питание нужно, чтобы организм имел достаточно жизненности.

Само уявление болезни может быть чрезвычайно разновидным, иные органы могут причинять боль косвенную или непосредственную. Воспаление оболочек связано с нервной системой, и потому может вызывать рефлекторные боли. Потому так нужно всестороннее исследование всего организма. Нередко можно замечать, что зловредное поражение обозначается болью в противоположной части тела. Вообще слизистые оболочки являются посредниками в самых разнообразных функциях организма, и они первые воспринимают насыщенность окружающей атмосферы. Таким образом, если даже не происходит опасный процесс, то все же следует обратить внимание и явить бережность.

Не забудем, что такая эпидемия была предвидена давно. Когда Мы говорили об Армагеддоне, Мы вовсе не имели в виду лишь войну, но все погубительные последствия смятения человечества. Не нужно впадать в уныние, ибо в таком подавленном состоянии человек открывает доступ всему ядовитому. Но мудро знать, что эпидемия следует за Армагеддоном. Нельзя ограничиться лишь давно известными формами болезней, нужно быть готовым к признакам самым сложным и необычным. Пусть врачи, хотя бы отчасти, признают новую болезнь, которая обнаруживалась повсюду» («Надземное»).

Вы правильно делаете, посылая себя на благую работу. Но советую делать это, когда Вы не чувствуете себя чрезмерно усталой. Устремляясь к избранному Учителю, мы тем включаем себя в великий магнитный поток, и каждый из нас находит в нем свое место и свою работу. Именно часто группы учеников посещают те или иные слои Тонкого Мира, где сами они учатся или вносят свет и помощь.

 

01.06.39

В присланных Вами вопросах и ответах Кр[ишнамурти] повторяется наставление каждого истинного Учения о ценности самодеятельности. Возможно, что, насмотревшись на лицемерное пустословие и полную бездеятельность многих своих последователей, большинство которых принадлежит к западным национальностям, привыкшим возлагаться на Христа, якобы раз навсегда искупившего их грехи и освободившего их от всех мучений, Кришн. решил пробудить их от этой сладкой уверенности и заставить их понять, что лишь личным упорным и длительным трудом достигается та цель, то счастье, к которому стремится каждый человек.

Но его неуважительное отношение в приведенном ответе к самоотверженным трудам Вел. Учителей не только недостойно, но жестоко и разрушительно. Именно он, больше многих других, должен бы понимать, что труды этих Светочей напитали и его сознание и что признательность есть одно из самых высоких качеств, которые необходимо приобрести, если мы желаем эволюционировать. Чем был бы сам Кр., если бы не Учение, данное Вел. Уч., и все возможности, предоставленные ему Адьяром?! Много недостойного недомыслия в таком его заявлении. Неужели, говоря об эволюции, он забыл что в Космосе все держится и все движется лишь взаимоутверждением и взаимодействием? Сотрудничество ярко выражено на всех планах Бытия, и чем выше сферы, тем полнее и выше сотрудничество. Потому как можем мы отвергать Великих Учителей, когда мы знаем, что Их эманации очищают и насыщают жизнью сферы нашей планеты! Правдивее, достойнее и полезнее было бы поведать своим последователям о великом значении Учителей Света в эволюции человечества и указать им, что мы не имеем права требовать помощи от Вел. Уч. или возлагаться на Них, но должны сами приложить все усилия к самоусовершенствованию, в этом будет состоять и наше сотрудничество, и только когда все наши силы и возможности будут исчерпаны, только тогда придет Их великая Помощь. Именно Вел. Учителя охраняют во всем самодеятельность и индивидуальность достижений. Но лишать отягощенные и скорбящие сердца самой прекрасной страницы в жизни нашей планеты и отвергать несказуемую красоту, до которой поднимается человек в своих устремлениях к этому воплощенному Идеалу, – жестоко и разрушительно. Это равносильно убийству духа. Снова и снова приходится наблюдать, как трудно людям совмещать противоположения, из которых соткана вся наша жизнь. Так и тут, с одной стороны, нужна самодеятельность, но в то же время необходимо признание и полное доверие к мудрому Водительству, иначе как соткем серебряную нить, по которой приходят все лучшие советы и совершается раскрытие нашего сознания для осознания великого Сотрудничества, на котором покоится все Мироздание. Так долог и труден указанный им путь, но возможно, что насильственно прикрытое пламя некоторых сердец, взойдя на новую ступень сознания, тем ярче загорится и осветит прошлые заблуждения. Может быть, кому-то нужно пройти и такой путь.

Я так люблю приведенное мною речение из Бхагавадгиты. Истинно, все путники, устремляющиеся к Вершине, к Свету и собирающиеся со всех путей, от самых низких, несомненно, рано или поздно, дойдут до ступени сознания, когда они увидят, что все символы, все формы, все идеалы вели их к восприятию единой великой истины всеобъемлющей ЛЮБВИ, воплощенной здесь на Земле в Твердыне Братства. И тогда какое же отрицание или разномыслие будет возможно?

Человек может устремляться к Высшему путем утончения и совершенствования своего труда, или через самоусовершенствование, или двигаться идеей общего блага, или возноситься путем осознания красоты Мироздания, или стремительно нестись в сердечном устремлении к Избранному Идеалу, путей много, можно сказать, столько, сколько индивидуальных сознаний, но все они ведут к Единой Вершине.

Приведу беседу, в которой говорится о сотрудничестве и самодеятельности.

«Ур. знает, что даже в Тонком Мире проявляется свободная воля. Лишь в высших сферах такая воля сгармонизирована с психической высшей энергией – так получается истинное сотрудничество. Но в средних и низших сферах часто чуется единоборство, существа не желают признать целесообразности закона Бытия. Особенно плачевно наблюдать, как жители пытаются избежать воплощения. Они прекрасно знают, что при их кармических грузах они уже не могут продвинуться в Тонком Мире, но они предпочитают даже некоторое смущение, чтобы только не предпринять нового пути земного. Мы называем их состояние смущением, но можно было бы назвать явлением мучения. Никто не мучает их, но даже в низких слоях уже ощущается невозможность продвижения. Такое противодействие свободной воли доказывает, что во время земной жизни не расширялось сознание и не было влечения к познанию Космоса».

«Конечно, кроме того, не было любви к Иерархии. Нужно очень понять это условие. Люди много говорят о любви и преданности, но на деле не прилагают усилий соединить прочную связь. Мы не говорим, что люди должны возложиться на Учителя, наоборот, Мы советуем лучшую самодеятельность, но внутри сердца будет теплиться лампада любви. Только тогда засветится и ответный огонь».

«Объясняйте, как хотите, хотя бы электрическим током, но ток истинной любви будет проводом прочным. Также и настоящее доверие вырастает лишь из любви.

Мыслитель твердо верил, что любовь есть дар божественный».

«Ур. знает, что для Высоких Общений нужно спокойствие. Возмущение вод требуется для некоторых проявлений, но если кто хочет изучать глубину колодца, он должен иметь спокойную поверхность и незагрязненную воду. Часто люди недоумевают – какое спокойствие возможно при смятении мира? Но Мы имеем в виду спокойствие сознания, которое, если оно достигнуто, то уже ненарушимо. Человек может возмущаться внешними центрами, он может словесно негодовать, но его сознание остается ясным. Нелегко достичь этого состояния, оно не придет от механических приемов. Можно ритмами затушить внешний пламень, но непоколебимость сознания рождается от связи с Высшим. Нужно беречь каждую искру сознания, вокруг него будут бушевать яростные вихри, придут такие искусители, которых даже не представить человеческому воображению. Для них каждое расширенное сознание будет преткновением на их мрачном пути. Но можно ли пожалеть, что расширенное сознание является мишенью для темных сущностей, наоборот, можно лишь радоваться, что сущности мрака будут спотыкаться об ясное сознание».

«Кто раз познал спокойствие расширенного сознания, тот может вообразить бури космические, которые все же не нарушают Мироздания. Пусть эти слова напомнят о Нашем спокойствии, которое основано на долгом опыте, при этом насущным значением является и сотрудничество. Оно подкрепляет каждое продвижение».

«Слышите ли, говорю о сотрудничестве. Каждое нарушение его будет служением тьме. Слышите ли, что каждое сослужение тьме будет разрушением? Так помните о Наших Башнях, где светится очаг сотрудничества.

Мыслитель говорил: “Каждый человек окружен сотрудничеством”».

Очень хотелось бы мне встретиться с Кр. Возможно, что записывающие его ответы не всегда точно улавливают его мысль и придают ей иной оттенок. Кроме того, мне кажется, что и его сознание несколько изменилось за последние годы.

Не успею пересмотреть присланные Вами выдержки из моего последнего письма от 15 Апр., ибо почта уходит. Также и о Толстом в связи с непротивлением злу побеседуем с Вами в следующем письме.

Также должна признаться, что мне трудно корректировать свои писания. Часто прочитанная мысль бежит и расширяется в сознании, и трудно уже чтение этой мысли в прежнем изложении, и тогда ошибки не замечаются или же, что случается к прискорбию, поправки грамматически не согласуются с предыдущей версией. Особенно часто подобное случается с запятыми, которые я забываю при этом вычеркнуть, а моя маленькая переписчица, не смущаясь, вписывает. Есть ошибки и пропуски в посылаемом Вам манускрипте «Надземное», я не имею возможности всегда прокорректировать вдвоем, а при моем усталом зрении при списывании с тетради получаются иногда пропуски и неточности. Проверить копию, посланную Юл. Дом., помог мне Н.К., и потому я просила ее сравнить эту копию с имеющейся у Вас. Думаю, что в Вашей копии есть ошибка в § 3, в фразе – «если удастся собрать ряд предметов, собранных в одно время...» вместо «собранных» следует читать – «созданных». Должна кончать. Шлю мысли сердца и мысли спокойствия и несокрушимой радости чудесному труду.

 

14.06.39

Вы правы, что среди молодых встречается не мало интересующихся основами бытия, духовными вопросами. Наряду со страшным смятением, падением нравственности и невежественными отрицаниями, наблюдаемыми почти повсеместно, можно усмотреть и замечательные знаки духовных исканий среди самых молодых. И так хотелось бы закалить эти молодые силы, чтобы оберечь их от заражения при соприкасании с излучениями представителей уходящей расы. Ведь духовность будет отличительным признаком нарождающейся расы, и, как обычно бывает, там, где это понятие преследуется, там оно вспыхивает с особою силою. Там, где этой духовности нет, там силы тьмы и не будут затрачивать энергии, они всегда бьют по самым угрожающим их центрам.

Вы также правы, что особенно трудно объяснить основные вопросы бытия, как сотворение мира и человека, людям, чье сознание было воспитано на определенных догматах. Но нарастающее поколение может ближе осознать великий закон эволюции и его распространение на всю Вселенную, ибо школьная программа уже значительно расширилась, естественные науки, биология и так называемая космография составляют уже неотъемлемую часть среднего учебного заведения во многих странах.

Действительно, как объяснить начало и развитие нашего мира или планеты со всею жизнью на ней, если не признается эволюция всей Вселенной? Ведь множества не допускают еще населенности других миров. Слова Хр., что «в доме Отца моего обителей много», не принимаются, как указующие на обитаемость иных миров, кроме нашей крошечной Земли. Всем отрицающим эту великую истину следовало бы побывать в одной из новейших обсерваторий с ее гигантским телескопом, или хотя бы перелистать звездный атлас и проштудировать [звездные] фотографии, разных частей небосклона. Величие Необъятности и наполненность пространства, которые раскроются перед ними, заставят их устыдиться своего самомнения, высокомерия и невежества. Но приближается время, когда не только отдельные ученые, но и мало-мальски образованные люди будут знать о процессе зарождения миров и жизни на планетах, подтвержденных научными данными. Потому пора начать допускать мысль о населенности и наполненности Пространства. Жизнь переносится с одной планеты на другую не только метеорами, согласно предположению некоторых ученых, но и другими способами, ведь пространство наполнено микроорганизмами, которые недоступны нашему обычному зрению и осязанию, и от них можно протянуть нить к макрокосму. Но не имеются ли уже в нашем распоряжении сильнейшие микроскопы, которые раскрывают нам чудеса окружающего нас мира? Затруднения в том, что сейчас лишь ничтожнейшая часть населения планеты имеет доступ к микроскопам и телескопам. Также не приходит людям на ум, что действительность, вмещаемая Вселенной, бесконечно превосходит сумму воображения коллективного человечества. Они будут рассматривать все написанное в «Т. Д.» Блаватской, как фантазии, но мы можем понять, что это описание есть лишь незначительная часть всего грандиозного процесса, происходившего на нашей планете.

Знаю, с какими трудностями Вам приходится встречаться при Ваших беседах, обращенных к широким массам. Ведь Вы не можете выйти слишком далеко за пределы установленных взглядов (догматов) на сотворение мира, человека, на грехопадение и т. д., но мне хотелось бы знать предел этому мертвящему невежеству. Именно, насколько возможно, без особого вызова и нежелательных последствий, начать освещать эти вопросы в связи хотя бы с новейшими научными данными? Допускается ли возможность понимания сотворения мира или хотя бы планеты и человека, как эволюционного процесса? Можно ли говорить об Адаме, как о коллективном человечестве, и олицетворении первой плотной земной расы? Можно ли утверждать, что так называемое грехопадение было лишь эволюционным процессом в жизни нашего человечества, которое с уплотнением тонкого тела вступило в новую фазу развития? Именно, что изгнание из Рая есть символ падения или нисхождения человека в его эволюционном процессе из тонкого состояния в зарождение на физическом плане и физическим способом?

Сказано в кн. Бытия: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Не трудно понять, что под кожаными одеждами разумеется уплотнение тонкого тела – или физическое воплощение человека. Также и упоминание о Сынах Неба и дочерях Земли очень показательно для утверждения эволюции, совершающейся под стимулом существ из более высокого, или Тонкого Мира. Если не допустить хотя бы схематическое представление эволюции от тонкого к более плотному, к земному, то никакой научный подход к этим краеугольным вопросам бытия невозможен. Все сущее имеет свой тонкий субстрат, и процесс эволюции от тонкого к плотному и обратно можно наблюдать во всем мире. В «Т. Д.» приводится пример куска льда, воды и пара.

Также разве можно представить, что так называемый Всемилосердный Бог мог проклясть весь род людской за то, что должно было совершиться как следствие эволюционного закона, которому подлежит все сущее, вся Вселенная? Но так как невозможно отделить Вселенную от Бога, то, значит, именно Бог возглавляет и является этим самым законом, но тогда Он проклинает самого себя?! Кроме того, возможно ли допустить кощунственную мысль, что Всемилосердный Бог может наказать весь род людской за проступок одного человека? Также откуда в Раю мог оказаться Сатана и могло расти дерево, носящее в себе и начало зла? Также не должен ли был Всезнающий и Вездесущий Бог знать, что Адам и Ева вкусят плод от запрещенного древа? Все последние вопросы задаются школьниками младших классов, но удовлетворительного ответа на них получить не могут. Не пора ли разъяснить эти символические представления согласно научным данным? Зачем порождать безбожников?

Кто же в наши дни, приобщившись к достижениям науки, может допускать дословно все сказанное в Библии? Разве Библия не является для просвещенных умов и исследователей сборником осколков великих истин, народных легенд и отголосков событий именно допотопных, давно прошедших времен, часто соединенных между собою вне всякого хронологического порядка. Библия переводилась со многих языков, и много преображений и искажений было внесено древнейшими компиляторами этих писаний. Так и перевод Евангелий на европейские языки передан не точно и, кроме того, разнится даже в этих языках. Сейчас производятся работы [по сверке] канонизированных Евангелий с сохранившимися арамейскими текстами, и уже не мало неточностей установлено. Приобрели ли Вы «Аграфы» проф. М.Таубе, изданные в синодальной типографии в Варшаве? Там собрано не мало интересного материала и мыслей самого автора.

Теперь людям, которые спрашивают, основываясь на церковном представлении, как мог Бог допустить существование Сатаны, конечно, невозможно удовлетворительно разъяснить такой поступок Всемилосердного Бога, по данным Библии, принятым церковниками в их мертвой букве. Люди правы, задавая такой вопрос. Потому если не будет осознан закон эволюции, а также что «Бога никто никогда и нигде не видел», что «Бог есть огонь» и потому Бог есть ТО НЕСКАЗУЕМОЕ всех древних религий, тот АБСОЛЮТ, вмещающий в себе все сущее, видимое и невидимое; как говорит апостол: «в нем мы движемся и имеем бытие», иначе говоря, без Которого никто не может существовать, – то без такого осознания невозможно понять существование противодействующей Силы, или, как принято в недомыслии называть ее, – Сатаны.

АБСОЛЮТ вмещает все вселенские проявления, АБСОЛЮТ из своего абсолютного Единства при проявлении становится АБСОЛЮТОМ беспредельной дифференциации и ее следствий – относительности и противоположений. Так в своем космическом аспекте Сатана не есть существо, но лишь олицетворение следствий дифференциации (относительности и противоположения). Но без существования закона относительности и противоположения никакое сознание, и познание, и усовершенствование не может иметь места. Лишь путем сопоставления, сравнения и отбора продвигается все сущее в эволюционном процессе. Потому необходимо различать два аспекта Сатаны – один космический, столь невежественно оклеветанный, и другой – планетарный, принадлежащий лишь нашей Земле. Этот последний аспект олицетворен в противнике Архангела Михаила. Этот земной Сатана есть, истинно, падший Ангел, один из Элохимов, но который преисполнился гордыни и пожелал вознестись над своими Собратьями и стать единым Богом для своих Землян. В этой борьбе с Силами Света он утерял свой лучезарный венец, но он еще очень, очень силен, будучи поддержан вольными или невольными пособниками, вербуемыми им среди невежественных и теплых воплощенных и развоплощенных землян. Теперь скажите мне, насколько можно затрагивать эти вопросы с Вашими слушателями? Впрочем, вероятно, Вы имеете среди них молодых, которых Вы можете направить на самостоятельные логические выводы.

Теперь Ваш вопрос об Агни. Агни означает Огонь. Все пространство наполнено этим огнем. Как сказано, Космос есть огненный корабль, несущийся в Беспредельности. Огонь, в виде всеначальной энергии, сообщает всему жизнь (следовательно, сознание), и высшее проявление этой огненной энергии будет высокая психическая энергия. Все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии, или из единого элемента – ОГНЯ, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ. Огонь лежит в основании каждого творения. Бог есть Огонь. Люди должны узнать, что «материя есть и дух, и каждое проявление их есть лишь проявление той же всеначальной энергии». Св. Дух всегда представляется как Огонь, древние знали много больше нас о двуеродном Огне.

Глубоко тронута Вашим даром на издание Писем. Да, я очень, очень тревожусь теми расходами, которые несут наши друзья по изданиям. Так опасаюсь, чтобы эта тяжесть, а также расширение Музея не завлекли бы слишком далеко. Всякое насильственное разбухание не полезно. Я верю лишь в постепенный естественный рост каждого начинания. Некоторые издания, конечно, не предполагались к немедленному расхождению их. Нужно еще немного подождать. Вопрос, выдержат ли друзья? Так хотелось бы сократить расходы там, где нет никакой спешки.

Радуюсь, что Вас привлекают к различным общественным обязанностям. Много пользы можете принести, призывая людей к большей терпимости и осторожными касаниями приводя их к осознанию происшедшего сдвига в мышлении нового поколения.

Теперь несколько слов о чете М. и г-же Л. Касаюсь этой истории, ибо Вы пишете, что г-жа М. посвятила Вас в свое горе. Не скрою, что я очень опечалена случившимся в стенах Общества. От всего сердца жалею жену М., ибо чувство ревности одно из самых острых. И конечно, в этой жизненной драме она заслуживает наибольшего сочувствия, если не считать и супруга г-жи Л., который, вероятно, не посвящен в происходящее. Сам «герой» продолжает свою «платоническую» любовь и упрекает жену в том, что она не может понять чистоту этой «платонической» любви. Но неужели он так груб, что считает, что лишь плотская любовь может явиться предметом ревности? Кроме того, во всех веках люди опошляли и посейчас опошляют высокое понятие платонической любви. Они не могут подняться до высот преображенного чувства, которое имел в виду великий Платон. Они не понимают, что любовь по Платону есть чистое устремление и вдохновение, освобожденное от всего низменно чувственного, причем любовь эта была направлена преимущественно к познанию идей и именно высшей среди них, к идее добра. Платон в любви ко благу видел и наивысшее назначение и блаженство человека. Так Платон всей душой устремлялся к избранной им Музе – своей Покровительнице, она была ему оплотом в его жизненном пути, но Муза эта пребывала в Мире Надземном. Любовь для Платона была великим ведущим Началом. Потому понять эту платоническую любовь могут лишь те, которые преисполнены устремления к самому Прекрасному. Никакие земные проявления любви для них не существуют и отталкивают своею грубостью. Некоторые святые испытывали такую платоническую любовь в своем устремлении к Высшему. Даже иногда такая любовь связывала некоторых из них между собою, но какая чистота сияла в сердцах таких избранников! Вспомним Абеляра и Элоизу или Св. Клару и Св. Франциска и пр. Как редко они встречались на земном плане, но души их пребывали в полном созвучии и духовной радости. Так Абеляр и Элоиза, находясь в разных местностях, даже умерли в один и тот же день. Потому пусть остерегутся говорить о платонической любви те, которые наносят страдание и горе близким. Пусть не кощунствуют в своем невежестве.

Г.Бар переслал мне копии писем его дочери к нему самому, они трогательны своею непосредственностью и борьбою между всепрощающей любовью и приступами мучительной ревности. Также получила копию дневника г-жи Л. и их письма (М. и Л.) ко мне и копию письма г. Бар. к дочери и зятю, причем последнее густо снабжено злобными примечаниями г-жи Л. и г. М. И вот чтение этого дневника и особенно их злобные примечания к письму г. Бар. оттолкнули меня от этих людей. Мне тяжко, что эти люди произносят Имя Вел. Уч. и даже благодарят Его за посланный им дар этой любви!!! Неужели Силы Света так жестоки, что будут посылать такую любовь на стороне и тем разрушать до сих пор согласный брак?! Нет, истинную причину такой внезапной любви пусть поищут поближе.

Мой совет им, который я просила Рих. Як. передать им, – чтобы они поступали так, как им подсказывает их совесть. Считаю, что их состояние духа сейчас исключает возможность какого-либо воздействия, какой-либо полезной беседы по этому вопросу.

Лишь время поставит вещи на свое место. Но мне от всего сердца жаль бедную жену. Ее соперница много старше ее и гораздо опытнее, это ясно из дневника и из ее писем ко мне. О самом М. не хочу и говорить, очень не люблю всякую ложь и грубость. Вероятно, мой портрет, который он якобы носит при себе, скоро будет им выброшен, как только он убедится, что я не могу встать на его точку зрения. И г-жа Л., конечно, скажет, что она «ошиблась и в Учении, и в людях, с ним связанных», как она дает это понять мне в своем письме, наполненном самолюбием и самыми жестокими определительными и словами о той, сердцу которой она нанесла такую рану. Приведенные мною ее слова в кавычках подчеркнуты в ее письме, чтобы я лучше обратила на них внимание. Это тоже указывает на некоторые свойства этой особы. Грубое письмо М. ко мне еще более усугубило то впечатление, которое я получила от его фотографической карточки. Он, между прочим, удивлен, кто меня так хорошо информировал о его бывших увлечениях и вообще о его далеко не нравственной жизни в прошлом, но как ему дать понять, что лучшая информация – его собственное изображение и действия. Пожалуйста, прочтите это Рих. Яковл., но пусть эти строки останутся между ним и Вами.

Радует меня все, что Вы пишете о нашем дорогом Клементии Станиславовиче. Мне дорого, что даже в страдании он помнит о Свете Учения. Очень много думаю о нем и так хочется подкрепить его и утишить его страдания. Хорошо, что Вы беседуете с ним. Эти беседы на тему о Надземном должны очень подкрепить его. Посещайте его и несите ему радость духа. Совершаете большое доброе дело, поддерживая дух болящего самыми высокими представлениями и лучшими воспоминаниями. Передайте ему наш самый сердечный привет. Надеюсь, что Вы порадуете меня вестью о дальнейшем улучшении [состояния] нашего друга.

 



[1] В посланиях Павла имеются указания о существовании многочисленных Богов и Владык и Ангельских Чинов и пр.

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик