"Письма Елены Рерих" (книга 3, фрагмент 2)Надеюсь, многоуважаемый
Александр Иванович, что Вы уже получили все предыдущие главы и мои комментарии
к ним. Разберу главу 9, стр. 181. Я сказала бы, что Новое Учение, давая,
соответственно переживаемому нами времени, новый аспект Единой Вечной Истины,
идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих
Учений. Ведь еще Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушать закон или
пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить». Истинно, каждый приходящий
Учитель является Законодателем и Огненным Очистителем одновременно. Если
проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени
появления Их все до них бывшие Учения совершенно утрачивали свою основную
чистоту и часто были искажены до неузнаваемости. Истинно, Новое Провозвестие
не отвергает ни одно Учение, но лишь очищает и углубляет их. Не следует думать,
что Учение Христа есть Учение «низшей школы», низшей ступени. Учение Христа
содержало в себе те же великие Истины, но сознание его современников не было
готово к принятию их, отсюда и все искажения, приведшие к мертвым
противоестественным догмам. Можно сказать, что не Учение Христа есть низшая
ступень, но сознание тех последователей и служителей, которые создали церковное
Христианство. Теперь очень прошу Вас
вдуматься в пересланные мною Вам Высокие Слова; они дают всю программу работы.
Так Указано: «сопоставлять Учение с прочими заветами, при этом можно отмечать
печать времени на тех же Истинах...». Мы против осуждения, но сопоставление
будет как шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить много новых
сопоставлений и прекрасных касаний. Именно указано не осуждать и не умалять,
но находить прекрасные сопоставления и касания. Если бы Вы знали достаточно
английский язык, я послала бы Вам книжечку «Основы Буддизма», очень одобренную
Самим Вл-ой. В ней изложена сущность Учения Будды, но не Буддизма, ибо Буддизм
и Ламаизм, так же как и Христианство, мало имеет общего с истинным Учением их
Основателей. Вообще полезно и даже необходимо знать Основы всех Великих Учений.
Именно это знание помогает лучшему пониманию Нового Провозвестия и Учения
Христа. Ведь все великие Учения идут из Единого Источника, и нельзя, принимая одно,
отрицать другое. Восток очень понимает все значение великой преемственности
Учений и чтит лишь того Учителя, который является звеном в цепи Иерархии
Учений. На Востоке учителя, отвергающего преемственность и утверждающего лишь
свое учение, называют «древом, лишенным корней». И такого учителя слушать не
будут. Итак, не осуждайте, не умаляйте, но лишь сопоставляйте Заветы, находя
прекрасные касания и новые грани Истины. Вы пишете: «Мать Новой
Эпохи должна любить чужого ребенка так же, как и своего...». Это утверждение
слишком сильно и неубедительно. Невозможно требовать от земной матери
сверхчеловеческих чувств. Оставим ей право любить своего ребенка больше, нежели
чужого. Но скажем, что истинная мать найдет в сердце своем любовь и к чужому
ребенку. Все дети будут дороги ее всевмещающему сердцу. Ужасна любовь
исключительная, но любовь вмещающая может иметь свои градации. Стр. 193. Главных центров
семь, и они отвечают семи принципам человека. Но для завершения человек должен
возжечь в себе все 49 огней, которые заключают в себе огни всех центров и их
разветвлений. В Учении упомянуты 21 центр, потому что открытие их влечет за
собою и все остальные огни разветвлений. Все духовные центры зависят от сердца.
Сердце есть великий собиратель и трансмутатор всех энергий. Сердце можно
назвать Солнцем по той роли, которую оно играет в нашем организме. Также, может
быть, примете совет не упоминать о принципах, слагающих человеческую сущность,
в этом Вашем труде, таком ясном и предназначенном для широкого распространения.
Может быть, лучше заменить их терминами духа, души, разума, рассудка, сердца и
т. д. Строки «Абсолютный Разум и
Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют высшей
сущности человека – его седьмому принципу, в котором сосредоточены все
достижения, когда уже нет подразделения на принципы, ибо все слилось в одном
высшем достижении, достижении Первоисточника жизни, когда человеческая диада,
его шестой и седьмой принцип сливаются в одну сущность, и Разум становится
Сердцем и Сердце Разумом...» не совсем правильны. Диада, состоящая из седьмого
и шестого принципа, не является сознательной сущностью на планах проявления.
Так, для того, чтобы достичь сознательного проявления на всех планах проявления
или обрести истинное бессмертие, то есть стать Архатом, Буддой, Дхиан-Коганом и
т. д., человек должен здесь на Земле соединить три принципа (4, 5 и 7) и слить
их именно в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила,
разлитая во всем Космосе. Потому может быть лучше сказать – именно Абсолютный
Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют
высшей сущности человека, когда его дух, разум и все чувства огненно
претворились и слились в сердце, именно когда Разум становится Сердцем и Сердце
Разумом... Так Ваш читатель избегнет многих недоумений: Шестой принцип я везде
заменила бы высшим или духовным сознанием. Вы помещаете шестой принцип в сердце
и это правильно, ибо ничто не может миновать сердца, все энергии
трансмутируются в нем, но многие теософы привыкли соединять шестой принцип –
Буддхи – только с питуитарной или мокротной железой и могут начать Вам
возражать. Но именно шестой принцип в своем высшем аспекте будет возглавляться
сердцем. Некоторые евреи, не
признающие Христа своим Мессией, гораздо ближе именно к Учению Христа, нежели
средневековые инквизиторы и многие современные книжники, богословы и иереи.
Также во имя Истины нужно сказать, что Христос действительно не был тем,
обещанным им Писанием Мессией. Мессия Евреев тождественен Майтрейе, Калки Аватару,
Мунтазару и т. д. – тому Высочайшему Облику, который должен появиться на смене
Расы, чтобы дать Новое Провозвестие и установить ту вибрацию, на которую будет
звучать духовная эволюция Нового Цикла. По древнейшим еврейским Писаниям,
Мессия в Книге Своих еврейских Жизней должен иметь такие воплощения, как Моисей
и Соломон, Сын Давида, так же как Калки Аватар, по индусским традициям –
воплощения Рамы и Шри Кришны, творца Бхагавадгиты; и, наконец, Майтрейя,
согласно буддистам, перед своим последним проявлением должен явиться в своей
земной сфере как Владыка Шамбалы. Может быть, Вы догадываетесь и узнаете Тот
Высокий, Огненный Облик, который объединяет в себе все эти и еще другие великие
воплощения, устремленные к самоотверженному подвигу на служение человечеству. И
если Вы прочтете в этом духе Бхагавадгиту, Вы убедитесь в полной
тождественности Источника. В Братстве Света этот Огненный Облик часто именуется
Учителем Учителей. Истинно это так. И теперь Вам станет ясно, почему мы именуем
этого Великого Иерарха Владыкой. У Вас встречается фраза:
«Но как и прежние Писания, Агни Йога не дает прямых определенных и
исчерпывающих указаний, как и что делать». Это заблуждение. Именно Агни Йога,
как и все Писания, дает самые определенные и прямые указания, что делать. Но
человек всегда пренебрегает сущностью и ищет второстепенных предписаний. Так же
как в каждодневной жизни, когда ему нужна аптечная дозировка или патентованные
средства, он забывает, что даже обычный добросовестный врач прежде всего
заботится о самочувствии больного и применяет средства, дозируя их согласно
состоянию организма. Все Учения, так же как и Агни Йога, всегда указывали на
самое существенное, предоставляя человеку, применившему основное, избрать и
второстепенные вспомогательные средства по особенностям его организма. Великая
ошибка всем дать один и тот же рецепт. Раз поняты основы и применены в жизни,
все остальное прилагается само собой. Но беда в том, что люди не хотят понять,
что основа всех достижений лежит в следовании Великому Идеалу и в огненной
трансмутации наших чувств, наших мыслей, всего нашего характера. Им гораздо
легче отказаться от излишеств в пище и, не отягощая своего мышления,
механически отчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую
камнем преткновения на пути к их духовному продвижению. Но, как сказано, все
механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразовать
внутреннего человека, преображение которого есть единственная цель всех
истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все высокие Йоги
заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит
в мире мыслей. Потому ни один Раджа Йог или Агни Йог не нуждается ни в каких
механических приемах, ни в каких физических упражнениях и положениях тела и т.
д. И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном
Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И
такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой
Йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя
этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого
Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической Философии, изучающей
лишь внутренний мир, мир нуменов. Также и молитва, произносимая Йогом, есть
непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным; и
устремление это творится в мыслях и поступках каждого дня. Вспоминается мне
рассказ, как однажды великий мудрец Конфуций был тяжко болен, и друзья,
пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему
начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась
уже давно». И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным
молитвенным предстоянием перед Великим Идеалом, истинной молитвою перед
Наивысшим? Так будем справедливы к Книгам Учения и всем древним Писаниям и
спросим себя – разве в изданных Книгах Учения не разобраны исчерпывающе со всех
сторон, со всех углов зрения те качества, которые необходимо приобрести для
преображения внутреннего человека? Именно в них даны и второстепенные,
вспомогательные средства, просмотрите книги с этим устремлением – и Вы найдете
не мало предписаний и даже аптечных средств. Все Учения всего Мира
постоянно настаивали на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка, как на
три основы для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к
«богам». Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие Учителя от Первого и
до Настоящего. Теперь перейду к вопросу о книге, который, видимо, всех очень
тревожит. Конечно, не может быть запрещения читать книги по разным отраслям
знания искусства и духа, наоборот, следует всячески пополнять знание свое, но
необходимо научиться разбираться в них. Так я всегда остерегала от многих
теософических книг. И конечно, когда есть возможность иметь все сокровища Книг
Учения, освещающие все проблемы жизни и указующие новые пути знания, когда есть
возможность ознакомиться с «Письмами Махатм» в их полном английском издании и с
трудами Е.П.Блаватской, которых немало, то чтение всех остальных книг
теософической литературы, за малыми исключениями, являющихся их слабым отзвуком
и часто в ложном толковании, есть пустая трата времени. Так, например,
«Эзотерический Буддизм» Синнета написан целиком на основании полученных им
писем Махатм, но все эти письма гораздо полнее приведены в издании этих Писем и
при этом без добавления ошибочных комментариев. Я уже упомянула Вам книгу
А. Безант «Эзотерическое Христианство» и даже «Иннер Лайф» Ледбитера, но все
остальные книги последнего автора полны вредных заблуждений. Есть еще неплохая
книжечка Джеджа «Океан Теософии», но все это лишь толкования той же «Тайной
Доктрины» и хороши для самых начинающих. Но особенно ужасна книга совместного
творчества А. Безант и Ледбитера, заключающая в себе якобы жизни Великих
Учителей и некоторых учеников, именно: г-жи Безант, Ледбитера, Кришнамурти,
Арундель и т. д. Я редко встречала что-либо равное по безвкусию,
кощунственности и лживости. Как сказано Великим Владыкой: «Книга эта творение
многих рук, лишенных знания и красоты». И таких перлов среди теософической
литературы не мало. Ведь и Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его
был уничтожен разящим Лучом. Потому лично я всегда советую, если есть возможность,
читать восточную литературу, ибо в ней, когда она не искажена переводом, нет
заблуждений, или очень мало. Потому прекрасно было бы, если члены Общества
ознакомились бы с основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавадгиты, Конфуция, Лао
Цзы и т. д. Конечно, огромное затруднение в том, что так мало переведено на
русский язык. При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже
укрепить на пути Учения. Также всегда буду рекомендовать читать книги Суоми
Вивекананды и Изречения Рамакришны, и особенно люблю читать четыре тома,
посвященные описанию жизней Рамакришны и Суоми Вивекананды. Читая их,
проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень
много прекрасных восточных книжечек, но теософическую литературу, за малыми
исключениями, я не люблю. Прекрасны также книги Сестры Ниведитты об Индии и о
Суоми Вивекананде, который был ее учителем. Между прочим, знаете ли Вы, что Йог
Рамачарака есть псевдоним американца Аткинсона? Но книги его не плохи. Если я
не ошибаюсь, он был знаком с Суоми Вивеканандой. Конечно, очень много
читателей, которые, прочтя книжные теории, сопоставят их с Учением и при
очевидном расхождении их впадут в расстройство. Вот почему на первых порах
всем, неутвердившимся в Учении, так опасно читать лживые книги, трактующие о
том же Учении. Много горя приносят духовные заблуждения. Одна надежда, что
ввиду того, что так мало переведено на русский язык, самые вредные не проникли.
Теперь в заключение приведу несколько страниц из Учения о книге: «Ошибки в книгах
равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид
тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя по
числу отпечатков книг. Занимать ложью места народных книгохранилищ тяжкое
преступление...» Конечно, нельзя препятствовать новым взглядам и построениям,
но неверные данные не должны вводить в заблуждение, потому защита знания
ложится на всех членов. Не позже года должны быть проверены книги, иначе число
жертв будет велико. Особенно надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено.
На полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих
паразитов. Недостойно, невозможно предложить прочесть лживую книгу. Зачем
обращать лучший угол очага в лживого шута. Должно отметить вопрос книги». Да,
есть еще страницы в том же духе, когда-нибудь приведу их Вам. И особенно нужно
беречь детей. Именно многие духовные и физические язвы детей от недостойных и
лживых книг. Если бы читающие Книги
Нового Провозвестия вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые
области знания, затронутые в них, и задались целью основательно изучить их, то
материала в них хватило бы не на одну, но на несколько жизней. Но обычно люди
читают глазами, а не сердцем, и потому самые замечательные Указания, самые
величайшие откровения скользят по сознанию, не оставляя ни малейшего следа.
Мне, имеющей ключ ко многим утверждениям в Книгах Учения, приходится с грустью
убеждаться в этом на каждом шагу. Книги эти дают направление всему мышлению,
указывая новые области, устанавливая новые вехи для всех научных исследований.
Книги эти так жизненны, так насущны, ибо они устремляют в будущее. Книги Учения
– неисчерпаемый кладезь для ученых, сознание которых не затемнено
предубеждениями. Человек без предубеждений, живущий в преддверии будущего,
истинно, уже творит его и тем самым уже облегчает и настоящее. Конечно, всякие
сопоставления полезны, но после приходит ступень, когда книги становятся
справочниками, иногда лишь для определенного технического сведения, но истинное
знание открывается лишь при претворении и приложении Указаний, даваемых в
Учении, которое не останавливается ни на один день и огненными формулами и
вехами ведет нас вперед, намечая грядущие события и ступени сознания и все шире
и шире раздвигая завесу в Великую Беспредельность. Так пусть никто не думает,
что чтение книг запрещено. Это ересь. Но пусть умеют разбираться в достоинстве
их. Также очень полезно знакомиться со всеми новейшими достижениями в области
науки, чтобы еще раз убедиться, как наука близко подходит к утверждениям
Сокровенного Знания. Так я всегда мечтала издавать при нашем главном Центре
журнал, посвященный всем достижениям в области искусства и науки. Мне хотелось
давать обзор всего, что достигнуто по настоящий день во всех отраслях знания и
отмечать направление мысли. Пока что нет возможности это осуществить, но в
будущем и это будет выполнено. Потому еще раз повторяю, пусть ни у кого не
сложится убеждение, что запрещено питать мысли из тех источников, которые ему
доступны. Никаких запрещений нет, лишь остережение против лжи. ...Каждый надеется стать
принятым учеником. Это очень хорошо, но надежду эту нужно трансмутировать в
огненное устремление, в пламенную любовь к Учителю и самоотверженному подвигу
на Общее Благо. Когда такое устремление утвердится, то приложение Учения на
самом себе и в жизни каждого дня станет радостью, и тогда достижение цели
несомненно. Но следует спросить себя и дать ответ со всею искренностью,
действительно ли имеется такое огненное устремление и самоотвержение и не
скрыто ли в глубинах нашего существа эгоистическое желание достижения больших
знаний, прежде всего, для своего личного возвеличивания? Если малейшие признаки
такого желания налицо, оно явится самым большим препятствием на пути духовного
продвижения. Для принятия в ученики, прежде всего, нужно понимание и принятие и
несение подвига в жизнь. Именно над этим понятием несения подвига, как
непременным условием, следует очень задуматься. Но большинство даже не задается
мыслью, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать принятым
учеником, и какие качества закрывают перед ним эту возможность? Глубоко
продуманное уяснение этих качеств чрезвычайно важно. Ведь многие в наивности
своей убеждены, что Вел. Учителя мучительно ищут себе учеников и готовы принять
каждого выразившего желание. Нет, Вел. Учителя не ищут учеников, ибо основное
правило гласит – что именно ученик должен искать и найти. Но Вел.
Учителя действительно ищут каждую возможность пролить помощь на Общее Благо
через разные каналы. Потому мы часто встречаем прекрасные книжечки, написанные
автоматическим путем через многих психиков, и часто эти психики после написания
книжечки никогда больше не слышат об авторе, давшем им эту жемчужину, даже не
знают настоящего имени Его, так же, как не проходят они определенной
дисциплины, которой подлежали принятые ученики. Главным непреложным признаком
близости к Учителю будет получение Указов, знание будущего и сроков и, конечно,
самый характер и образ жизни ученика. О Карме. Следует в связи с
вопросом ученичества всесторонне задуматься над законами Кармы. Не может
человек, отягощенный кармой, стать признанным учеником. Лишь те, карма которых
на изжитии, могут быть приняты в ближайшие ученики. Ведь мало кто отдает себе
отчет или даже может понять, какую страшную тяготу возлагает на себя Учитель
принятием ученика. Потому Великие Учителя, стоящие на Дозоре Мира, направляющие
мировые процессы для удержания Равновесия и ведущие величайшие Космические
Битвы, могут приближать лишь тех, в ком Они уже не сомневаются; кто прошли и
очистились через многие огненные испытания и в этой жизни снова доказали свою
самоотверженность, и готовность, и преданность не в условиях благополучия, но
на краю пропасти. Отсюда то ничтожное число принятых учеников. Можно спросить – в чем же
состоит тягота Учителя? Скажу – она ужасна, и весь размер этого напряжения, не
зная оккультных законов, невозможно даже представить себе. Приняв ученика,
Учитель устанавливает с ним незримую, но действенную связь, принимает его в
свое Сознание, то есть с этого момента Учитель знает в любую минуту, что
происходит с учеником, знает каждую его хотя бы мимолетную мысль и чувствование
и направляет его соответственно. Потому можно понять, как тяжелы, как
нестерпимы должны быть для Высокого Сознания Учителя дисгармонические вибрации
сознания ученика, как недопустимы неизжитые вожделения его при такой тесной
оккультной связи с Учителем. Каждая дисгармоническая вибрация сознания ученика
обрывает ток связи и при повторности может совершенно прекратить ее. Но каждое
отрывание нити обоюдно очень болезненно и несет свои последствия. Но это только
часть тяготы, о другой говорить сейчас не приходится. Вот почему принятие в
ученики производится с величайшей бережностью и есть величайшая привилегия. И
для ученика с момента принятия начинается совершенно новая и тоже нелегкая в
силу страшного напряжения, внутреннего и внешнего, жизнь. Пробуждаются не
только все спящие энергии его (они пробуждаются и на подготовительном пути), но
наступает ускоренное развитие и трансмутация их. На него направляется целая
батарея незримых, но мощных лучей, которые, по мере роста устремления и
расширения сознания ученика и утончения всего организма его, становятся все
более и более ощутимыми, и все они направлены к единой цели, именно к
трансмутации внутреннего человека и к утончению и разъединению его трех тел для
самостоятельной деятельности на соответствующих планах. Велико напряжение
ученика и, конечно, физические силы его временно слабеют, и он должен
придерживаться известного режима, не выходя из жизни. Конечно, все эти лучи
могут быть восприняты лишь при высшем устремлении ученика. Во всем нужна
взаимность соответствия или согласованность. Эту согласованность Великие
Учителя находят прежде всего в так называемых сужденных учениках. Так мы
называем тех, кто были учениками, или же были связаны нитями преданности и
любви в своих предыдущих жизнях с Высокими Духами. Такой ученик в этом
настоящем своем воплощении уже с самого рождения находится под наблюдением
Высшего Учителя, самые условия рождения его определяются Учителем и нужные
способности его выявляются в соответствии с назначенной ему миссией. Такой
ученик несет полную чашу и от ранних лет уже знает Учителя, знает Облик Его,
потому такие духи не могут уже отклониться, и события жизни их, как неудержимый
поток, несут их к назначенным берегам. Потому благословим нашу карму, если она
в прошлых жизнях наших связала нас нитями преданности и любви хотя бы с одним
из Высоких Духов или с ближайшими учениками Их, ибо такая карма есть кратчайший
путь к намеченной цели. Вот почему так священна Иерархическая Цепь. В утешение и для придачи
бодрости скажу, что хотя долог путь подготовительного ученичества и много
препятствий приходится одолевать и много испытаний лежит на пути, но каждое одоление
несет свою радость, и приближение, и свое откровение. Также следует иметь в
виду, что испытания эти не есть удуманные или подстроенные, но на самом деле;
испытание ученика заключается в том внутреннем отношении его и находчивости,
которые будут проявлены им при всех встречаемых затруднениях и обстоятельствах
жизни. В теософ. литературе обычно упоминаются семь лет, как период испытания.
Но этот срок может быть уменьшен или продлен до бесконечности. Все зависит от
кармы ученика и от его внутреннего развития. Также очень часто лица,
имеющие явления психические, считают себя особо продвинувшимися на пути. Нет
большего заблуждения, ибо психизм и истинное духовное развитие идут обратно
пропорционально. Сильное проявление психизма задерживает рост духовного
развития. Именно все, похваляющиеся психическими проявлениями, должны быть
очень осторожны, ибо, как сказано в Учении, «психизм не есть духовное развитие»
и ученик Света, Служитель Иерархии, не имеет психизма, его духовное развитие
совершается на высших планах, недоступных психизму, и он идет, водимый
побуждениями чувствования. Слабые духовно психики являются нередко
лакомым блюдом для сатанистов. Теперь вопрос – до принятия в ближайшие ученики нужно ли иметь земного учителя? Не приходила ли Вам мысль, почему среди Великой Общины, среди Членов Ее, мы встречаем, за редчайшими исключениями, только Восточников по национальности, как в предыдущих своих жизнях, так и в настоящих воплощениях? Нет ли объяснения этому в самом характере восточных национальностей, заключающем в себе особые для этого качества? Именно так. И первым из этих качеств, тысячелетиями внедряемых в сознание Востока, было именно качество преданности своему Гуру. Связь ученика с его Гуру считалась и считается посейчас на Востоке самой священной, превыше всех связей кровных. И оккультно оно так и есть, ибо Гуру создает сознание настоящего человека – носителя Кармы, и как избрание учеников, так и выбор Учителя должны быть произведены с большой вдумчивостью и осторожностью. Но тех, кто далек от священного
понимания ученичества, не следует насиловать, пусть идут своим путем. Ведь
кратчайший путь, путь сердца, мало кому доступен, вернее, мало кем избирается,
ибо требует великого качества преданности, этого редчайшего благородства,
которое в наш век, отмеченный всякого рода суррогатами, заменено преданностью
Золотому Тельцу. Имейте в виду, когда в
Учении говорится об Иерархии и Учителе, то не всегда подразумевается Высший
Иерарх, или Небожитель, но часто, именно, указывается земной, духовный
Руководитель. Помните, как сказано – «имейте каждый Учителя на земле». Именно,
земного Учителя, который может явиться звеном с Иерархией Высших Сил. Между
прочим, этот закон Иерархический особенно трудно воспринимался и воспринимается
нашими современниками. Но великие Учителя особенно настаивают на нем. И Они
твердо, неуклонно устанавливают Иерархию среди своих учеников. Никто не может
перешагнуть через поставленного Старшим Самим Вл-кой. Во времена Е.П.Блаватской
мало кто признавал ее авторитет, и даже те, кто принимал вначале, как только
начинали получать благодаря ее посредству, хотя бы изредка, указания от Самого
Вл-ки, сейчас же начинали пренебрегать советами и указаниями, идущими от нее.
Это и было камнем преткновения, в этом заключалась вся драма Теос. Об-ва, ибо,
как я уже сказала, Великие Учителя непоколебимы в своих Иерархических постановлениях.
Так в нашем построении, хотя некоторые из ближайших сотрудников тоже получают
Указания от Самого Вл-ки, но Океан Учения и все, касающееся сроков и будущего,
сосредоточено в одних руках. Христос, говоря о кончине
Мира, не мог иметь в виду конечное завершение эволюции нашей планеты. Ибо если
эволюция следует естественному законному порядку развития и планета входит в
свой седьмой круг, а человечество в седьмую Расу со всеми подрасами, то при
завершении этой эволюции не может быть такого Страшного Суда. Ибо к этому
времени человечество и планета достигнут состояния Высших Миров, где уже нет
сознательно противодействующей добру силы зла. Христос, конечно, знал о
создавшейся тяжкой Карме человечества и планеты, знал о грозной гибели
большинства, и потому Он имел в виду именно приближающееся смещение Расы,
всегда сопровождающееся величайшими космическими катаклизмами, и перед которыми
заблаговременно совершается великий отбор перед окончательным Судом. Будучи
Посвященным, Он не мог не знать, что эта катастрофа может явиться Днем
Последним, в силу ужасающего падения духовности в человечестве. Ведь
возможно, что не собрать будет столько противодействующих, разряжающих,
энергий, чтобы удержать планету от конечного гигантского взрыва. К этому взрыву
Кн. мира сего и направляет все свои усилия, ибо он знает, что в очищенной
атмосфере, пронизанной новыми огненными Лучами, или энергиями, пребывание его в
сфере земной станет нестерпимым, невозможным. Потому он стремится взорвать,
чтобы, как сказано, уплыть на обломках. Прилагаю Вам заметку из газеты
«Возрождение». Может быть, Вы тоже утилизируете ее. Помните, в Учении сказано,
что именно дух человека может стать взрывателем планеты. Также сказано и о
разрядителях, число которых так мало, и потому вся тягость удержания равновесия
планеты ложится на них. Сильный Дух может удержать целую местность от
землетрясения. Так в древности Великие Учителя посылали своих высоких учеников
в местности, угрожаемые землетрясением. Конечно, нужно с большой
осторожностью и распознаванием относиться к снам и видениям. Чтобы правильно
видеть и понимать, нужно научиться управлять высшим Манасом и не допускать
вторжения в него. Много примеров видений, когда высший Манас являл Истину, но
затронутая самость пробуждала низший аспект его, который, вторгаясь, не только
вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной истины. Не уменьшение пищи, но
лишение сна подрывает организм. Ведь человеку немного нужно. Так, занимающемуся
умственным трудом совершенно достаточно принимать пищу два – три раза в день.
Причем два фрукта или овоща, немного мучного и коровьего масла и молоко –
лучшая пища и диета. Но, конечно, тому, кто привык к мясной пище и в большом
количестве, сразу перейти на исключительно растительную и мучную пищу может
быть трудным и даже вызвать нежелательные реакции в организме. Потому всегда
нужна осторожность. Но примем истину, что большинство болезней человечества
происходит именно от всяких излишеств и, главным образом, от переедания.
В Америке, где люди страшно напряженно работают, едят мало, при этом они
чрезвычайно выносливы; уровень смертности по возрасту там ниже, нежели в
России до войны. Теперь Ваш вопрос. Если
спросят, Вы можете сказать на основании моего утверждения по Указу Самого Вл-ки,
что сейчас лишь Общество, возглавлявшееся Фел. Ден., а теперь находящееся под
водительством Карла Ив., находится под Щитом или Покровительством Вел. Вл. Бел.
Бр. Ибо лишь это Общество получает Учение из Высшего Источника через единых
Доверенных Н.К. и Е.И.Р. Все должны понять, что Щит Вл. может быть лишь там,
где Его Доверенные, это оккультная аксиома. Это есть Цепь иерархии, о
которой столько говорилось. Нарушение Цепи грозит разложением оторвавшимся от
нее. Книги Учения продаются везде, и некоторые лица, пользуясь их анонимностью,
собирают группы и выдают Учение за свое. Потому единым мерилом, находится ли
такое Общество под Щитом Вел. Вл., будет его контакт с Доверенными. Потому
пусть члены Общества следуют и судят по этому признаку. Многие наивные люди
полагают, что темные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как
заблуждаются они. Так действуют лишь грубые силы и силы малых степеней. Гораздо
опаснее те, кто приходит под личиною света Учения. Вы уже знаете такой пример.
В Америке существует очень обширное общество, и глава его получает учение от
учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом. Мы
знаем, кто скрывается под этим псевдонимом. Сила его велика. И цель
этого учителя, персонифицируя якобы Учителя Бел. Бр., как можно больше заманить
в свои кадры неплохих и полезных людей, которые иначе могли бы действенно
помочь Великому Плану Владык, Плану спасения планеты. И эти несчастные, не
обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки летят на испепеляющий
их черный огонь. Невежество, отсутствие чувствознания толкает их в объятия тьмы
и лишает надолго, если не навсегда, благотворного воздействия и притяжения
Лучей Великой Твердыни Света. Грозен Армагеддон, ведь силы тьмы борются за само
существование свое, отчаяние делает их столь сплоченными и упорными в
достижении цели своей. Князь Мира имеет много талантливых, сознательных и
бессознательных пособников, и наивно думать, что они не умеют действовать
тонко. Они очень изысканны и изобретательны и действуют по сознанию своих
жертв. Но все они лишены теплоты сердца. У меня есть книги этого Тибетского
учителя, они сухи до чрезвычайности. Одна книга называется «Белая
Магия». Мне сказано, что лучшие страницы заимствованы из Учения Бел. Бр.
Интересно отметить, что глава этого Общества для большего престижа своего и
заманивания сторонников наших книг рекомендует их своим членам и учредила
классы для изучения книг Агни Йоги. Так переплетается на Земле тьма со Светом.
Сеть тьмы плетется искусными руками. Многие члены этого Общ., заманенные
преподающимся там разбором и изучением книг Агни Йоги, приходят к нам, прося
учредить такие же классы и группы для совместного чтения и обсуждения книг
Учения. Только с настоящей осени с Высшего Одобрения я поручила г-же Хорш начать
такие группы в более широком масштабе. Также не без интереса отметить, что
водители такого обширного Общества состоят в то же время в т[айной] полиции на
службе одной державы. Много страшного творится
сейчас в мире. Много самого отвратительного колдовства распространено по всему
миру. Конечно, как всегда, наиболее крупные центры являются и центрами главных
темных сил. Именно все исчадие ада выползло на поверхность Земли.
Невежественные массы – их лучшее орудие. Вот почему так важна сплоченность всех
сил белых и беленьких, но последние так легко окрашиваются в сереньких,
пополняя собою кадры тех, о которых сказано в Апокалипсисе: «Но как ты тепл, но
не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Только сила преданности и
устремления к Служению Великой Иерархии Света может спасти от широко
расставленных сетей Князя Мира сего. Нам, русским, уготовано спасение под
Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Пр. Сергия Радонежского, о
Нем поется в Акафисте – «От Бога данный России Воевода». Напряжем все наши усилия,
чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары темных по нашей
ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не
причиняя вреда. Обычно удары эти сказываются на слабых органах. Аура, насыщенная
преданностью Иерархии, может противостать всем нападениям темных. Но нельзя ни
на минуту допускать сомнение и уклонения от этого фокуса Света. Преданность и
чистота побуждений – наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий. Мне очень хотелось бы,
чтобы Вы еще сильнее подчеркнули труд, как главный фактор воспитания духа,
причем указали бы, главным образом, на значение качества его. Также на
совершенную необходимость умственного труда, ибо если пот физического труда питает
Землю, то пот умствен. труда претворяется лучами Солнца в Прану и дает жизнь
всему сущему. При осознании этого значения умственного труда явится и должное
уважение к мыслителям, ученым и прочим творцам. Лишь умственный труд дает нам
расширение сознания и тем приобщает к дальним мирам, ко всему Космосу и
устремляет к радости беспредельного совершенствования. Так прекрасна Ваша глава
об Устремлении! Хорошо бы еще больше связать эту устремленность с понятием
подвига, введя это понятие в единый смысл жизни. Много сказано о подвиге в
книгах Учения. Ведь лишь подвиг может питать наш дух и ускорить нашу эволюцию.
Именно подвиг и героизм должны быть очень преподаны в школах. Пусть дети
называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть
дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет
очерчен Облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни
незаменим. Нужно без промедления дать такой материал. Шире пользуйтесь
выдержками из книг Учения, это даст новизну книге. Теперь другое. Не следует
думать, что Последний Вел. Учитель явится во плоти и будет ходить среди нас,
уча, как это делали Будда и Христос. Каждая эпоха требует своих выявлений. И
потому тип Учителя, ходящего с группою учеников из селения в селение, канул уже
в Лету. Влад. М. сейчас еще носит физическое тело для особых целей, но не для
встречи с толпами. Мне уже пришлось ответить на этот вопрос, потому привожу
выдержки из этого письма: «Великое Пришествие не может быть явлением обычным, и
потому оно не будет в физическом теле. Нужно понять, что Вел. Владыки принимают
или сохраняют тот или иной Облик в соответствии с нуждами Мира. Почему так
трудно представить себе, что Великая Индивидуальность не будет нуждаться в
физическом теле для своих проявлений. Кроме того, факты прошлого и примеры
современной жизни показывают нам, как встречались и чем сопровождались все
появления Великих Духов среди человеческих двуногих. В лучшем случае они
награждались этикеткой шарлатана или шпиона, вернее, и тем, и другим. Люди
обычно приписывают другим все свои качества. Поучительно прочесть исторические
данные о Сен-Жермене, этом посланце Бел. Бр. Вспомним и Е.П.Блаватскую и все
явления Вел. Махатм. С каким недоверием и часто кощунством приняты были Их
Послания и манифестации! Но даже если бы сам Христос появился сейчас среди нас,
то и Ему не миновать было бы тюремного заключения и в худшем случае суда линча.
Потому нужно понять, что Величайшая Индивидуальность не может появиться сейчас
среди хаотического мышления и вибраций разнузданных толп. Великие Владыки во
всем следуют закону ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ. Так поймите, что по сознанию современного
человечества Проявление в физической оболочке совершенно невозможно и было бы
разрушительно для всей эволюции. Вел. Владыка, невидимо-видимый, будет править
и уже правит, облаченный всеми Лучами мощной, но незримой ЛАБОРАТОРИИ;
скоро, очень скоро Лучи будут направлены на пробуждение духа человечества. По древнейшим заветам,
Владыка Шамбалы сражается с самим сатаною, но битва эта прежде всего происходит
в Тонких Сферах. Здесь же Владыка Шамбалы действует через своих земных
доверенных и воинов, но Сам доступен лицезрению лишь в редчайших случаях.
Появление же Его в Его Огненном Облике для многих и многих было бы
разрушительно, ибо Аура Его напряжена энергиями необычайной силы. В Евангелии
от Матвея 24–27-39 довольно точно описано Пришествие при дне Судном, ожидающем
нашу планету, но до этого дня Вы успеете состариться, хотя частичные катастрофы
будут раньше... Учение, даваемое сейчас
Вел. Влад. М., и есть уже знамение Его Прихода. План, связанный с Пришествием,
уже приводится, и мы являемся свидетелями великого переустройства Мира. Так
карта Мира меняется, горе отвергшим дух!..» Теперь о состоянии, Вами
описанном. Конечно, световые образования указывают на начальные проявления
некоторых центров. Совет быть очень осторожной, малая, краткая пранаяма без
удержания дыхания не может повредить, но не так, как это делается некоторыми,
ознакомившимися с книгами разных псевдойогов, да еще при гимнастике; это может
привести неожиданно к самым печальным результатам! Потому очень прошу Вас,
будьте осторожны. Я никогда не делала никаких упражнений, даже простой
пранаямы. По правде сказать, у меня инстинктивное отвращение ко всем
искусственным насилиям там, где мы касаемся сокровенных огней сердца. Ведь
усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм, эти два антипода
истинного духовного развития. Чтобы утвердить Вас во вредности всех
насильственных упражнений, приведу слова Е.П.Бл. из третьего тома «Тайной
Доктрины». «Истинно, то, что
называется пранаямой или смертью дыхания, всегда кончается для упражняющегося в
ней смертью – моральной всегда и физической часто. Несколько нетерпеливых чела,
которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к
этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых
один умер; другие стали почти идиотами, и еще один покончил самоубийством, и
другой развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого,
его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя
единодушно запрещают упражнения в пранаяме». Потому не преувеличивайте
значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа Йоги,
имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания
легких, тогда как древние Раджа Йоги понимали это как дыхание ментальное, ибо
только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и к
восстановлению функции третьего глаза и к истинным достижениям Раджа Йоги. Вы знаете, как Вел. Учителя
не одобряют развития психизма, потому во второй части «Мира Огненного» сказано:
«В то время, когда один полагает сердце свое во спасение ближних, другой
утопает в явлениях Тонкого Мира. Подвижники великого служения не имеют
психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии, и сердце их звучит на боль
мира». «Психизм есть окно в Тонкий
Мир, но Учитель скажет школьнику – не оборачивайся часто к окну, но смотри в
книгу Жизни». «Часто психизм оказывается
расслабляющим явлением, ибо великое служение в чувствознании. Потому Мы
остерегаем от психизма, от устремленного назад взора без определенной задачи на
будущее. Слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов.
Именно, среди служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к
этой “чаше”, ибо не может быть кратчайшего пути без испития ее. Устремленное к
Иерархии сердце чует, как нужна и спасительна чаша возношения. Кому она только
предмет насмешки и осуждения, но кому-то она драгоценная сокровищница. У Нас
большое желание, чтобы истинное чувствознание развилось». «Область психизма такая
сложная, такая страшная и таит в себе много сюрпризов для самоявленных адептов.
Много сознательной и еще больше бессознательной лжи в видениях медиумов и
недисциплинированных психиков. Без Высшего Руководства нельзя безопасно
погружаться в эту область. Разбираться в видениях может лишь ученик,
находящийся под непосредственным наблюдением Вел. Учителей; чтобы видеть и
понимать, нужно научиться управлять низшим манасом и не допускать вторжения его
[в Высший]. Есть много примеров видений, когда Высший Манас являл великую
истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который, вторгаясь,
не только вносил свои добавления, но и искажал весь смысл явленной истины». Итак, всегда следует
указывать на весь вред психических явлений. Именно в древней Индии факиры или
медиумы не допускались в Святая Святых храмов. Также и иерофанты Египта не
принимали в ученики психиков и медиумов и даже избегали слуг-лимфатиков.
Духовное достижение – в накоплении и развитии чувствознания, об этом я уже
писала, но вопрос этот настолько основной, что его следует всесторонне пояснить
и часто возвращаться к нему. Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего
с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к постоялому двору
для развоплощенных лжецов. Также и психизм далек от огненной трансмутации
центров. Потому будем стремиться к
истинному ученичеству и служению, выражающемуся в несении подвига жизни, в
самоотверженной работе на благо, и все приложится в лучшее время, без
насильственных мер, которые могут надолго задержать истинное духовное развитие
наше. ...Нужно раз навсегда
понять, что люди, занимающиеся спиритизмом, открывают себя для всякого рода
одержания, и кто может сказать, когда наступит та степень одержания, при
которой жертва уже не будет в состоянии освободиться от своего поработителя.
Именно этими послушными орудиями пользуются темные силы, чтобы через них
проникать в светлые начинания и предательски разрушать их. Безумцы не понимают
всей страшной опасности, которой они подвергают себя, позволяя астральным
сущностям проникать в свою ауру! Потому Вел. Уч. так против не только медиумов,
но иногда не принимают в ближайшие ученики так называемых психиков, ибо
психики, не имея духовного синтеза, также часто становятся добычей сатанистов.
Потому сторонитесь всех спиритов и медиумов. Нам с ними не по пути! Пусть
следуют своим путем. Наивные люди обычно полагают, что темные силы всегда грубы
и преступны в своих действиях и намерениях. Это пагубное заблуждение. Ибо так
действуют темные силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто проходит под
личиною света и с нашими формулами на устах, как в описанном мною случае.
Темные всегда действуют по сознанию своих жертв, и надо отдать им
справедливость, действуют они часто очень тонко и изобретательно, играя на
самолюбии и слабых струнках своих жертв. Обычно жертвы эти набираются из лиц,
поглощенных самостью и самомнением, которым не доступно понимание подвига и,
следовательно, истинная духовность, которые всегда стремятся лишь к собственной
выгоде. Потому всегда распознавайте людей по огням сердца, по их преданности и
готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству; другого мерила нет.
Конечно бывают еще такие типы, которые, жертвуя всем, таят надежду на
вознаграждение за свою жертву, обычно такие встречаются среди фанатиков. Такие
также далеки от истинного ученичества и духовного восхождения. Сужденный ученик
никогда и ничего не ждет, но идет радостно, имея целью лишь Служение всеми
своими способностями и возможностями. Существует странное явление, я сказала бы
закон, что обычно больше всего принесший и отдавший меньше всего просит и ждет.
Но принесший лишь бремя своей кармы почитает себя пожертвовавшим своей жизнью.
Это замечательное психологическое явление отмечено и разобрано в деталях в
буддийских учениях. Конечно, нигде не заповедано отдать все и самому пребывать
в нищете. Помните, как сказано: «Кто сказал, что нужно отдавать безумно?
Истинно безумным так и останется...» Перечтите 138 стр. в первой части Л.С.М.
Во всем всегда нужна великая соизмеримость. Без соизмеримости, распознавания,
четкости и преданности трудно продвигаться по пути. Это четыре краеугольных
камня, на которых зиждется каждое построение. Сейчас распознавание людей
особенно нужно, ибо мы вступили в самый разгар великой Космической Битвы. Силы
тьмы борются за самое существование свое, отчаяние делает их сплоченными и
упорными в нападениях своих. Большинство же светляков облеклось в серые одежды
непротивленцев – кто по осознанному лицемерию, кто по малодушию, кто в силу
недоумия или же страха, но результат этого непротивления или духовной теплоты
один – именно участь, предуказанная в Апокалипсисе: «За то, что ты не холоден и
не горяч, извергну тебя из уст моих». Но как мало людей, вдумывающихся в
научную точность этой формулы! Но, впрочем, нам запрещено вопрошать и
вдумываться в великие формулы Писаний: анафема грозит тем, кто осмелится
потребовать просмотра искаженных Заветов Христа, и готово клеймо нового модного
позорящего слова «масон». Но, конечно, слово это имеет такое клеймящее значение
лишь в сознании и умах наших соотечественников. <...> По-видимому, нашим
сородичам не известно, что все главы государств, все Короли возглавляют
масонство в своих странах, вся аристократия Англии и др. стран, многие высшие
чины правительств имеют разные степени масонства и свои ложи. И даже здесь в
Индии, ежегодно в особый памятный день масоны, официальные чины Брит. Империи
парадируют по улицам главных городов при всех своих масонских регалиях. Все
делается совершенно открыто, и газеты и журналы полны снимков как разных королей,
дюков и принцев в масонских одеяниях, так и их лож и собраний. Масоны в Америке
и Англии, кроме многочисленных лож, имеют во всех главных городах даже свои
особые грандиозные храмы. Конечно, ввиду такого распространения этого движения
и даже профанации его, ибо каждый лавочник и кондуктор – масон, можно встретить
наряду с такой бутафорией и вредные ложи. Как всегда и во всем все прекрасное
является сейчас редчайшим исключением. И во всей силе остается пословица
«одна паршивая овца заражает все стадо». Но умам, претендующим на
просвещенность, следовало бы строить свое мнение на фактах и не изображать из
себя попугаев, бессмысленно повторяющих услышанные ими формулы. Так и мой
прадед Мих. Ил. Голенищев-Кутузов, светл. князь Смоленский, называемый спасителем
России, был масоном, и ему было указано, что он спасет Россию. И история
свидетельствует, насколько жизнь его была верным служением своим государям и
своей родине. Потому зачем проявлять невежество? И не будет ли справедливее и
научнее изучить, чем было и чем стало сейчас масонство? Ознакомившись с
первоосновами масонства, мы изумимся высоконравственному кодексу его.
Да, нужно бороться с косностью и невежеством, с темным сознанием, с
ограниченным мышлением. Это самое неотложное и светлое задание. Ведь жизнь
питается только высокою мыслью, потому удушение мысли неминуемо приведет к разложению.
Привожу строки из Учения: «Так же как сознание может быть залогом расцвета, так
оно может явиться разложением. Мысль ограниченная является проводом для темных
проявлений. Потому мысль может развиться в великое напряженное начинание или
может разрушить каждое начало. Ограниченное мышление сокрушает все
возможности, ибо явление строительства зиждется на росте сознания. Как
можно устремляться к Высшему Идеалу без расширения сознания? Ведь облик Высший
может быть осознан огненным и бесстрашным сознанием, ибо нет предела мощи
огненного сознания». Потому так важно и так светло задание внесения в жизнь основ Живой Этики на осознании и принятии великой Иерархии Света. Перечтите § 231 А.Й. «Пусть немногие, но твердые стволы образуют будущий лес, но мелкий кустарник поедает друг друга и является зарождением вредных существ». Теперь Вы спрашиваете меня,
скоро ли вернется Н.К. Нет, ибо экспедиция продолжится и на грядущее лето и осень.
Также Н.К. уже покинул Харбин. Вести оттуда он прислал весьма грустные.
Страшная нужда царит среди эмигрантов. Большинство русских фирм уже закрылось
или закрывается. Безработица большая. Конечно, обрусение края не улыбается
новому государству. Но самое ужасное – это то разъединение и почти поголовное
самоедство, которое наблюдается среди сородичей. Враг наседает, а они
продолжают разъединение и предают друг друга. Должно быть, так в грызне своей и
не заметят, как почва уйдет из-под ног! Конечно, такое самопожирательство
объясняется низким уровнем сознания. Ведь малое сознание во всем увидит
противоречие, синтетическая вместимость не его удел. Н.К. основал в Харбине
Комитет по Пакту и объединил несколько лиц, которые могут поднять
образовательный уровень эмигрантской молодежи. Уровень этот очень снизился. Очень
подружился Н.К. с епископом Нестором, человеком большого ума. Между прочим,
врагов у еп. Нестора много, и тут они пускают против него обвинение в
масонстве!!! Но все же он пользуется большим уважением, и, конечно, все выпады
врагов создают ему ореол значительности и мученичества. Были там проявлены и
чудеса Преподобного Вл. Сергия. Одно было в связи с чудесным спасением Н.К. и
моего сына от страшной опасности, другое в связи с обвинением в масонстве.
Человек, написавший статью о якобы масонстве Н.К., готовился на следующий же
день сдать ее в печать. И вот в ночь он имел видение Св. Сергия, которое так
потрясло его, что он тут же разорвал свою статью и на следующее же утро поехал
знакомиться с Н.К., которого раньше в глаза не видел. Подробности этого видения
изумительны, но они не для почты. При свидании расскажу. Да, нет тяжелее
креста, как родиться русским гением. Исполины русского искусства, русской мысли
всю жизнь пили отравленную чашу оскорбительной мелкой травли со стороны всех,
кому не лень. Горькие слова Пушкина, вырвавшиеся в пароксизме мрачного
отчаяния: «Черт угораздил меня родиться в России» по сей день не утеряли своей
обличительной остроты и едкости, ибо мы снова и снова становимся свидетелями,
как «русский человек выискивает случая, как бы ему опорочить, укусить, “поддеть
бы” другого русского же, лишь потому, что тот, другой, осмелился быть лучше
его». Так пишет один из талантливых современных писателей Альфред Хейдок. И мы
всецело присоединяемся к этим его скорбным словам. Истинно, сказано: «Больше
половины человечества действуют под влиянием одержателей». Но близко время
большого сдвига, и большое очищение произойдет. Потому, не будем печаловаться,
что мало единомышленников. У нас есть верные, и я скажу – вернейшие, прошедшие
испытание на протяжении многих лет, именно не в благополучии, но на краю
пропасти, – с ними мы строили и будем строить. А самое главное, что Лестница
Иакова стоит за нами, потому все враги посрамлены будут. Рука Преподобного
Сергия простерта над нами, потому нет страха в нас, но лишь огромная радость
живет в сердце нашем. И хотя мы знаем, что время страшное, время грозное, но
оно так же прекрасное и строительно! Я признательна Вам, что Вы
приостановили распространение «Чаши Востока», если это могло повредить Вам и
сочленам Общества. Но ведь книга эта не наша, ибо она дана, как Вы
знаете, в 1880 годах английскому выдающемуся журналисту и издателю газеты
«Пионер» в Индии, и представляет из себя лишь малую часть выдержек из тома в
тысячу страниц под заглавием «Письма Махатм Синнету». Сейчас книга эта
выдержала уже до двадцати изданий и, если не ошибаюсь, переведена на другие
европейские языки, так же как и труды Е.П.Бл., конечно, за исключением
русского. Ведь мы должны сидеть еще в киндергартене. Не доросли мы до свободы
мышления. Мы еще в младенчестве, и нам нужны заборчики и повода, так решают за
нас наши духовные водители. Впрочем, наше самоедство лишь подтверждает эту
незрелость мысли. Но давно сказано, что не хулители от малого сознания спасут
Россию, но здравый рассудок наших Иванов. Именно – «Иван стотысячный спасет
Россию». Именно черед за Иваном. Именно Ивану Стотысячному будет дана
возможность проявить свой потенциал. Но Иван этот не тот, каким представляют
его себе эмигранты-соотечественники. Иван этот предъявит новые требования и
запросы, ему нужна будет вера прочная, вера обоснованная и не расходящаяся с
жизнью. И провозвестники ее должны будут применить веру эту в жизни на личном
примере, иначе не утвердить. Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в
справедливость, милосердие и защиту Отца Небесного, нельзя вернуть в прежние
мертвящие оковы. Если и возможен тот религиозный подъем, который ожидается, то
по своему качеству он будет иным, и, чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы,
обоснованные разумом и логикой. Нельзя закрывать глаза, большой сдвиг произошел
в сознании масс. Ведь страдания – великий учитель и трансмутатор. Не серенькая
спокойная жизнь просвещает нас. Нужно готовить сознание свое к разрешению
многих проблем. Трудно будет сознанию закостеневшему, не изжившему старые
предрассудки. Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии
Красоты Подвига Иисусова, она должна будет собрать Великий Вселенский Собор
просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов, должна
будет изучить сочинения первых христианских философов и Отцов Церкви, ближайших
ко времени Иисусову; и тогда вся красота подвига Иисуса Христа, вся ширь Его
Учения будет понята ими в духе, но не в мертвой букве часто искаженных писаний.
И только тогда будет заложена Новая Религия, Религия Св. Духа. «Не на горе сей,
не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже,
когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких
поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться
в духе и истине» (Иоан. 4, 21-24). Также хочу напомнить Вам, что все Архангелы
должны были пройти через человеческую эволюцию. И Архангел Варахаил, или
Уриель, был и есть ЧЕЛОВЕК. Также и Архангел Михаил, занимая свое место среди
высших Архангельских чинов, мог ходить по нашей грешной Земле, неся ей
спасение. Если бы не эти величайшие Духи, давшие импульс к зарождению мысли на
заре нашего земного физического человечества и продолжавшие двигать эволюцией
сознания на всем протяжении этого труднейшего и самого длительного процесса, то
человечество земное и посейчас не вышло бы из состояния пещерных жителей.
Именно Великие Архангелы и есть те Семь Кумар и среди них Наивысший, о которых
говорится в Восточных Писаниях и в «Тайной Доктрине», пришедшие с Высших Миров
и принесшие величайшую жертву тем, что именно Они воплощались в великих
основателей Религий и Царств, Философий и т. д. на всех поворотных пунктах
Истории планеты, чтобы помочь и ускорить эволюцию человечества. Именно Архангел
Михаил один из Них сейчас на страже судьбы нашей планеты. Ему заповедана
последняя битва с Князем Мира сего. (О том свидетельствует и Библия).
Прислушивайтесь к Вашей интуиции. Вот почему я изумилась избранию Патроном
Высокого Духа, но имеющего лишь косвенное отношение к нашей планете. Гораздо
ближе было бы и по времени и по существу избрать Покровителем Архистратига
Михаила. Но, конечно, это лишь мои соображения, и каждый волен избрать своим
Патроном любого Небожителя, лишь бы не двоился в сознании своем. Призыв дан, и Вы услышали
его. Вы полюбили книги Учения и тем приняли Зов. Но приношение подвига требует,
кроме принятия Зова, и великой работы над собою. Почему думать, что подвиг
должен быть где-то в ином месте, нежели там, где мы живем, или в каких-то иных
условиях? Истинно, велик подвиг внесения Учения в жизнь каждого дня, в давании
радости и просвещения окружающим и встречающимся нам. Как говорит Кришна в
Бхагавадгите: «Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму
(долг, карму)». Разве не велик подвиг – работа по самоусовершенствованию для
благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применить силы свои
там, где явится возможность? Карма, или космическая справедливость, каждого
ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить.
Притом для несения подвига нужно очень утвердить свой дух. Потому путь
ученичества никогда не бывает легким. Много препятствий приходится
преодолевать, ибо на чем ином испробуем мы силы наши и закалим клинок духа
своего? Ведь без закала духа не можем мы стать носителями подвига и,
следовательно, сотрудниками Вел. Бел. Бр. Велико должно быть самоотречение всех
истинных носителей подвига. В древнем Египте неофиты должны были пройти через
страшные искусственно приготовленные опасности и искушения, и лишь ничтожное
число их выдерживало это страшное напряжение всех сил. В наше время все
искусственные испытания отменены, и ученик должен в жизни уметь преодолевать
трудности и препятствия, при этом принимаются во внимание его внутренние
побуждения и взвешиваются его способности находчивости, зоркости и
осмотрительности, честности и преданности и т. д. И, конечно, как и раньше,
лишь ничтожное число выдерживает. Но ученики, в которых потенциал прежних
накоплений велик, умеют радоваться всем трудностям. Так мы и наши ближайшие
научились ходить по краю пропасти. И до сих пор всегда были охранены на пределе
чудесною помощью. Великое доверие и преданность, и признательность к Иерархии
Света живет в сердцах истинных учеников, конечно, потому и возможно такое
чудесное Покровительство и Охранение. Когда серебряная нить, связующая сердце
ученика с Учителем, цела, то ничто не страшно, и все необходимое приходит в
последний час, когда все способности и усилия наши достигли своего высшего
напряжения, ибо иначе как же трансмутировать наши энергии в высшие огни? Ведь и
по физическому закону все энергии трансмутируются лишь на пределе высшего
напряжения. Трансмутация наших энергий, или преображение их в высшие огни, и
есть цель нашего существования. Лишь при достижении этой трансмутации наш
организм становится достойным и согласованным приемником Высших и тончайших
энергий, исходящих из Иерархии Света. Потому примем несение подвига в работе, в
жизни каждого дня. Будем жить радостью возможности приближения к Вл. Света,
ибо, истинно, возможность эта в нас самих, и лишь сами мы можем ускорить
достижение ее. Все горе, все счастье в нас самих. Великие Учителя всегда готовы
протянуть Руку Помощи, но нужно уметь принять ее. Помните, как в § 164 А.Й.
сказано о взывающих о высшей помощи и не умеющих принять ее. «Каждый, мечтающий
о помощи, самолюбиво определяет направление и размер помощи. Но просителю нет
дела до размера и соответствия. Среди зимы должны распускаться лилии, и среди
пустыни должен забить родник, иначе Учитель не многого стоит... Мой родник
остался вне твоего взгляда, и ты не обернулся на Мои Цветы... Моя помощь
отлетела, как испуганная птица, Мой посланец спешит назад... Моя помощь
отвергнута... Но путник продолжает взывать о какой-то помощи и устремляет
внимание на место своей будущей гибели...» «Потому мы предлагаем
всегда зоркость, подвижность, непредубежденность, нельзя иначе сопутствовать
действительности». Так, с полным доверием к
Мудрости Руки Водящей будем продолжать утончать и совершенствовать наш
внутренний аппарат путем очищения и расширения сознания, и Подвиг ярко встанет
перед нами во всей своей красоте. Ведь книги Учения наполнены самыми
исчерпывающими указаниями, только бы научиться применять их в жизни! Ведь
каждое Указание, проведенное в жизни, есть шаг приближения к Владыке. Для
каждого пробьет свой час! Истинно, не знаем ни дня, ни часа! Потому шлю Вам
пламенное желание сердца моего, чтобы Вы дружно работали, заботясь о
гармонической атмосфере на Ваших собраниях и собеседованиях. Пусть будут они
немногочисленны, но светлы и согреты чувством горячей любви к Вел. Уч., Вас
позвавшему. Время такое грозное, что лишь величайшей преданностью можно пройти
до великого срока, назначенного для нашей Родины. Единение и взаимоуважение
среди наших наиболее просвещенных соотечественников много помогут этому
великому Действу. Мне не ясно Ваше
противопоставление моим словам выдержек из писаний Н.К. о развитии внимания.
Развитие внимания одно, но концентрация на вращении центра и удержание –
другое, две совершенно разные вещи. Конечно, все опыты, способствующие развитию
внимания, изложенные Н.К., не могут считаться насильственными и быть
поставленными в ряд механических упражнений, о которых идет речь, иначе каждое
заучивание наизусть для развития памяти тоже пришлось бы отменить. Далее, Вы
снова цитируете Н.К.: «Мы стремимся изучать и воплощать так называемую
абстракцию в реальность». Конечно, только идиот может говорить против. Но я
опять-таки не вижу, какое отношение имеет это к невежественному подходу к
опаснейшим опытам, о которых идет речь? Говорится не против самого исследования
феноменов, но против некультурного, ненаучного, невежественного к ним
отношения. Нельзя детям давать играть с радием. Я знаю зарождение и развитие
почти каждой мысли Н.К. и потому могу утверждать, что Н.К. чаще всего имеет в
виду ту отвлеченность или абстрактность, в которую люди облекли все Учения
Света, и хотел бы видеть Учение воплощенным в жизни. Далее Вы цитируете: «Все
новейшие школы должны иметь лаборатории, посвященные естественным наукам», и в
другом месте: «Лучшие умы многообразно направляют человеческое мышление к
расширению сознания, в котором только и заключена истинная профилактика и
предвидение возможности светлого строительства». И тут я не могу усмотреть никакого
противоречия моим утверждениям. Кто же будет возражать против ознакомления
детей от возможно раннего возраста со всеми процессами в окружающей нас видимой
природе для того, чтобы с годами они могли во всеоружии подойти к дальнейшим
тончайшим исследованиям, именно не в невежестве, но при соблюдении всех
необходимых для этого условий. Ведь все это сказано и в книгах Учения.
Также не все ли Учение направлено именно к расширению сознания? Но концентрация
на кончике носа или пупе без духовного синтеза или накоплений и без духовной
профилактики приведет лишь к идиотизму или одержанию. Также никто не станет
отрицать, что нужны Институты Психических исследований, но так, как обстоит
дело исследования в них сейчас, они ничего нового не могут дать. И хотя Общ. Пс.
Исследований было основано уже в 1882 г., но в большинстве случаев все
оспариваемые феномены 1882 г. остаются почти такими же и в наше время. У нас
имеются книги по всем этим отраслям науки, и если Вы прочтете последнюю сводку
всего, ими [Обществами] достигнутого, то Вы увидите, что они зашли в тупик. Мы
знаем одного выдающегося ученого проф., стоящего во главе Ам. Общ. Психических
исследований, и он совершенно откровенно признался, что так, как поставлены
сейчас эти исследования, они ничего высшего дать не могут. Все их опыты не идут
дальше того, что было уже установлено. Будучи человеком высококультурным, он
понимает, что это происходит от невежественной, ненаучной постановки
исследований. То есть от непонимания, что для подобных опытов должен быть особый
подбор лиц, обладающих высоким духовным синтезом. Но разве можно найти его
среди обычных медиумов? И также редок он среди ученых, посвящающих себя этим
исследованиям. Но без наличия этого условия Общ. Психических Исследований будет
влачить, как сказано, «свое позорное существование». Итак, много книг по этим
вопросам стоят в нашей библиотеке, но я очень редко заглядываю в них, разве что
для справки. Не желая похваляться, должна сказать, что ни минуты не жалею, что
не потратила ни времени, ни усилий на удержание дыхания и на концентрацию на
кончике носа. Вы говорите: «Я не хочу
быть медиумом», но разве человек может хотеть или не хотеть быть медиумом? Ведь
медиумизм есть врожденная способность, именно особое состояние организма,
ничего общего с выявлением высшей психической энергии не имеющее. Много
невыявленных медиумов, и особенно многочисленны они среди низших слоев
населения. Иногда, как я уже писала, особенность эта, к великому счастью,
остается в них спящей, но горе, если она просыпается в сознании малом или
отравленном самостью, ничего, кроме разложения, получиться не может. Потому на
Востоке в древности медиумистических детей старались изолировать и воспитывать
в духовной чистоте, чтобы оградить от пагубных астральных влияний. Но несмотря
на чистоту их, никто из них не мог стать Адептом или Архатом и быть принятым в
Святая Святых. Лишь Мощь Вел. Уч. Света может помочь медиуму побороть его
медиумизм и то лишь при упорном и многолетнем устремлении самого медиума к
Источнику Света. Малейшее уклонение на этом пути устремления разрушает все
ранее достигнутое. Итак, устремимся к явлениям
высшего порядка, ибо иметь дело лишь с низшими слоями астрала не только
неразумно, но и страшно опасно. Приведу еще страницы из Учения: «Уже много
сказано о психизме, но все-таки недостаточно понят этот бич человечества.
Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается
недоступным. Мера деятельности такого человека, поглощенного психизмом,
образует вокруг него заколдованный круг, в котором находят свое место все
задерживающие рост духа энергии. Психизм заключает в себе явление самых низких
энергий, и огни центров потухают от этих наслоений. С психизмом неизбежно
расстройство нервной системы, кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает
путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется, и утверждается
пассивное состояние, делающее человека оружием наплыва разных сил. В силу
ослабления воли контроль ослабевает, и этим усиливается притяжение разных
низших сущностей. Желающий приблизиться к Миру Огненному должен бороться с
этими силами зла». Эти параграфы вместе с
присланными мною в предыдущих письмах ясно устанавливают точку зрения Вел.
Учителя. В Ваших двух письмах Вы
пишете: «Если не считать духовных сношений с моими руководителями...» Конечно,
я понимаю, что под этими руководителями Вы подразумеваете духов из астрального
плана, и потому не делаю себе иллюзий, что мои взгляды и приведенные Указания
из Высшего Источника будут приняты и этими учителями, и Вами. Но тогда к чему
книги Учения? Время сейчас такое грозное, такое опасное, ибо, истинно,
последняя битва между Светом и тьмою, потому каждый должен честно и твердо
решить, в какие ряды воинов, на какой стороне записывается он. Проверьте свой
духовный багаж и встаньте определенно на ту или иную сторону. Выбор должен быть
сделан, иначе кроме разложения ничего не получится. Наш путь, путь указанный
всеми великими подвижниками, путь преображения духовного, путь развития сердца
без всяких магий и насильственных приемов. «Истинно, нет теплого, срединного пути,
когда меч Света разит тьму». Теперь что касается Вашего
здоровья, могу сказать, что это обычное явление после сильных сотрясений или
контузий. Среди участников войны много подобных случаев. При спокойной жизни,
без всякого раздражения и психической и физической усталости (избегая, конечно,
всякого астрального вампиризма, ибо астральные учителя очень любят пользоваться
нашей жизненной энергией), явление это может постепенно исчезнуть. Но почему
Ваши духовные руководители не посоветуют Вам хорошего средства и не объяснят
происхождения этого проявления? Итак, надеюсь, что
благоразумие одержит верх, и Вы проявите мужество и силу воли отказаться от
«духовных» сношений с Вашими руководителями. Но предупреждаю, что в случае
благого решения борьба будет тяжелая, ибо подобные руководители не любят
выпускать своих жертв. Если решите правильно, нужные силы будут посланы Вам на
помощь. Пусть решение Ваше будет ко благу. Теперь еще несколько строк
Вам: знаю, что меня многие сочтут суровой. Но Вам хочу сказать, что лишь
страшная опасность, которой подвергают себя хорошие и чуткие души через общение
с потусторонним Миром, заставляет меня так твердо и определенно говорить.
Преступно сейчас всякое попустительство и легкомыслие. Ближайшие сферы к Земле
необычайно уплотнились духами, насильственно отправленными (война, революция) в
эти слои и жаждущими прикоснуться к жизненной силе, чтобы получить иллюзию
жизни. Ведь то количество одержимых, которое замечается сейчас повсеместно,
есть следствие этого вампиризма. Потому прошу Вас, родная, не прикасайтесь ни к
каким медиумам, ни к каким психикам. Придерживайтесь чистоты Учения, и все
самое прекрасное и радостное придет в должный срок. Но загрязненный астральными
контактами организм не воспримет высших энергий. Прошу Вас передать наш
самый сердечный привет Гаральду Феликсовичу. Его широкие мысли одобрены Вл.:
«Одобряю план врача Гаральда. Именно к большому решению стремится дух его. К
магниту могут приближаться и металлы. Пусть вводит широкое стремление». Мне
хотелось бы, чтобы Вы передали Гар. Фел. и следующий параграф из Учения. «Спор
об аллопатии и гомеопатии нужно также привести к синтезу. Мудрый врач знает,
где полезно применить тот или иной принцип. Даже сахарная вода будет применена
с пользою. Не забудем, что пространственные лучи очень аллопатичны. Не уйти от
доз, отпущенных Природою. Лаборатория человеческого организма также очень
аллопатична. И потому при таких спорах отнесемся примирительно». Также и
следующее сведение. «Для ослабления диабета принимают соду. Растительная пища
при этом полезна, особенно апельсины. Можно лечить начало диабета внушением,
если достаточно сильно воздействие его. Конечно, горячее молоко (не вскипевшее)
с содою всегда хорошо. Не полезны кофе и чай, также все, развивающее внутренний
алкоголь. Явление этой болезни часто наследственное через поколение, потому
нельзя предусмотреть заболевания». Указанная доза соды для мальчика 11 лет
четверть чайной ложки по 4 раза в день. Вообще Вл. очень советует всем
приучиться принимать соду два раза в день. Это изумительное предохранительное
средство от многих тяжких заболеваний, в частности, от рака. Я слышала о случае
излечения застарелого наружного рака засыпанием его содою. Когда мы вспомним,
что сода входит, как главный ингредиент, в состав нашей крови, то становится
понятным ее благодетельное действие. При огненных явлениях сода незаменима. Валериан и сода
изумительное средство и незаменимое при всех возгораниях центров. Особенно
помогает сода при напряжении солнечного сплетения. Я принимаю ее ежедневно,
иногда, при сильном напряжении, до восьми раз в день по кофейной ложке. Причем
я просто высыпаю ее на язык и запиваю водой. Также замечательно хорошо
действует при всех простудах и напряжениях центров горячее, но не прокипяченное
молоко с содой. Конечно, при всех болях физическая работа должна быть
оставлена. Самое сердечное спасибо за
присылку Вашей книги и за перевод ее нескольких прекрасных строк, это меня
вводит в понимание ее содержания. Также тронута была, что Вы прислали мне
карточки именно с тем видом Риги, который мне так близок. Я часто бывала именно
в этих местах, ибо ходила слушать упражнявшегося в храме прекрасного органиста.
Тогда мне было не более двадцати трех лет, и я полюбила Ригу с ее историческими
памятниками и ее нравственно здоровый, чистый и трудолюбивый народ. Ведь и мой
предок со стороны отца был выходцем из Риги при Петре Великом. Так карма
связывает меня и Н.К. с Прибалтийскими странами, отсюда и наша любовь к
народам, их населяющим. Прилагаю страницы «Мира
Огненного» из второй части (стр. 36-47). Радуюсь слышать о расширяющейся
деятельности Нашего Общества. Также радость живет в
сердцах наших, ибо мы приближаемся к великим событиям. Доверие к Руке Водящей
пронесем над всеми пропастями. Потому шлю Вам и Вашей семье сердечные пожелания
радости в строении светлого будущего. <Оглавление> <далее> |
на главную |
|
|