"Учение Храма" (кн.2, фрагмент 3)ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДУША
НАСТАВЛЕНИЕ 142
В последнее время, особенно в
теософических кругах, много говорят относительно индивидуализации души, имея в
виду отделение какой-либо души от групповой. Попробуем рассмотреть эту спорную
теорию, но не в духе полемики, а лишь для того, чтобы обратить внимание на один
простой факт, наблюдаемый во всех областях жизни. Любая истинная группа живых
существ в определенном смысле является семьей независимо от того, мала она или
велика. Если в силу каких-то обстоятельств или условий к ней прибавляется
другая жизнь, не принадлежащая этой группе, она всегда будет оставаться чуждой
независимо от степени близости с членами этой группы. Существуют группы внутри
групп, от индивидуализированных групп Солнечной системы до амебных скоплений,
которые всегда отчетливо различаются между собой и имеют свои характерные
особенности. Клеткам, образующим сердце человека, нельзя придать индивидуальный
характер клеток какого-то другого органа или его части, так же как и человек не
может изменить своей тождественности, или своего места на генеалогическом
древе, отрицая родство с родившей его матерью. Такой человек может жениться,
родить детей и таким образом основать новую семейную группу, но это не изменит
его родства с собственной матерью и изначальной, основной семейной группой; его
брак служит лишь для того, чтобы образовать новую, меньшую подгруппу в большей
группе, и поскольку духовная линия всегда наследуется через мать, то его дети
принадлежат к той же групповой душе, что и его жена. И чем сильнее и мудрее его
разум, тем более он впитал тот беспредельный разум, что является наследством
изначальной группы, от которой он произошел и спустился через все прошлые века,
со времени первого семеричного разделения проявленного Космоса. Его
тождественность и, следовательно, индивидуализация были установлены с первым
взрывом семени жизни, одушевившего монаду. Хотя каждая клетка каждого
сердца, что бьется во всех царствах природы, содержит в потенциале форму и
сущность любого другого органа и формы во Вселенной, ни одна из них не может
изменить свою форму и природу в пределах одной Манвантары. С течением времени
все они будут приведены в близкий контакт с клетками других органов и породят
третью форму жизни. Эти третьи формы явятся соединительными линиями между
семьями клеток сердца и другого органа. Через эти соединительные линии будут
передаваться родовые импульсы каждой из семей, способствуя эволюции обеих. Когда различные состояния
субстанции, которые будут формировать клетки всех органов чувств и воли во всех
царствах природы, благодаря взаимодействию будут приведены в гармоничное
соотношение, тогда они смогут воплощаться в определенной форме, как делали это
в прототипах всех форм проявленной жизни. Эти прототипы были
индивидуализированными сущностями, ибо с формой всегда приходит и
индивидуальность. Однако Мы полагаем, что следует различать сознательную и
бессознательную индивидуализацию. Кажущееся расхождение во взглядах на этот
предмет, существующее между Нами и другими, пожалуй, преувеличено. По Нашим
представлениям, сознательная индивидуализация приходит с пробуждением интуиции.
Если контакт с другими расами человечества и играет в этом какую-то роль, то
эта роль второстепенна, и Мы не видим, чтобы это могло каким-либо путем
повлиять на отношение индивидуальной души к групповой, частью которой она
является. Непрерывное отождествление с Беспредельным может быть лишь
реализацией своей истинной связи с любой другой эманацией Беспредельности. И
такая реализация приводит к окончательному растворению того, что ныне Мы
именуем личным отождествлением, в отождествлении общем. Если бы мы смогли проследить
нашу родословную через каждую семейную группу великой групповой души, частью
которой мы являемся, и таким образом узнать о нашем родстве со всеми членами
одной великой семьи – Человечеством настоящего века, то это весьма помогло бы
укреплению наших связей, а также объяснило тот антагонизм, который мы иногда
чувствуем по отношению к другим без всякой видимой на то причины. Мы говорим об эго, о
монаде, о Сынах Воли и Йоги, а также о всех других дифференциациях высших
царств мысли и бытия. Но все они могут быть суммированы в двух словах –
«Тождественность» и «Разумность», – или «Я ЕСМЬ» – Божественной Души; это есть
знание того, что «я» как индивидуальное сознательное разумное бытие живет и
развивается в согласии с определенным Божественным прототипом, более великим «Я
ЕСМЬ». И сама групповая душа должна развиваться так же, как атомы группы, и
если развивается какая-то часть группы, это означает, что в соответствующей
степени эволюционирует и вся группа в целом. ЕДИНСТВО
НАСТАВЛЕНИЕ 143
Хорошо известен тот факт, что
чем сильнее сближаются и концентрируются молекулы материи, тем более они
становятся единым телом, теряя способность дифференцироваться в индивидуальных
формах, и тем быстрее все формы, которые состояли из этих молекул, начинают
проявлять признаки старения и распада. Но какие бы физиологические причины ни
были установлены в результате исследований (заметим, что эти причины,
выдвинутые авторитетами различных школ в разные века, периодически изменяли
свой характер), истинная причина лежит за пределами царства физической материи. Так как вся жизнь едина, то
чем ближе к первичному состоянию космического мыслетворчества, в котором
невозможна никакая дифференциация, тем скорее осуществляется распад субстанции,
который позволяет освободить мыслеформу, скованную законами, управляющими силой
и субстанцией; после чего искры мысли, из которых состояла эта мыслеформа,
получают возможность соединиться в более концентрированные формы. Вероятно, вы
наблюдали, как соединяются вместе отдельные шарики ртути. Сила, что соединяет
разрозненные капли ртути воедино, это та же сила, которая притягивает друг к
другу разъединенные искры мысли в тот момент, когда преодолевается разделяющая
их сила – сила дезинтеграции, свойственная субстанции низких вибраций. И потому
все усилия тех мечтателей, что так старательно ищут эликсир жизни на физическом
плане, где ничто не постоянно, обречены на неуспех. Лишь та духовная сила,
которая первоначально облекла мысль в форму и побудила эту форму создать
матрицу для воплощения протоплазмической субстанции, и может быть настоящим
эликсиром жизни, насколько это касается жизни в объективной форме. Если бы человеку была полезна
долгая жизнь; если бы его эволюция не требовала сейчас более длительных
периодов покоя и ассимиляции между жизнями, нежели могла бы предоставить
беспрерывная жизнь в материи, то он давно бы уже нашел то, что так долго искал:
силу продлить свою жизнь до бесконечности. Но пока его жизнь скована жаждой
удовлетворения иллюзорных чувств и он не способен охватить реальности
индивидуального сознания в единстве, до тех пор его естественный срок жизни не
может превышать периода, положенного для людей нынешней земной расы. В
доисторические времена человек жил долго по той причине, что тогда
дифференциация субстанции и силы и ментально, и физически проявлялась гораздо
сильнее, нежели в настоящее время. По мере того как интересы, цели и идеалы
человечества сближаются и объединяются, религиозные, социальные, деловые и
политические течения жизни точно так же становятся ближе друг другу. По мере
того как уменьшается число различных содружеств, обостряется интеллект и вместе
с тем утрачивается духовность, вступает в свои права эпоха разложения и
распада. И тогда природа выбирает лучшее из имеющегося под рукой материала для
матрицы новой расы, а старая вымирает или погибает в какой-нибудь великой
катастрофе. Тот факт, что глубочайшие
мыслители и наиболее проницательные исследователи во всех областях науки
практически едины в своем признании великой истины о единстве всей жизни,
является одним из знаков этого времени. Исследования в области физики приводят
к открытию и освещению многих давно утерянных соединительных звеньев между
различными порядками жизни. Но до тех пор пока эти исследователи не будут
принимать в расчет сознательность и индивидуальность меньших форм жизни, до тех
пор пока душа будет оставаться вне сферы их исследований, они будут продолжать
свою работу почти вслепую. Названные исследователи не
могут более отрицать факта возможности превращения одной субстанции в другую,
однако выполняющие такое превращение сознательные живые существа –
промежуточные жизни – все еще недоступны их сознанию. Огромная энергия, заключенная
в свете и излучаемая им в различных вариациях цвета, теперь уже до некоторой
степени признана, но элементалы, облеченные в его форму, изменяющие ее и
погибающие, чтобы снова жить в каждой искорке цвета, не поддаются исследованию
при помощи физических чувств. Истинный оккультист не только
знает обо всех этих удивительных фактах, но и в состоянии применить их как в
своих собственных целях, так и для пользы мира в целом. Но ему приходится
работать в весьма невыгодных условиях, пытаясь доказать или передать свое
знание тем, кто отказывается его принять или же не способен подготовить себя к
такому знанию. И когда говорят, что жертвенность есть первый ключ для овладения
этим знанием, они начинают выискивать какую-нибудь личную причину, которая, по
их мнению, может служить исключением из правил. Если им будет сказано, что
необходима личная чистота, они начинают выискивать пути, чтобы как-то уменьшить
необходимую степень этой чистоты, или находят оправдания, чтобы можно было
смягчить суровость такого требования и все же сохранить разрешение оставаться
на своем месте. Если им указывается на долг по отношению к своим руководителям,
они сразу же начинают прикидывать, насколько далеко они могут пойти в обратном
направлении без риска подвергнуться опасности, или находят какое-то объяснение
в своей личной природе, которое может оправдать их трусость и малодушие. Они не
могут принять указанных им простых положений и действовать в соответствии с
ними. Но для достижения духовной мощи существовал, существует и будет
существовать лишь один путь. Другого пути нет и не будет. При этом равно необходимы как
определенные физиологические изменения, так и наличие известных ментальных и
моральных качеств и свойств, и совершенно необходимы определенные духовные
качества. Всего этого ученик должен добиться личным усилием и лишь путем
повиновения тем законам, которые управляют каждым из вышеназванных необходимых
условий. ТОЛЬКО ОДНА ВОЛЯ
НАСТАВЛЕНИЕ 144
Возможно, самой первой вашей
мыслью будет желание отказаться от принятия такого категорического утверждения,
как отрицание существования собственно человеческой воли. Но если единство всей
жизни для вас нечто большее, нежели просто теория или гипотетическое
предположение, то вы сможете принять это утверждение и применить его в поисках
того основного фундамента, на котором покоится ваше построение единства жизни. Существует лишь одна Воля.
Двум или более волям было бы невозможно существовать или проявляться во
Вселенной закона и порядка. Одна воля непременно столкнулась бы с другой в силу
самой своей природы, ведь воля – это прежде всего направление. Вселенная, равно
как и каждый ее проявленный атом, движется по кругу или, вернее, по спирали до
завершения положенного ей цикла. Любая линия жизни может кончаться или
начинаться, относительно говоря, в прямом направлении, однако она очень скоро
искривляется и это неизбежно влечет за собой устремление к круговому пути.
Величина дуги круга зависит от направляющей силы воли, а степень силы
определяется особым действием принципа Желания, стоящего за Волей. Равновесие Вселенной не могло
бы поддерживаться, если бы было возможно вмешательство второй и, следовательно,
негативной, оппозиционной воли, препятствующей направлению, заданному первичным
импульсом. Та же мощь, что ускоряет и направляет линию силы, определяет время,
место и степень ее изгиба. «Вот до сих пор и не далее», – говорит Божественный
Создатель, определяя курс Вселенских вод, и Он же возвещает: «Моя линия прошла
через всю землю». Заметьте – «МОЯ» линия, но не линия какой-либо иной сущности.
Когда достигается граница линии жизни, та же направляющая сила, которая начала
ее, ведет ее назад к исходному пункту, с запасом приобретенного на пути опыта.
Этот опыт определяет степень кривизны следующей жизненной линии – следующего
воплощения эго. Этого вполне достаточно,
чтобы пояснить Мое утверждение о том, что существует лишь одна Воля. Воля,
управляющая саморазвитием атома, есть та же самая Воля, что продвигает и направляет
человека. Сам человек не может породить волю ни для того, чтобы пошевельнуть
рукой, ни для того, чтобы сделать вдох. Но благодаря его коренному единству с
Божеством он может управлять и таким образом пользоваться Божественной,
созидательной Волей до той степени, до какой он развил в себе канал этой Воли и
согласовал свой путь с линией пути Божественного плана. Если он терпит неудачу
в каком-либо деле, эта неудача объясняется той степенью различия, или
дистанцией, которая существует между его низшим, материальным «я» и его эго,
ибо эго есть Божество в нем, «единство в многообразии». Следовательно,
его успех будет находиться в прямой зависимости от степени признания им
Божественного и подчинения той направляющей силе, которая изгибает прямую линию
его жизни, чтобы, приведя аурическую сферу энергии – оболочку его эго – к
ее исходной точке, послать ее с увеличенной силою к более широким пределам, для
более великой, иными словами, более полезной жизни. Когда к человеку придет
осознание вышеупомянутых фактов и он поймет, что для выполнения всякого
волевого акта, каким бы незначительным тот ни казался, он применяет самую
сущность Божества, то в тот же момент, если только он нормальный человек, –
величие, Божественная красота и святость его миссии на земле наполнят его
трепетом и благоговением и укрепят его намерение трудиться согласно законам
Бытия, а не в противовес им. Его действия будут определяться высшими мотивами,
намеченная цель будет вести его, он выработает определенное отношение к каждому
живому существу; и тогда жизнь даст для него и для его труда куда более великие
идеалы, нежели те, с которыми он сталкивался прежде и которые отчасти или
полностью реализовал. Когда осознание значительности всякого аспекта жизни
станет для него более ясным, постепенно исчезнут его прежние эгоцентрические
представления о важности его личной воли. И тогда не будет более повторяться
«я» в делах, в которых он участвует, ибо оно заменится на «МЫ». Чем серьезнее препятствия,
которые ставят природа или люди на пути осуществления такой Божественной цели,
тем все более настойчиво, все чаще будут повторяться его усилия достичь этой
цели; следовательно, тем более несокрушимой станет его сила воли. Иными
словами, тем шире будет канал, через который может течь Божественная Воля.
Слова «Да будет Воля Твоя» отнюдь не означают малодушного подчинения
обстоятельствам и условиям. Они выражают вопль души о познании природы
Божественной Воли, о даровании силы применить эту Волю как подобает.
Неприменение какой-либо функции дает в результате разложение и смерть в любой
сфере жизни; случай с волей не является исключением. Но сознательное
употребление Божественной энергии Воли для противодействия Божественному Закону
или для того, чтобы сокрушить, искалечить или уничтожить другую душу или тело
ради достижения какой-либо эгоистической цели, является непростительным грехом;
непростительным по той причине, что неизбежная реакция, вызванная негативным
аспектом той силы, которая создала его проводник и через который она
действовала, его же и уничтожит. Боритесь всем вашим сердцем и
умом, освобождая их от ранее укоренившихся идей, за осознание всего того, что Я
пытался вам передать. Поймите же, что личная ответственности в действительности
означает ответственность за каждую вещь, за каждое существо, с которыми вы
соприкасаетесь. Поймите и то, что вы не можете жить праведно, избегая этой
ответственности, как нельзя жить на физическом плане и не дышать. С
пробуждением чувства личной ответственности приходит и расширение канала
Божественной Воли, и сила, позволяющая применить ее поток. ВОЗБУЖДАЮЩИЕ СРЕДСТВА И НАРКОТИКИ
НАСТАВЛЕНИЕ 145
Во время одной из Моих первых
бесед с Главным Хранителем и с Официальной Главой Храма Я сказал им, что
никакой другой вид деятельности не предоставит им больших возможностей для
помощи другим людям, нежели непосредственный контакт с теми, кто предается
излишествам, употребляя возбуждающие средства и наркотики. Я особенно хочу обратить ваше
внимание на тот факт, что запрещение возбудителей и наркотиков, налагаемое на
своих учеников Посвященными Белой Ложи, жизненно необходимо. Но главная причина
такого запрета до сего времени не была сообщена ни одной группе учеников,
принадлежащих к низшим ступеням Ложи. Причиной тому стало почти неизбежное
неверное истолкование подтверждения Нами одного факта, что может направить по
ложному пути мышление тех, кто жаждет разрешения и потворства своим желаниям и
в прошлых веках уже не раз полагал, что нашел такое разрешение в некоем особом
эзотерическом учении. Для максималистов всегда было
тайной, почему так много одаренных людей обоего пола употребляют наркотики и
возбудители, когда хотят исполнить свою работу как можно лучше. И такие
максималисты никак не могут согласовать этот факт с хорошо известными
указаниями о запрещении, данном Посвященными Белой Ложи, а также со многими
религиозными, научными и этическими доктринами на этот счет. Но когда Я скажу
вам, что предавшиеся употреблению наркотиков и возбуждающих средств могут
соприкасаться как с высшими, так и с низшими планами жизни и что многие из
высочайших теорий относительно искусства и религии, когда-либо данные миру,
были получены именно под их влиянием, то вам следует воздержаться от поспешного
желания подвергнуть Мои слова ложной критике. Уже достаточно установлен тот
факт, что шишковидная железа и гипофиз являются проводниками для передачи
высших духовных сил. Все, что побуждает молекулы этих проводников к ускоренным
вибрациям, открывает психическим чувствам доступ во внутренние планы – будет ли
первопричина такой стимуляции вызвана высшим духовным устремлением и любовью к
человечеству или же острым желанием уйти от ограничений материи или от тех
неизбежных горя и страданий тела и ума, от которых так мучается человечество.
Следовательно, такое состояние и есть то, чего так усердно добивается
нормальный человек. И если долгожданный ответ на молитву, посвящение-обет и
усилия какого-нибудь чуткого от природы, высокоразвитого человека с весьма
утонченной нервной системой не приходит так скоро, как хотелось бы, то он
склоняется к поиску какого-то иного способа для получения желаемого. В других
случаях окружающая обстановка, люди, с которыми человек связан, и т.д.
подвигают его к разным уступкам и потворству своим желаниям, которые, к
сожалению, временно приоткрывают доступ к некоторым внутренним планам, или,
иными словами, усиливают вибрации шишковидной железы, что, в свою очередь,
приводит к некоторым изменениям в органах чувств, способствующим обострению
ощущений. Следует помнить, что основная
цель во всех случаях одна и та же: ускоренные вибрации молекул шишковидной
железы и гипофиза. Однако конечные следствия этих действий совершенно
противоположны. В первом случае молитва, посвящение себя добру и честный труд
ведут к естественному развитию указанных желез и повышению вибраций, которое
может сохраняться неограниченно долго, постепенно приводя к контакту со все
более и более высокими планами действия, пока наконец человек не научится
достигать области духа одной лишь мыслью. В других случаях эти железы, будучи
недостаточно развитыми в физическом смысле, не могут противостоять давлению
более ускоренных вибраций длительное время и потому разрушаются, оставляя
возможность для контакта лишь с низшими планами бытия, пока смерть не положит
конец этой борьбе на физическом плане. Именно подобное состояние прежде всего
ответственно за бредовые галлюцинации, ибо при разрушении физических оболочек
указанных желез повреждается таинственная нервная организация всего нашего
тела, что в конечном счете лишает способности к действию органическую структуру
в целом. Именно тогда человек и подпадает под власть низших элементалов. Если бы люди узнали, что
наркотики и возбудители действительно приоткрывают врата в высшие царства
мудрости и знания для алчущей души, то даже при осознании временности этого
действия и неизбежной последующей деградации и разложения никакими силами
нельзя было бы удержать слабовольных или порочных мужчин и женщин от такого
самопотворства своим желаниям. Поэтому эта глубокая тайна до сих пор остается
одной из самых охраняемых в оккультной науке. Вы конечно же слышали или
читали, что в прошлые века, равно как и нынешнем, при совершении мистерий,
принимаемых за «священные», было принято употребление сильных наркотических и
возбуждающих средств. Как в прошлом, так и сейчас, черные маги прекрасно осведомлены
о том, какие последствия ожидают в конце концов жертв их алчности и коварства.
Но так как их целью было разрушение высших атрибутов человека и культивирование
чувственности и похоти, то они держали эти знания в тайне от своих неофитов,
всячески подталкивая их к различным формам чувственности и потворства своим
желаниям вплоть до того, что Белому Братству уже ничего иного не оставалось,
кроме как отстраниться и допустить разрушение всей жизни на планете, сохранив
лишь немногих людей как семена новой расы. Зная все это, вам конечно же
будет нетрудно понять, каким высоким и священным для любого человека является
призыв сдерживать усилия черного братства посредством лечения болезней,
порожденных подобными способами, пока не наступило окончательное разрушение
этих необычайно важных проводников – шишковидной железы и гипофиза – и душа не
была непоправимо погублена. Но помните, что никакие так
называемые запретительные движения нашего времени не смогут принести ничего,
кроме некоторого временного смягчения последствий тех причин, что возникли в
телах и душах нуждающихся в спасении. А в очень многих случаях сторонники этих
мер только увеличивают опасность, так как своими действиями вызывают
естественный дух протеста против насильственного запрета. Воля, стремящаяся к
освобождению от уз материи, бунтует против всего, что пытается надеть на нее
новые оковы, – безразлично, к добру или ко злу тяготеет их характер. И таким
образом, принудительный контроль разжигает в жертве еще более острое желание
удовлетворить свою страсть лишь для того, чтобы выказать свою силу
неповиновения насильственному запрету. Такие запретительные меры недостаточно
глубоки. Они действуют лишь поверхностно, тогда как болезнь, которую они
стараются одолеть, сидит настолько глубоко, что до нее ни добраться, ни тем
более излечить таким способом, за исключением тех случаев, когда пробуждается
высшее устремление, в силу которого вибрационное действие до некоторой степени
уменьшается. Вот тогда человеческая воля
подчиняется Воле Божественной, однако об истинных причинах таких видимых
воздействий большинство трудящихся на этом поприще не только не знают, но даже
и не подозревают. Они не знают, что если жертва такого самоудовлетворения
должна быть спасена, то следует нащупать точку разрушения в молекулах
физических оболочек вышеупомянутых желез и сделать прижигание с помощью одного
из «священных огней». Это может быть совершено огненными элементалами,
заключенными в некой медицинской формуле, или же элементалами более высокой
степени, подчиненными лишь приказам Божественной Воли, как обстоит дело в тех
случаях, когда лечение прижиганием исполняется пламенем высокого устремления,
молитвой и напряженным усилием. Непонятная таинственность, недостаток понимания
и должных указаний, а также неспособность большинства правильно соотносить
физическое с духовным и астральным аспектами и формами жизни – все это в
огромной степени ответственно за неумение человека действовать здраво при
решении такой важной проблемы, что ныне стоит перед человечеством. Если бы запретительное
движение сделалось достаточно мощным, чтобы провести свои идеи при помощи
государственного или народного контроля, то неизбежно последовала бы реакция,
которая смела бы все установленные реформы и привела к гораздо более худшим,
нежели существующие, условиям. Немало томительного времени потребуется, чтобы
научить бедную, самопотворствующую, неистовую и беспокойную человеческую натуру
той глубокой истине, что «истинный рост есть рост медленный». Почка может
раскрыться за одну ночь, однако должно было пройти много дней и ночей, прежде
чем растение созрело до того состояния, когда оно способно выпустить эту почку,
но даже и тогда та может быть повреждена каким-либо насильственным актом. Когда
она открывается естественным путем, это вызвано присущим всему растению
желанием уловить оплодотворяющий свет солнца, который поможет принести в
дальнейшем плод. Подобное же желание должно зародиться и в человечестве, чтобы
его можно было спасти от последствий зла, проявившегося в какой бы то ни было
форме. Другая сторона этого вопроса
вызывает немало опровержений и антагонизма со стороны любого максималиста,
старающегося примешать свои личные переживания и опыт к обсуждению данной
проблемы. Но, увы, именно этой стороной следует в значительной степени пренебречь
– по той же причине, по которой нецелесообразно обсуждать некоторые аспекты
проблемы пола, а именно вследствие неправильного их понимания и толкования. Если при решении проблемы
будет принято во внимание все – элемент времени, телесные немощи и недостатки,
генеалогические и кармические следствия, расовые наклонности, – это может
заставить пересмотреть взгляды, вызвав вибрации, которые смогут изменить
существующие мнения и условия, но ни в коем случае не причины, первоначально
побуждающие человека подчиниться своему желанию и поступать так снова и снова. Те же последствия, что
получаются от сверхвозбуждения, могут быть вызваны и недостаточным
возбуждением, приводя к разложению молекул и в конечном счете к телесной смерти
в тех случаях, когда проявляются генеалогические и кармические следствия и
установились расовые или родовые тенденции, которые должны быть изжиты прежде,
нежели душа освободится от их первопричины. Вы, несомненно, наблюдали случаи,
когда в каком-нибудь пьянице происходила полная и совершенно неожиданная
перемена, которую ни он, ни другие никак не могли рационально объяснить. Обычно
это бывает в результате полного освобождения от кармической задолженности по
какой-то одной линии. И вместе с уплатой этого долга здесь совершается тот
вышеупомянутый процесс прижигания, как результат определенного действия высшего
«Я». Если этого же человека насильно заставить изменить свои привычки, он
неизбежно вернется на прежний путь, как только исчезнут эти временные
ограничения. Это один из тех случаев, где весьма немаловажен фактор времени. В других случаях, где не
хватает достаточного количества стимулирующих веществ, чтобы химически
обеспечить нормальную деятельность органов тела, эти органы постоянно требуют
необходимую пропорцию элементов, и если это требование удовлетворяется в
должной мере, то не проявляется никакого особого желания в передозировке. В
таких случаях не происходит изменений в молекулярном строении шишковидной
железы и гипофиза, и если применяющий возбудители не умирает от иных причин
ранее положенного ему срока, то может иметь место перемена, после которой
необходимость в стимуляторах совершенно отпадет. Но есть и другие случаи. Я
имею в виду тех, кто настолько развил эти передающие органы в своем мозгу, что
их невозможно более повредить. Такие люди могут, если захотят, принимать
возбудители, а могут и не принимать. Обычно они избегают делать это ради
других. Если вы в состоянии понять
сказанное Мною во всей полноте, то сможете получить в целом непредубежденное
суждение относительно вопроса о возбуждающих средствах. Это старая, как мир,
тема – тема крайностей, но именно крайности в любом направлении приводят к
разложению и смерти. ПАМЯТЬ ДУШИ
НАСТАВЛЕНИЕ 146
И где найти такие слова,
чтобы описать картину того ада, в который погружается человеческая душа в
момент пробуждения ее сознательной памяти, в тот момент, когда она поставлена
лицом к лицу со свидетельствами результатов проявленной ею когда-то слабости,
предательства и неверия в образе убитого ею существа – жены, мужа, ребенка или
друга – да-да! – а то и целого рода или нации, ввергнутых в невежество и
отчаяние? Когда перед нею встает осознание, что невозможно избавиться от этих
мучительных воспоминаний, пока не будет выплачен сполна вековой долг и не
совершится искупление. Искупление не путем неделания, поскольку ни один
человеческий поступок не может рассматриваться как неделание, но преодолением
каждой слабости и дурной черты характера, что были повинны за преступления,
ужасы и страдания, отображенные на страницах памяти души. Заповедь Моисея «око за око,
жизнь за жизнь» была основана на универсальных законах кармы. И хотя обычному
человеку этот закон кажется жестоким, на самом деле он является одним из самых
милосердных законов, ибо лишь только его велениями возможно искупление. В предсмертные часы каждой из
многих ваших предыдущих жизней вы погружались в эти волны памяти души и вполне
осознавали справедливость наказания, уже полученного вами или ожидающего вас в
последующих рождениях, но память о запечатленных таким образом рекордах у вас
не сохраняется, поскольку при формировании новых клеток мозга эта память как бы
«уходит на дно». Однако наступит время, когда
с развитием новых чувств эти рекорды ясно предстанут вашему внутреннему взору;
и именно от страдания, которое неизбежно должно последовать за таким опытом,
Посвященные Белой Ложи хотели бы вас уберечь, если только вы сделаете это
возможным. Умирающий взор вашего отца
или матери, ребенка или друга, которого вы, сами того не желая, убили, был
полон укора в ваш адрес, но вы не заметили этого обвинения. Вы никогда и не
намеревались совершать убийства, но именно благодаря вашей неверности, вашему
предательству по отношению к ним или к их самым близким, по отношению к вашему
высшему «Я» или по отношению к Белой Ложе вы привели в действие, сознательно
или неосознанно, воздающий закон, и безличные элементальные силы – орудия,
посредством которых проводятся веления кармического закона, – нанесли удар вам
или тем людям или тем вещам, которые были вам так дороги. И если они были не в
состоянии отвратить от себя эти силы, то следовали соответствующие этому удару
результаты. И так вы становитесь вплотную сопричастны карме тех, кто страдает
от ваших поступков, совершенных сознательно или бессознательно, и обязаны
заплатить приобретенные таким образом долги либо в этой, либо в следующей
жизни. Вы часто вопиете о кажущемся
несправедливым горе, постигшим вас через потерю кого-либо из близких, но если
бы в вашей духовной памяти раскрылось несколько страниц, вы бы увидели, что эта
потеря была вполне закономерна. Именно в результате
кармического воздаяния за зло, причиненное человеком человеку, страдает сейчас
весь мир, и, несмотря на знание этого факта, человек среднего сознания
продолжает вести себя по-прежнему. Ни предостережения, ни уговоры, ни наказания
не в силах остановить его от накапливания такой кармы повсюду, где замешаны его
личные желания или особенности характера. Там же, где дело касается принятых
учеников Ложи, кармические удары падают более часто и ускоренно, однако не
следует забывать, что это удары Божественного сострадания. Получаемое удовольствие,
проистекающее из удовлетворения личной воли и желания, является бесконечно
малым по сравнению с теми угрызениями совести и печалью, которые последуют в
тот момент, когда духовная память, подобно вспышке, осветит, как Я уже
упоминал, полную картину последствий эгоистических наслаждений. В такой час тому, кто
прозрел, открываются Величие, красота и святость Истины, Сострадания и
Преданности. Становятся видимы обе стороны щита Воина, когда око души открывается
и смотрит на картины, запечатленные на этом щите. И пока человек не научится
хранить верность по отношению к своему высшему «Я», к данным им обещаниям, к
тем обязательствам, которые связывают его с жертвами его прошлых слабостей и
дурных поступков, жестокости и малодушия, до тех пор он не сможет продвинуться
по лестнице жизни, что бы ни делал по другим линиям, чтобы добиться успеха, ибо
краеугольным камнем этой лестницы является Преданность, без которой жизнь не
имеет ни значения, ни смысла. И лишь тогда, когда
пробудится осознание тщеты всего без обладания этим единственным даром, сможет
ученик сделать свой первый шаг по этой лестнице, – по лестнице, что ведет к
окончательному искуплению. И только тогда он обретет право на звание Воина
Света. ПЕРЕДАЧА МЫСЛИ
НАСТАВЛЕНИЕ 147
Передача мысли, или
беззвучное общение между двумя и более лицами, является уже общепризнанным
фактом. Большинство людей полагает, что способность передачи мысли может быть
приобретена без особого усилия и труда. Многие изучающие психологию углублялись
в познание обманчивых, иллюзорных областей мышления, насколько это было
возможно без помощи духовного Учителя. Они искали основные причины феномена
передачи мысли и методы его осуществления, но в то же время совершенно
игнорировали те источники, что только и могли снабдить их наиболее существенной
информацией. В их поле зрения не попали даже чисто физические аспекты. Способность к прямой передаче
мысли является таким же плодом упорного саморазвития, как и любая иная
мыслительная функция. Одни и те же методы, а также непрестанные усилия в
течение определенного периода времени требуются для всех, кто стремится
овладеть какой-либо психической способностью, а именно концентрацией, половым
воздержанием, молчанием. Хотя многие и допускают, что
между мужскими и женскими магнитными токами каким-то таинственным образом
должно установиться созвучие или союз (в том случае, если изучением данного
вопроса занимаются два ученика), однако сам способ этого действия, а также
центры, необходимые для установления связи, оказались очень спорными моментами;
и в некоторых случаях такие споры стали предвестниками множества последующих
вредных или неразумных действий. Для любого сознательного действия по передаче
мыслей между двумя людьми противоположного пола обязательно должен быть
установлен взаимный ответный ток, причем это должно быть сделано еще до такой
передачи. Для них нет нужды
находиться рядом, необходимо лишь установить определенное время и достичь
одинаковой степени концентрации, а также иметь гармоничное окружение, с тем
чтобы у каждого из них установилось необходимое негативное и позитивное
действие в двух особых мозговых центрах, один из которых находится у основания
мозга, а другой – непосредственно под центральной точкой черепа. В результате этих действий в
пространстве между двумя указанными центрами мозга создается магнитное поле, по
направлению к которому излучается силовой ток, исходящий из третьего мозгового
центра, лежащего как раз за точкой между глазами в центре лба. Последний из вышеупомянутых
центров мозга является проводником между эфирным и физическим планами, а все
мыслетоки первым делом пересекают эфирный план. Когда какая-то определенная
мысль принимает форму символа, то в этом центре происходит легкая вспышка,
которая задает нужный импульс для проекции этой символической формы. Точно
такое же действие имеет место в аналогичном центре мозга получателя
символического отображения, если были соблюдены нужные условия. Как только возникает импульс
послать или получить такое облеченное в форму символа изображение, тотчас же
приходит в движение ранее спокойная, наполняющая этот центр сила, и в
упомянутом магнитном поле вспыхивает определенная картина или символический
образ, подобно тому как мимолетное изображение может скользнуть по поверхности
зеркала. Первые два из вышеупомянутых центров мозга считывают из этого
магнитного поля детали отображенного образа и соединяют их с другими центрами,
а также с симпатическими нервами, благодаря чему указанные детали принимают
конкретное выражение. Они могут быть выражены в словах или менее ясных
мыслеобразах, в зависимости от освобожденной при вспышке энергии. Там, где для посылки или
получения мыслесимвола требуется четыре лица, причина заключается в том, что у
каждого из них развит лишь один из двух необходимых центров, а потому магнитное
поле должно быть создано между более удаленными друг от друга центрами мозга.
Между этими четырьмя лицами также следует установить ответные вибрации,
определенное время и одинаковую степень концентрации. Такая символическая
мыслеформа, о которой Я упоминал, может быть одновременно уловлена многими
лицами, находящимися даже на большом расстоянии друг от друга, но в любом
случае должны быть предварительно установлены надлежащие условия. Мыслеволны
идут широкими спиральными линиями и могут улавливаться повсюду, где установлено
магнитное поле. Из-за неправильного понимания
того факта, что для произведения любого психического феномена одинаково
необходимы как мужские, так и женские токи силы, немало резкой критики и обвинений
было обрушено на головы тех совершенно целомудренных учеников оккультизма,
которые пытались развить в себе силу передачи мысли; однако когда люди поймут,
что полное взаимодействие мужской и женской силы может существовать даже в
пределах одного тела, то мнимые причины для таких обвинений отпадут сами собой.
Когда практикой передачи мысли, при прочих равных условиях, занимаются мужчина
и женщина одинакового уровня развития, то способность передачи усиливается, и
можно ожидать более удовлетворительных результатов; но двое или более лиц
одного пола порою могут достичь не меньших результатов, если будут соблюдать
необходимые условия. ПИСЬМО ОТ УЧИТЕЛЯ
НАСТАВЛЕНИЕ 148
Дети Мои! Среди вас есть несколько
учеников, которым может быть полезен тот малый совет, который Я собираюсь им
дать. Подобно другим духовно голодным душам с горячим сердцем, они могут
попасть в сети, расставленные демонами в человеческом обличье, – тем орудием
черных магов, которые неустанно поджидают новых жертв своей алчности и
коварства. Я имею в виду тех так
называемых «учителей оккультизма», которые утверждают, что получили указания от
некой высокой духовной силы или непосредственно от Посвященных Великой Белой
Ложи. Они извергают целые тома пошлых указаний, выраженных цветистым и запутанным
языком, специально предназначенным для того, чтобы ввести в заблуждение
новичков и неискушенных учеников, либо в какой-то мере психологизировать их,
прежде чем те поймут их мотивы. Но, к сожалению, когда это время приходит, то
прежние предупреждения уже малопригодны. Ставьте непроходимый барьер
между собою и тем лицом, которое предлагает вам УСКОРЕННОЕ духовное развитие
или овладение силами практического оккультизма при малых усилиях или вовсе без
всякого усилия с вашей стороны, а также берется научить вас этим тайнам за
определенную плату. Если вы знакомы с книгой
«Золотых Правил» или с каким-либо другим достоверным трудом о практическом
Оккультизме, то знаете, что существуют некие нерушимые правила, которым следует
повиноваться, некие неизменные условия, которые нужно выполнить, прежде чем вы
сможете сделать первый шаг по Сокровенному Пути – по Пути Мощи. Если вы
чувствуете к этому сильное тяготение, то Я посоветовал бы вам прочитать и
тщательно усвоить те указания, которые содержатся в подлинных трудах по этому
вопросу. После чего создайте ментальное зеркало, перед которым при помощи
вашего высшего «Я», вашей совести, вашего знания самого себя, своих
преобладающих черт характера вы будете удерживать это личное «я» и, горячо и
искренне желая услышать лишь неприкрашенную истину, будете вопрошать это
зеркало о тех реальных возможностях, какими вы обладаете, чтобы жить по этим
правилам и выполнять эти условия. При этом найдите мужество выслушать ответы и
твердо держаться взятого курса. Спрашивайте эту отраженную в
зеркале форму: каков предел ее силы воли, терпения и способности к жертве – к
той жертве, что требуется от истинного неофита? В девятистах девяноста девяти
случаях из тысячи ответ будет таков: «Я не имею ни силы, ни способности,
соответствующих требованиям». Но опасайтесь, чтобы на поверхности этого зеркала
тотчас же не стали вырисовываться ожидаемые картины, образы ваших страстных
устремлений и воспоминаний о прежде принесенных жертвах, – такие картины обычно
осаждают ум, которому было отказано в неком потворстве. Мало-помалу «львы на
тропе» будто бы исчезают; слабость воли и духа, а также физические ограничения
начинают казаться куда менее существенными, пока, наконец, не останется ничего,
кроме картины полного триумфа высшего «Я», попирающего униженное «я» низшее.
Такова сила низшего «я», если оно, пусть даже временно, отделено от света
высшего «Я». Если вы позволите чарам низшего желания затмить полученные
предостережения и веления совести, то может воспоследовать ложное чувство
внутренней гармонии и покоя, а также желание ознакомить других с фактом вашей
уверенности в том, что вы находитесь на пути приобретения безграничной мощи.
Вот тогда-то вы и становитесь вполне подходящим субъектом для того ловца
самообольщенных душ, который не замедлит появиться. И если вам не столь
повезло, чтобы находиться под охраной истинного Посвященного, то впереди вас
ожидает немало разочарований. Слишком много невежественных жертв таких
«учителей» были вынуждены прийти к полному отрицанию истины, к крушению всех
надежд и идеалов после того, как, очнувшись, поняли, что были сознательно
обмануты каким-нибудь ложным учителем, руководствовавшимся желаниями низшего
разума. Все время помните, что ни
одно правило, данное вашим руководителем, не является лишним или ненужным; ни одно
из данных указаний нелишне; ни одна требуемая жертва не бесполезна. Помните,
что истинно здоровые ум и тело весьма существенны для практического
оккультизма, ибо без этого невозможно пройти необходимые физические испытания.
Помните все это и радостно идите путем сердца, путем ребенка до того времени,
когда вы сможете приобрести силу вступить на более трудный путь. Если такая
сила вами еще не приобретена, то примите и довольствуйтесь руководством «Тех,
Кто знает», пока в Их глазах, а не только в ваших, вы не будете в состоянии
сделать следующий шаг. Мир, который снизойдет на вас как следствие вашего
повиновения, будет миром прочным, сколь ни была бы велика борьба вокруг вас. И
тогда вы больше не станете требовать своего признания другими, но будете спокойно
ожидать, когда оно придет к вам по праву. Вы узнаете лик Отца вашего и руки
Матери вашей, и вам не захочется больше бродить по чужим краям. И придет к вам
зрение души – интуиция – а вместе с нею и мощь распознавания. Дитя Мое! Крепко держи перед
собой это ментальное зеркало и будь уверен в себе, в своих силах и способности
к преданному служению, чтобы по незнанию ты не отдал себя в руки того, кто
может привести тебя в пропасть вместо обещанной горной вершины. Если ты найдешь, что эти
высоты недосягаемы для тебя сегодня, помни, что наступит другой день. Помни
также, что первый шаг должен быть сделан каждым человеком, следовательно, он
должен быть сделан и тобою, и не приходи в уныние, не ужасайся и не смущайся,
если при этом ты споткнешься. Помни, что ты как один из
учеников Храма испрашивал у Великой Белой Ложи возможности подъема. И когда
прозвучала твоя просьба, твои ноги стали на первую ступень лестницы. Держись же
крепко, чтобы ничто не лишило тебя этой счастливой возможности, и тогда все
будет хорошо. САМОПРОВЕРКА
НАСТАВЛЕНИЕ 149
Жаждущие власти, силы,
влиятельности, обладания, считая при этом, что эта жажда проистекает от
бескорыстия и желания великого добра для большинства; полагающие, что лишь ваша
собственная, частная схема жизни способна внести порядок в тот хаос, в котором,
по вашему разумению, находится сейчас мир, но при этом не сделавшие ни шага,
чтобы научиться управлять своей собственной личностью, – к вам Я обращаюсь:
устройте себе честный экзамен и выясните, какие препятствия должны быть преодолены
не только в вас, но и в других. Суровая самопроверка откроет
в вас те самые качества, которые вы так ревностно выискиваете и стремитесь
исправить в других. В вашем случае они, быть может, не так заметны, но они есть
и могут проявиться в не меньшей степени как следствие какого-нибудь острого
желания или же под влиянием соответствующего окружения. И пока вы не захотите и
не будете в состоянии провести такой строгой самопроверки, осознать ваши
собственные недостатки и признать свою собственную склонность к ошибкам, вы
будете не в силах победить их, равно как и установить причины недостатков
вашего соседа, с тем чтобы помочь ему привести себя в порядок. Одним из первых открытий,
сделанных вами на этом пути, будут те трудности, с которыми вы столкнетесь,
убеждая других в чистоте вашей цели и мотива, а также ваша способность
высказывать справедливые суждения в каждом конкретном случае. Вы увидите, что
из-за нежелания других видеть себя такими, какие они есть в действительности,
их точка зрения будет совершенно отлична от вашей, и потому на тот период
времени они будут совершенно не способны работать с вами в полной гармонии; они
не смогут осознать необходимости действовать так, как это видится вам, и потому
все ваши доводы будут для них неубедительными. К примеру, вам кажется, что
вы любите какое-то дело или человека. Не желая докопаться в своих мыслях до
истинной причины такой любви, вы позволяете предвзятому взгляду на ваши
обязательства в отношении этого дела или человека, так же как и их в отношении
вас, превратить эту любовь в терпимость, равнодушие или даже ненависть. Вы
готовы пройти по горящим угольям, лишь бы выполнить воображаемый или
действительный долг или осуществить эгоистичное желание, которое кажется вам
достаточно важным. И в то же время вы буквально пронзаете сердце любимых
совершенно неосуществимыми требованиями, абсурдными протестами и демонстрациями
своей собственной мелочности, совершенно игнорируя ту точку зрения, с которой
эти люди вынуждены рассматривать свои поступки и действия. Все это показала бы вам
самопроверка, дав импульс к переменам. Вы должны дойти до самых основ
человеческого характера, выбрав из них те черты, которые могли бы развить, и
те, что необходимо подавить, а вслед за этим приняться за сознательное
выполнение этой работы, прежде чем сможете подняться над вашим нынешним
ментальным и физическим окружением. Вы можете сказать, что обладаете такой
силой. Но вся беда в том, что вы пытаетесь уловить и изменить следствия уже
совершенного действия или поступка, вместо того чтобы докопаться до их
первопричины. И как правило, вы совершенно игнорируете колоссальную мощь
самовнушения. Как только вы осознаете, что ваши мотивы весьма сомнительны, как
это и бывает в большинстве случаев, – проследите их до корня вашего желания.
Если это желание эгоистично, непродуманно или неясно выражено, соберите в себе
всю, какая есть, мощь сконцентрированной воли и скажите так: «Я вовсе не хочу
этого, хотя мой ум или тело и могут этого желать. Это не отвечает Мировому
Закону, а потому не является моим настоящим желанием». Если вы станете поступать так
довольно часто и с достаточным усилием, то в один прекрасный день вы
обнаружите, что личные желания сокращаются и постепенно исчезают, уступая место
желаниям высшим. Обнаруженный вами при
самопроверке мотив для совершения или несовершения какого-то определенного
поступка будет действовать как индикатор, что выявит стоящее за ним желание.
Если же оставшиеся в вашем мозгу ментальные отложения, привязывающие к
какому-либо желанию, становятся столь активны и настойчивы, что вам трудно
освободиться от их власти, то перестаньте им сопротивляться и вместо этого
наполните свой ум иными вещами, так чтобы для прежних желаний не осталось
больше места, и тогда они исчезнут. МЕРА ЧЕЛОВЕКА
НАСТАВЛЕНИЕ 150
Независимо от того, с какой
точки зрения исследователь жизни проводит свои наблюдения – берет ли он за
основу Бога, Природу или даже то, что продиктовано случайными обстоятельствами,
– в любом случае даже казуистическому уму должно быть ясно, что сила, придающая
материи форму, предопределяет, что ни одна из них – будь то человек, гора или
капля воды – не может сохраняться более определенного, положенного ей периода.
Закон Периодичности – механизм, используемый при образовании формы, – действует
одинаково точно и неумолимо, определяя время жизни равно как для целой
организации людей, так и для отдельного человека, или даже для амебы.
Существует лишь один более высокий и важный механизм, нежели периодичность,
который может управляться Божественностью в форме Вселенной, и этот механизм
есть закон Служения. Тот, кто достаточно смирен и мудр, чтобы прочувствовать
метод, цель и результаты действия этих двух законов на примере жизни других
людей и извлечь пользу из этого знания, тот, если пожелает, может сформировать
обстоятельства своей собственной жизни так, чтобы они приблизились к той новой
форме, которую он смутно ощущает в туманных воображаемых далях. Той форме, что
создается вышеупомянутыми Божественными инструментами из субстанции, творимой
самим человеком день за днем, согласно плану, детали которого лежат далеко за
пределами возможностей его нынешнего восприятия. И если бы только он мог
удовольствоваться тем, что продвигался бы радостно и бескорыстно, создавая
субстанцию для этой формы без остановок, чтобы подсчитать накопленные
достижения или поздравить самого себя с успехом; или, что еще хуже, если бы не
впадал в отчаяние при каждой неудаче в таком созидании, то в один прекрасный
день он узнал бы, что, сам того не сознавая, использовался как инструмент для
созидания той возвышенности, с высоты которой он вглядывается в вершину
уходящей вдаль великой горной цепи. Но именно в тот момент, когда человек
достигает вершины своего первого холма, приходит час его истинного испытания. И
тут он должен осознать, что пока он не приобрел той силы равновесия, которая
позволит ему держаться на этой высоте уверенно и безбоязненно, пока не понял,
что единственная надежная его опора – это посох смирения, до тех пор он
неизбежно будет отбрасываться рикошетом к состоянию забвения или к какому-нибудь
иному неопределенному состоянию иллюзорности. Когда звезда человеческой
жизни находится на подъеме, когда человек достигает вершины своего первого
холма, мера этого человека определяется теми силами, которые руководят его
развитием и задают ему направление. Способен ли он достигнуть еще большей
высоты познания и мощи в данном жизненном цикле – всецело зависит от того вида,
что открывается для него в окружающем ландшафте, а также от местоположения того
холма, на который ему предстоит взойти. То есть все будет зависеть от того,
откроет ли он для себя то поприще, на котором сможет лучше всего служить
человечеству в целом, а также от его способности воздвигнуть божественный
престол в своем собственном сердце. Степень развития ученика,
заявившего о себе и принятого Великой Белой Ложей, устанавливается в эти дни
разделения быстро и точно. Образно говоря, высота, глубина, вес и значение
каждого определяются пределом развития, которого он достиг, и в особенности
уровнем развития силы распознавания, постоянства и служения. Быстрота утраты
первого, а затем и последующих качеств представляет весьма печальное зрелище
для стороннего наблюдателя, который не способен видеть, что, хотя движущая сила
эгоизма и низвергла свою жертву с вершины его малого холма вниз, в долину, эта
долина была его естественной средой обитания и будет оставаться таковой до тех
пор, пока сила устремления к цели и стойкость не будут развиты настолько, чтобы
сохранять точку опоры на этом холме. Кроме эгоизма, лени и
непостоянства, не найдется другого такого качества, которое способствовало бы
так падению, как чрезмерный эгоцентризм. Никакая другая форма не распадается
так быстро, как форма, построенная за счет чрезмерно развитого эгоцентризма и
самодовольства. Человечество медленно
постигает, что мера развития человека определяется Богом и благодаря Его
Помощникам открывается сознанию всех тех, кто уже достиг хотя бы одной вершины
в своей жизни. Лишь те, кто все еще пасется внизу, на равнине, или на плане
своих собственных желаний и страстей, – только они могут быть обмануты
человеком-эгоцентристом по той причине, что сами опутаны такой же паутиной
неблагодарности, неповиновения и эгоизма, которая и сделала эгоцентрика тем,
что он есть, а именно узником самого себя. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПЛАНЫ БЫТИЯ
НАСТАВЛЕНИЕ 151
Религия Мудрости различает
семь различных планов, или состояний сознания. Многие учителя философии
названной религии, довольно часто упоминающие один или несколько из семи
подпланов каждого из этих семи великих разделов, не знают, что эти подпланы
могут быть дифференцированы почти ad libitum, ибо
фактически существует столько же подпланов, сколько мыслящих сущностей на
четырех первичных планах материи. И как не найти двух совершенно одинаковых
существ, двух листьев на дереве, двух стебельков травы, так не бывает и двух
одинаковых умов. Заключенная в какой-то одной великой идее или идеале активная
сила может привлечь к определенному ее смыслу многие умы, но при этом каждый из
них может усматривать в этой идее разные аспекты. Когда определенная идея
оформилась в уме и была выражена в речи или на бумаге, то, будучи при всей
своей необычной новизне полезной и практичной для большинства людей, она жадно
схватывается и быстро и активно начинает применяться. Каждый уловивший данную идею
и сконцентрировавшийся на ней ум прибавляет к изначальной мысли соответственную
степень энергии, и таким образом постепенно создается определенный новый план,
или состояние, сознания. В него могут быть вовлечены и умы не рожденных до того
времени человеческих существ; и этот план будет существовать до тех пор, пока
не иссякнет создавшая и питавшая его энергия. При этом постепенно
уменьшаются границы вихря, созданного в манасической субстанции Вселенной
зарождением и появлением на свет этой идеи, и успокаивается движение вихревой
субстанции, а когда циклическое течение идеи завершается, остается лишь семя
изначальной мысли. Это семя сохраняется как лайя-центр во Вселенском Разуме до
тех пор, пока не настанет время для открытия нового цикла данной мысли или идеи
за счет нового оплодотворения семени в уме какого-либо иного индивида. Это
может произойти через века после предыдущего выявления мысли во внешнем мире. Каждому истинному психику и в
некоторой степени каждому мечтателю доступно множество мимолетных проблесков
различных феноменов, отчасти иллюстрирующих одну из тех истин, которую Я хочу
выразить. На начальной стадии транса или сновидения проявляются различные,
наполовину сформировавшиеся картины или образы, слышатся отдельные фразы или
отрывки откровений, прежде чем психические чувства смогут уловить какую-либо
ясно обрисованную картину или пережить доступный пониманию опыт на том плане,
на котором действует сознание. Эти неопределенные, незавершенные образы
являются частицами личных воспоминаний какого-нибудь прежнего опыта на одном из
подпланов, который определенным образом связан с великим полным планом – одним
из семи первичных планов манифестации. Такие опыты достойны наблюдения, ибо они
являются связующими звеньями некоего жизненного опыта. Но так как их достоверная
интерпретация может быть дана лишь на языке символизма, то никто, за
исключением некоторых продвинувшихся учеников оккультизма, не понимает и не
ценит их. Соотношение между идеями и их
циклическим возвращением может быть отчасти проиллюстрировано на примере нити
из сорока девяти бусин размером от горчичного семени до грецкого ореха. Все они
должны быть одного цвета, кроме каждой седьмой бусины, имеющей иную форму и
иной цвет; эти цветные бусины должны быть распределены согласно шкале цветов
спектра. Нить, на которой держатся бусины, символизирует первичную идею;
постепенно увеличивающиеся бусины – это возрастание идеи от одного подплана к
другому, а каждая седьмая бусина символизирует внешнее проявление идеи на
полном плане. Различные цвет и форма каждой из бусин, образующие другие шесть
разделов, укажут характер изменений, которые будут иметь место в течение разных
периодов внешнего проявления, а каждая промежуточная бусина обозначит подплан,
или новое состояние сознания, для соответствующих рас земли или каких-то
индивидуальностей. Разумеется, это не может
служить адекватной иллюстрацией, но дать точную иллюстрацию внутренней истины
абсолютно невозможно, ибо здесь мы имеем дело с материей, подчиненной
совершенно иным законам, нежели те, что действуют на физическом плане, и потому
она может быть рассматриваема новичком в оккультизме лишь по соответствию и
аналогии. Чтобы понять лежащий в основе
любого универсального закона принцип, а также действие сил, управляющих плотной
материей какого-либо плана манифестации, человеческому уму необходимо
преодолеть границы физического мира и уметь сознательно действовать на
внутренних планах бытия. ПУП
НАСТАВЛЕНИЕ 152
Путь, пролегающий между
Богами и людьми, суть пуповина, соединявшая некогда Бога и человека. Пуп,
Центральное Духовное Солнце, есть точка разделения между Духом и Материей.
Пуповина была перерезана в тот момент, когда Элохимы сказали: «Создадим
человека по нашему собственному образу» и, сотворив так человека, поместили его
в сад Эдема. Перерезав связующую нить между собою и великим Отцом-Матерью,
человек должен вновь соединить оба ее конца. Подлинная оккультная тайна стоит
за древним обычаем использовать пупок при концентрации. Символически это есть
низший конец Пути, так сказать, самые подходы к нему; и если они заросли
сорняком (чувственными желаниями и наслаждениями), то душе преграждается путь
истинного знания и мощи. ЛИХОРАДКА РУЧАТЕЛЬСТВА
НАСТАВЛЕНИЕ 153
Как в Поучениях Храма, так и
в более ранних эзотерических учениях неоднократно говорилось о неизбежных следствиях
произносимого обета, даваемого учеником оккультизма. Однако к предостережениям,
которые всегда даются всеми истинными наставниками эзотерических школ тем, кто
вступил под их руководство и наблюдение, довольно часто относятся несерьезно и
в конце концов пренебрегают ими. Вследствие этого ученик остается без той
защиты, которую могли бы дать ревностное внимание и послушание, что в конце
концов доводит его до состояния, сравнимого с положением птицы с ощипанными
перьями, чья незащищенная кожа подвергается порывам ледяных ветров Царя Бурь и
палящему зною солнца. Несмотря на то что все
полученные предостережения подсознательно откладываются в памяти, большинство
учеников не прилагают никаких усилий к тому, чтобы оживить ее на внешнем плане.
Подобно многим другим законам, которые, похоже, созданы лишь для того, чтобы их
нарушали, законы ученичества нередко подвергаются той же самой участи. Когда по
завершении своей долгой и тяжкой борьбы ученик достигает известной ступени
Великой Белой Ложи и оглядывается на пройденный путь, то он уже в состоянии
понять, что на его непослушание в этом отношении милосердно закрывали глаза для
его же пользы. И все по той причине, что, образно говоря, ледяные ветры,
палящий зной солнца, жестокие удары по незащищенному телу, предательские
нападения и все прочие бедствия, грозившие ему гибелью, были столь необходимыми
испытаниями его силы выдержки и терпения, его жизненной энергии, а также
способности сохранять равновесие при любых условиях. Все они были исключительно
важны для раскрытия его духовной природы, однако это нисколько не опровергает
реальности и важности вышеупомянутого закона и неизбежных следствий
неповиновения ему. И то, что развитие этого ученика, вопреки его непослушанию и
безрассудству, все же продолжалось, было обусловлено либо избытком хорошей
кармы, либо сознательным или же бездумным выбором трудного, сурового пути
взамен положенного разумного и охраняемого. И хотя ему все равно пришлось
бы сполна испить чашу трудных испытаний, проходя по охраняемому пути, все же в
этом случае он имел бы больше сил для их встречи. Его силы не растрачивались бы
на пустяки, и он не блуждал бы так долго по темным и глухим тропам, не раз
сбиваясь с пути. Результаты подобного
неповиновения и легкомыслия могут быть замечены сегодня любым продвинувшимся
учеником на примере многочисленных неудач в достижении поставленной цели,
постигших последователей первых Теософических обществ, возникших в Европе и
Америке. Большинство из таких неудачников так и не продвинулись ни на шаг по
пути истины со времени прохождения первого этапа ученичества. Они погрузились в
состояние духовной спячки и в часы своего пробуждения все еще лихорадочно
обсуждают начальные принципы оккультизма со всеми, кто готов их слушать. И все
это происходит по той причине, что они либо не смогли усвоить эти глубокие
истины, либо дезертировали с линий ученичества, прибившись к тем обломкам
кораблекрушения, что плывут по воле иллюзорных волн Майи. Уклонившись от той огромной
ответственности, которую приняли на себя при священном ручательстве в
эзотерических орденах, они, вместо того чтобы стать светлым маяком для тонущих
масс, превратились в Жалкие, преступившие клятву духовные или психические
обломки, угрожающие сохранности других человеческих кораблей, бороздящих волны
океана жизни и ищущих надежной гавани в предвидении надвигающегося жестокого
шторма. Когда ученику говорят, что
при взятии на себя ручательства перед Великой Белой Ложей любые – и
добродетельные, и порочные – до тех пор дремлющие, а подчас даже и не
предполагаемые склонности его природы становятся активными, то в его неизменных
интересах быть на страже и наблюдать за их проявлением. Если он тщеславный,
чувственный или честолюбивый – эти пороки все равно выявятся, как бы успешно ни
скрывал он их в прошлом. Если он благороден, сострадателен и готов прийти на
помощь, то и эти качества также усилятся. «Нет ничего тайного, что не
стало бы явным». Это непреложный закон оккультизма. Состояние, достигнутое на
ранних ступенях ученичества, может впоследствии вылиться в серьезные приступы
болезни из-за неподготовленности ученика к борьбе с теми элементарными силами,
которые он сам же освободил из плена. Такое состояние ученика на
начальной ступени развития весьма четко определено одним из наших наиболее
преданных чела как «лихорадка ручательства». Когда какой-либо ученик страдает
от приступа этой «лихорадки», его товарищи должны быть неизменно терпеливыми и
сострадательными по отношению к нему. В противном случае они также будут
страдать от недостатка помощи, когда для них самих придет час испытания. Важность этой темы невозможно
переоценить, и все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы выявить
истинные причины проявляющихся следствий, вместо того чтобы беззаботно
проходить мимо них, не присматриваясь, или же приписывать их внешнему влиянию. Принятый ученик неизбежно
начинает приближаться к центральному пламени его собственной сущности. И чем
ближе он приближается к огню, тем сильнее он будет чувствовать воздействие этих
огней, которые выискивают «каменноугольные отложения» его низшей природы. Пока
эти отложения не будут сожжены, он едва ли сможет преуспеть на пути
практического оккультизма и в его опыте не будет ничего, кроме случайных часов
воображаемой ясности духа, – это в лучшем случае, – тогда как «ясный дух понимания»,
столь необходимый для духовного роста, будет как бы все более удаляться от
него. Но это лишь кажется так, ибо ни одно усилие не пропадает даром, и свет в
конце концов может совершенно неожиданно прорваться через тьму. <Оглавление> <далее> |
на главную |
|
|