Николай Рерих: "Священная Тангла"

"Учение Храма" (кн.2, фрагмент 4)

СИЛА СВЕТА

НАСТАВЛЕНИЕ 154

Если бы не причины, о которых пойдет сейчас речь, то всякий серьезный ученик, прочитавший и тщательно усвоивший Мои первые Наставления о Свете и Звуке, мог бы при прочих равных условиях намного опередить представителей точной науки нашего века, ибо эти Наставления, будучи хорошо усвоены, дают знание тех основ, на которых построены величайшие философские системы, а также тех принципов, что лежат в основе многих профессий и ремесел.

Особенно это справедливо в отношении таких профессий и ремесел, которые связаны с проведением света и звука на расстояние.

Непродуманные методы образования и обучения привели к атрофии или временному параличу особого центра мозга у большинства людей – того центра, который был особенно активен у некоторых предыдущих рас; то есть того центра, через который проявляется качество Интуиции. Поэтому способностью быстро улавливать необходимые соотношения между различными формами и уровнями материи, а также способностью применять это знание для разрешения проблем во всех областях исследований владеет сравнительно небольшое число людей.

Способность, о которой Я говорю, занимает гораздо более высокое место на шкале способностей, нежели способность к аналогии. Она есть свойство души, или высшего разума.

Беседуя с теми, кто в данное время находится под Моим руководством, Я уже давал определение природы энергии Света и его отношения к Абсолюту, насколько это было в Моих силах при существующих условиях. Сейчас же мы обратимся к его функциям Создателя, Охранителя и Разрушителя, а также к тем способам, что используются для их выполнения.

Одной из всепоглощающих целей, стоящих перед Посвященными, является разрыв или, вернее, расширение линии их жизненных циклов до такой степени, чтобы для них стало возможным войти в свои законные владения – в Абсолют. К этому их побуждает знание о воздействии зла – грехов деяния и недеяния как человечества en masse, так и их личных учеников, или детей, по отношению к вибрациям внутреннего света, – зла, заключающегося в постоянном уменьшении числа этих вибраций, в то время как они должны быть в значительной степени увеличены, чтобы стало возможным исполнение божественного назначения. Вследствие этого Посвященные не могут вступить в принадлежащие им по праву владения до тех пор, пока не доведут своих учеников до определенной жизненной ступени.

Если бы термины, употребляемые сейчас в научных исследованиях в области физики, можно было заменить на общепринятые термины всех религий, обозначающие соответствующие качества, и если бы они были приняты всеми серьезными учителями и учениками, то все ошибки и заблуждения, повинные в преобладающем в человеческой расе зле, исчезли бы, как по мановению волшебной палочки. Каждый учитель, который продолжает смущать умы своих учеников тем, что переименует старые мировые истины и таким образом искажает их до неузнаваемости, ответствен за это зло в немалой степени. Если бы, к примеру, человек знал, что совершением умышленного дурного поступка он увеличивает плотность субстанции, которая в связи с этим лишит его возможности реализации какого-либо сильного желания или устремления, и если бы, получив разумное объяснение этого действия, он смог бы, логически рассуждая, понять, что нет никакой возможности избежать последствий порожденной им причины, то его старания и усилия удержаться от совершения зла увеличились бы вдесятеро по сравнению с тем, что дает его слабая вера в нечто, взывающее лишь к его религиозному чувству.

Наука и религия едины. И если бы то, что в религиозных учениях обычно считается просто чувством, могло бы быть явлено как реальность, существующая в виде материи и силы и способная проявляться при помощи высших форм энергии, и если бы способ такого проявления мог бы быть найден логическим рассуждением, то религиозные учителя были бы более милосердны к материалисту, а последний был бы более способен оценить истину и красоту религии.

Ученик, полагающий, что законы сжатия, построения, сохранения и расширения – или любой другой закон, создающий материю или управляющий ею, – прекращают свое действие за пределами физического плана, весьма заблуждается, ибо на внутренних планах такое действие еще и усиливается.

Способность астрального тела поглощать свет намного сильнее, нежели у тела физического, но если этот свет не рассеивается почти с такой же скоростью, с какой поглощается, то развоплощенная душа практически не в состоянии контролировать астральное тело. После смерти оно скитается, подобно дрейфующему судну, до тех пор, пока его атомы в конце концов не рассеиваются и душа не обретает свободу.

Мысль о том, что энергия света имеет нечто общее с освобождением души от облекающего ее астрального тела, почти невероятна для человека среднего сознания, и тем не менее это так. Свет преодолевает даже силу тяготения. Воздействие гравитации на астрального человека еще сильнее, нежели на физического, но поскольку астральная материя легче и тоньше материи физической, то астральное тело буквально отрывается светом от земной сферы и рассеивается в пространстве, когда уходит контролирующая сила души. Однако сам вес астрального тела, которое долгое время поглощало, сколько могло, астральный свет и не рассеяло ничего достойного упоминания, делает весь процесс разложения и рассеивания весьма болезненным. Именно эти трудности, встречающиеся в процессе такого разложения и рассеивания отягощенного астрального тела, и есть состояние, называемое чистилищем.

Астральное тело человека высоких благородных идей, человека, исполненного духом братства и человечности, каждая мысль и каждое желание которого сосредоточены на благе своей расы, и кто вследствие этого распространяет свет, отдавая его почти так же быстро, как и поглощая, – такое астральное тело, образно говоря, уже не имеет тех «усиков», которыми цепляется за физическое тело, и само по себе столь разреженно и легко, что душа после смерти очень быстро освобождается. При этом атомы астрального тела быстро возвращаются в массу образовавших его элементов, давая душе свободу. Вам следует всегда иметь в виду тот факт, что свет на физическом плане, то есть свет солнца, является одеянием света духовного и что именно духовный свет является основной энергией, о которой Я говорил. Точное соответствие феномену, производимому духовным светом, вы сможете найти в действии солнечного света на материю физического плана, если будете искать достаточно широко.

Я указал на вышеупомянутые феномены астрального плана, с тем чтобы обратить ваше внимание на подобие действия законов света на материю двух планов и на взаимодействие энергии и материи.

С некоторым пониманием природы света, его назначения и воздействия, загадки темноты становятся не такими уж и неразрешимыми. Обычно считается, что тенденция совершать злые дела в темноте вызвана простым желанием избежать наблюдения. Но на самом деле ночные часы являются предусмотренными природой периодами ассимиляции и выделения, поэтому энергия, впитанная за день, ослабляет позитивную активность тела, его способность противостоять внешним влияниям, исходящим от негодных отбросов, выталкиваемых природой в часы ассимиляции и извержения, – влияниям Восьмой Сферы. Почти ничего не зная или же вовсе не подозревая о причинах, то есть о тайнах природы, стоящих за импульсами, ведущими его к искушению, человек делается их легкой добычей, если только он не ведет естественного образа жизни, при котором усталость тела и ума вследствие его дневного труда и инерция, следующая за дневной активностью, заставляют его спать. Во сне его мыслящее «я» проходит поверх сферы низшей астральной деятельности, и поэтому его тело становится невосприимчивым к этим влияниям. Таким образом, темнота является чем-то большим, нежели просто ширмой для зла; именно в той степени, в какой любое негативное действие может быть спровоцировано внешней причиной, она сама и есть зло, или, точнее сказать, – понижение вибраций природы, или света, изначально благодатное, необходимое для отдыха, но при неправильном применении ведущее ко злу.

Изучающий жизнь может извлечь для себя весьма ценные мысли, обратившись к примеру столь быстро совершенствующегося кинофильма, ставшего уже обычным явлением для каждого города и деревни, ибо процесс съемки, а затем отображения снятого на экране в точности соответствует тем методам, посредством которых события каждой человеческой жизни, бег каждой океанской волны, трепет каждого листка, биение горного гейзера или движение ползущего муравья отбрасываются на астральный экран тончайшими оболочками субстанции, которые облекают каждый материализованный атом, и посредством той же самой энергии света и отражения запечатлеваются там навеки.

Однако существует небольшое, но весьма важное различие. Кинокартина есть просто тень сфотографированной сцены, тогда как живые картины астрального экрана являются самой субстанцией отображенных на нем сцен. Микроскопические оболочки, или футляры, которые каждый атом сбрасывает, подобно змеиной коже, каждую секунду, подхватываются энергией света и фиксируются на астральном экране день за днем на всем протяжении проявленной Эры планеты или Вселенной. Все вместе они создают Божественную Книгу Памяти, или Книгу Жизни.

Учитывая это, нетрудно понять, почему закон кармы может действовать столь безупречно, вплоть до наимельчайшего акта по линии человеческих воплощений. На этом астральном экране изображено живое свидетельство благих и дурных поступков человека, а также та материя, при помощи которой они совершались. Та энергия, что дала и поддерживала нашу физическую жизнь, записывает все ее события от начала и до конца. Именно мелькание кадров этой живой записи видит тонущий человек или жертва какого-либо несчастного случая в свои последние минуты, что наполняет их таким ужасом. Это есть тот рекорд, который вы и Я постоянно отделываем и пополняем день за днем, чтобы однажды в будущем он предстал перед нашими развязанными глазами, когда пробьет наш час. На этих фотографиях не может быть никакой ретуши или вымарывания несовершенств. Они стоят во всей своей красе или, напротив, безобразии на виду у всех душ.

ВНУТРЕННИЕ ЦАРСТВА

НАСТАВЛЕНИЕ 155

Мы – Старшие Сыновья единого Отца-Матери, который породил и вас – младших сыновей, знаем, что те далекие тела, на которые вы временами столь страстно взираете, суть лишь дыры в великом покрывале пространства, как и то с виду прочное тело, которое вы, спотыкаясь, попираете своими ногами.

Но пока вы не прозреете и не увидите окутывающей вас иллюзорности, вы не сможете вполне охватить ту реальность, что стоит за этим, кажущимся диким утверждением. Если вы вбиваете гвоздь в дерево или вырезаете кусок из какого-либо твердого тела, то используемые вами инструменты вонзаются уже в новое царство, – в то, которое наука называет межмолекулярным. Если же при помощи силы воли, используя воображаемый гвоздь, вы смогли бы заставить его проникнуть в самую сердцевину этого царства, он вошел бы в еще более тонкое царство субстанции — межатомное.

Межмолекулярное царство науки фактически есть низшее астральное царство оккультизма. Межатомное, или эфирное, царство – это царство высшего астрала. Вам редко приходит в голову, что вы постоянно проходите через эти царства, задерживаясь в них и возвращаясь обратно равно как во сне, так и в часы бодрствования, но это действительно так. И такие же волнообразные движения, как и те, что переносят ваши вести по беспроволочному телеграфу в этом царстве плотной материи, могут перенести и ваше сознание из одного царства в другое.

Разложение ваших мертвых тел создает подобные же вихри в пространстве, давая возможность инструменту духа – душе – войти в межатомное царство точно так же, как дезинтеграция иных форм материи позволяет освободиться обитающим в них элементалам, которые проникают в межмолекулярное царство развоплощенных.

И если это истинно, а это именно так, то не является ли истинным и то, что плотная материя, в которую вы погружены, представляет собой лишь сброшенную оболочку межатомной и межмолекулярной субстанции, в которую душа облекается для приобретения опыта, когда нисходит из царства духа, высшего полюса жизни, в материю – низший полюс?

Во время сна, транса и духовного откровения вы освобождаетесь от уз молекул и действуете в тех высших межатомных царствах субстанции. И поскольку в это время вы обнаруживаете себя вне границ времени и пространства, в вашем понимании, и подчиняетесь уже иным законам, то обычно считаете, что именно эти царства иллюзорны, а то, которое вы оставили, есть единственная реальность.

Сомнение и неверие служат препятствиями, закрывающими вам двери внутренних царств, ибо эти качества принадлежат лишь миру грубых оболочек. Они не имеют места во внутренних царствах – там неуверенность уступает дорогу знанию. Внутренние царства являются истинными царствами силы, и пока вы не сможете сознательно войти в их врата, концентрация, в том смысле, в каком это слово применяется Посвященными, будет невозможна или очень трудна для вас, ибо для сосредоточения на какой-либо цели вся видимая Вселенная должна исчезнуть из вашего ума. Ни один человеческий язык не сможет описать вам, как это сделать, ибо это прерогатива души. Я могу рассказать и уже рассказывал вам, как приступить к изучению этой азбуки, но ни Я, ни кто-либо другой не сможет описать конечных следствий этого процесса. В нескольких словах его можно лишь едва обозначить.

Научитесь растворяться в той вещи, человеке или состоянии, на которых вы концентрируетесь, и делайте это с определенной целью, которая и будет, так сказать, руководящей силой. Человек обладает более проникающим лучом, нежели любые недавно открытые элементы, а также более существенным средством для определения строения материи, нежели спектроскоп. Но недостаток терпения в исследованиях, постоянная подверженность иллюзиям чувств, а также нежелание или неспособность претерпеть вызванные своими действиями следствия, когда они оборачиваются низвергающейся ратью элементалов, охраняющих врата каждого внутреннего плана, – и есть препятствия для возвращения человеку той силы, которой он некогда обладал.

Как раз на грани таких открытий ученики один за другим теряют свои возможности по причине временного затемнения их внутреннего видения в результате совершения какого-либо деяния, к которому побудили их охраняющие врата элементалы. Порою эти возможности теряются из-за отказа исполнить некую обязанность, назначенную им как испытание их силы или интуиции, и тогда трудный подъем начинается снова. Истинно сказано: «Кого Бог хочет наказать, того Он лишает ума».

ВОЙНА

НАСТАВЛЕНИЕ 156

Каждый, кто пытается высказать кому-то даже самую простую истину, почти неизменно рискует либо быть неправильно понятым, либо вызвать у собеседника гнев и ярость. Вполне возможно, что удели собеседник достаточно времени для спокойных размышлений, то и для него открылась бы очевидность оспариваемой истины. Но, как правило, самый первый импульс слушателя направлен к отрицанию, и поскольку спор лишь усиливает принятые обеими сторонами позиции, то основная причина этого спора – истина – обычно тонет в океане слов еще задолго до его конца.

Если Я скажу, что демократия – это заблуждение, что демократическая форма правления не является ни законной, ни разумной, ни устойчивой, то скорее всего увижу на ваших лицах выражение отрицания или же растерянности. И все же эти утверждения абсолютно истинны с точки зрения Белой Ложи.

Возможно, это заявление было бы принято с меньшим сопротивлением, если бы Я сказал, что такая форма правления не является ни законной, ни разумной, ни устойчивой в определенные периоды Манвантары. Но как бы то ни было, в целом с точки зрения законов единства, эволюции и духовной реальности идея демократии неприемлема.

Рассмотрим этот вопрос лишь с точки зрения эволюции. Для глубоко изучающего жизнь совершенно очевидно, что в мире не найдется даже двух совершенно одинаковых людей. Самый высокий идеал, который только способен представить себе один человек, будет весьма отличаться от высшего идеала другого. Отвечающая всем требованиям демократия потребовала бы расу совершенно одинаковых людей – расу с общими желаниями и целями, без оппозиции в отношении ее членов, поднявшихся выше среднего уровня. Ведь как только какой-либо человек из среды средних демократов поднимается в своем развитии над окружением, так сразу же восхищение сменяется завистью, соперничеством и недовольством со стороны большинства его собратьев. Правда, то же самое, и даже в большей степени, касается и современного самодержавия, но причиной этого являются явно несправедливые деяния высшего класса – класса у власти. Все это не относится к идеалу патриархальной формы правления Великой Белой Ложи, объединение которой является практически самодержавным.

С точки зрения Божественного Закона каждое создание – будь то человек, животное, растение или минерал – всегда занимает свое, предназначенное ему место. И если какими-то внешними средствами его надолго переместить, оно либо погибнет, либо выродится. Для каждого индивидуума существует определенное место и предназначение, определяемое законом кармы «от сих до сих» в зависимости от характера его желаний и поступков. И никакое другое создание или человек не сможет сместить это лицо с его позиции на универсальной шкале жизни без неблагоприятных последствий, пока закон кармы сам не предпишет такого смешения.

В идеально патриархальной форме управления, или монархии, отец, царь или король находятся на своей правящей позиции согласно велению кармического закона. Любой их сын или дочь по прямой линии или иное лицо, которому дарована привилегия аристократии, находятся в своем естественном положении, ибо поставлены туда законом кармы. Если это действительно так, то каким же образом демократия, то есть власть народа, большинство которого не в состоянии даже определить свое собственное место на шкале жизни, может выбрать из своей среды какое-то лицо, о законном месте которого абсолютно ничего не известно, и поставить его на то место, о котором также никто не имеет ни малейшего представления; и что же еще можно при этом ожидать, кроме разногласия, недовольства и в конце концов бунта? Ответ на этот вопрос и теперь будет точно таким же, каким был в течение веков: «По жестокосердию их Бог их терпел». Иными словами, из-за своего невежества, своеволия и недостатка духовного распознавания человек предпочитает изменить божественно предписанный и естественный закон, и это ему позволено. Чтобы выразить это иначе, можно сказать, что в известные периоды великой Манвантары, на низшей дуге определенных циклов, духовное распознавание и духовные знания человека находятся в упадке. Боги еще не пришли, чтобы дать импульс новым эволюционным силам для поднятия цикла, и массами овладевает дух беспокойства. Появляется желание каких-то перемен, и в результате происходит ниспровержение старого порядка и установление нового. Однако новый порядок, проявляющийся, как это бывает в таких случаях, на низшей дуге цикла, не может продержаться долго. Постепенно, с увеличением знания и силы, восстанавливается порядок старый, более высокий. И он длится до тех пор, пока не пойдут на убыль мощь, размах и целеустремленность эволюционных сил нового цикла и не произойдет новой перемены.

Однако, даже если это положение сейчас для вас неприемлемо, запомните, что эволюционный закон действует по спирали, а не по замкнутому кругу. При каждом новом витке спирали в каждой Манвантаре наблюдается поднятие человеческой расы до большей высоты мудрости и силы. Вечные по самой своей природе места на универсальной шкале жизни, занятые сейчас негодными самодержавными и глупыми царями, королями и дворянами, в будущем Веке будут заняты Учителями Мудрости (которыми, быть может, будете вы сами); соответствующие изменения претерпят также и другие области жизни. Иными словами, Боги снова пребудут с человеком, как это было на восходящей дуге предыдущих циклов, и на очень длительное время демократия превратится лишь в название, в забытый идеал.

Запомните, что Я говорю вам. Демократия может быть единственно приемлемым идеалом лишь для человечества настоящего времени, и только в этом смысле она относительно законна и разумна. Но она незаконна и неразумна с точки зрения высшего «Я» и не может быть установлена среди людей, достигших высшего развития в их индивидуальном эволюционном цикле.

Нынешняя мировая война является одним из результатов усилий Природы смести прежние условия, и с этой точки зрения она сейчас совершенно неизбежна. Как существенное мировое событие, многим она может показаться законной и необходимой, хотя при этом, как это ни парадоксально, тот человек, который призывает к войне и поощряет ее продолжение, всегда является объектом резкой критики.

Те же последствия, касающиеся расы, могут возникнуть и от многочисленных пожаров, наводнений, землетрясений и извержения вулканов. Это значит, что большая часть расы может быть уничтожена природными средствами, а из ее остатков впоследствии народится новая раса, но человек в своем невежестве не хочет этого ждать. Он убеждает себя, что он может и должен ускорить события и смотреть на жертвы под другим углом зрения, чтобы удовлетворить кровожадность своей натуры. И этим он создает тяжкую карму, которая, естественно, падет на те расы, что будут жить в конце следующего соответствующего мирового периода, а также на многие, принадлежащие к настоящему циклу. Подобная карма не обрушилась бы на новую расу, если бы нынешнее уничтожение жизни было предоставлено естественному ходу вещей.

Но не забывайте о спиральном подъеме жизни. В один прекрасный день война прекратится, и установится правление согласно Божественным Законам – правление, которое будет продолжительным. И тогда будет достигнут более высокий виток спирали, ибо тогда даже эволюционные силы низшей дуги цикла не смогут более пагубно влиять на человека, ибо именно тогда он обретет свое божественное первородство.

ОКНА ДУШИ И ЭЛЕМЕНТАЛЫ ОГНЯ

НАСТАВЛЕНИЕ 157

Душа Вселенной выглядывает из многих окон и дверей дворца, обычно называемого Жизнью; из окон, выходящих наверх и вниз, внутрь и наружу; из окон, которые открываются на бесконечные просторы Света и Любви, именуемые нами Богом и Небесами. Она выглядывает из дверей, что открываются на плотные, неподатливые массы материи, которые мы условились называть материальным планом. И окна и двери эти являются чудесными творениями сверхчеловеческого мастерства. Совсем крошечное семя растения в твердой оболочке, семя животной и человеческой жизни в оболочке мягкой являются окнами с закрытыми створками, за которыми на некоторый период времени сокрыта каждая индивидуальная жизнь. Она ожидает прикосновения оплодотворяющей души, чтобы пробудиться к действию; отомкнув створки, она широко распахнет окна и выйдет наружу в образе Сына Бога.

Чтобы уловить отблеск этого непостижимого бытия – Души Вселенной, внимательно всматривайтесь в глаза людей и животных, с которыми вы общаетесь, ибо ни через какие другие увеличительные стекла не разглядеть вам столь ясно проявлений этой Души, ее возможностей и устремлений. В них содержатся ответы на все противоречия и головоломки жизни, которые открываются тому, кто ищет мудро и бескорыстно. Причуды человеческого ума, животные инстинкты могут скрываться за «створками» других органов чувств, но только не за «створками» глаз. Глаза – это широко открытые окна, которые всегда пропустят луч, посланный через глаза какой-то иной души, которая уже научилась мудро, терпеливо и любовно искать тот проблеск света, луч души сестры или брата, что выглядывает из этих окон. Иные черты и части человеческого тела могут, пожалуй, и обмануть, но для Посвященного или продвинувшегося ученика глаза другого существа подобны страницам книги, открывающейся благодаря их огням высоких или низких вибраций. И в глубинах этих колодцев истины, привычно называемых зрачками, можно видеть все возможности души.

Никакими усилиями, никакими тренировками не затушить, не изменить этих огней, так же как и не скрыть отражения постоянно меняющейся формы в их глубинах. Эти огни растут в своей интенсивности и силе отражения, начиная с юности и до среднего возраста, а затем они постепенно тускнеют, но окончательно гаснут только перед последним долгим сном. Но даже и тогда эта сила передается глазам иного плана бытия.

Было время, когда человек имел лишь одно такое окно души, но в этом единственном глазе были сконцентрированы не только обнаруживаемые сегодня в обоих глазах свет и сила, но и еще более мощные, которые у современного человека активны лишь в органах внутреннего зрения. Огненные элементалы высокого порядка – охранители этого света и силы – управлялись душою, малейшими частицами которой они являлись и помогали порождать вспышки огня, что по приказу воли мог уничтожить низшие формы жизни.

Вам следует многое узнать о силе и функциях огненных элементалов. Горение, например, кажется вам простым процессом. Вы видите некую воспламеняющуюся субстанцию, обращенную в пепел, и огонь, который угасает, поглотив ее, и вы, естественно, полагаете, что это конец и субстанции, и огня. Однако это не конец ни огню, ни субстанции. Точно так же, как явились огненные элементалы исполнить приказание тех, кто вызвал их посредством зажигания, возвращаются они в свою естественную среду после завершения службы, ибо они неразрушимы.

Каждая молекула воспламеняющегося материала является средой обитания огненного элементала. И будет или не будет он призван к деятельной службе посредством трения или зажигания, пребывая в этой среде, – не имеет никакого значения, ибо следствие будет одинаковым. С разрушением воспламеняющейся субстанции элементал теряет свой проводник и не имеет дальнейшего существования на материальном плане, пока снова не воплотится в какой-либо иной форме материи.

Древние, равно как и Посвященные настоящего времени, знали о мощи и назначении этих бесконечно малых сознательных жизней, которые были для них священны. Ни один огонь никогда не возжигался мудрецами древности без надлежащего ритуала. Этот ритуал служил средством объединения сознания элементалов с сознанием Мудреца для общего служения. Принесение элементалами в жертву своего воплощения для такого служения вознаграждалось тем лицом, для кого эта жертва приносилась, – оно помогало элементалам воплотиться вновь в уже более высоком порядке жизни.

О настоящей цели возжженных свечей на своих алтарях или около умерших служители современной христианской церкви мало что знают, а миряне и того меньше. Этот обычай столь же древний, как и сам материальный мир, и он и поныне все так же соблюдается Посвященными, для кого связанные с этим обряды столь же священны и важны, как это было всегда.

Элементалы огня более разумны, нежели элементалы воды, земли и воздуха. В то время как последние три вида элементалов подчиняются любому человеку, который сделался их хозяином, огненные элементалы в том, что касается личного служения, совершенно не подчиняются кому бы то ни было, за исключением Посвященных. Одним из главных назначений, которого и древние и современные Посвященные добивались всегда с большим упорством, нежели чего-либо иного, является должность хранителя Священного Пламени Храма Посвящения, поскольку считается, что огненный круг или какая-либо иная фигура, очерченная огненными элементалами, охраняет каждый предмет или лицо, вверенное их заботе.

Когда их дозор потревожен или нарушен какой-то внешней силой, огненные элементалы яростно стремятся уничтожить то лицо или вещь, которая выступала в качестве орудия для этой цели. И требуется вся мощь, все влияние Посвященных, чтобы охранить ученика, который по незнанию или по ошибке стал объектом, мешающим этим элементалам нести их службу.

Алтарь является наиболее священным предметом в материальном мире для истинного жреца или верующего. Осквернение алтаря является в их глазах самым худшим и ужасным из всех совершаемых грехов. Потому в прошлом на защиту и дома, и храма призывались огненные элементалы; и какая-либо воспламеняющаяся субстанция, что была их естественным обиталищем, изготовлялась в виде форм, которые, будучи зажжены, могли вызвать эти элементалы к исполнению предназначенного долга, хотя они и были сокрыты пламенем от взора смертного. Те же расы элементалов призывались и для охраны мертвых от осквернения.

Вера в святость семейного очага в древние времена привела к верованию в видимое присутствие элементалов, вызываемых горением воспламеняющегося материала.

Именно из-за своевольного и невежественного вызова огненных элементалов без их согласия и без сотрудничества с ними они так трудно поддаются контролю человека. Прерывание их воплощения возбуждает их яростный гнев в том случае, когда не прилагается никаких усилий к тому, чтобы помочь им, работая с ними в союзе, как это делается Посвященными. Эгоистическое применение и расточение природных сил, заключенных в горючих материалах, обрекают человечество на ужасные огненные кармические следствия.

И все же первый урок об Огне в оккультизме очень прост. Если бы ученик Белой Ложи всегда помнил, для чего именно он зажигает какую-либо воспламеняющуюся субстанцию, а также концентрировался на определенной мысли, содержащей благодарность за оказываемую услугу и желание отплатить равноценной услугой, то он установил бы связь между собою и заключенными в этой субстанции элементалами. На астральном плане эта мысль приняла бы форму и создала новое астральное окружение для освобожденных элементалов. И подобно тому, как человек создает из природных материалов свои внешние дома согласно продуманным планам, так же он может помочь этим бесконечно малым жизням построить их обиталища, то есть помочь им собрать из более тонких сил природы все то, в чем они прежде всего нуждаются для нового воплощения, а именно новые формы в материи. Подобно человеку, они противятся насильственному выселению из своего жилища.

ИСТИНА VERSUS ЛОЖЬ

НАСТАВЛЕНИЕ 158

Многие сегодня открыто заявляют и слепо верят в то, что совершенно честный и правдивый человек никоим образом не может преуспеть ни в одном деле и ни в одной профессии. И если под успехом подразумевать приобретение большого богатства или почести мира, то на первый взгляд это кажется правдой, – слишком уж очевидны в большинстве случаев результаты нечестности. Но уже одно следствие этого убеждения, проникающего в умы масс, более, чем что-либо еще, ответственно за общемировое бедственное положение, обещая сделать еще больше, чтобы лишить людей доверия друг к другу, веры в Бога и в духовное существование после смерти, тем самым обещая навлечь на все расы земли самые серьезные из всех, когда-либо имевших место в истории нынешней человеческой расы кармические следствия.

Несколько лет назад среди масс раздался громовой глас с требованием реформ в области Закона, Этики, Религии и Политики, и этот глас в конце концов вылился в огромный многоголосый хор. Эти требования пробудили отклик в умах некоторых более разумных людей, и если судить по кажущейся искренности тех, кто стоит во главе движений в защиту таких реформ, то было бы не так много причин для опасений и беспокойства. Однако, к сожалению, «Те, Кто знают», те, кто способны увидеть истину за внешними действиями и проследить мотивы, управляющие большинством этих так называемых реформаторов, вынуждены отметить, что, потерпев неудачу в достижении желаемого успеха в законных направлениях, эти люди уже давным-давно предпочли всему гром демагогии десятилетней давности и применяют ее, чтобы оглушить и ослепить массы относительно своих истинных целей, ради которых они поддерживают и ведут различные так называемые движения за реформы.

С накоплением колоссальных сумм капитала в руках немногих и страхом перед приближающейся монархией, которая уничтожит свободу масс, в людях постепенно вырастает чувство ненависти и недоверия, вследствие чего многие легко поддаются на посулы вышеупомянутых сторонников реформ, или лидеров. А при природной лености большинства, подверженности масс одержанию одной идеей, при великом множестве мужчин и женщин, не способных ни к какой серьезной мысли, кроме мысли о том, как бы не погибнуть с голоду им самим и их детям, – откуда же взяться надежде на то, что все они могут дорасти до надлежащего образа действий, прежде чем будет причинен тот ущерб, что кажется сейчас неминуемым?

Власть, находившаяся несколько лет назад в руках богатых людей, переходит в руки вышеупомянутых лидеров-реформаторов. Но за множеством принятых ими законов, за разрушением старых форм и установлением нелепых прецедентов, за подрывом стабильности, созданной вековыми усилиями честных людей, за разрушением старых религиозных идеалов, заменяемых так называемой новой мыслью (которая в действительности является черной магией прошлых веков), – за всем этим скрывается ползучая ядовитая змея, готовая ужалить в самое сердце нации, когда придет время. И это сердце есть свобода человека.

Я знаю, что Мои утверждения покажутся дикими и непозволительными и именно из-за своей кажущейся абсурдности не будут приняты всерьез и не вызовут того внимания, какого заслуживают. Но если бы за действиями тех, кого Я имею в виду, не стояли скрытые мотивы, то и у Меня не было бы оснований для подобных заявлений, ибо, бесспорно, во многих отношениях реформы необходимы. И тот факт, что эти люди в большинстве случаев даже не догадываются об истинных, движущих ими мотивах и о неизбежных следствиях тех действий, к которым они подталкивают, делает ситуацию еще более опасной.

В начале каждого Великого мирового периода человеку было дано несколько Божественных Законов. И чем больше этими законами пренебрегают, чем быстрее они подменяются другими, тем скорее мир и все живущее в нем разрушается. Два из этих Божественных Законов указывают, что ни один человек не должен красть у своего соседа и не должен ему лгать. И если ваш сосед лишает вас возможности жить без кражи или без обмана, покрывающего эту кражу, а затем воздвигает мерзкие тюрьмы, чтобы заточить вас туда с помощью каких-нибудь умаленных законов, которые он же и создал, и, благодаря своему более развитому интеллекту или физической силе, принуждает вас подчиниться им, то мыслимо ли, чтобы Божественная Справедливость позволила этому соседу избежать наказания? Если Божественный Закон говорит: «Земля Божья», то есть принадлежит каждому человеку по праву рождения, а горстка людей поделила ее между собою и заставила большинство обрабатывать ее для своей выгоды, то возможно ли пресечь действие Божественного Закона посредством ограниченных законов, созданных человеком, чтобы сохранить за собою право на владение этой землей? Если Божественный Закон гласит, что человек должен творить добро, а не зло, а другие люди отнимают у него свободу выбора с помощью законов, принуждающих лишь к одному определенному образу действий (и неважно, верит ли он, что эти законы принуждают его к добру, или нет), разве не разрушит человек эти законы сознательно, чтобы вновь вернуть себе свободу действий, чего бы это ему ни стоило? Если человечество однажды осознает, что эти умаленные законы были придуманы не для его защиты, а лишь для эксплуатации, сможет ли что-либо удержать его от революции в надежде вернуть главенство Божественных Законов, которые, как он чувствует, были действительно созданы для его высшего развития?

Судя по современному состоянию мира, революция, что угрожала несколько лет назад, когда раздался первый глас о необходимости реформ, стала теперь еще более неизбежной. И именно так называемые реформы приближают ее своими скрытыми мотивами, несправедливыми методами, а также неразумными законами, которые быстро доведут людей до состояния автоматов, если допустить их укрепление и увековечение.

Докапывайтесь до сути вещей. Не поддавайтесь обманчивой видимости. Сделайте предметом ваших поисков истину, не убаюкивайте себя иллюзиями, не увлекайтесь самообманом.

Декабрь 1914г.

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

НАСТАВЛЕНИЕ 159

Пока душа человека не достигнет точки равновесия – равновесия центра сознания, – человек представляет собою бросаемое из стороны в сторону, не имеющее цели животное: довольное, когда его нежно погладят; сердитое, а может статься и злое, когда резко ударят; общительное, приятное, эгоистично-бескорыстное, когда его забавляют, льстят ему или обожают; и грубое, мстительное, а подчас и жестокое, когда ему надоедают, пренебрегают им или же злоупотребляют.

Качества, что преимущественно проявляются при таких переменах, были выработаны в его животной душе с помощью пар противоположностей. И пока не произойдут изменения, которые поднимут эту животную душу до уровня человеческой, вмещающей более высокие аспекты тех же самых качеств, когда результаты действия закона противоположностей возрастают пропорционально его устремлению к ежедневным и ежегодным достижениям, у человека имеется мало шансов для быстрого роста.

Задолго до того как ребенок становится взрослым, он начинает понимать, что радость и горе, удовольствие и печаль следуют друг за другом по пятам.

Сильные эмоции одного полюса быстро сменяются своими противоположностями. Так, исступленная радость является предвестником мрачного призрака страданий, и потому с годами человек начинает принимать каждую большую радость с подспудным страхом, что, как правило, оправдывается. Периоды между радостью и печалью все удлиняются, и в эти промежутки душе приходится обдумывать и сравнивать их последствия. Затем следует длительный период, когда радости жизни приходят очень нечасто, становятся более кратковременными и менее яркими, а печали кажутся бесконечными. Человек теряет способность к восторгу, его радости становятся довольно скучным занятием, а периоды забот, тревог и страха – все длительнее и длительнее, и в конце концов даже печаль утрачивает свою сокрушительную силу, страх тонет в безразличии, а настоящая радость никогда уже не входит в его обитель, с тем чтобы поселиться там хотя бы ненадолго.

Это повесть о жизни среднего человека без определенной духовной цели. Но повесть о человеке, обладающем этой целью, равно как и результаты его духовных опытов, не могут быть переданы в таких простых выражениях. И хотя жизненный опыт и того, и другого может быть очень похожим, и обычный наблюдатель не заметит никаких различий, однако, когда последний из вышеупомянутых достигает в своем жизненном цикле той точки, где удлинившиеся периоды между радостью и печалью предоставляют ему время для раздумий, для взвешивания и усвоения плодов его опытов, он уже видит проблески великой цели, стоящей за всеми этими колебаниями, и понимает, что они необходимы для его роста. Он видит, что когда маятник часов его жизни приостанавливается, то наступает время отдыха и молчания, и вот тут-то дается возможность для прихода «Святого Духа», Озарителя, через Которого только и открываются беспредельные тайны жизни.

И тогда ясной становится для него цель жизни.

Он замечает, что маятник может получить отдых и замереть в равновесии, что, однако, не повредит часам, которые могут снова пойти по его желанию. Поэтому его время и старания идут на то, чтобы научиться управлять своей собственной жизнью, а не отдавать это во власть элементарным силам, действующим через чувства и эмоции.

В конце концов он решает, что сможет успешнее трудиться для мира, а заодно и для себя, если постоянно будет пребывать в состоянии равновесия. Таким образом он перемещает свою жизненную энергию на более высокий план, и делает это сознательно, тогда как первый упомянутый Мною человек является игрушкой и добычей сил, которые управляют им до самого конца его жизни и даже далее.

Конечное следствие любого действия определяется его мотивом и целью, каким бы несущественным ни казался его результат. Чем выше, чем бескорыстнее и гуманнее цель, тем тяжелее будет борьба с парами противоположностей. Но без победы в этих битвах человек никогда не поднимется над той бездушной животной манифестацией, каковой он был до воплощения Сынов Разума.

Итак, вместо того чтобы рассматривать пары противоположностей как нечто ненужное, как жестокое средство для мучений, изобретенное бессердечным Богом, как склонен думать человек, пребывающий в муках страдания, нужно постараться посмотреть на все как бы со стороны и осознать, что эти страдания благотворны, необходимы и всегда на пользу.

ПРАВЕДНОСТЬ

НАСТАВЛЕНИЕ 160

Когда человек достигает умственной и физической зрелости и какой-нибудь сильный внутренний импульс вынуждает его пересмотреть и проанализировать все те особенности, стороны и условия его жизни, которые послужили средством продвижения к тому, что мир именует успехом, то есть к его удовольствиям, власти над более слабыми людьми, самоудовлетворению в различных формах, то у него возникает вопрос: что же может предложить ему жизнь в качестве основы для неослабевающего усилия в последующие дни и годы?

Если в такой период самоуглубления он встретится лицом к лицу со своей обнаженной душою и посмотрит на сброшенные или все еще покрывающие ее лохмотья и рубища, на те негодные обломки его права, что только и остались от всех его прошлых усилий, а именно: пресыщение, разочарование, безнадежность, горечь презрения к вещам, к методам, средствам и идеалам его собратьев, к мужчинам и женщинам, с которыми он был тесно связан в различных эпизодах его деловой и социальной жизни, то, может быть, в одну из пауз между такими размышлениями в ушах его прозвучит слово «праведность». Или, быть может, это слово прошепчет его Божественное «Я», призывая к более беспристрастному пересмотру своего жизненного опыта и к более честному выводу о причинах и следствиях. В таких случаях перед человеком ясно встает бесцельность будущего и какое-то время он ничего не видит и не чувствует, кроме сожаления об утраченных возможностях.

И вот тогда он начинает понимать, как красива, как желанна праведность; начинает осознавать необходимость жить по определенному своду тех психоматериальных, моральных и этических законов, которые установлены в Десяти Заповедях или в каком-либо ином религиозном кодексе законов, что передается от отца к сыну с незапамятных времен.

И тут только его осеняет мысль, что он совершенно ложно истолковывал цель и характер этих законов, которые, будучи далеки от деспотических, уродующих природу человека требований отброшенного им ранее личного Бога или какого-нибудь диктатора былых времен, являются самыми благодетельными, полезными, чистыми, всеохватывающими, а также здоровыми правилами жизни, какие только в состоянии изобрести человеческий или божественный разум.

Теперь он замечает, что устремление – молитва – сострадание, честность, чистота, самопожертвование, уважение прав других людей, если только всему этому следовать ревностно и с верой, могут заложить фундамент для вечного здания Мира, Пользы и Единства. И будь обнаженная ныне душа облечена в прекрасные одежды Любви, Надежды, Веры, Мудрости и Знания, то в конце концов человек с глубоким отвращением и возмущением воскликнет: «О, каким же я был глупцом! Поистине, я променял мое первородство на похлебку!»

Мужчина и женщина непременно скатываются до состояния свиньи, если довольствуются тем, что остаются день за днем грязными, когда есть хоть какая-то возможность сделать свои тела чистыми. Однако существует много мужчин и женщин, которые, обладая опрятной внешностью, довольствуются состоянием внутренней – моральной, ментальной и психической – грязи, от которой отпрянуло бы самое низкое животное, если бы только было способно ее заметить.

В конечном счете слово «праведность» означает чистоту – чистоту души и тела. И когда кто-то задумается над тем, что та ментальная и психическая грязь, о которой Я упомянул, создает на астральном плане условия, аналогичные тем, при которых в материальной грязи развивается зародыш болезни и смерти, то он поймет и осознает, как желательна праведность, то есть чистота, со всех доступных ему точек зрения. И если только человек не утратил окончательно внутренней и внешней порядочности, то он обернется и, подобно Блудному сыну, «восстанет и направится к Отцу своему», то есть выберется из тины и грязи своей низшей природы, старательно вглядится в высоты своего духовного «Я», осознает полезность, чистоту, красоту и истину жизни, руководимой Божественными Законами, и затем станет жить, ревностно соблюдая эти законы, не обращая внимания ни на сожаление, ни на презрение, выказываемые его бывшими друзьями. Он совершенно не будет замечать тех приступов боли, одиночества, тоски, что временами неизбежно будут находить на него, пока его душа и тело не будут очищены и искуплены от последствий его злоупотребления величайшим благословением жизни в прошлом.

Ах, поистине, праведность должна быть единственной целью и устремлением человеческой души, ибо во всей необъятной Вселенной нет ничего другого, что сравнилось бы с этим даром бессмертия для человека.

ИСКУПЛЕНИЕ

НАСТАВЛЕНИЕ 161

Искупление греха может быть совершено лишь Христом – Христом, распятым на кресте страдания в течение Маха-Юги – Великого космического века, – на том кресте, что образован пересечением линий материи и духа. Искупление личного греха совершается душою – проводником Христа – в течение земных жизней индивидуального эго почти непрерывно. Когда желание души повиноваться Божественному Закону побеждает желания тела нарушать этот закон с целью чувственного удовлетворения, тогда в низшей природе человека происходит полная перемена. Этот процесс победы и преодоления дает в результате искупление индивидуальной души и примирение ее с Богом, со Сверхдушою.

Искупить – значит загладить, стереть, и в этом процессе стирания, или искупления, злодеяния происходит прежде всего нейтрализация токов той силы, которая утвердилась в ауре человека за счет энергии, освобожденной при совершении этого деяния. И подобно тому как один какой-либо ингредиент может совершенно изменить весь характер субстанции, состоящей из нескольких химических элементов, так и действие одного высшего атрибута может нейтрализовать действие нескольких низших качеств в человеческой природе, изменив таким образом весь ее характер и, так сказать, переродив этого человека.

Ни один человек не может искупить грех другого человека, но он может оказать ему помощь в тяжелую минуту, так чтобы этот другой смог открыть свое сердце зову своего высшего «Я». Таким образом будут приведены в действие божественные силы, которые в свою очередь повлияют на ауру первого человека, сделав его соучастником в благих действиях тех божественных сил, что были проявлены в результате такой помощи.

Христос, распятый на кресте каждого человека, в какой-нибудь точке своей эволюции должен спуститься в Царство теней (Ад), чтобы вернуть к естественной жизни душу, низвергнутую туда вследствие злодеяний ее низшего «я». Иными словами. Божественная Любовь должна дойти до самой глубины сердца человека, чтобы победить и возродить его, прежде чем он сможет понять и осознать чудовищность своих проступков против Божественного Закона и простить себе грехи, совершенные против себя самого; ибо для полноты искупления необходимо прощение.

СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

НАСТАВЛЕНИЕ 162

Всякий, кто изучает жизнь и различные ее аспекты, не может не заметить циклического действия каждой ее фазы. В области права, в этике, политике и религии любое действие и противодействие происходят циклически. Так, законы, установленные в один период, отменяются или не признаются в период последующий. Одна школа в медицине или стиль в архитектуре, один метод образования, одна мода уступают дорогу другой, чтобы через определенное время вернуться вновь уже в несколько ином виде. Время провозглашения реформ в области этики сменяется безразличием и распущенностью, а затем снова возвращается волна чрезвычайной добродетели. И сколь бы простой и неприметной ни казалась глазу наблюдателя какая-либо фаза жизни, в любом случае ее возникновением, угасанием и новым появлением управляет циклический закон.

Прошло сравнительно немного времени с момента мирового признания значения свежего воздуха в лечении и предупреждении болезней, и вот уже новые открытия в науке зовут к пересмотру некоторых общепризнанных идей; а когда более новые теории завоюют почву и страх перед действием нечистого, лишенного жизненной силы воздуха уменьшится, тогда другие средства от тех болезней, которые, как предполагается в настоящее время, излечиваются лишь свежим воздухом, будут найдены, чтобы, в свою очередь, уступить дорогу следующим. Но мудрый человек не поддастся напору этой возвратной волны, ибо за видимой истиной позднейших научных открытий, а точнее сказать – над ними, – стоит истина духовная, которая может быть познана при наблюдении закона аналогии. И она будет признана гораздо более надежной, нежели любые открытия современной науки.

Как профилактические, так и лечебные свойства чистого, свежего воздуха зависят прежде всего от содержащейся в нем влаги, действующей как проводник для одной из наиболее утонченных сил природы. Влажность является результатом комбинации водорода, азота и кислорода; первичная основа этих газов суть магнетизм и теплота. В перегретом воздухе влажность уменьшается, а магнетизм и электрическая теплота, от которых зависит вся физическая жизнь, в значительной степени подавляются. Достаточно понаблюдать за высыханием каких-либо материальных предметов в перегретом помещении, чтобы получить некоторое представление о действии перегретого воздуха на человеческое тело. Избыток влаги выступает на поверхности тела, и даже если он не проявляется в виде пота, то при надлежащих условиях может быть видим как непрерывное испарение мельчайших частиц – проводников магнитной энергии, – через которые кожа и слизистые оболочки теряют сам жизненный принцип, повышая таким образом восприимчивость тела к болезнетворным микробам и постепенно подавляя силу его сопротивляемости.

Жизненный принцип – это утонченная электрическая сила, за счет которой поддерживаются магнетизм и теплота тела, а водород и кислород соединяются и превращаются в жидкости организма. Когда воздух нагрет выше нормы или испорчен (а это неизбежно означает, что либо изменяется температура тела, либо ему наносится вред в результате вызванной перегревом повышенной активности вышеупомянутых живых микроорганизмов), то тормозится процесс рассеивания шлаков, оседающих в мозге и крови в результате естественного сжигания в крови вредных элементов и их побочных продуктов, и, следовательно, эти шлаки не могут быть удалены из организма. Их отложения иногда столь велики, что заметны даже невооруженным глазом тому, кто научился их различать.

Физических следствий чрезмерной жары и тяжелого воздуха очень много, но все же имеется еще более важное следствие, которое не так-то легко изменить или уничтожить, как это возможно в случае с воздухом.

Как уже было отмечено, закон аналогии может вооружить разумного человека критерием познания, недоступным тем, кто не осведомлен относительно действия этого закона. Вы, несомненно, знакомы со следствиями воздействия чрезмерной жары на ум. Мыслительный процесс весьма затрудняется даже в период естественной жары, и во многих случаях возникает нечто вроде коматозного состояния. Ментальные тела подвергшихся подобному воздействию лишаются их жизненного принципа, более тонкой формы энергии, которая, в свою очередь, является основой телесной теплоты и магнетизма, лишившись которых тело ослабевает. Сознательное помещение тела в условия, которые его обессиливают и приводят к болезни, является своего рода самоубийством. Таким образом пресекается естественное воздействие души – проводника духа – на ментальное тело, и человек, его тело и душа, в той или иной степени выводятся из строя.

Вы можете сказать, что подобные результаты могут быть получены и другими средствами, но, уверяю вас, сходные эффекты вызываются сходными средствами, сколь бы отдаленными друг от друга ни казались их первопричины. Кровь, как проводник жизненного принципа, для своего очищения непременно нуждается в проводнике более тонких сил – воздухе, равно как и сами эти тонкие силы нуждаются в проводнике для передачи своего воздействия. И от какой бы формы болезни или вреда ни страдало тело, выздоровление зависит от той степени чистоты, которая поддерживается в крови.

Неумеренный гнев, ненависть и все их дьявольские порождения также перегревают кровь и создают условия для тела и духа, подобные тем, которые возникают в плохо проветриваемых или перегретых помещениях.

ЗВУКИ И ВИДЕНИЯ

НАСТАВЛЕНИЕ 163

До тех пор пока не станет возможным выразить в словах некоторые из наиболее важных особенностей оккультных исследований, умы неопытных учеников по-прежнему будут смущаемы ложными толкованиями или неясными утверждениями самозваных, вводящих в заблуждение учителей. Только высокоразвитый, опытный оккультист может понять, насколько трудно описать те планы материи и энергии, которые не имеют соответствий на плане грубой материи. Такой оккультист находится в положении музыканта, пытающегося передать словами хотя бы какое-то представление о звучании тонов более высоких или низких вибраций, нежели может слышать человеческое ухо. Когда эфирные вибрации, производящие звук, возрастают до уровня вибраций, производящих свет, они могут быть проявлены при помощи электрической энергии. Но если кто-то попытается сформулировать понятие о промежуточных между звуком и светом вибрациях, он встанет в тупик перед фактом невозможности продемонстрировать это явление на материальном плане естественным или механическим путем. Тем не менее эти промежуточные вибрации, или планы, – отчасти звук, отчасти свет – столь же реальны и необходимы для всей структуры Мироздания, как и более высокие вибрации.

Для неопытного психика чрезвычайно трудно распознать или даже определить, откуда исходят звуки и слова, произносимые на промежуточных планах и улавливаемые психическим слухом. Если только инструмент или голос не будет хорошо знакомым, то слова и фразы можно легко перепутать с теми, что были произнесены другими лицами на других промежуточных планах, но не на том, откуда долетели первые звуки. Именно это обстоятельство и влечет за собой те ложные впечатления, которые имеют место у тех, кто часто слышит отдельные фразы посредством психического чувства слуха – совершенно здравые, ясные и понятные высказывания сменяются бессмысленными словами, странное звучание которых не имеет никакой связи с ранее услышанным. Вполне естественно, что такие опыты вызывают у непросвещенного человека уверенность, что он страдает галлюцинациями или иными умственными расстройствами. Но если бы он знал, что такие феномены совершенно естественны, то был бы избавлен от подобного беспокойства. Ведь он находится в положении человека, который, сидя в одной комнате, пытается уловить детали какой-то истории, доносящейся из другой комнаты, где несколько человек рассказывают совершенно разные истории. При таких обстоятельствах он сможет уловить лишь случайные фразы из того рассказа, который хотел бы услышать; а в промежутках между этими фразами его слух наполнится многими, совершенно различными голосами и звуками, и все они, смешавшись, поставят его в тупик. Опытный оккультист по качеству энергии, освобождаемой в тех звуках, что достигли его внутреннего слуха, точно бы определил, на каком расстоянии он находится от говорящего и при каких условиях были произнесены эти слова. Чтобы не потерять связи между теми фразами, которые он хотел услышать, вмешательством силы воли он мог бы совершенно исключить звуки, идущие с иных планов.

Неопытные психики часто совершают одну печальную ошибку в отношении увиденного и услышанного. Учителя ортодоксальных религий обычно ссылаются, самое большее, на три плана существования, называемые ими: Земля, Небо и Ад, тогда как в действительности существует сорок девять планов и подпланов. Согласно распространенному убеждению, любая фраза, воспринятая психическим слухом живущего на этой земле человека (если только она не является результатом начинающегося безумия), должна приходить либо с Небес, либо из Ада.

Предыдущая иллюстрация, в которой человек слышит голоса разных рассказчиков и старается определить слова, сказанные одним голосом, – в равной степени применима и к частным разговорам, улавливаемым психическим слухом, когда оба – и говорящий и слушающий – находятся на земном плане. Между двумя лицами, одновременно живущими на земле, может быть поддержана внутренняя беседа, ни одного слова из которой не будет услышано другими.

Обычно не принимается в расчет, что различные эфирные вибрации звука и света воздействуют на различные органы зрения и слуха. Сенсорные центры астрального и кама-манасического тел воспринимают видения и звуки, невидимые и неслышимые для соответствующих центров физического тела. Неожиданный импульс к какому-то действию на физическом плане нередко вызван внушением, зарегистрированным в каком-либо внутреннем центре и отраженным на соответствующий центр физического тела, в то время как сам человек может даже не подозревать о его источнике.

Обычному неподготовленному человеку кажется, что ему нечему учиться в этой сфере, или же он оказывается слишком ленив или слишком критически настроен, чтобы подвергнуть себя той суровой дисциплине, которая весьма необходима для получения реальных достижений; поэтому он продолжает изо дня в день созерцать, как его с трудом завоеванные нахождения одного дня отрицаются новым жизненным опытом для следующего.

И все-таки время от времени находится по-настоящему усердный ученик, который способен уловить наполовину открывшуюся оккультную истину и применить ее в качестве ключа, чтобы открыть более широкую перспективу знания, что приведет его к стопам великого Учителя. И для такого, как он, «путь» будет открыт.

КРЕСТ РАВНОВЕСИЯ

НАСТАВЛЕНИЕ 164

Вы не стали бы осуждать человека, который не может поднять парализованную руку, чтобы защитить себя, как не осудили бы и умственно неполноценного, неспособного дать правильную оценку словам предостережения. Так зачем же раздражаться и осуждать психически парализованного или неуравновешенного человека, который упорно высмеивает символические знаки, привлекаемые быстрыми темпами вибраций современной жизни из внутренних сфер, или игнорирует послания Старших Братьев, принесенные с болью в душе и по велению высшего закона? И зачем делать предметом насмешек слова того человека, который внимательно вслушивается в эти сообщения, но неверно истолковывает или искаженно понимает их из-за того, что психические центры его мозга недоразвиты либо, напротив, развиты чрезмерно; иными словами, чьи психические и физические чувства не находятся в точном соответствии, или не сбалансированы, и который вследствие этого чересчур обостренно воспринимает все психические феномены?

Абсолютно уравновешенные мужчина или женщина – из ряда вон выходящее явление в настоящее время, и если вы хорошо знаете себя, то согласитесь, что это совершенная правда и в отношении вас, и вашего ближнего, разница будет лишь в степени. Этот недостаток равновесия обусловлен нездоровыми или неправильно развитыми органами чувств.

Даже при поверхностном наблюдении вы не можете не заметить, что существует большой класс людей, которые раздраженно отмахиваются, издеваются и смеются или, напротив, приходят в дикое возбуждение, слыша предсказания грядущих событий, и пытаются напугать всех, с кем входят в контакт, чтобы заставить принять их точку зрения на предвещаемые события. Все эти люди совершенно упускают из виду ту пользу, которую можно извлечь из разумного и спокойного рассмотрения и анализа минувших событий и знаков настоящего времени. И священная, и мирская история полны свидетельств о тех кульминационных пунктах в делах нации и всего мира, которые случаются на этой планете через определенные промежутки времени, благодаря действию циклического закона. Повторение таких кульминаций точно в момент окончания определенных эпох, несомненно, дает основу для уверенности, что те же самые события должны происходить по завершении подобных периодов и в будущем. Это и есть разумное основание для честной и непредубежденной проверки таких сообщений, о которых Я упоминал, какими бы на первый взгляд неразумными и преувеличенными они ни казались, – то основание, что дает ключ к их правильной интерпретации.

Природа в своих действиях не совершает огромных скачков от одной формы жизни к другой. Истинный рост есть рост медленный, и характер великих кризисов и кульминаций в прошлом является надежным критерием для суждения о них в будущем.

Тот факт, что по окончании цикла один большой континент был погружен в глубины океана, а другой поднялся из этих глубин, наводит нас на мысль о размерах предсказанного бедствия, которое должно случиться по завершении другого цикла той же продолжительности. Знание великого закона противоположностей должно указать и на характер такого бедствия; например, водная катастрофа, произошедшая по окончании одного цикла, дает уверенность ожидать, что следующий период такой же протяженности закончится огненным бедствием. При знании символизма и закона циклов каждое событие – личного, национального или мирового значения, материальное или духовное – может быть с определенной уверенностью предсказано, и, следовательно, к нему можно подготовиться.

Закон всех законов – закон равновесия – наиболее важный как среди духовных, так и физических законов. Это непреложный и самый мудрый закон. На нем зиждется фундамент всей проявленной жизни. Он является первопричиной и конечным следствием закона противоположностей – закона, управляющего полом и всеми противоположными силами. Без его действия не может быть ни духовной, ни психической, ни материальной жизни в форме.

Крест равновесия представляет собою высшее достижение, расцвет, конечное единство всего разнообразия жизни; он означает, к примеру, исчезновение пола в бесполости, победу человеческой души над всем тем, что препятствует ее эволюции. Когда полное понимание всего того, что может символизировать крест равновесия, осеняет центр образного мышления обычного человека, тогда устанавливается связь между этим центром и тем центром мозга, через который действует божественная сила интуиции, и тогда же начинают проясняться смысл, способ проявления и неизмеримая важность действия закона противоположностей.

Главное, что приходит в такие моменты жизненного опыта человека, – это осознание абсолютной необходимости дойти до такой точки развития, где он уже не может быть поколеблен ни мнением, ни опытом, ни желанием какого-либо иного существа, как проявленного, так и невидимого. Он приходит к осознанию необходимости формирования определенного плана или цели жизни, а также к мысли о невозможности изменить этому плану или отклониться от него. В дальнейшем он узнает, что существует и другая, не менее важная точка развития, которую необходимо достигнуть, ибо без нее первая может превратиться в постоянное проклятие вместо благословения, каковым она должна быть согласно Божественной цели.

Вам, детям Моим, детям одного со Мною естества, Я говорю снова и снова: трудитесь всем сердцем для достижения мощи равновесия. Никогда не забывайте, что не может быть такого подъема, который бы не начинался с более низкого уровня, и именно этот уровень содержит в себе и энергию, и импульс для восхождения. Используйте это преимущество такой энергии всякий раз, когда этот низкий уровень дает о себе знать, вместо того чтобы позволять себе опускаться еще ниже. И тогда вы будете подниматься, достигая все более и более высоких вершин. Крест равновесия станет венцом познания и мощи, и, когда такое равновесие будет обретено, это будет означать завоевание и удержание последней точки достижения.

 

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик