Николай Рерих: "Священная Тангла"

"Учение Храма" (кн.2, фрагмент 6)

ДВИЖЕНИЕ И ВИБРАЦИИ

НАСТАВЛЕНИЕ 176

В последнее время, когда служители так называемых точных наук достигли максимального прогресса в своих исследованиях в тех областях, где можно наблюдать видимую и осязаемую субстанцию, возникает иной класс исследователей, которые, охотно принимая наработки своих предшественников постольку, поскольку те апеллируют к здравому смыслу и пяти чувствам, тем не менее не желают на этом останавливаться. Шестое чувство, которое в настоящее время находится в процессе эволюции, уже дало безошибочные свидетельства в одной и даже более областях исследования, до сих пор считавшихся всего лишь гипотезами.

Открытие нескольких элементов, ранее неизвестных человечеству в целом, за исключением Посвященных Великой Белой Ложи, которые знают их под наименованиями, отличными от принятых учеными, позволило отомкнуть двери, ведущие к разрешению некоторых тайн жизни. Изыскания в этих специфических областях привели к окончательному принятию утверждений Посвященных некоторыми наиболее прогрессивными исследователями, к числу которых принадлежат и последователи древних алхимиков.

Эти новейшие области весьма близко соприкасаются с тонкими силами природы, перед которыми человек, пользующийся лишь пятью чувствами, находится в затруднительном положении.

Интуиция и координация – эти два качества шестого чувства – могут преодолеть препятствия, обусловленные возможностями пяти низших чувств, и позволить заглянуть за разграничительную линию между духом и материей. Но пересечь эту пограничную точку между материальным и духовным планами и войти в царство духа может лишь седьмое чувство – синтетическое. Развившие это синтетическое чувство Посвященные высших ступеней способны выразить в словах абсолютную правду и истину относительно духовных царств. И когда один из этих великих Учителей со всею определенностью утверждает, что вся проявленная жизнь, или жизнь в форме, есть результат движения и вибраций, то естественно, что те, кто в состоянии принять такое утверждение, хотят узнать что-либо о природе того, что приводится в движение и вибрацию, а также их основную причину.

Для приобретения такого знания средний оккультист отошлет вас к «Тайной Доктрине» или к какому-либо другому подобному труду. Конечно, на определенной ступени вашего развития такое познание необходимо, но для начала Я посоветую вам воспользоваться теми рудиментами шестого чувства, которые вы уже развили, чтобы найти ключевую ноту этого движения, связывающую вас неразрывно с сознательным Божеством. Эта нота есть Христос – тот Христос, который задает ее в вашей душе, чтобы вы не затерялись в лабиринте блужданий ума, из которого нет выхода.

Но сначала примите во внимание следующее положение: то, с чего начинается и движение, и вибрация, есть одеяние Христа – Христа в вас, во Мне, в каждой живой вещи и создании; Христа, который верховно главенствует над всем сущим; Христа, который ткет для себя одеяние из той жизненной силы, что древние называли Акаша, или Archaeus[1]. В первой главе Евангелия от Иоанна вы найдете подтверждение первого из этих утверждений: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть; и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Слово, этот перворожденный Сын Бога, Абсолюта, есть Христос. То, что лишь отчасти выражено в словах «нумен электричества», эта великая тайна науки есть Слово (в оккультной философии – Фохат), Христос, то есть мощь и могущество всей энергии и силы в манифестации; и когда то, что есть движение per se, начинает проявляться как вибрации, тогда достигается пограничная точка между духом и материей. Тогда Христос начинает создавать форму для своего проявления, форму Небесного Человека, модель и прообраз для человечества, и делает это посредством вибраций; и эта форма Небесного Человека есть обитель и источник вибраций – Центральное Солнце.

Каждая форма и степень материи создается каким-нибудь одним определенным видом вибраций и соответствует определенной ноте или ключу, – как вверху, так и внизу. Учитель одной из высших степеней жизни обладает внутренней силой изменять направление любой вибрационной волны в пределах определенного круга, или сферы, действий. Образно говоря, он обладает внутренним камертоном, благодаря которому может подобрать ключ к вибрациям звука, света, тепла и электричества. Этот камертон в какой-то степени аналогичен передатчику и приемнику беспроволочного аппарата, но возможности последнего намного более ограничены в сравнении с человеческим внутренним камертоном, если только тот усовершенствован. Если бы беспроволочный аппарат был совершенным, то оператор мог бы изменять направление тепловых волн, вмешавшись в вибрации в определенной сфере. Он мог бы изменить направление волн из поперечного в продольное или горизонтальное и таким образом превратить каждую живую вещь в пределах этой сферы в твердое тело, заморозив ее. Он мог бы сделать то же самое и со световыми волнами, и тогда ни один луч света не смог бы проникнуть во тьму этого пространства. Он мог бы изменить курс электрических волн, чтобы ни один звук не попал в эту сферу, или мог бы увеличить их силу, и тогда все живые создания в ней были бы мгновенно убиты электричеством. И если бы он обладал мощью изменить направление или остановить вибрации всех четырех из этих жизнеразрушительных и жизнесозидательных энергий – сынов Фохата, – он мог бы уничтожить всю проявленную жизнь на физическом плане в пределах определенной сферы Земли путем манипулирования с несколькими ключами, настроенными на основные ноты вибрационных волн эфира и воздуха.

И если в один прекрасный день человек придет к осознанию этих великих истин, то его «подобие Богу» станет для него очевидным.

Но даже и сейчас совершенно бессознательно он применяет до некоторой степени силу вышеупомянутого человеческого камертона в своей собственной ауре. Каждый сознательный добрый поступок или дурное намерение изменяет течение какой-либо вибрационной волны и таким образом создает, изменяет или разрушает в этой аурической сфере определенную форму субстанции – акашический покров Христа – того Христа, который будет одушевлять и наполнять сознанием тело Нирманакая, когда ваше эго, ваше истинное «Я», заслужит это тело своим долгим и нелегким трудом. Задумайтесь на мгновение, что должна означать такая судьба для человека, когда в часы вашего отчаяния, возмущения и упадка духа вы, узрев признаки зла в себе и в других, забываете о признаках силы, способной преобразовать это зло.

Если в эти тяжелые минуты у вас в уме мелькнет хотя бы проблеск мысли о реализации этих великих возможностей, вы уже никогда больше не скажете, что жизнь не стоит того, чтобы жить.

Примечание. Интуиция, координация, воображение, сострадание, воля, апперцепция – все это качества шестого чувства.

Илл. 3

На илл. 3 представлены музыкальные интервалы, полученные посредством колебаний двойного маятника, в котором установлена стеклянная воронка, наполненная очень мелким песком. Относительная длина этих двух маятников может регулироваться.

Если короткая нить маятника вчетверо короче длинной, то за один и тот же период она совершит в два раза больше вибраций, чем последняя. Это происходит в соответствии с законом, по которому период колебаний каждого из двух маятников обратно пропорционален квадратным корням их длины. Но отвес маятника не может двигаться в двух направлениях одновременно. Следовательно, он будет двигаться по среднему пути между двумя прямыми линиями, о которых только что говорилось, в результате чего мы получим скомбинированную из двух вибраций параболу А (см. илл. 3). Отношение частоты вибраций двух маятников в этом случае равно 1 : 2. Эта пропорция выражает также интервал октавы. Следовательно, фигура А представляет собой кривую, соответствующую этому интервалу.

Если мы переместим кольцо так, чтобы изменить относительную длину двух маятников, и раскачаем отвес, как и прежде, то получим фигуру, совершенно отличную от только что продемонстрированной. При отношении длины двух маятников 4 : 9 песок из воронки вычертит фигуру В. Квадратные корни из 4 и 9 дают соответственно 2 и 3. Следовательно, когда более длинный маятник совершает две вибрации, более короткий за это же время совершает три. Но пропорция 2 : 3 выражает интервал квинты, следовательно, фигура В может быть рассматриваема как видимое выражение этого интервала.

Установив относительную длину двух маятников 9 : 16, квадратные корни которых будут равны соответственно 3 и 4, мы получим фигуру С, соответствующую интервалу кварты. Точно так же, если мы установим длину маятников в соотношении 16 : 25, то получим фигуру D. Квадратные корни из 16 и 25 равны соответственно 4 и 5. Эта пропорция выражает вибрационное отношение большой терции. Следовательно, фигура D отвечает этому интервалу. Таким же образом изменяя относительную длину маятников, мы могли бы получить фигуры всех музыкальных интервалов. Так мы убедимся, что фигуры, выражающие интервалы, становятся более сложными по мере увеличения чисел.

Из «Звука и музыки»

Илл. 4

Картина звуковых вибраций, составляющих музыкальный интервал чистой квинты

Илл. 5

Картина звуковых вибраций, составляющих музыкальный интервал чистой кварты

Илл. 6

Кривые, полученные при изменении относительной длины составного маятника, применяемого для получения музыкальных интервалов

Вышеуказанные кривые получены при помощи составного маятника, относительная длина отвесов которого может регулироваться; начертания получены на стеклянной пластинке, зачерненной камфорным дымом и помещенной на конденсоре вертикального фонаря. Вот как описан этот процесс в «Звуке и музыке»:

«Маятники настроены таким образом, что один из них совершает два колебания за то время, за которое другой совершает три. Если оба маятника заставить качаться одновременно, их вычерчивающий конец опишет кривую, соответствующую музыкальному интервалу квинты. Как только маятники приводятся в движение, на темном до этого экране начинает светиться красивая яркая кривая, которая становится все более и более сложной. В конце концов вычерчивающий конец возвращается к своей отправной точке и кривая, соответствующая интервалу квинты, завершается».

Илл. 7

Образы пламени, полученные при воздействии вибраций звука на огонь

Картина пламени, соответствующая основной ноте, представлена линией 1 данной иллюстрации. Линия 3 является изображением дуодецимы и показывает, что она совершает в три раза больше вибраций, чем основная нота. Оба огня, будучи скомбинированы, дают отношение 1:3, которое наглядно показывает составные части этого звука так же хорошо, как если бы они анализировались отдельно.

Из «Звука и музыки»

Илл. 8

На этой иллюстрации показан замечательный образ, соответствующий своеобразному звучанию буквы «р»

МАССЫ

НАСТАВЛЕНИЕ 177

В наше время во всех частях света появляются как истинные, так и ложные пророки. К сожалению, среди этих пророков немало таких, которые непреднамеренно провозглашают лжепророчества, в то время как другие так же непреднамеренно предрекают истины. Старые философские системы раздираются в клочья, из которых без особого разбора составляются новые. Новые базируются на ложных аспектах предыдущих, в то время как множества, или непросвещенные массы, сбитые с толку многочисленными теориями эксплуатирующих их крикунов-демагогов, заводятся в тупики мысли. Многие отвергают прежние верования и забредают, подобно стаду овец без пастуха, в болота безверия; и кажется, что во всем мире нет никого, кто, обладая достаточной силой и мудростью, руководствовался бы в своих действиях чистой любовью к человечеству; кто был бы в силах привлечь внимание людей и заставить их прислушаться к той истине, которую Бог провозглашает ныне решительно всем странам и всем народам. Истину о том, что нынешний век есть век переходный, и прежние условия сходят на нет, чтобы уступить дорогу новым, потому это есть также век безмолвного бодрствования. Небо и земля соприкоснулись друг с другом в труде, чтобы дать рождение новой Расе, а также новой религии и науке, соединив их в единое целое. Новая раса будет обладать преимуществом знания о семеричном строении материи, силы и сознания и о многих других, давно утерянных истинах. В отличие от большинства представителей нынешней расы ее нельзя будет так легко обмануть каким-либо лжеучителям. По мере эволюционного развития психических и духовных чувств человека феномены психического зрения и слуха, а также сновидения и транс не будут более предметом чистого любопытства или неверия и не смогут так легко применяться безнравственными людьми в целях растления своих жертв, как это очень часто происходит сейчас при обучении некоторым видоизмененным формам фаллического культа, ведущем к возбуждению созидательных центров до неестественной степени. Такие формы поклонения могут быть допущены на нисходящей дуге какого-нибудь более раннего цикла, при вымирании расы, но никак не на восходящей, которая вызывает к проявлению новую, более высокую расу.

Тот, кто действительно хочет помочь своему ближнему, должен постараться понять хотя бы что-нибудь из Божественного плана – «плана, замысленного Богом» – и трудиться для его осуществления. Но при этом человек должен осознавать тот факт, что как бы ни была велика и чиста его цель, при ее проведении он может помешать какой-либо стороне Божественного плана по времени, месту или положению, если осуществит что-нибудь из задуманного немедленно; и тогда ему придется смириться с тем, что все его заботы, труды и усилия будут на время сметены; и все же он не должен терять равновесия, опираясь на знание, что все, что в его цели от Бога, будет непременно проявлено в надлежащее время и в надлежащем месте и что в конце концов он получит то, что следует, ибо ни одно доброе усилие не пропадает даром.

Для тех, кто наблюдает и направляет эволюционные силы в подготовленные для них каналы, нет более печального зрелища, нежели то, которое слишком часто предстает их взору, а именно: когда эти подготовленные каналы, то есть ученики Учителей Белого Братства, в своем страстном желании ускоренного продвижения поддаются на уловки чистокровных пройдох и сворачивают с пути. Такие ученики, наслушавшись всяческих обещаний о приобретении силы и влияния без особого труда, добровольно впутываются в какую-нибудь подозрительную авантюру, забывая о действии тех непреложных моральных и духовных законов роста, что являются основными принципами всякого истинного развития, будь то рост целой нации или же рост индивидуальный. А их истинные кармические руководители вынуждены стоять рядом и смотреть, как они делают последний шаг, отдающий их в руки черного братства, но остановить их уже не могут, ибо им было дано все необходимое знание о законе причин и следствий и они приняли на себя кармическую ответственность за это знание. Они свободны выбирать и придерживаться своего выбора, ибо ни один человек и ни один Учитель не имеет права удерживать их насильно. Предупреждения, уговоры, приказы или примеры совершенно бесполезны, когда честолюбие правит безудержным желанием человека.

Очевидно, необходимо пояснить слово «честолюбие» в применении к определению жажды личной власти и влияния.

Без качества, называемого обычно честолюбием, человек был бы бессильным, бесполезным созданием. Однако это качество поддается изменению, и происходит это благодаря побуждению человека. Иными словами, оно изменяется в зависимости от тех целей, для которых предназначаются плоды честолюбия, а также от тех методов, какими человек предполагает достичь своей цели. И пока мир ожидает Того, Кто может управлять множествами, миллионы опускаются во тьму, быть может, потому, что ты, он или кто-то другой из тех, к кому Я сейчас обращаюсь, не добрались в своем развитии до той точки, которой могли бы достичь, но были остановлены там, где личное «я» опередило «я» бескорыстное, что направлялось прямо на тропу искупления, но, возможно, было настигнуто и сошло с дистанции на каком-то отрезке пути. Тот, о ком Я говорю, должен стать связующим звеном между двумя великими разделами жизни – между множеством и Учителями. Но при этом он не может быть только лишь голосом множества или же голосом Учителей. Этот лидер человечества должен устоять, так сказать, на единой точке с рукою, охватывающей каждую сторону, на той точке, которую можно назвать плавильным котлом ситуации в целом, – вот почему достигший этой точки средний принятый ученик обычно быстро переходит в совсем иную, новую область, а тот, кто не может ее преодолеть, отбрасывается назад, на прежнюю позицию. Это точка величайшего отречения, великой жертвы, на которой стояли Христы всех времен. Это точка вашего великого Идеала, и того, кто ее достигнет, ожидает награда.

ВООБРАЖЕНИЕ VERSUS ФАНТАЗИЯ

НАСТАВЛЕНИЕ 178

С точки зрения истинного Посвященного, наиболее достойный сожаления предмет, самая печальная пародия на человека есть человек без Бога. Под словом «Бог» Я подразумеваю высший идеал Бога, какой только возможно вообразить и запечатлеть в человеческом уме. Идеал, представляемый в общих чертах человеком в один период его жизни, может весьма отличаться от более позднего идеала. Однако каким бы ни был ничтожным его первый идеал в сравнении с последующим, он фактически является одним из аспектов Бога и поэтому такой же истинный Бог, как и идеал, созданный позднее. Разница между ними заключается лишь в большей мудрости, а также характере воображаемых атрибутов позднего идеала, что делает его более великим и всевмещающим.

Никакими словами не описать печальных последствий, проистекающих от неправильного употребления и ложного толкования слова «воображение» и соответственно неверного понимания природы и цели того атрибута, в отношении которого это слово применяется. Понятия воображения и фантазии, как правило, настолько безнадежно смешаны в сознании обычного человека, что редко кто берет на себя труд выделить то качество или атрибут, в отношении которого это слово применялось. Так же редко кто-либо стремится узнать, какой именно смысл имел в виду произносящий или пишущий это слово. А между тем различие между этими словами огромно, ибо воображение есть атрибут Божественной Души, тогда как фантазия является качеством низшего мышления. Вообразить какой-либо предмет или атрибут – это значит создать его форму на внутреннем плане, чтобы в надлежащее время он стал такой же реальностью для человеческих чувств, как и наступление дня вслед за ночью. Обращаясь к толкованию слова «вера», данному Апостолом Павлом, мы можем сказать, что воображение есть субстанция вещей ожидаемых и желанных. Воображение настолько молниеносно в своем действии, что кажется, будто не прошло и мгновения, как успели прорисоваться все детали завершенной формы в момент той вспышки, во время которой в уме фиксируется отражение воображаемого предмета. Такие же феномены производит солнечный свет в процессе фотографирования.

Лишь Бог может создать образ Божий; только Бог может видеть Бога; сила же человека создавать образы ограничена, и он не может создать воображаемую форму Бога, если только Сам Бог не проявит в этом участия. Лишь в том случае, когда определенный центр экрана умственной сферы человека развит до такой степени, что может принимать и фиксировать образ Бога, лишь тогда истинный образ или истинный идеал Бога запечатлевается в нем. И какова же должна быть профанация, если человек постоянно применяет термин «воображение» к неустойчивым, ничтожным колебаниям низшего ума; и какое разочарование ожидает того, кого учили, что все его воображаемые богоподобные качества и формы, передающие его идеалы сверхчеловеческого величия, являются лишь фантазиями, не имеющими какой-либо истинной ценности! А так как у него не было иных путей для создания идеала Бога, кроме воображения, то такой человек остается без Бога. Так единственный центр души, посредством которого человек может познать Бога, обрекается на атрофию или настолько повреждается, что не может более отвечать божественному импульсу, который в ранние годы жизни подчинялся его воле. Убийство воображения в ребенке насмешками или наказанием является преступлением против природы. Вы можете спросить: но как же представить Абсолют, не имеющий формы, если Я не принимаю какой-либо меньшей идеи о Боге? В ответ Я скажу, что, рассматривая слово «Бог», Я не имею в виду Абсолют. Чтобы избежать всех излишних дифференциации субстанции и формы, попытайтесь осознать, что с первым отражением, или манифестацией Абсолюта как принципов Атма-Буддхи-Манаса, началось творение при помощи Крийяшакти, или Божественной Воли. Попросту говоря, Абсолют сотворил или отразил образ Бога – синтез вышеупомянутых принципов, – и все творения, последовавшие за ним по мере того, как приходили и уходили века, были лишь дифференциациями и комбинациями этих первых трех принципов. Принцип формы, называемый обычно геометрией, был одной из этих дифференциации. Но форма относительна, следовательно, Божество не ограничено какой-нибудь одной формой, но находится во всех формах. В стремлении вообразить это Божественное Естество обычно на ум приходит всевмещающая форма сферы. Воображение едва ли может ошибиться и сбиться с пути, рисуя какой-либо высший идеал, ибо, как было сказано ранее, характер этого идеала зависит от развития того центра в человеческом мозге, через который преимущественно действует способность создавать образ.

В изображении Бога в человеческой форме нет ничего неуважительного или свидетельствующего о недостатке духовного распознавания, ибо совершенная человеческая форма и является самой высокой идеальной формой. Одно из возражений, высказанных многими мыслителями относительно ограничения и умаления Абсолюта идеей Бога в форме, вытекает из убеждения, что, исходя из обязательного проявления пар противоположностей в любой форме, совершенный Бог добра не может существовать в форме, так как в этом случае зло должно сосуществовать с добром, но, на Мой взгляд, это возражение несущественно, ибо даже хороший человек обладает способностью совершить зло, если он того пожелает. В действительности именно возможность выбора делает его либо хорошим, либо плохим в зависимости от его воли.

Не хотелось бы, чтобы вы думали, будто Я настаиваю на какой-то форме в виде образца, чтобы создать по ней воображаемого Бога. Я настаиваю лишь на необходимости сохранять активность того центра мозга, через который действует воображение; и вы не сможете этого сделать, если откажетесь или не посчитаете нужным вообразить при этом некий идеал Божества, как не смогли бы сформировать какой-либо образ из глины без самой глины, ибо атрибут воображения есть чистейший атрибут Божества, без которого никакая форма не может быть проявлена в материи.

Глубокая правда была бессознательно выражена одним материалистом, когда он с иронией предоставил человеку привилегию создавать своего собственного Бога. Если у вас есть какой-то высокий идеал, который вы отождествляете с Богом, то фактически вы уже создали при помощи воображения форму, которая является вашим Богом в той мере, в какой вы любите и почитаете те атрибуты, которыми ее наделили. Именно характер и природа этих атрибутов вызвали вашу любовь и преданность, а эти атрибуты принадлежат Божеству.

ОГОНЬ

НАСТАВЛЕНИЕ 179

Огненный столб, ведущий в ночи евреев; неопалимая купина, через которую общался Иегова с Моисеем; языки пламени, окружавшие учеников Иисуса, и другие бесчисленные случаи, когда энергии четвертого плана манифестации проникали в грубую материю и становились доступными для астрального зрения, были отнюдь не иллюзиями чрезмерно возбужденного мозга, как утверждают те, чьи психические чувства все еще запечатаны, но прямыми вестями от Бога к человеку. Со временем такие видения станут все более и более очевидными и тогда прояснится значение огненного крещения, которое претерпевает мир в настоящее время (1916 г.). Применение или, вернее, неправильное употребление огненных сил, высвобожденных в современной войне, было бы невозможным еще десятилетие назад. Кармические проводники Закона не допустили бы изобретения и применения средств их эксплуатации в той степени, в какой это стало возможным в наши дни. Та энергия, что на физическом плане проявляется как огонь, приводится в действие на четвертом плане и ее манифестация в значительной степени контролируется Владыками Кармы. Частичное или полное уничтожение жизни на физическом плане происходит попеременно то огнем, то водою, и средства для проявления действия элементалов в их огненных феноменах намного доступнее в огненный цикл, нежели в водный. То, что именуется духовным огнем – первым покровом духовной энергии, – не уничтожает грубую материю. Для внутреннего зрения психика этот духовный огонь предстает в виде интенсивно белого света. Попросту говоря, до того как свет станет огнем на плане грубой материи, он должен взорваться на астральном плане, освободив таким образом те атомные души, что дают свету субстанцию на плане физическом.

Тем, кто употребляет выражение «свет разума» всего лишь как метафору, не приходит в голову, что слова эти выражают реальность и что первое покрывало Манаса – Акаша – в действительности является духовным огнем, светом, или энергией per se.

Трансмутация выполняется действием духовного огня, в процессе, сходном со взрывом. После того как достигнута низшая точка эволюции материи в течение Манвантары, в проявленной субстанции устанавливаются более интенсивные вибрации. И вместо действия позитивных аспектов расширения и извержения мы имеем действие позитивного аспекта сцепления и концентрации в большей степени, нежели в негативных аспектах. Происходит притяжение и сцепление атомов материи, и по окончании Манвантары атомная субстанция вновь становится единой, как и вначале. Мы употребляем слова «взрыв» и «расширение» в относительном смысле; слово «развертывание» намного точнее выражает процесс эволюции, так же как слово «свертывание» – процесс инволюции.

Необходимо понять, что этот процесс фактически является тем же процессом, который имеет место при духовном возрождении и воскресении души человека. Огонь, или духовный свет, выполняет свою работу посредством двух противоположностей природы – боли и радости. Нужно хорошо запомнить, что этот огонь, или свет, не есть иллюзия. Он делает с природой человека в точности то же самое, что делает огонь на материальном плане: либо очищает, либо уничтожает.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА

НАСТАВЛЕНИЕ 180

Величайшая тайна, которую вы призваны разрешить, пока еще пребываете во плоти, – тайна, заключающая в себе все загадки проявленной Вселенной, тайна, к которой может приблизиться лишь ваше высшее сознание, есть тайна квадрата – всеединства. Когда человека просят поверить в то, что Вселенная едина и целостна, причем поверить невзирая на его знание о существовании бесчисленных видимых и невидимых дифференциации и уровней материи и энергии, а также о тех обширных междупланетных пространствах, что простираются между небесными телами, то его можно извинить, если он снисходительно улыбнется над излишней доверчивостью тех, кто может принять за истину эти утверждения, да еще обучать им. Несмотря на бесчисленные наставления и аналогии, разъясняющие семеричную дифференциацию материи, силы и сознания, человек, по-видимому, должен стать несколько более чем человеком, прежде чем сможет понять и постигнуть три высочайших из семи состояний, или планов, – тетраду[2].

Лучший путь для получения синтетического представления о какой-либо абстрактной истине – это взять любую представляющую эту истину форму и изучить ее до мельчайших подробностей. В данном случае для иллюстрации мы возьмем физическое тело и примем точку зрения оккультиста, рассматривая его как сферу, аура которой будет ее внешней стенкой. В книге Откровения вы можете прочитать, что в конечном счете должно быть 144 000 спасенных. В одном из личных наставлений вам было сказано, что существует 144 000 степеней и орденов Великой Белой Ложи. Вы можете найти то же число в научной и религиозной литературе при установлении какого-либо факта в связи с дифференциацией материи или же пророчеством. Так, зная о том или не зная, представители и науки, и религии выражают один аспект одной и той же великой истины, а именно что существует 144 000 аспектов проявленного Божества.

Это же самое исчисление может быть применимо и к дифференциациям каждой клетки, каждого органа, каждого тела или его части в видимой Вселенной – различных аспектов единого плотного тела – тела Божества.

Можете ли вы представить, что ваша кровь, сердце, мозг и любой другой орган или часть вашего тела, так же как и все другие тела, буквально состоят из 144 000 отдельных и независимых элементальных созданий? Промежутки между этими элементальными формами заполнены таким же количеством еще более мелких форм жизни, которые образуют другой уровень, или состояние, материи; далее идут мельчайшие формы жизни, которые заполняют пространство между последними упомянутыми малыми формами и составляют уже другой уровень материи, который иногда называют эфирным или межэфирным планом материи.

Но чего вы еще не знаете, так это то, что когда-нибудь вам придется настолько отождествить свое сознание с этими элементальными жизнями, развивающимися в настоящее время в вашем теле, что это позволит вам знать их назначение, функции и строение и даже направлять их эволюцию, согласно предписанию Божественной Воли, внутри вас.

По своей природе субстанция вашей ауры тождественна субстанции ауры каждой планеты и солнца. Элементалы вашего сердца тождественны элементалам, образующим сердце Земли и сердце Солнца. В Земле имеются центры, соответствующие каждому органу и каждой части вашего тела, и каждый из них является группой элементальных жизней точно такой же природы, как и те, что образуют органы и части вашего тела. И если вы сможете согласиться с этой мыслью и принять вышесказанные утверждения, особенно в отношении квадрата, то есть четырех состояний материи, то, вне всякого сомнения, вы придете к заключению, что наполнение всего пространства между различными степенями и формами субстанции в итоге неизбежно влечет за собой состояние единства, основной субстанцией которого является духовная энергия. Когда эта энергия перестает возбуждать действие в субстанции, то последняя не умирает в том смысле, как мы понимаем смерть, но пребывает в покое до тех пор, пока снова не будет приведена в движение Божественной Волей с началом другой Кальпы, или Великого века. Вышеупомянутый квадрат, или четыре низших из семи состояний материи, силы и сознания, вся Вселенная, есть, с точки зрения оккультиста, Манас, или Разум, проявляющийся как форма, число и пространство в течение Кальпы и неподвижный в течение космической Пралайи, или очень продолжительного периода покоя. Приводящая все в действие духовная энергия есть принцип Манаса, или третий принцип высшей триады. Дифференцированный ум человека на нынешней стадии его эволюции не может постигнуть три высших состояния, или принципа, как дух, обособленный от всех остальных форм. Но, будучи полностью отождествлен со своим высшим «Я», он может познать свое индивидуальное эго как отражение или излучение комбинации трех высших принципов, или, проще говоря, как свой индивидуальный дух.

Лишь имея некоторое представление об этих мельчайших жизнях, человек может получить более или менее удовлетворительное представление о величии жизни. Пока он не обладает точным знанием природы и строения крови, циркулирующей в его венах и артериях, он не сможет узнать ничего существенного в отношении жизненного принципа. И пока он не узнает кое-что о магнитной ауре, окружающей и пронизывающей его физическое тело, он не сможет составить сколько-нибудь удовлетворительного представления об эфирном, или астральном, плане, или состоянии, материи. Человечество может учиться лишь через опыт; и лишь через индивидуальный опыт в каждом состоянии материи, проявленной в органах и частях его физического тела, может любой человек совершенствоваться в космической науке о материи. И поскольку это истина, то не кажется ли вам, что стоит попытаться узнать что-нибудь о природе, функциях и общих характерных признаках каждого органа и каждой части ваших собственных тел, учитывая тот факт, что вы – ваше истинное «Я» – имеете перед собой задачу сознательного руководства эволюцией элементальных жизней, которые составляют эти органы и части на одном из подпланов физического плана? В этом отношении ваши обязанности можно сравнить с обязанностями, возложенными на главу семьи. Так почему бы вам не попытаться определить соотношение между этими элементальными жизнями и теми, которые формируют такие же органы и части тел ваших собратьев, чтобы таким образом узнать что-либо об одном из состояний единого тела Вселенной, а также о математических и геометрических законах, действующих при его дифференциации?

Вы станете одним из этих 144 000 спасенных, когда вся субстанция в вашей ауре будет поднята до самого высокого возможного разряда вибраций и когда вы – ваше истинное «Я» – станете солнцем, лученосным центром жизни.

Принятая в настоящее время теория об атомном строении материи дает мыслителю возможность рассматривать Вселенную скорее как единое тело, ибо видимые пространства между видимыми формами он может населить атомами. Но это едва ли удовлетворит его. И он может пойти еще дальше и населить межатомное пространство ионами электрической силы, но и это еще не все. В конце концов он придет к заключению, что должна существовать неделимая субстанция, и вот эту-то неделимую субстанцию мы и называем единым телом Вселенной – духом, проявляющимся, во-первых, как разум, и, во-вторых, как материя.

Вернемся теперь к 144 000 спасенных. Личное эго беспрестанно раскрывает себя в числе, форме и пространстве субстанции вышеупомянутого квадрата, или в четырех состояниях материи. Одно из этих состояний включает в себя мельчайшие жизни, которые наука бессознательно объединяет под общим названием «элементы». Это и есть субстанция квадрата, четырех состояний материи, то одеяние духа, которое и будет составлять 144 000 спасенных в конце века. Иными словами, это искупленная и поднятая до максимально возможной частоты вибраций материя.

Тем, кто не является оккультным математиком, может не сразу прийти в голову, что у данного числа могут быть свои тайны. Строго говоря, в оккультной математике нули какого-либо числа не принимаются в расчет, поэтому в нашем случае мы должны принимать в соображение лишь число 144. Один плюс четыре равно пяти – числу проявленной Вселенной как целого, то есть единого тела. Второе число 4 есть число квадрата или дифференцированной материи. 5+4=9. Здесь мы имеем три триады, указывающие на троичность, или на тело, душу и дух в каждом из трех универсальных состояний числа, формы и пространства. Тот, кто способен приподнять завесу тайны, понимает, что это искупление, то есть спасение или, вернее, возврат всей проявленной материи в ее первичное состояние чистоты по окончании Кальпы, или Великого века. По закону соответствия это число одинаково применимо к любому индивидуальному созданию, планете, солнцу и групповой душе тех, кто «искуплен», или «спасен», развившись до своей величайшей высоты по окончании индивидуальных жизненных циклов.

ДАР ИСЦЕЛЕНИЯ

НАСТАВЛЕНИЕ 181

К сожалению, временами встречаются ученики оккультизма, настолько предубежденные против Библии или многого из того, что в ней содержится, что они не в состоянии оценить того факта, что некоторые из наиболее важных и основных истин Религии Мудрости могут быть найдены именно там, в самых разных изречениях. Среди таких истин есть одна, касающаяся Божественного Исцеления. Изучающие Библию часто называют эту истину одним из даров Святого Духа.

Космическое электричество и Фохат практически идентичны, и, хотя многим это может показаться богохульством, Фохат и Святой Дух в своем действии тождественны.

Сыны Фохата есть Звук, Свет, Пламя, Магнетизм (теплота), Притяжение, Отталкивание и Сцепление. Дары Святого Духа, рассматриваемые как силы, суть не что иное, как вышеупомянутые космические энергии, а мощь, применяемая при лечении болезней при помощи оккультных средств, есть магнетизм. Процесс исцеления в данном случае зависит от способности врача поднять вибрации пораженного органа или части тела посредством взаимодействия магнитной среды – своей собственной и пациента. Поднятие вибраций помогает пораженным клеткам привлечь к себе позитивные силы элементальных созидателей жизненной силы (дживы) и изгнать негативных элементальных разрушителей той же жизненной силы и таким образом излечить болезнь. Этот процесс аналогичен процессу применения электрической силы для запуска бензинового двигателя. Человек, вступивший в союз с позитивными элементальными строительными силами жизни, благодаря настойчивым усилиям и здоровому образу жизни может сознательно направлять магнитную энергию к нужной точке тела другого человека и таким образом пробуждать спящие клетки своей собственной жизненной силой. Он может привести эту энергию в действие каким-либо сочетанием слов (звуком) и волей и таким образом помочь изгнать негативные элементалы из больного органа. Но если ни он, ни его пациент не знают, как или где избавиться от изгнанных элементалов, последние могут вернуться в тело с удвоенной яростью. Но намного хуже, если он не знает ни прошлой кармы той души, из тела которой помог извлечь элементалов, ни основной причины ее болезни. В таком случае вред, причиненный как его собственной душе, так и душе пациента, может намного превысить добро, совершенное для тела. Истинно сказано: «Глупцы бросаются туда, где боятся ступать ангелы».

Целители-христиане и ментальные целители, как правило, оправдывают свои действия примерами, данными Учителем Иисусом. Но они не обращают внимания на упоминание об изгнании «демонов», или элементалов, ставших причиной болезни, в стадо свиней, а также не осознают необходимости подобного действия с их стороны, прежде чем пытаться лечить болезни. Кроме того, они совершенно не задаются вопросом, прозвучавшим из уст учеников Иисуса: «Кто согрешил, он или родители его?», в то время как именно от него зависит их готовность исцелить больного. Вопрос этот ясно указывал на веру Иисуса в карму и перевоплощение, а от полученного на него ответа, очевидно, зависели Его сила или Его готовность исцелять.

Каждый добросовестный и усердный ученик имеет полное право молиться, накладывать руки или каким-то иным образом помогать больному и, делая так, ставить себя в одну линию с теми духовными силами, или существами, которые смогут воспользоваться им в качестве проводника для пробуждения исцеляющих, или созидательных, сил в пациенте. Если он совершает этот акт при устремлении и самоотречении, тогда его личная воля полностью подчиняется Воле Божественной и личная ответственность ограничивается. В таком случае он не руководствуется эгоистическими соображениями и потому безучастен – в высшем смысле этого слова – к результатам своего действия. Он не утверждает и не отрицает причины болезни; не принимает платы за подобную услугу и не пытается сознательно изгнать или рассеять элементальные силы, являющиеся причиной болезни, без знания о том, как от них избавиться. Тот же, кто совершенно игнорирует кармические следствия такого действия или бросает им вызов, уже близко подходит к черной магии.

Человек может свободно применять материальные лекарства природы для лечения болезни, если он пригоден для такого служения и соблюдает надлежащие условия, ибо эти лекарства и подлежащие лечению физические тела принадлежат к одному и тому же плану жизни – состоянию грубой материи. Созидающие и разрушающие элементалы, которые строят и лекарства, и физические тела, находятся и действуют на том же плане жизни, что и вызвавшие болезнь. Они не являются тем, что часто именуется «духовными силами», а потому кармические следствия их применения совершенно иные.

Именно в невежественном применении или злоупотреблении духовными силами для воздействия на материальные следствия заключается вина человека. Как правило, обычный человек совершенно не осведомлен о последствиях такого применения. Учитель может использовать духовные силы для получения должных следствий, ибо он точно знает, до какого предела он может это сделать, соблюдая безопасность как для себя, так и для других. Но ни один Учитель не позволил бы рекламировать себя как Божественного Целителя. Если он и применяет свою мощь, то только лишь потому, что и он, и пациент принадлежат к одной и той же групповой душе, и он был сознательно или бессознательно востребован пациентом для уплаты какого-то кармического долга подобной природы, а потому имеет право применить свою силу при надлежащих условиях и обстоятельствах.

Если учесть, что человеческой природе присущи качества, которые можно преодолеть лишь через горе и страдание, и если согласиться, что существует постоянная необходимость избавляться от упомянутых качеств для продвижения по более высокой линии развития, то нетрудно понять, что лишь Божественное Провидение должно определять, до какого предела будет справедливым облегчить страдание или излечить болезнь в каждом конкретном случае. Но эта самая, столь очевидная необходимость страдания не противоречит еще большей необходимости развития милосердия и всех благих качеств, ибо первое – преходяще, а последнее – вечно.

После всего сказанного становится понятным основное правило оккультизма: «Поступай должным образом, в надлежащее время и в надлежащем месте», равно справедливое как для лечения, так и для всех иных видов действия.

НЕКОТОРЫЕ ТАЙНЫ СВЕТА

НАСТАВЛЕНИЕ 182

До тех пор пока изучающий жизнь не примет или, по крайней мере, не допустит того факта, что сознание есть единственная вечная реальность, а все остальное – отражение, иллюзия, он никогда не сможет быть уверен относительно достижений в какой-либо области истинной философии. С каждым поднятием вибрационного пульса мира, который имеет место на восходящей дуге цикла, мышление человека вступает в совершенно новую область приключений. Ученого, изобретателя, политика, социолога – всех влечет какой-то новый идеал, каждого в своей области, и этот новый идеал совершенно неосознанно для каждого из них будет преобладать над всеми другими идеями в их мышлении. Этот идеал является для них новым лишь потому, что человек не может помнить подобных же периодов на восходящих линиях предыдущих циклов, когда тот же самый идеал или какая-то его характерная черта взывал к его сознанию, но не был вполне достижим из-за тех ограничений и требований, что предъявляла ему жизнь в физическом теле в то особое время, а также вследствие действия Божественного Закона, который запрещает какой-либо одной единице расы развиваться слишком быстро, опережая расу, к которой эта единица принадлежит.

Иными словами, существует определенный минимум, которого должны достигнуть все нормальные, разумные единицы расы, прежде чем отдельные ее представители смогут достигнуть максимально возможного развития в данном цикле.

Безусловно, не так легко согласиться с тем фактом, что именно сознание – индивидуальность – и есть то, что творит и пронизывает все проявления жизни, ибо самому сознанию кажется, что оно так глубоко погружено в им же созданную материю, что лишь в этой материи может функционировать, используя известные пять чувств.

Полное осознание этой истины придет лишь тогда, когда у человека начнет открываться шестое чувство, что сейчас происходит у отдельных высокоразвитых единиц нынешней Коренной расы. О следствиях первого трепета жизненной силы в дотоле атрофированных центрах мозга таких людей можно судить по тому, что в последней половине прошлого столетия и в начале нынешнего были сделаны гигантские шаги во всех областях жизни, как материальной, так и психической и духовной. Умственные сферы, что были запечатаны предрассудками и невежеством, открываются при помощи соответствия и аналогии, применяемых для расширения и дополнения результатов исследований, проведенных при помощи микроскопа, телескопа, спектрального анализа и т.п. Одни только микроскопические исследования уже позволили сделать немало замечательных открытий, касающихся мельчайших форм жизни.

Сравнительно большие пространства между клетками, молекулами, атомами и электронами, обнаруженные благодаря последним исследованиям, дали основания для принятия гипотезы о возможном существовании миров, населенных мириадами сознательных жизней, классифицированных в настоящее время как микробы, бактерии и т.д., и даже еще более малыми формами. Аналогия и соответствие дают мыслителю возможность сделать вывод, что если эти меньшие пространства населены мельчайшими формами жизни, то и более обширные области населяют иные формы жизни, соответственно большие по размеру – те существа, для сознания которых бесчисленные макроскопические формы жизни, видимые человеческому глазу, могут соответственно казаться микробами. Эти новые открытия науки связаны с фактами, которые уже немало веков известны Учителям Мудрости; многие из этих фактов стали известны Их ученикам гораздо раньше, нежели тем ученым, что в настоящее время занимаются такими исследованиями. Однако существует непреодолимый барьер между открытиями обычного ученого и учениями Учителей, и этот барьер есть та самая точка, где встречаются дух и материя и «где один должен исчезнуть, чтобы дать место другому». Учитель утверждает, что точка эта находится на атомном уровне жизни; иными словами, ни атом, ни электрон не являются материей в строгом смысле этого слова, но Умом и Душою, совершенно необычными формами жизни (внутри которых нет места «микробам» науки), хотя в то же время именно из них сознание создает и строит форму. Учитель также утверждает, что все формы как больших, так и меньших миров, постулируемых сегодня учеными, в сущности также создаются и оживляются сознанием. А так как и атом и электрон находятся вне области плотной материи и не подлежат действию управляющих ею законов, то их непосредственное наблюдение и контакт с ними возможны лишь посредством внутренних чувств – чувств души.

Одно из весьма интересных открытий знаменитого ученого-микробиолога состоит в том, что самым крайним пределом, позволяющим наблюдать жизнь микроскопических существ, является 1/140000 дюйма. Такое ограничение связано с преломлением лучей. Это значит, что луч света, проходя через линзы микроскопа у его оси, огибает объект и воспринимается глазом так, будто объекта не существует.

Однако, хотя это и не означает, что за этим объектом не стоит организованной жизни в мельчайших ее проявлениях, оккультист знает о существовании таких лучей света, которые не отклонились бы и в гораздо более мощном микроскопе и потому оставили бы предмет видимым для глаза, если бы тот смог вынести такой свет. Эти лучи света, передаваемые непосредственно из Центрального Духовного Солнца через солнце нашей Солнечной системы, недоступны физическому зрению. Такой свет был бы видим благодаря психическому зрению. Когда такие лучи света преломляются, то есть отклоняются от объекта, это означает, что при таком преломлении открывается окно в астральный план, через которое человек мог бы видеть астральный образ каждого материального объекта на пути луча, будь наше физическое око сконструировано по-иному.

До тех пор пока ученый не сможет принять того факта, что свет, исходящий от видимого солнца, в действительности является лишь отражением определенных лучей гораздо более могущественного Центрального Солнца, его исследования в этом направлении будут неудовлетворительными. Подобно тому как какой-либо сильный химикат можно безопасно применять по отношению к какой-нибудь форме плотной материи, но следует разбавить, чтобы не нанести ущерба человеку, а если это ребенок, то разбавить еще более, так и энергия Центрального Солнца выявляется посредством известных лучей пропорционально характеру притянутой им массы, – будь то солнце, мир или какой-то человек. С развитием шестого чувства сознание будет иметь проводник, благодаря которому человеческое эго сможет раскрыть многие тайны света и без помощи микроскопа или какого-то другого материального посредника. Человеческий глаз к тому времени вполне разовьется и будет иметь все, что требуется от микроскопа. Тогда человек сможет заглянуть в те вышеупомянутые, созданные отклонением лучей света окна, непроницаемые для него в настоящее время.

Ум человека обычно настолько связан его теориями о строении материи, что для него весьма затруднительно принять тот факт, что на самом деле материя не имеет существования bona fide[3].

ЖИЗНЕННЫЕ ИСКРЫ

НАСТАВЛЕНИЕ 183

Дифференциация электрической энергии, по отношению к которой последний ее исследователь применил термин «ион», чтобы отличить ее от других дифференциации той же космической энергии, и «искры» оккультной науки тождественны. В то время как современная наука склонялась к тому, чтобы принять многие оккультные истины по крайней мере как гипотезы, лишь отдельные ее служители были способны применить на практике приобретенные таким образом теоретические знания. Применить же более тонкие силы в манипуляции с материей до какой-либо ощутимой степени будет невозможно до тех пор, пока работники в этой области науки не смогут убедиться в существовании промежуточных форм энергии между плотной материей – проводником этих форм – и теми формами энергии, которые приближаются к высшим полюсам проявленной жизни, или к манасической энергии.

В то время как та степень электрической энергии, которую оккультист называет Манасом, или способностью к формированию и восприятию мыслей, применяется в пределах ее собственной сферы действия – на ментальном плане, никто из известных ученых этого века не нашел способа направить ее действие таким образом, чтобы она проявилась в форме видимых или слышимых феноменов; также не нашлось ни одного ученого, способного отнестись с доверием к утверждениям тех оккультистов, которые заявляют, что они могут произвести такие действия сами или же видели, как они производятся. Однако, пока не будет достигнуто знание, что такие видимые или слышимые феномены можно продемонстрировать для чувств, до тех пор не будет возможным выделить ион и доказать реальность его существования, а также возможность применения иона и некоторых иных форм той же энергии в производстве этих внешних феноменов. Чтобы осуществить это на деле, совершенно необходимо применить манасическую энергию за пределами ее собственной области действия, то есть с видимыми и слышимыми результатами воздействия на плотную материю, так как человек еще не развил чувств, позволяющих ему ощутить те естественные явления, что постоянно происходят в тех областях, или планах, субстанции, в которых каждая такая форма, или степень, электрической энергии особенно активна.

Человек может соединять составные элементы, химические вещества и реактивы, а также иные формы субстанции, которые уже созданы природой. При абсолютно точном соблюдении надлежащих условий тепла и влажности он может преуспеть в создании какого-либо живого существа, но следует запомнить: все, что он практически может сделать, – это создать условия, при которых ранее созданные элементы, химические вещества и т.д. будут продолжать развиваться. Основные жизненные силы, активные в каждом атоме и молекуле, уже находились в соединяемых им материалах, и в действительности он даже и не приложил руки к созданию этих основных материалов. Если бы он был способен взять всего одну молекулу из всех собранных им форм субстанции и при этом был достаточно осведомлен, чтобы создать точно такие же условия, какие применяет природа при развитии искр жизни, то от этой единственной молекулы развились бы все прочие составные молекулы, необходимые для формирования такого же тела, как и то, созданию внешней формы которого он способствовал. Однако природа пошла бы еще дальше, ибо в то время как человек остановился на создании формы, она из этой самой молекулы образовала бы органический проводник, через который могла бы действовать электрическая энергия Манаса. И то, что можно было бы назвать рудиментарным мозгом, проявилось бы в форме, развившейся от той самой единственной молекулы. Но природа не могла бы совершить ни одного из этих чудес, если бы не было той основы жизни, или «искры», что находится в самом центре каждого атома, из которых эта молекула состоит.

Наши усилия выразить хотя бы отчасти идею о четверояком существовании эго на четырех планах жизни не всегда заканчиваются успешно, а потому Мы можем лишь снова и снова пытаться сделать это, пока Наша цель не будет достигнута. Многословные рассуждения еще более запутывают суть вопроса и нередко весьма затемняют то, что на самом деле является очевидной истиной.

Жизнь и действие эго на четырех низших из семи уровней сознания; формы, через которые это сознание функционирует; состояния материи, содержащие в себе эти формы, а также движение (или время), управляющее проявлением и исчезновением форм в одном или во всех этих состояниях материи, – вот те основные факты, которые единственно могут помочь понять процессы появления и исчезновения астральных и физических тел из поля зрения в сознании друг друга.

Для начала представьте себе качание маятника часов, пружина которых заведена точно на 24 часа. Спираль пружины, приводящая маятник в движение, соответствует фохатической энергии, выявленной на Век, соответствующий упомянутым 24 часам. Эта энергия приводит в действие и поддерживает в движении всю субстанцию, которая ранее покоилась во сне в продолжение Ночи Времен, и перемещает ее в ритме и времени, в точности соответствующих движению часового маятника. (Мы сейчас не принимаем в расчет три высших из семи состояний сознания.) Затем представьте, что существуют четыре градации этой субстанции и каждая из них является более утонченной, более разреженной и более эластичной, нежели предыдущая, если мы возьмем точку отсчета от физического плана (либо наоборот, если начнем отсчет от плана манасического).

Именно на этих четырех планах, или состояниях субстанции, эго, то есть непроявленное духовное «Я» трех высших из семи принципов, должно действовать на протяжении каждого Века, когда циклический закон – маятник часов жизни – раскачивает эту субстанцию вокруг центральной точки в течение одного Великого века, с тем чтобы оно могло получить непрерываемую индивидуальную жизнь, когда стрелки часов завершат свои круги, то есть когда закончатся семь Великих веков.

Чтобы обеспечить себя индивидуальной формой, через которую можно действовать на всех планах и во всех областях жизни, эго должно развить отдельный проводник из каждого состояния субстанции – акашической, эфирной, астральной и физической, которые в совокупности образуют сложный план манифестации. Можно упростить эту сторону вопроса, если воспользоваться более привычными терминами, пытаясь запомнить это наиважнейшее положение. Электрический, атомный, молекулярный и клеточный уровни материи в физической науке весьма сходны с ранее приведенными дифференциациями науки оккультной.

Если читатель сможет принять ту истину, что одна Вселенная существует внутри другой и каждая из них состоит из субстанции точно такого же разряда вибраций, которым были даны вышеупомянутые названия, и что в совокупности они и образуют внешнюю Вселенную, воспринимаемую нашими физическими чувствами, то это поможет в создании гипотезы, способствующей пониманию того, что именуется иногда «лестницей жизни», по ступенькам которой странник, или индивидуальное эго, спускается, а затем вновь поднимается к духовной жизни.

Ибо каждое индивидуальное эго должно создать для себя из субстанции каждой Вселенной форму, или проводник, в котором и посредством которого оно сможет жить, приобретать опыт и в конце концов управлять субстанцией каждой Вселенной. Например, если эго хочет иметь индивидуальное сознательное существование на всех четырех планах, то оно должно развить одну форму из электрической субстанции, другую – из атомной, еще одну – из эфирной и далее – форму из молекулярной жизни нашей внешней материальной Вселенной.

Однако на своем подъеме с нижней ступени этой лестницы оно утрачивает сознание каждой Вселенной как отдельной и объективной области жизни, удерживая лишь то, что было приобретено из опытов, пройденных в теле, построенном из субстанции этой Вселенной.

Когда на этой лестнице эго делает последний шаг вверх, оно утрачивает всякое чувство обособленности. Прежние четыре Вселенные с их разобщенными формами более не существуют в его сознании, но оно удерживает все, что через них принес ему опыт.

 



[1] Древний, ветхий, античный (греч.). Употреблялось для обозначения древнейшего проявленного Божества в Каббале. (Примеч. пер.)

[2] Священное число «четыре», которым клялись Пифагорейцы, и это была их наиболее обязывающая клятва. Тетрада имеет весьма мистическое значение. Прежде всего это – Единство, или «Единый» в четырех различных аспектах; затем фундаментальное число четыре, тетрада, содержащая декаду, или десять – число совершенства, и, наконец, первичная триада (треугольник), поглощенная в Божественной Монаде. (Примеч. пер.}

[3] Здесь в значении «подлинный».

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик