Николай Рерих: "Священная Тангла"

"Учение Храма" (кн.2, фрагмент 7)

ОТРИЦАНИЕ БОГА

НАСТАВЛЕНИЕ 184

Самый закоренелый материалист или атеист в глубине души знает, что он совсем не такой, каким предстает в глазах других людей. Он либо создал ментальный образ, наделив его негативными качествами материи, и старается убедить других, что он и есть этот образ; либо спекулирует на слабости тех неуемно любопытных, которые вечно ищут что-нибудь неестественное в природе или в человеке. Материалист bona fide, который действительно не верит в Божественное, является абсолютной невозможностью во Вселенной, ибо она создана Богом, в Боге и из Бога, каким бы именем, формой и естеством ни наделил бы Его человеческий ум.

По самой своей природе человек должен иметь Бога, и не имеет значения, будет ли этот Бог Высшим Существом, солнцем, образом, сотворенным его собственными руками, или идеальным, совершенным человеческим существом. Первый же вопль пробужденной к свету души – был ли он заглушен ужасом перед неизвестным или прозвучал громко в мольбе о защите, утешении или помощи в часы нужды, – это вопль бессознательного признания Бога. Возможно, что этот вопль был выражением восторга перед необычайной красотой или величием, перед проявлением феноменальной силы, но какова бы ни была побудительная причина, это вопиял Бог в нем самом, взывающий к Богу, создавшему его, взывающий о возвращении в Сад Эдема, то есть в состояние равновесия и совершенства, из которого человек был изгнан Божественным Законом, с тем чтобы вернуться в облачении бессмертия.

Любая неудовлетворенная жажда любви, преданности, истины; любая волна восхищения перед красотой, в какой бы форме эта красота ни проявлялась; каждое устремление к силе, могуществу, желание увековечить свое собственное мастерство – является уже наполовину осознанным обращением к Богу, в которого, согласно его заявлениям, не верит материалист. Но его неверие – это отрицательная вера; и любое его усилие, направленное на то, чтобы доказать свое неверие другим, в действительности заставляет его сделать еще один шаг по пути к окончательной – положительной – вере и признанию Божества.

Выпады, проклятия и поношения атеиста или его молчаливое презрение к тем, кто громко проповедует свою веру в Бога, в действительности исходят из бунта против поруганного Бога в нем самом. Человек, верующий в Бога, но теряющий свою веру из-за зла, творимого кем-то другим, совершает ошибку. Это не вера покидает его; его временные сомнения вызваны частичным оцепенением одного из центров мозга вследствие его грубого употребления. Подобно тому как часть руки или ноги может онеметь от повторных внешних ударов, так и этот центр не отзывается на зов внутреннего человека. Но такое повреждение центра нельзя считать необратимым. Либо в смертный час, либо при какой-то неожиданной великой радости это оцепенение пройдет, и человек с удивлением обнаружит, что произносит нечто вроде: «О мой Господь и мой Владыка» или «Благодарю Тебя, Господи!»

Человек, приучивший свой ум к неверию чтением атеистических трудов или поддавшись влиянию так называемых «свободомыслящих» – а в действительности самых жалких рабов, ослабил свою волю, полностью подчинив ее силе отрицательных мыслей и внушений. Такой человек заслуживает гораздо большего сожаления, нежели все остальные люди, ибо он вступил на тропу, ведущую к погибели. Вне Бога нет жизни, и человеку предоставлен свободный выбор – хочет ли он в конечном счете обрести жизнь или смерть.

Признание и принятие высшего «Я», приходящее к изучающему философию после того, как он прошел период, называемый им атеизмом, есть следствие попытки души привести низшее «я» к близкому общению с Божеством, ибо Бог и высшее  «Я» едины. Терминология, применяемая по отношению к высшему «Я» различными толкователями религии и философии, дала повод к большой путанице.

Если бы ученики могли запомнить одну великую истину, это пронесло бы их невредимыми через многие стремнины сомнения и неверия. Истина эта состоит в том, что самое высокое понятие любого человеческого ума есть понятие о каком-либо одном или нескольких аспектах Божества. И не имеет особого значения, называет ли человек эту идею Богом, Брахмою, Иеговой или же высшим «Я», – в любом случае это есть признание Высшего, куда бы он его ни поместил – внутри ли, снаружи своего физического «я» или же и там и там. Это высшее «Я» знает, ибо оно и есть Знание, когда и какой Его аспект нуждается в познании. Чем совершеннее это познавание, тем полнее отождествление, или единство, человеческой воли с Волей Высшей и тем более мудрости, знания и мощи получает индивидуальное эго. Чем скорее человек осознает, что во Вселенной существует лишь одна активная Воля – Воля Бога и что от правильного употребления этой Воли зависят его сила и мощь, тем скорее он придет к обладанию своим божественным наследством.

КОМУ ТЫ ХОЧЕШЬ СЛУЖИТЬ?

НАСТАВЛЕНИЕ 185

На протяжении двадцати столетий снова и снова, из уст в уста, письменно и в символах повторяются отрицаемые бесчисленным количеством людей всех стран и наречий пламенные слова Того, Кто знал, о чем Он говорил: «Вы не можете служить Богу и Маммоне». Но даже и теперь истинный смысл этих слов так и не понят никем, кроме немногих избранных на земле. Люди относят их к одним лишь средствам обмена, к золоту и серебру, к стадам, землям и домам, где Маммона утвердился лишь во владениях человеческих. Но Тот, Который произнес эти слова, вкладывал в них гораздо более, нежели то, что ныне подразумевается человеком под материальным богатством. Маммона! Зверь! Воистину, в настоящей эпохе эти слова взаимозаменяемы, и слово «зверь», означающее низшее «я» человека, соответствует тому, что Великий Учитель подразумевал под Маммоной. Человек не может служить зверю внутри себя и в то же самое время своему высшему «Я», своему Богу.

Демон убил бы высшее «Я», имей он силу.

Лжец, предатель, убийца – вот лишь немногие синонимы эгоизма и похоти: таково это низшее «я», искуситель странника, отправившегося на поиски пути Мощи.

Если человек хочет достичь звезды, он должен идти одинокой дорогой. Звездный путь есть путь одиночества. Воистину, благословен нашедший хотя бы одну душу, которая, несмотря ни на что, пойдет рядом с ним по тому же пути. Но, увы, слишком часто он проходит мимо такой души, не замечая ее и, может статься, с холодным презрением. Вожделение или невежество останавливает его на самом пороге достижения, в то время как он, внимая искусителю, старается взобраться на ступень выше того, чем он по существу является. Но он не сможет сделать этого и потому должен ждать, пока не будет выковано другое звено между звеньями той цепи, что соединила бы его с его другим «я». Или, найдя это другое «я» и отправившись дальше по пути, он встречает пробудившегося ото сна демона в виде земной власти или гордыни, и вот уже звериная мощь, мощь Маммоны одолевает его и вновь сбрасывает с пути.

Этот зверь встречает, или подстерегает, человека во время каждой его остановки на Пути. И до тех пор пока его ноги не будут обуты в сандалии Самопознания; пока его руки не будут опираться на посох «истинного Беспристрастия», не сможет он безопасно и уверенно пройти по Пути к дому Отца своего и услышать, как Тот скажет ему: «Хорошо сделано, сын Мой, Зверь убит».

ЭГОИЗМ VERSUS ЭГОЦЕНТРИЗМ

НАСТАВЛЕНИЕ 186

Разве семя растения пытается сформировать листья, чтобы привлечь из воздуха необходимые элементы для питания корней или цветения и произвести новые семена, прежде чем оно выпустит стебель, поддерживающий эти цветы и листья? Разве разумные родители заставят ребенка пройти курс колледжа ранее, нежели разовьется его ум и он сможет понять хотя бы один предмет этого курса? И все же многие люди пытаются достигнуть столь же неразумной, непрактичной и неестественной цели, какой была бы цель такого семени или таких родителей. Подобные действия привели бы к результату, противоестественному по следующим среди многих других соображениям: во-первых, из-за отсутствия функций, посредством которых необходимое питание – физическая или ментальная энергия – могло бы доставляться извне, чтобы дать возможность раскрыться оболочке этой клетки или молекулы и позволить тому, что в ней сокрыто, выйти наружу; во-вторых, из-за отсутствия возможности поддерживать рост того, что выйдет наружу, до тех пор пока не будет осуществлена божественная цель этой клетки, заключающаяся в развитии нового семени или клеток.

Если бы можно было достичь любую из этих целей, то в результате получилась бы чудовищная аномалия, неспособная к исполнению Божественного предназначения. И ни в каком другом случае эта истина не является столь очевидной, как при чрезмерно развитом эгоцентризме в характере мужчины или женщины. Семя, лежащее в основе качества эгоцентризма, есть «эгоизм», или индивидуальность, несмотря на общепринятое определение этого слова, ибо эго есть духовное семя индивидуума, сознание «Я есмь».

Качество Смирения имеет некоторое соответствие со стеблем растения или со стволом дерева. Это совершенно незаметная сила, являющаяся истинной поддержкой и основой питания для более явных черт личности. Истинное смирение абсолютно необходимо для духовного роста. Чрезмерно развитое качество эгоцентризма и соответственно недоразвитое качество смирения всегда очень заметно в лидерах толп. Недостаток истинных знаний, бессистемное чтение, посещение определенных лекций и курсов интеллектуальной гимнастики – все это воспитывает в таком вожде ярый эгоцентризм. Нормальное развитие и правильное соотношение эгоизма и смирения – при прочих равных условиях – подготовляет к истинному водительству, но такой человек обычно не спешит провозглашать себя лидером. И если только от других не исходит определенного призыва, он избегает всего, что может способствовать его выдвижению в первые ряды. Его осознание своих собственных недостатков настолько остро, что оказаться вышестоящим в глазах своих собратьев для него действительно тягостно.

Эгоцентрик имеет шанс отпереть шкатулку с Божественными драгоценностями и оценить стоимость сокровищ внутри ее не более чем цыпленок может оценить стоимость подноса с драгоценностями в окне ювелирного магазина.

Одним из примеров чрезмерно развитого эгоцентризма может служить болтун, собравший на углу улицы толпу и критикующий правящие власти. Скорее всего он никогда и не слышал ни о политической экономии, ни об истории наций, ни о действии циклических законов или о неизбежных следствиях кармического закона; и его можно припереть к стенке его собственной некомпетентностью или же беспечностью. В результате его исступленной болтовни и вздора многие люди, возможно, будут доведены до бешенства, но вместо попытки найти какое-либо действенное средство от того, что может быть ментальной или нравственной болезнью, он призывает толпу выместить свое чувство на каком-либо человеке, который занимает влиятельный пост, но который, по всей вероятности, является такой же жертвой обстоятельств, окружения и неправильных методов воспитания и образования. Можно привести еще более знакомую ситуацию из повседневной жизни. Эгоцентрист – глава семьи, неспособный утвердиться среди сослуживцев, но убежденный в том, что он является неверно понятой и недооцененной жертвой их невежества, превращает свой дом в место мучений для жены и детей. Он изводит их своей суровой властью, постоянными притязаниями на их доверие, нескончаемой критикой их слов или поступков, напоминанием об их мнимых слабостях, а также пугает их теми несчастиями, что падут на их головы из-за недостатка уважения, почитания и внимания к его персоне. На самом же деле его семья постоянно наблюдает его ничтожность в сравнении с другими, недостаток самоконтроля и весьма узкие представления о многих вещах. Все это настолько очевидно, что, несмотря на действительную к нему любовь, в его домашних постепенно поднимается такое чувство презрения к его ограниченности, такое неуважение к его наказам и запретам, что в конце концов в их душе рождается что-то близкое к ненависти, побуждающее убежать как можно дальше и больше никогда его не видеть.

Давая эти иллюстрации, Я отнюдь не имел в виду отнести свои замечания или аргументы к одному только мужскому полу, ибо они одинаково относятся и к женщинам и становятся с каждым днем все нужнее, так как те, будучи совсем неподготовленными, постепенно занимают позиции, принадлежавшие ранее одним мужчинам. Некоторые качества, которые особенно активно проявляет именно этот пол, делают женщин – глав семей и различных предприятий – трудновыносимыми для тех, кто находится у них в подчинении. В особенности это касается мелкой зависти друг к другу, которая у мужчин встречается довольно редко. Мужская зависть, как правило, имеет более широкое поле приложения. Но все эти явления лишь примеры. То же, на что Я стараюсь обратить ваше внимание, – это умение оценивать характер по достоинству, вместо того чтобы уступать негативным силам переоценки или недооценки, не попытавшись вывести надлежащей оценки истинного положения кого-либо на шкале жизни. Эта способность не может быть приобретена до тех пор, пока самодовольство и эгоцентрическая гордыня преобладают над качествами, позволяющими вынести честное и справедливое суждение. Существует только один способ достижения этой цели – воспитание привычки искать и находить великое и совершенное в наималейшем, как в искусстве, науке, природе, так и среди скромных, незаметных, держащихся в стороне людей и вещей жизни.

Когда вы полностью осознаете ту глубокую истину, что невидимая молекула может состоять из бесчисленных меньших частиц, вы отнесетесь с большим уважением к тем вещам, которые ныне сокрыты от вашего взгляда, ибо каждый такой подраздел способен к порождению энергии несравненно большей мощи, нежели та, что порождается всей массой, частью которой он является. Атом обладает мощью, вполне достаточной для того, чтобы свести наш мир с его орбиты, если бы способность и умение управлять им были во власти человека, чья троичность действия – желание, воля, ум – оказалась бы достаточно развита, чтобы пробудить эту энергию от полусознательного состояния и направить ее движение.

Придет время, когда человек не будет более зависеть от многих грубых форм энергии, которые сейчас значительно ограничивают его действия. Настанет день, когда он узнает, что многие слои, или уровни, материи, пока не позволяющие ему проникнуть в сердцевину какой-либо формы жизни, в действительности являются иллюзиями и что те можно развеять средствами, которыми он обладает, однако не может применить по причине их простоты, а также его нынешнего пренебрежения к тем качествам, которые единственно позволяют осознать и применить эти средства.

Мужчина или женщина, которые льстят вам, ублажают ваше тщеславие и восхваляют вас не по заслугам, являются вашими наихудшими врагами, ибо – сознаете вы это или нет – они раздувают уже существующую в вас гордыню и самомнение и тем самым приуготовляют путь к утверждению вашего низшего «я».

Постарайтесь честно и прямо заглянуть себе в душу, чтобы осознать качества, принадлежащие вашему низшему «я», и обрести над ними контроль. Конечно, эта задача быстро не решается, но ведь для ее выполнения вы имеете Вечность. Потому не допускайте того, что может удержать вас от первого шага, иначе даже эта Вечность будет слишком коротка.

ДИССОНАНС

НАСТАВЛЕНИЕ 187

При изучении музыки в Штаб-квартире обсуждалась тема диссонанса, которая вызвала такой глубокий интерес, что было сочтено целесообразным пролить как можно больше света на этот вопрос. Поэтому, когда представилась возможность, Учителю были заданы следующие вопросы, на которые Он последовательно ответил в виде наставления, полностью приведенного здесь вместе с комментариями Главного Хранителя.

1. Что такое диссонанс?

2. Имеет ли он полярность?

3. Каково его воздействие на качества?

4. Является ли он в конечном счете добром или злом?

 

Диссонанс задает ключевую ноту для разъединения атомов конкретной субстанции. Божественный Закон применяет силу диссонанса для того, чтобы превратить одно состояние субстанции в другое. Полного понимания явления диссонанса вы сможете достигнуть лишь путем изучения его естественных воздействий на объективные формы, на людей и предметы. Именно в зависимости от целей, для которых он применяется, определяются его благие или вредные аспекты, а также воздействие на различные качества.

Диссонанс превращает гармонию в неблагозвучие, любовь – в ненависть, мир – в битву. Гармония в музыке может убаюкать ум и тело ложным чувством безопасности, диссонанс же, напротив, побуждает их к действию. Конечный результат такого действия может быть как совершенно нежелательным, так и прямо противоположным, поэтому вы не можете с успешностью определить, что содержат в себе диссонанс, гармония или же дискорд – добро или зло.

Диссонанс – это сила, то есть переход одного состояния энергии в другое. Гармония – это состояние сознания. Диссонанс может превратить дискорд в гармонию, но так как дискорд также может быть состоянием сознания, то он в значительной степени подвержен влиянию диссонанса.

Дойдя до конца своей гаммы, то есть конца триединого действия, диссонанс может изменить направление своего действия на противоположное; позитивный аспект его действия может заявить о своей цели и вернуться к своей исходной точке. И тогда с этого момента он может превратить дискорд в гармонию, гармонию – в любовь, а любовь – в единство, завершив таким образом линию его применения в течение объективного цикла.

Не имеющий тона сам по себе, он может быть применен в качестве ключа к какому-либо тону или ноте. В определенные периоды Манвантары, когда особенно активен положительный аспект силы, разрушительный и разлагающий аспект действия разрывает, так сказать, свои оковы и устремляется в те фазы, или планы, Вселенной (или какого-то из ее миров), которые достигли своего апогея – высшей точки спирали развития; и тогда Божественный Закон использует диссонанс, чтобы разложить на части старые формы, что происходит до тех пор, пока не наступит новый период цикла спирали, во время которого действие снова сменится на противоположное, направленное на реконструкцию и интеграцию той самой первичной материи, в которой это действие совершается, той материи, которая, став к этому моменту изменчивой и подвижной, устремляется из этого состояния к созданию определенных форм.

Сам по себе диссонанс ничего не означает. Он может быть проявлен лишь при его применении. Данный период этой Манвантары предоставляет поле действия для вырвавшихся на свободу сил дезинтеграции, и диссонанс играет колоссальную роль во всех областях жизни и деятельности.

Проиллюстрируем природу и назначение диссонанса следующим образом:

Божественный Закон (Бог в действии) повелевает, произнося «Слово Творения», то есть задает ключевую ноту – частоту вибрации. Если этот приказ противоречит существовавшим ранее условиям, а перемена все же должна произойти, то в пределах этой сферы, ограниченной состоянием гармонии и равновесия прежних условий, та самая сила, или энергия, которая служит для совершения этой перемены, оказалась бы негативным противоположением к этому нейтральному и гармоничному состоянию и изменила бы его, превратив в диссонирующее и дисгармоничное.

Божественный Приказ прозвучал бы ключевой нотой для изменения вибрационного пульса этого состояния, то есть понизил бы частоту действующих ранее вибраций, и то, что произвело бы эту перемену, и было бы силой диссонанса. Той самой силой, что была вызвана провозглашением Указа и Божественной целью. Способ и средства исполнения действовали бы одновременно.

В течение того периода каждого Великого цикла, когда сила диссонанса наиболее активна, в искусстве, музыке, литературе, изобретательстве, в национальной и семейной жизни – во всех областях наблюдается усиленная тенденция к ломке старых форм, серьезные разногласия и трения. В религии это проявляется в утрате веры и все возрастающем сомнении, в сфере правления – в массовых беззакониях, а в земной коре – в учащении вулканических и сейсмических явлений.

В иной, последующий период того же цикла все может измениться в противоположную сторону. Будем надеяться, что, осознав разницу между дискордом и диссонансом, человечество научится применять силу диссонанса во благо, а не во вред, как это часто делается сейчас.

КОММЕНТАРИИ

Насколько Я понимаю, термины «диссонанс», «гармония» и «дискорд» употреблены здесь в более обобщенном и более широком смысле, нежели тот, в котором они обычно применяются. Слова «диссонанс» и «Сатана» могут быть до некоторой степени взаимозаменяемы.

Люцифер, или Сатана, – светлый ангел, изгнанный с Небес за его гордыню и непослушание, принес человеческой расе горе и страдания. Однако в конечном счете его поступок дал человеку возможность достичь в своем развитии более высокого состояния, нежели это было бы возможно при иных обстоятельствах.

Если принять толкование Учителя о цели и конечном следствии силы, именуемой диссонансом, то эта цель и следствие окажутся практически такими же, как и те, о которых сказано, что они суть цель и конечное следствие действий Люцифера, а именно разложение материи и ломка всех устаревших форм жизни.

Слово «гармония» в обычном употреблении указывает на божественное, или гармоничное состояние, которое может быть уничтожено диссонансом – Сатаной и которое может быть также воссоздано противоположным полюсом той же силы – консонансом – в определенные периоды времени; и это должно быть исполнено посредством самих законов его бытия, ибо Сатана в конечном счете является и добром и злом.

Он (или же диссонанс) изменяет гармоничные условия в жизни людей на дисгармоничные, побуждая их к неповиновению велениям Бога, однако, имея в себе и природу Христа, он должен изменить эти условия на обратные.

В то время как многие противятся идее синтеза Христа и Сатаны, идущей от некоторых более древних философий, для сознания других еще более неприемлема идея удачного противопоставления Богу Сатаны или какой-либо меньшей сущности.

Слово «гармония» в том смысле, в каком оно употребляется в музыке, включает в себя понятия созвучия, консонанса, диссонанса и дискорда, но как показатели космического состояния сознания, энергий, или сил, эти слова не находятся в таком же соотношении друг с другом.

Говоря оккультно, гармония имеет свое соответствие в «Тройном Ключе» – Атма-Буддхи-Манас. Она включает в себя все это, пока не наступит дифференциация. Буддхи-Манас в дифференциации имеет полярности, и консонанс и диссонанс как раз и соответствуют этим полярностям Буддхи-Манаса, причем Буддхи синтезирует, Манас анализирует.

При дифференциации, или проявлении, созвучие и дискорд являются состояниями энергии, или сознания, а консонанс и диссонанс – полярностями силы, применяемой кармическим и циклическим законом с целью приведения субстанции более низких вибраций в гармоничные или же дисгармоничные состояния в зависимости от периодов Манвантары, в которых эта сила применяется божественным законом.

На восходящей дуге каждого цикла будет преобладать положительный полюс – консонанс, тогда как на нисходящей наиболее активен диссонанс.

Хотя Учитель в своем наставлении и не использовал слово «консонанс», совершенно ясно, что оно определяется как «положительный аспект» силы диссонанса. Нужно понять, что Учитель применял эти термины не только в связи с одной музыкой, но в гораздо более широком и высоком смысле.

Главный Хранитель

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ УЧИТЕЛЮ

1. Можете ли Вы подтвердить мои комментарии о диссонансе, чтобы включить их, как часть, в Ваше наставление?

2. Может ли слово «интерсонанс» отразить понятие о вмещении полярностей – диссонанса и консонанса?

Главный Хранитель

ОТВЕТЫ

1. Если ученикам более близка экзотерическая интерпретация слов, описывающих космические силы, нежели данная Вами эзотерическая, то это следует обсудить. Что же касается эзотерической точки зрения, то здесь Вы абсолютно правы.

Данные Мною наставления относительно диссонанса не имели своей целью согласование с терминами музыкальной композиции, но скорее касались космических сил. Тем не менее обычное употребление префиксов «дис» и «кон», разумеется, должно означать противоположности.

2. Ваш брат нашел весьма удачное определение «интерсонанс», указывающее на нейтральную зону между полярностями диссонанса и консонанса. Этот термин приложим к той области Света на внутреннем плане, из которой собственно диссонанс и консонанс дифференцируются, то есть манифестируются, то же касается гармонии и дискорда в Моей интерпретации.

Энергии, проявленные на физическом плане как свет и звук, на плане внутреннем едины.

ВОЙНА И МИР

НАСТАВЛЕНИЕ 188

Шаг за шагом, через невероятные мучения и страдания, человеческая раса эволюционирует, приближаясь к той ступени, когда она уже более не будет допускать отнятия человеческой жизни. И как конечный результат такой эволюции изменятся все уровни материи, составляющие физический план. Но эти изменения не могут завершиться в течение манифестации Пятой расы. Все космические возможности должны сначала возникнуть в уме расы как идеалы. Идеалы всеобщего мира, свободы, любви и гармонии, сформировавшиеся в сознании наиболее развитых ее представителей, будут доведены до конца лишь в последующих веках. В наше время, как и во все предыдущие века, конечным результатом жизни и учений Сынов Мудрости являются все те высшие идеалы, каких только может достигнуть человечество, и эти учения всегда даются сначала группе избранных неофитов, или учеников, за век до того, как станет возможным проявить на физическом плане те идеалы, что будут выработаны в результате напряженных усилий такой группы. В сравнении с другими Мессианский цикл отличается более ускоренным ростом и даже осуществлением высших идеалов, что мы сейчас и наблюдаем, ибо в то время как, с одной стороны, происходит резкое возрастание того, что обычно именуется злом, то, с другой стороны, имеет место соответственный рост усилий утвердить добродетель и справедливость во всех сферах жизни. Идеал установления прочного мира между всеми народами Земли, который все активнее завоевывает наиболее прогрессивные умы, является результатом учений одной-единственной группы учеников в течение последнего Мессианского цикла. Однако мир не может быть достигнут до тех пор, пока не будут исполнены веления кармического закона, то есть не будет изжита карма, сотворенная как отрицанием этих учений воплощенными в то время массами, так и их поношением в последующие века.

Следует помнить, что, поскольку различные расы и подрасы могут частично перекрывать друг друга, то же самое происходит и с кармическим законом. Относительно говоря, лишь небольшая доля расовой или национальной кармы полностью искупается в течение того цикла, в котором она зародилась. Результаты как хорошей, так и плохой расовой и национальной кармы, создаваемой в нынешней войне, частично перейдут на некоторые из первых подрас Шестой расы, чтобы быть полностью искупленными ее Третьей и Четвертой подрасами, когда наступит другой Мессианский цикл и на человечество падет вся неизжитая карма предыдущих рас. И тогда под испытующими силами той высшей точки развития, какой только может достигнуть раса, произойдет последнее испытание человечества перед обретением им своего Божественного Наследства – Мастерства. Однако возможность избежать действия кармы в настоящем цикле не должна служить для высокоразвитого человека побудительной причиной к тому, чтобы ввязываться в нынешнюю бойню. Вступая в ряды ее участников, он должен, если только это возможно, иметь более высокий мотив, нежели желание избежать кармы. Оправдывать войну одной нации с другой, или же человека с человеком, можно лишь в том случае, когда от этого зависят жизнь и безопасность, собственная или чья-то другая, и мотивом является ЗАЩИТА.

Еще не так давно большую часть негативной кармы, за которую теперь расплачивается настоящая раса, можно было погасить иными способами, нежели те, что ускорили современный мировой кризис. Но люди не слушали и не повиновались предписаниям – нет, скорее мольбам Посвященных и Пророков Великой Белой Ложи, звучавшим в предыдущие столетия, а также в тот цикл, который закончился в 1898 году, не оставив кармическому закону иной альтернативы, кроме той, что достигла кульминационной точки в охватившей сегодня весь мир борьбе. Но это не означает, что с высшей духовной точки зрения, с которой дух и материя едины, война всегда оправданна и справедлива. Неофит Белой Ложи должен быть осторожен, он должен четко различать, когда он говорит о своей собственной позиции, а когда – о позиции Храма Человечества. Принимает ли он активное или же пассивное участие в войне, его действия как отдельной личности должны определяться мотивом и долгом, без учета конечных результатов его поступка. И если он убежден, что жизнь и безопасность его народа или другой, изобилующей расами человечества нации под угрозой и его долг принять активное участие в их защите, то его нельзя считать изменяющим принципу, так же как нельзя считать изменником своей расы человека, который видит свой долг в ином направлении. Один человек может быть более великим – в духовном смысле, – чем другой, именно из-за чистоты и бескорыстия своего мотива и тех жертв, которые он, быть может, призван принести. Именно ради своего высшего «Я» должен он устоять или, наоборот, пасть. Но каково бы ни было его личное действие или мотив, побуждающий к действию или же к бездействию, он не имеет права создавать путаницу в основном вопросе, заявляя, что то общество, частью которого он является, общество, основанное на принципе братства независимо от национальности или каких-либо убеждений, не может считаться абсолютно справедливым, если оно не одобряет мотивов его действия или же, в зависимости от случая, бездействия. Он совершенно прав со своей точки зрения, обусловленной тем мотивом, которым он руководствовался; общество же право с точки зрения единого общемирового принципа. Существует глубокая пропасть между общемировым и личным, и поистине мудр тот человек, который может заполнить ее тем, что правильно и справедливо с точки зрения духа.

В силу огромной ответственности, принимаемой на себя в вопросе отдачи проводника, связывающего воплощенное эго с миром материи, пытаясь оправдать то, что для его сознания является духовным принципом, мыслящая сущность – человек – должен быть очень внимателен и осторожен. Иначе мыслеволны других людей с такой силой атакуют его мышление, что его обращение к своему высшему «Я» будет скорее вопросом какой-нибудь другой личности (или личностей), нежели собственным, а полученный ответ – непосредственно в словах или же через впечатление – будет в большей степени относиться к тем, кто повлиял на его ум.

Возможность такого влияния во многом зависит от единства человеческой расы, ибо чем ближе к духовным планам, тем более ощутимым становится для души единство расы. Поэтому ответственность человека, добровольно подчиняющегося влиянию других, когда должно быть принято какое-то важное решение, так же велика, как и ответственность того, кто направляет некие мыслеволны, чтобы повлиять на это решение. К примеру, мыслеволны собрания, в случае суда за убийство, могут гораздо сильнее повлиять на вердикт судьи и приговор суда присяжных, чем все свидетельские показания. Негативное состояние, в которое и судья, и суд присяжных неизбежно впадут в результате долгого напряжения, откроет врата для такого влияния. А если к тому же между двумя людьми существует ток взаимного воздействия, то опасность допущения противозаконного влияния возрастает. Поэтому, когда принимается какое-либо важное решение, требуется быть весьма осторожным.

ВСЕЛЕНСКИЙ ЗАКОН

НАСТАВЛЕНИЕ 189

Вселенная расширяется в начале Маха-Юги, или Великого века, под огненным дыханием Духа-Отца и сжимается в конце этого Периода под дыханием Субстанции-Матери. Степень расширения и сжатия задается божественным импульсом, исходящим из центра всей жизни. Каждый атом в каждой Солнечной системе также развертывается и сжимается в соответствующем соотношении в своей сфере действия при восходе и закате солнца, и этот процесс зависит от импульса, исходящего от солнца, когда оно находится высоко над горизонтом, и так происходит в каждой точке каждой планеты, принадлежащей данной Солнечной системе.

Когда человек при помощи искусственного освещения превращает ночи в дни для развлечений или же тяжелого труда, то в результате он неизбежно будет страдать, ибо это противоречит законам природы. При закате солнца физическое тело впадает в той или иной степени в коматозное состояние, так как в его атомах начинает действовать энергия сжатия. И если человек противопоставляет свою волю управляющему движением закону природы в то время, когда его тело подчинено сокращающим силам солнечного цикла, то он выводит все свое тело из состояния гармонии. В таком случае силы притяжения и отталкивания вступают в его теле в борьбу и каждая из них старается одолеть другую. В результате ни одна из них не может выполнить своих естественных функций, вследствие чего растрачивается огромное количество энергии сцепления, или соединяющей силы, исходящей из сердечного центра при естественной циркуляции жизненных токов. Движение жизненных токов, содержащих энергию расширения, затрудняется, и клетки лишаются возможности расти и развиваться, вследствие чего в их ядрах начинаются процессы вырождения еще до того, как завершится жизненный цикл, предназначенный для воплощенного эго.

Те же самые законы управляют всеми формами организованной жизни в большей или меньшей степени, в зависимости от совершенства или несовершенства конкретного организованного общества, создано ли оно божественной или человеческой волей. Если составные части общества – члены какой-то организации, созданной человеком, – ориентируются на ночную, темную сторону своей природы (следствия действия низшего разума с целью воспрепятствовать функциям разума высшего), то дневная, светлая сторона, символизированная организующей центральной точкой общества, соответствующей солнцу, или объединяющей силе и энергии сцепления этой центральной точки, не может более проявлять той же мощи, и энергия расширения этого общества пресекается, а его рост останавливается.

Не усвоив действия естественного закона или же оставив свое знание под спудом, большинство изучающих философию, посланную Нами на Запад через Е.П.Блаватскую, позволили качествам низшего разума захватить функции и атрибуты разума высшего. Они направили токи подозрительности, эгоистического интереса и раскольнических настроений на главный сердечный центр, то есть на назначенного представителя Посвященных, и лишили ее жизненных сил сочувствия, понимания и надежной поддержки, от которых зависело дело ее жизни. Что касается самих этих учеников, то она была уже не в состоянии сохранить действие тех токов силы, которые посылались из Белой Ложи для их же пользы, ибо они утратили силу притяжения, привлекавшую к ним эти токи, и подпали под чуждое влияние. Поскольку все это истинная правда, то следует задуматься над тем, что не может быть совершенного постоянного проводника для передачи токов Ложи, пока не будет образовано подходящее ядро из объединенных, строго повинующихся закону людей; нуклеус из учеников, которые должны заботиться о своем собственном развитии и развитии рас Земли, стараясь обуздать вышеупомянутые качества низшего «я», чтобы дать возможность атрибутам высшего разума воздействовать на их естественные, природные силы, и таким образом осуществить расширение общества.

С завершением образования такого общества вопрос о достоинствах, способностях и мощи избранного центра, или проводника, решается сам собой. Общество вне всякого сомнения знает, что оно получило от Посвященных именно то, что ему требовалось, благодаря своему устремлению и преданности, и теперь его развитие зависит от его собственного поведения по отношению к главному сердечному центру.

Отвернувшийся от Е.П.Б. и от ее наставничества человек едва ли может стать искренне преданным представителю Ложи и в наши дни, ибо он не сумел бы отработать карму своего оскорбительного поведения за такой короткий срок, все еще будучи воплощенным в теле[1], разве что через такие сверхчеловеческие усилия, на какие обычный человек вряд ли решится. Это и объясняет жалкие неудачи столь многих ранних учеников и их постоянные метания из стороны в сторону.

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИЧИН НЕУДАЧ В ОБЛАСТИ ОККУЛЬТИЗМА
ОТ УЧИТЕЛЯ К. X.

НАСТАВЛЕНИЕ 190

Бесспорно, Мы потерпели неудачу в том, что касается успешного создания большого общества в том виде, как оно было задумано Посвященными Белой Ложи, когда Они послали Своего представителя в западный мир[2]. Причины этой неудачи были следующие: во-первых, нездоровое развитие не подкрепленного знанием эгоцентризма среди первых последователей Религии Мудрости; во-вторых, значительное увеличение числа подражателей истинных Посвященных и естественная реакция, последовавшая за разоблачением мошенничества таких подражателей; в-третьих, ложные заявления о личном руководстве Учителей со стороны самообольщенных или честолюбивых людей; четвертая причина – неверность клятвам ученичества и вытекающее отсюда презрение со стороны тех, кто прежде считал таких формально признанных учеников примером для подражания; пятая причина – ложные поучения по вопросам пола; и последняя, но отнюдь не маловажная – это армия хвастунов, которые то и дело распространяли известия о личном контакте с Учителями, в которых должным образом превозносилась мудрость и достоинства хвастуна и весьма порицался недостаток духовного понимания у его слушателей. Все это вызвало подозрение по отношению к истинным ученикам Учителей и против них были направлены враждебные токи силы, что свело на нет их напряженные усилия по разъяснению и распространению ценных наставлений Религии Мудрости для претерпевающего тяжкие родовые муки мира.

То, что должно было стать к настоящему времени значительнейшим и наиболее действенным усилием на Общее Благо, превратилось в разнородную смесь малых культов, каждый под водительством какого-либо псевдооккультиста, неспособного к исполнению данных своим последователям обещаний. В редком случае среди этих групп можно было найти подлинного чела Учителей, который старался положить конец преподносимым там эклектическим или глупым учениям. И из всех врагов, окружавших таких истинных учеников, никто не был способен причинить столь много вреда в отношении оккультизма, как вышеупомянутые хвастуны, которые своими притязаниями на высокое развитие и постоянное наблюдение «личного Учителя» возбуждали сильное чувство зависти или же уныния из-за столь очевидной разницы между таким «избранником» и его бывшим учеником, который в конце концов погружался в состояние отчаяния или отвращения ко всему, что носило название оккультизм. Человек, переживший подобное, до конца своей жизни не способен оправиться от шока, потрясшего его внутреннее естество, и очевидное незнание причин отхода прежних последователей является самой безнадежной особенностью заблуждения этих самообольщенных хвастунов.

В каждом религиозном движении существуют лжепророки, обманщики и лгуны, но ни одно из этих движений не предоставляет таких удачных возможностей для хвастовства, как общество изучающих оккультизм.

И если в случае вышеназванных движений истина в конце концов восторжествует и обманутый сможет оценить их по достоинству, то в случае совершенно подавленного и отчаявшегося ученика оккультизма последнему будет весьма трудно оправиться и вернуться к прежнему состоянию уверенности, ибо в его уме будут постоянно прокручиваться заявления хвастунов. Такой ученик достаточно осведомлен о некоторых фактах психического развития, чтобы понять, что подобные притязания в случае с хвастунами иногда могут быть оправданы, но в то же время его высшее «Я» пытается убедить его в их ничтожности. Вследствие этого его ум постоянно пребывает в состоянии смущения и он более не чувствует уверенности в аргументах как с той, так и с другой стороны.

Конечно, Учителям весьма безрадостно сознавать, что лишь немногие остались верны Учениям Мастеров, давших западному миру основные истины Религии Мудрости. Но в то время как во многих случаях имели место неудача и огромный вред, причиненный многочисленным группам людей невеждами и эгоистами, сила главных положений Религии Мудрости, таких, как карма, перевоплощение и Семь Принципов жизни, проникла в мыслительные токи мира, что подтверждается теми переменами, которые произошли в науке, искусстве, литературе и религии. Именно благодаря этому факту было оказано очень сильное противодействие воскрешению в наши дни ортодоксальной философии, воспрепятствовавшее ей дойти до того низменного уровня жестокости, бесчеловечности и откровенного сатанизма, которого подобная же волна достигла в XVII столетии, когда знаменитые «Голубые законы» приговаривали к сожжению подозреваемых в колдовстве, бросали в тюрьмы нарушителей дней отдохновения (субботы) и бесчеловечно относились к женщинам, осужденным за нарушение Седьмой Заповеди, не говоря уже о других бесчисленных преступлениях против человечества. Уже одно это не позволяет назвать работу Посвященных Белой Ложи неудачей, в подлинном смысле этого слова.

Возвращение спиц космического колеса к подобной точке мировой спирали ответственно за ту волну антагонизма, что поднялась в настоящее время против материализма и оккультизма. Того курса, который эта волна принимает, следовало ожидать. Она выполнит свою работу и очистит путь для возвратной волны Религии Мудрости. Тем не менее мир понес значительные временные потери вследствие неспособности многих учеников оккультизма подняться до предоставленных им высот, а их неудача, в свою очередь, намного усложнила задачу для верных и преданных.

САМООБМАН

НАСТАВЛЕНИЕ 191

Человек, выбирающий из сообщенных ему фактов или из чужих мнений только то, что льстит его самолюбию или производит на него приятное впечатление, и полностью отрицающий все, что его дискредитирует, будет неизбежно терпеть неудачу во всех своих серьезных жизненных намерениях. Но даже самый суровый честный критик едва ли сможет оценить мотивы и следствия поступков человека более беспристрастно, нежели это может сделать он сам.

Точно так же как художественный критик должен встать на известном расстоянии от картины, музыкального инструмента, певца или скульптуры, чтобы получить возможность оценить произведение искусства по справедливости, так и честный критик своих собственных поступков или поступков другого человека должен отдалиться от объекта своего внимания. Он не может подойти слишком близко, симпатизируя или любя других, без того чтобы в большей или меньшей степени не отождествить свое мнение с их взглядами. Его оценка мотивов и последствий какого-то чужого поступка, какой бы характер те ни носили, будет неизменно искажена этой близостью. Некоторая отдаленность является весьма существенной для беспристрастного суждения. Таким образом, человек, желающий преодолеть собственные недостатки и одержать победу над мешающими условиями, должен обладать достаточно трезвым умом, чтобы тщательно взвесить чужие мнения относительно его поступков, какими бы оскорбительными эти мнения ему ни казались.

Как может мужчина охранить себя от хитростей и коварства женщины, которая в его присутствии умаляет себя до ничтожества, проливает слезы о жестокости других людей, но как только он уходит, сменяет язык на жало ехидны, если он, переоценивая свою силу распознавания, не в состоянии прислушаться к оценкам других мужчин относительно характера такой женщины?

Как может женщина защитить себя от подлых действий мужчины, который, чтобы добиться своего, притворно награждает ее всеми добродетелями и атрибутами богини, если она позволяет убедить себя, что она действительно обладает всеми этими качествами и поэтому является глубоко непонятой мученицей вследствие ложного мнения других; тогда как на самом деле эти другие, быть может, стараются своей честной критикой предостеречь ее от слабости и доверчивости?

Как может нация защитить себя, если она не обращает внимания на предостережения о приближении опасного врага, подаваемые дружественной стороной, и отказывается вооружиться по той причине, что в своей самоуверенности не может осознать необходимости защитных маневров?

Между этими приведенными Мною крайностями содержатся все степени самообольщения, и для каждого человека в этом мире найдется среди них такая, которая подходит ему больше всего. Чем сильнее он будет придерживаться свойственной ему формы самообмана, каким бы незначительным тот ни был, тем больше у него шансов попасть в западню, и немало воплощений потребуется, чтобы из нее выбраться. И чем более он тщеславен и полон самомнения, тем настойчивее и энергичнее он будет отрицать наличие подобной слабости в своем характере.

Вы можете спросить: «Но если это так, то как же тогда об этом узнать? Как перебороть такие недостатки?» Конечно, это будет нелегкой задачей. Самообман создается и взращивается до чудовищных размеров из «мелочей», из наималейшего переоценивания себя в течение многих жизней, и так же как и в случае с другими личными недостатками, он должен быть искоренен и уничтожен постоянными и упорными усилиями. Качество самообольщения – наиболее неуловимая и глубоко укорененная черта человеческой природы, и когда от него избавляются, то сердце кровью истекает. Но коль скоро оно является серьезнейшей помехой для всякого развития и обретения мощи, то душа – наблюдатель всех преходящих феноменов жизни – должна быть готова вынести такое испытание.

Поэтому, как бы глубоко ни въелось это качество в сознание и как бы ни были уязвлены гордость, самоуважение или репутация, примите удар открыто, придет ли он от врага или друга, будет ли нанесен в форме критики или же заставит вас самих догадаться, что именно было в вас уязвлено и в какой мере заслужили вы эту критику.

Никакими аргументами вы никогда не убедите вашего друга в том, что он несправедлив. Точно так же вы не убедите в том и врага, нанося ему ответный удар. Для убеждения в обоих случаях существует лишь один путь, а именно: избавить вашу собственную ауру от всякого хлама, как бы ни был он вам мил, и таким образом стать победителями той элементарной силы, которая в настоящее время управляет человечеством, вместо того чтобы быть ее покровителями, каковыми вы сейчас являетесь.

«ЕГО ЛИНИЯ НАРУШИЛАСЬ»

НАСТАВЛЕНИЕ 192

Лишь посредством «линии Бога» – верной и точной линии – можно выстроить контур совершенной формы; формы, которая будет оставаться неизменной и постоянной.

Каждая физическая форма, или материальный объект, изначально была создана по совершенному образцу, существующему на эфирном плане, и в той степени, в какой человек развил себе атрибуты Бога, и определяется его возможность воссоздать любую соответствующую линию, если та была нарушена или искажена в очертаниях физического тела или какого-либо его органа. И если такие черты нельзя воссоздать в точном соответствии с образцом, то независимо от того, что подсказывают вам ваши чувства или очевидность, больной орган или тело нельзя исцелить в полной мере. Тот факт, что в лечении больных органов можно применять математические и геометрические законы, не приходит в голову обычному человеку, но Посвященный Белой Ложи использует их для лечения пораженных органов в той степени, в какой это позволяет кармический закон.

Совершенный образец – первое отражение формы – неразрушим. Это та форма, запись о которой мы находим в Книге Бытия. Бог создал человека по образу и подобию Своему. Она суть очертание тела Души. Однако вторичное отражение этой формы, существующее на одном из низших ментальных планов, подвержено изменениям, и поскольку физическое тело является еще более плотным отражением этой ментальной формы, то линии, изгибы и углы физической формы должны в точности воспроизводить линии, кривые и углы ментальной структуры.

Так как один лишь Учитель в состоянии разумно представить контуры совершенного образца, а также похожие на него контуры ментальной модели, то только он может с абсолютной уверенностью определить, насколько нарушена или искажена часть какого-то контура, и не принесут ли еще большего вреда пораженному органу его попытки восстановить эту часть.

Так же как белый маг умеет реконструировать эти линии, так и черный маг обладает способностью не только создавать, но и временно разрушать или искажать их, вызывая таким образом условия, благоприятные для развития зародыша болезни в физическом органе, который соответствует этим линиям и для которого они по существу являются основой его материальной формы. Но поскольку любое зло непостоянно и иллюзорно, то черный маг не имеет силы сделать такие повреждения вечными. Рано или поздно, в том или ином воплощении, истинный образ снова отразит совершенную модель на ментальном плане и следствия зла будут уничтожены.

Способность изменить или исказить то, что некогда было совершенными линиями, существует в большей или меньшей степени в каждом человеческом эго; но без сознательного намерения и силы воли такие изменения являются очень непрочными, особенно когда это касается воздействия на других. Но если разрушительные мыслеобразы в достаточной степени сконцентрированы в данном направлении, то следствия могут длиться очень долго, в течение всего жизненного цикла личности.

Все вы, несомненно, встречали людей, обладающих тем, что в просторечии называется «верным глазом», то есть способных увидеть или разметить прямую линию, либо определить степень кривизны или величину угла любой формы с первого взгляда. Такие люди, сами того не сознавая, могут иметь нечто большее, чем «верный глаз». Выражаясь метафизически, они обладают «божественным мерным аршином». Этот аршин есть один из аспектов истины. Бог не может ошибаться ни в каком отношении, и чем ближе человек приближается к божественности, то есть развивает в себе свойства Бога, тем безошибочнее он будет во всех отношениях. Однако, не ошибаясь в отношении какого-то одного идеала или принципа, человек может быть неправым в отношении другого. Он может развить совершенное физическое, ментальное и даже духовное зрение, вследствие чего будет способен интуитивно определять правильность геометрической фигуры или истинность идеи в случае какой-то ментальной проблемы, но при этом ошибаться во всех обычных жизненных отношениях. Причина этого будет в том, что он развил лишь один аспект атрибута истины.

В Богочеловеке, Учителе высокой степени, развит каждый из этих аспектов, поэтому он может употреблять «мерный аршин Бога» по своему желанию и воле. Он знает, что каждая линия, изгиб или угол различных органов и частей человеческого тела созданы по точным мерам, и ему известны единицы этих мер. Если какая-то часть контура органа смещена или искажена, он точно знает число единиц костной или тканевой субстанции, которое следует изменить, чтобы вернуть ее к изначальному состоянию совершенства. Правильно говорят, что в таких случаях может произойти чудо, насколько чудо вообще возможно, ибо никакими внешними средствами не изменить этого начертания, вернув ему точную первоначальную форму. Посвященный должен объединить составные элементы этих единиц, то есть фактически создать субстанцию, которую затем использует для восстановления или замены нарушенного контура, и все эти действия он должен совершить на плане вторичного отражения, а следовательно, посредством ментальной силы и Крийяшакти.

Если какое-то инородное тело через все слои кожи вонзается в плоть и попадает в орган физического тела, то внешние контуры этого органа становятся изорванными, или изменяются, как бы незначительна ни была нанесенная таким образом рана. Ни хирургия, ни другие внешние средства не смогут воссоздать прежние очертания. Во всех случаях, когда надрезается кожа, нарушаются и искажаются соответствующие контуры ментального или астрального тела. Если последние могут быть приведены в изначальное состояние, то и соответствующий физический контур вновь приобретет свой прежний вид. Следовательно, Учитель должен воздействовать именно на соответственную часть ментального или астрального контура, чтобы полностью исцелить больной орган, так чтобы не осталось даже внешнего признака болезненного процесса. Способность совершить такое чудо обусловлена прежде всего развитием его силы воли, затем его знанием составных частей той субстанции, которую мы условились называть материей мысли, и, в-третьих, знанием высшей математики и геометрии. И это дает нам ключ к пониманию настоятельных указаний Учителей на важность этих наук.

ПОЧЕМУ РАСТОЧИТЕЛЬСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ЗЛОМ

НАСТАВЛЕНИЕ 193

Среди заповедей, данных Иеговой евреям, есть следующая: «Не убий». Обычно считают, что она относится лишь к убийству человека человеком, но о более далеко идущих последствиях отнятия жизни в других формах большинство людей на земле едва ли, а то и вовсе и не задумываются. Но тот факт, что каждая молекула материи есть сознательная жизнь на пути эволюции, заставляет задуматься над отнятием жизни даже у животного, растения и минерала. Однако, если эти существа приносятся в жертву, чтобы дать питание высшим формам жизни, то они получают импульс к дальнейшему росту в результате их близкого контакта и соединения с иными иерархиями меньших жизней, которые уже поднялись в другие царства природы, – тех жизней, что стали основной субстанцией крови и ткани в результате их вынужденной жертвы. Поскольку эти меньшие жизни приносятся в жертву по необходимости, для роста и развития человека, а также для меньших жизней, то карма такого действия изживается. Взаимозависимость обеих форм жизни устанавливается Божественным Законом. Но когда человек убивает и расточает такие жизни по своей небрежности и беспечности или же жестокости и эгоизму – каким бы путем они ни попали в его руки, – этим он совершает грех, который может быть приравнен к убийству.

Неудивительно, что на всех языках существует так много простых народных пословиц и поговорок о подобном расточительстве. И хотя весьма вероятно, что суровый урок за расточительство, полученный в какой-нибудь период жизни, дойдет до самого сердца расточителя с сокрушительной силой, сама душа вопиет, предостерегая каждого чувствительного человека, когда сталкивается с расточительством в любой форме; и, как правило, разум воздерживается от подобного деяния, разве только человек все еще не развит настолько, чтобы услышать этот голос, или слишком долго подавлял его и потому тот на него более не действует. Такой человек не способен осознать, что излишней тратой какого-то пищевого материала, который мог бы служить для поддержания жизни, он вынужден сам или же побуждает других за счет приобретения продуктов уничтожать бесчисленные малые жизни, которые могли бы спокойно расти. Таким образом он является ответственным за совершение преступления против Божественного Закона. Бесполезно оправдываться, что он не несет ответственности за отнятие тех жизней сверх необходимой меры и что эти продукты все равно лежали бы неиспользованными на рынке, если бы он их не купил, ибо это неправда.

Закон спроса и предложения позаботился бы обо всем, если бы человек жил в единстве с природой и позволял этому закону нормально функционировать. Но человек презрел все законы и сам создал поработившие его неестественные условия.

Единство жизни, взаимодействие и взаимозависимость всех существ находятся за пределами понимания человека среднего сознания. Когда кровь жизни, или жизненное вещество, освобождается при убийстве животных или при сборе зерна и других форм растительной жизни, а полученные таким образом пищевые продукты превращаются во вкусную пищу при помощи огня или других средств, то обычно считают, что жизнь животного или растения окончена. Но тот факт, что при этом высвободились элементальные жизни и различные их иерархии были соединены вместе огнем, вызывает и естественный результат – протест этих огненных жизней. Именно их воздействие на тело и ум человека приносит кармическое следствие в виде болезни или, быть может, служит орудием для поражения бедностью и нуждой, которые также являются следствием расточительства.

Вышеупомянутые законы применимы также к сознательному расточительству духовных и умственных сил, являющихся более концентрированной материей. Человек несет ответственность за уничтожение как высших, так и низших форм элементальной жизни. Сказано, что человек должен давать отчет за каждое праздное слово, так почему же он не должен отвечать и за любое другое расточительство?

Примите это наставление близко к сердцу, изучите его во всех отношениях и подумайте, насколько Мои выводы логичны и справедливы.

С ЗЕРНО ГОРЧИЧНОЕ

НАСТАВЛЕНИЕ 194

Одно из серьезнейших препятствий для понимания достижения цели в той форме, как это было указано одним из Посвященных Белой Ложи своим ученикам, кроется в их попытках усложнить и запутать этот вопрос, а также в нежелании поверить, что за той простой и естественной формой, в которой были даны эти указания, не скрывается какая-то неясная и трудная задача, требующая для своего разрешения божественной мудрости.

Ни одно утверждение, высказанное Иисусом из Назарета Его ученикам или толпе, не содержало более глубокой истины, и ни одно не было выражено в более простых словах, нежели то, которое гласит: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет». И все же это изречение породило целые тома самой разнообразной литературы. Оно применяется как основной принцип при любом лечении с помощью веры, и было бы очень хорошо, если бы оно было принято именно в том виде, в каком и дано, то есть как простое утверждение факта. Вера – это мощнейший двигатель, и, подобно другим двигателям, она требует определенной формы силы, вполне квалифицированного инженера и заданной цели, если с ее помощью хотят что-то исполнить. Но все-таки она нечто большее, нежели просто двигатель; это сверхчеловеческий инструмент, который развивается путем нарастания, согласно законам, управляющим ее планом существования.

Заметьте, Иисус сказал: «вера с горчичное зерно». И какую бы тайну этому утверждению ни приписывали, ключ содержится в этом с. Чтобы расти, горчичное семя сеется в землю, то есть в темноту, в холод, отдельно от других семян; оно должно лежать там до тех пор, пока естественные законы, управляющие ростом, а также влага, тепло и питательные соки матери-земли не заставят его прорасти, не раскроют его оболочку и не устремят в другой план существования – к свету, солнцу и воздуху.

И хотя обычный человек, убежденный в силе веры, искал бы совершенно развитое существо, чья способность к такому проявлению была бы феноменальной, все же одной этой простой веры в существование подобной силы было бы достаточно, чтобы совершать чудеса. Несмотря на тот факт, что сам верующий мог бы отрицать их возможность (что было бы правильно, ибо чудес не бывает), сама природа веры доказывает истину такого утверждения. Вера, с помощью которой человек совершает великие дела, должна расти и развиваться при обстоятельствах, в точности соответствующих росту горчичного семени. Она не является готовым орудием, которое в любой момент может использовать каждый. Вера есть «семя» в душе человека и должна развиваться при условиях, аналогичных условиям развития горчичного семени. И подобно семени, которое развивается в темноте, холоде и одиночестве жизни в земле, а растет при свете Центрального Солнца, вера превращается в подобие могучего двигателя, о котором Я упоминал. Но этот двигатель должен действовать согласно законам того плана, на котором он существует. Нуклеус семени горчицы не позволит этому семени стать дубом – из него может вырасти только горчица. Также и нуклеус веры не разовьет никакого иного атрибута: это всегда будет только вера, одно из тех мощнейших орудий, посредством которых Христы создают миры и людей и разрушают их как формы.

То, что обычный человек подразумевает под словом «вера», есть просто известная степень убежденности в могуществе Божественного Существа. А то, что под ним подразумевает продвинувшийся оккультист, есть вездесущая форма силы, или энергии, которую в определенном смысле можно соотнести с действием энергии электричества; это та форма энергии, или субстанции, что является одной из составных частей каждого атома или молекулы физической субстанции, а потому, подобно любой другой составной части материи, способна к росту, развитию, своему проявлению и, наконец, распаду и растворению. Вера, которую развил в себе Высокий Посвященный, близка и родственна энергии Воли.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ

НАСТАВЛЕНИЕ 195

Нормально развитый человек без особых затруднений определит общие черты, назначение и возможности законченного предмета, но по-настоящему сложной окажется для него задача определить общий вид и назначение предмета незавершенного, данного лишь в одном его разрезе, или частично, однако оккультисту часто приходится поступать именно так. Когда человек среднего сознания пытается сформулировать некую идею относительно физического плана, то, естественно, его ум обращается к видимым, объективным формам его собственного маленького мира. Ему не приходит в голову, что может существовать состояние материи, сама по себе целая Вселенная, как ниже, так и выше физического плана, и что именно там постоянно происходят все те изменения, что делают его мир таким, каким он представляется его чувствам. Эти промежуточные планы, или состояния материи, не есть то, к чему без особого разбора применяется термин «астральный»; они означают в точности то же самое, что подразумевается под словом «промежуточный». Именно в пределах этих планов и происходят все вибрационные действия, превращающие субстанцию одной формы в субстанцию другой. Эти изменения подчиняются определенным законам, относящимся только к этим планам, и полностью находятся под управлением Божественных Строителей Формы. Существует некоторое соответствие между полутонами и обертонами музыки и этими промежуточными планами, так же как и между Жизнью и Смертью, между Огнем и Пламенем, и т.д. Феномены промежуточных планов доступны психикам и ясновидцам при помощи психических чувств, но ни один из них не в состоянии сохранить сознание происходящих в них процессов изменения и превращения или управляющих ими законов после пробуждения к земным чувствам. Он может заметить почти мгновенную перемену в той или иной форме: например, как хорошо знакомое лицо изменяет свои черты; или как стена какого-либо здания разваливается и воссоздается в иных очертаниях; запутанные, как лабиринт, пути приводят куда-то или пересекают друг друга без видимой причины; целые города превращаются в иные, хотя такие перемены, казалось бы, не преследуют никакой полезной цели и в них нет особой нужды. Но если бы физическое или астральное зрение могло пронизать те планы, где зарождаются и совершаются эти изменения, и если бы человеческое эго могло руководить производящими их элементарными силами, то процесс изменения какого-либо нежелательного качества или черты в более приемлемую форму осуществлялся бы гораздо легче, нежели это возможно при помощи более медленных способов неуправляемой природы.

Та точка, где встречаются две или более линии, есть пересечение, и этот термин кажется наиболее пригодным по отношению к промежуточному плану.

Мысль о четвертом измерении пространства общепринята, но то, что может быть еще и пятое, шестое и седьмое измерение, как и тот факт, что эти измерения фактически являются пересечением определенных состояний, или планов, субстанции, где происходит эволюция человеческой души, понимается уже с трудом.

Четвертое измерение пространства, или, как его иногда называют, «внутренность» материи, и первый промежуточный план после физического тождественны. Непостоянство и изменчивость материи – факт общепризнанный; но тот факт, что существует определенная точка, или место, откуда дается импульс к изменению формы, то есть к переходу от одного состояния вибраций к другому, и где это изменение совершается, в систему общепринятого знания еще не входит. Изменения, проявляемые на физическом плане, происходят в клетках объективных форм и со временем выражаются в некоем изменении этой формы. Те же изменения, что имеют место в субстанции астральных и ментальных тел, сначала происходят в молекуле и атоме; но следует запомнить, что эти изменения зарождаются и совершаются на промежуточных планах, между планами полными, субстанция которых в гораздо большей степени устойчива.

Перемены, происходящие во внешних формах, физическому глазу кажутся зависящими до некоторой степени от времени, но на внутренних планах время не является важным фактором. Посвященные, Великие Учителя, совершают свои кажущиеся чудеса именно на планах промежуточных, и сознательно или бессознательно, но именно на этих же планах должно трудиться человеческое эго, чтобы изменить что-либо в своей природе. Если физический человек желает совершить такие изменения быстрее и разумнее, нежели это делается природой, он должен постараться отождествить свой низший разум с Высшим Разумом, чтобы обрести способность наблюдать действие законов, управляющих субстанцией на всех внутренних планах, ибо эти законы весьма разнятся от тех законов, что управляют материей более низких степеней вибрации.

Всякое качество, или черта характера, человека принимает определенную форму в индивидуальной ауре и подвержено переменам. Как сказано ранее, эти изменения могут совершаться и человеком, но для того, чтобы их осуществить, он должен иметь определенные познания о нюансах формы, о значении и величине кривой и угла, линии и квадрата, то есть о тех глубоких тайнах, которые может разрешить лишь высшее «Я». Это еще одна из причин, по которой человек должен прилагать все усилия к тому, чтобы добиться отождествления со своим высшим «Я».

Каждое сознательное усилие продвигает его еще на один шаг по направлению к цели, и шаг, приводящий к пониманию промежуточных планов, или планов пересечения, на которых совершается истинная работа по изменению формы, есть наиболее важный шаг.

 



[1] Е.П.Блаватская ушла из жизни в 1891 году. В то время, когда давалось это Наставление, многие из ее последователей были еще живы. {Примеч. ред.)

[2] Речь идет о теософском обществе, основанном в 1875 году в Нью-Йорке Е.П.Блаватской по непосредственному указанию Учителей Белой Ложи. Основные цели этой организации Учителя видели в установлении всемирного братства людей без различия расы и вероисповедания, а также в ознакомлении людей Запада с основами эзотерической философии Востока. (Примеч. ред.)

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик