Рихард
Рудзитис БРАТСТВО ГРААЛЯ ~~~~~~~~~~~~~~~ "Братство Грааля занимает
особое место в
творчестве Рихарда Рудзитиса. Это
труд, которому он посвятил более двадцати лет и который в полном смысле этого
слова сжигал его до последнего дня жизни,
так и оставшись незавершенным. По
дневникам писателя видно, что он жил этой темой изо дня в день - и в пекле Второй мировой войны,
и во время пятилетней ссылки в Сибири, и в конце жизни в Риге, когда болезнь шаг за
шагом снедала тело, но дух старался выразить
невыразимое. Это было миссией его жизни,
одним-единственным всепоглощающим
стремлением сказать Слово о Братстве. Работа над этой
книгой началась в
середине 30-х гг., когда духовные пастыри, оккультисты, так
называемые эзотерики и псевдотеософы всех мастей уже успели
настолько исказить некогда святые понятия, что у здравомыслящих людей
они вызывали лишь
аллергию и неприязнь.
Остановить поток грубых и приземленных
толкований - такова была цель Рихарда Рудзитиса, когда он
приступал к освещению
этого сокровенного вопроса. Удалась ли эта книга? Логический ум
может найти в ней немало пищи для
критики. Она не
выдержана в едином
стиле; временами стихия
сердечного чувства затмевает необдуманный ряд фактических обоснований. Но есть
одна вещь, которая
ставит эту книгу над всеми сочинениями такого рода:
это глубочайшая боль,
которая пронизывает каждое написанное слово,
- боль от
невозможности высказать
несказуемое. Величие Рихарда Рудзитиса в этой книге проявляется в его
способности выдержать эту боль
до конца, привести читателя к тому рубежу, за которым
"мысль изреченная есть
ложь", и не
поддаться соблазну переступить
его. Искренность автора вызывает глубокое сопереживание со стороны
читателя, отзывается в его душе
тончайшим трепетом, неизменно сопутствующим
каждому подлинному прикосновению
к этим надземным предметам. Такой подход имеет огромное значение
именно сегодня, когда вместе с духовной открытостью и атмосферой свободы в эти
предметы привносится так много безвкусицы
и вульгарности. Число
истолкователей духовных реалий растет день ото дня, но благородное с виду
желание некоторых из них как можно
скорее и подробнее публично поделиться всеми своими
познаниями в этой области - само по себе отнюдь не является признаком внутренней духовности,
которая единственная дает
право говорить о сокровенном. Этот
глубочайший пласт жизни
неохватен для экзальтированного
восторга, ослепленного внешним сиянием,
и не близок творчеству составителей пунктуальных
отчетов, "кто есть
кто" в духовных сферах,
ибо в духовном
мире степень истины обусловлена степенью чистоты
сердца. И с этой точки зрения труд
"Братство Грааля" полностью
подтвердил проницательность
Е.И.Рерих, так обратившейся к Рихарду
Рудзитису при начале этого труда: "Считаю,
что книга эта не только полезна, но именно необходима... Ваше чувство красоты и
присущая северным народам чистота
восприятия уловит тончайшие тона и
звучание Разума Света, окружающего
Обитель Всеобъемлющего Сердца. Вы
сумеете сочетать Торжественность и
Мощь с нежнейшими оттенками. Мы доверяем Вашему чутью, Вашему сердцу,
Вашему устремлению к Вершинам прекрасного". ПРОСЛАВЛЕНИЕ
ГРААЛЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА Какой душе, чуткой и музыкальной, не дарила мгновений
высочайших переживаний величественная
драма Вагнера "Парцифаль"? Кто,
слушая музыку сфер в сцене
Страстной пятницы, не
ощущал благоговейного трепета
в сокровенной глубине своего
сердца? В чьей душе появление и
воспламенение чаши Грааля не пробудило хоть на миг самые лучшие, самые
пламенные, самые неисполнимые мечты? Сердце в такие мгновения
чувствует: происходящее - это не просто
взлет фантазии поэта, здесь проявляются мощные основы какой-то великой
несказуемой реальности. Но где и что
есть эта реальность, об этом наш разум, увы, молчит. Трудно сказать, породила ли какая-нибудь другая легенда столько мыслей, переживаний и
толкований, как легенда о Святом Граале. О ней написаны буквально горы книг. Какие только теории не
создавались о происхождении
самого сказания, о понятии Грааля и о Братстве Грааля! Все это
свидетельствует о том, с какой верой и с
каким благоговейным переживанием
подлинной реальности воспринималась эта легенда. Прославление Грааля берет начало
в сумерках средневековья, в XII-XIII веках, когда начались
крестовые походы против "неверных" и Запад впервые
непосредственно соприкоснулся с Востоком.
Именно тогда расцвел Жар-цвет
чаяний всех идеалистов - Великая Красота,
что вскоре породило и противовес
- инквизицию, стремившуюся
заглушить каждый проблеск света в
человеческом сознании. Самым древним из дошедших до нас
воспроизведений легенды о Граале является
роман Кретьена де Труа на
французском языке; это сочинение
использовал Вольфрам фон Эшенбах
в своей величественной поэме
о Парцифале, а также многие
другие авторы. В Англии эта легенда слилась со сказаниями о короле Артуре и
рыцарях Круглого Стола. Трубадуры
и народная поэзия средневековья
также воспевают Грааль
как самое возвышенное и сокровенное
понятие. Так, например, Рейнмар фон
Цветтер называет чистую женщину молодым Граалем. Для поэта его возлюбленная Грааль сердца.
Деву Марию сравнивают с Граалем. Именем Грааля называют даже замки, празднества
и т.п. *1* Что же представляют собой
первичные элементы этой
легенды, то общее, что отражается
в произведениях поэтов о Граале? Где-то, по одному преданию - в
Испании или на юге
Франции, по другому - в стране
древних кельтов, Ирландии, по третьему -
далеко на Востоке, высится неприступная
гора, называемая Мунсальвеш, Монсальват - Mons Salvationis - Mont Segur - гора
спасения. На вершине этой горы находится
непреступный замок-твердыня,
обитель высшего Братства.
В дивном святом храме
оно оберегает и
хранит Чашу Грааля. Кругом непроходимые леса; вокруг замка
на тридцать миль
нет ни единого человеческого жилья. У подножия горы большое озеро или даже
море; по другой версии, вокруг горы протекает быстрая непреодолимая
река. Над потоком нависают скалы, преграждая путь наверх. В лесу во все стороны
от замка выставлена стража, которая никого
не пропустит безнаказанно. Даже самое отважное войско не в состоянии преодолеть
эти горные кручи. Согласно некоторым
легендам, замок Грааля
окружен дикой гористой высохшей пустыней,
словно заколдованной неплодородием. Но
подвиг искателя Грааля, сумевшего
найти путь в святой замок, и заданный им вопрос
о значении всего виденного совершают спасительное чудо: земля возрождается в свежей зелени, весело
журчат родники. В
это таинственное место,
в это Братство
могут попасть лишь чистые сердцем - те, кто проявил великую преданность
Высшему смирением своего сердца,
послушанием, самоотверженностью,
стремлением помогать слабым, сражаться
за добро, и
наконец, кто всю жизнь боролся во имя
защиты священного достоинства
Грааля. Одним словом,
те, кто совершенствовал высокие
добродетели на своем земном пути и
чей дух способен одолеть любые соблазны
этого мира. Грааль не терпит близости
нечестивого, так же как в Библии
сияние Божественного Огня
сжигает человека, еще не
достойного лицезреть его, ибо "кто Бога узрит, тот умрет". Потому стать рыцарем и хранителем Грааля
- великая честь
и наивысшее достижение, доступное
человеку здесь, на земле; это превыше всего,
что только может человек желать.
Вот почему немало людей
в Средние века и, можно сказать,
во все времена *2* устремлялись к этой цели всех целей, к этому
таинственному месту на
земле, вместе с Парцифалем Вольфрама давая обет неустанной
борьбы: "Ich will von keiner Freude wissen Muss ich des
Grales Anblick missen... Es sei mein einz'ges Streben, Fortan mein
ganzes Leben". *3* Все же лишь редчайшие избранники удостаивались
осуществления этой самой заветной мечты
своей жизни. Ибо тайна замка Грааля в
том, что ищущий не найдет его; лишь
тот, кто позван
самим Граалем, может попасть в это священное место. Ибо кто же может знать о себе, что он уже достиг совершенства
и готов для высокой миссии хранителя Грааля
высокого духа, чье сердце
чисто и чья
жизнь освящена истинным подвигом? Потому-то, согласно одной
французской легенде, замок Грааля для простых смертных остается невидим. Что же представляет
собою этот чудесный
святой замок? В старофранцузском романе в прозе
"Перлесво" этот волшебный замок назван Эдемом, или замком
радости, или дворцом душ. Пламя озарения Св.Духа нисходит
ежедневно на замок Грааля. Как на Западе, так и на Востоке распространено
убеждение, что над общинами святых сияет
аура, свет духовной энергии, в
особых случаях видимый
и физическим глазом. Например, в жизнеописании Св.Франциска Ассизского читаем, что во время его молитвы так
сиял монастырь, что путники
вставали, думая, что уже заря. В произведениях о Титуреле Вольфрама
фон Эшенбаха и Альбрехта фон Шарфенберга перед нами предстает само здание
святилища, величественное и фантастичное,
источник благословления для всего мира. Отсюда святое семя сеется по
всему человечеству. Некоторые
авторы упоминают святилище
Грааля в связи с храмом Соломона, в
котором также хранились священные драгоценности и который
средневековое сознание представляло
себе в самых волшебных красках. И все же точного представления о
самом Братстве Грааля поэты нам не
дали. Быть может, потому, что в самой сущности Братства многое
им казалось сверхмогущественным,
сверхчеловеческим и непостижимым
для человеческого ума. Мы можем
лишь догадываться, что
речь идет о каком-то высшем эзотерическом обществе, устав
которого, по мнению Вольфрама, имеет определенную
связь с существовавшим в то время Орденом тамплиеров, также
имевшем свое тайное
учение и строгий духовный устав и который впоследствии был
разгромлен инквизицией. По поэме Вольфрама можно
судить, что Братство Грааля в сущности своей - религиозный союз, в корне отличающийся от католической церкви
того времени, хотя автор
и наделил его
некоторыми христианскими
элементами. Это, можно сказать, община
избранных - вне римско-католической
иерархии, без класса духовенства и не
подчиненная папе, без чего в те
времена никакая церковная
организация была немыслима. Члены Братства вступали
в прямое общение с Высшей Волей через откровения Чаши
Грааля, без посредничества церкви.
Каждого, кто читал поэмы о Граале, также
поражает дух великой
терпимости, совершенно чуждый
католицизму, особенно по
отношению к восточным
религиям, магометанству, что кажется непонятным в эпоху крестовых
походов против "неверующего" Востока.
Поэт допускает, что
герой-христианин может служить
"язычнику", что неверующего приглашают ко двору короля Артура, и
т.д. Религия Братства кажется
дружественной всем религиям
- как некое синтетическое
эзотерическое учение, гнозис, нечто похожее на то основанное на любви высшее тайное знание,
которому Христос учил своих учеников. Это учение, возможно
известное Вольфраму и
некоторым другим авторам, нельзя
было разглашать открыто, не вызывая ярости недремлющей инквизиции. Поэтому
понятно, что в преданиях Грааля - излюбленной теме поэтов, столь популярной и в
народе, - ортодоксальные круги совершенно умалчивают. Ни
один из многочисленных церковных
писателей средневековья даже не упоминает имя Грааля. Странно: церковь
полностью игнорирует это самое сокровенное понятие на Земле,
в то время
как лучшие представители народа
боготворят его, поэты преклоняются перед
ним. Не
только для поэтов
средневековья, но и для еретиков, отверженных и
преследуемых Грааль становится
святым идеалом. Для неисчислимого
множества тех, чьи души озарил свет нового познания, кто во имя Христа вступал
на ковер, кого гноили в застенках
инквизиции, для ни Грааль
был чистым учением Христа, а
мощь Грааля -
жертвой Христа на благо человечества. Все же по существу ни один поэт не
раскрыл тайны самого понятия Грааля, даны
лишь намеки. Многоразличны представления о самой Чаше
Грааля. Во французском романе Роберта де
Борона читаем, что
это чаша, сделанная из цельного куска изумруда, из
которой Христос вместе с учениками
приняли св.причастие и
в которую впоследствии
Иосиф Аримафейский
собрал кровь на Кресте Распятого. Заключенному Иосифу ее принес сам
Христос, явившийся ему в ослепительном
сиянии: свет Грааля озарил все помещение
тюрьмы. На протяжении
долгих лет Грааль поддерживал Иосифа живым без пищи,
пока его, считавшегося уже умершим, не обнаружили живым, в неземном озарении -
и не освободили из темницы. Грааль служил Иосифу чашей испытания, ею он
испытывал членов своей общины:
Грааль отделял нечестивых от
чистых сердцем. Праведники,
созерцая чашу, ощущали теплоту в сердце и радость. Для Кретьена де
Труа Грааль - это украшенный
драгоценными каменьями золотой сосуд, в котором находится облатка; своим
сиянием он затмевает свет бесчисленных свечей в дворцовом зале, так же как
солнце превосходит сияние звезд. У Вольфрама и
других авторов Грааль никак не связан с реликвией христиан, которая,
по-видимому, с первоначальной
легендой о Граале стала ассоциироваться
позже. Для Вольфрама
это - камень из рая или же "Lapsit exillis", искаженное "Lapis ex illis"
(очевидно, ex coelis) "небесный
камень" или "камень
света", который был принесен на
землю сонмом ангелов и который является
в таком сиянии,
перед которым "меркнет весь
блеск земной". Вольфрам
пишет, что Флегетан прочел имя Грааля в
звездах. Значит, это
может быть нечто
вроде метеорита, который явился с других, возможно,
более высоких миров, насыщенный
высшей энергией. О таком камне много говорится и в восточных легендах, и к
этому мы еще вернемся. Согласно поэме
"Война певцов", - Грааль драгоценный
камень, выпавший из короны
Люцифера, которую Архангел Михаил сорвал в борьбе с головы
взбунтовавшегося ангела, и упавший на
землю. Еще по одной версии, Грааль - это яспис, камень,
с помощью которого сгорает
и возрождается из пепла птица
Феникс, этот символ вечного обновления и
возрождения. У Кретьена де Труа Грааль парит в
воздухе, незримо поддерживаемый ангелами, и силою своей святости
доставляет первому королю
Грааля Титурелю все необходимое для постройки его замка и храма. Также и у Вольфрама чаша Грааля
снабжает своего хранителя всем, о чем
ее просят, и
удовлетворяет его повседневные потребности даже в еде. Чаша эта
волшебная. Созерцая ее, человек омолаживается и обретает вечную юность.
Вблизи нее исчезают
болезни
и смерть теряет сове
могущество. Первый король
Грааля Титурель достигает
500-летнего возраста,
сохраняя при этом молодость. Смертельно раненный Анфортас также не может
умереть, пока ему
возносят Грааль. По
одной из древнейших легенд,
чудотворная сила Грааля
выражается в том, что чистые
сердца он наполняет святостью, т.е.
духовной энергией. Для неверующих и
грешных он незрим
- лишь чистые сердцем, избранные достойны
лицезреть его. Они-то и видят иногда
появляющиеся на нем письмена, возвещающие Волю Божью. Лишь
редчайшие люди, просветленные и исполненные высшего духа, удостаиваются высочайшей чести прикоснуться к
Граалю, держать его в руках, носить его. Но наиболее полно и ярко в легендах
о Граале характеризуется сам король
Грааля. Он хранитель
тайны Грааля, возвещающий Высшую
Волю; царство его простирается далеко
над окружающими землями.
Таким образом, его духовная власть
распространяется и над
светскими правителями и над государствами. По одной версии, его царство
- не только вся наша планета: оно
достигает и сфер дальних звезд, охватывая дальние миры в их непрестанном
круговращении, ибо владычество
его простирается над всеми творениями
божьими. И "все-таки король не является владыкой над самим
Граалем, он лишь глава общины
Грааля и хранитель его
указов". *4* Так в народных легендах и в
литературе средневековья в чудесных и одновременно трогательно-реальных, живых
чертах складывается образ Святого Грааля и его Хранителей. Возможно ли, что все это - лишь игра
воображения, художественный вымысел? Не отражается ли в чаяниях поэтов об
Общине Грааля поистине действительность? Разве чаша Грааля
как наиреальнейшая реальность не воспламеняла восторгом тысячи
сердец? И разве Замок Святого Грааля не представлял для нас всегда
землей обетованной -
местом претворения всех наших самых сокровенных идеалов? *1* - W.Hertz. Die Sage von
Parzifal und dem Gral. B., 1882, c.50-51. *2* - В старофранцузском романе "Искание
Святого Грааля" ("La Queste del
Saint Graal") даже
рыцари двора короля
Артура все отправляются искать
Грааль. *3* - "Мне не нужно никакой
радости, Пока я не увижу
Грааль... Это будет
единственным стремлением Всей моей
жизни". *4* - San-Marte.
Parzival Studien. Zweites
Heft. Halle, 1861, c.239. ГОРЫ -
ОБИТЕЛЬ БОГОВ Нельзя отрицать, что в основе каждой народной легенды, прямо
или косвенно, лежит реальность, бывшая некогда несомненной. Не зря один из
виднейших историков А.Тьери сказал: "Легенда
- это
живое предание, почти всегда более правдивое, нежели то,
что мы называем историей". *1* Легенда - это
покрытая патиной времени,
кристаллизованная в символах и
образно расцвеченная память
народа о своем
особом, героическом прошлом и о давних свершениях; и особенно о тех Великих Духах, которые жили среди людей и силою подвига
строили жизнь свою и жизнь своего
народа. В легендах
и преданиях народ раскрывает свою возвышенную и
бессмертную сущность, повествуя
о своих вождях
и духовных учителях, которые
в сознании его пребывали в таком
сиянии духа, что со временем
преобразились в сынов божьих и даже в самих богов.
Ибо то, что рассказывается в народных преданиях о сынах божьих и о
богах, несомненно
связано с понятием великих подвижников
духа, давших духовное направление жизни народа, водителей, обретших в дымке прошедших
столетий даже надземный ореол. Таким
образом, легенды - не просто воспоминания,
но и кристаллизация лучших мечтаний и чаяний народов. Ибо каждый способный к эволюции народ верит в
миссию героев. Он верит, что подвижники духа вели
и впредь будут вести его к высшей ступени будущего. Но если легенда
о Граале Является известным
отражением действительности, имевшей общечеловеческое, планетарное значение, ели Братство Грааля действительно
существовало и мело
первостепенное значение для
блага всего земного
человечества, то возникает вопрос:
почему же легенды или предания о Граале сохранились лишь у
некоторых народов Европы, а другим как будто неведомы, в то время как они
должны бы быть наследием всех народов? Внимательно изучая народные
традиции, мы у
каждого народа обнаружим
предания-легенды, в которых прямо
или косвенно отразилось сказание о Граале. Прежде всего, легенда
Грааля неоспоримо связана
с часто упоминаемыми
в народных преданиях святыми
местами, где обитали боги, сыны богов
или же герои. У каждого народа имелись
предания и легенды
о горах богов, овеянных самыми сокровенными народными
чаяниями; к ним обращался он со всею верою своей души
и с надеждой на будущее. Согласно этим легендам, вершители народных
судеб редко обитали на равнине. В основном они пребывали на
высоких неприступных горах,
величественностью своею издавна поражавших и восхищавших народное сознание. Кроме того, здесь они были как бы вне земных
превратностей и уз пространства и времени. Такие горы у народов считались святыми, на них
воздвигались храмы и
жертвенники. Также правители и
пророки нередко поднимались
туда, наверх, перед важными
решениями. И так
же как Бог и
боги были средоточием духовной жизни каждого человека, так
и эти горы
богов считались центром мира. Мы
знаем, что у древних греков обителью богов был Олимп. Согласно греческим мифам, Гея-Кибела на горе
богов вращает ось мира. Для индусов местом пребывания богов являлись высоты
Гималаев - Кайлас или, как именует
его Махабхарата, легендарная
Меру. На мифической горе Меру обитали святые. Чем духовно-светозарнее было их
сознание, тем выше им отводились
обители; на самой вершине, на небе богов, пребывал Индра с тридцатью
тремя богами Вед, стоящими на страже человечества. Ни одна грешная мысль смертных не может
достичь этих вершин, всегда окутанных облаками. У евреев таким священными местами были Синай
и средоточие религиозных устремлений - гора Сион. У японцев такой святой горой
была Фудзияма, у древних персов -
Эльбрус, и т.д. Даже в центре
древнейшего острова Атлантиды, согласно
повествованию Платона,
высилась святая гора, увенчанная храмом. В Англии некогда славились горы кельтского
героя, короля Грааля - Артура. По
древней легенде, в недрах одной из этих гор заснули рыцари Артура, чтобы
вновь пробудиться в новом веке. Также и у литовцев есть
предание, напоминающее легенду о Граале.
Где-то на Востоке высится гора блаженства Анафиель, самая высокая
на земле; на ней появится
всемогущий бог, величайший среди богов,
чтобы судить людей за их добрые и злые дела.
У латышей таким местом богов была
Синяя гора, состоящая из нескольких гор богов. Когда воды еще покрывали всю землю - гласит
древнее предание, -
боги избрали эти горы,
возвышавшиеся над всем
окрест, местом своего
пребывания. В Латвии еще и теперь встречается
много гор Солнца,
тоже, по всей видимости, имевших какую-то связь с обителью богов и
загробным миром. Все это служит свидетельством духовного устремления древних
народов к горам - символу духовного
совершенствования человека. Наконец, упомянем, что
горы во всех
религиях были местом духовного преображения людей: на горе Фавор преобразился Христос, на горах герои греков приобщались к
божественности. Некоторые апологеты раннего
христианства, так же как и сочинители песен,
связывали с горами и земной
рай, который, согласно
Библии, находится в долине меж трех рек. Так, отец церкви Ефрем Сирин
созерцал на райской горе женщин и
мужчин, облаченных в лучезарные одеяния. Средневековые поэты
воспевали виды сада
Эдема, который сокрыт на склоне
неприступных гор. Вспомним и арийскую
гору Данте, уступами уходящую вверх. Австрийский поэт
Генрих из Мелька и ряд других авторов изображают земной рай среди высоких гор. Вообще древнее, и
особенно восточное религиозное
воображение неизменно
представляло себе арийское
состояние людей, страну блаженства, средь панорамы гор. Так,
неисчислимые народные сказания повествуют, что где-то, по большей части на Востоке, на
краю света, в недоступном для людей
месте - на
острове в океане, или посреди пустыни, или, чаще всего, на
вершинах высоких гор - находятся желанный земной рай.
Там небо сходится
с землей, там царит вечная весна
и непреходящая молодость, там вода
бела как молоко,
там храмы из кристаллов
и драгоценных каменьев, там священный родник бессмертия, там люди не
знают чувственных страстей и физических страданий, там община святых
и мудрецов. Там
вся природа объединена в
дружеском согласии. Такими преданиями о
существовании общины святых
и обители блаженства на
земле изобилуют верования народов Востока, в особенности индийцев и китайцев.
*2* Разумеется,
трудно указать границу, где в
народных верованиях отразились
заимствования из Священного писания о земном рае или просто о загробном
мире, а где воплотились чаяния сердца и
представления об общине или братстве
высших существ, неизменно связанных с горами. Одно ясно: составителей легенд
часто вдохновляла сердечная убежденность или знание, что
такая страна блаженных
или обитель святых существует
где-то на земле и поныне. *1* - (A.Tierre). Ravue de deux mondes. 1865. *2* -
См. подробнее А.Н.Веселовский. Из истории романа и повести. - 2Сб.отделения
русского яз. и словесности Имп.Академии наук".
Т.40, N2, Спб., 1866, с.265-303;
G.Rozenkrantz. Der Heilige
in den chinensischen Klassiern.
1935, с.73-78. <Оглавление> <далее> |
на главную |
|
|