Рихард Рудзитис

 

БРАТСТВО ГРААЛЯ

~~~~~~~~~~~~~~~

            "Братство Грааля  занимает  особое  место  в  творчестве  Рихарда Рудзитиса. Это труд, которому он посвятил более двадцати лет и который в полном смысле этого слова сжигал его до последнего дня жизни,  так и оставшись незавершенным.  По дневникам писателя видно, что он жил этой темой изо дня в день - и в пекле Второй  мировой  войны,  и  во  время пятилетней ссылки в Сибири,  и в конце жизни в Риге, когда болезнь шаг за шагом снедала тело,  но дух старался выразить невыразимое. Это было миссией  его  жизни,  одним-единственным  всепоглощающим стремлением ­сказать Слово о Братстве.

            Работа над  этой  книгой  началась  в  середине  30-х гг.,  когда духовные пастыри,   оккультисты,   так    называемые    эзотерики    и псевдотеософы всех мастей уже успели настолько исказить некогда святые понятия, что у здравомыслящих  людей  они  вызывали  лишь  аллергию  и неприязнь. Остановить  поток грубых и приземленных толкований - такова была цель Рихарда Рудзитиса,  когда он  приступал  к  освещению  этого сокровенного вопроса.

            Удалась ли эта книга? Логический ум может найти в ней немало пищи для  критики.  Она  не  выдержана  в  едином  стиле;  временами стихия сердечного чувства затмевает необдуманный ряд фактических обоснований. Но  есть  одна  вещь,  которая  ставит эту книгу над всеми сочинениями такого  рода:  это  глубочайшая  боль,  которая   пронизывает   каждое написанное  слово,  -  боль  от  невозможности  высказать несказуемое. Величие Рихарда Рудзитиса в этой книге проявляется в  его  способности выдержать  эту  боль  до  конца,  привести читателя к тому рубежу,  за которым  "мысль  изреченная  есть  ложь",  и  не  поддаться   соблазну переступить его. Искренность автора вызывает глубокое сопереживание со стороны читателя,  отзывается в его душе тончайшим трепетом, неизменно сопутствующим   каждому  подлинному  прикосновению  к  этим  надземным предметам.

            Такой подход имеет огромное значение именно сегодня, когда вместе с духовной открытостью и атмосферой свободы в эти предметы привносится так  много  безвкусицы  и вульгарности.  Число истолкователей духовных реалий растет день ото дня, но благородное с виду желание некоторых из них  как  можно  скорее  и  подробнее публично поделиться всеми своими познаниями в этой области - само по себе отнюдь не является  признаком внутренней  духовности,  которая  единственная  дает  право говорить о сокровенном.   Этот   глубочайший   пласт    жизни    неохватен    для экзальтированного восторга,  ослепленного внешним сиянием, и не близок творчеству  составителей  пунктуальных  отчетов,  "кто  есть  кто"   в духовных  сферах,  ибо  в  духовном  мире  степень  истины обусловлена степенью чистоты сердца.  И с этой точки зрения труд "Братство Грааля" полностью  подтвердил  проницательность Е.И.Рерих,  так обратившейся к Рихарду Рудзитису при начале этого труда:

            "Считаю, что книга эта не только полезна, но именно необходима... Ваше чувство красоты и присущая северным  народам  чистота  восприятия уловит  тончайшие  тона  и звучание Разума Света,  окружающего Обитель Всеобъемлющего Сердца.  Вы сумеете сочетать Торжественность и  Мощь  с нежнейшими оттенками.  Мы доверяем Вашему чутью, Вашему сердцу, Вашему устремлению к Вершинам прекрасного".

            ПРОСЛАВЛЕНИЕ ГРААЛЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

            Какой душе,  чуткой и музыкальной, не дарила мгновений высочайших переживаний величественная  драма  Вагнера  "Парцифаль"?  Кто,  слушая музыку сфер  в  сцене  Страстной  пятницы,  не  ощущал  благоговейного трепета в  сокровенной глубине своего сердца?  В чьей душе появление и воспламенение чаши Грааля не пробудило хоть на миг самые лучшие, самые пламенные, самые неисполнимые мечты?

            Сердце в такие мгновения чувствует:  происходящее - это не просто взлет фантазии поэта, здесь проявляются мощные основы какой-то великой несказуемой реальности.  Но где и что есть эта реальность, об этом наш разум, увы, молчит.

            Трудно сказать,  породила ли какая-нибудь другая легенда  столько мыслей, переживаний и толкований,  как легенда о Святом Граале.  О ней написаны буквально горы книг.  Какие только теории  не  создавались  о происхождении самого  сказания,  о понятии Грааля и о Братстве Грааля! Все это свидетельствует о том,  с какой верой и с каким  благоговейным переживанием подлинной реальности воспринималась эта легенда.

Прославление Грааля берет  начало  в  сумерках  средневековья,  в

XII-XIII веках,  когда  начались  крестовые походы против "неверных" и Запад впервые непосредственно соприкоснулся с Востоком.  Именно  тогда расцвел Жар-цвет чаяний всех идеалистов - Великая Красота,  что вскоре породило и противовес  -  инквизицию,  стремившуюся  заглушить  каждый проблеск света в человеческом сознании.

            Самым древним из дошедших до нас воспроизведений легенды о Граале является  роман  Кретьена де Труа на французском языке;  это сочинение использовал Вольфрам  фон  Эшенбах  в  своей  величественной  поэме  о Парцифале,  а также многие другие авторы. В Англии эта легенда слилась со сказаниями о короле Артуре и рыцарях Круглого  Стола.  Трубадуры  и народная   поэзия  средневековья  также  воспевают  Грааль  как  самое возвышенное и сокровенное понятие.  Так, например, Рейнмар фон Цветтер называет чистую женщину молодым Граалем.  Для поэта его возлюбленная ­Грааль сердца. Деву Марию сравнивают с Граалем. Именем Грааля называют даже замки, празднества и т.п. *1*

            Что же представляют собой первичные  элементы  этой  легенды,  то общее, что отражается в произведениях поэтов о Граале?

            Где-то, по одному преданию - в Испании или  на  юге  Франции,  по другому - в стране древних кельтов,  Ирландии, по третьему - далеко на Востоке,  высится неприступная гора, называемая Мунсальвеш, Монсальват - Mons Salvationis - Mont Segur - гора спасения.  На вершине этой горы находится непреступный замок-твердыня,  обитель  высшего  Братства.  В дивном  святом  храме  оно  оберегает  и  хранит  Чашу Грааля.  Кругом непроходимые леса;  вокруг замка  на  тридцать  миль  нет  ни  единого человеческого жилья.  У подножия горы большое озеро или даже море;  по другой версии,  вокруг горы протекает быстрая непреодолимая река.  Над потоком нависают скалы,  преграждая путь наверх. В лесу во все стороны от замка выставлена стража,  которая никого не пропустит безнаказанно. Даже самое отважное войско не в состоянии преодолеть эти горные кручи. Согласно некоторым  легендам,  замок  Грааля  окружен  дикой  гористой высохшей  пустыней,  словно  заколдованной  неплодородием.  Но  подвиг искателя Грааля,  сумевшего найти путь в святой замок,  и заданный  им вопрос  о значении всего виденного совершают спасительное чудо:  земля возрождается в свежей зелени, весело журчат родники.

            В это  таинственное  место,  в  это  Братство  могут попасть лишь чистые сердцем - те, кто проявил великую преданность Высшему смирением своего сердца,  послушанием,  самоотверженностью, стремлением помогать слабым,  сражаться за добро,  и наконец,  кто всю жизнь боролся во имя защиты   священного   достоинства   Грааля.   Одним  словом,  те,  кто совершенствовал высокие добродетели на своем земном  пути  и  чей  дух способен одолеть любые соблазны этого мира.  Грааль не терпит близости нечестивого,  так же как в Библии сияние  Божественного  Огня  сжигает человека,  еще не достойного лицезреть его,  ибо "кто Бога узрит,  тот умрет".  Потому стать рыцарем и хранителем Грааля -  великая  честь  и наивысшее достижение,  доступное человеку здесь, на земле; это превыше всего,  что только может человек желать.  Вот почему  немало  людей  в Средние века и,  можно сказать, во все времена *2* устремлялись к этой цели всех целей,  к этому  таинственному  месту  на  земле,  вместе  с Парцифалем Вольфрама давая обет неустанной борьбы:

            "Ich will von keiner Freude wissen

Muss ich des Grales Anblick missen... Es sei mein einz'ges Streben,

            Fortan mein ganzes Leben". *3*

            Все же лишь редчайшие избранники удостаивались осуществления этой самой заветной  мечты своей жизни.  Ибо тайна замка Грааля в том,  что ищущий не найдет его;  лишь  тот,  кто  позван  самим  Граалем,  может попасть в это священное место.  Ибо кто же может знать о себе,  что он

уже достиг совершенства и готов для высокой миссии хранителя Грааля  ­высокого духа,   чье  сердце  чисто  и  чья  жизнь  освящена  истинным подвигом? Потому-то, согласно одной французской легенде, замок Грааля для простых смертных остается невидим.

            Что же  представляет  собою  этот  чудесный   святой   замок?   В старофранцузском романе в прозе "Перлесво" этот волшебный замок назван Эдемом, или замком радости,  или дворцом душ.  Пламя озарения  Свуха нисходит ежедневно  на замок Грааля.  Как на Западе,  так и на Востоке распространено убеждение,  что над общинами святых  сияет  аура,  свет духовной энергии,  в  особых  случаях  видимый  и  физическим  глазом. Например, в жизнеописании Свранциска Ассизского читаем, что во время его молитвы так сиял монастырь,  что путники вставали,  думая, что уже заря.

            В произведениях о Титуреле Вольфрама фон Эшенбаха и Альбрехта фон Шарфенберга перед нами предстает само здание святилища, величественное и фантастичное,  источник благословления для всего мира. Отсюда святое семя сеется  по  всему  человечеству.   Некоторые   авторы   упоминают святилище Грааля в связи с храмом Соломона,  в котором также хранились священные драгоценности и который средневековое сознание  представляло себе в самых волшебных красках.

            И все же точного представления о самом Братстве Грааля поэты  нам не дали.  Быть может,  потому, что в самой сущности Братства многое им казалось сверхмогущественным,  сверхчеловеческим  и  непостижимым  для человеческого ума.  Мы  можем  лишь  догадываться,  что  речь  идет  о каком-то высшем эзотерическом  обществе,  устав  которого,  по  мнению Вольфрама, имеет  определенную  связь  с  существовавшим  в  то  время Орденом тамплиеров,  также  имевшем  свое  тайное  учение  и строгий

духовный устав и который впоследствии был разгромлен инквизицией.

            По поэме Вольфрама можно судить,  что Братство Грааля в  сущности своей - религиозный союз,  в корне отличающийся от католической церкви того времени,  хотя  автор  и  наделил  его  некоторыми  христианскими элементами.    Это,    можно сказать,   община   избранных -   вне римско-католической иерархии,  без класса духовенства и не подчиненная папе,  без  чего  в  те  времена  никакая  церковная  организация была немыслима.

            Члены Братства  вступали  в  прямое  общение с Высшей Волей через откровения Чаши Грааля,  без посредничества церкви. Каждого, кто читал поэмы о  Граале,  также  поражает  дух великой терпимости,  совершенно чуждый католицизму,  особенно  по  отношению  к  восточным   религиям, магометанству, что кажется непонятным в эпоху крестовых походов против "неверующего" Востока.  Поэт  допускает,  что  герой-христианин  может служить "язычнику", что неверующего приглашают ко двору короля Артура, и т.д.  Религия Братства кажется дружественной  всем  религиям  -  как некое синтетическое эзотерическое учение, гнозис, нечто похожее на то основанное на любви высшее тайное знание,  которому Христос учил своих учеников.

            Это учение,  возможно  известное  Вольфраму  и  некоторым  другим авторам, нельзя было разглашать открыто, не вызывая ярости недремлющей инквизиции. Поэтому понятно, что в преданиях Грааля - излюбленной теме поэтов, столь популярной и в народе, - ортодоксальные круги совершенно умалчивают.   Ни   один   из многочисленных   церковных    писателей средневековья даже не упоминает имя Грааля. Странно: церковь полностью игнорирует это самое сокровенное понятие на  Земле,  в  то  время  как лучшие  представители народа боготворят его,  поэты преклоняются перед ним.  Не  только  для  поэтов  средневековья,  но  и   для   еретиков, отверженных  и  преследуемых  Грааль  становится  святым идеалом.  Для неисчислимого множества тех, чьи души озарил свет нового познания, кто во имя Христа вступал на ковер,  кого гноили в застенках инквизиции, ­для ни Грааль был чистым учением  Христа,  а  мощь  Грааля  -  жертвой Христа на благо человечества.

            Все же по существу ни один поэт не раскрыл тайны  самого  понятия Грааля,  даны  лишь  намеки.  Многоразличны представления о самой Чаше Грааля.  Во французском романе Роберта де Борона  читаем,  что  это  ­чаша,  сделанная из цельного куска изумруда, из которой Христос вместе с учениками  приняли  св.причастие  и  в  которую  впоследствии  Иосиф

Аримафейский собрал кровь на Кресте Распятого.  Заключенному Иосифу ее принес сам Христос,  явившийся ему в ослепительном сиянии: свет Грааля озарил   все   помещение  тюрьмы.  На  протяжении  долгих  лет  Грааль поддерживал Иосифа живым без пищи, пока его, считавшегося уже умершим, не обнаружили живым, в неземном озарении - и не освободили из темницы. Грааль служил Иосифу чашей испытания,  ею он  испытывал  членов  своей общины:  Грааль  отделял  нечестивых  от  чистых сердцем.  Праведники, созерцая чашу, ощущали теплоту в сердце и радость.

            Для Кретьена   де  Труа  Грааль  -  это  украшенный  драгоценными каменьями золотой сосуд, в котором находится облатка; своим сиянием он затмевает свет бесчисленных свечей в дворцовом зале, так же как солнце превосходит сияние звезд.

            У Вольфрама  и  других авторов Грааль никак не связан с реликвией христиан,  которая,  по-видимому,  с первоначальной легендой о  Граале стала ассоциироваться позже.  Для Вольфрама это - камень из рая или же "Lapsit exillis",  искаженное "Lapis ex illis" (очевидно, ex coelis) ­"небесный  камень"  или "камень света",  который был принесен на землю сонмом ангелов и  который  является  в  таком  сиянии,  перед  которым "меркнет весь блеск земной".  Вольфрам пишет,  что Флегетан прочел имя Грааля в звездах.  Значит,  это  может  быть  нечто  вроде  метеорита, который  явился с других,  возможно,  более высоких миров,  насыщенный высшей энергией. О таком камне много говорится и в восточных легендах, и к этому мы еще вернемся.  Согласно поэме "Война певцов",  - Грааль ­драгоценный камень,  выпавший из  короны  Люцифера,  которую  Архангел Михаил сорвал в борьбе с головы взбунтовавшегося ангела,  и упавший на землю.  Еще по одной версии,  Грааль - это яспис,  камень,  с  помощью которого  сгорает  и  возрождается из пепла птица Феникс,  этот символ вечного обновления и возрождения.

            У Кретьена де Труа Грааль парит в воздухе, незримо поддерживаемый ангелами, и силою своей  святости  доставляет  первому  королю  Грааля Титурелю все необходимое для постройки его замка и храма.

            Также и у Вольфрама чаша Грааля снабжает своего хранителя всем, о чем  ее  просят,  и  удовлетворяет его повседневные потребности даже в еде. Чаша эта волшебная. Созерцая ее, человек омолаживается и обретает вечную  юность.  Вблизи  нее  исчезают  болезни  и  смерть теряет сове могущество.  Первый  король  Грааля  Титурель  достигает   500-летнего возраста,  сохраняя  при этом молодость.  Смертельно раненный Анфортас также не  может  умереть,  пока  ему  возносят  Грааль.  По  одной  из древнейших  легенд,  чудотворная  сила  Грааля  выражается в том,  что чистые сердца он наполняет  святостью,  т.е.  духовной  энергией.  Для неверующих  и  грешных  он  незрим  -  лишь чистые сердцем,  избранные достойны лицезреть его.  Они-то и видят  иногда  появляющиеся  на  нем письмена, возвещающие Волю Божью. Лишь редчайшие люди, просветленные и исполненные высшего духа,  удостаиваются высочайшей чести прикоснуться к Граалю, держать его в руках, носить его.

            Но наиболее полно и ярко в легендах о Граале характеризуется  сам король Грааля.  Он  хранитель  тайны Грааля,  возвещающий Высшую Волю; царство его  простирается  далеко  над  окружающими   землями.   Таким образом, его   духовная   власть   распространяется  и  над  светскими правителями и над государствами.  По одной версии,  его царство  -  не только вся наша планета: оно достигает и сфер дальних звезд, охватывая дальние миры в их  непрестанном  круговращении,  ибо  владычество  его простирается над  всеми  творениями  божьими.  И  "все-таки  король не является владыкой над самим Граалем,  он лишь глава  общины  Грааля  и хранитель его указов". *4*

            Так в народных легендах и в литературе средневековья в чудесных и одновременно трогательно-реальных,  живых  чертах  складывается  образ Святого Грааля и его Хранителей.  Возможно ли, что все это - лишь игра воображения, художественный вымысел? Не отражается ли в чаяниях поэтов об Общине Грааля поистине действительность?

            Разве чаша  Грааля  как наиреальнейшая реальность не воспламеняла восторгом тысячи сердец?  И разве Замок Святого Грааля не  представлял для нас  всегда  землей  обетованной  -  местом претворения всех наших самых сокровенных идеалов?

            *1* - W.Hertz.  Die Sage von Parzifal und  dem  Gral.  B.,  1882,

c.50-51.

            *2* - В старофранцузском романе  "Искание  Святого  Грааля"  ("La Queste   del  Saint  Graal")  даже  рыцари  двора  короля  Артура  все отправляются искать Грааль.

            *3* - "Мне не нужно никакой радости,

                             Пока я не увижу Грааль...

                             Это будет единственным стремлением

                             Всей моей жизни".

            *4* - San-Marte.  Parzival Studien.  Zweites Heft.  Halle,  1861, c.239.

            ГОРЫ - ОБИТЕЛЬ БОГОВ

            Нельзя отрицать,  что в основе каждой народной легенды, прямо или косвенно, лежит реальность, бывшая некогда несомненной. Не зря один из виднейших историков А.Тьери сказал:  "Легенда -  это  живое  предание, почти  всегда более правдивое,  нежели то,  что мы называем историей". *1*

            Легенда -  это  покрытая  патиной  времени,  кристаллизованная  в символах  и  образно  расцвеченная  память  народа  о  своем   особом, героическом  прошлом  и о давних свершениях;  и особенно о тех Великих Духах,  которые жили среди людей и силою подвига строили жизнь свою  и жизнь  своего  народа.  В  легендах  и преданиях народ раскрывает свою возвышенную  и  бессмертную  сущность,  повествуя  о  своих  вождях  и духовных  учителях,  которые  в  сознании его пребывали в таком сиянии духа,  что со временем преобразились в сынов божьих  и  даже  в  самих богов.  Ибо то, что рассказывается в народных преданиях о сынах божьих и о богах,  несомненно связано с понятием  великих  подвижников  духа, давших духовное направление жизни народа,  водителей, обретших в дымке прошедших столетий даже надземный ореол.  Таким образом,  легенды - не просто  воспоминания,  но  и  кристаллизация  лучших мечтаний и чаяний народов.  Ибо каждый способный к эволюции народ верит в миссию героев. Он  верит,  что подвижники духа вели и впредь будут вести его к высшей ступени будущего.

            Но если  легенда   о   Граале   Является   известным   отражением действительности, имевшей общечеловеческое,  планетарное значение, ели Братство Грааля  действительно  существовало  и  мело   первостепенное значение для  блага  всего земного человечества,  то возникает вопрос: почему же легенды или предания о Граале сохранились лишь  у  некоторых народов Европы, а другим как будто неведомы, в то время как они должны бы быть наследием всех народов?

            Внимательно изучая   народные   традиции,  мы  у  каждого  народа обнаружим предания-легенды,  в которых прямо или  косвенно  отразилось сказание о Граале.

            Прежде всего,  легенда  Грааля   неоспоримо   связана   с часто

упоминаемыми в  народных преданиях святыми местами,  где обитали боги, сыны богов или же герои.

            У каждого народа  имелись  предания  и  легенды  о  горах  богов, овеянных самыми сокровенными народными чаяниями; к ним обращался он со всею верою своей души и с надеждой на будущее. Согласно этим легендам, вершители  народных  судеб  редко  обитали на равнине.  В основном они пребывали  на  высоких  неприступных  горах,  величественностью  своею издавна поражавших и восхищавших народное сознание.  Кроме того, здесь они были как бы вне земных превратностей и уз пространства и времени.

Такие горы у народов считались святыми, на них воздвигались храмы

и жертвенники.  Также правители и пророки  нередко  поднимались  туда, наверх,  перед  важными  решениями.  И  так  же  как  Бог  и боги были средоточием духовной жизни каждого человека,  так  и  эти  горы  богов считались центром мира.  Мы знаем, что у древних греков обителью богов был Олимп.  Согласно греческим мифам, Гея-Кибела на горе богов вращает ось мира. Для индусов местом пребывания богов являлись высоты Гималаев - Кайлас или,  как  именует  его  Махабхарата,  легендарная  Меру.  На мифической  горе Меру обитали святые.  Чем духовно-светозарнее было их сознание,  тем выше им отводились обители;  на самой вершине,  на небе богов, пребывал Индра с тридцатью тремя богами Вед, стоящими на страже человечества.  Ни одна грешная мысль смертных не  может  достичь  этих

вершин,  всегда окутанных облаками.  У евреев таким священными местами были Синай и средоточие религиозных устремлений - гора Сион. У японцев такой святой горой была Фудзияма,  у древних персов - Эльбрус,  и т.д. Даже в центре древнейшего острова  Атлантиды,  согласно  повествованию Платона,  высилась  святая гора,  увенчанная храмом.  В Англии некогда славились горы кельтского героя,  короля Грааля - Артура.  По  древней легенде, в недрах одной из этих гор заснули рыцари Артура, чтобы вновь пробудиться в новом веке.

            Также и у литовцев есть предание,  напоминающее легенду о Граале. Где-то на Востоке высится гора блаженства Анафиель,  самая высокая  на земле;  на ней появится всемогущий бог,  величайший среди богов, чтобы судить людей за их добрые и злые дела.  У латышей таким  местом  богов была  Синяя  гора,  состоящая из нескольких гор богов.  Когда воды еще покрывали всю землю - гласит древнее  предание,  -  боги  избрали  эти горы,  возвышавшиеся  над  всем  окрест,  местом своего пребывания.  В Латвии еще и теперь  встречается  много  гор  Солнца,  тоже,  по  всей видимости,  имевших какую-то связь с обителью богов и загробным миром. Все это служит свидетельством духовного устремления древних народов  к горам - символу духовного совершенствования человека.

            Наконец, упомянем,  что  горы  во  всех  религиях   были   местом духовного преображения людей:  на горе Фавор преобразился Христос,  на горах герои греков приобщались к божественности.

            Некоторые апологеты раннего христианства, так же как и сочинители песен,  связывали с горами и земной  рай,  который,  согласно  Библии, находится в долине меж трех рек. Так, отец церкви Ефрем Сирин созерцал на райской горе женщин и  мужчин,  облаченных  в  лучезарные  одеяния. Средневековые  поэты  воспевали  виды  сада  Эдема,  который сокрыт на склоне неприступных гор.  Вспомним и  арийскую  гору  Данте,  уступами уходящую вверх. Австрийский поэт Генрих из Мелька и ряд других авторов изображают земной рай среди высоких гор.

            Вообще древнее,  и  особенно  восточное  религиозное  воображение неизменно  представляло  себе   арийское   состояние   людей,   страну блаженства,  средь панорамы гор.  Так,  неисчислимые народные сказания повествуют,  что где-то, по большей части на Востоке, на краю света, в недоступном  для  людей  месте  -  на  острове  в океане,  или посреди пустыни, или, чаще всего, на вершинах высоких гор - находятся желанный земной  рай.  Там  небо  сходится  с землей,  там царит вечная весна и непреходящая молодость,  там  вода  бела  как  молоко,  там  храмы  из кристаллов  и  драгоценных каменьев,  там священный родник бессмертия, там люди не знают чувственных страстей и физических страданий,  там  ­община  святых  и  мудрецов.  Там  вся  природа объединена в дружеском согласии.

            Такими преданиями            о   существовании  общины  святых  и  обители

блаженства на земле изобилуют верования народов Востока, в особенности индийцев и китайцев. *2*

            Разумеется, трудно указать границу,  где  в  народных  верованиях отразились заимствования из Священного писания о земном рае или просто о загробном мире,  а где воплотились чаяния сердца и представления  об общине или братстве высших существ, неизменно связанных с горами. Одно ясно: составителей легенд часто вдохновляла сердечная убежденность или знание,  что  такая  страна  блаженных  или  обитель святых существует где-то на земле и поныне.

            *1* - (A.Tierre). Ravue de deux mondes. 1865.

            *2* - См. подробнее А.Н.Веселовский. Из истории романа и повести. - 2Сб.отделения русского яз.  и словесности Импкадемии наук".  Т.40, N2, Спб.,  1866,  с.265-303;  G.Rozenkrantz.  Der   Heilige   in   den chinensischen Klassiern. 1935, с.73-78.

 

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик