Махатмы
- старшие Братья человечества Если сознание Европы в последние
столетия, по существу, хранило молчание о Братстве Грааля, если и на Востоке о
нем знали лишь в
тайниках сердца и по легендам или редким полуисторическим
сказаниям, то в наше время
вновь и вновь
появляются вести о
нем, иногда случайные, а иногда и
сознательно утверждаемые. Не окончился ли теперь это долгий период
молчания? - Учения Востока говорят, что теперь, на пороге новой
ступени сознания человечества,
Братство решило вновь явить свой лик - показать народам Земли, что оно существовало испокон веков и
до завершения эволюции планеты неизменно будет пребывать на
своем высоком дозоре во
благо восхождения человечества,
как его незримый Друг и
Воспитатель. Первым человеком, открывшим
западному сознанию существование Братства, была основательница теософского
движения Елена Петровна Блаватская, которая своим
грандиозным трехтомным трудом
"Тайная Доктрина" [56]
(русск. перевод -
[48]), катехизисом эзотерической
науки, дала фрагмент Космического Знания
Братства, доступный современному
уровню сознания. Этой новой необычайной вестью знания был заложен краеугольный
камень храма Науки грядущей эпохи. В связи с
нынешним более высоким,
в среднем, уровнем интеллектуального развития
человечеству становится доступной часть тех высших истин,
которые в древности
открывались лишь посвященным в
мистериях, или же великими
Учителями своим ближайшим
ученикам.Ради ускорения
развития человечества совершенно
необходимо, чтобы точная наука наших
дней, используя опыт и методы
эзотерической науки, начала исследовать эту область непостижимо тонких и все
же, быть может, самых реальных энергий,
называемых духом или психической энергией, и вместе с тем
могла бы доказать также существование иного, Тонкого мира и непрерывность человеческого
сознания. Во-вторых, ради эволюции
человечества особенно важно, чтобы наука пришла к подлинному пониманию
строения Космоса, что
преобразило бы сознание
людей Земли и укрепило бы их на
сотрудничестве с Космическим законом и Высшими Мирами. Основополагающий, но неоконченный
труд Блаватской был в нашем веке продолжен тем новым Учением
или наукой, которую называют
Живой Этикой или Агни Йогой [1, 3-6, 14, 21, 22, 27-29, 32, 44]. Принесенная в мир
Е.П.Блаватской и ее
ближайшими учениками и сотрудниками чрезвычайная
весть о высшем Центре Знания, об
Учителях человечества - Махатмах, поразила
и вначале даже ослепила
человека западной культуры, привыкшего воспринимать все сквозь призму
анализа или даже скептицизма. С
огненным мужеством Блаватская свидетельствовала, что где-то на
Востоке, под сенью недоступных вершин Гималаев, обитают самые возвышенные
Существа, принадлежащие к Светлому роду Великих
Душ и Адептов
человечества; что Они достигли
полной власти над своей низшей природой и,
не связанные свойствами и рамками "человека во
плоти", пребывают там
исключительно для блага человечества; что Им присущи самые
обширные и глубокие
знания и величайшая полнозвучность жизни;
что Они - те великие Посвященные,
Наставники человечества, от которых мы
получили и неизменно получаем познания
высшей истины. В свое время в теософской литературе
Англии и Америки
немало обсуждался этот иерархический
принцип. Но если сознанию Запада он казался чем-то
совершенно новым, даже спорным, для
духовного сознания Востока он был не более необычен, чем воздух,
которым оно дышим. Насколько глубоко лучшие сердца Востока были
уверены в существовании Учителей высшего Знания, показывает яркий пример, о котором упоминает
Е.Писарева в труде о Блаватской ([34],
с.40): в связи с
обвинением Блаватской в
фиктивности ее общения
с будто бы
несуществующими Учителями Мудрости,
в американской газете "Boston Courier" за 18 июля 1886 г.
появился протест, подписанный
70 пандитами-учеными из Негапатама, колыбели знатоков древних религиозных
учений Индии. Эти ученые
мужи утверждали, что
Махатмы ни в коем случае не измышление Блаватской, но Высшие Существа, в
существование которых никто
из просвещенных индусов не
сомневается и которых
"знали наши деды и прадеды и с которыми и в настоящее время многие
индусы, ничего общего с Теософским обществом не имеющие, находятся в постоянных сношениях. Мы владеем
многими средствами для
доказательства достоверности этих фактов, но у нас нет ни времени, ни
охоты доказывать это европейцам"*. Эту статью затем перепечатали многие
газеты в разных странах. * См.также: Желиховская
В.П. Е.П.Блаватская и современный
жрец Истины. СПб., 1893. С.85-6. - Примеч. пер. Также ближайшие друзья и последователи
Е.П.Блаватской были свидетелями
тому, что жизнь ее самой, после того как
она приняла чашу своей великой миссии,
была, можно сказать,
непрестанным духовным общением со Старшими Братьями человечества и что
Махатмы неоднократно посещали ее лично в физическом теле, о чем в свое время рассказывали многие
европейцы и индусы в своих
воспоминаниях. Она получила
от Махатм множество писем, часто феноменальным образом, а также и иные знаки дружбы и указания, и самое яркое тому свидетельство -
это ее Доктрина, созданная
вместе с Великими Духами. Уже в детстве она с глубочайшим чувством
рассказывала о том,
как перед нею
нередко появлялся
величественный облик индуса
в белой чалме, которого она знала
так хорошо, как и своих близких, и который неоднократно спасал ее в минуты опасности ([34],
с.33).* Эта пламенная подвижница,героический дух
великой бесстрашной воли,
осталась преданной своему Учителю "до последнего своего
вздоха", несмотря на невероятные
препятствия, жестокие нападки и ужасные
страдания. Жизнь ее шла стезею напряженного труда и жертвы, ибо,
как верная ученица, она
исполняла волю своего
Гуру. Ее огромные
заслуги во благо человечества и по сей день совершенно
не оценены. * Ее ученик Синнетт описывает случай
из последнего периода жизни Блаватской,
когда в Бомбее она так тяжело заболела6 что была уверена в своем уходе. Тогда
она получила приказ
немедленно отправиться в Гималаи,
через границу Сиккима, в Ашрам
Учителей, откуда она спустя три дня
вернулась выздоровевшей ([92], с.152-5). Во время жизни
Блаватской некоторые из Махатм появлялись
в физическом теле и перед несколькими другими ее сотрудниками,
конечно заслужившими это. Сохранилась благоговейно-трепетные рассказы очевидцев. Приведем здесь некоторые
из них, оставленные
нам как высоко интеллектуальными, так и глубоко духовными людьми, правдивости
слов и экстатической силе убежденности которых мы не можем не верить. Все они
говорят о том, что эту краткую встречу с Махатмой, своим Учителем, они
переживали как миг
высочайшего блаженства своей
жизни,и притом как самую истинную, бесспорную реальность. Генри Олькотт, второй из
основателей Теософского общества.
в своих воспоминаниях так описывает
самое значительное событие своей
жизни: "...Я повернул голову, и от
изумления книга выпала у меня из рук: надо мной возвышалась статная фигура
человека Востока, в белом одеянии и янтарно-желтом полосатом головном платке
или тюрбане,вышитом шелком. Длинные, черные как смоль волосы ниспадали из-под
тюрбана до плеч; его черная борода, разделенная по обычаю раджпутов у
подбородка, вилась по краям и доходила до ушей;
в глазах его горел огонь духа, и
взгляд их был одновременно приветливый и пронизывающий, -
глаза наставника и судьи,
но с любовью отца смотрящие на сына, которому нужен совет и руководство. Его облик был
столь величественным, настолько преисполненным
нравственной силы, столь лучезарно духовным и настолько превосходящим обычного
человека, что я смешался в Его
присутствии - и преклонил голову и опустился на колени, как это делают перед
Богом или существом, подобным Богу. Его рука
слегка коснулась моей
головы, мягкий, но сильный
голос велел мне сесть, и когда я поднял глаза, Посетитель уже
сидел на стуле по ту сторону стола.
Он сказал, что пришел
ко мне в критический момент, когда я нуждаюсь в Нем; что к этому
привели меня мои
действия; что только от меня
самого зависит,будем ли
мы часто встречаться
в этой жизни как сотрудники общего
блага; что большая
работа должна быть
выполнена ради человечества и
что я имею право участвовать в ней, если
пожелаю; что таинственная связь, которую сейчас не время объяснять мне, свела
меня и мою единомышленницу, -
и эту связь нельзя разорвать, какой бы напряженной она временами ни была.
Он рассказал мне о некоторых вещах, касающихся
Е.П.Б., - их
я не вправе повторять, - а также обо мне самом, что не имеет отношения к другим. Я не могу сказать, как долго он оставался:
возможно, полчаса, а
может быть и час,
- мне это показалось одной минутой,
настолько я не замечал, как летит
время. Наконец Он поднялся,
Я был изумлен Его высокому росту и странному
сиянию, исходившему от Его лица, - это был
не наружный блеск,
но мягкое свечение, так сказать
излучение внутреннего света - свет духа. Внезапно мне
на ум пришла
мысль: "А что
если все это
лишь галлюцинация? Что если это Е.П.Б. загипнотизировала меня? Вот если
б у меня остался какой-нибудь вещественный предмет, который бы подтвердил,
что Он действительно был здесь; что-нибудь такое, что можно было бы подержать в руках после
того, как Он уйдет!" С доброй улыбкой Учитель, как будто
читая мои мысли,
размотал "фехту" со
своей головы, благожелательно
поприветствовал меня на прощание и - исчез:
стул его был пуст;
я был один в своем душевном
волнении! И все же не совсем один, ибо на столе лежал вышитый головной платок
- вещественное и прочное
доказательство, что меня
не околдовали и
не сглазили физически, но что я находился лицом к лицу с одним из
Старших Братьев человечества, с одним
их Учителей нашей
нерадивой незрелой расы" ([79], с.379-80; [58], с.21-3). Вот что пишет индус Дамодар
Маваланкар, человек редкой преданности и
самоотверженности духа и тончайших
душевных качеств. будучи родом
из гордой и
богатой семьи браминов, он добровольно отказался от своей касты и
богатств, чтобы как можно
лучше служить Учителям. Еще в
юности ему, больному горячкой и лежащему при смерти, в видении являлся
возвышенный и добрый Учитель, сказавший ему, что он не умрет и что его ждет
благой труд. Также поразительна была
преданность Дамодара Блаватской, малейшее
желание которой он
принимал как неукоснительный приказ.
Несколько раз он
встречал своего любимого Учителя лицом к лицу. Однажды он внезапно исчез
с того места, где жил, - рассказывает о нем Клод Брэгдон, - и вернулся обратно
после 60 часов отсутствия: " Он побывал в Ашраме своего Учителя, пройдя
там известную подготовку. Он ушел туда
тонко сложенным, бледным, похожим на ученика юношей, хрупким,
робким и застенчивым. Когда он
вернулся, бронза на его лице оливкового
цвета стала несколькими оттенками темнее; он выглядел сильным, выносливым и ловким, смелым и энергичным. Перемена была разительна,
что друзья едва
признали его. Вот
как сам он описывает пережитое: "...Мне посчастливилось быть
позванным и получить
разрешение посетить святой Ашрам,
где я провел несколько дней
в благословенном обществе нескольких
Махатм Гимавата и Их учениов. Там
я встретил не только своего любимого Гурудэва вместе с учителем полк. Олькотта,
но и нескольких других членов Братства, включая одного из Высочайших. К сожалению,
в высшей степени личный характер
моего посещения этих трижды благословенных мест не позволяет
мне рассказать об этом больше. Достаточно и того, что место,
которое мне было разрешено посетить, находилось в
Гималаях, а не
в какой-нибудь фантастической
Стране вечного лета, и что я созерцал
своего Учителя, будучи
в своем физическом теле,
и Он был совершенно таким
же, каким я видел Его в первые дни моего
ученичества. И так я лицезрел своего любимого Гуру не только как живого
человека, но и воистину юношей в сравнении с другими Садху в этом
благословенном обществе... На
другой день после
моего прибытия мне было разрешено беседовать с моим Учителем
больше часа"" ([65], с. 456-7; [58], с.33-4). Еще один пример
огненной преданности духа -
Рамасвир, также ученик
Блаватской, который в письме к своему другу описывает встречу с Гималайским
Махатмой. Услышав голос своего любимого
Учителя, зовущего его оставить все и следовать за Блаватской, он, не теряя ни мгновения, тотчас же отправился
в путь, ибо этот Голос был для него "божественным звучанием в природе, и
приказ его - безотлагательным". Когда он прибыл в Бомбей,
Блаватская в это время уже отправилась дальше и достигла
Дардждлинга, близ границы Тибета,
где, по всей
вероятности, уже встертились с
Гималайскими Махатмами. Готовясь
снова в дальнейший путь, она не хотела, чтобы ее беспокоили, и никого не
принимала, в том числе и Рамасвира.
В отчаянии он
решил, какая бы судьба его не
постигла, перейти границу Тибета, найти своего Гуру или же погибнуть в поисках его.
Один, в одежде паломника, почти без средств, не зная языка и не имея разрешения на
переход границы, он
отправляется в опасный путь,
решив достигнуть средней части "запрещенной зоны", зная, что случись
с ним что-нибудь, и
никто не сможет
ему помочь. Он пробирался все
глубже в область
Сиккима, вокруг простирались непроходимые джунгли, и не раз на
пути ему встречались хищные звери. Но сердце его было настолько преисполненно
желанием найти своего Гуру, и сознание
его было так сосредоточено на единственном облике, что ни на мгновение не
поддался он страху,
ни беспокойству. В пути он едва
избежал смерти, но великое упование на
Высшую Волю спасло его от руки разбойника. И наконец, вблизи границы Тибета, он увидел
божественное чудо своего сердца, Того,
кого сердце его так беззаветно
искало. Он так описывает эту встречу: "Я думаю, время
было между восемью
и девятью часами утра. Я
направлялся по дороге в один из городов Сиккима, где, как меня уверяли
встречные, я мог бы легко перейти тибетскую границу в своей
одежде паломника, когда вокруг увидел
одинокого всадника, мчавшегося
по направлению ко мне.
По его статной фигуре и ловкости, с какой он управлял лошадью, я подумал,
что это, должно быть, один из военных офицеров сиккимского раджи.
Значит, все кончено. Сейчас он спросит мой паспорт и поинтересуется, по
какому делу я
прибыл на территорию независимого Сиккима, быть может даже арестует меня и вышлет обратно,
если не того хуже. Когда он приблизился
ко мне, он осадил
коня. Я взглянул на
него - и
мгновенно узнал Его...
Благоговейный трепет охватил меня,
ибо я стоял перед Махатмой - перед ликом моего высокого Гуру, которого
я раньше видел
в Его тонком
теле. Это был Он, "Гималайский Брат"!.. В тот же миг я простерся на земле у Его
ног. Я поднялся по Его приказу и, тихо глядя на Него, совершенно забылся в созерцании Его лика,
который я так хорошо знал по портрету... Я не мог ничего сказать: радость и
благоговение лишили меня
языка. Величественность
Его Облика, который казался мне олицетворением мощи и мысли, внушала мне восторг и благоговейный страх. Я
находился лицом к лицу с Махатмой
Гимавата, и Он
не был мифом
или же "созданием воображения медиума", как
сказали бы скептики. Это не было ночным сновидением, ибо время было между девятью
и десятью часами
утра. Солнце сияло и было молчаливым свидетелем
происходящего. Я вижу Его перед собой во
плоти и крови, и Он говорит
со мной с
добротою и мягкостью. Мог ли я
ожидать большего? От избытка счастья я утратил дар речи, и прошло некоторое
время, прежде чем я смог произнести несколько слов, ободренный Его благостными
словами... Когда прошли первые мгновения
удивления и восторга и я успокоился и свыкся с происходящим, мы долго
беседовали с Ним... Он сказал, чтобы я терпеливо ждал,
если хочу быть
принят в ученики;
что многие предлагали себя в кандидаты,
но лишь очень
немногие оказались достойными... И
теперь, когда я
видел Махатму во
плоти и слышал Его живой Голос, пусть никто не осмелится сказать мне,
что Братья не существуют. Теперь
будь что будет,никакая
смерть,никакая месть врагов не могут меня устрашить, ибо я знаю то, что
знаю!" * * * Закончим наш труд одухотворенной поэзией из книги
"Братство": "Странники могут
постучаться. Странники могут сказывать о том, что за
дальними пустынями, за горами, за
снегами в несменном служении пребывают Великие Души. Странники не скажут,
были ли они в Обители.
Странники не произнесут слово
Братство, но каждый
слушатель поймет, о
каком Средоточии Знания
говорится. Сеятели добрые
идут по миру,
когда содрогается человечество. Люди хотят слышать об Оплоте, о Твердыне. Если они и не дослышат об уставе,
они все же
окрепнут от одной вести, что жива
Твердыня Знания. Лотос сердца трепещет от приближения сроков. О
существовании Братства радуйтесь!" (610). |
на главную |
|