Другие
свидетельства Среди первых европейских
авторов, соприкоснувшихся с этим самым священным понятием
Азии, Н.К.Рерих и его сын
упоминают двух
патеров-иезуитов Каселлу и
Кабрала, которые, в
начале XVII в., разыскивая в Азии путь в Катайское
царство, снискали дружбу тибетцев, и те
поведали им о существовании "Ксембалы" (Шамбалы) -
этой "очень знаменитой страны".
Вначале Каселла полагал,
что эта таинственная страна и есть Китай, относительно которого среди европейцев в
средние века и позже
не было ясности,
но который теперь отождествлялся с Северным Китаем. Также
и столица Китая
имела название, довольно близкое к
этому священному понятию,
- Камбалук или Шамблей (или Хаенбалык, "Город хана" - ныне Пекин). К тому
же в середине
века именем этого крупного
торгового и культурного центра назывался весь торговый путь через Среднюю
Азию, или китайский
"Шелковый путь".
Позднее Каселла убедился,
что Катай и Шамбала все же две
различные страны. И он решил проникнуть
в священную Обитель Шамбалы. Удалось ли ему
это или нет - сведений нет; известно
только, что он добрался до Шикацэ в
Тибете и прожил там еще 23 года, до своей смерти в 1650 году. (Письма обоих
монахов приводятся в [100]). Н.К.Рерих упоминает об одной
нидерландской карте, изданной
в Антверпене с разрешения церкви
в XVII в.,
на которой указано местонахождение Шамбалы. Первым из европейских ученых, в чьих трудах появляется название этой
"сказочной страны", был
венгерский путешественник и востоковед Чома де Кереш*
(так, в пояснениях
к его грамматике
тибетского языка, изданной в 1834 году,
неоднократно встречается это
название). Шлагинтвейт в книге
"Буддизм Тибета", упоминая об
учении из Шамбалы, говорит, что Чома после"тщательных" изысканий
будто бы даже установил географическую
широту этого места (!?).
Эти "точные сведения" - что могут дать они в лабиринте Гималаев
искателю, который сам
не был позван? * Ч.де Кереш родился в 1784 г. В 1822 г. попал в Северную Индию, где
занимался изучением тибетского языка и литературы. Умер в 1842 г. в Сиккиме. Это сокровенное название
изредка, чаще всего случайно, встречается и
в других трудах по буддизму Тибета, а
также в описанных путешествий о Тибету. Из европейских тибетологов
надо отметить и
ранее помянутого Грюнведеля,
который в другом
своем труде касается этого понятия в связи с Калачакрой,
Учением Владык Шамбалы ([69], с.44, 60). Уже в те
годы, когда на
Западе была основана ложа теософов и Е.П. Блаватская впервые
открыто провозгласила сокровенное
название Шамбалы,
Пржевальский - выдающийся
путешественник и первый русский исследователь Тибета
- услышал в
суровых и пустынных
тибетских нагорьях
знаменательное "предсказание о Шамбале,
той обетованной земле буддистов",
богатом острове в Северном море, куда
со временем, уклоняясь от врагов
перейдут из Тибета все последователи Будды. Их примет Владыка Шамбалы, который, собрав
войско, прогонит всех врагов и
восстановит буддизм во
всех подвластных землях.
Этот будущий Владыка, как святой и живое воплощение божества, в
данное время живет в Западном Тибете. У этого святого имеется чудесный конь, на
котором он за одну ночь летает в
обетованную землю и
обратно. Легенда еще сообщает,
что у него
был работник, который однажды ночью вздумал съездить к себе
домой и воспользовался для этого
чудесным конем. Но тот
внезапно взвился стрелой и
понесся вдаль. Показались совершенно
незнакомые места. Всадник, испугавшись,
повернул коня обратно. Наутро об
этом узнал его
хозяин и сказал ему:
"Ты немного не доехал до счастливой земли Шамбалы, куда мой конь
только и знает дорогу" ([36], с.167-9; [36а], с.158-9). Это сокровенное слово
также принес в
Европу и буддийский священнослужитель калмык База
Гелонг, человек чистейшей души, который
в 1891 г. из астраханских степей отправился в паломничество в Тибет. В
оставленных им записях он упоминает, что в пути, в 40 верстах от Урги, он
посетил седовласого духовно возвышенного ламу,
который, высказывая ему свое расположение,
сказал: "Я слышал,
что к востоку от ваших кочевьев ночью показывается белый
свет; этот свет
есть свет рая Шамбалы" ([45],
с.132). Так каждый, кому довелось
близко соприкоснуться
с этим понятием, ищет местонахождение
Шамбалы согласно своим представлениям. Два десятилетия спустя паломничество
в Тибет совершил бурятский ученый Г.Цыбиков, который в своей
объемистой книге "Буддист-паломник у святынь Тибета" упоминает тибетских
писателей, и среди прочих - труд третьего
Панчен-Эрдени "Шамбалай-монлам"
("Благопожелания Шамбалы"), где
предсказывается будущая священная
война Шамбалы, в
которой буддисты будут бороться
с иноверными (лало). Окончательную побуду одержит
Ригден-Дагбо, двадцать пятый хан
(владыка) Шамбалы, который в этой войне возглавит
буддистов. Верующий буддист
и по сей день обращается в своей молитве к Владыке
Шамбалы, чтобы он
в будущей священной войне
принял его в число своих воинов. По мнению автора книги, битва Шамбалы есть нечто похожее на приход
еврейского Мессии и на второе пришествие Христа ([51], с.371, 372; [51а],
с.194, 195). Эту же легенду, но в другой версии, встречаем также в
недавно вышедшей книге о Гэсер-хане ([12], с.18): "Использовав легенду о
городе Шамбале, панчэн
Балдан-Еши выдвинулся на первое место среди буддийского
духовенства. Легенда о Шамбале была
очень популярна у буддистов. Шамбала -
мифический город севера, где
должен будто бы
второй раз возродится буддизм после великой битвы с
иноверцами (ла-ло). Эту великую битву
будущего должен был возглавить панчэн,
переродившись в качестве 25-го хана города Шамбалы. К этой битве все буддисты должны были
готовиться и молиться панчэну Балдан-Еши
как будущему хану Шамбалы. Он
написал две книги: одну под названием
"Шамбалын монлам" ("Благопожелание Шамбалы") и другую - "Шамбалы лам-ег"
("Указание пути к Шамбале"). Знаменательно, что в монгольских
мифологических легендах святая Шамбала отнесена
к Сибири, к
северу от "Центра
Земли" - горы Сумбур-Ула (Меру) ([19], с. 141). И до
сих пор многие чуткие монголы и тибетцы
понятие священной Шамбалы
относят не только к Сибири, но вообще к России, как к краю грядущих свершений, и в этом заключается великий пророческий
символ. (Из писем Е.И.Рерих). Наконец, упомянем еще одно очень
важное свидетельство, на которое указывает
Н.К.Рерих в "Сердце Азии". В Костроме,
в России, после первой
мировой войны умер
старый монах, который,
как оказалось, некогда ходил в
Индию, на Гималаи. "Среди его имущества была найдена
рукопись со многими указаниями об учении Махатм. Это показывает, что монах
был знаком с этими, обычно
охраняемыми в тайне вопросами. Так
неожиданно разбросаны личные наблюдения
и доверительные указания" ([40], с.111-2).
Об этом же
говорит Н.К.Рерих и в книге "Твердыня Пламенная": "...
в 1925 году на Волге, в городе
Костроме, скончался старец, в бумагах
которого нашли путь к святыням светлых Обителей
Гимавата" ([41], с.85). Мимо этого самого
священного понятия народов Азии не прошла и знаменитая
путешественница и исследовательница Тибета
А. Дэвид-Ниль, которая
написала несколько книг
о своих странствиях и о духовной культуре
Тибета. В статье о Гэсэр-хане,
о сверхчеловеческой жизни этого легендарного героя, с чьим именем связаны самые глубокие чаяния и
надежды народов срединной Азии и образ которого имеет много общего с
Владыкой Шамбалы Ригден-Джапо, она говорит:
"Гэсэр-хан - это герой, новое воплощение которого
произойдет в Северной
Шамбале. Там он объединит
своих сотрудников и вождей,
сопровождавших его в прошлой жизни.
Они все также
воплотятся в Шамбале,
куда их привлечет таинственное мощь
их Владыки или те
голоса, которые слышимы лишь
посвященными" ([40], с.93). Надо
еще отметить, что название "Северная Шамбала", вероятно, возникло в Индии, как указание на
ее расположение к северу от Гималаев ([40], с.128). Ф.Оседовский, который во
время русской революции
попал в Монголию, в известной
своей книге "Звери, люди и боги" последнюю главу "Тайна тайн
- Владыка Мира" посвящает тому же вопросу. Хотя в его повествовании об Агарте* много
фантастических измышлений, все же он
приводит и такие
факты, которые подтверждаются ранее упомянутыми авторами. Он почувствовал, что Агарта
- это страна,
где "учение высокое и
самое чистое из
всех" и где "по приказанию Владыки Мира появляются травы
и кустарники; старые
и слабые люди
становятся молодыми и
крепкими, а мертвые снова пробуждаются к
жизни". Сначала Оседовский не придавал
этой легенде большого
значения, но снова прислушиваясь к
часто противоречивым сведениям
монголов, он сам, помимо своей
воли, начал понимать,
что это "реалистическая и могущественная сила,
способная влиять на развитие политической жизни Азии". Он рассказывает, что первосвященники Лхасы и
Урги неоднократно посылали своих вестников к Владыке Мира, но те не находили его. Также и барон
Унгерн, предводитель белых войск в
Монголии, дважды посылал отыскивать Обитель Владыки Мира. Первый раз его посланный возвратился с
письмом от Далай-ламы. Но когда барон
послал его во второй раз, тот уже больше не вернулся ([33], с.217-9,225). * Оссендовский, очевидно,
писал об этом под
влиянием очерка Сент-Ив
д'Альвейдера "Миссия Индии
в Европе". Хотя последний труд целиком посвящен "Агарте
- государству посвященных", но
в общем приведенные там сведения
так далеки от свидетельств других авторов и правды, что
здесь не имеет смысла останавливаться на нем подробнее. Отметим здесь еще
возвышенный труд французского писателя Жана Марке-Ривьера
"Под сенью тибетских монастырей".
Автор сам никогда не бывал на
Тибете, но он полюбил эту страну
как свою истинную родину, изучил тибетский язык
и с глубоко
проникновенной силой описал паломничество смиренной души к
духовным высотам Тибета. В одном месте
духовный водитель так говорит своему ученику: "Это объединение намного совершеннее любой
религиозной организации, оно
полностью духовно,хотя и существует на нашей
земле; это великая тайна. Знай, что над всею землею и над всеми ламами
правит Он, пред которым преклоняет главу
даже сам Таши-лама, - Он, кого мы называем Владыкою Трех Миров. Его земное царство скрыто, и мы, прочие из
"страны снегов", представляем
собою его народ. Царство его для нас - обетованная земля, Непемаку, и все мы в сердце лелеем мечту об
этом крае Мира и Света, как о своем
родном доме... Святейшие среди нас уже ушли
в Непемаку, в обители Мудрости Владыки Трех Миров... Для него день, что для нас цикл. Бессменно Он властвует над сердцами и душами
всех людей. Он знает их самые тайные думы и помогает защитникам Мира и
Правды" ([77], с.136-7). <Оглавление> <далее> |
на главную |
|