Письмо 122К.Х. – Синнетту Конфиденциально Мой дорогой друг! Прилагаемое при сем письмо
А.Х. должно быть передано Л.Л.Т.О. через вас в должности Вице-президента
Основного Общества, и поэтому вы передайте как представитель
Президента-Основателя, а не как член Лондонского филиала. Недавние события, в которых
вы принимали не совсем приятное участие, могли быть горестными для одних и
утомительными для других, но все же это лучше, чем если бы продолжался прежний
мертвый покой. Вспышка лихорадки в человеческом теле является свидетельством
природы, что она пытается изгнать зародыши заболевания и отвратить возможную
смерть. Так, как шло до сих пор, Лондонский филиал лишь прозябал, и огромные
возможности психической эволюции в Британии оставались совершенно
неиспользованными. По-видимому, Карма требовала, чтобы этот покой был нарушен
со стороны человека, который более всего ответственен за него – К.К.Мэсси, и,
таким образом, именно он довел м-с К. до ее нынешнего положения. Она не
достигла своей цели, но Карма берет свое; с этого времени Лондонская группа,
проснувшаяся, стимулированная и предупрежденная, будет иметь чистое поле для
деятельности. Ваша собственная Карма, мой друг, предназначает вам сыграть еще
более выдающуюся роль в европейских теософических делах, чем до сих пор.
Предстоящий визит Олькотта даст важные результаты, в выявлении которых вы
должны принять участие. Мое желание заключается в том, чтобы вы собрали все
ваши резервные силы и оказались на высоте положения в дни этого кризиса. Какими
бы малыми ни показались вам ваши психические достижения в этом рождении, помните,
что ваш внутренний рост продолжается каждое мгновение, и к концу вашей жизни,
также, как и в вашем следующем воплощении, ваши накопившиеся заслуги принесут
вам все, к чему вы стремитесь. Не разумно, если Х.С.Олькотт
был бы исключительно вашим гостем все время своего пребывания в Британии; его
время должно быть поделено между вами и другими людьми, придерживающимися
различных взглядов, если они захотят пригласить его на короткое время. Его
будет сопровождать Мохини, которого я избрал своим учеником и с которым я
иногда общаюсь непосредственно. Обходитесь с этим парнем ласково, забывая, что
он бенгалец, и помните, что теперь он мой ученик. Делайте все, что в ваших
силах, чтобы придать достоинство миссии Олькотта, так как он представляет собою
Общество в целом и также по причине его официального положения; он стоит,
наравне с Упасикой, ближе всех к Нам в цепи теософической работы. Ассирваклам. К.Х. Письмо 1237
февраля 1884 г. Лондонской Ложе
Теософического Общества – привет! Так как телеграммы в адрес
м-с Кингсфорд и м-ра Синнетта и мое письмо из Майсора не были полностью поняты,
мне было приказано Маха-Коганом посоветовать вам отложить выборы этого года,
чтобы избежать чего-нибудь похожего на опрометчивость и выиграть время для
обсуждения настоящего письма. После холодного приема, оказанного членами
Л.Л.Т.О. 16 декабря предложению, изложенному на 29-й странице печатного и
конфиденциального циркуляра от м-с Кингсфорд и м-ра Мэйтленда (в примечаниях и
предложениях последнего), а именно: о необходимости сформирования особой
организации или группы внутри Л.Л.Т.О., которое, если и не идентично, то близко
тому, что изложено мной в письме от 7-го декабря, с одной стороны, и известные
ошибочные представления, ложные надежды и недовольство, с другой стороны, сделали
отсрочку выборов необходимой. Как следовало из моего
последнего письма, во время вышеупомянутого сообщения жгучим вопросом дня
являлся не буквальный или аллегорический характер последнего труда м-ра
Синнетта, но лояльность или нелояльность вашего Президента и ее сотрудника по
отношению к нам лично, которых многие из вас считают подходящими, чтобы избрать
в качестве ваших учителей эзотеризма. С этой точки зрения и так как
к тому времени (21 октября) никакая другая жалоба не была подана, то возникла
настоятельная необходимость сохранить, по мудрым словам м-с Кингсфорд,
являющимся отголоском собственного голоса Татхагаты, политику «отделения
авторитета имен, будь то прошлое или настоящее, от абстрактных принципов»
(Вступительная речь Президента 21-го октября 1883 г). Рассуждая по
справедливости, неосведомленность м-с Кингсфорд об истинном характере нашей
деятельности, о наших доктринах и статусе, которая легла в основание всех ее
нелестных замечаний по отношению к автору этого письма и его коллегам, делает
эти замечания легковесными, легче пушинки хлопчатника, в вопросе о ее
переизбрании. Присоединение к этому свойственного ей индивидуального
достоинства и ее милосердия к бедным животным, а также и того факта, что она
просила мадам Блаватскую «предоставить мое (ее) письмо на рассмотрение
Кут-Хуми», оправдало ее прежний образ действий. Далее ход событий со времени
отправления телеграммы, возможно, подсказал некоторым из вас истинную причину
такого необычного, чтобы не сказать произвольного, поступка, как вмешательство
в выборные права филиала. Время часто нейтрализует самые тяжелые бедствия,
ускоряя кризис. Кроме того, судя по ее выступлению, в котором ваш Президент,
исходя из моего частного письма м-ру Уорду, намекала на «очевидное незнание
нами фактов, что и не удивительно», о нас могут подумать, что мы не знали
содержания частного и секретного письма, распространенного среди членов
Л.Л.Т.О. 16 декабря. Итак, она едва ли должна удивляться, что это письмо в
значительной мере изменило положение. Так как мы всегда руководствуемся
принципом объективной справедливости, мы не считаем себя обязанными
ратифицировать наше решение о ее переизбрании, но добавим к этому решению
определенные пункты с тем, чтобы сделать невозможным Президенту или членам
неправильно понимать наши взаимоотношения. Мы далеки от мысли создать новую
иерархию для будущего угнетения находящегося под властью духовенства мира. Наше
желание было – выразить свое мнение, что человек может быть активным и полезным
членом Общества, не вписывая себя в число наших последователей или исповедующих
ту же религию, это желание таким и осталось. Но именно потому, что этот принцип
должен соблюдаться обоюдно, мы, несмотря на наше желание о ее вторичном
избрании, чувствуем и хотим, чтобы это стало известно, что мы не имеем права
влиять на свободную волю членов в том или ином вопросе. Такое вмешательство
было бы вопиющим противоречием с основным законом эзотеризма, что персональный
психический рост сопровождает в равной степени развитие индивидуального усилия
и является свидетельством накопления личных заслуг. Кроме того, в поступивших
сообщениях обнаруживаются большие расхождения по поводу последствий, вызванных
среди членов «Кингсфорд-Синнетт инцидентом». Перед лицом этого факта я не могу
согласиться с несколькими желаниями м-с Кингсфорд, выраженными в ее письме к
мадам Блаватской. Если м-р Мэсси и м-р Уорд отдают «свое одобрение и симпатии
всецело» этой леди, то кажется, что подавляющее большинство членов сочувствуют
м-ру Синнетту. Поэтому если бы я поступил по советам м-ра Мэсси, как изложено
м-с Кингсфорд в ее письме от 20-го декабря, в котором она приводит его мнение,
что «одного слова от Махатмы К.Х. было достаточно, чтобы примирить м-ра
Синнетта с моими (этой леди) мнениями по этому делу и установить между ним и Ложей
самую полную сердечность и понимание», то я, действительно, был бы там подобием
Папы Римского, которого она осуждает, и, кроме того, проявил бы
несправедливость и произвол. Я тогда, действительно, поставил бы себя и м-ра
Синнетта беззащитными под справедливую критику, даже более суровую, чем ту,
которая содержалась в ее выступлении, в тех некоторых удивительных
высказываниях, в которых она подтверждает свое неверие «ко всем обращениям к
авторитету». Человек, который сказал при этом: «Я с грустью и озабоченностью
смотрю на возрастающую тенденцию Теософического Общества вводить в число своих
методов преувеличенное почитание лиц и личного авторитета, неизбежным
результатом чего является рабское поклонение героям. Между нами слишком много
разговоров об Адептах, наших "Учителях" и тому подобном. Слишком
много значения придают их высказываниям и деяниям и т.п.», – не должен просить
меня о таком вмешательстве. Однако я уверен, что мой верный друг, м-р Синнетт,
на это не обиделся бы. Если бы я согласился на желание этой леди назначить ее
«апостолом восточного и западного эзотеризма» и старался бы насильно навязать
ее избрание хотя бы одному нежелающему ее члену и, пользуясь непоколебимым
горячо дружественным ко мне расположением м-ра Синнетта, стал бы оказывать на
него воздействие, чтобы склонить его в пользу ее самой и ее движения, то я,
действительно, заслужил бы, чтобы меня в насмешку назвали «Оракулом теософов» и
смотрели на меня, как на «Джо Смита мормонов и Томасом Лэйком Харрисом»,
трансцендентальных миседженистов двух миров. Я не могу поверить, что человек,
который всего за несколько дней до этого утверждал, что «наш мудрый и истинно
теософический курс не направлен на то, чтобы насаждать новых пап и
провозглашать новых Владык и Учителей», когда дело коснулось ее самой, просил
бы содействия и прибегал бы к «авторитету», который может проявиться только по
гипотезе слепого отказа от личного суждения. А так как я предпочитаю приписать
желание м-с Кингсфорд незнанию истинных чувств ее коллег, характер которых, вероятно,
скрывается под изысканной неискренностью цивилизованной жизни Запада, то я
рекомендую ей и другим заинтересованным в этом диспуте лицам, обратиться к
решению посредством голосования, с помощью которого все смогут выразить свои
желания, не рискуя навлечь на себя обвинение в нелюбезности. Это будет только
использованием того преимущества, которое представлено им третьей статьей их
Устава. Теперь рассмотрим другое. Как
бы мало мы ни заботились о личном подчинении нам, признанным руководителями и
Основателями Основного Теософического Общества, мы никогда не можем одобрить и
допустить нарушения верности основным принципам, действующим в Основной
Организации, от какого бы филиала или члена оно ни исходило. Правила Основного
Общества должны быть соблюдены личным составом всех филиалов при условии, что
они не нарушат стремление к трем объясненным целям организации. Опыт Основного
Общества доказывает, что успешность какого-либо филиала если не целиком, то в
значительной степени зависит от лояльности, благоразумия и старания его
Президента и Секретаря; сколько бы их коллеги ни делали, чтобы помочь им,
успешность деятельности их группы развивается пропорционально с деятельностью
этих должностных лиц. В заключение я должен
повторить, что я советовал задержать ежегодные выборы должностных лиц вашей
Ложи до прибытия настоящего письма именно для того, чтобы предотвратить
деятельность по переизбранию м-с Кингсфорд, пока не изгладятся всякие
превратные истолкования, вызванные моими предыдущими сообщениями. Кроме того, ожидается,
что Президент-Основатель (Олькотт), который знает наши мысли по этому поводу и
пользуется нашим доверием, вскоре приедет в Англию, поэтому нет надобности в
спешке. Ему дан общий обзор положения дел, чтобы мог беспристрастно разобраться
во всем и действовать как представитель своего Учителя, соблюдая наилучшим
образом интересы Общества. (По приказанию моего
Высокочтимого Гуру-Дэва Махатмы К.) Было бы разумно прочесть это
письмо членам, в том числе и м-с Кингсфорд, до новых выборов. Я бы хотел, чтобы
вы, если возможно, предотвратили бы другой такой «cour de théâtre»[1]. Как бы естественны ни были такие сенсационные
сюрпризы в политике, когда партии составляются из приверженцев, души которых с
увлечением отдаются партийным интригам, их больно наблюдать в обществе людей,
которые посвятили себя наиболее возвышенным вопросам, касающимся интересов
всего человечества. Пусть более низкие натуры пререкаются и спорят, если хотят.
Мудрые удерживают свои расхождения в духе взаимотерпимости. К.Х. На замечания и обзор «Эзотерического Буддизма», написанные м-ром Мэйтлендом, полностью ответил Субба Роу и другой еще больший ученый. Они будут высланы на следующей неделе в виде брошюр. Просим м-ра Синнетта раздать их тем членам, которых эта критика могла заинтересовать. |
на главную |
![]() |
|