ЧУТКИМ СЕРДЦАМ
Листы дневника
Сколько глав! Сколько золоченых и синих, и зеленых и со
звездами, и с прорисью! Сколько крестов!... Сколько башен и стен воздвиглось
вокруг сокровища русского! Для всего мира это сокровище благовестит и вызывает
почитание. Уже сорок лет хождений по святыням русским. Напоминается, как это
сложилось.
В 1894 г. Троице-Сергиева Лавра, Волга, Нижний
Новгород, Крым. В следующем году — Киево-Печерская Лавра. Тайны пещер — «Стена
Нерушимая». Стоит ли? Не обезображено ли?
В 96-м и 7-м «По пути из Варяг в Греки» — Шелонская Пятина,
Волхов, Великий Новгород, Св. София, Спас-Нередецкий, все несчетные храмы,
что, по словам летописца, «кустом стоят». В 98-м — статьи по реставрации Святой
Софии, переписка с Соловьевым, Стасовым, а в 99-м Псков, Мирожский монастырь,
погосты по Великой, Остров, Вышгород. В 1901 г. опять Новгородская
область, Валдай, Пирос, Суворовское поместье. Мста со многими храмами древними
от Ивана Грозного и до Петра Великого.
В 1903-м — большое паломничество с Еленой Ивановной по
сорока древним городам от Казани и до границы литовской. Несказанная красота
Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на
Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой
Изборск, Седно, Печеры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со
старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое
сокровище! Ужасно подумать, что может быть большей части его уже не существует.
Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого
охранения святынь народных. Доклад в обществе архитекторов-художников.
Сочувствие. Но не могло человеческое воображение представить, что через
двадцать лет придется оплакивать гибель Симонова монастыря, который знал самого
Преподобного Сергия. Придется ужаснуться разрушению Спаса на Бору и храма
Христа Спасителя и негодовать при угрозе самому величественному Успенскому
Собору.
В статье «По Старине» и во многих писаниях о храмах и стенах
Кремлевских говорилось о том, чем незабываема Земля Русская. В 1904-м — Верхняя
Волга, Углич, Калязин, Тверь, Высоты Валдайские и Деревская Пятина
Новугородская. Одни названия чего стоят и как незапамятно древле звучат они!
Через многие невзгоды и превратности устояли эти святыни. Неужели найдется
рука, которая на них поднимется? В 1905-м — Смоленск, с Годуновскими стенами,
Вязьма, Приднепровье. В 1907-м — Карелия и Финляндия, славные карельские храмы.
От 1908 до 1913 — опять Смоленск, Рославль, Почаев. В 1910-м году раскопки
Кремля Новгородского, оказавшегося неисследованным, а затем, до войны, и
Днепровье и Киевщина и Подолье. В 1913-м — Кавказ с его древностями, а 1914-м
при стенописи в Святодуховской церкви в Талашкино получилась первая весть о
Великой Войне. Нужно хранить!
Война, со всеми ее ужасами, еще и еще напоминает охранение
всего, чем жив дух человеческий. Война! И Государь и Великий Князь Николай
Николаевич сочувственно внимают предложению всенародной охраны культурных
сокровищ. Вот, вот уже как будто и состоится! А вместо того — беда всенародная!
Неужели нарушат?!
В 1917-18-м Карелия, Сердоболь, Валаам со всеми его
островами. Святой остров! Владыка Антоний. Немало уже нарушено. В 1919-м, после
Швеции и Норвегии — Лондон. Доклады и статья в защиту сокровищ искусства. О
нерушимости святынь. О сокровищах народных. Во всех далеких странствиях
думается о том же.
Бесчисленные развалины всюду напоминают о зловещих
разрушениях. Исследуем. Запоминаем. И только в 1929-м году оформился Пакт по
Сохранению Культурных Сокровищ. Спасибо Парижу и Америке, которые поняли,
поддержали. Но ведь это еще только воззвание. Нужно, чтобы его услышали. А
кругом столько гибели. С трудом вмещает сердце дикое разрушение. Но ведь
взорван Симонов монастырь, запечатленный Преп. Сергием! Ведь уничтожен храм
Христа Спасителя. Погублен Спас на Бору! Что-то с Киевской Лаврой? А где мощи
преподобного Сергия?
Всеми силами спешим с Пактом. Но не коротки пути к миру. И
не везде благоволение. Нужно перебороть и превозмочь. На конференции в Бельгии
— протест против разрушения храма Христа Спасителя. Наши М.А.Таубе и Г.Шклявер
подписывают протест. Печатаются статьи о Симоновом монастыре. Подчеркивается
гибель Спаса на Бору. Статья «Охранение» в дальневосточной и
русско-американской прессе молит об Успенском Соборе.
«Пьяные вандалы», «Друзья сокровищ Культуры»,
«Возобновление», «Охрана», «Правда нерушима», «Защита». Под всеми доходчивыми
до сердца человеческими словами молим о сохранении Святынь в Культуре.
«Твердыня Пламенная» — в статьях: «Конвенции Знамени Мира»,
«Знамя», «О мире и культуре моления» и во многих других статьях, обошедших
прессу Европы, Америки, Индии, говорилось все о том же сохранении.
В моем обращении к гор. Брюгге сказано: «Прилагаю мое
воззвание, которое по постановлению нашего комитета в Нью-Йорке будет 27-го
сего февраля прочтено во всех храмах. Не сомневаюсь, что собор Святой Крови и
другие храмы Бельгии присоединятся к благому обращению нашего комитета».
Две конференции в Бельгии под председательством г.Тюльпинка
и под покровительством Адачи, с выставкою священных исторических памятников,
принесли много пользы. Наш Парижский комитет под председательством барона Таубе
и при деятельном генеральном секретаре Шклявере много поработал над введением
Пакта в сферу международного права.
Наконец, в ноябре 33-го года Вашингтонская конференция под
покровительством министра агрикультуры Генри Валласа и под председательством
Л.Горша привлекла уже представителей тридцати шести стран, которые подписали
единогласное постановление, рекомендуя своим правительствам ратификацию Пакта.
Сейчас именно протекает ратификация Пакта. Приходится
слышать о согласии на ратификацию из разных концов мира. В то же время
деятельно сочувствуют и общественные комитеты. И в Латвии и в Болгарии
находятся новые действенные друзья. Понимаю, что кто-то в нетерпении: «Когда
же? Когда же?»... И мы сами в еще большем нетерпении. С еще большим трепетом
оглядываемся на всякие развалины, искажения или небрежения.
Если люди давно понимали ценность священных культурных сокровищ,
то сейчас, в мировом смятении, они должны еще ярче вспомнить всю красоту лучших
творений духа, чтобы тем сознательнее и упорнее ополчиться оружием света на
защиту всего священного, прекрасного, научного.
Сведения о всяких разрушениях и искажениях поступают почти
ежедневно. Если темные силы так действенны и организованны, то неужели же
работники Культуры не найдут в себе объединительного сознания? Неужели сердце
их не подскажет им, что взаимные умаления, оскорбления, разложения лишь
останутся позорною страницею человечества?
Конечно, силы тьмы не желают видеть и считаться с
действительностью. Они ведь питаются тлением и разрушением. Но будут ли
носителями оружия света те, которые своим же будут наносить раны и вредить во
имя того же тлетворного разложения? Прежде всего нужно знать и оценивать
честно. Само сердце подскажет всю ценность сотрудничества, и все трудники во
благо со всех концов мира убежденно воскликнут: «Тесно время! Удвоим усилие!».
* * *
Итак, после долгих усилий Пакт Охранения Культурных Сокровищ
вступил на новую ступень и приближается к осуществлению. В это время требуется
сотрудничество всех, для кого слово Культура не является только пустым звуком.
Бережно, сочувственно, в благом сотрудничестве нужно помогать тем, которые во
многих странах и часто в больших трудностях устремлены ко благу и созиданию.
1935
<Оглавление>
<далее>