Агни Йога - подборка по теме: "Любовь" (часть 11)
Надземное т.I, 102. Урусвати чувствует соотношения миров. Между тем, эти
границы обычно не различаемы. Миры разделяются на многие состояния и даже
входят один в другой. Только чувствознание может понять границу таких
группировок, но еще труднее осознать эволюцию миров. Если все живет движением,
то и состояние миров не может быть без движения.
Мы уже говорили об уплотненном астрале; с другой стороны,
телесный мир постигает энергию мысли и тем значительно видоизменяет сущность
плоти. Значит, между Миром Тонким и телесным, почти на глазах человечества,
образуются новые состояния. Таким образом, и между Тонким и Огненным Миром
начинают зарождаться новые формы. Эти звенья образуют тягу кверху. Никто не
может сомневаться, что в Беспредельности такое безграничное нарастание
возможно.
Если представим себе величайшего Подвижника на Земле, то
естественно он представит несравненную мощь в Тонком Мире. Соприкасание с
очищенным огнем пространства повлечет его в Мир Огненный. И нет того предела,
который воспрепятствовал бы восхождению неусомнившегося духа.
Сомнение как прореха в воздушном шаре. Итак, все несется в
движении в Беспредельности. Говорю это к тому, чтобы напомнить, что
естественное положение человека кверху. А сомнение — не что иное, как дырявые карманы,
в них алмазы не сохранить.
Перейдем к Нашей Обители. Сомнение в ней не живет. Тяга
кверху велика. Немало усилий требуется, чтобы не оторваться от Земли. Земные
вериги наложены добровольно и сознательно. Жертвенность сложена из любви, и опыт прежних жизней дал любовь
к страдающим. Опыт или возжжет любовь, или заострит
ненависть. Но кто же первый сядет на кол ненависти? Не сам ли ненавистник?
Любовь должна быть мудрой и
действенной. На таком понимании легко споткнуться или впасть в ханжество. Лишь
труд на пользу Мира даст равновесие. Труд дает и радость, и понимание
Беспредельности. Он же даст и познание движения миров.
Спросят — в чем лучшая пранаяма? Чем вырабатывается лучший
ритм? Чем побеждается червь уныния? — Трудом. Лишь в труде образуется
очарование совершенствования. В труде придет и огненное крещение.
Надземное т.I, 103. Урусвати знает час спешный. Не легко сочетать
спешность с гармонией, умеренность с неудержимостью. Можно назвать много
кажущихся противоположений, но жизнь найдет всему место. Мы должны утвердить
самую деятельную основу, и чувствознание укажет ритм труда. Мир несется
неудержимо, и темп труда должен поспевать за скачкою в Беспредельности.
Мы уже говорили о тяге кверху, но может быть и вечное
падение в бездну. Только труд может дать то качество, которое будет
спасательным кругом. Нужно любить качество всей жизни.
Малейшая утрата качества подавляет все поступательные движения. Так, вы
правильно сожалеете о народах, которые позабыли о высоком качестве всей жизни.
Но не будем отчаиваться, если потенциал сердца велик. Час спешный тоже поможет,
ибо напрягает все силы человека.
Не думайте, что Наша Обитель не следит за часом спешным.
Не только в одном отношении выявляется такая спешность. Она идет целыми
группами и может быть определена по общему напряжению. Так и теперь можно
увидеть, насколько спешит сущность событий. Люди пытаются не замечать эту
спешность, но такие попытки походят на шатание слепых.
Явим понимание часу спешному.
Надземное т.I, 105. Урусвати чует, как широки могут быть земные посевы
при истинном сотрудничестве. Никто не знает, как далеко может переноситься
мысль человеческая в сохранном виде. Никто не может полностью уловить, какое
поручение ему доверено из Тонкого Мира. Но каждому дается крупица добра, чтобы
человек вокруг нее образовал свое земное испытание. Но люди не думают об этих
благих частицах, ибо они не желают иметь представления о тех Высших Мирах,
откуда проистекают чудесные волны добра.
Если бы люди запомнили такие доверенные им крупицы блага,
то многие злые явления уничтожились бы сами собою. Мы посылаем людям мысли о
добре, им порученном, но такие посылки часто не только не воспринимаются, но и
отвергаются с возмущением. Такое возмущение происходит от нежелания помнить о
мирах, где земная жизнь будет лишь малой пылинкой.
Люди не любят представлять себе,
что их пышные земные нагромождения поблекнут перед мысленным творчеством Высших
Миров. Из такого земного эгоизма происходит и отвергание сотрудничества. Между
тем, без сотрудничества уже невозможно познание широких областей. Необходимо
познать Миры Высшие. Необходимо начать мыслить о них. В таком мышлении
вспомнятся и порученные крупицы блага. Припомнится в час предрассветный, как
поручалось донести на Землю тонкие и прекрасные построения. Ведь каждому,
готовому к воплощению, дается по силам его поручение добра. Человек может в
вихре свободной воли отринуть это ценное поручение, но когда-то он вернется,
чтобы подобрать рассыпанные зерна.
Среди Наших трудов напоминания людям об их назначении
являются особенно трудными. Люди даже называют Нас Незримым Правительством, но
не желают последовать самому простому совету. Столько советов отвергается и
подвергается осмеянию. Так поступают те, кто почитает Нас Святыми и Мудрецами.
Надземное т.I, 116. Урусвати знает соотношение битвы и созидания.
Явления битвы и созидания, с земной точки зрения, будут противоположны. Но Мы
скажем — созидание есть рассеивание тьмы. Значит, вместо противоположения
получается сочетание. Нас часто обвиняют, что Мы запугиваем битвой и что Наша
битва почти бесконечна.
Люди утверждают, что созидание мирно, но битва
убийственна. Можно ли представить себе созидание без сложения элементов, без
мужественного преоборения препятствий? Так и Наша битва есть преоборение хаоса.
Если не будет такой обороны, волны хаоса захлестнут все достижения. Нужно
твердо согласиться на понимании битвы и созидания как действенных Начал Бытия.
Так, когда Мы говорим о движении, Мы имеем в виду то же
преодоление тьмы. Мы говорим о необходимости полюбить
битву не как братоубийственную резню, но как прекрасную оборону всего
проявленного мира. Невозможно пребывать в кажущемся покое, когда хаос бушует.
Можно напомнить древнее изречение, когда для познания мира предлагалось
пережить несколько землетрясений. Только у черты бытия можно почуять и полет в
Беспредельность.
Многие не поймут сказанного, для них битва есть
противоположение созиданию. Невозможно сказать толпам о беспредельной битве.
Только некоторые истинные испытатели усмотрят, насколько их смелые опыты
подобны битве. Старинные изображения светлых Духов, непременно, снабжали их
вооружением. Но и каждый ученый приступает к исследованию в доспехе знания.
У Нас имеются доспехи физические и духовные. Советуем
нашим последователям приобрести доспех, который убережет от удара хаоса. Не
будем принимать Наши слова о доспехе как символ, наоборот, поймем, как оборону
которая создана нашим сознанием. Можно укрепить твердыню, когда мост к Башне Чунг
прочен.
Надземное т.I, 120. Урусвати знает значение момента между сном и
бодрствованием. Это мгновение называется алмазом сознания. В течение такого
переходного состояния сознания человек одинаково принадлежит и плотному, и
Тонкому Миру. Если бы люди сознательно отнеслись к таким прозрениям, многое
облегчилось бы при изучении психической энергии.
Для осознания священного момента не нужно никакого
таинственного посвящения. Каждому дается возможность приобщиться к двум Мирам,
если только несчастная свободная воля не толкнет человека к мертвому отрицанию.
Мы не любим слово «смерть» и все от него производные.
Но все невежественные отрицатели могут быть названы мертвыми.
Правильно замечено, что для осознания алмазного мгновения
нужна особая вибрация. Но и такая вибрация порождается через чистое
устремление. Но для такого устремления нужно сознательное познание. Не магия и
не колдовство почуять прекрасное мгновение. Когда человек приносит в плотный
мир впечатления из Тонкого Мира, он может предчувствовать и Врата Огненные.
У Нас такие алмазные мгновения усилены и углублены ясным
пониманием их значения. Ведь они так кратки, что не требуют напряжения сил.
Могут быть длительные общения с Тонким Миром, но овладение двумя мирами
коротко. Мы не говорим сейчас о Нашем Проводе и о мировых сообщениях. Мои слова
не из Тонкого Мира, но есть передача на расстояние. Сейчас Мы говорим о
посещении Тонкого Мира, когда тонкое тело возвращается в плотное. Наши беседы
принадлежат к области передачи мысли на расстояние, но междумировое мгновение
имеется у каждого человека, стоит лишь распознать его.
Когда Урусвати видит происходящее в Нашей Башне, это
особый вид так называемой телевизии, а беседа соответствует телеграфному
прямому проводу. Этот Провод не может быть открыт каждому. Не может быть
открыто каждому Общение с Нами. Сейчас Мы говорим о другом, об алмазном
мгновении, которое может быть замечено между сном и бодрствованием при
возвращении тонкого тела в плотное. Каждое воспоминание о Тонком Мире будет
очень полезно при эволюции человечества. Даже напоминание о низших слоях будет
уместным предупреждением. Мысль человечества движется по направлению познавания
миров. Самый свирепый Армагеддон не может препятствовать сужденному познанию.
Некоторые люди пытаются назвать все миры материальными,
но, в конце концов, духо-материя и есть таковая. Ведь и Башня Чунг состоит из
материи. Не будем затруднять себя номенклатурой, выявляются знамения всех трех
миров, и земной человек может видеть даже искры Мира Огненного.
Надземное т.I, 121. Урусвати знает, насколько неуклонно Мы внушаем
человечеству предсужденные ему открытия, — вспомним воздухоплавание. После
летучих кораблей Атлантиды, казалось бы, что такое завоевание воздуха надолго
прервалось, но мысль о полетах не должна была исчезнуть. Появились многие
сказания о воздушных кораблях, о железных птицах, о коврах-самолетах. Соломон
уже пользовался летательным аппаратом. Наконец, Наш возлюбленный
Леонардо заложил основу научного воздухоплавания. Так можно в разных областях
знания усматривать, как извне нарастали идеи от поэтических легенд до научных
исчислений.
Можно вспомнить миф об Икаре и Симоне Волхве. Такие
указания могут напомнить и о полетах в Тонкий Мир. Как некогда, человек снова
разовьет в себе способность левитации, но для этого нужно, прежде всего,
познать психическую энергию. Такие же предуказания можно проследить и в разных
других областях. Не забываем напоминать людям о тех стучащихся к ним
возможностях, которые могут ускорить эволюцию.
Не забудем, что современные вычисления очень несовершенны,
ибо в них забыты некоторые факторы. По сей день не принимается в расчет
всеначальная энергия и многие токи сильнейших химических сочетаний. Ученые
нечасто внимают Нашим советам. Можно видеть, что многие открытия произошли как
бы вследствие каких-то случайностей, — не было ли в них шепота из Башни Чунг?
Часто Мы принуждены дать указание не специалисту, но
восприимчивому труженику других областей. Жены и сестры изобретателей могут
сказать, как нередко они, по чувствознанию, направляли сужденное открытие.
Неутомимо будем твердить о неотложных нуждах человечества.
Надземное т.I, 124. Урусвати видела Нашу охранительную ткань. Мы
простираем незримые потоки такой светоносной ткани. Она препятствует темным
нападениям. Она же охраняет Докиуд, где отдыхают Наши сотрудники перед
принятием нового труда.
Нужно понять, что Наши лучи и токи особенно благодетельны,
когда они воспринимаются сознательно. Можно сказать, что польза Наших воздействий
возрастает сторицею, если она воспринята в сердце.
Люди жалуются и томятся, ибо не признают реальность Наших
посылок. Постоянно можно слышать о страдании, одиночестве, но каждое Наше
послание будет не принято и лишь возбудит непристойное суждение. Даже самые
явные проявления Наши будут забыты и объяснены житейски. Но каждое устремление
к Нам уже даст благие всходы, только нужно предоставить Нам избрать лучшие
пути.
Урусвати замечает даже краткие явления охранительной
ткани, но многие даже не обратят внимания и на длительные знамения. Как же
доверить им подробности Нашей внутренней жизни! Они, вместо познания, найдут
лишь поводы к новым отрицаниям. Так Мы и все истинные сотрудники должны четко
различать, что можно сказать с пользою. Не будем зазывать к Учению, ибо сердце
не раскрытое не сможет осознать, в чем польза и где красота. Яркое понимание
Учения нуждается в сердечном открытии. Пусть чаще обращаются к Нам и полюбят думу о Нашей Обители.
Надземное т.I, 126. Урусвати поощряет сотрудников выписывать из книг
Учения относящееся к всеначальной энергии — правильно. Следует набирать части
мозаики в целую книгу. При этом не забудем, что некоторые лица шепчут, что
книги Учения говорят об одном и том же. Невежды, не читающие внимательно книги,
не видят, что в каждом приближении к предмету вводится новая подробность. Нужно
делать выписки последовательно, лишь тогда можно заметить обороты спирали
оповещения. Пусть найдут привлекательность в нанизывании советов и указаний,
при такой тщательной работе можно наблюдать за методом Нашим.
Мы, прежде всего, указываем на возможности, но не
вторгаясь в карму. Какая же будет честь исследователю, если он повторит Наши
слова, не приложив своего труда?! Сознание обогащается лишь в процессе
мышления. Механическое повторение не приведет к новому синтезу. Нужно
наблюдать, как Мы ведем мышление, не нарушая самодеятельности. Мы указываем
путь, но каждый поворот тропинки должен быть узнан.
Наша внутренняя жизнь обусловлена определенными методами,
основанными на непреложных законах. Наша Обитель может существовать лишь
исполнением законов эволюции. Вы замечали, как совершенно неожиданные ученые
утверждали предусмотренное в Учении. Кроме распространения Учения можно бы
указать, как часто ученые получают как бы случайные импульсы. Наши мыслительные
посылки летят по всему миру. Мы не скупимся и сеем в пространстве. Пространство
полно разных идей. Кто-то назвал такое состояние пищеварением Беспредельности.
Особенно нужно полюбить тщательную
работу, только при ней можно знакомиться с методом Братства.
Надземное т.I, 130. Урусвати знает, какие опасности окружают и Нас.
Несведущие люди полагают, что Мы не можем испытывать никаких опасностей во всей
Беспредельности! Конечно, в отношении земных условий Мы достаточно защищены
знанием, но все относительно, и когда мысль устремляется в Беспредельность, то
и меры находятся иные.
Нужно при всех условиях сохранять чувство героизма. Только
этим мерилом можно познать и продвижение в будущее. Мы делим героев на бессознательных
и определенных. Те, кто знает, ради чего они трудятся и страдают, уже будут
определенными героями. Не убоятся они опасностей, хотя и будут знать их
истинные размеры. Среди пространственных токов, среди злобной воли, среди ужаса
смелые герои живут, трудятся и творят. Герои знают, что их земная жизнь может
прерваться каждое мгновение, но это знание не ослабляет напряжения. Они
сознают, что в любом состоянии они продолжат подвиг.
Ничто не воспрепятствует их воле проявиться среди всех сфер.
Различие между бессознательными и определенными героями
велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут отступить, но определенные
герои не отступят и продолжат путь, неся все накопленные веками
пространственные познания. Они сумеют превратить познание в чувство и наполнить
им свое сердце. Там, где преисполнено сердце, там совершается полет в будущее.
Суровое знание опасности лишь дает герою радость.
Говорю, чтобы указать на основную твердыню Нашей
внутренней жизни. Примеры героизма можно видеть на бывших жизнях Наших Братьев.
Разве не будет вам доспех трудный, но прекрасный Наша Жизнь?
Надземное т.I, 142. Урусвати знает, насколько внимательно нужно
относиться к Нашим указаниям. Люди склонны относить к себе даже космические
данные. Конечно, утонченная внимательность появляется как следствие великой
преданности. Из любви и преданности рождается уменье
прислушаться к словам Учителя. С годами можно убедиться, насколько своевременны
были все Наши указания. Часто для памяти Мы называем лишь страну, или город,
или имя, но если сопоставить эти заметки, можно получить целую цепь событий.
Армагеддон начался в тридцать первом году, и теперь
ссылаются на сорок второй год, когда произойдет следующая ступень мировых
решений. Сорок второй год Мы уже называли, тем показательнее, что тот же год
звучит в толпах. Около каждого указания развертывается целая эпопея мирового
значения.
Вспомним, в каких кратких словах было сказано о Китае, и
не только о судьбе одного народа, но и о событиях многих стран. Только чуткое
ухо может уловить спешно названные имена. Иногда Мы несколько изменяем имя,
чтобы избежать подслушивания. Но когда в жизни это имя появляется,
чувствознание немедленно остановит внимание на нем. Техника предвидения
составит огромную науку в будущем, но она может быть дана, когда человеческое
сознание оздоровится.
Правильно сожалеете о пренебрежении к гуманитарным наукам,
только разумное сотрудничество всех наук даст понятие о единстве знания. Но
каждое изуверство основано на отрицании и на осуждении. Так, можно видеть, с
чем Нам приходится бороться. Но люди не жалеют осуждений в отношении Нас. Не
изуверы, но даже мыслящие пытаются исправлять Наши наставления. Напомним о
писателе, который предлагал ограничить Наши задания, даже не потрудившись
прочесть Наш совет. Можно назвать многих, которые пытались препятствовать
деятельности Братства. Впоследствии некоторые неправые судьи раскаивались, но
нанесенный вред должен быть изжит. Такие нарывы изживаний составляют самую
тяжкую долю земную. Текущие трудные дни не что иное, как изживание бесчисленных
скоплений. Прислушаемся внимательно к стону Земли.
Надземное т.I, 150. Урусвати знает, что Великий Путник направлял
сознание человеческое к Наивысшему. Он понимал, как люди еще не могли мыслить
срединным путем. Так, даже если человек пытался произнести Несказуемое, и тогда
Великий предоставлял лучше обращаться к Наивысшему, нежели понизить мышление.
Нужно понять, как Великий учил народ молиться в сердце, на горе, среди горнего
вдохновения.
Невозможно объять всю глубину проповеди Великого, ибо в
самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно ценность
Его подвига была в простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но
красота была в том, что высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно
постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро —
такова деятельность Великого Путника.
И в Тонком Мире влияние Его велико, и любит
Он опускаться в низшие слои, чтобы прана Его ауры очищала темные сферы. Не
думайте, что Ему, даже Ему, легки такие нисхождения. Тем более может служить
примером Его целительное прикасание к язвам страданий.
У Нас принято посещать низшие сферы Тонкого Мира. Уявление
сердца может спасти множества.
Надземное т.I, 152. Урусвати слышала величественную музыку сфер и также
скрежет хаоса. Из этого смятения и воплей Великие Учителя образуют гармоничную
симфонию. Только тот, кто слышал обе крайности, может судить о протяжении такой
эволюции. Лишь несведущие полагают, что арфы небесные звучат по первому
приказу. Но от бездны хаоса до гармонии Небес — путь труден. Потому-то Великие
Учителя будут и Великими Тружениками.
Люди хотят видеть Учителей в своем одеянии. Если Учитель в
какой-то мере отличается от самовольного пpедставления, то немалое сомнение
возникает. Тpебующий не подумает, что его запpос основан на невежестве, и не
может вообpазить, что измышленный им облик будет пошлым. Вообще, в большинстве
случаев, Изобpажение Великих Учителей пpедставляет безвкусие. Люди хотят, чтобы
Учитель и внешне отличался от пpисутствующих. В таком случае присутствующие не
распознали бы Великого Путника.
Он не отказывался посещать праздничные собрания и
беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов
давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность
даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению,
Учитель уделял слишком большое внимание незначительному человеку. Между тем,
прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за
беседы с женщинами, но Учение было охранено, именно, женщинами. Также осуждали
присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришел к людям, а не
для одной секты.
Упоминаю о таких осуждениях, ибо они сделали Облик
Великого Путника еще человечнее. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не
страдал, то и подвиг Его утерял бы свое величие. Никто не думал, какие
страдания причиняли Ему соприкасания с разными беспорядочными излучениями.
Мысль о подвиге не покидала Великого Путника. Осуждение,
слышанное Им, тоже привходило в несение подвига. Так проходил свой
стремительный путь Великий Учитель. Мы любим вспоминать
такие примеры.
Надземное т.I, 155. Урусвати знает, насколько долго помнят животные
излучения своего хозяина. Если это можно наблюдать в повседневности, то
насколько мощно наслаивается излучение Великого Учителя! По этому можно
замечать, что Учителя, с одной стороны, закладывают магниты, но с другой, Они
уничтожают свои вещи, чтобы не оставлять умышленных излучений в невежественных
руках.
Можно видеть в истории, как распылялись предметы,
принадлежавшие Учителям. Например, картины Сен-Жермена остались в четырех
странах: во Франции, в Англии, в Германии и в Нидерландах под разными именами.
Несколько осталось в семье Ван-Ло, но большинство было уничтожено автором.
Такая же судьба принадлежала предметам, бывшим около
Великого Путника. Говорю о предметах, бывших около, ибо Он их своими не считал.
Такой отказ от собственности выливался естественно, ибо Он шел стремительно.
Немало было удивления среди учеников, когда Он хотел
трудиться вместе с ними, чтобы пропитание давалось трудом. Именно такая основа
применялась и другими Нашими Братьями. Один, бывший императором, любил при начале трапезы сказать: «Кажется, заработал свой
хлеб». Несколько самых ревностных учеников отпали именно по причине такого
постоянного труда. Знаете такой пример и на севере.
Таким образом, нужно очень понять распределение магнитов, оставленных
Великим Путником. Их немного, но места их замечательны. Он поручал ученикам
относить такие магниты в дальние страны. Нужно вспомнить, как далеко проникали
Его вестники. Люди не знали их, но все-таки чуяли значение таких посланников и
ненавидели их, как злобствуют на все непонятное.
Надземное т.I, 159. Урусвати может передать черты Великого Путника
художнику, склонному к изображению человеческих ликов; хотя бы в общих чертах
можно запечатлеть Изображение. Напомним еще раз черты Его: волосы светло-русые
и, действительно, довольно длинные, концы их несколько темнее, слегка
волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий,
но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но невелики, глаза синие и
подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос
небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы
небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на
подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько
красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым.
Так и каждый, обращающийся к Учителю, должен
преисполниться любовью. Почитание и уважение без любви не могут быть действительными. Некоторые думают, что любовь может унижать почитание. В этом заблуждении заключено
непонимание высшего чувства. Лишь тот ученик, кто любит
Учителя. Каждое обращение имеет основой любовь или
страх, но страх неуместен там, где стремятся к Свету.
Урусвати вспомнила, как совершала плавание в лотосе. При
всей хрупкости такой ладьи, она не ощущала никакого страха. Это символ
бесстрашия при устремлении к Учителю. Лишь любовь может
создать такое бесстрашие. Очень нужно развивать в себе такую пламенную любовь. Даже здоровье укрепится при таком высшем чувстве. Невозможно
без нити любви противостоять всем натискам хаоса.
Вспоминая Лик Учителя, можно проникнуться любовью. При этом нужно помнить, что не может быть
исключительной любви среди Братства Великих Учителей.
Ученик будет иметь своего Учителя, но он будет относиться с любовью
и к другим Учителям. Именно избранный Учитель будет ближайшим, но, узнавая
подвиги других Учителей, чувство любви будет искренним.
Надземное т.I, 163. Урусвати знает, что лучшие поучения Великого Путника
и поразительные исцеления остались незапечатленными. Кроме обращения к народу и
к ученикам, Он имел много собеседований наедине. Кто же мог записать такие
замечательные поучения?
О смене жизней Учитель не говорил народу, ибо в Его стране
эта истина не была бы понята. Даже из учеников немногие усваивали вполне
перевоплощение. Перевоплощение было известно некоторым сектам и так же, как и
теперь, оно отрицалось многими. Именно, так же как и теперь, смена жизней
вызывала ожесточенные споры.
Учитель любил говорить о предметах
спорных наедине, ибо тогда Он мог сообщать по уровню сознания. Много было таких
одиночных бесед. Иногда они касались начальных предметов, но бывали и
собеседования с весьма образованными философами. Одни приходили боязливо в
ночную пору, но другие решались приближаться и днем. Великое терпение Он
проявлял ко всем. Можно себе представить, как было заполнено время Его в
течение краткого подвига. Ученики часто недоумевали, когда имел Он время для
сна?
Также многие замечательные исцеления происходили незаметно.
Люди замечали исцеления безумия, паралича, слепоты и глухоты. Такие исцеления
своею очевидностью поражали толпу. Действительно, когда немые заговорили и
прокаженный очистился, толпа была потрясена. Но, с научной точки зрения, иные
чудеса были еще замечательнее. Учитель силою воли останавливал внутренние
разрушительные процессы. Толпа и даже близкие не могли оценить такое мощное
воздействие. Оно заставляло двигаться не только омертвелые мускулы, но могло
заживлять пораженные ткани. Проявлялась такая сила мысли, о которой человек мог
лишь мечтать.
Это воздействие уже невозможно называть внушением. Оно
должно было бы уже называться победою над плотью. И теперь, когда люди начали
изучать силу мысли, они должны вспомнить о бывших замечательных победах мысли.
В основе пусть будет соизмеримость, тогда энергия устремится по кратчайшему
пути.
Надземное т.I, 168. Урусвати знает, что каждое доброе действие
преображает частицу хаоса, потому каждое творение доброе называем сожжением
хаоса. Такая метафора имеет реальное основание. В порыве к добру, к свету
зажигаются лучшие огни, и они выявляют хаос в новом очищенном виде.
Люди иногда думают, что сотрудничество с Братством
обрушивает на них ярость тьмы — предположение неверно. Гораздо ближе сказать, что
каждое добро сотворенное привлекает злобу темных.
Наверное, найдутся малодушные, которые скажут — для
благополучия нашего не будем творить добра. Велико число таких отказавшихся от
добра. Уберегли они сердце свое от добра. Потушили они огни и погрузились в
сумерки. Но очень отвратительны призраки сумеречные. Кто боится добра, тот
потонет в хаосе.
Великий Путник учил любить добро.
Много было извращено Его Учение. Даже самые простые слова не уберегли Учения, и
люди сумели обернуть Истину для своих торговых дел. Изгнание торгашей из храма
остается символом предостерегающим, но и храм должен быть в духе. Значит,
торгашество должно быть изгнано в духе. Никто не может запретить обмен
жизненных припасов, но пусть торгаши решают дела при свете огней сердца. Тем
самым главные основы жизни могут светиться сиянием добра.
Слышу злобный хохот. Хаос содрогается и надеется, что его
слуги не отступят. Так мысль о добре привлекает и судорогу зла. Не убоимся
самой ужасной гримасы зла, лишь бы увеличить запас добра.
Надземное т.I, 170. Урусвати знает, что около вопросов космогонии и
религии должна быть проявлена особая целесообразность. Можно оценить слова
Великого Путника, что Он пришел исполнить прежний закон. Многие приступали к
Нему с вопросом — плоска ли Земля? Он же отвечал: «Для вас она плоска». Так во
всем Он отвечал по сознанию. Можно учиться простоте и утонченности Его ответов.
Нужно помнить, что по завету Братства, прежде всего, необходимо говорить по
сознанию. Лишь в мыслях Учитель мог рубить канаты предрассудков, но слова Его
соответствовали сознанию слушателей.
Среди Его заветов были весьма углубленные, но слушатели
принимали их по своему уровню. Доля Учителя одинакова во всех веках, Он должен
иметь терпение и сострадание по уровню учеников. Несчетно должен Он касаться
тех же вопросов и не может досадить совопрошателю, напомнив, что заданный
вопрос уже давно отвечен. Но можно представить себе уровень вопрошателей, и
тогда можно поразиться неистощимому терпению Учителя.
Нужно прожить много существований, чтобы запастись таким
терпением и понять, в чем заключается помощь человечеству. Так вырастает и любовь к человечеству, — не к особям, но ко всему
человечеству, которое обладает свободной волей. Можно много терзаться, наблюдая
злоупотребление этим высшим даром, но тем более зарождается решение помощи
заблуждающимся. Так можно представить себе внутреннюю жизнь Учителя.
Нужно понять радость подвигу, которая живет в сердце
Посланного на спасение человечества. Не убоимся назвать это служение спасением
человечества.
Надземное т.I, 172. Урусвати знает, насколько западает слово в детское
сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети
чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей — не
помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием
памяти. Пусть с годами опять замрет память о прошлом, но все-таки останется
искра прекрасного существования.
Великий Путник любил открывать
память. Он приближал к Себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою,
тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил
детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним как к взрослым,
Он был прав, ибо когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится
взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним как равный. Они
сохранят такое воспоминание на всю жизнь.
Может быть, именно дети помнили Учителя больше, чем
исцеленные Им. Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и
каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить
воспоминание о Тонком Мире. Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где
засияла искра существования Тонкого Мира, и облегчится сношение с Миром
Невидимым.
Явления Учителя в тонком теле укрепили учеников в
реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять сущность этого Мира, но,
все-таки, окно приоткрылось.
Надземное т.I, 176. Урусвати знает, насколько неожиданно складывается
мозаика жизни, но такая нежданность лишь от земного плана. Часто человек
говорит или пишет с одним намерением, но от Высших Сил он бывает направляем с
совершенно иной целью. Человек думает, что он достиг успеха в желанном ему
направлении, но на самом деле он получил удачу гораздо большую в нежданной для
него области. Он пишет определенному лицу, но следствие получается с нежданной
стороны.
Нередко Мы учитываем многообразные следствия от одного
действия. Если бы Мы перечислили все последствия, человек может смутиться. Он
попытается сузить и тем ослабит свою психическую энергию. Только с расширением
сознания можно получить широту кругозора.
Великий Путник учил о расширении сознания. Он повторял:
«Откройте глаза и уши». Не только к своим поучениям Он предлагал открыть уши,
конечно, Он указывал сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном
сознании. Но нельзя вдеть веревку в игольное ушко. Большое послание не
вмещается в малое ухо.
Можно представить себе, какое множество Его поучений не
вошло в уши слушателей! Многое запомнилось лишь отрывочно. Связь утратилась, и
тем утерялся первоначальный смысл. Не скажу, чтобы смысл сделался превратным,
но стиралась красота слова. Так многие Великие Учителя претерпевали искажение
Их мыслей.
В пространственных скрижалях лучше сохранились мысли
Учителей. Как благодатная роса они нисходят к тем, кто может принять их. Зная
это, Учителя не огорчаются земными искажениями. Сужденное дойдет, и открытое
сердце воспримет.
Человеческие мысли тоже растут в пространстве. Каждая
героическая, самоотверженная мысль есть уже как зерно будущего мира. Не только
Великие Учителя, но и каждый мыслитель в Космосе может быть строителем добрым.
Люди не желают погружаться в мышление о дальних мирах.
Между тем, именно эти мысли будут хорошим очистителем сознания. На
пространственных путях не будет зависти, злобы и грубости.
Великий Учитель часто обращал взор учеников к светилам:
«Много домов, и везде жизнь». Он хотел, чтобы ученики полюбили
Беспредельность.
Все Наши Сестры и Братья любят
беседовать с дальними мирами. Когда сестра Урусвати обращает глаза к сияющей
планете, она вспоминает о своем полете, она радуется дальним мирам.
Надземное т.I, 181. Урусвати знает, насколько люди не хотят признать
преимущества сотрудничества. Мыслитель многообразно обращал людей к этому
спасательному понятию. Он говорил: «Человек есть существо общественное. Он не
может жить без общения с подобными себе. Человек должен познать наиболее
достойное существование. Не звериными обычаями будет совершенствоваться
человек. Каждая мысль, каждое слово уже будут явлением общественным.
Сквернословие и злословие заражают атмосферу и противны
Божественному Началу. Можно продать в рабство тело, но не дух. Любовь к человечеству есть следствие развития сердца, но оно
достигается мышлением. Сама мудрость не может жить на безмыслии.
Последствия раздора, подобно следствию скверной болезни,
сказываются постепенно. Глупцы думают, что избегли последствий, если проснутся
на следующий день. Нарушители сотрудничества должны судиться, как вредители
общественного достояния; изгнание будет их уделом».
Еще учил Он: «Когда путник ночью постучится к вам, вы
спросите его и, вероятно, дадите ночлег. Почему же вы сурово отталкиваете
мысли, которые стучатся к вам? Гость из дальней страны всегда будет желанным,
но мудрая мысль из дальнего мира изгоняется. На базаре вы ищете новостей, но
посланцы Света остаются за порогом.
Сограждане, вы несправедливы. Вы платите золотом за гнилую
пищу, но за питание души вы жалеете и медяшку. Каждая несправедливость есть
разрушение пространства.
Сограждане, если вы перестали стыдиться друг друга, то
отвернитесь от звездного неба, оно с укором смотрит на вас».
Так дальние миры, мысль и сотрудничество были любимыми поучениями Мыслителя.
Надземное т.I, 196. Урусвати знает, что ненавистники пытаются разрушить
даже неистребимое. Был день, когда глашатай от имени старейшин оповещал афинян,
чтобы под страхом изгнания никто не смел произносить имен Перикла, Анаксагора,
Аспазии, Фидия и друзей их. Чернь, наученная старейшинами, требовала
уничтожения Зевса Олимпийского, крича, что это изваяние напоминает им
ненавистного Фидия. Если имена обвиняемых встречались на рукописях, напуганные
граждане спешили сжечь их, хотя бы это было ценнейшим произведением. Осторожные
избегали проходить мимо домов названных людей. Льстецы торопились писать
эпиграммы, в которых под обидными символами изображали крушение Перикла.
Анаксагор изображался в виде осла, кричащего на площади. Знаете и о смерти
Сократа.
Мыслитель говорил: «Знаем имена Перикла, Анаксагора,
Аспазии и Фидия, но не знаем судей, их осудивших. Мы помним изваяния Фидия, но
не знаем покушавшихся на них. Будем думать, что этот позор человечества
произошел в последний раз, но такая дума будет лишь мечтой.
Человек — общественное животное, но стада человеческие не
умеют мирно пастись, рога не могут употребляться лишь на защиту. И волы могут
нередко служить примером. Явление мысли пусть направляет человека к
Беспредельности».
Также говорил Мыслитель: «Руководители заботятся о
сохранении Прекрасного. Фидий ввержен был в темницу, тем самым человечество
ввергло себя во тьму. Люди будут изумляться своей жестокой судьбе, но разве не
они сами заслужили ее?»
«Старейшины, гонители правды, имена ваши стерлись, но груз
обратился в тягость. Сейчас мы встретили прокаженного, он не помнит, какую
правду он попрал», — так предостерегал Мыслитель. И каждый из Нас, в свое
время, на своем наречии произносил те же слова. Люди не любят
слушать то, что они заранее решили не исполнять. В час жестокой
братоубийственной резни люди поминают Христа, тем кощунственнее будет такое
поношение. Лжесвидетели будут клясться на самых священных предметах повторно.
Люди не будут страшиться произносить ложную клятву и насмехаться над верою
соседа. Найдут время и для хулы, и для поношения, а сами трудиться не умеют!
Они иногда думают и об общине, но не умеют даже в своем обиходе приложиться к
общему делу.
Урусвати знает, как невозможно разрушить неистребимое.
Надземное т.I, 198. Урусвати знает, что устремленный вперед ощущает на
себе особый ветер. Люди боятся противоставить себя вихрю. Они предпочитают
оставаться в хвосте, лишь бы не подвергнуться порывам вихря. Мало кто захочет,
ради ускорения продвижения, предстать под удары дождя и града.
Мыслитель говорил: «Будем весьма осторожны с людьми
шаткими, иногда нужно позволить им пребывать в их заблуждениях. Многие не
понимают бренности земной собственности, им невозможно внушить смысл Бытия. Пусть
они побудут в своем заблуждении. Когда они несколько раз примут плотное тело,
они постепенно будут освобождаться от чар вещей. Они научатся любоваться
творчеством безусловно. Не следует принуждать людей к тому, что они не могут
воспринять и вместить. Нужно сказать им об Истине, но насильно нельзя приказать
познать Истину. Насилие породит восстание. Могут быть при этом такие
противоестественные нарушения, что вместо продвижения может оказаться
отступление.
Каждый школьный учитель может наблюдать, как осторожно
следует обращаться с учениками в переходных годах. Учитель сумеет так
рассказать о жизни, что каждый поймет, что он сам дошел до такого решения.
Учитель будет истинным садовником. Он поймет, какой ветер может полезно отнести
зрелые семена».
Надземное т.I, 202. Урусвати знает, насколько смутно различают люди
главное от ничтожного. Мало того, люди предчувствуют приближение главного и,
вместо встречи этого основного, пытаются заслониться ничтожными выдумками.
Можно наблюдать, как люди ценят ничтожное, они берегут его как средство
избежать приближения самого главного. Они не признают, что в главном заключено
и прекрасное. Люди предпочитают ветошь ничтожную, лишь бы спастись от блеска
прекрасного. Нужно очень пристально различать, какие виды ничтожного особенно
близки людям. Только зная таких насекомых, можно научиться искоренять их.
При наступлении главного можно заметить особую тишину, но
именно тогда скоморохи начнут звенеть колокольцами и стучать в бубны. Можно
заметить, что перед великим сдвигом толпы впадают в неистовство и бешенство,
они уже предчувствуют.
Мыслитель говорил: «Не будем собирать уличный сор, чтобы
закрыть им глаза. Нужно изумляться, как люди любят пыль
втирать себе в глаза, но потом спешат искать врача. Но не думайте, что они
позволят вынуть весь сор, с ним они уже срослись.
Каждый герой, могущий взглянуть чистыми глазами, уже будет
опасен для жителей-сорников. Помните, как люди поступали с Периклом? Пусть в
школах, наряду с изучением жизни героев, также познают и отношение людей к ним,
— так составится летопись человечества.
Не будем загадывать, как скоро люди перестанут бояться
великих деятелей. Пусть найдутся труженики, которые постепенно извлекут сор из
глаз народа.
Сердце нестерпимо страдает, когда кровь запыляется».
Надземное т.I, 215. Урусвати знает значение тонкой границы. Поистине,
редко понимают такую границу, невыразимую словами. Как пояснить, почему нечто
позволено, а рядом, на толщину волоса, уже недопустимо. Только расширенное
сознание поймет, где различие между созиданием и разрушением. Многие культы
древности, сочетая в одном символе и созидание, и разрушение, тем указывали на
близость понятий, о которых земной рассудок так грубо судит.
Так же трудно выразить словами, насколько можно влиять на
чужую карму. Можно привести пример учителя, желающего помочь ученику во время
испытания. Учитель может желать всеми силами духа воздействовать на ученика, но
смятенный дух не замечает всех знаков и взглядов одобряющих. Учитель не может криком
остановить ошибку ученика. При всем желании, чтобы испытание закончилось
благополучно, учитель должен молчать или пытаться навести ученика на правильный
путь самым окружным советом.
Не то же ли самое происходит при наблюдении за творимой
кармой? Множество обстоятельств должно быть учтено, прежде самого малого
вторжения в карму. При этом можно задеть множество соседей. Не напрасно названа
такая граница тонкой. Но многие люди будут насмехаться, слыша, что добро и зло
живут по соседству.
Мыслитель часто указывал на это обстоятельство. Он также
приводил пример школьных испытаний. Люди не любили
слушать об испытаниях. Впрочем, это относится ко всем временам.
Надземное т.I, 219. Урусвати знает о неповторимости тончайших сочетаний.
Однажды Мыслитель заметил, что слушатели недостаточно вняли о неповторимости.
Он взял большое бронзовое зеркало и покрыл его ровным слоем песка. Затем по
краю зеркала начал выстукивать различные ритмы, от которых песок складывался в
разные узоры. После Мыслитель предложил ученикам повторить те же ритмы и
достичь тех же узоров. Конечно, никто не мог сделать этого.
Мыслитель сказал: «Слова не всегда убеждают, но самый
простой пример покажет, насколько щедра Природа. Не может быть повторимости в
великолепии Природы. Закон един, но выражения его бесчисленны. Вы не могли
повторить узоров по тысяче причин, но прежде всего потому, что космические
условия уже изменились. Такие тончайшие сочетания должны вас радовать, ибо они
показывают и беспредельность ваших возможностей. Все движется, и ничто не
повторяется. Это условие нужно применить во всей жизни.
Вот дам вам совет, но он будет хорош для применения без
промедления. Вряд ли будет своевременным лекарство, принятое через год после
предписания. В сокровенных хранилищах можно найти множество неиспользованных
советов. Стрелку говорят: «Скорей, не упусти птицу!» Но рука замедлила, и
стрела напрасно рассекла пространство и, может быть, принесла смерть там, где
она не предполагалась.
Если бы человек усвоил закон неповторимости, он
продвинулся бы яро к совершенствованию. Омертвелый разум шепчет — день каждый
не отличается от предыдущего. Вы можете постоянно слышать такие жалобы, но
каждый миг различен. И ваше сознание никогда не вернется к бывшему состоянию,
даже если вы допустите отступление сознания, оно будет пятиться не прежним
путем. Беспредельность в Макрокосмосе и микрокосме. Даже невозможно повторить
песню, ибо каждый раз условия будут иные. Попробуйте вернуться в город, где не
были много лет, — все покажется иным. И ваше сознание никогда не вернется к
прежнему представлению.
Некоторые печалуются о неповторимости, но истинный человек
будет ликовать, ощущая движение».
Так ободрял Мыслитель. Так можно видеть яркое применение
этих основ в Братстве. Привожу вам слова Мыслителя, ибо знаете, как Он
потрудился для Братства.
Если кто скажет — хочу лишь слушать Великого Путника, он
будет ограничивать себя. Мы ценим, когда вы всем сердцем любите
Великого Путника, но сердце может быть неистощимым. Но можно ли заглушать
порывы сердца, когда вы слышите о трудах на благо человечества?
Полная преданность, полный подвиг наполняют дух несломимым
самоотвержением. Самоотвержение есть крылья к Братству.