Агни Йога - подборка по теме: "Любовь" (часть 12)
Надземное т.I, 229. Урусвати знает о движении закона кармы. Можно
наблюдать, как карма постигает не только прямого преступника, но и всех
косвенных соучастников. Не лишено справедливости речение, что за некоторое
злодеяние одного человека страдает целый народ. Не учение о мести, но свойство
духа связывает много сообщников. Кто может сказать, где кончается сродство
крови? Кто может определить, где заключалась главная причина? Кто может судить,
кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению?
Никто не хочет помыслить, как широко двигается карма, и
никто не поищет в чаше накоплений, как он явился соучастником преступления. Мы
можем лишь напомнить о законе, но свободная воля должна избрать свой путь.
Урусвати часто слышит, как ужасается Сестра О. Обычно Она
горюет, видя, какую жестокую карму слагают люди, не желая помыслить о сущности
творимого ими.
Люди очень полюбили слово «карма».
В разных частях света они повторяют его, но не желают понять его значения. С
легкостью утверждают о творении кармы, но не принимают мер для освобождения от
нее. При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки
кармы, и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую карму.
Никто не думает, что закон не может быть нарушен без
особых усилий с обеих сторон. Человек предпочитает и делом, и помыслом творить
карму, а там за горами должны освободить его от самых тяжких последствий.
Люди, когда говорят о карме, уподобляются детям. Кто-то
должен рассчитаться за их проделки. Рост кармы не затрудняет людей, но зато они
впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем лишь усиливая поток следствий.
Среди Наших трудов немалое место занимает сопровождение людей на пути кармы. Мы
не можем сказать против закона, но все же готовы в пределах возможности
намекнуть, где лучшая тропа.
Мыслитель среди своих долгих жизней не уставал
предупреждать людей. Многие ощущали Его заботливые касания, но мало кто
старался понять Его призывы. Мыслитель очень грустно улыбался, когда слышал
людские рассуждения о карме. Иногда Он говорил: «Пусть меньше поминают этот
закон, но живут чище».
Надземное т.I, 232. Урусвати знает, что есть посвящение. Около этого
понятия много смущения. Одни полагают, что посвящение заключается в
приобретении знания, но это лишь путь. Другие думают, что преданность уже есть
посвящение, но это лишь путь. Третьи утверждают, что посвящение есть несение
тайны, но и это лишь путь.
Посвящение есть дерзание приобщиться к Лику Света и не
убояться взглянуть на него. Приобщение к Свету требует отваги, и в такой
степени самоотвержения будет прекрасное посвящение.
Учитель может сообщить множество превосходных знаний, но,
в конце концов, Он скажет: «Теперь дойди один и докажи безбоязненность». Особое
напряжение сознания требуется у конца пути. Все знание разлетается, и путник
остается одиноким на утесах восхождения. Одно пламя сердца согревает, когда
собранные одежды раздираются вихрем. Слышатся голоса, но они не походят на любимый Зов. Нужно заблаговременно приготовиться к Свету и
принять его без страха.
Невозможно рассказать на базаре об ощущении Света.
Посвященный не расскажет о доверенном чувстве. Ничто не заставит сказать то,
что несказуемо. В этом можно отличить посвященного от обманщика, который умеет
закатить глаза и сладко петь о видениях, только ему доступных. Посланные
вестники не болтливы.
Мыслитель предостерегал учеников, чтобы умели донести
доверенное. Он понимал так же, как и Сократ, значение правды. Он говорил:
«Сделайте лучший ларец, ибо правда нуждается в крепком хранилище».
Надземное т.I, 239. Урусвати знает, что действенность энергии возрастает
от усиления чувства любви. Некоторые скажут — это
невозможно. Неужели при выявлении негодования любовь
может иметь место? Но негодование непременно происходит на основе любви. Если человек не знает любви,
он не будет негодовать. Он вообще не возмутится и не создаст напряжения
энергии.
Можно различать два типа людей — горящих или тлеющих. Они
как два полюса. Они никогда не поймут друг друга. И в Тонком Мире можно
различать два стана. Очень трудно возжечь тлеющих. Нужно особое потрясение,
чтобы рубин сердца загорелся. Люди приходят от Земли, сложив характер, и в том
же направлении бродят по Тонкому Миру. Очень трудимся над такими тлеющими. Мы
находим сильные ощущения, чтобы вибрации разбудили дремлющие сердца. При этом
теряется много энергии, но люди не понимают, какие чрезвычайные меры
принимаются, чтобы сердца загорелись и научились напрягать энергию.
У Нас чтут завет Мыслителя о пробуждении сердец. Он
говорил: «Сердце спящее подобно могиле. Тление его удел. Тление его
распространяет разложение. Пусть судьба сохранит нас от разложения».
Надземное т.I, 247. Урусвати знает, насколько иногда уместно
негодование. Люди, казалось бы, должны знать это. Но в беседах нужно не раз
подчеркнуть такое напряжение, иначе добро и благо могут быть истолкованы
ошибочно, как нечто недейственное.
Но может ли человек оставаться молчаливым, когда на его
глазах совершаются отвратительные преступления? Никто никогда не заповедал
оставаться безучастным при поношении достоинства человеческого. Утешение не
велико, если вам разрешат сделаться соучастником преступления. И кто может
позволить это! Даже земные вожди предлагают научиться жить в опасности. Такую
напряженность и Мы советуем. Постоянное напряжение есть дисциплина вибраций.
Неразумно поступает тот, кто предупреждает, что напряжение
разрушает тело. Наоборот, напряжение сознательной настороженности дает тот
обмен, который поможет достичь омоложения. Не думайте, что напряжение есть
причина утомления. Только уныние подавляет силы, но восторг созидает прекрасное
обновление. Так, Мы не будем бояться напряжения, только невежды сочтут его
утомительным бедствием. Пусть они успокоятся на кладбище. Но человек, готовый
восходить, примет возрастающее напряжение как врата праздничные. Тот же человек
будет готов вспыхнуть негодованием, когда при нем будут поносить самое Высшее.
Мы любим видеть, как высоко сияют
лучи праведного негодования. При уходе старого мира особенно часто потребуется
напряжение, и нужно уметь направить его по пути кратчайшему.
Мыслитель указывал, что негодование на несправедливость
есть чудесное исцеление слепых.
Надземное т.I, 263. Урусвати знает, насколько люди избегают заглянуть в
сущность событий и довольствуются немногими познаниями по окружности. Можно
представить, как изменилось бы изложение истории, если бы открылись все
истинные причины и побуждения! Прежде всего, выдвинулись бы неожиданные
деятели, о которых человечество и не подозревает. На месте царей и правителей
мы увидели бы лиц, оставленных в тени. Некоторые из них не замечены по
невежеству, но другие остались невидимыми по закону Братства.
Люди могли бы заметить, как многие события складываются
вне человеческой логики. Подчас можно думать, что происходит необдуманное
смятение, но, на самом деле, после можно убедиться в стройности построения.
Можно иногда заметить, что целая страна или отдельные люди находятся под
осуждением всего мира и, тем не менее, оттуда рождается самое блестящее
достижение. Никто не подумает, что поверх земных соображений нечто повернуло
течение событий.
Давно сказано: «Ищите правых среди осужденных». Невозможно
упустить из виду, как мир нападает на тех, кто несет поручение правды. Но если
люди захотят проникнуть внимательно в сущность событий, они убедятся, что Наша
Рука действует близко.
Пусть люди изучают лиц, стоящих около событий, пусть
поймут, что так называемые правители часто лишь символы, но решения происходят
вне их понимания.
Замечайте, как выполняются Наши предупреждения
относительно некоторых стран. Люди пытаются называть эти предупреждения
угрозами, но Мы далеки от устрашений. Мы готовы ради человеколюбия
предупредить, но Мы не можем остановить течение событий, если Наши советы
отвергаются.
Люди воображают, что катаклизм может пройти лишь в грубом
стремительном проявлении. Но если могут быть состояния хуже войны, то
катаклизмы могут быть весьма разнообразны. Самые мучительные будут заключаться
в разложении стран — эта болезнь хуже водной гибели.
Можно припомнить, как Мы в разное время предупреждали
некоторые страны, и Наши советы были отвергнуты. Свободная воля предпочла
гибель и медленное разложение. Сопоставьте, как со времени предупреждения
менялся характер народа. Мельчали подвиги, люди отвергали защиту лучших
ценностей, превращаясь в базарных глашатаев. Можно видеть разложение, которое
вползает во все области жизни. Можно уже писать целые книги о болезни народа.
Так люди осуждают себя сами, а могли бы понять, что советы были своевременны и нетрудно
было принять их.
Если же люди будут оправдываться тем, что они не
разглядели сущности событий, то можно лишь пожалеть о слепоте. Нужно изучать и
внимательно присматриваться к жизни, чтобы различать истинных деятелей. Когда
убит соловей, тогда нельзя ждать пения.
У Нас ведут записи о последствиях невежества, и такая
история человечества очень прискорбна.
Мыслитель всегда предупреждал не допускать непоправимых
ошибок.
Надземное т.I, 264. Урусвати знает, насколько притворна бывает
человеческая молитва. О значении молитвы мы уже говорили, но следует сказать о
вреде притворной и нанятой молитвы. Люди не дают себе отчета о чрезвычайном
вреде всего лживого, но притворство и подкуп есть высший вид лжи. Нужно
представить себе, как широко распространяется каждая лживая мысль. Тем
преступнее обманывать Того, Кто почитается людьми Наивысшим. Так же
кощунственно нанимать кого-то для молитв.
Можно указать чудовищные примеры, когда люди задумывали
убийство и тут же бормотали молитвы. Между тем, следует не только учить любить правду, но и развить мышление о Мироздании. Не будем
требовать, чтобы люди стали астрономами, но можно советовать мысли о
Беспредельности. Неужели люди будут лгать, познавая величие Мироздания?
Нужно внушать такие мысли, чтобы было стыдно лгать друг
другу и самому себе. К сожалению, не может существовать закон, который запрещал
бы внутреннюю ложь, но может расти такое состояние сознания, при котором стыдно
лгать. Пусть мыслят о красоте Мира, пусть помнят, что каждая мысль уже известна
кому-то.
Странно, что люди приобщаются к Учению и в то же время не
уберегаются от постыдных притворств и поступков.
Урусвати правильно понимает, что человечество нуждается в
простых словах. Именно настает время и уже наступило, когда должны быть
обновлены основы жизни. Невозможно, чтобы люди познавали высшие энергии, не
зная, во имя чего приложить их!
Мыслитель заботился, чтобы каждая мысль уже служила Общему
Благу. Он говорил: «Когда народ поймет сущность Общего Блага, тогда приблизится
счастье».
Надземное т.I, 268. Урусвати знает, насколько ложно люди себе
представляют прежние жизни даже самых известных деятелей. Люди думают, что во
всех жизнях эти Высшие Духи имели совершенно особые условия. Они будто бы не
страдали, не нуждались, не ощущали гонений, которым так часто подвергались.
Люди не могут вообразить, что [такие] великие мыслители,
как Платон, Пифагор или Анаксагор существовали как земные жители. Нужно
приучиться понимать, что полноту чувств не может избежать даже самый
возвышенный деятель. Огни познания вспыхивают тем ярче, чем выше
предназначенный путь.
Не следует полагать, что проданный в рабство Платон не
ощущал всех тягостей, которые связаны с таким состоянием. Он мужественно сносил
такое положение, но в сердце чувствовал всю горечь несправедливости. Именно
потому он мог так говорить о совершенном строе государства. Пифагор, изгнанный,
в нищете, чуял все унижение телесное, но такой пробный камень не заставил его
отступиться. Также и Анаксагор, лишенный всего, мог и на таком тернистом пути
готовить терновый венец величия.
Нужно сопоставить многие жизни, чтобы увидеть, как сияют
огни, возжженные ударами судьбы. Хаос может быть рассматриваем как молот,
высекающий искры. Лишь немудрый может думать, что Учитель ничего не чувствует,
ибо Он превыше всего. Наоборот, Учитель ощущает не только за свою земную жизнь,
но и за бытие всех близких. Такие близкие могут быть как в плотном, так и в
тонком теле. Они могут встречаться телесно, но могут оставаться вне встречи, но
все-таки быть близко в духе.
Не думайте, что Учитель стоит одиноко. Каждый из вас уже
чует мысленные посылки, но тем сильнее вмещает их Учитель. Назовем такие сферы
надземными, хотя все земные чувства в них проявляются. Так, Мы не делим Сущее
на условные разделения. Пусть люди полюбят надземные
мысли, потом они поймут, что в Беспредельности нет ни земного, ни надземного,
есть Сущее.
Надземное т.I, 272. Урусвати знает, что герои и мученики слагают народы.
Что же в этом нового, когда Пифагор и гораздо раньше него уже знали такую
истину? Но все истины должны быть пересмотрены перед ликом науки — так говорят
ученые, и они правы.
Что же представляют собою герои и мученики? В смысле
энергетическом они составляют как бы живые вулканы, извергающие напряженные
энергии. Действительно, такие напряжения необходимы для эволюции. Таким
образом, мы снова приходим к сочетанию этики с биологией. Учение новой жизни
показывает, что энтузиазм и есть благословенное напряжение. Люди не могут быть
без этих ведущих вспышек. Если в Космосе взрывы будут созидательными
импульсами, то и взрывы человеческие также нужны для эволюции.
Многие называют героев и мучеников фанатиками, но [Мы] не любим это определение, оно лишь затемняет лучшую сторону
героизма. Наоборот, истинный герой знает учение самоотвержения. Он идет не для
поражения чего-то, но для лучшего приложения своих сил.
Невозможно спорить против мнения, что мученики сейчас не
существуют. Иные думают, что такие понятия принадлежат ветхой древности.
Неправда, постоянно усиливаются как героизм, так и мученичество, но все идет в
массы народа и потому трудно различимо. Нужно не раз повторить, что народы
создают совершенно новый ритм жизни.
Мыслитель знал, что толпы обратятся в народы, и тогда
будет оценен труд самоотверженный и героизм.
Надземное т.I, 276. Урусвати знает Мой совет записывать необычные и
редкие явления — причин к тому много. Вы читаете о радиэстезии, но нужно знать,
что виды ее очень различаются между собою. Может быть радиэстезия звуковая,
обонятельная и вкусовая. Люди могут замечать, что иногда они наполняются
определенным звучанием. Но при повторности таких явлений можно распознать, что
они являются как бы указанием или напоминанием. То же происходит с вкусовыми и
обонятельными ощущениями. По некоторым причинам человек начинает чувствовать
пристрастие или отвращение к определенным ощущениям, так глубины сознания
стремятся дать человеку спасительные знаки посредством всех его чувств.
Но редко люди обращают внимание на такие призывы. Можно
изучать их лишь при долгих наблюдениях, но кто любит
длительные процессы? Люди читают о возможности мгновенного озарения и полагают,
что они могут избежать учения и долгих наблюдений. Невозможно сказать, что
некоторые опыты требуют нескольких поколений. Каждый хочет озариться
немедленно, хотя бы такой ускоренный процесс угрожал соседу гибелью. Особенно
нужно быть осторожными, когда космические токи так тревожны!
Вы читали о космических опасностях, но их гораздо больше,
нежели ученые могут усмотреть. Комета может угрожать, но вопрос в том, какие
токи будут противопоставлены? Так нужно не только принять в соображение
опасность, но и быть готовыми оказать посильное сопротивление.
Мыслитель давно заметил вред от дыма костров. Он убеждал
употреблять такое дерево, которое не наносит затемнения сознания. У него уже
бывали предупреждения, что когда-то человечество будет отравлять себя и все
сущее.
Надземное т.I, 295. Урусвати знает, насколько тождественны основы
нравственных Учений всех веков. Не может быть иначе, ибо закон един. Могут быть
подробности бытовые и различие наречий, но основы будут нерушимы. Также нужно
понять, что Мы говорим об основах действительных, а не о мнимых. Пример — Мы
указывали, что могут быть времена хуже войны, таким временем будет мнимый мир.
Можно наблюдать, какое разложение вносится мнимыми понятиями, получается
массовая ложь. Люди в основание жизни полагают ложь, и не может эволюция
развиваться на почве лжи. Такая ложь не должна быть смешиваема с майей.
Последняя выражает относительность представления, но мнимость есть явление
извращения.
Так, если люди полны ненависти, но уверяют, что живут в
мире, они останутся лжецами. Нелегко смыть такую ложь. Она продолжается и в
Тонком Мире. Пусть люди подумают, имеют ли они право загрязнять и Тонкие Миры?
Но человек не помышляет о своей ответственности перед Вселенной. Не учат в
школах о непрерывности жизни. Нет такого школьного предмета, который бы помог
уявить величие жизни человека. Нет таких учителей, которые сказали бы об
опасности мнимых понятий. Но все Учения утверждают действительность явления
мира.
Невозможно усвоить, что люди не стремятся к
действительности. Они любят ложь, которая прикрывает
язвы разложения. Люди не желают понять, что ложь, ими созданная, остается с
ними.
Говоря о мнимых понятиях, не следует относить их только к
каким-то огромным событиям. Нужно помнить, что вся жизнь людей наполнена
малыми, но показательными мнимостями. Сколько мнимого мужества, сколько мнимой
преданности, сколько мнимого трудолюбия проявляется по
всему миру!
Мужество и бесстрашие действительно могут охранить от всех
злобных нападений, но мужество должно быть действительным и подлинным. Тонка
граница между подлинным и мнимым. Только на расстоянии можно видеть, где
пробежала искра разделения. Так, нужно напомнить о том, что лишь подлинное
принесет и следствие.
Мыслитель указывал, что ученики должны испытывать себя на
бесстрашии. Если Учитель замечал, что ученик боялся чего-то, Он немедленно
снова ставил его лицом к тому, что его испугало. Такое же испытание
употреблялось и в школах Спарты. При этом, чтобы удостовериться, следили за
выражением глаз. Так и Мы наблюдаем за истинным движением духа. Мы радуемся,
когда можем увидеть подлинное мужество.
Устрашение условными пугалами жизни земной может лишь
доказывать неподготовленность к Тонкому Миру, так как и там можно видеть
устрашающие образины. Но мужественный их не замечает, лишь страх порождает
призраки.
Так учили пифагорейцы.
Надземное т.I, 298. Урусвати знает, что Мы поощряем мастерство во всех
областях труда. Каждый может иметь свое искусство, каждый должен приложиться к
совершенствованию. Пусть эти попытки будут не очень удачны, но они все-таки
помогут найти новое сосредоточение. Мы, во время Нашего пути, постоянно
проводили в жизни усовершенствование не только ремесел, но и искусства. Мы
учили новым химическим сочетаниям. Мы поощряли керамическое и резчицкое
искусства. Мы даже учили сохранять пищевые продукты. Говорю об этом, чтобы
напомнить о разнообразии подходов к эволюции.
Пусть каждый поможет везде, где он может. Пусть не
стесняется малыми возможностями. Там, где есть истинное устремление, там и
легче помочь. Мы ищем все пути.
В каждом ребенке заложено какое-то мастерство. Ребенок
может припомнить заветы из Тонкого Мира. Можно видеть разногласия, происходящие
между взрослыми и детьми. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему
разумению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка.
Дети любят не сами игрушки, но зачатки мастерства, в
них заключенные. Дети любят разобрать игрушку, чтобы
применить ее по-своему. Это свое не будет навеянным из окружающей жизни. Часто
оно напоминает нечто, что ребенок не мог видеть вообще. Имеют большое значение
такие претворения, принесенные из Тонкого Мира.
Мы нередко поддерживаем такие накопления, и можно себе
представить явление битвы, когда Нам приходится бороться с условиями семьи!
Может быть, на тысячу семей найдется одна семья, где обратят внимание на
природу детей.
Мы потратили много сил, давая наставление для семьи. Мы
дали женщинам полноправие, но не успеет оно быть произнесено, как восстают
варвары. И сейчас в целом мире лишь одна страна находится на пути к
полноправию, там же будет развиваться и мастерство. Помните, как говорил — из
лучинок будут слагать солнце. Невозможно сразу уявить значение качества, но
среди молодых можно найти и сотрудников.
Мыслитель, когда видел детей, спрашивал их: «Что хотел бы
ты сделать?» Некоторые отвечали: «Не знаю». Но другие начинали указывать на
давние желания. Им Мыслитель говорил: «Невыполнимое сегодня может быть
достигнуто завтра».
Надземное т.I, 303. Урусвати знает, что основы бытия должны выражаться в
каждом действии человека. Мало лишь читать, мало рассуждать о них, они должны
настолько войти в жизнь человека, чтобы, не упоминая о них, можно было жить по
ним. Для этого нужно распознавать различные слои мысли.
Как существуют три мира, так имеются три слоя мысли.
Человек может мыслить единовременно в трех слоях. Он может иметь земное
мышление, под которым пройдет тонкая мысль и где-то в глубине засияет искра
огненная. Может быть, эти три слоя совпадут, и тогда получится сильное
воздействие. Но обычно люди найдут разлад в своем сознании. Земное мышление
может создавать как бы привлекательные идеи, но тонкое мышление может осудить
их, зная их истинное происхождение. Огненная искра может иногда и вовсе не
вспыхнуть.
Можно наблюдать, как человек одновременно может подпасть
трем различным побуждениям. Какая же сила получится при таком разногласии?
Можно вспомнить старинную сказку, когда в одном человеке совместились и ангел,
и демон. Оба шептали свои наставления. Но искра огненная была зажжена любовью, только тогда демон оставил человека.
Очень поучительно наблюдать, как сменяются мысли трех
слоев. Не нужно думать, что земная мысль непременно будет хуже тонкой. Можно
рассказать, как нередко земная мысль влекла людей к достойным действиям, но
тонкая змеилась по пути, давно изжитому. Конечно, огненная искра будет всегда
безупречной, но необходимо, чтобы она могла возгореться.
Мы следим за наслоениями мыслей и радуемся, когда три слоя
могут быть в единении. Не забудем, что три слоя являются лишь основными
делениями. В сущности, таких делений гораздо больше, но будем иметь в виду три
основы, чтобы не усложнить наблюдения.
Мыслитель наставлял учеников, чтобы они строго следили за
собою в единении мышления. Мыслитель называл такое единение музыкой.
Надземное т.I, 304. Урусвати знает, насколько своеобразно касается карма
целых стран. Можно себе представить, как смешиваются кармы: личная, родовая и
народная. Вы увидите страны, как бы несущие на себе какое-то проклятие. История
этих стран может дать некоторую разгадку, но могут быть причины, не вошедшие на
страницы истории.
Спросят — неужели несправедливость, совершенная в
отношении одного человека, может отразиться на целой стране? Может, тем более,
что многие воплощаются в одном народе. Все такие обстоятельства увеличивают
ответственность человечества. Телесные особенности передаются на многие
поколения, тем печальнее, что люди не думают, что могут передаваться все
кармические признаки.
Урусвати права, полагая, что лучше воплощаться в разных
народах. Но и это соображение нужно усвоить, иначе в Тонком Мире человек
пытается замкнуться среди сородичей и тем лишает себя новых испытаний. В Тонком
Мире сообщаются мысленно и не нуждаются в разных языках. Чудесна возможность
думать на своем языке и, в то же время, быть понятым жителями разных стран. Нет
надобности внушать мысли, наоборот, чем естественнее будет течение мыслей, тем
легче они будут воспринимаемы. Надземна такая возможность, но осознать ее нужно
на Земле, иначе приспособление может затрудниться.
Во сне действует психическая энергия, напитанная земными
токами, но в Тонком Мире может происходить обрыв сознания, потому полезно
закрепить некоторые понятия. Не говорю о тех, кто перешел в Тонкий Мир в полном
сознании, но множества впадают в сон и, во время такого состояния, они
утрачивают память о многом. Накопления оказываются как бы запечатанными в чаше,
и нередко требуется постороннее влияние, чтобы снять эти печати.
Главное нужно запомнить: чтобы не утрачивать сознания,
следует при жизни помнить и твердить, что не забудем при переходе сохранить
сознание. Это и есть то сокровище, которое мы уносим с собою.
Мы обычно не видим спящих в Тонком Мире, ибо они бывают
покрыты непроницаемым флюидом. Можно видеть их в момент пробуждения, но сон не
следует преждевременно нарушать.
Мыслитель заботился о сохранении сознания. По внутреннему
ведению он часто повторял: «Не утеряю сознания». Именно в Надземном нужно
сознание. Сознание земное нас оставляет, но оно преображается в знание духа. И
все-таки, чем яснее сознание земное, тем скорее пробуждается знание духа. На
Земле мы лишь предчувствуем законы кармы, но только знание духа позволит понять
всю совокупность действий кармы.
Вы спросите, почему в Тонком Мире не научат познанию высших
законов? Но многие ли в земных школах стремятся к познанию?
Мыслитель любил изречение Гермеса:
«Как наверху, так и внизу».
Надземное т.I, 305. Урусвати знает, что Мы называем жизнью. Мы говорим:
«Жизнь есть служение эволюции». Может быть, кто-то найдет, что проще сказать —
жизнь есть эволюция. Но Мы намеренно утверждаем слово «служение». Конечно, все
находится в процессе эволюции, но это еще не будет полнотою жизни. Она
получится лишь от сознания служения во всей его добровольности. Утверждаю добровольность
служения как непременный признак правильности пути.
Люди не любят вообще понятия
служения. Они мечтают о времени вне служения. Если им сказать, что вся жизнь
будет непрерывным служением, то они разбегутся, как от самого страшного призрака.
Но они постоянно желают слушать о Нас, о Нашей работе и радости, Они скажут —
какое же это непрерывное служение, если в Братстве слышно пение?
Не может человек понять, что пение является не
времяпрепровождением, но согласованием гармонии. Трудно людям понять, что
искусство есть самое утонченное приложение к эволюции. Они не желают понять,
что Наше указание о необходимости изучения мастерства есть скорейшее
приближение к служению. Добровольный мастер легче всего согласится на
постоянное служение в виде совершенствования. Только мастер не нуждается в
часах, ограничивающих его труд.
Наша жизнь есть добровольное мастерство, не нуждающееся в
ограничивающих часах. Можно и на Земле почти забыть о времени, так служение
будет радостью. Утверждаю, что и к такому сослужению можно начать готовиться в любом состоянии. Человек может признать жизнь как нечто
важное и ответственное, для этого не нужно быть каким-то мудрецом. Можно
привести примеры, как простые земледельцы бывали близки понятию служения. Утеря
понятия служения обратила земное бытие в рабство и безумие. Но сроки
приближаются, когда невольно люди начнут искать смысла жизни. Они в научном
толковании начнут твердить об эволюции. Но затем познают, что их отношение к
жизни должно быть служением.
Мыслитель учил, что понятие служения есть решение задачи
жизни.
Надземное т.I, 318. Урусвати знает, что особенно трудно людям понять
мгновенность психических действий. Люди полагают, что земные мысли должны
подвергаться воздействиям времени. Они не представляют себе, что мысль может
быть мгновенна и порождать молниеносное огненное решение.
Человек говорит — подумаю, но он уже давно подумал.
Огненно в нем уже живет решение, и он под думою предполагает рассудочное
рассуждение. Поучительно наблюдать поединок рассудка с огненным решением.
Рассудок не однажды мог повреждать огненное решение, но само зерно остается
прочно. Оно сокроется в глубине сознания и не раз напомнит о себе. Жаль, что
человек так упорно не желает осознать различные слои мышления, которые живут в
нем. Одно такое осознание помогло бы отнестись бережно к зачаткам мышления.
Часто Мы твердим людям: мысль — молния, но редко понимают
значение такого утверждения. Люди скажут — так нужно понять поспешность
мышления, но Мы имеем в виду не быстроту рассуждения, но молниеносность
психической энергии. Она может помочь в сношениях с Нами, но следует воспринять
ее не как нечто оккультное, но как естественное выражение бытия. Об этой
естественности Мы пытаемся рассказать людям, но они не любят,
когда даже великие следствия происходят от естественных причин.
Мыслитель говорил: «Не может быть в Природе нечто
неестественное».
Надземное т.I, 323. Урусвати знает, что человеку можно помочь в пределах
его сознания. Можно дать обезьяне драгоценный алмаз, но она лишь позабавится и
бросит. Можно дать ей огромное количество ценностей, и они будут разбросаны без
пользы. Может быть, случайный прохожий найдет алмаз и выменит его на нож, чтобы
убить своего брата. Только в пределах сознания может человек воспринимать
советы. Только устремление осознанное приведет к цели. Но люди не желают понять
эту истину. Они полагают, что сумеют использовать любые
ценности, но на жизни можно видеть, что самые полезные посылки остаются
неупотребленными.
Нужно признать, что сознание, как сосуд, вмещающий все
меры человека. Сверх наполненного сосуда невозможно налить жизненную влагу. По
счастью, сосуд сознания расширяется до беспредельности. Так, самый угнетенный
человек может не быть обездоленным, лишь бы он понял, что вместилище его
сознания беспредельно.
Нужно признать, что люди не признают, что их судьба
находится в зависимости от их сознания. Они не любят
говорить о сознании, ибо такая беседа может закончиться напоминанием об
ответственности. Такое напоминание всегда неприятно, ибо за ним встают забытые
тени. Но мужественный человек не боится призраков. Он найдет в разных периодах
истории поднимающие советы.
Можно напомнить, как при дворе Франции создавались письма,
полные полезных советов, но обстоятельства были трудные, и нужно отдать
уважение, как среди дворцовой роскоши мог звучать голос о жизни полезной; много
бедствий было отсрочено. Так нужно присматриваться к разным эпохам.
Мыслитель уже знал о пределах сознания как о мерах
человеческих.
Надземное т.I, 324. Урусвати знает, что человек познается в каждодневном
обиходе. Напрасно жизнеописатели полагают, что можно очертить ценность деятеля
среди его исключительных и особых проявлений, поэтому многие описания не дают
истинного человека. Но пусть изучают деятеля среди его обычной работы, среди
его ближайших, среди его дум и мечтаний.
Много раз изображались деятели посреди блеска выступлений,
у них сверкали глаза и мощно лилась речь. Но совершенно иной облик являли
деятели среди обычности. Мы, прежде всего, ценим достижения гармонии среди
обиходной жизни. Большая часть жизни протекает среди обихода, и нужно наблюдать
человека, как он проходит испытание обихода: может ли он сохранить гармонию
дома, может ли устоять против мелких раздражений, сумеет ли избежать скуки?
Много тайных условий хранит обиход, но нужно в них найти ту радость, которая
вознесет в надземное бытие. Пусть люди помнят, что они слагают свое достоинство
среди обихода, такое достижение будет прочным. Мы радуемся гармонии жизни, но
каждый день есть уже камень такого здания. Полюбите
труд, он есть замена времени.
Разве можно представить Нашу жизнь, если не осознать
обиход, полный гармонии? Не дни, не годы, но череда радостей труда, только это
состояние восхищения дает силу прожить, не замечая времени. Но у Нас имеются и
другие радости, которые могут быть доступны труженикам. Напряжение труда
приближает к музыке сфер, но обычно люди не замечают зачатков ее.
Так, Мыслитель поучал, насколько нежданно начинает звучать
пространство: «Не человеческим мерилом определить, как становится доступно
звучание надземное».
Надземное т.I, 332. Урусвати знает, что в основе Космоса заложено начало
спирали. Утверждается это не только физикой, но и эволюцией. Следует привести простой
пример винта, чтобы понять движение эволюции. Чем больше нарезов на винте, тем
он лучше служит своей цели. Так же и в эволюции полезно, чтобы эта спираль
имела многие обороты.
Люди обычно удивляются, что сознание человека почти
касается уже пройденных успехов и поражений. Могут спросить — к чему
возвращаться, если можно двигаться только вперед? Но это возвращение будет
мнимым. Эволюция не возвращается, но лишь проходит над бывшими этапами. Люди
жалуются, что они снова впадают в дикость, но эта дикость уже не может быть
прежней дикостью. Много новых факторов вошло в жизнь. Нельзя рассматривать
жизнь однообразно, она дает полный синтез, и лишь в таком многообразии можно
убедиться, что оборот спирали совершился.
Можно представить, что мы прошли над нашими прежними
обиталищами, но идем уже по верхнему обороту. Можно представить символ башни с
винтовой лестницей, так идут люди к Беспредельности. Но следует постоянно
напоминать о начале спиральном, иначе вы не преуспеете отвечать на многие запросы.
Почему человечество за миллионы лет не преуспело? Нужно
понять, что эволюция совершается, но круг ее оборота очень велик.
Правильно, что люди погружаются в грубость и ложь, но
вместе с тем они овладевают новыми областями знания. Нелегко сгармонизировать
такие размахи, потому будем любить человечество.
Мыслитель учил: «Полюбите не
человека, но человечество».
Надземное т.I, 336. Урусвати знает, насколько Мы печалуемся о каждом
искажении истины. Мы говорим, что лжеглашатаи менее опасны, нежели
бесчувственные мертвяки, но это сопоставление очень относительно. Мы не хотим
оправдывать лжеглашатаев — это нужно усвоить. Ибо иначе люди умеют сделать
ложные выводы. Каждый знает, что лжеглашатаи работают ради своей выгоды, и
такое обстоятельство не имеет ничего общего с Учением о Новой Жизни. Можно
спросить лжеглашатаев — много ли они накопили серебра? Каждый из них промолчит.
Он отлично понимает, что Учение для него — дойная корова. Но люди не могут
понять, как один день можно говорить, что лжеглашатаи не опасны, но на другой —
порицать их.
Менее всего поняты — относительность и противоположение.
Но отношения земные так сложны, что неумытый человек кажется чистым
сравнительно с трубочистом. Не устанем твердить, что Армагеддон сказывается и
во множестве нахлынувших лжеглашатаев. Они появляются во всех странах. Они
могут утверждать то, что толпа хочет. Не будем уточнять такие жизненные
гримасы, но, поистине, они могут печалить.
Извращение истины может быть сознательное и бессознательное.
Люди будут уверять, что они извращают бессознательно, но, по большей части,
именно они действуют сознательно. Различие в том, что сознательность будет
разных степеней. Часто можно видеть, что изобретаются самые невероятные
нагромождения, лишь бы получить малую выгоду для себя, чтобы потешить самолюбие или приобрести пригоршню серебра. При этом забывают
несоизмеримость жалкого бакшиша с величием потрясаемой истины.
Невозможно познать извивы человеческого мышления, которое
может бросать на весы понятия несоизмеримые, но люди будут оправдываться тем,
что они не знают истины и потому извращать ее не могут.
Следует сказать им — если вы не знаете истины, то все-таки
можете стремиться к ней и в таком устремлении полюбить
первичные признаки ее. Главное — полюбить, и тогда не
сделаетесь предателями.
Мыслитель воскликнул, увидя однажды облако пыли на пути:
«Кто идет — добрый вестник или убийца? Но сердце знает, что не убийца
приближается».
Надземное т.I, 337. Урусвати любит общение с
Нами. Его нельзя приказать, его нельзя вызвать рассудком, только мощь любви может ввести его в жизнь.
Отметьте, что скажу. Нередко собираются люди, чтобы
совместно сосредоточить мысль, и такое упражнение хорошо. Также сходятся люди и
посылают мысли во спасение мира, и такое стремление похвально. Также посылают
люди мысли о чьем-то исцелении, и такие посылки одобряются. Теперь много
собраний, где люди пытаются послать мысли с добрыми целями. Но общение с Нами
упускается из виду. Между тем, оно поможет и в других добрых намерениях.
Мы не осуждаем группу людей, которая по-своему старается
объединить и усилить свое мышление. Они по-своему поступают достойно. Но
насколько они могли бы усилить свои посылки, если каждый из них полюбил бы общение с Нами! Каждый может уделить хотя бы малое
время на мысленное единение с Нами, но только любовь
может служить таким мостом.
Не нужно механически напрягаться. Не нужно высчитываний и
повторений сотен имен. Нужно лишь полюбить такое
мгновенное обращение и почувствовать, какие прекрасные крылья вырастают! У Нас
ценят каждый такой мост любви. Он строится на любви к труду. Так общение с Нами будет основано на любви к труду. Конечно, каждую гармонию можно разбить, и
такие трещины трудно залечиваются.
Мыслитель сказал, увидя разбитую драгоценную амфору:
«Велико могущество человека, он может разбить самый прекрасный сосуд».
Надземное т.I, 347. Урусвати знает, как огорчительно не дать людям все
для них приготовленное. Нужно признать, сколько новых открытий стоят на пороге,
но ради человеколюбия не могут быть показаны.
Уже найден сильнейший яд, который в определенном
употреблении целителен. Но разве люди предпочтут целебное качество? Они, прежде
всего, пожелают использовать разрушительные свойства. Яды часто оказывают
целебное качество, но невозможно послать разрушительные вещества в руки
неистовые. То же самое нужно сказать о всех областях. Явление достижения может
быть допущено лишь целесообразно.
Спросят — неужели целесообразны события, происходящие по
ненависти? Нужно запомнить, что даже худое может быть относительным добром.
Никто не представляет себе предела возможных бед. Среди них остается выбрать
наименьшее, как говорили римляне, — легкою рукою.
Изучая историю психических явлений, можно наблюдать как бы
подъемы и падения силы проявлений. Можно бы ожидать постоянное нарастание, но
существуют условия, которые действуют на проявления. Например, при войнах можно
ожидать развития психических явлений. По количеству это так, но по качеству
явления будут несколько ниже.
То же можно сказать о большинстве массовых проявлений.
Несомненно, толпа увеличивает психические силы, но редко экстаз толпы может
быть истинно высоким. Лишь в исключительных случаях можно наблюдать толпу в
высшем экстазе. Но во время тихих строительных периодов уявляются очень яркие
манифестации, точно бы ничто не мешает энергии тончайшей приближаться к
плотному миру. Кроме того, и состояние посредников спокойно способствует удаче
явлений. Так можно наблюдать целые эпохи эволюции и инволюции.
Люди еще не привыкли разбираться в таких сменах, ибо
изучение психических явлений еще не признается большинством людей. Нужно также
помнить, что и Мы можем весьма различно помогать таким явлениям. Среди особых
мировых событий Наша энергия должна устремляться туда, где грозят космические
опасности.
Мыслитель указывал на сияние Солнца и добавлял: «Какие
опасности могут быть скрыты в этом сиянии!»
Надземное т.I, 354. Урусвати знает, что большинство людей не умеет
отнестись достойно к ушедшим и тем нарушает их восхождение. Они иногда о них
злословят, и это дурно. Также нередко люди совершенно забывают отошедших, и это
дурно. Нужно понять, какое отношение будет наиболее гармоничным.
Представим себе, что близкий человек занят важным трудом,
находясь за соседней стеной. Первое наше желание будет всячески охранить его
покой. Мы примем все меры, чтобы кто-то не обеспокоил его. Мы озаботимся о
лучших средствах, которые необходимы для скорейшего выполнения труда. Мы будем
думать о работе происходящей и пошлем наши лучшие мысли. Мы знаем, что близкий
находится здесь, по соседству. Нам хочется видеть его, но можем ли тревожить
его сосредоточенность? Мы запасаемся терпением, зная, что увидимся, когда
придет урочный час.
Многое хотелось бы рассказать, но соберем всю
осторожность. Мы поступим так, ибо любим близкого.
Всякое злословие мы пресечем, чтобы волны дисгармонии не мешали успешному
труду. Мы отнесемся так, как надлежит отнестись к любимому
человеку. Мы не будем горевать об иллюзорной утрате, ибо знаем, что близкий
живет и находится поблизости. Также мы не будем настаивать, чтобы близкий нам
проявился телесно. Если условия будут гармоничны, он не замедлит.
Забота о гармонии будет нужна для обоих миров. Если рядом
совершается важная работа, мы не должны шуметь и ссориться. Даже в земном
обиходе люди стараются сделать нечто радостное во имя отсутствующего. Они
стараются оберечь вещи, которыми владел близкий. Если по отношению к отошедшему
мы сделаем все, как для отсутствующего, — мы поступили правильно.
И к Нам относитесь так же. Для внутренней жизни такое
отношение будет расширением сознания. Печально, что после миллионов лет
приходится преподавать разумное отношение к жизни Тонкого Мира. Но будем
справедливы и осознаем, что люди не только не понимают Мир Тонкий, но среди
успехов техники даже удаляются от нужных понятий. Грамотность еще не значит
культурность. Большие потрясения происходят от неразумия. Мы не ждем особых
утончений, лишь бы люди проявили лучшие качества духа.
Мыслитель учил: «Пошлем отошедшим улыбку любви.
Пошлем всем путникам ободрение. Пусть на перепутье они отдохнут. Путник, скажи
нам о странах чудесных».
Надземное т.I, 356. Урусвати знает, как мучительно бывает участие в
космических процессах. Спросят — почему такие особые напряжения возникают?
Ответ прост — если отрезать частицу эктоплазмы, медиум испытает большое
страдание. Но эктоплазма принадлежит тонкому телу, тогда как приобщение к
космическим процессам затрагивает огненное тело. Такое прикасание производит
боли и напряжения еще большие.
Опять могут сказать — если космические токи влияют на все
живое, то почему лишь исключительные люди должны особенно страдать? Ответ прост
— эти токи несомненно воздействуют на всю планету, но различна степень их
восприятия. Когда человек наполняет «чашу» и утончает сознание, он оказывается
в первом ряду восприемников. Невозможно отменить такое уже сложенное состояние.
Оно является естественною степенью восхождения.
Кто может отложить рост сознания, когда оно вступило в
определенное восхождение? Нельзя препятствовать действию героя, когда он вышел
для подвига. Поражение тьмы есть мечта каждого духовного воителя, но битва
является одинаковой и на земном, и на надземном плане. Мы можем посредством
вибрации уменьшить напряжение, но космическая битва есть утверждение общей
обороны.
Оборона и нирвана являются одними из наиболее искаженных
понятий. Люди пытаются сделать из них нечто аморфное, распыляющееся и
бездейственное, но такие искажения наносят вред эволюции.
К нирване люди задолго сознательно должны готовиться. Люди
должны полюбить это состояние всевмещения. Также люди
должны полюбить состояние обороны, как самое
напряженное и прозорливое. Люди должны совершенствоваться сознательно, иначе
такое участие в космической битве сделается несносным.
Но может ли человек, не размышляя о Мироздании, приучиться
к подвигу обороны? В этой обороне человек проявляет высокое самоотвержение. Он
действует не для себя, но для дальних миров. Каждый согласится, что нелегко
забыть свою личность во имя дальних миров. При таком расширении сознания
требуется и заботливое отношение к здоровью, слишком несовместимы силы
человеческие с пространственными токами.
Нужно помочь себе ясностью сознания, полюбить
непрерывную битву и понять, что оборона гармонии есть красота. Не нужно
позволять, чтобы сомнения могли нарушить стройность гармонии.
Прекрасен дозор, который любит и
знает сокровище, им охраняемое.
Мыслитель знал красоту такого дозора. Он говорил: «Мы
познаем не для себя, не для Земли, не для Солнца, но для Миров незримых».