Агни Йога - подборка по теме: "Любовь" (часть 13)
Надземное т.I, 359. Урусвати знает, что ясность тонкого зрения
достигается среди многих смен жизней. Справедливо такое качество называли
основою ясновидения. Проблески его можно заметить довольно часто, но твердая
зоркость приобретается с большим трудом. Урусвати правильно припомнила, что уже
с детства она имела ясновидение при твердом облике видений.
Можно изучать, как медленно люди овладевают таким качеством
зрения. Явленные тонкие облики часто дрожат, искажаются и теряют свои части,
облик или вытягивается, или расширяется, меняется выражение, и даже самое
доброе лицо получает злобное значение. Вследствие таких искажений люди
воображают, что к ним приблизился злобный дух. Между тем, причина лежит в их
собственном неумении развить тонкое зрение. Правда, среди суеты нелегко
сосредоточиться и навести фокус на центр видения, ибо по краям облика
вследствие колебаний ауры может начаться дрожание. Но не следует относить такое
дрожание лишь к облику, также оно может возникать из ауры зрителя. Нужно
помнить, что большинство аур являет колебание, что может влиять даже на
физическое зрение.
В древности обучали тонкой зоркости. Для этого ставили
перед учеником какой-либо предмет, затем через некоторое время неожиданно
предлагали закрыть глаза и описать видимость предмета. Обычно такое
представление давалось не легко. Люди воображают, что они запомнили отчетливо,
но в сущности они усвоили лишь очертания, и не могут указать характерные
особенности. Но именно в таких особенностях заключаются стиль и сущность
предмета.
Нужно отдать справедливость, что в древности обращали
много внимания на изучение психической природы человека. Мы можем доказать, что
такое изучение происходило не только в храмах, но и в особых школах, которые
впоследствии в Греции назывались академиями. Там наряду со многими предметами
изучали также и народные сказания, среди них находили указания, пришедшие из
глубокой древности. И теперь ученые, изучающие народные сказания, могут найти
следы великой сознательной мысли.
Посмотрим, какими качествами наделены герои древности.
Среди этих свойств можно усмотреть признаки достижений современной науки.
Древние не только мечтали о таких достижениях, но они знали многие из них.
Пусть ученые посмотрят на народные сокровища с точки зрения науки, они найдут
много подтверждений о знании древних людей.
Мыслитель однажды увидел пастуха, за которым следовало
большое стадо овец. Мыслитель улыбнулся: «Каким колдовством заставил ты
животных следовать за собою?» — Пастух ответил: «Я живу с ними и люблю их. Они чуют, что следовать за мною им безопаснее».
Надземное т.I, 372. Урусвати знает, сколь велики опасности, которые Мы
преодолеваем. Вы знаете об ужасных последствиях взрыва, происшедшего у Брата В.
Множество различных напряжений разрешается в пространстве. Но немало происходит
ужасных следствий от противодействия Нашим указаниям. Одни люди противоречат
самым полезным советам, другие внешне исполняют их, но внутренне препятствуют.
Следует обратить особое внимание на последнее обстоятельство.
Если бы люди поняли, как мало стоят их наружные притворные
улыбки! Самый полезный совет теряет свое значение, когда он внутренне
отвергнут, тогда остается лишь внешняя шелуха. Также нужно помнить, сколько
полезных указаний искажается. К примеру, возьмем вопрос о пище. Мы решительно
против мясной пищи. Она достаточно препятствовала эволюции, но бывает голод, и
тогда сушеное и копченое мясо может быть допущено как крайняя мера. Мы
решительно против вина, оно как одурманивание недопустимо, но бывают
заболевания, когда алкоголь нужен. Мы решительно против всех наркотиков, но
бывают случаи таких невыносимых страданий, когда врач не имеет иного исхода,
кроме наркоза.
Также скажут — разве нельзя применить внушение против любой боли? Конечно, можно, но нелегко найти лицо, обладающее
достаточной силою внушения. Казалось бы, что эти Наши указания достаточно ясны,
но найдутся люди, которые начнут смущать и вредить. Шептатели будут утверждать,
что Мы разрешаем вино, наркотики и мясную пищу. Они потребуют самого
безусловного запрета, но стоит им поголодать или заболеть, и они первые будут
укорять Учителя, не оставившего им выхода.
Кроме ханжества, можно ожидать и всякого лукавства. Люди
будут обманывать себя, лишь бы найти оправдание своим слабостям. Но не
подумают, какие опасности сами создают. Они как бы желают быть Нашими
сотрудниками, но где же бережность, которая лежит в основании каждого
сотрудничества?
Мыслитель говорил: «Опасайтесь всяких уверений в любви, великая основа мира нуждается не в уверениях, но в
действиях».
Надземное т.I, 386. Урусвати знает о добром ритме или о так называемой
естественной йоге. Среди заветов Золотого Пути Будды, среди Этики Платона,
среди Основ Ока Гора в Египте можно найти наставления о йоге, связанной с
земною жизнью. Особенно теперь следует обратить внимание на естественное
развитие психической энергии. Не только нужно изучать ее, но необходимо
прилагать ее к жизни. Конечно, психическая энергия действует самостоятельно, но
сейчас говорю о сознательном приложении ее.
Не уставайте твердить, что каждый обладает явным
сокровищем и может мысленно привлекать его среди всей жизни. Но для этого,
прежде всего, нужно осознать процесс мышления. Дело в том, что человек мыслит
безостановочно и во сне, и среди бдения, но одна мысль рефлексируется мозгом,
тогда как другая протекает в глубине сознания. Обычно человек не знает об этой
глубине. Он не сознает, что, может быть, самые ценные накопления протекают вне
мозга.
Пусть люди отдадут себе отчет о безостановочном мышлении.
Оно работает, как пульс, и рождает добрый ритм. Такое определение показательно,
оно указывает, что здоровое мышление будет и добрым. Такое непременное качество
даст и благотворный внутренний огонь.
Урусвати знает, как в сумерки Тонкого Мира можно вносить
огонь целительный. Тонкое тело как чаша фосфора. Можно извлекать из нее свет
неисчерпаемый — это тоже добрый ритм.
Мы любим проходить по сферам,
нуждающимся в свете, и забросить искры огня. Так и каждый человек может в любом состоянии быть источником света.
Мыслитель говорил: «Добро есть свет».
Надземное т.I, 398. Урусвати знает, что кроме словесных собеседований и
поучений имеются мысленные обращения, которые полны глубокого значения.
Собеседование Наше требует сосредоточенности, но не менее нуждается в ней и
мысленная посылка.
Много сказано о размышлении и сосредоточенности, но в них
предпосылаются словесные посылки, теперь же Мы говорим о некотором столь
напряженном обращении мысленном, которое уже не может претвориться в слова. Для
такой молниеносной посылки слова уже невозможны, действует лишь глубина
чувствознания, оно черпает силы из накоплений сознания. Не требуется времени
для подобных обращений. Они могут быть преддверием экстаза, и в них выражается
действенная любовь. Можно представить, что неуместно
словесное обращение, когда пламенеет сущность мысли. Но для познания таких
молний мысли нужно учиться.
Не размышление холодного рассудка, не насильственное
притворство, но очищенная несказуемая мысль донесет зов преданности. Уже
говорил о ненужности просьб о помощи. Мысль несказуемая донесет сущность
обращения. Как прекрасна близость, уявленная в свете молний мыслей, когда
молчание красноречивее слов.
Мыслитель говорил: «Учитель незримый, когда скажу Тебе
лучшие мои слова, знаю, что мысли о любви к Тебе
останутся все же невыраженными».
Надземное т.I, 410. Урусвати знает, насколько не умеют люди мысленно собеседовать
и обращаться к высшим сферам. Для помощи им в разные века были предлагаемы
различные, готовые слова. Многие из них, с течением времени, утратили свое
первоначальное значение и твердились малопонимающими людьми.
Могут Нас спросить — на каком языке и в каких выражениях
обращаться к высшим сферам? Ответим — на любом языке.
Лучше на природном, ибо он легче выражает мысль. Также склад мысли пусть будет
индивидуален. К чему чужие заученные слова, когда человек может свободно
выражать свои чувства?
Люди между собою редко употребляют чужие цитаты. Также они
могут обратиться своеобразно и к Высшему. Пусть люди поймут, что даже самые
высшие сознания не нуждаются в условных обращениях. Люди могут судить по себе.
Можно ли к ним обратиться с заученными стихами, когда им ближе человеческое
сердечное воззвание? Нужно во всем находить наиболее сердечное выражение, не
стесняясь, ибо самые простые слова всегда будут самыми доходчивыми.
У Нас заботятся об этой простоте. Невозможно словами
высказать самые сложные переживания, но тогда на помощь придет несказуемая
мысленная посылка.
Мыслитель говорил: «Когда не умею выразить мое чувство
словами, скажу благодарность, ибо уверен, что помощь уже оказана».
Надземное т.I, 420. Урусвати знает, что каждая несвоевольная смена
оболочки должна быть встречаема радостно, хотя бы из чувства любознательности.
Человек может отправляться в новое плавание полный надежд. Полезно, чтобы люди любили путешествия и умели развивать в себе чувство
подвижности.
Поверьте, именно это чувство пригодится в Тонком Мире,
ведь и там можно погрязнуть в неподвижности духа. Но как же тогда устремиться к
верхним слоям? Между тем, это стремление должно не покидать жителей Тонкого
Мира ради совершенствования. Они могут предпринять и нелегкий труд приближения
к земным слоям ради благотворения. Люди земные мало представляют себе,
насколько тяжко приближаться к их сфере. Они удивляются, что редко происходят
такие общения, но сами не замечают, сколько поучительных знаков вокруг происходит.
Они полагают, что звук или цвет могут произвести определенное ощущение, — это
правильно, но существует множество тончайших звуков и цветов, которые действуют
еще мощнее, но земное восприятие их не отмечает. Так, человечество должно
сознательно приучать себя к ощущениям тончайшим. Такое воспитание воли окажется
полезным в Тонком Мире.
Не следует отказываться от мысли, что каждый житель
Тонкого Мира должен помогать и земным собратьям. Такая благотворительность
будет лучшим залогом подвижности. Сумеем во всех состояниях мыслить о помощи
братьям. Не нужно полагать, что мы отрываемся навсегда от некоторых слоев. Там,
где бедствие, мы можем оказать помощь, но никто не должен помыслить, что нечто
ниже его достоинства.
Мы служим человечеству, Мы любим
человечество. Многие деятели не покидают земные сферы, чтобы трудиться среди
бедствий.
Мыслитель говорил: «Незримые Друзья, как выразить Вам нашу
признательность?»
Надземное т.I, 425. Урусвати знает великое значение воспитания. Оно есть
питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное
воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование
еще не восполнит воспитания. Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже
сложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но
нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны,
прежде всего, распознать неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке
прилагать все остальное.
Не будет ограничением, если мы признаем, что сущность
человеческая слагается в Тонком Мире. Все родственные, земные накопления будут
лишь внешними придатками, но зерно сущности оказывается уже внедренным среди
тонкого пребывания. Матерь иногда счастливо угадывает эту сущность и начинает бережно
прилагать усердие, чтобы чутко вооружить на земное пребывание.
Но часто ли встречается воспитание сознательное и
бережное? Даже лучшие наставники бывают поставлены в такие тяжкие условия, что
они лишены возможности обратить внимание на личные качества учеников. Среди
семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается, дети растут сами по
себе, и ласковая рука не коснется их, и голос близкий не расскажет о мире
чудесном.
Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими
условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но
таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных
открытий требует проникновения в напутствии детей.
Наши Сестры много трудятся, помогая воспитанию. Малыши могут
рассказать много сказок, как их посещают прекрасные женщины и даже сверстники.
Явлений таких много, но взрослые не любят выслушивать
детских сказок. Но такие посещения необходимы, иногда одним касанием можно
напомнить о задании, принятом на себя в Тонком Мире. Много слез детских можно
осушить при явлении светлом.
Нужно для воспитания уметь шепнуть — «радость» и
преобразить будни в праздник. Можно слышать, как дети получают нежданную
помощь. Но велик труд Носительниц Света, работа надземная требует
самоотвержения, ибо протекает в условиях самых разнообразных и нередко
отвратительных.
Мыслитель призывал матерей, чтобы они дали детям лучшие
образы о мире чудесном.
Надземное т.I, 438. Урусвати знает, что каждое Наше указание есть
открытие входа. Но нет такого указания, которое не требовало бы для выполнения
труда. Много существует вымыслов о небывалых Наших великолепиях, но мало
сказано о труде. Когда же сопоставим самый напряженный человеческий труд и
продолжим его в беспредельность, то поймем и качество всех трудов надземных.
Нужно посоветовать человечеству утроить напряжение труда.
Именно в дни Армагеддона такой совет будет самым насущным. Каждый может
остаться при своем труде, но умножив его. Только такая забота о напряжении и
качестве труда может до некоторой степени уравновесить смятение человечества.
Кто найдет в себе силу даже среди смятения трудиться, тот уже образует вокруг
себя равновесие. Особенно оно необходимо, когда целые народы впадают в безумие.
Пусть люди не насмехаются над мирными трудами даже во
время боя. Мы трудимся не для сегодня и не для Земли, но для суровой Битвы. Но
не думайте, что такие максимы уже всеми усвоены. Можно убеждаться, насколько
самые четкие указания толкуются превратно. Нужно утверждать самые насущные
средства, которые могут облегчить положение.
Спросят: «Что же делать?» Скажите — трудиться как никогда.
Каждый пусть сделает как лучше, если бы даже это было только самой обиходной
работой.
Спросят: «Не лучше ли сосредоточиться мысленно?» — Но это
прекрасное состояние может нарушиться вследствие пространственных токов и
вихрей. К тому же народ не умеет мыслить и колеблется как тростник под вихрем.
Но в такие вихри нужно крепко ухватиться за нечто прочное, таким прочным в
народном сознании будет труд. Учитель должен приучить питомцев к труду и
похвалить лучшее качество. К такому совершенствованию приложится и рост мысли.
Мыслитель любил указывать на
женщин, несущих воду. Он говорил: «Они не знают, чью жажду утолят».
Надземное т.I, 444. Урусвати знает, что всеначальная энергия тем
сильнее, чем она сознательнее воспринимается. Это обстоятельство давало
основание называть эту энергию живой или божественной. Человек может
действовать посредством всеначальной энергии, если она будет для него
непреложной. Люди могут ощущать эту силу, когда они любят
ее.
Проникновенный врач назначит больному наиболее любимую пищу, то же самое происходит, когда для удачи опыта
указывается вещество наиболее любимое. Даже самый
простой человек чует внутренне, что ему особенно близко. Можно производить
замечательные опыты, сопоставляя пригодные для организма вещества. Можно
убеждаться, что сам человек чует, что ему полезнее, но нужно удалять все
наносное, иначе пьяницы будут утверждать, что им полезно лишь вино.
Для распознавания наклонностей человека нужно иногда
прибегать к гипнозу. Человек скажет не только о продуктах ему полезных, но
назовет минералы, металлы и растения, ему наиболее нужные. При этом обнаружится
поразительная индивидуальность неповторимая. Можно видеть, что человек назовет
самые различные предметы, которые могут показаться на первый взгляд
взаимоисключающими, но при тончайших химических изысканиях можно увидеть, что
некоторые сочетания окажутся полезными.
Вообще, основание индивидуальности нужно осознать,
особенно в настоящее время. Люди стремятся все уравнять и обобщить, но природа
в каждом явлении показывает индивидуальность. Поняв щедрость этой основы можно
легко мыслить о естественном продвижении. Можно во всем признать ценность
индивидуальности.
Все, кто восстает против условности человеческих делений,
должны в то же время признать и закон индивидуальности. Нет такого явления на
Земле, при котором не было бы яркой индивидуальности. Мы говорили об
эктоплазме, которая присуща каждому человеку, но каждое показание эктоплазмы
будет индивидуально. То же самое нужно сказать о выделениях тонкого тела. Все
существующие насильственные средства скорее будут препятствием, ибо все
предписания обычно не считаются с индивидуальностью. Тем более Мы ценим
индивидуальное приближение человека к предметам.
Мыслитель говорил: «Каждый человек имеет свой путь
неподражаемый».
Надземное т.I, 446. Урусвати знает, что даже в Тонком Мире проявляется
свободная воля. Лишь в высших сферах такая воля сгармонизирована с психической
высшей энергией, — так получается истинное сотрудничество. Но в средних и
низших сферах часто чуется единоборство, существа не желают признавать
целесообразности закона бытия. Особенно плачевно наблюдать, как жители пытаются
избежать воплощения. Они прекрасно знают, что при их кармическом грузе они уже
не могут продвинуться в Тонком Мире, но они предпочитают даже некоторое
смущение, чтобы только не предпринять нового земного пути.
Мы называем их состояние смущением, но можно было бы
назвать явлением мучения. Никто не мучает их, но даже в низких слоях уже
ощущается невозможность продвижения. Такое противодействие свободной воли
доказывает, что во время земной жизни не расширилось сознание и не было влечения
к познанию Космоса. Конечно, кроме того, не было любви
к Иерархии. Нужно очень понять это условие. Люди много говорят о любви и преданности, но на деле их не обнаруживают.
Люди часто говорят об Учителе, но не прилагают усилий
соединить прочную связь. Мы не говорим, что люди должны возложиться на Учителя.
Наоборот, Мы советуем лучшую самодеятельность, но внутри сердца будет теплиться
лампада любви. Только тогда засветится ответный Огонь.
Объясняйте как хотите, хотя бы электрическим током, но ток истинной любви будет проводом прочным. Также и настоящее доверие
вырастает лишь из любви.
Мыслитель твердо верил, что любовь
есть дар божественный.
Надземное т.I, 449. Урусвати знает некоторые аппараты, которые Мы
употребляем для сосредоточения посылаемых токов. Вообще можно везде применять
аппараты, если они могут способствовать сохранению психической энергии. Можно
действовать и без вспомоществования, но пусть всюду соблюдается начало
бережливости. Кроме того, бывают такие напряженные мгновения, когда необходимо
противопоставить спешную струю энергии. Люди иногда чуют такие напряжения, но
редко могут решить, откуда идут главные волны.
Мы постоянно указываем на единение как на основу
сотрудничества, но иногда вы могли заметить особую настойчивость на единении —
много причин к тому. Может быть, угрожает разъединение, но не меньшая причина в
том, что требуется энергия, сознательно объединенная. Когда паук нападает,
тогда нужно внимание. Увертливый скорпион требует соединенных усилий.
Часто люди теряют равновесие, когда слышат об опасности.
Опасаясь одной, они сами вызывают десять иных. Но при опыте люди поймут, что
опасность прежде всего требует равновесия. Когда путника предупреждают об
опасности, только немногие отнесутся разумно. Но робкий путник будет
перечислять всякие опасности и внушит себе небывалые затруднения. Но истинный
боец соберет все свои силы, чтобы отразить все возможные препятствия. Он знает,
что опасность может быть и снизу, и сверху, и со всех сторон, но это не
устрашает его. Наоборот, напряжение всех сил наполняет его радостью.
Великое чувство — радость готовности! Беспредельно такое
сияющее чувство, оно озаряет всю ауру и преумножает силы телесные. Сильна мать,
спасающая своего ребенка. Также силен готовый отражать все препятствия. В такой
полной готовности потребуется соединение нескольких энергий. О таких
чрезвычайных соединениях Мы и говорим, но люди не любят
указаний о чрезвычайных опасностях. Пусть от ранних лет воспитывают в чувстве
полной готовности — такое чувство будет победою над самостью.
Мыслитель совершал долгие путешествия с учениками. Он
спрашивал их — взяли ли они с собою лучшее оружие? Они недоумевали — какое? Но
Он отвечал: «Самое удобное для путешествия — полная готовность».
Надземное т.I, 451. Урусвати знает, что люди принимают разные
механические меры для сохранения памяти. Люди изобрели особую науку —
мнемонику. Люди разделили память на многие виды и предлагают заучивать многие
страницы, чтобы развить мускульную мозговую крепость. Но они забывают о самом
главном, что преображает сознание человека: они позабыли, что неослабная память
о самом любимом оказывается наиболее верным средством.
Нужды нет, что мелкие факты не будут отягощать сознание, прежде всего нужно
помнить о самом главном, что избрано человеком как ведущее понятие.
Когда человек научится постоянно помнить о своем конечном
устремлении, он получит и лучший вид памяти, который назовем синтетическим.
Такое сосредоточие обострит и нервные центры.
Казалось бы, этот совет очень прост, стоит лишь
сосредоточиться, но ведь, прежде всего, нужно уметь избрать, на чем или на ком
сосредоточиться. Можно назвать Нашу Сестру, которая непоколебимо несет в себе
память о самом любимом, — значит, такое достижение
возможно и среди земных смятений. Пусть подумают люди, что верный якорь может
спасти корабль даже в бурю. Никто не понуждает к такому сосредоточению, но
природа человеческая сама направляет к наиболее верному средству.
Мыслитель неотступно думал о музе, им избранной. Он не
скрывал, что в дни потрясений он твердо стоял благодаря Той, которая была его
оплотом.
Надземное т.I, 480. Урусвати знает, как печалимся Мы каждому зарождению
зла. Скажут — зачем печалиться, не лучше ли пресечь распространение зла? Так
говорят неразумные, которые не представляют себе, как осторожно нужно пресекать
зло. Только врач, изучивший многие болезни, знает как нужно предусмотреть
разные условия не только в самом организме, но и окружающие.
Также можно сравнить зло с некоторыми формами рака. Врач
понимает, что на некоторых органах рак неизлечим. Также врач знает, что для
операции нужно избрать наилучший момент и приготовить организм к такому
потрясению. То же самое, но в большей степени, можно видеть на психической
борьбе. Сами люди не сознаются, что в них зародилось злобное чудовище,
наоборот, каждый зараженный пытается скрыть свой недуг.
Но можно ли вторгаться в сущность человека, если он
всячески противится такой помощи? Правильно сказано: «Исследуйте каждую вещь».
Но многие ли готовы к такому исследованию? Люди не любят
не только помыслить о происходящем внутри них, но они встретят враждебно каждую
попытку направить их мышление о их существе. Учения говорят, что для
продвижения нужна добрая воля. Также и для искоренения зла нужно согласие
самого страждущего.
У Нас потому печаль о зарождении злобного чудовища, что Мы
предвидим, сколь сложная битва предстоит. Невозможно мечом, одним ударом,
сразить все головы гидры. Сказано, что каждая капля крови ее порождает новых
отпрысков, значит, нужно применить такие меры, чтобы чудовище погибло голодною
смертью. Нужно пресечь питание чудовища, и оно исчезнет, превратившись в щепоть
золы. Но такое уничтожение требует времени и благоприятных условий. Люди легко
могут способствовать таким условиям.
Мыслитель говорил: «Все мы врачи, каждый может произвести
хотя бы какое-то исцеление».
Надземное т.I, 482. Урусвати знает, что неправильно понятый символизм
немало вредил и представлению о Нас. Символические лучи, которые как бы
ограничивали Нашу деятельность, уже разбивали идею единства. Каждый может иметь
свою излюбленную область, но невозможно сказать, что он
действует лишь по одному лучу.
К тому же сами названия этих лучей совершенно произвольны.
Вы знаете, каким путем произошли такие наименования. Также знаете, как они
проникли в литературу и смутили многих. Невозможно пресечь такие искажения, но
со временем они сотрутся и дадут место более правильному определению.
Лучи существуют, но каждый вооружен психической энергией
и, тем самым, уже не может быть ограничен в своих возможностях. Иначе можно
дойти до такой нелепости, что спасать человека будет дозволено, схватив его за
левую, но не за правую руку. Можно дойти до таких измышлений, что вместо
расширения возможностей получится умаление.
Люди иногда ради цели, которая им кажется доброй, способны
загнать сознание в лабиринт непроходимый. Но пусть эти разделители подумают —
наносят ли они вред или пользу? Умаление и выдумки ограничивающие не полезны.
Самые точные Учения страдали от всяких толкований, рассекающих истину. Мы
хотим, чтобы труд Наш понимался в полноте и единстве. Только при этом можно
представить сотрудничество, которое лежит в основании Братства.
Мыслитель указывал, чтобы не делили истину легкомысленно.
Он говорил: «Рассечь идею равно рассечению живого организма».
Надземное т.I, 485. Урусвати знает, что людям особенно трудно совместить
понятие свободной воли с руководством. Одни кричат об уничтожении
руководителей, другие вопят против свободной воли, но сама жизнь показывает,
что лишь равновесие дает продвижение.
Среди обычной жизни можно видеть, как гармонично уживаются
оба понятия. Учитель дает задание и добавляет: «Приложи свое уменье, чтобы
лучше решить». Такое простое пояснение дает полное решение, насколько могут
мирно преуспевать оба понятия. Руководство лишь развивает свободную волю, и она
в развитии сознает целесообразность руководства. Но к этому вопросу каждому
придется обратиться много раз.
Люди как бы поделились на два непримиримых стана. Любители свободной воли называют последователей Учителей
ретроградами, но последователи руководства зовут разрушителями любителей свободной воли. Таково недоразумение, которое
отнимает у людей лучшие возможности. Нужно искать обстоятельство, которое могло
бы покрыть крайности общим куполом. Легко представить жизнь в беспредельности,
под таким куполом соединятся многие понятия. Найдутся меры, которые покажут
ничтожество произвольных делений.
Нужно, чтобы истинный учитель поощрял свободную волю, и
разумный ученик, именно напрягая свободную волю, оценил бы значение учителя.
Можете заметить, как многократно Мы возвращаемся к противоположениям
учительства и свободной воли. Люди нуждаются в особом примирении этих неделимых
понятий. Лучшее будущее зависит от гармонии противоположений. Кто не желает
понять это спасительное условие, должен принять многие страдания. Учитель не
может переродить упрямство ученика, если он не приложит усилий доброй воли. Но
добрая воля и есть свободная воля.
Мыслитель указывал, что добро, и свобода, и красота живут
под одной кровлей.
Надземное т.I, 490. Урусвати знает ошибки современных философов, которые
отрывают человека от Мироздания. Их человек является существом мыслящим, но без
прошлого и будущего, притом он не имеет связи со Вселенной. Такое мышление не
может слагать прогноз будущего, потому современная философия так оторвана от
жизни.
Нельзя представить себе человека как бы в пустыне, где он
не знает пути. Человек понимает, что существуют подобные ему твари, неизвестно
откуда явившиеся и неизвестно куда проваливающиеся. Но разве можно приучить
мышление к ограниченному существованию? Такое представление будет, прежде
всего, скучным.
Нужно пересмотреть такое учение, которое оказывается
вреднее ограниченного материализма, из него может образоваться продвижение, но
отвлеченный человек не может войти в путь эволюции. Неудивительно, что многие
современные философы остаются вне жизни, но мыслители должны, прежде всего,
устремляться к проблемам Бытия, в которых человек занимает соответственное
место. Не полезно отсекать части здорового организма. Нужно радоваться каждому
мышлению, направленному к единству Вселенной. Можно жалеть, что ученые
прикладных наук не могут найти связи с мыслителями. Опять мы видим мертвые
разграничения и ошибки ненависти.
Скажут — невозможно быть энциклопедистом при современном
развитии наук. Никто и не говорит о всезнании, но возможно уважение к знанию;
так люди могут освободиться от отрицаний. В каждом предмете есть нечто,
заслуживающее внимания. Истинный мыслитель может распознать эту искру истины.
Также мыслитель отнесется справедливо и ко всем этапам прогресса.
Обычно люди устремляются к заключительным фазам открытий и
небрежно отбрасывают все предыдущие накопления, в этом сказывается самая
большая несправедливость. Среди подготовительных процессов, несомненно, бывают
многие незаконченные открытия, следуя путем такого мышления, можно находить
великие сокровища. Но люди предпочитают отнестись высокомерно ко всему подготовительному,
таким образом теряются многие, уже нащупанные, достижения. Нужно и в таких
случаях применять то уважение, о котором мы говорили.
Не следует относить Мои слова лишь к механическим
открытиям, то же самое применимо и к гуманитарным наукам. Главное — освободить
мышление от предрассудков, которые очень различно-цветны.
Мыслитель говорил: «Посмотрите на этого напыщенного
свободомыслящего, как он спешит перейти на другую сторону улицы, чтобы не
оказаться идущим наравне с рабочими. Он только что произнес речь о любви к народу».
Надземное т.I, 500. Урусвати знает неутолимую жажду делания. Невозможно
внушить это стремление искусственными мерами. Оно должно сложиться в глубине
сознания как следствие многих жизней. Нужно особенно беречь такие достижения.
Названное делание не только полезно самому деятелю, но оно творит атмосферу,
которая побуждает к здоровому труду.
В честь труда сложены величественные гимны и написаны
возвышенные трактаты. Все это правильно и сделано во благо. Представьте себе
труженика, пожизненно прикованного к неизменному станку. Услышать можно, как в
древности гребцы приковывались на кораблях и рабы влачили за собою цепи колеса.
Теперь цепи неуместны, но зато изобретены оковы более прочные.
Иначе могут зазвучать гимны труду, напетые у одного и того
же каждодневного станка. Многие из таких тружеников даже лишены продвижения. В
таком же однообразии проходит и отдых, если только он не выразится в ужасах
опьянения. Легко сказать, чтобы люди не одурманивались, но им нужно предложить
пути возвышенные. Они усвоят беспрерывность жизни, они узнают о надземных
химизмах. Они услышат о силе мысли, о самых лучших представлениях, но они
должны получить еще нечто, что научит их повышать качество труда. Мастерство
должно быть дано каждому человеку. В рукодельных творениях человек познает
вечное совершенствование.
В каждом своем состоянии человек может приобщиться к
какому-то ремеслу. Это мастерство сохранит человеку молодость мышления, — оно
преобразит дом в очаг прекрасный. Сколько независимости создает вольное
мастерство! Люди любят примеры: в разных веках можно
наблюдать за развитием свободного мастерства. В нем и гимны труду споются
звучнее, и сколько полезных улучшений произойдет.
Мы говорили, что ритм труда есть своеобразная йога. При
каждой йоге нужно устремление и восхищение. Эти цветы растут в саду мастерства.
Возлюбив мастерство, человек полюбит
и каждый труд, и тем ближе будет он и к Нам.
Мыслитель наставлял, что тот труд ведет к совершенствованию,
который имеет в себе красоту.
Надземное т.I, 508. Урусвати знает, что Мы образовываем деятелей
непреклонных и волевых, трудящихся много. Но не часто из множеств можно
находить людей уже готовых восприятий. Нужно пережидать целые поколения, пока
умножатся новые сотрудники. Часто они не узнают друг друга, и силы их не могут
объединиться. Кроме того, даже с малых лет они становятся предметами гонения и
насмешек. Они не походят на окружающих, и способности их порождают зависть.
Не нужно удивляться, что им живется нелегко. Они как бы
птицы в клетках, и если клетка даже золотая, все же она будет тюрьмою. Но пусть
эти дерзающие не впадают в уныние. У Нас отмечают каждый шаг их, и многие
опасности отведены. Но пусть каждый, почуя служение, идет бережно. При Великом
Служении исключено каждое безумие.
Говорю деятелям — не имейте в себе смущения, даже при
раздумьи не впадайте в смущение, но сурово сопоставьте истину с предложенными
вам соображениями. Помните, что смущение есть червь разложения. Мы много
говорили о сомнении, но умейте различать и вибрации смущения.
Для близоруких и страх, и сомнение, и смущение лежат в
одном кошеле, но дальнозоркие должны отличать различные вибрации этих свойств.
Некоторые думают, что смущение есть скромность, но ничего общего они не имеют.
Смущение есть затемнение чувств, но именно деятели должны иметь чувства ясные и
настороженные. Только в такой бдительности деятель заметит ехидну.
Пусть в любимой стране образуются
деятели в полном смысле деятельные. Так Мы хотим, чтобы Надземное в полной мере
сочеталось с трудами земными.
Мыслитель не уставал указывать, что деятель должен быть
служителем высших законов.
Надземное т.I, 509. Урусвати знает, что каждое зерно истины должно быть
принимаемо благожелательно. Безразлично, откуда приходит истина. Она может быть
произнесена на любом наречии. Она может быть облечена в
одежды каждого века. Она может быть возвещена при различных обстоятельствах.
Нет ни старой, ни новой истины. Кто может поручиться, что какая-то истина не
была возвещена на исчезнувших материках? Одни провозвестники отличались высокою
ученостью, другие были даже неграмотны и, тем не менее, были сеятелями истины.
Для чего же Мы все это напоминаем? Появляются захватчики
истины и уверяют, что только через них истина может быть явлена. Но пора
напомнить, что широк путь истины. Главным противоборником будет нетерпимость.
Неужели такие самозванцы полагают, что их здание прочно? Чем больше терпимости
и благожелательства, тем основание крепче. Каждый шаг истины направлен к Общему
Благу, оно и будет мерилом.
Скажут — где же любовь, которая
есть устой Мира? Но разве Общее Благо может существовать без любви?
Вообще, пусть будет меньше осуждения и больше внимания. Посмотрим, в каких
одеждах появлялась истина в разные века. Бывала нагота, но бывали и пышные
одеяния. К сожалению, не всегда принимают обнаженную истину. Говорим это, чтобы
деятели широко понимали истину. Благожелательство нужно воспитывать, чтобы оно
сохраняло свою искренность. При расстройстве земном трудно находить истинное
благожелательство, но без него нельзя воспринять даже простое учение. Потому,
сказанное не есть отвлеченность, но самая насущная реальность.
Мыслитель учил: «Доброжелательство есть отличие
преуспевающего».
Надземное т.I, 513. Урусвати знает, что Мы не одобряем боязнь и
мнительность и относим эти свойства к невежеству. В то же время, Мы настаиваем
на бдительности и на осторожности, эти качества принадлежат озарению. Для
неразумных нелегко найти границу между различными чувствами. Они назовут
мнительность осторожностью, а бдительность наполнят боязнью, таким образом,
лучшие качества будут сведены к позорным свойствам. Но разумные поймут, где
необходима осторожность, основанная на прозрении.
Когда мир содрогается в смятении, неосторожный будет
глупцом. Разумный взвесит все причины и рассмотрит зарождение вреда. Поступит
он так не из боязни, но из мужественной решимости. Он не оставит ехидну у
порога, ибо зарождение зла принесет ядовитые плоды. Он не скажет — не стоит
обращать внимание на малого скорпиона, ибо из малого вырастает смертельный
укус. Особенно понимают разумные, что могут быть такие космические напряжения,
когда все внимание должно быть направлено на обстоятельства планетарные.
Вы замечали, что обычные занятия бывали иногда вытеснены
заботами высшими, такие заботы бывают невыразимы словами, но сознание чует,
насколько напряжено пространство. Могут быть заболевания, ибо организм
принимает токи сильного напряжения. В такие часы нельзя сказать — не обращайте
внимания, наоборот, каждая бдительность должна быть приветствована, а всякая
боязнь должна быть осуждена.
Мы говорим о земном и Надземном, ибо Мы, будучи всегда на
дозоре, не затруднимся сказать, что умножаем бдительность. По счастью, качества
неисчерпаемы. И вы не затрудняйтесь повторять, что в час высшего напряжения
нужно проявление высшей бдительности. Не страх понуждает вас к такому
утверждению, но желание послужить в лучшей мере. Герои рождаются из такого
желания. Мы говорили о качествах героя, по счастью, герой может быть в любом месте жизни.
Мыслитель говорил ученикам: «Почуйте себя героями и
почуйте, какой геройский подвиг можете совершить сегодня».
Надземное т.I, 516. Урусвати знает, что каждое небрежение к высшим явлениям
недопустимо. Казалось бы, такое указание совершенно ясно, но оно вызывает
ложные толкования. Люди спорят, что есть высшие явления. Они желают доказать,
что такие явления настолько редки, что их невозможно встретить в земной жизни.
Таким образом, хитрецы освобождают себя от искания явлений высших среди
человеческого бытия.
Но мудрые знают, что именно высшие явления могут быть и
среди самого земного существования. Они понимают, что каждый человек в
мгновение вдохновения находится уже в сверхземном состоянии. Он может
чувствовать именно те ощущения, которые соучаствуют с высшими. Каждое такое
состояние есть надземное ощущение. Оно делает человека ясновидящим и
яснослышащим, только он должен распознать эти свои природные свойства.
Некоторые мыслители полагают, что постоянное приобщение к
высшим явлениям выше, нежели одно особое потрясение. Можно пожелать, чтобы люди
научились утончать свой организм для постоянных общений. Но хотя одно сильное
проявление показало бы им, насколько может быть беспредельна Мощь Высшая.
Чувство настороженности утончает организм, но нужно
испытать и напряжение, которое бывает пред огненными вратами, только тогда
человек становится мужественным. Мудрость мужественна, ибо она основана на
испытании. Никто не может поручиться за себя, пока он не предстанет перед
Огненными Силами. Так нужно быть открытым к возможности высшего явления и полюбить такие проявления. Каждое небрежение уже будет
отступлением во тьму.
Мыслитель предлагал испытывать свое мужество при каждом
обычном явлении. Он говорил: «Кто умеет отважно решать домашние заботы, тот не
убоится и самого поражающего нападения».
Надземное т.I, 519. Урусвати знает, что земное и надземное должны быть
понимаемы как неделимая действительность. Люди много препятствуют такому
пониманию. Одни унижают земное, другие кощунствуют над Надземным.
Мы посылаем мысль о гармонии этих начал, но трудно
растолковать, что дальнозоркость и близорукость являются качествами, и
невозможно дать преимущество одному из них. Дальнозоркий упускает из виду
соседние предметы, тогда как близорукий не может познать красоту далей. Но
нужно признать, что оба свойства имеют свое преимущество. Также не будем
умалять земное во славу Надземного. Целость Мироздания есть красота, и человек
должен полюбить все создание, только тогда он может
выполнить свое назначение.
Часто йоги гордятся своими достижениями, но они забывают,
что труженик, работающий в гармонии, будет не меньшим, нежели они. То же
следует сказать о стремлении к долголетию. Когда оно не вызвано особою задачею,
оно может даже противоречить закону Природы. Все природные проявления должны
протекать в гармонии, и человек должен прислушиваться к условиям мира, так он
поймет, что есть естественная йога, истинная связь с Высшим.
Мы достаточно говорили о трех мирах, которые должны быть
осознаны. Нельзя ожидать явлений эволюции, когда основы Бытия не признаны.
Могут быть судороги, могут быть разрушения, в которых элементы эволюции будут
уничтожаемы, так прислушаемся к стонам пространства.
Мыслитель говорил: «Слушайте пристально, неужели ваше ухо
не улавливает стенаний пространства?»
Надземное т.I, 542. Урусвати знает, что главная основа Нашей внутренней
жизни есть упражнение мышления. Заблуждается, кто полагает, что после
известного уровня мышление не может быть развиваемо. Мышление от начала должно
быть воспитываемо и затем постоянно развиваемо. Достойны сожаления те, кто
полагает существование в каких-то праздных шествиях; труд во всем, так же и в
устремлении мышления.
Сожалеем о тех, кто воображает, что ему незачем мыслить.
Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки
беспорядочных, смутных дум. Они возникают из хаоса и тают так же быстро, как
хлопья снега в оттепель. Многие найдут чрезвычайно скучным существование,
явленное в мышлении.
Вы хотите узнать о Нашей Внутренней Жизни. Хотя токи
приносят самые разнообразные земные события, но и среди таких смятений Мы
находим время помыслить. Для мыслеобразов не требуется продолжительного
времени, их четкость достигается постоянным упражнением. Такие упражнения в
совершенствовании не требуют определенного настроения. Когда сущность
устремлена к Общему Благу, тогда каждая фаза мышления настраивается в этом
направлении.
Устремление может быть сурово или радостно, или постоянно
сожалительно и сострадательно, это будет как бы ключом мышления, но четкость
образа зависит от запаса психической энергии.
Некоторые полагают, что Нам нечего заботиться об этом
запасе, глупцы не понимают, что гармония энергии должна быть оберегаема. Один
может медленнее восстановить запас психической энергии, другой может успеть это
быстрее, кому-то достаточно закрыть глаза и глубоко вздохнуть, чтобы восполнить
понесенный ущерб. И Мы должны восполнить Наш запас, отрицать это было бы
ненаучно.
Иногда вы не получаете скорого ответа, в этот час могут
происходить самые спешные события, но, может быть, происходит восполнение
запаса психической энергии. Будем обо всем мыслить человечно и не ошибемся.
Микрокосм поймет состояние Макрокосма. Так и о Нашей внутренней жизни мыслите
человечно. Во всех помыслах сохраните красоту образа и сумейте полюбить образ труда на Общее Благо.
Мыслитель говорил: «Если бы мы могли полюбить
всеми силами, мы были бы успешны».