Агни Йога - подборка по теме: "Любовь" (часть 15)
Надземное т.I, 652. Урусвати знает, что подобно ваятелям Мы высекаем
основы расширения сознания. Урусвати также знает, что для усвоения этих основ
требуется значительное время. Нельзя урывками нахватать отдельные слова. Нужно
держать в сознании все нарастание указаний.
Неопытный последователь полагает, что отдельные вспышки
внимания будут уже достаточны. Нетерпеливый последователь будет огорчен, услыша
о планомерном нарастании познания. Себялюбивый не
поймет, почему нужен Руководитель. Риторик не знает, какими словами можно
выразить расширение сознания. Но вы уже имеете указания в течение двадцати лет.
Вы можете сравнить вместимость вашего сознания теперь и тогда.
Сознание неопределимо словами, оно руководит чувствами, но
и чувство невыразимо. Если скажу о торжественности, то не поймут те, кто ее не
воспринимает. Но пусть каждый памятный день будет сопровожден радостною
торжественностью. Чем труднее день, тем торжественнее нужно его осознавать.
От первого Нашего призыва прошло еще больше лет, а знаки
были уже явлены больше полувека — не так ли, Урусвати? И давние знаки встали
как Знамя Победы. Если поспешить, сердце не выдержит, но расширение сознания
вовсе не предполагает разрушения сердца. Чуткое сердце нужно охранить. Оно
бьется не для себя, но для Общего Блага. Это слово должно быть произнесено в
Памятный День.
Вы помните, какие намеки были даны двадцать лет тому
назад. Каждое понятие было обследовано и проявлено с точки зрения
торжественности. Мы не убоялись указать, что даже самые высшие понятия могут
быть исследованы. Мы указали, что для расширения сознания нужна и наука. Мы
отмечали черты психологии Нашего Братства. Надземные Миры, Наше Братство и
расширение сознания будут основаны в явленных Беседах. Книга о расширении
сознания и будет книгою о Надземном и Братстве. Невозможно указать, где граница
Неделимого.
Пусть все друзья поймут, как нужно беречь камень драгий.
Пусть они поставят на рабочем столе кристалл горного хрусталя в память Дня
Торжественного. Так и будем хранить память о лучших сроках.
Мыслитель говорил: «Отметим белым камнем день памятный».
Надземное т.I, 660. Урусвати знает, что наблюдательность образуется при
постоянном устремлении, при зоркости, при готовности. Когда Мы говорили о
несменном дозоре, некоторые полагали, что речь идет о чем-то необычном при
каких-то особых обстоятельствах. Они не могли вместить, что наблюдательность
есть самое обычное качество, по крайней мере, оно должно быть таким. Самое
простое строительство нуждается в высокой наблюдательности. Невозможно думать,
что такое качество требует какого-то высшего вдохновения.
Люди любят найти для любой ошибки оправдание. Они скажут: «Сегодня я был рассеян»,
— они не вдумываются в значение такого жалкого состояния. Быть рассеянным —
значит допустить к себе самые разрушительные влияния. Невозможно мыслить о
Надземном, когда рассеяны мысли. Поражение ждет рассеянного вождя. Так мужество
никогда не бывает рассеянно. Говорят о клинке мужества, но не сравнить мужество
с горстью песка.
Нужно учиться наблюдательности. Никакое знание не
приобрести без наблюдательности. Мы не можем подать знак рассеянному. Так,
именно в беседах о Надземном нужно укреплять основное качество
наблюдательности. Можно повстречать людей, уверяющих, что вследствие утомления
они утеряли наблюдательность.
Мыслитель к этому говорил: «Птица и в клетке не разучится
летать».
Надземное т.I, 664. Урусвати знает, что героизм многообразен. Говорят,
что обстоятельства делают героя, лучше сказать — обстоятельства пробуждают
героя. Многие вообще не понимают этого явления, но зато другие знают им
сужденное и несут задание от малых лет. Некоторые чуют, что они должны нечто
выполнить, но сознание не донесло ясного указания. Вот для таких природных
героев обстоятельства будут включены. Они заставят зазвучать глубокие струны и
принесут выполнение подвига. У людей современных не принято говорить о героях и
подвигах. Когда история рассказывает о героических деяниях, они пожимают
плечами, говоря: «Нам не дано свершить подвига». Но можно ли утверждать свое
невежество?!
Каждая эпоха дает место героизму от семейного быта до
мировых выявлений. Нужно уметь отойти от обихода и взглянуть на дела Общего
Блага. Множества самых замечательных возможностей проявятся, и пусть люди не
стыдятся слова «подвиг». Можно наблюдать поучительное сравнение: у какого
народа чаще употребляется слово «героизм»? Спросим малышей назвать героев, они
не затруднятся. Пусть им и в будущем удастся так же четко указывать любимых героев. В Индии была игра, в которой каждый должен
был назвать наибольшего героя. Один малыш назвал Кришну. Его начали укорять,
говоря: «Кришна — Бог». Но малыш настаивал, что Кришна, прежде всего, герой,
ибо, он потрудился на пользу родины; также указывал, что Кришна знал язык
животных. На это сказали: «Он играл и очаровывал диких зверей». Малыш
настаивал: «Значит, Кришна знал и язык животных».
Мыслитель постоянно помнил миф об Орфее и напоминал, что
Орфей был человек.
Надземное т.I, 667. Урусвати знает, что Великие Учителя человечества
подвергались жестоким гонениям. Эта истина настолько знакома людям, что они не любят, когда ее поминают. Но в то же время они готовы так же
обойтись с каждым носителем добра. Кроме того, люди не терпят упоминания, что
гонимые ими принимали это преследование с радостью, точно бы оно было каким-то
удостоверением в подвиге.
Также можно указать на Великого Деятеля, которого назовем
Несравненным Певцом. Такое название прилично Ему, ибо Он первый указал на мощь
звука. Конечно, и это было потом истолковано людьми ложно. Нужно указать, что
Он понимал значение Единства. Каждый раздор пояснял как следствие невежества.
Но труд над понятием Единства не препятствовал Ему надевать доспех, когда
возникала опасность для человечества.
Многие не поймут — можно ли названному Певцу оказываться
воином? Так люди повсюду вносят ограничения. Но человек есть совершенный
микрокосм, он несет в себе молнии, когда они нужны для разряжения пространства.
Не нужно быть урезанным, когда жизнь требует действенного подвига. Так, можно
проследить, как Деятели могли вмещать самые различные качества. К сожалению,
люди не отмечали побуждений, и, таким образом, деяния часто казались
односторонними и даже вызывали осуждение.
Мыслитель говорил: «Не был воином, но может труба
призвать, и найду в себе силы помочь миру».
Надземное т.I, 671. Урусвати знает, что космография должна быть введена
во всех школах как один из самых увлекательных предметов. Именно она должна
включать все области мироведения. Если хотят преобразовать сознание народа, они
должны ознакомить его с основами Мироздания и сделать это научно и
привлекательно.
Пусть эти ознакомления происходят в виде бесед, не
требующих испытаний, которые могут отвращать любовь к
предмету. Если сознание ученика сохранило осколки воспоминаний, он легко
зажжется любовью к познанию основ. Поистине,
космография должна быть преподана увлекательно. При этом постоянно должны быть
включены новые научные хождения. Пусть и учебники будут составлены так, чтобы
легко дополнить их новыми сведениями.
Многие предметы будут синтезированы в обозрении Космоса.
Астрономия, астрохимия, астрология и народные верования — все найдут место в
научном объяснении. Наверное, отживающее поколение найдет такой предмет
неосуществимым, но Мы имеем в виду молодых. Так Надземное войдет в чуткое
сознание.
Мыслитель напоминал, что отдельные науки когда-то будут
верными сотрудницами.
Надземное т.I, 689. Урусвати знает, насколько нужно твердить даже самые
основные истины, чтобы они вошли в сознание человеческое. Ясновидение и
яснослышание образуются не земными путями, но люди требуют каких-то
предписаний, основанных на обиходе. Одно можно сказать: замечайте пристально,
замечайте зорко каждый проблеск тонких чувствований.
Можно не ждать таких проявлений, но нужно быть открытым
для их восприятия. Человеческое, земное насильственное ожидание может лишь
затруднить высшие приближения. Достаточно известно, что наиболее яркие явления
получаются нежданно, и лишь нарушаются, когда звучит голос рассудка. Не нужно
насиловать тонкую природу, но следует приветствовать каждое ее выражение.
Не будем взвешивать, какое именно явление наиболее важно.
Иногда кажущиеся малые прозрения значительнее, нежели потрясающие. Явление
умейте почуять. Которое проявление глубже зазвучит в сердце? Правда в сердце,
знание в сердце, прозрение в сердце. Указано, что йога Любви
самая краткая, но ее можно справедливо назвать йогою Сердца.
Все познавания Надземного образуются в сердце. Мысль
зарождается в сердце и лишь передается в мозг. Пусть каждый желающий обратиться
к Надземному, призовет мощь сердца — лишь оно отзвучит на Беспредельность.
Мыслитель поучал: «Каждый учитель должен быть учеником
сердца, без этого все наши устремления окончатся разрушением. Горе
бессердечным».
Надземное т.I, 693. Урусвати знает, что Наша справедливость многими не
признается. Соявление верных следствий не принимается во внимание. Лишь
немногие вспомнят, насколько точны были Наши Указания. Но нелегко продвигать Учение
Добра, когда оно не прилагается к жизни. Кто может понять все значение
Надземного, если даже самые обычные указания отвергаются? Казалось бы, не
трудно применить вовремя полезный совет, но, по-видимому, нечто мешает о нем
вспомнить. Может быть, это нечто есть злая воля, но обычно такая причина
гораздо ничтожнее, можно назвать ее распущенностью. Но люди особенно не любят, когда им приписывают такие свойства. Они уверят, что
находятся на постоянном дозоре, потому не требуйте того, что люди по своему сознанию
вообще понять не могут.
Особенно вреден человек, который много читал, но ничего не
усвоил. Часто лучше иметь дело с незнающими, но доброжелательными. Пусть
некоторые читатели не гневаются, если Мы отметим их самое слабое место,
порожденное распущенностью. Надземное требует четкого устремления, но явление
распущенности не даст полета.
Учитель указывает, что во дни Армагеддона нужно найти в
себе наибольшую настороженность. Читаете в предыдущих книгах многие срочные
Указания, но многие ли приняли их во внимание?
Мыслитель говорил: «Не выметите вместе с сором и жемчуг».
Надземное т.I, 704. Урусвати знает, что вдохновение, восторг, как и
людьми называемый энтузиазм, должно поддерживать сознательно; но также
терпение, и вмещение, и вся великая терпимость создаются сознательно. Ошибочно
предполагать, что дары совершенствования придут извне; очаг пламенный живет в
глубине сознания. Человек должен усмотреть его, должен любовно
оберечь его и может призвать эти силы, тогда и внешняя помощь может быть
приложена.
Даже простой механик понимает основы приложения энергии,
тем более мыслитель должен усвоить применение своих качеств. Так говорим о
Надземном, исходя из свойств человеческой природы. Так в беседах о
совершенствовании жизни применяйте самые обыденные сравнения. Народ может быть
лучшим слушателем, если ему сказать в простых словах. Простое слово есть
великий дар.
Мыслитель говорил: «Найдите самое простое слово о Великом;
только через простые врата входит любовь».
Надземное т.I, 707. Урусвати правильно восстает против предрассудков и
ограничений знания. Люди особенно любят говорить о
свободе науки и, в то же время, сами стараются пресечь научное сотрудничество.
Невозможно не напомнить о значении синтеза, ибо люди вообще не желают понять
все важное значение этого понятия.
Нужно, чтобы в школах твердили, насколько все научные
области связаны между собою. Нужно предостеречь от предрассудков, ибо даже
ученые страдают от этой отвратительной болезни.
Не нужно забывать, что предрассудки бывают самой опасной
преградой к постижению Надземного. Но приходит час и уже пришел, когда
узнавание Надземного будет самой реальной наукой, к тому устремляет людей
Армагеддон.
Не глупцы люди, чтобы не задуматься над многими поразительными
проявлениями, которые наполняют жизнь сегодня. Не случайно происходит сочетание
психических и физических условий; не было такого смятения в природе. Поистине,
человек есть царь природы, ибо он может производить потрясения, и мысль его как
стрела огненная. Потому наблюдайте последствия мысли человека. Помните, что
молитва о разрушении не принадлежит истинному знанию. Мыслитель говорил:
«Знание имеет символом Беспредельность».
Надземное т.I, 708. Урусвати знает ценность подвига добровольного.
Каждое Учение есть напутствие, но не насилие. Нужно запомнить, что даже
малейшее насилие уже не будет полезно эволюции.
Могут спросить: «Какое отношение к Надземному имеет
понятие добровольного подвига?» Но без него не будет продвижения. Нужно освоить
понимание Надземного как полезную реальность. Мало допускать Надземное, но
[надо] вводить его в жизнь каждого дня. Так нужно заботиться, чтобы молодое
поколение уже от ранних лет начинало мыслить о Надземном.
Пусть эти мысли родятся около телурия или на основе
философии. Много путей к Надземным Высотам. Но нужно, чтобы среди труда и
тягостей неизменно стоял Маяк Высшего Мира.
Нелегко ожидать, что люди, обуянные Армагеддоном, могут
осознать неотложность мыслей о Надземном, но каждый в своих пределах может
сеять полезное знание; пусть оно будет многообразно. Пусть каждый народ окрасит
знание в свой любимый цвет. Наконец, пусть вспомнят о
вмещении и терпении. Пусть не отгоняют, но ласково напомнят об уделе
общечеловеческом. Только этот удел поможет вспомнить о человечности
продвижения.
Мыслитель поучал: «Мною избран путь добровольно, и ничто
не отвратит меня от познания Надземного».
Надземное т.I, 711. Урусвати знает силу веры, но еще сильнее
чувствознание. В вере заключается допущение, но чувствознание есть утверждение
безусловное. Недостаточно допускать, хотя бы и в полном доверии, нужно
утверждать в приказе; только так можно находить путь к Надземному. Не будем
думать, что каждая мысль о Надземном будет плодотворной. Много мотыльков однодневных
мелькает, не оставляя следа в сущем Мироздании. Можно ли блуждать мыслью, когда
не утвердилось сознание где и как искать указанное о жизни Надземной? Много Мы
говорили о реальности Надземного Мира, но человек любит
отграничить Надземное от земного, в этом большой вред, ибо, прежде всего,
должна быть принята единая энергия, которая живет во всем.
Пусть в школах разъясняют, насколько человек живет в трех
мирах. Как легко детям понять подвижность человека. И как умножится красота
мира, когда человек будет допущен к очагу продвижения! Много уже говорилось о
наполнении пространства. Каждый физик и химик может, хотя бы примитивно,
подтвердить эти законы. Пусть он скажет лишь о материи, безразлично от какого
слоя начать, но Беспредельность заставит расширить суждение.
Мыслитель не отрицал ничего, когда оно заключало в себе
зачаток расширения мышления.
Надземное т.I, 717. Урусвати знает, что есть истинное сотрудничество.
Уже говорил, что каждый человек в любом состоянии
неминуемо является сотрудником Надземного Мира. Но такое несознательное
сотрудничество можно назвать животным, Мы же ожидаем человеческого
сознательного сотрудничества.
Можно сказать, что такое сотрудничество зарождается
естественно при осознании Надземного Мира. Такое осознание происходит
постепенно, когда мысль участвует в размышлении о чем-то существующем вне нас,
— так начинает пылать огонь познания.
Мыслитель говорил: «Учитель, дозволь мне стать пособником
твоим».
Надземное т.I, 722. Урусвати знает значение ритма постоянного общения с
Высшим Миром. Долголетними трудами достигается ритм высшей энергии. Не следует
думать, что озарение может утвердить такой ритм. Сначала требуются словесные
обращения, потом они претворяются в безмолвные устремления, и, наконец, они сливаются
в ритм, который звучит в сердце постоянно и среди бдения, и среди сна. И
явление одного основного качества усиливает вибрацию, назовем это качество
экстатической Любовью, в ней и высшая преданность, и
неугасимое доверие, и неустанная мощь. Такая степень восхождения очень велика,
но во всем нет завершения.
Можно назвать высшим испытанием, когда творимая ступень
совершается в земной жизни, не уходя от быта. Конечно, трудно нести светильник
среди грубых вибраций, среди злобы и невежества, но тем превосходнее
достижение. Не уход от жизни, но стремление постоянное к Высшему Миру есть то
вмещение, которое люди называют синтезом. И как редко в жизни можно найти
тружеников, посвятивших себя служению Высшему Миру!
Люди иногда говорят об Общем Благе, но возможно оно лишь
при вмещении Высшего Мира. Только так цель совершенствования станет мудрой и
может обобщить все искания человечества. Можно допустить и понять путь
различных странников, они пытаются идти по одной стезе, и только слова их
различны.
Мыслитель говорил ученикам: «Вместите, поймите и любите».
Надземное т.I, 724. Урусвати знает, как часто люди неверными выражениями
вредят основным понятиям. Вот они скажут о сверхчеловеческих усилиях, но в
земной жизни все — человеческое. Можно сказать об усилии, достойном или
возвышенном, но оно будет все-таки человеческим. Таким невежественным
выражением люди умаляют себя.
Но приходит время, когда нужно понять все сокровища,
которыми располагает человек. Нужно признать ту истинную науку, которая может
заняться всеначальной энергией. Люди знают о золоте, напитывающем океаны, но
они не желают признать энергию пространства. Мы называем ее психической
энергией, но можно найти и другое название. Может быть, вы слышали о Благодати?
Она существует и есть ни что иное, как психическая энергия.
Можно найти наименования ее в разных языках Востока, но
понимание очень извращалось. Мы настаиваем и призываем ученых признать начало
энергетическое, около такой основы найдется место всем прочим Учениям.
Мы не отрицаем, Мы не разрушаем, но строим в созвучии с
психологией человечества. Каждый век несет свои условия, их нельзя отрицать.
Часто как бы затуманивается Великое, и нахлынут толпы разрушителей, но и к
таким знамениям нужно присматриваться, ибо в них также заключается ступень
грядущего. Нужно полюбить эволюцию во всех ее видах.
Движение есть основа жизни.
Мыслитель повторял: «Путник, спеши к цели, не заночуй в
ледяном потоке».
Надземное т.I, 726. Урусвати знает, что мощь чувств является
возбудителем психической энергии. Особенно сильна любовь,
но почти так же сильна и ненависть.
Спросят — значит, можно прожить и ненавистью? — Можно, но
невыгодно. Ненависть не только развивает империл и сокращает жизнь в болезнях,
но главное — ужасно значение ненависти в Тонком Мире. Вы уже знаете, что в
Тонком Мире все чувства усиляются, и также последствия. Теперь представим себе,
насколько трудно ненавидящему оторваться от пагубной страсти. Не только он
попадает в окружение зла, но все существо его наполняется ядом зла. Он
страдает, ибо сам вызвал это мучение. Так скажем — выгодно жить в добре и любви. Такое состояние возрастает в Тонком Мире и будет
источником счастья.
Многое доступно человеку, понявшему добро. Он может
ощущать вибрации Высших Миров, он может слышать музыку сфер, он поднимается по
ступеням гармонии красоты. Таким образом, правы философы, утверждающие, что
красота есть добро, и добро прекрасно.
Конечно, многие сочтут такие формулы отвлеченными и
неприложимыми в жизни земной. Но много раз отрицатели должны будут испытать
условия Тонкого Мира, чтобы в сознании закрепить Истину. Можно жалеть людей,
которые, научившись грамоте, воображают, что они уже постигли Учение Жизни.
Не будем судить незнание, но сурово осудим невежество.
Надо понять, где граница незнания и невежества. Одно излечимо, но другое часто
уже неисправимо. Невежда всегда самомнителен и напыщен. Так по признакам
обиходным можно ощущать сущность человека.
Мыслитель говорил: «Можно простить незнание, но невежество
негодно для сотрудничества».
Надземное т.I, 727. Урусвати знает единое начало продвижения познания.
Многие любят, чтобы все производилось на научном
основании. Предоставим им возможность научного исследования. Наука уже
распалась на множество ветвей, некоторые из них разделены такими, казалось бы,
противоречиями, что невозможно найти единства. Но пусть ученые наблюдают
психическое состояние разных исследователей во время их наибольшего умственного
напряжения. Можно найти поражающее сходство в напряжении творческих центров.
Философ и физик, географ и психолог будут равны в час их счастливых нахождений.
Начните наблюдать от этого часа, и вы придете к
заключению, что наука познания есть единое Древо, и ветви его могут расти лишь
от единого корня. Так можно производить поучительные наблюдения, и такой путь
приведет к познанию Надземного Мира.
Не будем удивляться, что многие мысли зарождаются
одновременно на разных краях Земли; ученые эти не знают друг друга, они идут
разными путями и мыслят в пределах своей народности, и тем не менее нечто
единое увлекает их на благо человечества. Сколько прекрасных наблюдений можно
производить, когда сознание расширено без отрицания, свойственного невежеству!
Так научимся вмещать и посмотрим ввысь свободными глазами.
Мыслитель утверждал, что древние уже знали многое забытое
в последующие века.
Надземное т.I, 732. Урусвати знает, что озарение радости и любви сильнее, чем прозрение, даваемое страданием, но
постоянно указывают, что именно страдание очищает человека.
Как же может получиться, что человек не умеет использовать
сильнейшего озарения? Ответ прост — страдание посеяно человеком в плотном мире,
и оно частично проникает в Тонкий Мир. Но чистая радость и любовь
живут в Мире Огненном и редко бывают поняты человеком. Но при следующей
эволюции люди осознают, где находится их сокровище, и обратятся к светлой
панацее.
Среди новых достижений науки будут указаны мощные эмоции
радости и любви. Пусть человечество постепенно
приближается к светлым двигателям и поймет, что каждая мысль о радости уже есть
целебное начало. Даже среди горестей можно находить явление любви
и сострадания. Пусть эти вехи помогут усталому путнику. Пусть ученые покажут,
насколько ритм радости дает прилив психической энергии. Пусть наука разъяснит,
насколько целебна мощь радости.
Невежды скажут, что такой совет не жизненен, ибо
человечество погибает в страданиях. Только невежда может предлагать погрязнуть
во мраке, только бы не обратиться к поискам Света. Только невежда может
сказать, что человек никогда не научится пользоваться энергией мысли.
Яро нужно устремиться к обновлению жизни. Каждый может
мыслить о героизме, о радости, о возвышенной любви.
Каждый может мыслить о прекрасной Надземной Жизни. Каждый может приобрести мощь
достичь целебного лекарства и распространять такие эманации на все окружающее.
Мыслитель говорил: «Горе преходяще, радость нетленна. Любите Свет и любите Прекрасное», —
так Мыслитель направлял учеников к простейшему решению.
Надземное т.I, 735. Урусвати знает, что героизм есть выражение
самопожертвования и пламенного энтузиазма. Во время совершения героического
подвига человек повышает вибрации, он даже освобождается от физических ощущений
и наполняется огненным прозрением.
Невежда может сказать — к чему говорить о героизме при
беседах о Надземном? Невежда не понимает, что устремление к Надземному уже есть
героизм. Он не знает, что каждая мысль о Надземном уже повышает вибрации и
наполняет сознание пламенным подвигом.
Если мысль слаба, то и следствие ее будет ничтожно, но
четкая, ярая мысль создаст и мощное следствие. Много нужно твердить о том, что
мысль о Надземном дает целительные вибрации. Много нужно повторять о значении
возвышенного мышления. Но скоро врачи будут советовать при психических
неравновесиях приобщаться к мысли о Надземном. Пусть первые попытки будут
примитивны; пусть люди не вполне восчувствуют важность таких общений, но даже
малейшая частица панацеи уже даст полезные следствия. Помыслы о Надземном есть
панацея.
Не преувеличение, что люди носят в себе талисман, но
нужно, прежде всего, почуять восхищение, сопряженное с мыслью о Надземном.
Человек без посоха бредет, спотыкаясь, но Сверху может быть подан прочный
посох; только принять и бодро продолжить восхождение.
Мыслитель просил учеников полюбить
восхождение на горы; оно помогает взглянуть на небо.
Надземное т.I, 736. Урусвати знает, что человек приближается к
Надземному Миру не столько рассудочно, сколько любовно.
Велика магнитная сила чувства любви, но, к сожалению,
наука не оценивает значения такого магнита. Любящий
человек отвечает космическому закону притяжения, так он получает в той или иной
мере особенности, присущие этому закону.
Человек обостряет прозрение и может преисполниться отваги,
способствующей совершению подвига. Также можно видеть, что и здоровье человека
укрепляется, когда чувство его напрягается к возвышенному мышлению.
Заблуждение думать, что люди, подверженные так называемой
истерии, могут особенно легко приобщаться к Надземному Миру. Они могут
приближаться к медиумизму, но Мы хотим иного приближения, здорового и
целесообразного. Совершенным путем будет любовь к
Надземному Миру.
Невозможно без любви посвятить
себя и тонкому познанию. Невозможно только чтением достичь приближения, нужно
напряжение воли, но такая воля может проявляться только вследствие любви.
Также Мы не советуем устраняться от жизни земной, ибо она
дана как поле битвы. Только в жизни можно испытывать себя, но все такие
испытания будут прекрасны, если над ними купол любви к
Надземному Миру.
Пусть с малых лет дети уже привыкают к осознанию
Надземного Мира. Пусть мечты о явлениях высших зарождаются в мозгу ребенка.
Самый земной труженик может иметь сокровенное сокровище и любить
такие часы возношения.
Мыслитель советовал ученикам полюбить
мечту о Высшем Мире, в такой час обновляется сознание.
Надземное т.I, 738. Урусвати знает ценность равновесия. Известно, что
человек должен устремиться всеми силами к Надземному Миру. Он должен так
вместить такое осознание, чтобы каждый час чувствовать себя как бы принимающим
участие в Надземном Мире. В то же время, человек должен ценить земную жизнь,
должен радоваться качеству труда, должен продолжать земную жизнь, ибо в ней он
находит новое совершенствование.
Спросят: «Но как можно совмещать такие противоположения?»
Поистине можно, ибо человек может усовершенствовать свое сознание. Можно
привести многие примеры из разных веков, при этом следует отметить особо замечательное
явление: люди, вместившие такие противоположения, не принадлежали к так
называемому духовному сословию. Никто не мог догадаться, что такие труженики
носили в себе усвоение Надземного Мира. Они работали добросовестно. Они любили труд в его высшем качестве, но свое ярое осознание
Надземного Мира они хранили, как сокровенное сокровище.
Нужно понять, что такие деятели особенно полезны для
совершенствования Земли. Они не скрывают существования Надземного Мира, но они
чуют, где такое провозвестие может быть принято. Они укрепляют свой магнетизм и
тем естественно привлекают сердца учеников.
Но не только сказанные противоположения удивляют
неопытных. Можно приводить множество сопоставлений, которые могут показаться
странными. Человек не должен впадать в страсти, но [и] не должен быть
бесстрастным, — во всем можно осознать Золотое Равновесие, о чем сказано в
глубокой древности.
Мыслитель говорил: «Человек имеет две руки, одну для
труда, другую у сердца. Если одна рука короче другой, то люди называют это
уродством; так и в небесных и в земных делах».
Надземное т.I, 740. Урусвати знает, что каждое атмосферное явление
воздействует на человека. Казалось бы, что такое условие должно открывать
широкие научные достижения, но беда в том, что современная наука прежде всего
стремится классифицировать явления, забывая, что воздействия на человека будут
индивидуальны; таким образом, ученые не могут собрать в систему ими
ограниченные наблюдения.
Ученые должны отрешиться от условных ограничений, и тогда
они вступят на новые необозримые пути. Для этого нужно осознать, что каждый
человек есть микрокосм в полном смысле этого слова. Не трудно также понять, что
каждый микрокосм индивидуален и неповторяем.
Химизм каждого микрокосма будет особенным, так же как
каждая малейшая частица Макрокосма будет индивидуальна; такое условие не
противоречит сущности мировых законов. Они обнимают всевозможные условия и
находят в неповторяемой индивидуальности всего Сущего лишь горнило новых
сочетаний энергий. Не могут энергии обновляться без индивидуальных
столкновений; таким образом, можно чуять, что давно указанное Единство есть
конгломерат множества индивидуальностей.
Мудрые правители издавна понимали, что индивидуальность
личности должна быть заботливо охранена. Опытный школьный учитель чувствует,
как должна быть сохраняема индивидуальность учеников. Только невежество может
полагать, что можно всех обрезать по одной мерке. Такие невежды действуют
против космических законов. Они не должны называться учеными, ибо каждый
истинный исследователь должен обладать широким допущением. Мы должны твердить о
таких элементарных основах, ибо большинство человечества, очарованное мертвыми
терминами, не хочет открыть глаза на простейшие явления природы. Казалось бы, индивидуальность
всего Сущего должна радовать людей; именно такое условие дает каждому человеку
особое место в Мироздании; именно такое преимущество может открыть новые
достижения. Такое несметное богатство сочетаний поведет науку будущего к
нахождениям, которые сейчас показались бы сказочными.
Люди часто говорят о сходстве характеров, необходимом для
сотрудничества, но следует говорить не о сходстве, но о гармонии. Только
гармония энергий может быть полезна, но гармония не есть повторение; она дает
аккорд; пусть он будет силен и звучен. Невозможно представить симфонию из
однозвучных октав. Пусть люди полюбят полифонию, и чем
она будет богаче, тем больше человеческих сердец она затронет и вызовет к
действию; так будем открыты к многообразию восприятий. Пусть не будут называть
Природу бедной.
Мыслитель говорил: «Природа неисчерпаема».
Надземное т.I, 750. Урусвати знает ценность торжественного, радостного
настроения. Одни называют такое настроение Светильником Надземного Мира, другие
— Входом в Мир Тонкий. Радостно нужно входить в любимое
отечество. Каждый может улучшить свое вхождение. Человек притягивается магнитом
вибраций, значит, полезно повышать свои вибрации. Наиболее легким путем будет
преисполниться торжественной радости.
Но не следует думать, что такое настроение легко
достижимо. Оно не есть буйное веселье. У множества людей не различается радость
от земного веселья, но различие велико. Нужно готовиться, чтобы распознать
радость торжественную. У Нас, прежде всего, утверждается торжественное
настроение. Можно жить в таком счастливом состоянии, и все земные горести
получат особое значение. Конечно, Мы не говорим о торжественности
искусственной. Некоторые притворяются познающими торжественность, но на самом
деле они лишь обманывают себя.
Пусть люди желают мыслить о Надземном Мире в торжественном
настроении. Пусть самые прекрасные образы сопровождают их. Пусть самые высокие
созвучия помогают повышать вибрации.
Мыслитель заповедал: «Прекрасные Образы и Созвучия будут
Светильниками Надземными».
Надземное т.I, 752. Урусвати знает, что терпение есть родитель
терпимости. Нетерпимость есть исчадие невежества. Ничто не пресекает так
достижений, как нетерпимость. Нужно с малых лет приучаться к терпимости. Около
нее живет сострадание. Она утверждает лучший путь. Не следует отвергать
спорщиков, если в словах их заключается доля правды. Пусть такая малая частица
будет мостом соединения. Но нужно терпение, чтобы усмотреть такую долю правды.
При посещении Тонкого Мира можете видеть, что именно
терпимость позволяет найти лучшие вибрации. Сознание должно подсказать, где
истинные соумышленники. Они могут быть весьма различны по виду и по способу
выражения, но вибрации их будут схожи. Только истинная терпимость даст и дружелюбие с ними.
Пусть Учение Надземного Мира подскажет все качества,
необходимые для достижения. Не только нравственная основа, но и польза взаимная
нужна при мышлении о Надземном существовании.
Мыслитель наставлял, чтобы ученики прежде всего обнаружили
прекрасную терпимость.
Надземное т.I, 765. Урусвати знает, сколь многие отделы будут заключены
в астробиологии. Целые институты будут посвящены изучению самых нужных
человечеству областей. Пусть такие учреждения работают тесно с физическими и
психическими заданиями.
Наряду с астробиологией должна развиваться психобиология
человека. Только в таком сотрудничестве можно осознать соотношение микрокосма с
макрокосмом. Но, к сожалению, изучение психобиологии часто стоит уродливо.
Общество психических исследований занимается феноменами, тогда как оно должно
изучать нормальные жизненные явления.
Люди должны усвоить реальность Надземного Мира не как
нечто сверхъестественное, но как основу земной жизни. Только при реальности
Надземного Мира может усовершенствоваться эволюция; тем более нужно стремиться
к такому познанию, что условия современной жизни требуют очищения от ядовитых
начал, вызванных самим человечеством.
На глазах всех происходит отравление и разложение. Люди
вводят в жизнь отраву и способствуют разложению своего потомства. Давно
говорилось о вреде кровосмешения, но разве оно не происходит теперь в широком
размере? Правда, оно способствует сохранению жизни, но внутреннее воздействие
приносит непоправимый вред. Кровь смешанная редко совпадает с индивидуальной
кровью человека.
Люди любят толковать о распаде
целых народов, но такой процесс завершается в долгие годы. Так должна быть
сохранена психобиология.
Мыслитель говорил: «Радостно сознавать, что мы находимся в
постоянном сотрудничестве с Надземным Миром».
Надземное т.I, 769. Урусвати знает, с каким чувством следует
приближаться к Надземному Миру. Страх — плохой проводник, рассудок не доведет к
Высотам — нужно полюбить Мир Надземный.
Пусть скептики не удивляются, что вместо сложных научных
формул мы говорим об общечеловеческом чувстве любви как
о лучшем проводнике. Но в любом предмете лучший успех
достигается, если исследователь любит свой предмет.
Лишь любовь создает высшее притяжение. Вы достаточно
знаете о значении притяжения; такой магнит заложен в сердце человека, и он
устремляется к великому магниту Надземного Мира.
Нужно понять, что Мы имеем в виду не отдельные, скоро
гаснущие вспышки любви; такие миражи не имеют значения.
Необходима прочная любовь, преданность, которая пылает
неугасимо при всех жизненных испытаниях; такая любовь
приводит к Родине сердца, как на возлюбленную Родину,
где все знакомо, все мило, все прекрасно. Такая любовь
не будет пресечена земными заботами, наоборот, она укрепит дух, чтобы преодолеть
самые тяжкие трудности.
Притяжение поможет получить самую деятельную помощь из
Надземного Мира, такое общение будет истинным сотрудничеством. Так и должно
быть в мировом строении, но люди слишком редко сознают космический закон
Притяжения и его основу — Любовь. Даже самая
несовершенная любовь уже заключает в себе частицу
блага. Таким образом, после всяких рассудочных нагромождений, человек приходит
к самому природному чувству, которым живут все царства Природы.
Мыслитель заповедал: «Любовь есть
самое пламенное чувство. Берегите ярую любовь к
Надземному Миру».
Надземное т.I, 770. Урусвати знает, что некоторые люди не могут
преодолеть ужаса при явлениях Надземного Мира. Нельзя ничем объяснить такого
воздействия, как только негармоническими вибрациями. Конечно, при явлениях
высшего порядка неизбежен трепет, но он не будет ужасом.
После возможно будет до некоторой степени гармонизировать
вибрации посредством электризации, но сейчас такое приспособление не
установлено. Также возможно помочь посредством внушения, но такое психическое
насилие может быть вредным. Нужно очень осторожно применять внушение, когда
имеем в виду Мощь Надземную. Можно внести такое раздвоение психической энергии,
что она может оказаться убийственной.
Уже Мы говорили, что необходимо полюбить
Мир Надземный, чтобы тем самым приблизиться к нему. Человек не будет ужасаться
перед тем, что он глубоко любит. Можно утверждать, что
люди, впадающие в ужас перед явлениями Надземного Мира, не любят
его. Они могут признать Мир Надземный, могут рассудком понять реальность его,
но рассудок не поможет, когда они встанут перед ликом Надземного Мира. Только любовь поможет им приблизиться вибрациями и приветствовать
каждое проявление Надземного Мира.
К чему возвращаться к суеверию прошлых веков, когда люди
почитали Небо из страха перед грозою; не будем уподобляться дикарям, но
воспримем научно Мир Надземный. Пусть люди любовно
пожелают приблизиться к Миру Надземному. Пусть они добросовестно и добровольно
примут знаки Надземного Мира, к тому они обладают свободной волей.
Мыслитель советовал уберечься от раздражения, уныния, ибо
они — препятствия к осознанию Надземного Мира.
Надземное т.I, 771. Урусвати знает, как часто люди произносят правильные
определительные, не понимая их истинного значения. Вот, они любят
сказать: «Человек расстроен». Они даже позовут врача, и тот начнет убивать
болящего наркотиками. Врач скажет о больных нервах, но не подумает, что
деятельность нервов есть рефлекс расстройства сознания, иначе можно сказать,
расстройство психической энергии.
Люди не помыслят, что расстроенный человек подобен
расстроенному струнному инструменту. В таком состоянии он не годен для
творческого труда, так же как расстроенный инструмент не пригоден для музыки.
Нужно придать струнам созвучие, и кто-то должен это сделать с пониманием
музыкального знания.
Так же свободная воля должна укрепить сознание, и оно
утвердит созвучие нервной системы. При этом не забудем, что расстроенный
человек не может приближаться к Надземному Миру. Он даже будет вредить всем
окружающим, ибо его излучения будут отравлены.
Нужно помнить, что обычно люди расстраиваются о пустяках,
о которых и думать не стоит. Даже чаще люди загромождают сознание пустяками. Но
при суровых испытаниях они бывают так подавлены, что нервы мертвеют, и человек
не может найти исхода разумного. Теперь много потрясений, и люди особенно
должны подумать о подтверждении своего сознания. Надземный Мир очень близок во
время мировых потрясений, но люди должны оздоровить свое сознание, на это им
дана свободная воля. Пусть прикажут себе не расстраиваться, ибо эпидемия ярых
расстройств угрожает человечеству.
Мыслитель указывал: «Держите струны сердца в созвучии».
Надземное т.I, 772. Урусвати знает, что ныне совершается трудное
восхождение народов. Каждый поднимается по-своему: кто — войной, кто —
бедствием, кто — трудом, кто — знанием, кто — подвигом, каждый несет свою
карму. Она бывает легка, но бывает и очень тяжкая карма народная.
Утверждайте, что в таком движении народов не может быть
возврата к прошлому. Каждый осознавший непреложность эволюции, тем самым уже
облегчает участь свою. Каждый, кто поймет закон труда во имя человечества, уже
помогает себе в восхождении. Каждый, кто сумеет полюбить
такие решающие пути народов, поможет себе. Так великая ответственность
обращается в легкую ношу.
Спросят: «Почему этот век называется Веком Матери Мира?»
Истинно так должен он именоваться. Женщина принесет великую помощь, не только
внося просвещение, но и утверждая равновесие. Среди смятения магнит равновесия
нарушается, и нужна свободная воля, чтобы соединить распадающиеся части.
Майтрейя — Сострадание нуждается в сотрудничестве. Кто жертвует собою в честь
Великого Века, тот пожнет обильную жатву.
Мыслитель говорил: «Умейте трудиться для всего
человечества».
Надземное т.I, 775. Урусвати знает, что в древних Общинах считалось
высоким и трудным испытанием служение человечеству. Испытуемый не отказывался
от своей деятельности, но сущность ее посвящалась не себе, не своему городу, но
всему неведомому человечеству. Таким образом объем деятельности расширялся, и
получалось благо всему человечеству.
Нелегко было тогда представить размеры человечества и тем
более можно было расширять мысленные посылки. Говорим это к тому, что теперь
человек находится в таком положении к Надземному Миру. Можно советовать не
удаляться от деятельности земной, но сохранить мысль о Надземном Мире.
Постепенно работа окажется посвященной Миру Надземному. Величие Мира Высшего
утвердит высокое качество каждой человеческой деятельности.
Высокое качество может лишь повысить сознание человека и
тем приблизить его к Миру Надземному. Не только сознание будет утверждать смысл
Высших Миров, но внутреннее несказуемое чувство поможет во вздохе едином
приблизиться к Высшему. Такое улучшение качества каждой деятельности будет
незримым мостом к прекрасному достижению.
Пусть рассудок не затемняет творческого чувства. Оно будет
истинным служением человечеству и Надземному Миру. Особенно теперь, когда
человек падает в смятении, нужно ободрить тем, что каждому суждено приблизиться
к Высшим Мирам. Каждый труд есть путь надежный. Только возлюбив
высокое качество, можно преуспеть на пути восхождения.
Мыслитель говорил ученикам: «Пусть каждый из вас владеет
качеством труда. Каждый будет трудиться во имя Надземного Мира».
Надземное т.I, 779. Урусвати знает, что беседа по сознанию — трудное
искусство. Ни знание, ни чувствознание, но чувство сердечности помогает понять,
каково сознание собеседника.
На Аполлония из Тианы бывали нарекания в том, что он ведет
поучения противоречиво; последнее неверно. Учитель никогда не противоречил
основам, но он согласовывал содержание по сознанию собеседника для лучшего
усвоения. Учитель предпочитал беседы поодиночке, чтобы найти слова наиболее
доступные. Он говорил, что речь, произнесенная для множеств, не будет
убедительна, ибо противоречивые сознания будут убивать друг друга.
Такая система принималась и другими философами Греции. Платон
предпочитал позвать на прогулку лишь одного ученика, и такие беседы были
особенно значительны. Он сообщал сведения о Надземном Мире особенно осторожно.
Он знал, что сообщение не по сознанию может быть вредоносно; при этом такой
вред может быть непоправим.
Он изучал сознание учеников на самых неожиданных
предметах. У каждого имеется индивидуальное сознание, и только любящее сердце может почуять, что вошло и усвоено в глубинах
сознания.
Особенно теперь следует осторожно касаться Надземного.
Сознание людей находится в таком смятении, что могут быть злоречивые
толкования.
«Ваятель сосредоточивает все внимание на ценном куске
камня, так и ваятель сознания бережет ценное восхождение собеседника», — так
сказал Мыслитель.
Надземное т.I, 783. Урусвати знает, что человек возвышается, приобщаясь
к Прекрасному, смотря на Прекрасное, слушая о Прекрасном, мысля путями
Прекрасного. Не думайте, что эта древняя истина достаточно осознана
человечеством. К сожалению, именно теперь люди стоят дальше от нее, нежели во
многих прошлых веках.
Проявление Прекрасного в различных областях часто
считается не только ненужным, но даже несвоевременным. Между тем житейские
мудрецы полагают приступить к переустройству Мира. Спросите — как они явят Мир
Новый без заботы о Прекрасном?
Во всех ярых мудрствованиях о переустройстве Прекрасное не
имеет места. Но какой труд предполагается, если он не будет прекрасным? Какое
знание может жить, если не включает в себе Прекрасного? Какая справедливость
может народиться, если она будет лишена прекрасных озарений? При этом люди
толкуют о границах и содержании Прекрасного. Они не понимают, что каждая
крупица Прекрасного уже делает человека сотрудником Высших Сил.
Может ли быть устремление к Надземному Миру без прекрасных
крыльев? Может ли образоваться истинный творец без прекрасного осознания ярких
полетов? Так можно понять, что без приобщения к Прекрасному невозможна
эволюция.
Мыслитель указывал: «Живите в мечте о Прекрасном, получите
радость и любовь».