Агни Йога - подборка по теме: "Любовь" (часть 16)
Надземное т.I, 792. Урусвати знает, насколько губителен червь
недовольства; от него увядание, усыхание и умирание. Неразумные скажут: «Как же
осуждать недовольство, когда заповедана неудовлетворенность?» Отвечайте:
«Неужели не умеете распознать различие между недовольством и жаждою
усовершенствования? Радость рождается от стремления к совершенствованию и
скорбь от жалкого недовольства».
Многие погибали в пучине бессмысленного недовольства. Они
пресекали свой путь, земной и надземный. Деятель радуется тому, что он человек.
Эта человечность учит его, что в любом состоянии он
может приобщиться к великому движению. Он действует мысленно и уже тем может
продвигаться на пути. Каждый самоотверженный путь не дает места недовольству.
Каждая светлая неудовлетворенность уже будет некоторой победой.
Пусть каждый сознает, что надземный путь не может быть
путем недовольства. Тернии превращаются в розы, когда путник полюбил прекрасную даль. Никто не может запретить стремиться к
Надземному Миру, чуя, насколько он прекрасен для тех, кто сумел к нему
обратиться. Ярая радость пусть сопутствует человеку, нашедшему движение
преуспеяния.
Мыслитель указывал, что радость заповедана счастливому
искателю, но человек должен весело полюбить искания.
Надземное т.I, 809. Урусвати знает целебность сострадания. Обычно люди
полагают, что такое качество может принадлежать лишь Высшим Существам. Между
тем они в своей обыденной жизни часто прикасаются к области сострадания.
Истинно, милосердие, миролюбие,
жалость, снисхождение, явления обычной бережности к людям будут проявлениями
сострадания в разной мере. Сама любовь живет близко от
сострадания. Разве сотрудничество не есть сосед сострадания? Все эти добрые
качества полны целебности.
Психическая энергия, посланная с добрым намерением,
оказывает целебное воздействие. Пусть и наука скажет, насколько доброе
намерение бывает целебным для нервной системы; но не забудем, что оказывающий
сострадание также получает полезное воздействие от бумеранга посланной энергии.
Кроме того, нужно иметь в виду, что такие обоюдные
воздействия особенно проявляются в Надземном Мире. Жители Тонкого Мира не
нуждаются в словесных убеждениях, одно чувство быстрее света достигает
страждущего; и немало несчастных в Надземном Мире, кто нуждается в ободрении.
Такие блуждающие жители не желали, во время земного состояния, слышать о
будущем существовании. Они блуждают в голом виде и даже не знают, как
прикрыться. Можно привести много примеров надземных несчастий, порожденных
невежеством. Какое обширное поле для действия открывается каждому знающему
условия жизни надземной, и сам ободритель получает удвоенную силу от своих
добрых чувств.
Мыслитель говорил: «Соберем добрую жатву».
Надземное т.I, 812. Урусвати знает огненность всего сущего. Наука,
изучая нервную систему, неминуемо встретится с излучением человека; она
утвердит огненное начало, пронизывающее все.
Много говорят об аурах, но совершенно не понимают причины
и следствия их. Не скоро наука поймет, почему излучения иногда назывались
знаменем человека. Для понимания такого определения, нужно знать и условия
Надземного Мира. Человек несет свое знамя, когда живет в Надземном Мире, он не
может скрыть свой свет. И не удивительно, что он может оказаться мощным
магнитом или предметом отвращения. Именно земная жизнь может создать
последствия неизгладимые; тем скорее должны подумать люди о качестве своего
излучения. Каждое добротворчество уже улучшает излучение. Люди могут помочь
себе, помогая ближнему.
Урусвати также знает, что современная йога — связь с
Высшим должна осуществляться среди обыденной жизни. Не уход от жизни, но
претворение ее заповедано. Огненная сущность есть магнит сердца. Именно сердце
может отворить вход в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь,
труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно
утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы
своего счастья. Пусть воспитание идет впереди образования. Тонкие энергии
представляют чудесную многострунную арфу.
Мыслитель говорил: «Огненное Знамя, освети Горний Путь».
Надземное т.I, 822. Урусвати знает мощь бдительности. Вам известно
глубокое значение наблюдательности. Но как может образоваться наблюдательность
без бдительности, без постоянной настороженности? Такие качества не приходят
мгновенно, их нужно воспитывать, и чем сознательнее будет такое образование,
тем скорее утвердится дозор несменный. При этом следует запомнить, что никакое
качество не приходит насильственно. Необходимо свободно полюбить
приобретение ступеней восхождения, только такое любовное
завоевание приведет к открытым Вратам.
Также пусть исследователи запомнят, что каждый их труд
нужен и для Надземного Мира. Как жалок путник в обширных надземных областях,
лишенный наблюдательности и не умеющий применить бдительности! Мимо него
проходят лучшие встречи. Нужно знать, что в Надземном Мире никто не будет
принуждать путника. Он должен почуять, где вибрация, сходная с ним. Он не
потеряется среди разнородных ритмов, но внимательно устремится к наиболее
близкому ему, — так из самых простых земных познаний образуются сокровища
надземные.
Мы особенно заботимся, чтобы люди не отрывались от земных
назначений, но в каждой из земных подробностей узнавали сокровище высшее.
Мыслитель говорил: «В капле росы отражается все
Мироздание».
Надземное т.I, 823. Урусвати знает мощь радости. Каждая добрая радость,
даже самая обыденная, повышает вибрации. Так можно уследить, насколько
оказывается сильнее радостный человек.
Но особенно мощна радость, основанная на осознании
Надземного Мира. Нужно понять, что такое осознание не значит, что человек
должен постоянно в словах думать о Надземном Мире. Необходимо, чтобы сознание
настолько сроднилось с сознанием надземным, чтобы ярое сердце не могло жить иначе.
У людей неопытных служит препятствием их насилие над
сознанием, ибо нельзя насильно заставить сознание приобщиться к Надземному;
только постепенно можно внедрить в сознание приобщение к закону Тонкого Мира.
Пусть учитель сумеет от первых лет сообщить учащемуся о
мощи тонких энергий. Пусть учитель начнет любым путем
приобщать молодых. Кому ближе астрономия, кому ближе космография, — пусть
начнут изучать ее. Все науки могут устремить к Наивысшему. Только смущенное
мышление может преградить познание. Потому учитесь мыслить; познавайте радость
мышления, успевайте среди любой жизни устремляться к
океану радости.
Мыслитель указывал, что радость по силе равна любви.
Надземное т.I, 826. Урусвати знает мощь благодарности. Мы уже указывали
на великое значение чувства благодарности, но человечество не воспринимает
смысла такого двигателя, потому повторим о пользе благодарности.
Нужно понять, что главное воздействие бывает не столько на
получающего, сколько на воздающего. Прекрасные огни сердца возгораются, когда
зарождается чувство благодарности; такие огни светят не только в жизни земной,
но и в Мире Надземном. Потому осознание благодарности есть возбуждение лучших
вибраций.
Можно делить человечество на живых и мертвых, и лишенные
чувства благодарности будут уже заживо погребенными. Так нужно от детского
возраста учить пользе благодарности не только на языке, но и в сердце — так
возгораются мощные огни.
Явление света необходимо в Мире Надземном, и луч
благодарности осветит путь наравне с лучом любви.
Поистине, благодарность близка любви, и сотрудничество
зарождается в этот благостный миг. Человек имеет много причин воздать
благодарность. И праздник Духа просияет в чувстве чистого возношения.
Мыслитель сказал: «Учитель, научи меня благодарности к
близким и далеким, к видимым и невидимым».
Надземное т.I, 838. Урусвати знает дар животворения. Человек творит
беспрестанно, сознательно или несознательно, действенно или мысленно; в
бодрствовании или во сне человек продолжает творить, и в этом исполняет свое
назначение.
Человек не может не творить, ибо в таком состоянии он
соприкасается с высшими энергиями. Конечно, не будем сравнивать творчество
великого мыслителя с творчеством дикаря, — они несравнимы, но все-таки основная
энергия прикоснется к ним.
При творчестве человек постоянно восходит или нисходит.
Можно представить себе аппарат — психограф, он будет отмечать малейшие движения
человеческого творчества, получится очень сложная линия. После вспышки героизма
может наступить постыдное уныние или уничтожающий страх, или раздражение, и
аппарат покажет падение, но оно может опять повыситься в восторге любви и радости.
Невозможно представить современного человека постоянно
восходящим, но в сущности такое постоянное, непрерывное восхождение возможно,
не только оно возможно в отдельной личности, но оно может быть общим для целой
группы или для человечества. Но такое расширение и объединение сознания пока
остается мечтою, но каждая мечта уже есть самоприказ, и Великие Силы поспешат
на помощь смелому подвижнику.
В Мире Надземном происходит нечто подобное, но земной
человек должен помнить о своей ответственности в мировом строительстве. Так для
начала запомним, что человек творит беспрестанно.
Мыслитель говорил: «Кто может указать предел человеческого
творчества? — Сама Беспредельность есть мерило».
Надземное т.I, 845. Урусвати знает сущность дружелюбия.
Светлые излучения дружелюбия будут добрым проводником
как на Земле, так и в Надземном Мире. Мысленная энергия и очевидное излучение
исключают возможность ярых заблуждений. Конечно, и в земной жизни дружелюбие создает новые возможности. Если даже врагу послать
взгляд дружелюбия, это не будет знаком слабости,
наоборот, признаком преимущества.
Так нужно воспитывать народ в осознании пользы дружелюбия. Пусть не сразу поймут всю ценность такого качества, но
все же произойдет несомненное возвышение сознания. Еще раз при таком воспитании
будет упомянуто о вреде ненависти и мести. Особенно такое упоминание необходимо
теперь, когда злоба и взаимная ненависть окутывают Землю губительным покровом.
Не думайте, что такие напоминания суть отвлеченные
нравственные поучения. Планета больна, и люди способствуют ее разрушению.
Потому соберем крохи дружелюбия и наполним пространство
посылками дружелюбия. Мы не будем знать, к кому дойдут
добрые зовы, но они принесут общечеловеческую пользу.
Мыслитель советовал: «Пошлите добрые зовы. Они дойдут по
своему назначению».
Надземное т.I, 848. Урусвати знает сущность вдохновения. На разных
языках это слово ясно обозначает воздействие извне. Люди любят
слово «вдохновение» и даже злоупотребляют им, но очень редко хотят подумать о
его происхождении.
Даже те немногие, которые понимают происхождение слова «вдохновение»,
разделяются во мнении. Одни допускают воздействие личное, но другие полагают,
что некая энергия действует. Не будем спорить, ибо в каждом личном воздействии
действует энергия, но пора человеку признать истинное значение слов, им
произносимых.
Но может ли человек рассуждать о значении вдохновения без
понимания Надземного Мира? Не может человек признать сотрудничества Высших Сил,
когда он вообще их отрицает.
Явление слова «вдохновение» особенно часто встречается у
художников и ученых. Причина понятна — такие деятели могут чаще получать
воздействие из Надземных Сфер. Явление такое могло бы усилиться, если бы люди
приняли его сознательно, но, к сожалению, Мир Надземный не признан.
Можно ли ожидать скорого его признания, когда люди
поглощены ненавистью и разрушением? Но вдохновение еще не изгнано из словаря.
Можно ждать, что найдется учитель, который в начальной школе пояснит великое
значение вдохновения. Пусть малыши слышат о Надземном Сотрудничестве. Такое
высшее воздействие не будет калечить творчество человека, но оно коснется его,
как прекрасные крылья!
Мыслитель говорил: «Учитель, вдохнови меня на лучшее
творчество».
Надземное т.I, 849. Урусвати знает сущность воодушевления. Прекрасное
понятие воодушевления доказывает общение Высшего Мира с силами духа. Отрицающие
дух и душу не должны употреблять слова «воодушевление», но они любят твердить его, не понимая его значения.
Отрицатели пользуются мыслями и словами, наполняющими
надземное пространство, и в то же время не допускают существования незримой
жизни, незримого воздействия. Неудивительно, что приходится говорить о
понятиях, знакомых древнему миру, но теперь совершенно извращенных.
Люди древнего мира сложили много слов великого значения.
Они уже знали, почему эти слова нужны человечеству, но века смели значение
великих понятий. Мысль человеческая обратилась к быту и к мнимому развитию
жизни. Невежество подкралось с неожиданной стороны. Ученость вместо расширения
кругозора сузила его до невежественного отрицания.
Казалось бы, ученые должны искать, но не заниматься
отрицаниями. Воодушевление должно сходить на сознание ученого, и он должен
оценить все значение такого понятия, но он унизил руководство Сил Надземных и
тем обессилил себя.
Достаточно сказано о сознательном творчестве, когда
человек делается ясновидящим и яснослышащим, но для такого достижения человек,
прежде всего, должен осознать, какую мощь он выявляет и какое сотрудничество
ему готово помочь, тогда человек имеет право утверждать воодушевление.
Мыслитель советовал даже в обычном быту не забывать
воодушевления.
Надземное т.I, 855. Урусвати знает сущность дружелюбия.
По природе своей йог дружелюбен. Он пытливо исследует
каждое явление, и, если найдет долю добра, он будет судить от этой доли. Но
если йог почувствует космический сор, он отметет его, зная, что такой упадок
может быть преображен огнем. Йог понимает, что невозможно оценить явление по
его мимолетному состоянию, потому он смотрит происходящее в различных его
проявлениях, прежде чем судить о сущности.
Уразумейте такое основание для дружелюбия.
Лучше ошибиться в сторону добра, нежели опрометчиво осудить. Но сердце йога не
обманет, и космический сор будет непреложным для чутких вибраций.
Надземные вибрации могут безошибочно определять упадок
существа человека. Можно со временем применить такие тонкие вибрации и в земном
бытии. Но невозможно ждать скорого применения таких утонченных аппаратов. Можно
видеть, в каком огрубении находится человечество, и невозможно пробивать чешую
невежества, тем не менее, эволюция совершается.
Мыслитель утверждал: «Сохраните дружелюбие,
как факел во тьме».
Надземное т.I, 861. Урусвати знает сущность любви
к будущему. Давно сказано, что жизнь есть поток непрерывный. Можно сказать, что
жизнь есть полет в будущее. Люди страшатся будущего, иные печально примиряются
с неизбежностью его, и лишь очень немногие любят
будущее. Такие люди могут по справедливости называться крылатыми. Они чуют, как
незримые крылья несут их над Землею. Они могут открывать великие истины и быть
живыми учеными. Они чуют, что ничто из их открытий не пропадет.
Они встречают каждый день как новую возможность. Они любят победу, они могут противиться невежеству.
Откуда же нарождается у таких деятелей готовность к
непрерывному труду? Любовь есть мощный двигатель. Любовь — магнит и начало преуспеяний. Любовь
к будущему будет самым мощным двигателем, и она охраняет деятеля от сонливой
лени. Любовь дает понимание Надземного Мира.
Люди часто говорят о встречах с близкими в Надземном Мире.
Они не любят будущее, как огненную победу, но хорошо,
что они ради близких мечтают о Мире Надземном. Но как может быть прекрасен путь
Надземный для деятеля, устремленного в будущее! Он не потеряет часа, чтобы искать
решение проблем, занимавших его в земной жизни, и он найдет высших
Руководителей.
Мыслитель говорил детям: «Любите
будущее — крылья вырастут».
Надземное т.I, 862. Урусвати знает сущность любви
к Природе. Агни-Йог любит Природу, в малейших и величайших
проявлениях ее он усматривает красоту; он чует величие, насыщающее
пространство. Йог познает, что для него Природа есть окно к дальним мирам и
вход в Мир Надземный.
Необходимо твердить людям о значении Природы, ибо многие
вообще не умеют наблюдать Природу и не видят значения ее в жизни. Так нужно
наблюдать на детях явление тяготения к Природе и особенно к Небесам.
Можно наблюдать два противоположных типа, и каждый учитель
должен помочь тем, в ком горит огонь, ведущий к мирам дальним. Проявление таких
способностей указывает на ценное накопление в прежних жизнях. От таких детей
следует ожидать труд на Общее Благо; такое понятие зажигается восторгом перед
величием Мироздания. Но часто взрослые презирают наиболее ценные черты малышей.
Урусвати помнит, как ее прекрасное видение было осмеяно. Так многие
замечательные проявления высших энергий кажутся невеждам пустым бредом. Давно
пора истинным ученым придти на помощь малышам, глаза и уши которых открыты.
Мыслитель говорил: «Полюбите Природу,
и она научит вас восхождению».
Надземное т.I, 867. Урусвати знает сущность самовнушения. Многие
относятся к этому понятию пренебрежительно и даже презрительно, но правильное
самовнушение будет верным посохом на путях земных и надземных.
Человек должен понять, что самоприказ к добру и к Общему
Благу призовет Надземную Помощь. Победа приходит, когда человек приказал себе
победить. Победа приказом сокращает путь. Также нужно знать, что в благом
приказе, человек создает вибрацию, которая соединяет его с Высшими Силами. Но и
такие простые соображения должны быть почти насильственно внедряемы в сознание.
Человек смутно представляет себе лучший дар — свободную
волю. Он не знает, какую ответственность налагает на него такое преимущество.
Как распорядится он свободною волею, если не понимает мощь самоприказа? Давно
сказано, что человек должен прежде всего победить самого себя, но какая же
победа будет, если человек не умеет преисполниться волею к добру? Потому будем
напоминать, насколько самовнушение есть научное понятие. Каждый в любом состоянии может развивать в себе самовнушение, и
Надземные Жители будут ликовать, видя возможность сотрудничества.
Мыслитель сказал: «Друг, возжги свой светильник. На свет
придут желанные Гости».
Надземное т.I, 886. Урусвати знает сущность самооживления. Любите жизнь во всей ее бесконечности, во всей
беспредельности. Худшая болезнь есть усталость жизнью, при ней просыпаются
спящие враги человека. Он погибает от многих болезней, и такая самогибель
подобна самоубийству. Следствия ее сказываются в Надземном Мире. Человек
лишается самодеятельности. Он бродит без смысла и теряет способность к
усовершенствованию. И такая духовная дряхлость трудно изживается.
Человек не может представить себе, что его земные уныния,
страхи, саможаления и ярость злобы могут породить такие бедствия! Человек
думает, что все ярые вспышки невежества могут пройти без следа. Но каждое
следствие имеет причину, и свободная воля может оградить шатуна, но нужно
помнить о непрерывности жизни.
Многие ли усвоили эту основную истину? К сожалению, лишь
малейшее меньшинство помнит о Надземном Мире, и тем не умеют любить
и беречь земную жизнь. Агни-Йога и карма-йога достаточно настаивают на
выявлениях труда в земной жизни. Сколько раз повторено: «Любите
труд и тем становитесь сотрудниками высшей энергии».
Мыслитель говорил: «Друзья, любите
жизнь земную и надземную. Не страшитесь Мира Огненного».
Надземное т.I, 890. Урусвати знает сущность самоосвобождения; нельзя
насильно освобождать. Врач может запретить больному некоторые его привычки, но
коль опасность минует, человек снова возвращается к своим обычаям.
Страх, раздражение, ложь, зависть, клевета и всякие враги
человека должны быть удалены, но без свободной воли невозможно их побороть.
Иногда говорили, что пороки должны быть изжиты, но люди стараются продолжить
такое переходное состояние и находят как бы оправдание своей медлительности.
Потому лучше заменить понятие изживания приказом самоосвобождения. Поистине,
твердая воля может, как меч, отсечь дурные привычки.
Особенно легко освободиться от таких вредителей человеку,
познавшему Мир Надземный. Только при осознании жизни непрерывной человек может
грозно отогнать все неполезные мысли. Он ради своей неизбежной будущности,
напряжет волю на немедленное освобождение.
При переходе в Мир Надземный человек оценит освобождение
от мрачного груза, мешающего его полету. Действительно, зачем терзаться малыми
прыжками, когда можно прекрасно летать? Зачем оставаться позади, когда можно
преуспеть!
Мыслитель советовал: «Полюбите
прекрасное чувство самоосвобождения!»
Надземное т.I, 891. Урусвати знает сущность самоумиротворения. Йог —
миролюбив. Йог избегает ссор и по мере сил
предотвращает их. Йог знает целебность миролюбивых
излучений. Йог осознал, что такие излучения приуготовляют ему радушный прием в
Надземном Мире.
Как же йог пришел к такому заключению? Он осознал
соизмеримость и целесообразность. Он понял, что злоба будет гибельным мостом к
продвижению. Йог усмирил раздражение как несовместимое с достоинством человека.
Йог проявил ярое стремление к миротворчеству. Даже самое малое миротворчество
есть прекрасное достижение. Особенно оно ценно, когда человечество гибнет в
ненависти. Когда слово о добре признается неуместным, тогда йог оценит мысль,
которая защитит многих слабовольных и угнетенных. Йог, может быть, не будет
знать, кому помогут его светлые мысли, но он не устанет посылать их в
пространство как очистительную жертву: «Пусть будет Миру хорошо».
Мыслитель сказал юноше, желавшему сделаться йогом: «Прежде
стань Миротворцем».
Надземное т.I, 894. Урусвати знает сущность саморождения. Человек должен
сознать, что он может возрождаться в любом своем
состоянии. Незнающий Надземного Мира может легко впасть в отчаяние, и он
вообразит, что ему ничего не осталось, и ярый конец наступит.
Можно представить плачевное состояние такого человека при
вступлении в Мир Надземный. Он отрекся от этого Мира. Он убедил себя в
несуществовании его, и вопреки своей убежденности он оказывается в непривычных
условиях, и ему предстоит трудное, болезненное состояние.
Но также и в таком тяжком положении человек может
самовоскреситься, но для этого должна выработаться сильная воля. Пусть каждый,
кто осознал Мир Надземный, скажет, как ему легко перейти в соседний покой.
Пусть скажет, как от него зависит осветить этот новый дом. К чему блуждать во
тьме или пользоваться чужим светом, если можно иметь свой и даже помогать
другим? Но такое желание помогать есть искусство, накопленное трудами в земной
жизни.
Так может вооружиться человек оружием Света. Так может
происходить непрерывное самовоскрешение, такое чувство есть одно из самых
возвышенных.
Мыслитель говорил: «Друзья! Можете назвать самовоскрешение
— самоободрением».
Надземное т.I, 898. Урусвати знает сущность самообожания. Люди обычно
воображают йога как существо странное, обитающее в пещерах, стоящее на голове,
самоустремленное, самообожающее. Редко люди представляют йога как труженика,
устремленного ко благу человечества.
Йог любит труд и самоотверженно
приносит себя в жертву для улучшения жизни людей. Йог может стоять на высших
земных постах, и он может занимать самое скромное положение. Но всегда и везде
йог будет стремиться к высшему познанию.
Если некто будет называть себя йогом, не верьте ему.
Истинный йог никогда не будет величать себя йогом и не будет обожать себя. Даже
если для блага йог должен будет утверждать себя, он сделает это не во имя
самости, но для народного преуспеяния.
Яро любит йог труд. Он любит усовершенствование. Он не устанет трудиться, ибо знает,
для чего он совершает свой земной путь. Для йога открыт Мир Надземный. Йог не
знает перерыва жизни. Он, в сознании, шествует в разных телах и поспешает к познанию
высшему.
Не забываем все йоги, но ко времени особенно подтвердим
йогу труда. Карма-йога соединяется с джнаной и с бхакти. Нельзя трудиться без
знания и любви. Так йог приносит опыт жизни и готов
отдать его человечеству.
Мыслитель говорил: «Друг, полюби
труд. Он скует тебе крылья».
Надземное т.I, 902. Урусвати знает сущность самоугнетения. Люди любят толковать об освобождении от рабства. Они заботятся о
ком-то другом, но забывают свое освобождение.
В чем же рабство каждого дня, каждого часа? Человек связал
себя малыми привычками. Он опутан паутиною ярых предрассудков. Где же скованный
узник может сражаться за свободу человечества?
Может ли йог преклониться перед малыми чудищами обихода?
Может ли путник Надземного Мира шествовать свободно под грузом малых колючих
привычек? Человек настолько боится передвинуть малейшую частицу быта, что даже
не чувствует, как приступить к обновлению жизни. Невозможно утверждать свободу,
когда рабство царит.
Мыслитель предупреждал: «Прежде чем думать о свободе
других, освободи себя».
Надземное т.I, 910. Урусвати знает сущность самоунижения. Йогу не
свойственны самообольщение и самолюбование. Подобно
крылатому вестнику йог устремляется в будущее. Как заботливый врач, йог
предвидит зарождение психических недугов и спешит мыслью предотвратить их.
Откуда же такое неукротимое стремление в будущее? Конечно, из осознания
Надземного Мира.
Йог знает, что длительность земной жизни является малой
частью Надземного существования. Йог познал, как близок и прост переход в Мир
Надземный; совершается он ради будущего и научает человека познавать
Беспредельность.
Обычно люди боятся такого понятия бесконечности. Они
предпочитают в низшем обиходе готовить себе мрачную жизнь в тонком теле. Так они
отвергают силу мысли и тем теряют свое мощное оружие. Они устремляются к
самообольщению, забывая, что Истина есть украшение мыслителя.
Мыслитель говорил ученикам: «Не огорчайтесь, если
посланная вами мысль не дошла по назначению. Может быть, по притяжению она
сослужит пользу в другом месте, добрая мысль нужна везде».
Надземное т.I, 911. Урусвати знает сущность самоунижения. Самовластие
унижает человека. Самовластие есть признак ограниченности. Человек, возомнивший
о самовластии, уже близок к падению. Йог убережется от самовластия. Он назовет
себя служителем Добра. Йог почерпает это сознание из понимания Надземного Мира.
Йог уявляет уважение Иерархии. Он знает, что над ним
многие Иерархи. Но перед человеком ярая ступень понимания Иерархии. Люди не любят такое подчинение. Они самовластны и в припадке самости
не помнят о Беспредельности. Они не хотят полюбить
прекрасную Беспредельность, но таким путем они не могут полюбить
Иерархию. Они не знают, что без любви можно легко
утерять путь достижений. Кто боится Иерархии, тот и страшится Надземного Мира,
но страх плохой проводник.
Никакое мнимое самовластие не спасет от страха. Истинно,
самовластие есть вечная болезнь ужаса. Но йог, как служитель Добра, познавший
Учителя, оказывается сильнее самовластного тирана.
Мыслитель говорил: «Друзья, перед вами чудесные ступени
восхождения».
Надземное т.I, 915. Урусвати знает Путь Горний. Любовь
— ключ входа. Любовь — мощь преодоления. Любовь — целебный родник неиссякающий. Сказано — Йога Любви высока. Некоторые считают путь Любви
самым легким, но для других именно такой путь самый трудный. Не может полюбить сердце, в котором живут злоба и жестокость.
Люди даже не замечают, что их подвал полон злобы; не могут
они превозмочь низкое чувство. Они могут притворно внимать о победе Любви, но сущность их будет мрачна, и в Надземный Мир они
войдут без светоча.
Нельзя поучать о высшей вибрации Любви,
если в сердце нет зачатков ее. Ярко пылает огонь Любви.
Пусть он ведет в Путь Горний.
Мыслитель научал учеников различать любовь
и злобу по глазам: «Давно сказано, что глаза — открытые раны. Можно верить
свидетельству таких проводов сердца».
Надземное т.I, 916. Урусвати утверждает Путь Горний. О Высшем невозможно
кричать на базаре. Но всюду полезно указать путеводные вехи: где — научно, где
— сказочно, где — сурово, где — прекрасно, каждому по сознанию, каждому по
разумению.
Так нередко упрекают йога, что он различно говорит о той
же истине. Но невежды не могут понять, что йог говорит о разных аспектах и
разным людям. Нужно очень оценить терпимость йога, когда он сеет зерна добра,
не думая об урожае. Сама карма предопределит такой урожай. Но ничто не
пропадает в пространстве. Зерна, невсхожие в земных условиях, дадут свои ростки
в Мире Надземном, тем нужнее усвоить жизненность Надземного Мира.
Трудно вообразить пользу добра для пустого пространства,
но зная населенность Беспредельности, легко представить нужность благих мыслей.
Скорей, нежели в дом соседа, мысль проникает в неизмеримое пространство и по
магниту притяжения найдет приложение, только нужно полюбить
Путь Горний.
Мыслитель говорил: «Заботливый врач сумеет предотвратить
зачатки болезни».
Надземное т.I, 921. Урусвати осознала преображение жизни. Темна жизнь
без преображения духа. Мрачно прозябание двуногих отрицателей, не ведающих,
какой космический вред они приносят эволюции! Не нужно думать, что эволюция не
может быть задержана. Она может быть обезображена, и сильные энергии должны
быть затрачены снова. Не может остановиться карма отрицателей, но космический
вред, ими нанесенный, должен быть исчерпан. К чему уродовать жизнь, если ее
можно прекрасно преобразить?
Каждый силою мысли может создать связь с Надземным Миром.
Изнутри претворится новый смысл земного существования. Почему человек должен
ожидать толчка извне? Он должен зародить в сознании неукротимое устремление к
Надземному Миру. Он должен полюбить такие мысли и
находить мгновение, чтобы держать эту серебряную нить познания высшего. Пусть
такое познание начнется с малой крупицы. Каждое такое накопление уже нерушимо.
Оно может привести к осознанию яркого преображения всей жизни.
«Прекрасна такая преображенная жизнь», — так говорил
Мыслитель.
Надземное т.I, 927. Урусвати устремлена к Науке Жизни. Скажут: «Значит,
изучается биология?» Но, к сожалению, современная биология не может быть
названа Наукою Жизни. Невозможно представить изучение жизни без психической
духовной жизни, без Надземного Мира со всеми его воздействиями на земную жизнь.
Таким образом, современную биологию можно назвать лишь главою Книги Жизни.
Мало кто задумывается над составом некоторых наук.
Невозможность изучать астрономию без химии и астрохимии, без физики и
астрофизики. Мы уже указывали, что нельзя калечить величие Надземного Мира, но
мало кто обратил внимание на Наши предупреждения.
Люди требуют нечто новое, но совершенно не усвоили
начальных условий жизни. И о таком легкомыслии Мы уже говорили не раз, но мало
кто спросит себя: знает ли он давно указанное? Научился ли он обращать внимание
на явления, его окружающие? По-прежнему воздух для него голубая пустота.
По-прежнему он глух и слеп, и даже мысли о Надземном Мире превращаются в
пугающие призраки. Не может человек доверчиво поверить своему сердцу. Врачи не
помогают такому наблюдателю, ибо они не знают биологии во всем ее объеме.
Мыслитель показывал ученикам на бездонное Небо и учил полюбить Беспредельность.
Надземное т.I, 928. Урусвати сама открыла врата Йоги; от раннего детства
запечатлены видения и сны. Обычно дети не обращают внимания на такие проявления
или начинают пугаться и тем пресекают связь с Надземным Миром. Но природа
йогическая собирает в сознание все принятые психические посылки.
Часто по невежеству окружающие пытаются насмехаться и
отяжелять путь естественной йоги. Мы знаем, сколько испытаний переносит чуткий
организм. Может быть, такая борьба особенно ценна, — оружие острится в бою,
иначе оно может заржаветь.
Нередко люди сетуют на отсутствие связи с Надземным Миром,
но также часто они сами не обращают внимания на значительные проявления. Между
тем именно в земном бытии ярко горят знаки Надземные. Они очень привлекут
внимание чутких очей. Но человек предпочитает протереть глаза, лишь бы не
увидеть нечто необычное. Люди лучше умеют отогнать, нежели привлечь.
Мы особенно указываем на Огненную Йогу, ибо она легко
поддается явлению естественного развития. Нужно уметь призвать изначальную,
огненную природу всего Сущего. Лишь полюбив изначальную
энергию, можно призвать ее к сотрудничеству.
Мыслитель учил полюбить йогу: «Она
обогатит земное странствие».
Надземное т.I, 935. Урусвати признала преображение человека лучшими
вибрациями. Спросят: «Какого человека и какими вибрациями?» — Поясните, ибо
иначе произойдут кривотолки. Вы достаточно знаете, что насильно никого нельзя
преображать. Человек добровольно должен выразить желание к преображению. По
крайней мере, он должен обнаружить готовность к восприятию.
Теперь нужно понимать и качество вибраций, до сих пор
суждение о них довольно примитивно. Так, полагают, что синий цвет успокаивает,
а красный раздражает, но синих оттенков много, также и красных. Среди красных
может оказаться и рубиновый, очень целебный и полный высших вибраций. Между
синими могут быть мертвые оттенки, которые принесут подавленные вибрации.
Говорят: «Зеленый цвет хорош, а желтый груб», — такое определение первобытно.
Можно найти зеленый с раздраженными вибрациями и желтый, полный успокоения.
Тоже нужно напомнить и о звуке, который может действовать
индивидуально. Конечно, наука в будущем найдет многие испытания для лучших
воздействий. При этом люди, знакомые с Надземным Миром, вспомнят все
разнообразие излучений, которые, тем не менее, согласно распределяются по
вибрациям. То же самое могло бы быть и на Земле, когда наблюдения ученых
утончатся. Но какая же любовь к предмету должна
проявиться, чтобы исследовать такие вибрации!
Мыслитель иногда утверждал: «Полюбите
хотя бы что-нибудь, чтобы не остаться без светоча Любви!»
Надземное т.I, 936. Урусвати предчувствует, предвидит. На всех языках,
по всему миру твердят эти два слова. Но лишь немногие понимают их значение. С
одной стороны, суеверы, снотолкователи, с другой — отрицатели, такие же
суеверы, препятствуют разумному познаванию. Лишь очень малое число зорких
готово к изучению сил человека. Некоторые доходят до такой нелепости, что
завидуют чутью животных. Они не понимают, что человек владеет высшим чутьем, но
обычно не желают признать его. Когда же в сознании мелькает нечто оправдавшееся
впоследствии, такое чувствознание будет названо случайностью. Конечно, пока
книги о психологии не поминают психическую энергию и жизнь Надземного Мира,
люди с трудом могут найти источники познавания. Вы скажете, что Надземные
Руководители иногда могут помочь нахождению полезных книг; Урусвати может
подтвердить это. Но для такого сотрудничества нужно открыть сердце и воспринять
Надземные вибрации. Именно такое состояние встречается редко.
Мыслитель говорил: «Полюбите науку
предчувствий, предвидения».
Надземное т.I, 937. Урусвати чтит карма-йогу. Все йоги родственны. Можно
считать Агни-Йогу и карма-йогу сестрами. Агни-Йога светозарно ведет в Обитель
Высшую. Карма-йога творит священный огонь труда. Редко люди почитают великое
делание, слагающее лучшую карму.
Люди не мыслят о качестве своего труда. Они не могут
признать радость творчества. Оно для них может казаться оковами. Они не могут
полюбить каждодневный труд и не видят духовного
восхождения среди бытового делания.
Никто не сказал им, какие крылья ткутся в великом делании!
Но как же можно ожидать от человека понимания кармы, если он не знает о
Надземном Мире? Никогда он не задумывался над Миром Надземным. К чему ему
достигать, если он не знает цели? Для него Агни-Йога будет пустым мечтанием. Но
и мечтать он не умеет. Он может бояться Огня и не поймет красоту этой стихии.
Без красоты он не может полюбить Мир Огненный.
Как же сумеете пояснить человеку великое делание, которое
научит уловлять вибрации огненные? Пусть такой нерадивый работник хотя бы
изредка почует вдохновенное качество труда. Он может посадить в сердце
прекрасное зерно Агни.
Мыслитель сетовал о недостаточном качестве делания.
Надземное т.I, 939. Урусвати отличает истинно устремленных от лукавых
притворщиков. Часто можно слышать требования чего-то нового. Первоначально
можно порадоваться такому требованию, но затем оказывается, что именно такие
ярые требования исходят от людей, не знающих Основ.
Они не желают устремляться к изучению и думают, что можно
самовольно перескочить к чему-то новому. Они не понимают последовательности
познавания. Не думайте, что такое невежество обнаруживается лишь в земной
жизни; совершенно то же самое происходит в Надземном Мире. Некоторые жители
полагают, что можно перескочить через несколько ступеней и овладеть чем-то
неслыханно новым. Они даже не отдают себе отчета, к чему может привести их
такой скачок.
Последствия будут прискорбны. Ничего полезного не
произойдет, наоборот, получится промедление, вредное в кармическом отношении.
Печально обнаружить, насколько такие обитатели избегают изучать Основы. Даже
если они когда-то бегло и просмотрели Писания, они не осознали смысла Учения.
Много маленьких лукавцев умеют представиться посвященными,
лишь бы услышать только новое, неизвестное соседям. Не умеют они полюбить изучение!
Мыслитель часто предупреждал: «К чему вам новое, пока не
осознаете Основ? Свежи листья, когда корни крепки».
Надземное т.I, 941. Урусвати любит звучание
Надземного Мира. Целительны и вдохновительны созвучия Надземные, но нередко их
гармония нарушается шумом битв, плачем и ревом бешеных толп. Много энергии
требуется, чтобы преобразить эти стоны земные в звучание гармоническое.
Казалось бы, люди знают, насколько земные звучания
наполняют пространство и даже переполняют его. Почему же не думают люди о
качестве своих посылок?
Пора ученым исследовать сущность атмосферы. Если человек
может психически создать сильнейший яд, то и излучение такого человека будет
ядовитым. Мы уже не раз говорили о болезни планеты, но окружающее пространство
будет также заражено. Не следует надеяться, что Прана оздоровит ядовитую
пространственную атмосферу. Не лучше ли человеку постараться не заражать все
окружающее?
Человек, в качестве микрокосма, несет великую
ответственность, и пора ему осознать, что переполнение пространства
вредоносными ядами не соответствует эволюции. Не нужно думать, что кто-то,
где-то исправит безумие двуногих; сами, в каждодневности, могут создать
полезное положение. Среди самого убогого быта можно творить общечеловеческое
преуспеяние.
Мыслитель предупреждал: «Не заражайте атмосферу».
Надземное т.I, 947. Урусвати знает, почему йог не отличим по внешности.
Люди любят приукрашивать понятие йога многими
символическими особенностями. Но они забывают, что есть йога. Если йога есть
связь с Высшим, то такое преимущество должно принадлежать каждому человеку.
Таким образом, йогическое состояние есть самое естественное, но люди сами
отклоняются от своего основного назначения.
Люди отказались от лучшего своего удела, и скорее всего
именно отступники будут носить печать своего неестественного состояния. Можно
привести много примеров, когда йог оставался совершенно незаметным среди толпы.
Он не желал оказаться отмеченным. Он приносил общечеловеческую пользу и не
нуждался в хитоне посвященного. Так не забудем отметить, что светильник йога в
сердце. Так даже нередко йог сознательно погашает свое излучение, чтобы не быть
замеченным.
Мыслитель напоминал, что йог — вестник Света — проходит
незамеченным.
Надземное т.I, 953. Урусвати может назвать Йога дальнозорким. Сквозь
серую завесу быта земного Йог различает очертания грядущего. Спросят — почему
Мы называем Йога дальнозорким, а не ясновидящим? — Но Мы хотим видеть Йога
человечным.
Нам не нужны факиры, стоящие на голове. Нам не нужны
колдуны с ореолом ясновидения, продающие крохи ясновидения за деньги. Мы
желаем, чтобы истинный Йог был добрым сеятелем, служителем Общего Блага. Такое
настояние нужно запомнить, ибо люди забывают самые простые, насущные советы.
Откуда же черпает Йог такую прозорливость? — Опять из того
Высшего Источника и из Мира Надземного. Там, как с вершины горы, можно видеть
неизбежные движения человечества; там Йог обостряет свое психическое зрение. Не
будем считать такое качество сверхъестественным, наоборот, оно могло бы
принадлежать каждому человеку, но люди слишком далеки от Высших Сфер.
Мыслитель утверждал: «Найдите простейший путь к Высшему
Миру и полюбите его».