Агни Йога - подборка по теме: "Любовь" (часть 3)
Озарение, 342. Посвятивший себя курятнику несёт последствия яиц.
Посвятивший себя части мира колеблется с почвою.
Люди испортили значение слова гармония. В это слово
внесено нечто клерикальное, фалда хитона, иммортелька несуществовавшей любви и даже вязаный чулок. Лучше без арф заменить это
высушенное понятие более энергичным - скажем "чуткость
сотрудничества". Без неё Община жить не может. Нарушение её вызывает
обиженность; обиженность порождает тупость.
Человек, угнетённый обиженностью, привлекается к одной
точке. Становясь неподвижным, человек неминуемо тупеет. Тупость, как ржавчина,
поглощает часть основного вещества.
Всё вибрирует, волнуется и дышит среди озарений молний.
В дни великих потрясений не допустите ржавого якоря:
ржавчине не выдержать омывающий вихрь!
Озарение, 349. Ещё несколько советов.
Поспешить и опоздать - одинаково худо, но если выбирать,
то поспешить всё же лучше. Также лучше пропустить, нежели добавить.
Если явлена в общине жалоба, то община обращается в
полицейское управление.
Если в общине появляется себялюбие,
то община становится зоологическим садом.
Если в общине Моё не творится Учение, значит, явлен кто-то
прикрывающийся.
Каждый вошедший может выйти, но вышедший берёт с собою
нажитую истинную собственность.
Если иногда непомерная ноша легка как перо, то часто
золотник неправды тяжелее пуда.
Явление ярости сравнения с участниками общины приводит к
ужасному явлению поражения.
Тяжек путь тем, кто не вошёл легко, будучи позван. Прошу
не обессиливать себя.
В напряжённом темпе работы скрыто замечательное оккультное
качество. Никаким напряжением воли нельзя достичь результатов напряжённой
работы. Темп и насыщенность ритма могут сблизиться с космическим напряжением.
Важные результаты духа помогают выбраться из оков ложной
семьи. Особенно опасна современная семья, говорящая: "Делай как все!"
Сколько лучших сил уходит на оборону от червя пошлости!
Озарение, 353. Опять приступят с вопросом: как быть с препятствиями?
Кому семья мешает, кому нелюбимое занятие, кому бедность,
кому нападки врагов.
Добрый всадник любит изощряться на
неучёных конях и предпочитает препятствие рва ровной дороге.
Всякое препятствие должно быть рождением возможности.
Явление затруднения перед препятствием всё-таки происходит
от страха. В какой бы чепчик ни нарядился трус, мы должны найти страницу о
страхе.
Друзья! Пока нам препятствия не являются рождением
возможностей, до тех пор мы не понимаем Учение.
Удача лежит в расширенном сознании; невозможно
приблизиться при наличии страха. Луч мужества поведёт поверх препятствий, ибо
теперь, когда мир знает, куда идёт, - семя крови растёт, семя знания растёт,
семя красоты растёт!
Если путь усеян костями, можно идти смело; если народы
говорят на разных языках, значит, можно открыть душу; если надо спешить,
значит, где-то новый кров готов.
Будьте благословенны, препятствия, вами мы растём!
Озарение, 354. Могут справедливо спросить, как обращаться с животными.
Или жестокость к ним применяется; или сентиментально из них делают паразитов;
или делают аппараты для механических скрещиваний.
Конечно, мера отношения к животным должна быть установлена
по единству мирового ритма - мера везде подобна. Если человек должен быть
сотрудником эволюции, то и животные должны отвечать этому закону. Роды, не
отвечающие эволюции, вымирают. Приспособленные к эволюции должны поддерживать
способность свою работою.
Надо изучать истинную полезность животных. Напрасно
думают, что вырожденные плезиозавры нужны для будущего. Бабушкино платье очень
трогательно в музее, но неприменимо в жизни.
Счастье миров может слагаться и без бегемотов и носорогов,
очень отвечавших складкам бывших напластований. Если известного рода люди
являются подражанием бегемотов, то та же эволюция.
Животные должны работать, должны завоёвывать право на
жизнь; отсюда, жестокость и сентиментальность неприменимы. И нельзя не любить всё жизненно трудящееся.
Озарение, 358. Собирая учеников, думайте, с чего начать. Ошибка обычная
в том, что начинают с азбуки, не считаясь с природою ученика. Наше правило -
дать наряду с начальным положением фрагменты высших возможностей.
Также не надо забывать любимую
игру Будды с учениками в минуту отдыха, когда Учитель бросал в пространство
одно слово, по которому ученики строили целую мысль. Нет более мудрого
испытания состояния сознания.
Представьте, если Учитель скажет: "Смерть",
полагая - смерть пошлости, а ученик воскликнет: "Смерть бедным!"
Такие одинокие слова могут, как вехи, соткать весь рисунок духа. По этому узору
можно увидеть, какие огни горят.
Представится случай сказать: "Ваше сознание желало
смерть бедным, потому ушло направленное к вам богатство". И рядом с этим
примитивным законом можно бросить искру об эволюции дальних миров.
Сопоставление эволюции миров с маленьким обиходом может дать удар
просветительный.
Самое трудное, когда ученик хочет нарастить дух, посещая
класс методики. Он может открыть магазин анонсов на глянцевитой бумаге и, стуча
карандашом, перечислять не применённые им рецепты.
Мы не устроители похоронных процессий и зоологических
садов. Желающие идти за Нами, идите так же насыщенно и светло, как неудержима
жизнь, и любите всякое расширение сознания, ибо это
первая цель.
Можно всё простить, но плесень сознания хуже трупного
разложения.
Община, 1926
Община, 3. Монастыри часто назывались общинами. Жизнь общинная уже была
признаком сотрудничества и взаимоуважения. Так и каждая мастерская уже будет
зачатком общины, где каждый приносит своё уменье. Нужно дружелюбие,
чтобы отдать своё мастерство на дело общее.
Община, 10. И войдёт в чистый труд высокое качество через любимое мастерство. Утвердится во всей жизни качество
прекрасное. Не останется ничего во тьме. Невежественность будет преступлением
позорным. Если тьма заразительна, то и Свет привлекателен. Так будем утверждать
любимое мастерство, которое вознесёт всю жизнь.
Наука, укажи качество лучшее. Наука, привлеки сильнейшие
энергии. Знание духа пусть сияет над каждым рабочим станком.
Община, 21. Мы не любители мира телесных
пережитков, но его нельзя миновать в духовном развитии, как и всё сущее. Мир
телесных пережитков содержит некоторые элементы, нужные для сношения с мирами.
Например, способ передвижения, мало воспринимаемый жителями Тонкого Мира. Имея
возможность стремиться вверх, они заняты постройками тёмных домов, подражая
земным. Но если бы они ещё при жизни расширили своё сознание, то могли бы
измерять подол Матери Мира.
Могут пробудить лучшие возможности те, кто могут ощущать
духовным сознанием. Но для сохранения сознания нужно при жизни ощутить его.
Тогда состояние современного мира телесных пережитков почти сотрётся. Не
"упокой с отцами", но "научи в пространстве Света". Всем
сознанием помните задачи эволюции. Когда стремление к спокою исчезнет, тогда
приблизятся Врата.
Община, 23. Нет бездушной справедливости, но лишь сияющая
целесообразность. Именно, прекрасная целесообразность не тиранствовать может,
но открывать прекрасные врата. И зов целесообразности наполняет победным
чувством пространство. Не малые ветхие осколки, но драгоценные части Космоса
являют собою события и творения, понявшие целесообразность.
Но лишь осознание Космической личности может озарить
ступени эволюции. Иначе в земном понимании эволюция останется лишь выгодным помещением
капитала. Но знаете уже, что капитал, лишённый целесообразности, лишь жёрнов на
шее. И как явление заразы производит язвы духовные и телесные, так и появление
сумасшествия корыстолюбия приносит вред духу и телу.
На земле заботимся и о теле, потому надо проникать в
происхождение болезней. Врач мог бы сказать больному: "Припадок корыстолюбия у вас", или "анемия самомнительности",
или "камни предательства", или "колики клеветы", или
"чесотка сплетен", или "удар ненависти".
На кладбищах так любим поминать
достоинства лежащего; не мешало бы поставить истинную причину болезней -
зрелище стало бы поучительным.
Друзья, повторяю - держите мысли чистыми, это лучшая
дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство.
Община, 26. Если материя всюду, то даже свет оставляет свою протоплазму.
На все световые явления нельзя смотреть как на случайности. Некоторые глаза
улавливают сеть света. По благородству энергии света все эти образования очень
красивы. Диссонанс звука гораздо чаще. Протоплазма света не есть что-то
отвлечённое, её осадки украшают царство растительное. Ритм волн и песков и кора
планеты значительно нормируются узлами сети света. Учите любить
образования света. Не столько образы, запечатлённые на холсте, сколько
подсмотренные вибрации света имеют значение.
Качество взгляда совершенно не оценено. Оно подобно лучу
для фотографической фильмы. Надо вспомнить, что духовным взглядом мы
устанавливаем облик стихийных духов. Так же точно физический взгляд задерживает
в пространстве сеть света. Значение этой кооперации нужно знать. Каждое
движение человека связано с сущностью стихий.
Ещё укажу, насколько важна была игра пифагорейцев при
восходе солнца. Свет для звука является лучшим очистительным фильтром. Только
одичание человечества может запереть звук в пыль темноты.
Община, 35. Парацельс любил говорить: "Per
aspera ad astra". После это замечательное изречение стало девизом щитов и
гербов, потеряв всякий смысл. Правда, поняв смысл его, трудно привязать себя к
одной Земле. Как перегар в трубу, познавший дух мчится в явленное пространство.
Какой размер имеют для него земные одежды? Какую подвижность может он проявить
по земной поверхности? Какими мыслями может он делиться в земной сфере?
Спросят, почему же Мы теряем столько энергии над Землёю?
Не ради Земли, но для исправления пути. Когда злоумышленник коверкает рельсы,
часто инженер полагает много времени для исправления. Если бы Мы могли
перевести имеющих сознание Космоса с Земли немедленно, разве можно было бы
задержать Наше желание? Итак, Наше стремление - ускорить этот процесс. Чую,
может быть скоро космические условия позволят начать эти работы по сношению с
дальними мирами. При этом все соображения о красоте, о стремительности
самопосылки нужны. Правда, над так называемой красотой есть покрывающее понятие
- улучшение Космоса. Луч радуги может превысить воображение. Серебро рождающее
- начало радуги. Радуга, видимая в земных условиях, напоминает гримировку
вблизи. Мало кто может предчувствовать надземную радугу.
Община, 46. Никогда не говорил Я о лёгкости проведения в жизнь нового
сознания. Не разрушители, но заплесневшая, условная добродетель - враг.
Разрушители знают непрочность разрушаемого, и принцип отдачи для них легче. Но
румяная добродетель любит сундук сбережений и всегда
станет красноречиво защищать его. Скажут священные слова писаний и найдут
тонкие доказательства, почему они готовы отдать, именно, не этому, но другому,
не жившему человеку.
Условная добродетель являет превосходную корысть и любит приврать. И такие румяные, благообразные учителя
добродетели, и ласковы, как масло; подвиг, подвиг человеческий незнаком
учителям добродетели, и пышные одежды их накрахмалены рабством!
Община, 90. Чтоб понять
подвижность действий, нужно замутить поверхность бассейна и наблюдать
недвижность низших слоёв жидкости. Но так нужно избороздить поверхность, чтоб
тот же ритм проник до дна без преломления. Силы отрицательные не имеют провода
до дна, ибо для этого нужно разложить первичное вещество; такой опыт не под
силу им.
Новоприходящие часто спрашивают: где же граница между
подвижным слоем и неопровержимым основанием? Конечно, не может быть границы
установленной, но закон преломления установлен, и стрела не может долететь без
пресечения первоназначенной линии.
Как же устранить поражение слоёв? Конечно, нужно ввести
твёрдые столбы, дробящие течение. Упоминал о стержне духа посреди спирали - это
построение запомните, ибо непреклонность, окружённая центробежным движением,
может противостоять всем волнениям. Построение Нашей Общины напоминает такие же
стержни, окружённые мощными спиралями. Лучшее построение для борьбы, конец
которой предрешён. Так нужно понять Наши построения материально. И зачем нужно
непонятное отвлечение, когда принцип Космоса один? И система нарастания
кристаллов показывает, как многообразен мир тяготения. Ищущие могут понять, как
нужно идти материально в высшем знании. Кто не любит
чёткости кристаллов, тот не дойдёт к Нам. Чистая неповторяемость доводит форму
до совершенства. Можно показать кристалл ребёнку, и он поймёт завершение.
Именно, строение кристалла общины даст совершенство формы.
Община, 105. Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит
способности учащихся. Только распознание способностей позволит справедливо
относиться к будущим работникам. Часто сами учащиеся не понимают своего
назначения. Учитель, как друг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое
насилие не применимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию.
Больше опытов, больше бесед, столько радости в приложении своих сил! Малые любят работу "больших".
Община, 106. Когда семья не умеет, то пусть школа научит чистоте во всём
быте. Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие
чистоты сердца. Кто же не хочет, чтобы народ был чистым? Нужно оборудовать
школы так, чтобы они были рассадниками украшения жизни. Каждый предмет может
быть обдуман с любовью. Каждая вещь должна быть сделана
соучастницей счастливой жизни. Кооперация поможет найти форму для каждого
обихода. Где одному не найти решения, там поможет община. Не кулачные бои, но
творцы будут гордостью страны.
Община, 107. Школа должна не только вмещать любовь
к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь
сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают.
Книга не занимает почётного места во многих домах. Обязанность общины -
утвердить книгу как друга дома. Кооператив, прежде всего, имеет книжную полку,
содержание которой очень обширно. Будет рассказано о ценностях родины и связи
её с миром. Показаны будут герои, творцы и труженики; и понятие чести, и долга,
и обязанности к своему ближнему утвердится, так же как и милосердие. Много
примеров, зовущих к познаванию и открытиям.
Община, 112. Самое полезное - уметь сочетать нежность любви
с суровостью долга. Новая жизнь не устрашится противоположениями. Она не будет
насиловать одним ярмом, но даст широту восприятия. Не подобает людям сидеть в
скворечнике. Пора знать планету и помочь ей. Не могут успокоить вычисления,
через сколько лет потухнет солнце. Множество разных условий могут опрокинуть
все исчисления. Нельзя забыть и то, что люди могут перегрызть друг друга. Такое
соображение не должно быть забыто при злобе, заливающей Землю.
Община, 113. Корыстолюбие есть грубое невежество.
Только истинное сотрудничество может спасти от такой злокачественной коросты.
Корыстолюбец имеет на лице своём печать. Он не
причастен сердцу; чаша его горькая. И Тонкий Мир для корыстолюбца
лишь источник мучений.
Община, 116. Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дурной
музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите
от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь
к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Какое сердце
возлюбит кулачные удары?
Община, 119. Правильно думаете, что без достижений техники невозможна
община. Каждая община нуждается в технических приспособлениях, и Нашу Общину
нельзя мыслить без упрощения жизни. Нужна явленная возможность применять
достижения науки, иначе мы обратимся в обоюдную тягость. Как реалисты-практики,
Мы можем смело утверждать это. Мало того, Мы можем настойчиво укорить всех
ложнореалистов. Их униженная наука и слепота мешают им в достижении того, к
чему они стремятся.
Точно фарисеи древности, они прячут страх перед допущением
того, что другим уже очевидно. Не любим невежд, не любим трусов, попирающих в ужасе возможности эволюции.
Тушители огней, светоненавистники, не всё ли равно, с
какой стороны вы ползёте! Вы хотите затушить пламя знания; но невежественная
община - темница, ибо община и невежество несовместимы. Нужно знать. Не верьте,
но знайте!
Община, 121. Новое сознание, поддержанное техникой, даст мощное
устремление к знанию. Именно, община должна быть самым чутким аппаратом
эволюционности. Именно, в сознательной общине никто не может утверждать о
сложившейся мироизученности. Всякая тупая преграда отметается обострённой
вибрацией коллектива. Даже намёк на законченность делает невозможным пребывание
в общине. Кто же примет клеймо тупости?
Червь не будет ограничивать своих проходов мрака, - вы же,
смотрящие в Беспредельность, вы не можете червю уподобиться!
Несовершенная изобретательность некоторых из вас уловила
невидимые лучи и неслышимые ритмы. Грубым воображением, грубыми приборами всё
же были уловлены некоторые космические токи. Но ведь глупец поймёт, что
воображение может быть утончено и приборы улучшены. Исходя из самоулучшаемости,
дойдёте до Беспредельности. Буду твердить о возможностях улучшения, пока самый
закоснелый не устыдится своей ограниченности.
Не может быть общинник, ограничивающий своё сознание,
иначе он уподобится женской ноге старого Китая. Тоже тьма обычая вызвала это
безобразие.
Какой общинник может прикрыться плесенью суеверия? Ведь
никто не употребляет убогий, первобытный паровоз; также никто не может остаться
при младенческом понимании реальности.
Младенческий материализм явится дурманом для народа, но
просвещённое знание будет лестницей победы.
Без отрицаний, без суеверий, без страха пойдёте к истинной
общине. Без чудес найдёте ясную реальность и киркою испытателя будете вскрывать
закрытые глубины. Полюбите бесстрашие знания.
Община, 126. Чуете ли истинный вред, причиняемый ошибочными поступками?
По эгоизму не думаете ли, что вред прежде всего касается вас самих? Но в плане
действий не вы одни, но каждый шаг ваш касается и тех ответственных, которые
самоотверженно идут. Много непоправимого причинено во время легкомысленных
собраний. Учение много раз указывало на связь коллектива. Нужно беречь тех, кто
рискуют для ускорения следствий. Мысленно оберегитесь от пагубных, резко
омрачённых настроений. И ещё спрошу, научились ли вы читать книги Учения? Нет
ли желания привязать мысль к одному столбу? Очень любим
красивые притчи, но забываем, что в каждой из них заложена цена жизни.
Для вечерних собраний очень остроумно отметить необычный
состав речи или очень странное выражение. Но подумайте, не висит ли на каждой
букве этого выражения множество жизней? У каждого должно вспыхнуть сознание
важности часа, в который он призван. Когда давно говорил о легкомыслии, нужно
было сразу принять в сознание серьёзность момента и заставить себя вместить
чувство ответственности. Вне дел, вне личных и вне групповых преуспеяний нужно
ощутить эволюцию с её особенностями.
Так чётко мыслите. Старайтесь улучшить собрания.
Община, 130. К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к
самому себе. Как следует нести Учение? Наедине. Как пройти между ханжеством и
наглостью? Не ряды свидетелей, но лишь сам судья! Каждый чтит своё достоинство,
также каждый оценивает жемчужину своего сознания. Учение жизни оценивается
жемчужиной сознания. Можем ли извергнуть сокровище существования?!
Нужно уметь пред собою нести Учение как последний огонь,
как последнюю пищу, как последнюю влагу. Явить нужно любовь
и бережливость, как к последней возможности и воде. Поступая наедине, можем
показать меру преданности. Нужно уметь создать мир личной ответственности за
своё сознание; тогда осуждение превратится в суждение правды.
Община, 142. Правильно замечено, что дети животных должны подлежать
охране. Вопрос материнства тот же, что и у человечества. Когда животные будут
помилованы, они будут платить свой налог молоком, шерстью и трудом. Вопрос
животных, живущих около человека, очень важен. Можно представить, как изменится
атмосфера, когда около жилища будут друзья. Спросите араба о коне или
северянина об олене - они скажут не о животных, но о семье.
Можно от животных перейти к растениям. Уже знаете, что
полезно спать на корнях кедра. Знаете, какие собиратели электричества хвойные
иглы. Не только растения служат целебно своим экстрактом, но их растительная
эманация даёт сильное воздействие на окружающее. Можно представить, как может
помогать человеку цветник, сознательно составленный. Нелепы смешанные цветники,
взаимно уничтожающие своё воздействие. Подобранные или однородные могут
отвечать нуждам нашего организма. Насколько полезны составы полей, покрытых
дикими растениями! Комбинации растений, соседствующих в природе, нужно изучать,
как инструменты оркестра. Правы учёные, рассматривающие растения как тонко
чувствующие организмы. Следующими ступенями будет изучение воздействия групп
растений как друг на друга, так и на человека. Чувствительность и воздействие
растений на окружающее поистине изумительны! Растения являются как бы
соединённым веществом планеты, действуя на сеть неощутимых взаимодействий.
Конечно, ценность растений давно предусмотрена, но групповое взаимодействие не
изучено. До последнего времени не понимали жизненность растительных организмов
и неразумно резали пучки разнородных растений, не заботясь о смысле делаемого.
Человек с букетом часто подобен младенцу с огнём. Истребители растительности
коры планеты подобны государственным преступникам.
Помните, Мы не любим срезанных
цветов.
Община, 155. Построение общины любит
напряжённость. Можно заметить, как при различных выявлениях способствует
напряжённость. Даже простая напряжённость тела усиливает элементарные явления.
Не только отягощение нервных центров, но и мускульные сокращения создают
эманацию чувств усиленную. Не сидение в спокойном удобстве, но затёкшие от
труда члены дадут насыщение энергии. Но, конечно, телесное только для самых
элементарных проявлений; необходима напряжённость центров мозга. Лучшей
напряжённостью будет постоянная настороженность.
Приведём картину из Нашей Общины. Средства Наши напряжены
для Общего Блага. Каждый работает в полной готовности. Вот Наше беспроводное
сообщение принесло срочную новость: нужно воздействие личное. Избранный Совет
назначает исполнителя. Иногда исполнитель знает всё течение поручения, иногда
же ему даётся только промежуточное действие. Часто время достаточно лишь для
выбора надлежащего платья, и часто начатая книга идёт в книгохранилище
непрочитанной. Часто длительность поручения не определена. Часто следствия
поручения не видны. Что же заставляет избранного радостно отрываться? Что
помогает ему спешить в стужу по ледяным глыбам? Какой приказ может вызвать
усиленный труд? Ликование готовности растёт из привычной настороженности.
Когда советую развивать напряжённость и настороженность,
не для тягости говорю. Мои советы имеют в конечном следствии ликование. Те же,
кто устрашаются напряжённой работою, те боятся формы и закона энергии. Пусть
они бесформенно идут к разлагающимся лунам. Пусть своим разложением дополнят
то, что подлежит коренной переработке.
Умейте предвидеть ликование!
Община, 191. Анализ, диагноз, контроль, кооперация, прогноз являются излюбленными темами Запада. Мы также произносим эти термины.
Казалось бы, в чём же разница? Разница велика; для Запада эти темы составляют
застольные беседы, в лучшем случае постановления, которые никем не соблюдаются.
В Нашей Общине эти наименования не произносятся, но ежечасно применяются в
жизни.
Могут ли названные понятия применяться в жизни городов?
Только что мы говорили об отсутствии наблюдательности, при котором диагноз
невозможен. Мы говорили об отсутствии терпения, - значит, анализ невозможен.
Отсутствие мужественной твёрдости исключает контроль. Ложь и лицемерие не
допустят кооперацию. Страх затемнит всякий прогноз. Останется расставить самые
длинные столы и хором повторять полупонятные слова.
Надо гниющим городам оставить эту привилегию обезьянства;
кстати эти горожане стали прививать себе обезьяньи железы. Именно, каждый
получает по достоинству. Никто не сказал им о более целесообразном способе
восстановления сил, когда больного помещают в длительную ванну и подвергают
переменному току и известному составу минеральной воды, сопровождая лечение
определённым внушением. Рациональные способы обнаружатся, когда община примет
сознательный характер, и ничто от обезьян не будет заимствовано.
Когда знамя общины развернётся как осознание
необходимости, тогда жизнь окрылится в действии каждого дня. Пока кто-то
думает, что община есть опыт, до тех пор община будет находиться в банке
алхимика. Только твёрдое осознание исторической необходимости введёт общину в
жизнь.
Думайте, думайте сурово о непреложности общины. Из
суровости - лучшая радость.
Община, 200. Община-сотрудничество есть единственный разумный способ
человеческого сожития. Одиночество есть разрешение вопроса жизни вне общины.
Все промежуточные явления - различные ступени компромисса и обречены на разложение.
Говорят о наследственной теократической власти - само построение абсурдно.
Слово наследственность и Тео несовместимы. И кто определит степень Тео? Только
сознание сотрудничества-общины утверждает эволюцию биологического процесса.
Желающий истинной общине посвятить себя действует в
согласии с основами Бытия.
Сознательная община исключает двух врагов общественности,
а именно неравенство и наследование. Всякое неравенство ведёт к тирании.
Наследование является компромиссом и вносит гниение в основы. Нужна ясность
построения и нелюбовь к условностям, и вера в детей как
символ движения человечества.
Только из общины мы можем мыслить о будущем. Перенесём
сознание на улучшение всей жизни, и борьба за существование сменится
завоеванием возможностей. Так мыслите об общине. Улучшайте сознание.
Община, 202. Часто обвиняют общину в насилии над свободою личности. Это
обвинение приложимо к любому компромиссному строю, но
не к общине. В сознательной общине место есть для каждого труда. Может каждый
выбрать труд по желанию, ибо каждый труд изощрён новыми достижениями. Нет скуки
механического выполнения, ибо работник является в то же время испытателем. Он
понимает значение задачи, чтобы, не нарушив общий комплекс движения, внести
совершенствование работы.
Приведём пример Нашей Общины. Наш Друг химик В. хочет
заняться новым разложением лучей - никто ему не мешает. Наш Друг К. хочет
усовершенствовать радио применением новых световых волн - ему никто не мешает.
Наша Сестра П. занята социальной проблемой соседней страны - ей никто не
мешает. Наша Сестра Ю. занята земледелием и вносит много приспособлений - ей
никто не мешает. Сестра О. любит лечебные растения и
вопросы образования - ей никто не мешает. Брат Х. поставил замечательный
ткацкий станок, и также работает над преобразованием общин. Брат М. занят
историческими исследованиями. Наш сапожник пишет замечательные философские
трактаты. Решительно каждый находит работу по себе и по желанию может изменять
её. Таким образом, нужно желание работы и раскрытое сознание, при котором
каждый труд становится увлекательным. Ведь работа идёт для будущего, и каждый
несёт лучший камень. И Мы сейчас в виду гор говорим для будущего. И вы эти
слова передадите жителям долин, и они ещё раз вспомнят о возможности существования
Общины.
Община, 239. Бывает, что самый несомненный план может подвергнуться
затруднениям. Спросят: "Как найти решение без чрезмерной затраты
энергии?" Может быть изменение по существу плана, или по размерам, или по
месту. Изменить план по существу равно предательству. Урезание плана по
размерам подобно близорукости. Наше решение будет в перемене места так, чтобы
новые условия ещё углубили основное значение. Не одобряем принцип "биться
и погибнуть". Мужественнее будет не терять сил и победить. Но для этого
нужно всё понимание правильности устремления, вся непоколебимость напряжения.
Любим стрельбу из лука. Неуклонное
напряжение тетивы предпосылает полёт стрелы. Пространство поёт, и спираль,
вовлечённая в действие, умножает полезность частиц материи. Это новая броня
куётся.
Как счастливо, если можно найти новое место, углубляющее
потенциал предыдущего. Не ограничивайте плана одним решением места - важна
сущность плана.
Скажем тем, кто крадётся и шепчет ночью, но умалчивает
днём. Скажите им о словах достойных, иначе и ночью потонут во тьме. Предложите
им успеть в новой жизни без приказа сознания. Новая жизнь ещё плохо остругана,
сущность эволюции ещё не выражена. Но кто знает, куда идёт, тот обойдёт грязь
пути.
Община, 269. Жизнь будет крепнуть не механикой, но идеями общежития.
Человек, примкнувший к селению, не может быть врагом всех соседей. Должны
установиться сношения добрые, но только сотрудничество приведёт к действенному
добру. Нужно применить разумный обмен - так придём к тому, что зовётся
кооперативом. Но не прочна будет кооперация, если в основание ляжет утаивание и
корыстолюбие. Доверие необходимо. Товарищество на
доверии было первичной формой кооператива. Конечно, всё должно
совершенствоваться. Так с тех пор наука дала столько новых достижений, что
общежитие может стать не только деловым, но и сердечным. Живая Этика войдёт как
укрепляющее начало.
Агни Йога,1929
Агни Йога, 20. Новое нужно понимать как неотложно полезное. Всякая
неприменимая отвлечённость не имеет места. Мы устали от воздушных замков. Даже
дальние миры должны быть введены в конкретность. Овладение куском льда или
химозноем солнца должно войти в сознание так же, как значение малейших
продуктов материи.
Приостановка осознания духа объясняется притуплением
внимания к явлениям природы. Разучаясь наблюдать, человек теряет способность
синтеза.
Разрушение денежных знаков освободит человечество от
тисков, стесняющих зрение. Бывают моменты эволюции, когда мешают стены,
сложенные для собирания условных знаков. Пришло время освобождения знания за
личною ответственностью полезности.
Свободный ум имеет право искать новый узор из неожиданных
сочетаний. Эти неожиданные нити доведут его до высших слоёв материи. Глядя на
робко ограниченную игру, можно советовать смешать знаки для лучших сочетаний.
Любуйтесь великой игрой Матери
Мира!
Агни Йога, 28. Хатха-Йога не должна рассматриваться как самостоятельная.
Рост духа обращает её в Раджа-Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего
посредством Хатха-Йоги. К тому же в мире тёмных пережитков достижения
Хатха-Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело.
Факиры могут приспособиться к миру тёмных пережитков и незаметно ослабить
восхождение мышления. Даже недвижимый созерцатель может достичь больше, ибо
мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно,
пламенеющий бхакта зажжёт мыслью новые миры, и ступень джняни будет лишь
улыбкою раджи-бхакта. Потому Хатха и Джняна несамостоятельны.
Какой мудрец знания не будет владыкою любви?
Агни Йога, 53. Так же нужно возвращаться к змеиному яду сомнения. Два
вида сомнения: одно - свивающее логово во тьме, неподвижное и колючее, другое -
всегда ползающее, скользящее и вертящееся. Обычно первое принадлежит молодости,
второе - старости. Основа не столько боязнь, сколько лживость натуры. Вспоминая
свою бывшую лживость, люди приписывают происходящему свои свойства. Хотя
человек не любит наблюдать себя, но судит всегда от
себя.
Пробуйте пытаться уловить кончик сомнения. Не связывайте
свой шаг этими пятнистыми путами. Истинно, легче носить змею на груди, нежели
обвиться удавом сомнения.
Агни Йога, 69. Много раз вы услышите житейскую формулу: "Я отошёл и
затем приблизился". При этом умейте сказать: "Сколько возможностей утеряно
ваших во время вашего танца!" Тому нет счёта, сколько человечество теряет
от личных прыжков. Удаляется самомнением и приближается самолюбием.
Эта знаменитая внутренняя работа напоминает чад фитиля. Умение скрывать
истинную причину марша взад и вперёд может натереть пол, но пузыри на подошвах
потребуют болезненного прокола.
Каждого отходящего спросите: "В чём обида?"
Агни Йога, 110. Степень "Пустынного Льва" особенно
осуществляет мысли, потому надо быть особенно осторожными. Степень
"Пустынного Льва" не знает обид. Кто же может обидеть? Великое сердце
может вместить это.
Радость легко достижима, если каждый момент ощущаете
преданность Нам. Удовлетворение доступно ученикам, тучи любящим
и понимающим, как солнце может жечь без туч. Учитель может действовать только,
где рука Его не стеснена.
Агни Йога, 111. Учитель любил битвы и знает, как
они наполняют энергию Космоса. Учитель стоит вместе с вами над пропастью, кто
же убоится больших зверей? Идти по перине за блохами не увлекательно. Но иметь
в руке меч Соломона и завет Майтреи даёт утренний свет. Одно сознание
неслыханной битвы звучит как труба ликования.
Не разойдёмся в понятиях, когда по-Нашему подвиг не был бы
по-вашему упадок.
Удержите глупца от плоских решений. Яд-разрушитель
скрывается в ветхих решениях.
Агни Йога, 164. Люди много говорят о помощи, которая должна исходить из
Нашего Убежища. Проследим, насколько люди умеют принимать эту мощь. Каждый,
мечтающий о помощи, уже самолюбиво определяет
направление и размер помощи. Точно слон может поместиться в низком подвале! Но
просителю помощи нет дела до размера и соответствия. Среди зимы должны
распуститься лилии и среди пустыни должен забить родник, иначе Учитель не
многого стоит.
"Но, создатель пустыни и владыка холода, ты сам
создал свою жажду и задрожал от холода сердца. Мой родник остался вне твоего
взгляда, и ты не обернулся на Мои цветы. Ты загромоздил путь свой самолюбием и имел время лишь оберегать твои драгоценные ступни от
возрощенных самим тобою терний. Моя помощь отлетела, как испуганная птица. Мой
посланец спешит назад, и жалобно воет белый Лобнор. Моя помощь
отвергнута".
Но путник продолжает тупо взывать о какой-то помощи и
устремляет внимание на место своей будущей гибели. Потому Мы предлагаем всегда
- зоркость, подвижность, непредубеждённость; нельзя иначе сопутствовать
действительности.
Агни Йога, 168. Может ли человек восходить или нисходить для себя
одного? Конечно, никакое существо не может действовать без значения для
окружающего. Не только каждым действием возмущает он различные слои атмосферы,
но, дословно, влечёт за собою близкие ему существа. Тем более человек должен
осознать свою ответственность перед мирозданием. Человек возвысился помыслом -
и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом - и тем
самым, может быть, умертвил кого-то. Помимо сознательных помыслов, идёт
постоянное бессознательное сотрудничество, захватывая широкие круги по закону
кармы и ауры.
Нелегко решить, когда кто убийца или благодетель. Только
светочи Агни-Йоги могут осветить справедливо работу нашего хаоса мысли, но для
этого нужно самоотверженно посвятить себя Агни-Йоге. Впрочем, не многие любят опасности самоотверженности, потому сказанное сейчас
понятно не многим. Но можно привести много примеров, когда впавший в безумие в
Азии был причиною гибели человека в Европе и когда поднявшийся духом в Америке
исцелил кого-то в Египте. Потому благорасцветание помыслов есть огненный цветок
духа.
У Нас много радости, ибо Огненная Йога получила форму на
Земле. Каждая эволюция выдвигает новые формы. Считаю опыт Урусвати самым
опасным и самым нужным. Урусвати дала целую новую форму Йоги.
Одна крупица Фохата даст новое осознание Красоты Космоса.
Наш луч искусственный, тогда как Фохат есть малоуловимая основная энергия.
Фохат даёт остроту сознания.
Агни Йога, 187. Если Агни-Йога должна быть введена в жизнь, то носители
её не должны отличаться от внешности жизни. Агни-йог входит в жизнь
незамеченным, ему не нужны явления кличек людей, он наблюдает и не терпит
наблюдения. Провод пространственный совершенно исключает стрелы внимания толпы,
ибо через толпы дело эволюции не творится. Даже одиночный провод требует иногда
сохранности от жадности случайных стрел. Это не значит, что нужен хотя бы частичный
уход от жизни. Нужна лишь оценка целесообразности происходящего кругом.
Йог проходит мимо кажущегося несчастья, ибо ему ясны
причины и следствия случая. Люди обычно называют случаем следствие упорного
векового воздействия. Йог усматривает истинные возможности там, где люди прошли
спесиво. Не удивляйтесь, если сердце йога выберет самую жалкую собаку, если в
ней он увидит задатки верности, и неожиданно позовёт самого скромного мальчика
как будущего сотрудника.
Не успеют люди прозвать йога суровым и холодным, как он
неожиданно совершает действие истинной любви и
сострадания. Конечно, причины этого действия будут истолкованы окружающими
превратно. Название обманщика будет почётным для йога, ибо эволюция противна
толпе. Говорим о человечестве и об отдельных людях, но зверь толпы не близок
строителю.
Агни Йога, 205. "Проснись, спящий!" Этот клич любят повторять люди. Особенно поражает, когда его твердят
спящие, продолжая спать. Спят всю жизнь, спят годами, иногда впадая во
внезапный сон, и в дремоте повторяют чужие неосмысленные слова. Не будем
говорить о случайных прохожих, но даже уже познающие подвержены припадкам
животного сна. Тогда дело Учителя их разбудить, хотя бы требовался удар молнии.
Ведь сон легко переходит в одержание.
Благословенна Индия! Ибо ты одна сохранила понятие Учителя
и ученика. Гуру может направить корабль духа ученика. Гуру может рассеять
приступ сна. Гуру может возмутить дух поникший. Горе тому, кто дерзнул ложно
признать кого Учителем своим и кто легкомысленно произносит слово Учитель,
почитая себя! Истинно, процветает дух, который понял путь к восхождению, и
болеет поникающий двоемыслием.
Можно спросить мальчика-индуса, хочет ли он иметь Гуру? И
не нужно будет слов ответа, ибо глаза мальчика выразят желание, стремление и
преданность. Огонь Арьяварты зажжётся в глазах. Поток Риг-Веды потечёт по
склонам гор.
Кто же может сказать словами всю цепь Учительства? Или она
осознана подобно змию знания, или без неё мрак, сон, одержание. Устрашать не
нужно, но необходимо сказать всем прикоснувшимся к Йоге: "Ваша опора -
Учитель; ваш щит - преданность Учителю; ваша гибель - безразличие и
двоемыслие".
Кто одинаково улыбается друзьям и врагам Учителя, тот
недостоин. Кто же не предаёт Учителя, хотя бы умалчиванием, тот может войти на
ступень порога.
Агни Йога, 210. Говорят, йог не имеет желаний, но зато он полон
стремлений. Желание не действенно, ибо оно порождает ожидание. Но ожидание есть
матерь неподвижности. Стремление же есть родитель движения, которое ведёт к
вознесению духа. Говорят, йог не знает любви, но он
полон сострадания. Люди знают любовь лишь как
замыкающие узы, но сострадание не знает границ, будучи сотрудничеством Истины.
Говорят, что йог облечён извне приходящими силами, но он, как трудолюбивый садовник, укрепляет питомник сада своих возможностей.