Агни Йога - подборка по теме: "Любовь" (часть 5)
Иерархия, 59. Некоторые люди проливают ежедневную похлёбку на
Изображение Учителя и воображают себя в Великом Служении. Учение и Служение,
прежде всего, предполагают расширение сознания на основании следования Учению и
почитания Учителя. Являя изучение Беспредельности, нужно, прежде всего,
осознать беспредельность любви и преданности. Не мудро
сказать — любовь переполнена и
преданность засохла, ибо следствием будет разложение самого себя. Следует
понимать беспредельность любви и преданности как первый
шаг к Служению и Йоге. Хотя бы эту задачу нужно было поставить как средство к
самопродвижению. Надо двигаться по направлению Учителя, лишь тогда приходит
облегчение. Но луковая, ежедневная похлёбка из Учителя не приведёт к успеху.
Священно, беспредельно будем растить любовь и почитание
Учителя, как целебное средство к возрождению.
Иерархия, 60. Молитва сердца есть выражение любви
и преданности. Будем питать наш сосуд опыта, ибо к нему неминуемо придём. Не
будем тратить ценное время на умаление и разложение. Каждое разложение влечёт
необузданность стихий, иначе говоря, противоречит проявленному Космосу. Рост
сознания, истинно, праздник Наш!
Иерархия, 85. В религиях введены телодвижения и положения тела,
способствующие нагнетению энергии и устремляющие к Высшему.
У Нас, конечно, можно преуспеть без утомительных движений, наполнением сердца.
Кто преуспел этим путём, тот имеет преимущество, ибо не престанет источник
сердца. Лик Владыки, введённый в сердце, не потускнеет и в любой
час готов на помощь. Этот путь сердца самый древний, но нуждается в
значительном расширении сознания. Нельзя говорить о сердце с первой беседы,
иначе можно без цели перегрузить его. Также бесцельно говорить о любви, если сердце ещё не вместило Образ Владыки. Но приходит
час, когда нужно указать на мощь сердца. Советую обратиться к сердцу не только
потому, что Образ Владыки уже близок, но по космическим причинам. Легче
переходить через пропасть, если крепка связь с Владыкою.
Иерархия, 109. Почему явления бывают неожиданными? Два условия — первое,
ожидание всегда создаёт противодействие; даже сознательное ожидание может дать
энергию лишнюю для явления. Второе, при возвещении может быть случайно
предуведомлена чёрная ложа. Присутствие хотя бы одного постороннего лица может
послужить посредником. Весь мир делится на чёрных и белых. Одни служат
сознательно, другие по свойству природы, и третьи представляют студенистую
массу, непригодную ни к чему. Чёрная ложа сильна, ибо для борьбы со Светом
нужен мощный потенциал. Немудро не оценивать силы противника, особенно, когда любимая ими Кали-юга кончается. Конечно, это решительная
битва, и нужно заботиться, чтобы наваждение и обольщение не коснулись слабых. Уже давно сказано, где находится главная ложа
тёмных.
Иерархия, 113. Говорят — «любим и почитаем», но
сами помнят лишь как о бывшем снеге. Сон для них владыка. Но приходит час, и
станет Он жизнью и пищею. Как молния прорезает тьму, так будет светел Облик
Владыки. Как сокровище будут хранить каждое слово Сверху,
ибо не будет выхода. И мало кто, познав Свет, осквернится мраком. Много мрака
кругом, и един путь к Владыке. Помните о Владыке!
Иерархия, 115. Если бы люди всегда помнили, что они ходят по краю
пропасти! Ведь так оно и есть. Они могут быть спасены или снесены в любой момент удачным или неудачным оборотом. Так неужели
нельзя иметь в виду эту связь с космическим течением, чтобы без содрогания
можно было заглянуть в бездну, но помня ежечасно о её
существовании.
Иерархия, 176. Истинно, если
знаете непрестанное предстояние, уже имеете кратчайший путь к Нам. Для людей
обычно особенно страшна каждодневность. Для них она есть
символ утомления и нисхождения. Между тем для Нас каждодневность является
совершенствованием и восхождением. Она открывает врата Беспредельности. Можно
полюбить каждодневность, ибо она закаляет дух и даёт
мужество помыслить о нескончаемости цепи трудовых веков. Кому-то они
устрашение, но утончённое сознание примет их как источник бесконечного
творчества. Прекрасные культы тускнели от каждодневности, но как прекрасно
сознание, что даны каждодневная преданность и пылающая любовь
к Иерархии. Если скажу: «Люблю Тебя, Господи, и предан
Тебе, Владыка, и чту Тебя, Учитель!», в какой мощный хор обратится это
славословие на дальних мирах! Так можно каждою преданностью открыть новые
затворы, и как чудесно ощущать неисчерпаемость великих понятий. Явление
завещания может быть кратко: «Пылайте сердцами и творите любовью».
Иерархия, 185. Мы очень расположены к словам, где входит понятие Блага.
Но одно из них совершенно противоречит Нашим обычаям —
это благополучие. Действительно, исследуйте историю человечества, и убедитесь,
что никогда ничто великое не созидалось среди благополучия. Давно твержу о
благословенных препятствиях, но мало кто любит борьбу в
подвиге. Между тем неминуемо приучиться к борьбе, ибо иначе нельзя закалить
клинок духа. И для земного продвижения, и для дальних миров необходимы
препятствия и умение побеждать их. Успокоение непригодно для Иерарха.
Иерархия, 233. Нужно приучиться к бою так же, как и к каждодневному
труду. Можно понять бой как не только изощрение сил, но и как источник
накопления энергии. Не можем представить одоление стихий без боя; и как нужно
быть готовым, иначе можно погубить явление Сил Высших. Иерархия не значит
устойчивость покоя, но устойчивость среди борьбы. Можно ли заменить чем-нибудь
бой, когда Магнит Наш напряжён и каждая победа есть
радость всей Иерархии! Если трудно кому-то принять Иерархию любовью,
пусть примет как насущную необходимость.
Иерархия, 265. Для осознания Иерархии
необходимо развитие широты понимания. Без широты не будет и глубины и долготы.
Лишь так войдёт Иерархия в сознание и будет приложена в жизнь. Лишь так
Иерархия преобразит понятие условности. Битва преобразится в нагнетение
энергии. Клевета станет мегафоном. Утомление будет сменою труда. Любовь будет факелом Света. Дар станет умножением мощи.
Упорность будет сокращением пути. Так преобразится каждое свойство в качество.
Иерархия, 273. Каждое завещанное утверждение человечество по-своему
трактует; каждый Завет Свыше по-своему искажает;
каждый великий принцип по-своему прикладывает к жизни; каждую явленную волю
по-своему утверждает. Потому, как великому уложиться в малое и космическому в
личное? Как может великий Служитель Разума и всего человечества уложиться в
сознание, признающее лишь очаг! Как может самоотверженный Водитель утвердиться
в понимании малой каждодневности! Только когда искра
преданности Иерархии горит в сердце, можно найти открытые Врата. Только
признательность к Учителю может открыть доступ к Вратам. Каждый, избравший свой
собственный путь, должен познать одинокость своей орбиты, ибо только любовь и преданность к Иерархии включают дух в Цепь Света.
Так каждый решает свою карму. Только Светом мы приближаемся к Свету.
Иерархия, 280. Вернёмся к понятию любви. В
каждой книге должно быть отведено значительное место этому основному понятию, и
особенно ибо под любовью часто
понимается многое обратное. Правильно указывается, что любовь
есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна
быть сознательна, устремлена и самоотверженна. Творчество нуждается в этих
условиях. Если в любви будет замечено самоослабление,
разложение и служение самости, то это не будет высшим понятием человечества,
поднимающим понятие подвига. Сердце, преисполненное любви,
будет действенным, мужественным и растущим до вмещения. Такое сердце может
молиться без слов и может омываться благодатью. Насколько нуждается
человечество в сознании огня любви! Такому огню будет
соответствовать лиловая звезда высшего напряжения.
Иерархия, 281. Нужно очень точно осознавать основные понятия Бытия. Любовь подвига не сурова для тех, кто пылает сердцем, но она
устрашает тех, кто любит немощи свои и кто колеблется, обнимая своё призрачное я. Любовь,
могущая двигать мирами, не походит на любовь над
болотом, где гниют кости пережитков. Над болотом — блуждающие огни разложения,
но вечный, творящий огонь сердца не блуждает, но стремительно возносится
ступенями Иерархии до Высшего Света. Любовь есть
ведущее творящее начало.
Невыносим Свет Всевышний, но Иерархия соединяет с этой
ослепительной Вершиною. Там, где можно бы даже ослепнуть, там Иерархия возводит
прозревшим духом. Любовь есть венец Света.
Иерархия, 295. Посмотрим, как люди понимают Служение Владыке и Иерархии.
Тот, кто думает только молитвою вознестись, тот далёк от Служения. Тот, кто
хочет в своей работе на Благо человечества принести лучшие устремления, тот
должен принять Владыку сердцем. Тот, кто своим удобством не поступается, тот не
знает, как служить Иерархии. Тот, кто не принимает Указания
Иерархии, не понимает Служения. Только когда сердце готово сознательно
принять утверждение, посланное Высшей Волею, можно сказать, что уявление
Служения воспринято. Так Мы не любители панихид и
пустого обращения к Господу. Так Мы чтим учеников устремление к Служению Иерархии. Так легко уследить, как не принимающий духом
Служение чтит Владыку словом и Иерархию, пока путь удобен.
Так Мы учитываем каждое устремление снять
бремя с Иерархии. Так в малом и большом. Так в творчестве Нашем
Мы утверждаем почитание не словом, но делом. Но когда мудрый Гуру несёт всю
тягость земной битвы, то нужно осознать, как явить творцу облегчение. Так Мы
горюем, когда видим почитание словами, но не действием.
Иерархия, 300. Именно, из любви нужно учить, как
мудро нужно обращаться со священным понятием Учителя. Нет тех тридцати
серебреников, за которые можно бы нанять разных Учителей. Так же мудро нужно
выбирать учеников. Та же серебряная нить связывает каждого Учителя с каждым
учеником. Раз произнесено ручательство, оно входит в основу кармы. Можно
наблюдать на событиях жизни, насколько непреложно сказанное. Никто не может
отговориться незнанием законов, потому лучше повторить на каждой странице,
нежели допустить пагубное заблуждение, которое влечёт отвратительный хвост
следствий. Не сурово, но жизненно надо понимать закон. Не словом, но сердцем
нужно принять совет! Недаром зубы положены затвором языка.
Иерархия, 305. Мою последнюю книгу поймут немногие. Кто же оценит
сокровенное качество слюны Спасителя или возложение рук Моисея? Не привыкли
люди оценивать огненное сердце. Может помочь книга тем, кто уже ощутил зачаток
солнечного змея. Он свершает кольца свои между огненными извержениями. Нельзя
представить себе утверждение подземного огня без извержений огней сердца.
Знаете об обычных извержениях йога, которые не могут быть ничем заменены, ибо
этот газ огня должен выйти и соединиться с огнём пространства. Но редко
достигают йоги этого явления связи с космическим огнём. Мы называем эту степень
святою, ибо свет огня высших миров соединяется с лучами планетных йогов; это
кратчайший путь к Махатмам.
Не опасайтесь напряжения, это тот же путь. Не смущайтесь
тоскою, она от огня. Не сердитесь, ибо сердце не любит
этого корня.
Иерархия, 352. Какой же путь самый утверждающий на пути к Нам? Самый
верный путь есть самоотверженность подвига. Самый чудесный огонь есть пламя
сердца, насыщенное любовью к Иерархии. Подвиг тонкого
сердца утверждается Служением Высшей Иерархии, потому так чудесна
самоотверженность тонкого сердца. Духотворчество и самодеятельность тонкого
служителя огненно насыщают пространство. Так отзывается тонкое сердце на все
космические происшествия. Так, истинно, созвучит видимое с
невидимым, настоящее с будущим, и предуказанное свершается. Так
самоотверженность тонкого сердца насыщает мир пламенем.
Иерархия, 364. Общеизвестно, что перед началом Сатья-юги свиток кармы
свёртывается особенно быстро. Могут спросить: почему же многие преступления и
хуления как бы остаются без наказания? Причин много. Первая — люди любят судить по грому, но не по молнии. Вторая — можно не
замечать, насколько постепенно оборачивается круг событий. Третья причина лежит
в побуждении и в старой кармической связи. Так лишь утончённое сознание может
почувствовать, когда за нежелательным действием скрыто недурное побуждение. Но
бывает наоборот, когда действие, неплохое по виду, является следствием
недопустимой мысли. Когда говорю о пространственной справедливости, то имею в
виду закон равновесия. На «чаше» отразится каждое колебание духа.
Иерархия, 410. Опять придут отрицатели Иерархии и назовут её
руководительством насилия. Опять скажите им: «Иерархия не имеет ничего общего с
насилием. Она закон открывающий». Мы против каждого насилия. Мы не устремляем
энергию без согласия сотрудника. Мы знаем неценность всего поверхностного,
извне устремлённого. Подобно строителю Мы призываем сотрудников. Но кому не
нужна лодка Наша, тому предоставляем переплыть океан
хоть на бамбуковой тростинке. Но люди часто так боятся всякого сотрудничества,
что готовы окунуться в грязь, лишь бы не прикоснуться к
Высшему. Много вам придётся разобщаться с людьми на Иерархии. Они скорее примут
Беспредельность, ибо не чуют перед нею свою ответственность. Но неизбежность
закона Иерархии тревожит тощий, себялюбивый ум.
Умейте не настаивать, где видите, что путь загрязнён.
Против кармы нельзя идти. Но множество неразумных грешили против Иерархии,
оттого пена их раздражения.
Иерархия, 413. Современным дукпа не очень трудна работа, стоит лишь
сказать: «Как ты прекрасен!» и плод упадёт. Но если замедлит, то дукпа нежно
посоветует — «отложи». И так найдёт минуту, когда человек отложит и силу и
возможности. Конечно, всегда остается третье излюбленное
средство, а именно золото.
Мы оберегаем лишь на правильном пути. Когда во тьме кто-то
шатается, он выпадает из Луча.
Иерархия, 418. Болезни подразделяются на священные,
кармические и допущенные. Два первых вида понятны, но
именно в книге Иерархия следует упомянуть о допущенных. Кто или что допускает
эти болезни? Конечно, невежество и ужас неосознания. Мало не думать о них, —
дети тоже не думают, но заражаются. Нужно в сознании защититься и создать
непроницаемую броню нервных излучений. Даже великие эпидемии не могут
развиваться, если народ владеет сознанием. Опыт с веществом психической энергии
показал бы, какую мощную антисептику люди носят при себе. При этом нужны два
условия. Первое — осознание психической энергии; второе — осознание Иерархии как единственного пути нагнетения психической
энергии. Не следует смотреть на Иерархию как на нечто отвлечённое. Нужно
усвоить прочно, что она есть сильнейший жизнедатель. У Нас называют её первым
целебным средством. Но даже любую пилюлю нужно
проглотить и любую мазь приложить. Не будет действия от
лекарства в сундуке, также и благодать Иерархии должна быть устремлением взята.
Только бесповоротное устремление даст целебное следствие.
Сердце, 1932
Сердце, 26. Знаете, что можно делать внушение на любом
языке; таким образом наглядно доказывается смысл и
сущность понимания без условных наречий. Считаю, уявление сердечного понимания
есть необходимый шаг к приближению к Нам. Язык Тонкого Мира приводит в
исполнение мечту о взаимном понимании. Нужно осознать эту возможность, прежде
чем начать пользоваться ею.
Сердце, 34. Люди не только по органическим особенностям делятся, но и по
стихиям; в их сознании остаются известные привязанности. Никто не сумеет
рассмотреть столько оттенков пламени, как люди огня. Никто не сможет так любить воду, как люди этой стихии. Так же, конечно, люди огня
будут особенно расположены к Агни-Йоге, они почуют всю потребность её. Не
рассудком они подойдут к Учению Огня, но как к единому решению. Можно понять
необходимость Учения, когда нет иного исхода.
Сердце, 72. Множество уже близких возможностей разлагаются людскими
жалобами, порождёнными саможалением. Когда люди начинают взвешивать, сколько кто пожертвовал и сколь мало получил от Учителя, то
смысл Учения пропадает. Люди учитывают полученное, как плату подёнщика, не
соизмеряя получение с вечностью, для которой они существуют. Как неприложима
мысль оплаты добрых намерений со смыслом совершенствования! Но нужно сказать,
что многие предпочитают обрядиться подёнщиком не из сердечной испорченности, но
из невоспитанности воображения. У многих чувствознание Вечности отсекается
устремлением к саможалению.
Но повторено во всех Учениях о тяготе плоти, чтоб устремить
внимание к преимуществу духа. Нужно принять Учение как начало к истинным
преимуществам, которые не могут быть отчуждены. Нужно оценить, как Учение
углубляет сознание и действительно даёт в жизни возможности, если они не
отвергнуты. Это простое соображение редко принимается во внимание; люди
предпочитают жаловаться в пространство, вызывая на себя каменный дождь. Но не
устрашать будем, иначе скажут о недостатке любви.
Явлению любви люди приписывают такие странные
обстоятельства, что кажется, что их любовь живёт на
монетном дворе! Между тем нужна любовь для пути в
Беспредельность. Проводник так нужен; когда мы на гладких скалах ищем в
последнем напряжении спасительную нить, тогда Рука Ведущая коснётся нас.
Сердце, 75. Любовь, подвиг, труд, творчество —
эти вершины восхождения при любой перестановке
сохраняют восходящее стремление. Какое множество привходящих понятий они
заключают в себе! Какая же любовь без самоотвержения,
подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И
над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые
терпеливые, самые мужественные, самые устремлённые будут холодными гробами! Отягощёнными знанием, но не окрылёнными будут бессердечные!
Тяжко не поспевать к Зову! Тяжко не следовать вполне за Иерархией! Часто люди
пытаются скрыть от самих себя отказ от Иерархии. Можешь ли, путник,
чистосердечно признать готовность свою следовать за Иерархией? Может быть,
готовность твоя лишь до первого поворота, до первой ступени, где лишь Иерархия
может помочь? Не забудешь ли её, именно, в час трудный, или будешь помнить
Иерархию только в избытке?
Даже при начале учительства вы не раз изумлялись поворотам
и уклонениям даже близких. Можете понять всё
прискорбие видеть, как на пороге часто ученик стремительно убегает в лес. Моя
Рука неотступно с идущим в полной готовности.
Сердце, 79. Если сердце — аккумулятор и трансмутатор энергий, то должны
быть и лучшие условия возмущения и привлечения этих энергий. Самое основное
условие будет труд, как мысленный, так и физический. В этом движении собираются
энергии из пространства. Но нужно понять труд как естественное наполнение
жизни. Так труд всякий есть благодать, а суемудрие бездействия есть самое
вредное в смысле космическом. Полюбить бесконечность
труда есть уже значительное посвящение, оно готовит к победе над временем.
Условие победы над временем обеспечивает ступень в Тонком Мире, где труд есть
такое же непременное условие, как и в теле. Жалоба о труде может исходить от
рабов тела.
Сердце, 92. Древнее сказание передаёт, как некий царь, желая
освободиться от всех посторонних влияний, спросил совета у мудреца; тот сказал:
«В сердце своём найдёшь освобождение». Но царь возмутился, отвечая:
«Недостаточно сердца, стража вернее». Тогда мудрец простился, говоря: «Главное,
тогда не спи, царь!» В сказании указано как единая защита — наше сердце.
Недаром все Учения предписывают перед сном молитвы, чтобы утвердить благую
связь. Человечество не любит подумать, что больше трети
жизни оно проводит в сне, подвергаясь особым и
неизвестным воздействиям. Наука мало уделяет внимания значению сна, этому
пребыванию в Тонком Мире. Разве не нужна крепкая связь с Иерархией, когда мы на
пороге неведомого нашему обычному сознанию? Подумайте,
почти половина жизни проходит вне земного существования! Конечно, продолжить
сознание в следующую область поможет сердце, готовое ко всем трём мирам. Кто же
захочет иметь участь царя, положившегося лишь на стражу?!
Сердце, 145. Много говорят о творчестве вибрациями, и при этом устремляют
глаза куда-то ввысь, забывая, что каждый человек есть не только трансмутатор
энергий, но и создатель утончённых вибраций. Если сердце есть трансмутатор
энергий, то психическая энергия утончает вибрации. Классические Мистерии своими
изысканными ритмами напоминали о значении вибраций. Так же каждая работа, когда
делается проникновенно, является источником утончённых вибраций, потому говорю
о качестве работы. У древних замечались хорошие и дурные дни. Это было также
напоминание о чередовании, о тех же манвантарах и пралайях, но приложенных к
земному существованию. Для вибраций каждый ритм, каждое чередование, каждое
качество будет основанием сотрудничества с Космосом. Когда говорю: «Ищите
ближе», подразумеваю и качество каждой работы, как истинное творчество. Мы не любим ханжество, ибо в нём лживость, иначе говоря, нет
напряжения и качества. Так будем помнить во всём о сотрудничестве с Космосом.
Сердце, 157. Меч пламенный является лучом доспеха духовного. Символ луча
мечеподобного прошёл все Учения как самый трудный знак. Даже наиболее миролюбивые изображения утверждали меч. Не значит он желание
насилия, но он указывает готовность защищать самое священное. Так можно увидеть
среди огня бурного стройный меч над лбом воителя духа.
Жаль, что запечатление излучения так ещё несовершенно в земном мире! Можно было
бы явить наглядные доказательства лучей и прочих огней.
Сердце, 192. Болезнь может давно гнездиться в человеке, но если она не
проявится грубо-физически, никто из земных врачей не
признает её. Десять пророков и ясновидцев напрасно будут свидетельствовать о
скрытой болезни, но их сочтут лжецами, ибо не наступила ещё грубейшая стадия.
Также и во всём человечество воспитало себя на грубых формах, изгнав всё
утончение и чувствознание. Даже самые назойливые признаки Тонкого Мира загнаны
в забвение. Никто не хочет знать и сосчитать, какое множество слов на всех
языках говорит о Тонком Мире совершенно определённо. Хотя бы возьмём излюбленное слово вдохновение. Ведь некто вдохнул или из нечто
вдохнулось. Совершенно ясно слово предполагает нечто извне, но люди твердят
совершенно без отчёта явление именно Тонкого Мира. Только подумать, сколько
знаков по всему миру, и нечто закрывает глаза! Не тьма ли?
Сердце, 225. Так крепко нужно держаться около Нас в Битве. Нужно полюбить это место около Нас, как бы ничто иное не существует.
Сердце, 230. Разве не должно наполнять приливом энергии сознание, что
даже малейшее накопление духа важно для будущего? Решительно всё положительное
определяет нашу сокровищницу будущего. К тому же, ради Иерархии, неуместно
обнищать духом. Но каждое завоевание и нахождение может быть принесено
человечеству. Конечно, своекорыстие невместно ни с Иерархией, ни с пламенным
сердцем. Так наполнение сердца может быть трёх родов: или личное, себялюбивое, иначе смертное; или самоотверженное о близком, определённом, иначе говоря, подвиг среди жизни; или
вселенское наполнение ко всему человечеству. Это наполнение и легко и трудно;
легко, освобождая от Земли, но трудно, утверждая чувство поверх рас и народов.
Но вселенское наполнение сердца нуждается в опытном исследовании и упражнении.
Всё равно как бы вам предложат уложить в малый ларчик содержание целого дома;
но испытанный дух не затруднится выбрать самое ценное.
Кто же затруднится принести по Иерархии ценные накопления,
тот вообще не поймёт о ценностях. Так нужно привыкать не
пропускать ничего и быть готовым отдать накопления по Беспредельности.
Сердце, 242. Говоря о качествах любви, отметим любовь задерживающую и любовь устремляющую. По существу, первая любовь
— земная, и вторая — небесная. Но какое множество созиданий разрушено первой, и
такое же множество окрылено второй. Первая знает все ограничения пространства и
сознания, но вторая не нуждается в мерах земных. Она не затруднена расстояниями
и суждениями смерти. Первая знает мир как планету, вторая же даже не
затруднится перед уничтожением планеты, ибо перед нею все миры. Истинно, вторая
любовь идёт как по физическому миру, так и по Тонкому и по Огненному. Она зажигает сердца для радости
высшей и тем нерушима. Так расширим сердце не для Земли, но для
Беспредельности.
Сердце, 243. Примем любовь как двигателя
расширения сознания. Сердце не будет пламенеть без любви,
не будет нерушимо и не будет самоотверженно. Так принесём признательность
каждому вместилищу любви; она на границе Нового Мира,
там, где упразднены ненависть и нетерпимость. Путь любви
есть напряжение энергии космической. Так люди найдут своё место в Космосе. Не
сухие листья, но лотосы пламенные — они будут уподоблены Высшему Миру.
Сердце, 250. Известна достаточно нить, соединяющая физическое тело с тонким во время выхода последнего. Так же точно должна быть
очувствована нить серебряная по Иерархии. Нельзя представить её как нечто
отвлечённое, она существует, так же как смерч, в котором сливаются небо и
земля. Само образование нити серебряной, по своему спиральному построению,
сходно со смерчем. Когда набухает энергия сердца в любви
и в преданности, тогда полетит в пространство сияющая спираль и, конечно, по
закону притяжения встретится с лучом Учителя. Раскалённую среди вихря
пространства — так нужно приучаться видеть и ощущать эту светоносную связь.
Многие не видели даже смерчей, и потому сказанное для них как пустой звук. Но
пусть начнут соображать от самых грубо-очевидных явлений и представят себе
Беспредельность, где всё возможно, где никакое рассудочное мышление не
исчерпывает всего Бытия.
Сердце, 272. Случай с X. необычен. Конечно, карма заплачена, но остаётся
так называемая шелуха кармы, и такое обстоятельство очень излюблено
демонами. Ничто так не усиливает злобу, как мираж кармы. Постоянно
кажется, что заплативший что-то ещё должен, и это распаляет злобу. У Нас
множество отличий кармических связей. Можно наблюдать, как с веками одна
личность поднимается, а другая падает; что же может произойти с нитью связи при
таком расхождении? Но демоны пользуются шелухою кармической, чтобы тем сильнее
нападать.
Сердце, 274. Шелуха Тонкого Мира, по земному притяжению, особенно близка
плотному бытию. Именно шелуха, в виде призраков, шатается по всему миру, и
разные злобные духи очень любят завладевать такими
даровыми домами. Но велика ответственность переходящих в
Тонкий Мир с земными страстями. Ужасно засорять прекрасное Пространство,
ведущее к Свету и могущее звучать лучшими знаниями. Как уродлива шелуха мелких
похотей, от которых так легко освободиться — лишь думать об Иерархии Света.
Сердце, сердце, сердце всегда напомнит о Свете!
Сердце, 278. Каждое чувство порождает энергию. Взаимное чувство
удесятеряет энергию. Коллективное чувство создаёт мощь энергии, но единичное
чувство должно быть напряжено и взаимное собирательное чувство должно быть согласовано. В этом вся причина несильного воздействия
современных чувств; ни одно условие напряжённого чувства почти не соблюдается
теперь. Между тем какая великая реальность отразилась
бы в подъёме множества согласованных чувств! Древние называли чувство кузницей
мощи. Не правда ли, как величественно чувство взаимной любви!
Не ниже стоит мощь взаимной признательности. Несокрушимо чувство героизма самоотверженного.
Так можно создать прекрасные башни и твердыни. Но откуда придёт
согласованность? Не от рассудка, не от извилин мозга, но из сердца, от Света.
Лишь чувство злобы предоставим тёмным. Среди дымных искр красных
не будет согласия.
Сердце, 281. Итак, чувство порождает энергию. Энергия может создать так
называемую собственность. Как же быть с этою собственностью? Мы знаем об
отречении, но если нечто уже существует, то как же
признать это несуществующим? К тому же не будет ли это разрушительно? Так
призовём снова Учителя и мысленно передадим Ему эту стесняющую ношу. Он же
умеет передать выше наш мысленный дар. Так мы решаем задачи о собственности.
Так само название это уходит, и мы остаёмся хранителями имущества Иерархии.
Ведь мы можем читать книги Учителя; уявляет Учитель разрешение жить в Его доме,
любоваться Его вещами и питаться плодами сада Его. Тем
самым Имя Учителя пребудет с нами неотступно, и мы улыбнёмся, стирая пыль с
явленных предметов, порученных нам по доверию Учителя. Люди не знают, как быть
с собственностью, ибо не хотят понять смысл мысленного преображения земного
плана в Тонкий.
Сердце, 314. Вы знаете, насколько Мы идём по краю пожара и пропасти. Вы
знаете, когда насыщенное молчание означает битву напряжённую. Вы чуете
напряжение Наше. Лишь неразумные и самолюбивые могут думать, что поверх них одни песнопения; но
обращавший взор к Беспредельности понимает, что чем выше, тем напряжённее. Так
готовьте людей к неизбежной напряжённости. Это не значит, что Учение влечёт к
напряжению, но это нагнетение есть закон Сущего.
Для многих ритм токов будет полнейшей чепухой, но вы
знаете эти спасительные воздействия. Будьте уверены в Моей близости.
Сердце, 365. Если встретите ханжу, знайте — не от сердца он. Если
встретите суевера, знайте — не от сердца он. Если встретите
устрашённого, знайте — не от сердца он. Тем не менее
эти непрошеные гости будут поминать слово сердце. Уже время, когда нужно
отобрать всех сердечных фигляров, чтобы не играли они
с сердцами человеческими. Нужно изучить, когда сердце затемнено самолюбием и жестокостью. Так можно ощупью пульса приближаться к
истинным сокровищам сердца. Тем же путём можно нащупать, когда молчит сердце и
до него не достигают зовы. Много работали над
передачей мыслей на расстоянии, пульс и для этого полезен. В тончайшем качестве
своём пульс может отметить мысленную посылку, даже прежде осознания её. Таким образом можно ещё раз убедиться, насколько тончайшие
возможности заключаются в организме, о котором люди составили себе лишь
телесное, плотное представление. Уже много тысяч лет наслаиваются эти огрубения и тело-светильник отдаляется от огня.
Сердце, 374. Милосердие, сострадание, сожаление, любовь
и все благие устремления, так указанные Нами, разве не являются чудесными
путями сообщения с высшими энергиями? Нужно привыкать смотреть на эти светлые
качества как на действительное средство, соединяющее с высшими мирами. Без этих
качеств всякая астрохимия будет астроядом. Издревле
понимали алхимики значение светоносного соединительного вещества, идущего из
сердца. Потому эманации сердца постоянно творят светлое вещество, которое
назовём как бы смыслом психической энергии. Конечно, и обратная сторона
пытается по-своему решить эту задачу. Но, вместо светлого творчества сердца,
они ищут семенное творчество и пытаются этим способом найти тоже соединяющее
вещество. Не буду повторять его название. Колдуны первых трёх степеней
пользуются семенным веществом для соединения с пространственными энергиями. Не
стоит пояснять, что их насильственные меры недостаточно сильны и длительны в
процессе. Несравнимы они с огнём сердца!
Сердце, 389. Предпочтительно уговорить себя в том, что сердце вовсе не
наш орган, но дано для высших сношений. Может быть, если люди начнут считать
сердце чем-то ссуженным свыше, они отнесутся более бережно.
Некий отшельник вышел из своего уединения с вестью, говоря
каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда же его спрашивали, почему он не
говорит о милосердии, терпении, преданности, любви и
всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное
приложится». Действительно, можем ли обратиться к любви,
если ей негде пребывать? Или где поместится терпение, если обитель его закрыта?
Так, чтобы не терзаться неприложимыми благами, нужно создать для них сад,
который откроется среди осознания сердца. Станем же твёрдо на основе сердца и
поймём, что без сердца мы шелуха погибшая.
Сердце, 390. Кто любит цветы, тот на пути
сердца. Кто знает устремление ввысь, тот на пути сердца. Кто чисто мыслит, тот
на пути сердца. Кто знает о мирах высших, тот на пути сердца. Кто готов к
Беспредельности, тот на пути сердца. Так будем звать сердца к познанию
Источника. Правильно понять, что сущность сердца принадлежит как к Тонкому, так
и к Огненному Миру. Можно осознавать миры в сердце, но не в уме. Так мудрость
противоположна уму, но не запрещено украсить ум мудростью.
Сердце, 398. Чтобы приблизиться к методу сердца, нужно, прежде всего, полюбить мир сердечный или, вернее, научиться уважать всё,
сопряжённое с сердцем. Многие совершенно не представляют себе различие пути
мозга и сердца. Трудно этим мозговикам принять миры высшие. Также не могут они
представить себе преимущество Тонкого Мира. Явление сфер тонких будет
соответствовать состоянию сердца. Так сердце, уже звучащее пространственным ритмом,
будет знать и звучание сфер, и аромат тонкий, и ему преклонятся цветы
созвучащие. Видеть цветы Тонкого Мира, значит уже подняться в сферу
Прекрасного. Можно увидеть эти очищенные образы и при бодрствовании, но для
этого нужен пламень сердца. Можно видеть и огонь сердца прекрасный, порхающим
над сердцем. Но для этих проявлений нужно зажечь сердце. Так сердце не есть
отвлечённость, но мост к высшим мирам.
Сердце, 403. Нужно понимать, как проходит граница Cвета
и тьмы. Правда, она извилиста, но по сердцу можно безошибочно узнать
приверженцев тьмы. Может ли устремиться тёмный сердцем
ввысь? Устранит ли ложь и себялюбие в уявлении жизни?
Поборет ли страх перед будущим? Так и различайте: кто боится будущего, тот от
тьмы. Это самый верный пробный камень.
Сердце, 415. Могут спросить о явлении второй книги о Сердце. Скажите —
люди любят прочесть лишь последнюю страницу, не
заботясь о значении первой. Потому нужно делить Учение на слои. Особенно
прискорбно видеть, как бессмысленное проглатывание последней страницы оказывает
лишь вред. Сердце требует попечения и согласованности, иначе это будет поджогом
фосфорной ткани.
Сердце, 418. Если ещё успеете уговорить людей, что сердце участвует в
милосердии, сострадании и любви, то другие области
сердца останутся непонятыми. Разве, если будете говорить о космогонии, рассудок
не поставит перед вами тысячу неизвестных? И без мужества сердца эти беседы
потеряют высшие пределы. Также без участия сердца вы не можете говорить о
качестве, которое лежит в основе всего сущего. Качество отвергнуто рассудком;
но уже видите, как опрокидывается жизнь без почитания качества. Лишь сердце
будет радоваться истине качества. Так поймём, почему, после сложных вычислений,
остаётся спасение лишь путём сердца. Пламень неукротимый, ужас яда распущенного,
может быть лишь сердцем встречен. Притом нужно начать познание сердца с первых
ступеней, ибо день вчерашний от сердца отказался. Тоже не худо, ибо таким образом мы как бы получили новое сокровище. Люди
так любят новое, и после систем интегральных заманчиво
получить новую игру в сердце. Дети любят игры, похожие
на больших.
Сердце, 427. Никто не поверит, что вы знали так много из происходящего
сейчас, но также никто не поверит в те знаки, которые вы привыкли различать. Но
разве нужно задумываться над не желающими понять или
принять? Вы знаете многих последователей Высших Учений, но разве они прилагают
их в жизни? Наоборот, жестокосердие, себялюбие их
поразительны! Значит, рассудок заглушил сердце.
Сердце, 449. Правильно заметили, что Бхакти-Йога тоже имела действие
сердечное, но разница в том, что Бхакти-Йога и шла путём чувства любви, не заботясь об остальном ощущении космических явлений
и лучей, ведущих за пределы планеты. Наука с трудом может ведать пути
Бхакти-Йоги. Но теперь сердце ведёт двойную работу — к миру любви
сердце ведёт кругами Мира Тонкого и Огненного. К мирам высшим поведёт любовь торжественная, прочие виды любви
не найдут пути в Огненном Мире. Но торжественность, к которой пытаюсь приучить
вас, ведёт в самые пылающие волны достижения. Не проста благодать, являющаяся
среди торжественной преданности, но прекрасен доспех торжественный.
Сердце, 451. Мы не любим
давать узкие конкретные советы. Прежде всего, потому, что люди не принимают их
к исполнению. Люди не любят Основы Учений. Они всегда
предпочитают факирство или гадалок. Но даже эти излюбленные
приёмы не принимаются в исполнение. Конечно, совет выслушают, но не потрудятся
разобраться в нём и извратят его до вредности.
Сердце, 453. Поистине, ничто не повторено во Вселенной. Но всё-таки
самым индивидуальным останется сердце человека. Но кто же измерит эту бездну?
Кто же примет на себя задачу разъяснить и твердить народам о сердце? Не
законники, не врачи, не воины, не священники, но Сёстры великой Горы примут на
себя торжественную обязанность возложить руку на болящее сердце, другою рукою
указав на беспредельную Благодать. Кто же сумеет понять торжественность любви, соединяющей серебряную нить с твердынею Сердца
Высшего? Потому так посылаем Сестёр на подвиг сердца. Нельзя явить необъятность
Высшего Сердца в понимании неявленного сознания. Но вы должны уже преуспевать в
усвоении торжественности. У вас уже должна создаться заботливость не оскорбить
торжественность чем-то мелким, несоизмеримым. С такою мерою пойдут на Служение
Сёстры Горы. Так они оградят сердца народные от мерзости и смрада, порождённого
тьмою.
Сердце, 476. Даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть
не лишено мужественности. Сердце есть камень, на котором созидаются твердыни.
Может ли стоять твердыня без мужественности и торжественности? При самых тесных
обстоятельствах мужественность даёт размах кругозору и
торжественность устремляет в Высь. Не надо уставать в поисках мужества и
торжественности. Мужество может быть или засыпано осколками разрушения, или вообще
недоразвито. Это качество принадлежит к разряду развиваемых.
Каждое мужество имело испытание в прошлом, но зато воспламенение мужества не
трудно, когда клинок его побывал в бою. Люди часто употребляют прекрасные
выражения, не считаясь с происхождением их. Они правильно говорят — «загорелось
сердце» или «воспламенился дух»; значит, они когда-то помнили об огне сердца,
но теперь они стыдятся этого огня. Они, прежде всего, готовы объяснить своё
прекрасное слово или суеверием, или причудою кормилицы-сказительницы. Но в
лучшие сроки будем вспоминать об огне, о мужестве и торжественности. Любовь, заключённая в чистой торжественности, всегда
нуждается в защите от тёмных оскорбителей. Мужество является щитом, и огонь
соединяет струи свои в пламенный меч. Неслучайно утверждаю мужество; оно
укрепит кругозор.
Сердце, 497. Встретитесь с вопросом: отчего явленная помощь оказывается
именно на краю бездны? Тому причин много: карма и желание
самоусовершенствования, но с другой стороны, причина в напряжении сердечной энергии.
Для сотрудничества с Высшими Силами нужно напряжение сердца, но обычно оно
возникает, лишь когда напряжение доходит до крайней
степени. Значит, если бы сердечная энергия была выявлена как
подобает, то и сотрудничество наступило бы скорее. Так опять приходим к
вопросу воспитания сердечной энергии. Опять вспомним, что это воспитание должно
начинаться с мельчайших чувствований и от самых обычных действий. Такое условие
затрудняет положение, ибо люди любят сказать: «Дайте
мне сразиться с великаном, но избавьте от ловли блох». Но великаны редки, тогда
как блохи бесчисленны. Нужно пройти через эти тёмные полчища.
Нужно охранить от них дом. Яд, принесённый великаном, меньше яда блошиного.
Появление великана вызывает и необычное мужество, но против мух и блох тоже
нужно мужество, и обычно люди страдают от мух, но не от великанов.
Сердце, 498. Опровержение Учения может быть разнообразно — кто-то вообще
не может вместить Учение, так же как вообще не принимает мудрые советы. Но
гораздо опаснее, кто понимает ценность Учения, но сознательно противоречит, ибо
уже находится на тёмном служении.
Так с людьми и бывает, когда самые, казалось бы, уже
явленные устремления вдруг преломляются. Так происходит от недостатка
сердечного воспитания. Этот предмет нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно
придать ему не вид опыта, но твёрдо вести развитие памяти, внимания, терпения,
доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца. Так
будет заложена торжественность и любовь к Прекрасному. Так определится граница Света и тьмы. Дети любят Свет.
Сердце, 506. Прежде всего, нужно простое уважение к психической энергии.
Нужно уважение к энергии, которая, подобно огню, насыщает всё пространство и
конденсируется в нервных центрах. Пусть даже дети помнят, что в любом рукопожатии, в любом взоре
излучается эта связующая энергия. Устремление уважения научит и бережности к
этому сокровищу сердца. Уважение прилично каждому мыслящему человеку. Не нужно
стыдиться говорить об уважении, ибо оно расточено человечеством. Как можно
ожидать явления сердечной энергии, если нет уважения к ней? Явление энергии
будет лишь при осознании её. Если закон справедливости существует, то нужно
уважать всё ведущее кверху.
Сердце, 509. Где же то чувство, где же та субстанция, которой наполним
Чашу Великого Служения? Соберём это чувство от лучших сокровищ. Найдём части
его в религиозном экстазе, когда сердце трепещет о Высшем Свете. Найдём части в
ощущении сердечной любви, когда слеза самоотвержения
сияет. Найдём среди подвига героя, когда мощь умножается во имя человечества.
Найдём в терпении садовода, когда он размышляет о тайне зерна. Найдём в
мужестве, пронзающем тьму. Найдём в улыбке ребёнка, когда он тянется к лучу
Солнца. Найдём среди всех уносящих полётов в Беспредельность. Чувство Великого
Служения беспредельно; оно должно наполнить сердце, навсегда неисчерпаемое.
Священный трепет не станет похлёбкою обихода. Самые лучшие Учения превращались
в бездушную шелуху, когда трепет покидал их. Так среди битвы мыслите о Чаше Служения и принесите клятву, что трепет священный не оставит
вас.
Сердце, 568. Сновидения и видения из прошлых жизней имеют всегда
значение. Из астрального архива как бы вспыхивает страница, напоминающая
одинаковость настроения текущего времени. Беру пример последнего видения. В час
утомления от людей первая увиденная нужда заставила немедленно оказать помощь.
Это и есть путь Бодхисаттвы, когда мы забываем и утомление, и себя, чтобы
помочь. Поистине, велика энергия, так порождённая; о ней везде сказано как о любви ближнего. Не рассчитывает
такая любовь, но действует без промедления. Так из
глубины Тонкого Мира являются картины прошлого. Значительна подробность, когда
слуга услаждения мешал на пути подвига, но ничто не остановило стремления.
Также ещё раз была показана терпимость ко многим обывателям, с которыми не раз
приходилось встречаться. Терпимость и терпение тоже путь Бодхисаттвы. Не на
облаках этот путь, но на Земле; чад велик, и тоже нужен путь Бодхисаттвы.
Именно, нечеловечески ничтожен этот чад; но по сердцу он режет, как солёная
вода. Пользуйтесь горным воздухом; не утомляйтесь — даже водолаз не должен
погружаться утомлённым. Именно с водолазом можно сравнить погружение в
человеческие отбросы. Он готов помочь утопающему, но сам нуждается в доступе
воздуха. Не преувеличиваю, вам нужен воздух при Армагеддоне. Прана как пища
сердца. Нельзя помочь вам каким-нибудь подлым способом; по заданию должны быть
и средства. Но часто люди совершенно не признают язык сердца; тогда нужно
напряжение сердечной энергии, иначе говоря, расходование духовных сокровищ. Уже
немало брошено их в мир, по закону Бытия растут они, но сердцу не легче от
того. Потому будем бережны и будем помнить о водолазе.
Сердце, 573. Правильная мера даяния есть мера любви
и ответственности. Мало дать будет против любви, но не
лучше дать слишком много. Недостойна скупость, но нецелесообразно даяние,
ведущее к предательству. Как недостаточная пища ведёт к голоду, так чрезмерная
приведёт к отравлению. Без преувеличения можно утверждать, что число
предательств значительно возросло от чрезмерного даяния. Множество условий
должен принять во внимание Учитель, дающий и доверяющий. Он должен
сообразоваться не только с личными достоинствами получающего, но и со
свойствами его близких, и кармическими и
астрологическими обстоятельствами. Сердце утончённое подскажет, как разобраться
в этом сложном течении условий. Потому Мы так ценим эту меру сердца. Путь
Бодхисаттвы заключает в себе эту сущность меры. Никакое суждение не убережёт дающего от чрезмерности, но сердце знает эти весы небесные.