Агни Йога - подборка по теме: "Любовь" (часть 6)
Сердце, 574. Смотрите внимательно, не вынужден ли Учитель
повторять о чём-то? Знаете, как Мы не любим повторений,
значит, есть к тому причина. Может быть, по внешнему суждению, повторение
излишне, но заглянем в глубь сердца и увидим, насколько это необходимо. Часто
повторений не замечают те, кто, именно, вызывают их. Так нужно, как лекарство,
применять повторения, если они не дали рисунка на мозгу. Кто несёт в себе
Учение Жизни, должен быть готовым к утверждению повторному, если он видит
шатание основ. Можно принять, что закон основ должен, прежде всего, быть
выполнен. Нельзя заменить основы подробностями.
Сердце, 576. Пробковые человечки известного электрического опыта больше
всего напоминают людей без сердца. Под влиянием токов они готовы временно ожить
и даже подняться кверху, но лишь только ток прекратится, пробковая сущность
берёт верх и снова безжизненно деревенеет. Но разве лишь под током должно
нисходить человекоподобие? Сердце толкает кверху, если оно открыто.
Мы не некроманты, чтобы оживлять бездушные тела. Ток
сердца должен постоянно и самостоятельно стремиться кверху, и тогда искра
встречи с током Иерархическим будет благодатною. Правда, иногда приходится для
отдельных действий оживлять и пробковых человечков, но это будет лишь
протекающим действием, без последствий настоящего восхождения. Печально видеть
пробковые прыжки и предугадывать распластанное падение. Печально знать, как
пропадают труды поднятия их, но сердце дано каждому во всей беспредельности.
Столько дано, столько уже испытано, что ужасно обращаться к пробковым метаниям!
Так ещё раз подумаем о торжественном постоянном восхождении, когда можно вполне
доверять такому сотрудничеству. Лишь при таком совместном труде можно
привыкнуть и полюбить разнообразие явлений. Немногие
могут понять это, ибо космическое разнообразие устрашает незакалённое сердце.
Но как закроемся от такого поразительного многообразия? Как полюбим
его и навсегда покончим с ограничением стеснённого мышления? Противоставим
сердце, как щит. Ведь щит держался левой рукой. Так поймём сердце как
вооружение.
Сердце, 595. Привыкнем понимать человека не только как выражение высшего
духа, но и как вечно реагирующее химическое соединение. Так мы привыкнем
понимать особое значение сочетания человеческих отношений. Явление Архата
обязывает сердцем чувствовать соответствие подходящих сочетаний, и духовно и
химически. Так можно избегать многие ненужные трения. Сердце воспламенённое
может чувствовать, где заключено истинное соответствие или взаимодополнение. Такие
требования следует предъявлять каждому водителю. Он должен иметь сердце
открытое и к небу, и к земле. Утвердимся и в том, что ко всем людям установим
дружелюбное отношение. Одно из условий бытия —
искренность, иначе говоря, сердечность. Если это основание недостаточно
развито, можно его усилить, обратившись к сердцу.
Мир Огненный, ч.I, 1933
Мир Огненный, ч.I, 2. При наблюдении за огненными знаками можно заметить
подразделение людей. Одни вечно стремятся и не могут существовать без этих
возвышающих движений, — будьте уверены, что они принадлежат к стихии огня. Даже
при заблуждениях они не могут оставаться в бездействии. Присмотритесь к ним, и
всегда найдёте мощь пламенную. Но среди неподвижности земной, среди качаний
водных и понуждений воздуха не ищите Огня творящего. Мы не желаем превозносить
особенно огненных людей, но должны поистине сказать, что они двигают мир. Нужно
не забыть, что этим людям вовсе не легко среди прочих сочетаний. Справедливо
сказание об Огненном Ангеле с опалёнными крылами. Когда он устремляется на
спасение мира, его фосфорные крылья черкают о скалы земные и опаляются и
обессиливают Ангела. Так показано разительное различие между миром земным и
Огненным.
Глаз земной, будучи очень утончённым, тем не менее обычно
не воспринимает даже тонкие явления. Но Мир Тонкий, в свою очередь, не зрит
огненных жителей, куда может вести сердце пламенное. Так можно понять почитание
Огня. У нужных человеческих устремлений есть естественное явление Мира
Огненного. От ранних лет они как бы носят на себе отблеск Высшего Огня. Эти
искры заставляют их как бы удаляться от соприкасания с другими элементами, и те
не любят этих огненных очей. Но не пройти путь земной
без прикасания к Огню, потому лучше знать его сущность.
Мир Огненный, ч.I, 9. Чтобы получить и принять Огонь как путь Иерархии,
как путь любви и сострадания, нужно утвердиться всем
сердцем бесповоротно. Только так малые звёзды обратятся в пылающие громады.
Мир Огненный, ч.I, 10. Тесные времена пусть будут тоже благословенны.
Именно в такие времена приучаемся отличать важное от ничтожного. В дни
благополучия темнеет зоркость, но это качество особенно нужно при приближении к
огненным сферам. Потому так драгоценны угнетение и нагнетение; они не только
умножают зоркость и стремительность, но и выдавливают из недр наших огни новые.
Пусть огонь Тары будет особенно близок. Так полюбим
неожиданность, как источник новой радости. Поистине, лучший огонь вспыхивает от
радости. Итак, для невежд тесные времена лишь ужас, но для знающих они лишь
источник событий. Огни делают даже дальние действия близкими. Кому-то сказанное
покажется холодной отвлечённостью, но это будет значить, что его сердце холодно
и потух огонь его. Вы уже знаете жар сердца и понимаете Вестника неожиданного.
Потому так важно идти за Владыками, что надо опередить тёмные решения. Лишь
Огонь Владык зажжёт дерзание. Так нужно ценить каждое слово о Владыках. Если
оно произнесено при неведении, то всё же в нём прана смелости. Пусть по всем
углам мира звучат слова о Владыках. Ведь это свечи, зажжённые перед святынями.
Ведь это лампады Живого Огня, защита против болезней. Торжественность — как
ключ от затвора.
Мир Огненный, ч.I, 13. Вы слышали о некоторых детях, которые могут
видеть через твёрдые тела. Ищите разгадку в кармической огненной природе.
Конечно, это совершенно частный физический феномен, обычно не ведущий к высшим
огненным познаниям. Хатха-Йога усугубляет отдельные центры, и можно лишь
пожалеть, что эти частичные усилия не приводят к Раджа-Йоге и к Агни-Йоге. Так
физические и огненные упражнения лишь вредны, нарушая окружающее равновесие.
Огонь есть высшая стихия, и приближение к ней должно быть путём высшего
сознания. Можно понять и полюбить Огонь лишь этим
высшим сознанием.
Мир Огненный, ч.I, 27. Наблюдение над людьми, любящими
структуру пламени, постоянно даёт новые выводы. Приближаясь к огню, мы начинаем
познавать ритм энергии, которая создаёт все сочетания. Нужно полюбить эту стихию всеми пониманиями, иначе говоря, мыслями,
послушными пространству. Когда мы готовы пребыть земными гномами, то нужно
помнить, что лучшие гномы служат Огню. Так нужно понять, что даже низшие
сознания тянутся ввысь. Даже в сказках явлены гномы, которые не могут жить без
преданности огненным существам. Так древние пытались внедрить в детское
сознание огненные представления. Теперь же наука через теорию калорий, через
астрохимию даёт ту же сказку о Великом Огне. Но исключительность огненных
явлений всё же не позволяет среднему человеку ввести понятие Огня в обиход, тем
самым Огонь остаётся в пределах нежелательной отвлечённости. От этого
ограничения нужно отстать, говорю как врач.
Утверждаю, что, служа Огню, пройдём через все тёмные
бездны! Если для летательных аппаратов нужен особый газ, то насколько нужна
тончайшая энергия для возвышения духа!
Мир Огненный, ч.I, 35. На великом Пути лучше быть оклеветанными, нежели
мешать решению Владык. Полюбим быть оклеветанными, ибо
не назовём огненного пути без этих ковров злоречия.
Мир Огненный, ч.I, 49. Никто не подойдёт к Огню со страхом. Никто не
подойдёт с ненавистью, ибо Огонь есть Любовь!
Мир Огненный, ч.I, 69. Наблюдательность есть одно из главных огненных
качеств, но она вовсе не легка и накопляется так же медленно, как и сознание.
Правильно заметили, что сознание укрепляется на жизни; так же укрепляется и
наблюдательность. Не может быть отвлечённого сознания, не может быть
теоретической наблюдательности. Но чудовищна людская рассеянность, она слагает
какой-то недействительный мир. В самости люди видят лишь собственные призраки.
В этих блужданиях не может быть и речи о Новом Мире. Потому всеми силами
вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвящённый
наблюдательности, будет истинным уроком жизни; и для учителя этот час будет
уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных
предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления.
Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет
достижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем
ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через
незнакомое помещение и всё же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть
слепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств нужно составить программу
упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознание в высшие
сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте
себе восторг малыша, когда он воскликнет: «Я ещё увидел!» В этом «ещё» может
заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать
впервые замеченную огненную звёздочку. Так начнётся истинная наблюдательность.
Мир Огненный, ч.I, 93. О свечении пламенного сердца многие вообще не
поймут. Но те, кто видели эти огни озарения, знают, насколько это явление
жизненно. Сам Огненосец замечает эти мгновения света, но многие условия
позволяют или мешают присутствующим усмотреть нерукотворный Огонь. Конечно,
свойства присутствующих несомненно влияют на качества самих явлений. Можно
легко представить такую тьму гасителей, когда будет лишь мерцать звезда Света.
Но иногда самое простое и прекрасное сердце возжжёт новую силу Огненосца. Кроме
человеческих воздействий и условий Тонкого Мира, множество явлений природы
влияют. Так, при грозе свечение может усилиться, когда масса электрическая
нагнетает и внутренние огни. Вода тоже может благоприятствовать явлениям
внутреннего свечения, при некоторых минеральных особенностях. Конечно, хуже
всего непроветренный, ядовитый воздух домов. Конечно, если он является
рассадником болезней, то насколько он может подавлять эманации сердца! Уявление
свечения чаще, чем думают, но предубеждение и рассудочность всегда найдут свои
умышления. Несчастье в том, что люди не могут найти не связанные суждения.
Пресловутая освобождённость, о которой так любят
говорить, прежде всего не будет рабством суждений.
Мир Огненный, ч.I, 106. Мастер-плавильщик советовал новому работнику,
как подходить к печи раскалённой. Но работник непременно хотел только узнать о
химическом составе пламени. Мастер ему сказал: «Сгоришь, пока подойдёшь к
пламени. Химическая формула не спасёт тебя. Дай одену тебя, и сменю обувь твою,
и защищу глаза твои, и укажу дыхание полезное. Сперва запомни все переходы и
смены жара и холода. Могу самое огненное дело сделать тебе привлекательным. Ты
полюбишь вспышки и сияние огней. В напряжении пламени
ты найдёшь не ужас, но трепет восторга, и огонь, правильно воспринятый, укрепит
сущность твою».
Так можно советовать каждому, начавшему мыслить о Мире
Огненном. Принесём сначала преданность полную и вырастим ту степень любви, которая действует как Свет неугасимый. Если мир земной
основан на рукотворчестве, то привлекательно приближаться к мыслетворчеству.
Мир Огненный, ч.I, 107. Один китайский философ, зная ужасные лики низших
слоёв Тонкого Мира, решил притупить их впечатление. Для этого он наполнил свою
спальню самыми страшными изображениями. Находясь среди этих отвратительных
личин, он надеялся, что хуже худого не будет. Такой метод отвратителен, хотя в
той или иной мере люди любят его. Наоборот, Мы учим
делать глаз незрячим на отвратительное. К тому же невозможно представить всю
меру ужасов, созданных людскими пороками. Даже здесь, в земном мире, мы часто
ужасаемся явленным нечеловеческим обликам, но можно представить, во что они
превращаются при обнажённой сущности своей! Мы и здесь часто испытываем натиски
этих тёмных сущностей. Они пытаются уничтожить всё опасное для них. Они
стараются обессилить во время сна, чтоб тем легче подбросить вред, пользуясь
нарушением равновесия. Нужно не считать эти тёмные порождения суеверием. Каждый
учёный должен понять глубину перспективы Бытия. Он понял неисчислимость малых
организмов; он видел кости великанов-животных и может увидеть ещё больше, если
заглянет вглубь пещер гималайских. Так учёный отмеряет в бесконечность и
считает бесконечные величины простыми математическими решениями. Значит,
именно, учёный должен допускать и беспредельность огненных образований. Так
нужно от грубейших арифметических нулей послать воображение в Беспредельность,
помня, что пустота не существует.
Мир Огненный, ч.I, 112. Правильно замечено, что для приспособления к
растительному питанию, после мясной еды, требуется около трёх лет. Но если для
чисто физических условий нужно такое время, то для преображения сознания нужен
не меньший срок, если только кармические условия не подготовили особые
возможности. Преобразить сознание — значит войти в особый мир; значит получить
особую оценку всего происходящего; значит идти вперёд без оглядки; значит
покинуть сетования и обрести доброжелательность. Не покажется ли странным, что
наряду со сроком для питания приходится ставить этическое понятие
доброжелательства? Но, по счастью, каждый врач поддержит нас в этом, ибо
доброжелательство есть лучшее средство для пищеварения. Люди любят,
когда духовные основы поддержаны и пищевыми советами.
Мир Огненный, ч.I, 121. Насилие есть бич человечества. Оно происходит от
невежества, ибо даже немного мыслящий человек чувствует в сердце явление ужаса,
когда перед ним черта неестественного.
От всего явленного ужаса обратимся к дружелюбию. Хотя Мы и не устанем твердить о дружелюбии,
но пора последняя для многих познать дружелюбие.
Обратите внимание на слово п о с л е д н я я.
Мир Огненный, ч.I, 124. Нелегко лечить глаза, которые затемняются от
пыли раздоров. Примочки истинного дружелюбия первое
средство. Так же наблюдайте и при многих других заболеваниях.
Мир Огненный, ч.I, 127. Не нужно думать, что можно иметь универсальное
лекарство от болезней, которые имеют тысячи причин. Можно составить целые
отделы лечений, которые отчасти ответят значительному числу причин заболевания.
Так нужно понять, что универсальное средство невозможно, ибо происхождение
болезней совершенно различное. Так же и в приёмах Йоги невозможно применять
одни приёмы для всех. Между тем очень часто на лекциях и во время бесед
упоминают общие приёмы, и присутствующие заблуждаются, думая, что рецепт для
всех один. Лишь очень внимательный обзор духовного состояния собеседника даст
правильное направление указаниям. Казалось бы, очень примитивно соображение о
разнородности организмов, особенно состояния духа, но человечество так любит панацеи. Между тем панацея лишь одна — возвышенное
сознание!
Мир Огненный, ч.I, 138. В последний раз обратимся к дружелюбию, как основе жизни. Не румяна, не белила злобы — дружелюбие. Не завеса — дружелюбие. Не
личина предательства — дружелюбие. Не приветливая
гримаса — дружелюбие. Нужно понять дружелюбие как нелицемерное сердечное чувство. Много ошибок
относительно дружелюбия, ибо люди привыкли обманывать и
самих себя. Но если качество дружелюбия необходимо для
Мира Огненного, то оно нуждается в истинной честности. Огонь, прежде всего, не
терпит колебаний. Так нужно понять качество дружелюбия
во всей полноте. Не следует считать, что дружелюбие —
какое-то достижение. Нельзя хвалить за качество дружелюбия,
ибо оно нераздельно от расширения сознания. Как можно вообразить преображение
Огненного Тумана в прекрасный целый мир, и чтобы не иметь сил очистить свои
мысли от мелких заноз! Сознаем, как мелки эти занозы. И не трудно избавиться от
них, стоит лишь их обнаружить в сознании. Не будем бояться, что люди вообще не
могут вернуться к дружелюбию, его достаточно в каждом
из нас, потому и о других вообразим то же самое. Но не сделаем это огненное
качество как безволие, порабощённость и жалкое лицемерие.
Мир Огненный, ч.I, 145. Последим за каждым движением. Наш организм
покажет многие факты, которые относятся к Тонкому и плотному миру. Можно
заметить, насколько меняется наше сознание при полёте в Мир Тонкий. Оно как бы
просеивается, и даже любимые формулы остаются при
земном сознании. Это наблюдение очень трудно реализовать. Тем более радуюсь,
что оно не только отмечено, но даже запомнилось ощущение ускользания даже
близкой формулы. Это не значит, что в Тонком Мире теряется уже развитое
сознание; оно даже обостряется, но проходит как бы через мелкую сетку,
преображающую оставшееся тонкое вещество. Но для этого наблюдения нужна
развитая зоркость. Также хорошо делаете, запоминая моменты отсутствия. Со
временем выяснится, где нужно было ваше присутствие. Не только в Тонком Мире,
но здесь, на земле, идёт обмен и помощь сознаний. Можно быть уверенным, что
если отсутствие участилось, значит, узнаете о больших событиях, о
столкновениях, где мешаются сознания и требуют помощи. Нужно уметь замечать,
именно, эти моменты сотрудничества. Люди для спасения близких иногда переливают
кровь; разве не одолжат они огненное сознание, когда близкие смущены?
Мир Огненный, ч.I, 161. Вы правы, замечая, что именно внутреннее
неблагополучие особенно губительно. Можно выиграть все процессы, можно
встретить новых друзей, но внутреннее разложение может отогнать самого хорошего
друга. Когда в воздухе пыль перца, все начинают чихать. Так империл может
распространяться. Вы видели не раз, как подходили новые обстоятельства, но их
нужно встретить. Так нужно, наконец, понять о заразе империла! Нельзя
легкомысленно относиться к разложению! Этот процесс передаётся как проказа.
Может быть или укрепление, или разложение, не может быть третьего состояния.
Нельзя советовать укреплять насильно. Нельзя спасать от проказы насильно.
Нельзя удерживать от империла насильно. Дружелюбие не
насилие. Рост сердца не от кнута, но можно растить сад прекрасный лишь
действиями прекрасными. Оскорбление Иерархии непоправимо.
Мир Огненный, ч.I, 173. Сердце, «чаша», солнечное сплетение поистине
являются космическими градусниками. Нужно понять, какое напряжение в мире,
потому говорю о хранении дружелюбия как основания
здоровья. Можно понять, как настоятельно сердце требует дружелюбия.
Множество чёрных звёздочек, как перед наступлением тьмы.
Мир Огненный, ч.I, 177. Архат отдыхает ли? Уже знаете, что отдых есть
перемена труда, но истинный отдых Архата есть мысль о Прекрасном. Среди трудов
многообразных мысль о Прекрасном есть и мост, и мощь, и поток дружелюбия. Взвесим мысль злобы и мысль блага, и убедимся, что
мысль прекрасная мощнее. Разложим органически различные мысли, и увидим, что
мысль прекрасная — сокровищница здоровья. В мышлении прекрасном узрит Архат
лестницу восхождения. В этом действенном мышлении есть отдых Архата. В чём же
можем найти иной источник дружелюбия? Так можно
вспоминать, когда мы особенно утеснены. Когда повсюду закрываются ставни
самости, когда гаснут огни во тьме, не время ли помыслить о Прекрасном? Мы ждём
чуда, мы стремимся выйти из затвора, но лестница Архата лишь в Прекрасном. Не
загрязним, не умалим этот путь! Лишь в нём привлечём то, что кажется чудесным.
И чудо не есть ли неразрывная связь с Иерархией? В этой связи и вся физика, и
механика, и химия, и вся панацея. Кажется, немногим устремлением можно
продвинуть все препятствия, но полнота этого условия непомерно трудна людям!
Почему они отрезали крылья прекрасные?
Мир Огненный, ч.I, 191. Мы говорили о торжественности, о дружелюбии, о великодушии — заключим этот квадрат благодарностью.
От малого по всей Иерархии сверкают искры благодарности. Ценны эти огни!
Мир Огненный, ч.I, 215. Несчастье людей именно в том, что они любят хвататься за второе, пренебрегая первым. Но приближение
к высшим энергиям обязывает понимать основу.
Мир Огненный, ч.I, 221. Особенно не следует нагнетать огонь за едою. Не
случайно некоторые люди предпочитают за столом молчание. Так по всему обиходу
рассеяны нужные сведения. У людей редко применяются здоровые взгляды. Так,
например, люди любят не только купить много вещей, но и
немедленно применить их, забыв, что каждая вещь приносит очень сложные
наслоения. Древний обычай окуривать каждую новую вещь имел явное основание.
Только он предусматривал не столько наслоение физическое, сколько тонкое, со
всеми психическими следствиями.
Мир Огненный, ч.I, 227. Люди не должны держать в домах ничего гнилого.
Явление брожения или несвежая вода привлекают нежелательных сущностей. Когда
разовьётся фотографирование сущностей Тонкого Мира, можно будет на фильме
показать разницу окружения куска сыра, мяса или свежей розы. Вместо логических
уговоров можно видеть, что облики, привлечённые мясом, непривлекательны. Даже
эти любители гниения провожают до самого рта лакомое им
блюдо.
Также предварительно съёмке аур можно уже приобрести опыт
на съёмке предметов с их окружением. Как всегда, опыт нуждается в терпении и
усидчивости. Следует его начинать с показательных предметов. Из чистых ароматов
нужно предпочесть розу, она содержит очень стойкое масло. Но не следует забыть,
нужно брать цветы до разложения. Указываю на розы, ибо они содержат наибольшее
количество огненной энергии. Таким образом, и любители
роз близки огненной энергии. Сущности, питающиеся гниением, избегают аромата
огненной энергии. Нужно принимать это указание совершенно просто и как сведение
из аптеки.
Мир Огненный, ч.I, 252. Трудно людям допустить, что из каждого полёта
можно не вернуться, — так мало представляют себе действительность. Необходимо
изучать прошлое в рекордах алхимии и хроник. Когда ощущалось понимание Агни,
это отражалось как в науке, так и на государственных заданиях. Не нужно думать,
что Агни только фабричный инспектор, он есть двигатель всех мыслей
человечества. Его нужно не только беречь, но именно возлюбить.
Мир Огненный, ч.I, 272. Каждое восприятие есть уже принятие Огня.
Напряжение энергии есть уже перенос индифферентной стихии в явление активных
вибраций. Истинное восприятие постоянно позитивно, ибо огненная энергия
действует при нём непосредственно. Каждое искривление и рушение незаконное
возбуждают так называемый чёрный огонь. Он своеобразно соответствует венозной
крови. Венозное кровопускание имело своё основание. Чёрный огонь мог быть им
разряжаем. По счастью, светлый Огонь не вызывает таких грубых воздействий. Чем
естественнее, тем благодетельнее Огонь возжигается. Отсюда заключение, что
огонь Любви самый совершенный. Вы хотите оберечь
Иерарха, и делаете это не из страха, не из выгоды, но из любви.
Страх и корысть на месте любви будут чёрным огнём. То
же будет и при прочих недостойных замещениях. Всякий огонь магнетичен; потому
нужно так избегать магнетизма чёрного огня. Он не перерабатывает частиц
эманаций плотных, наоборот, и тем загромождает пространство. Особенно это может
быть вредно при кровном родстве, когда плотные несгоревшие частицы так легко
притягиваются и могут отягощать и без того слабые органы. Так непрактично
зажигать чёрный огонь.
Мир Огненный, ч.I, 304. Люди любят говорить об
эволюции и инволюции, но избегают переносить эти соображения на себя. Не следя
за своей эволюцией, люди привлекают из Тонкого Мира таких же последышей. Мир
Тонкий действительно стремится к земному, но в полной соответственности.
Значит, если бы люди стремились к эволюции, то они привлекали бы существа
эволюционные. Так улучшение мира было бы в руках людей самих. Так каждое
стремление ко благу создаёт отзвук не только в Мире Тонком, но и в Мире
Огненном. Если такое стремление, по каким-то причинам, остаётся невыраженным,
то пространственно оно пребывает в полной мере. Потенциал Блага как столб
света. Плотник, сапожник или врач могут одинаково мыслить о благе. Постоянство
и устойчивость во благе есть уже завоевание. Кому-то пребывание в Ашраме
покажется темничным заточением, но при развитии духа оно будет самым целебным
пребыванием. Знаете, как летит время, и в этом полёте привыкаете к
Беспредельности.
Мир Огненный, ч.I, 321. Так нужно уговаривать людей о сохранении своих
ценностей. Самый земной скупец часто является планетным расточителем. Новый
Мир, если он состоится, явит любовь к ценностям
природы, и они дадут ему лучшую эмульсию сущности жизни. Ведь придётся из
городов разойтись в природу, но неужели на пески?! В каждой части света
образовались песочные океаны. Так же и сознание людей размельчилось крупинками
злобы. Каждая из пустынь была некогда цветущим лугом. Не природа, но сами люди
истребили цветы. Но дума о явлении Огня пусть заставит людей помыслить о
бережности.
Мир Огненный, ч.I, 322. Многие хотят знать подробности Тонкого Мира, но
многие будут жестоко озадачены. Вся зримость Тонкого Мира относительна — по
развитию сознания. Можно восхищаться светом, но можно очутиться в тумане. Можно
волей строить прекрасные созидания, но можно остаться на грудах мусора. Можно
сразу усвоить язык духа, но можно пребыть немым и глухим. Каждому по делам его.
Каждый сознаёт по сознанию. Мир Тонкий очень справедливое состояние. Можно
убеждаться, как даже простое сознание, но просветлённое любовью,
преуспевает. Для людей земных любовь мало приложима к
их базарным ощущениям. Она часто остаётся без осознания. Но в Тонком Мире любовь есть ключ ко всем затворам. Для многих людей
воображение есть недоступная отвлечённость, но в Тонком Мире каждая крупица
накоплений воображения есть путь к возможностям. Для земных людей обида, горечь
и отмщение составляют основы желчи и печени; но для Тонкого Мира, даже для
среднего сознания, эти постыдности отпадают, как негодная шелуха. Потому так
твердим об огненном сознании, чтобы немедленно направиться в лучшие сферы. Действительно,
нужно всеми высшими мерами стремиться к огненному сознанию.
Мир Огненный, ч.I, 333. Все земные чувства в претворении восходят до
Мира Огненного. Но не только зрение и слух духовно существуют, но и вкус имеет
новое назначение. Нельзя без вкуса понять многие химические составы. И при
творчестве нужны все чувства, как меры соотношения. Потому нужно уже на земле
утончать чувства. Недаром один отшельник каждый день принимал на пищу листья и
травы, чтобы изощрить вкус. Когда же прохожий спросил его, зачем он так делает,
отшельник сказал: «Чтобы лучше любить тебя». Так всякое
утончение полезно для познания основ.
Мир Огненный, ч.I, 339. Тёмные не дремлют. Они сохраняют гораздо большее
соединение со своей Иерархией, нежели так называемые воины Света. Тёмные знают,
что их единственное спасение — тьма, но светляки много блуждают, много
рассуждают и мало любят свою Иерархию.
Мир Огненный, ч.I, 350. Гигиена мысли должна быть и духовная и земная.
Нужно производить опыты мышления, укреплённые огненными лекарствами. Нужно
обратить внимание, как действует на мышление фосфор или испарения эвкалипта.
Нужно проверить, насколько подымает мышление мускус. Нужно собрать все данные о
прочих смолистых маслах. Словом, нужно припомнить все сочетания, ближайшие
работе Огня. Нужно произвести эти опыты над лицами сильного огненного мышления.
Такие опыты напомнят не только о витаминах, но и об Агни. Усилия врачей
сосредоточиться не только на внутренних лекарствах, но на воздействии обоняния,
явят нужные следствия. Люди очень больны. Тёмные силы стараются подкинуть
разного рода наркотики, но тесные рамки жизни не расширяются усыплением
интеллекта. Сейчас нужно духовное бодрствование. Нужно полюбить
это бодрствование как состояние, пристойное человеку.
Мир Огненный, ч.I, 405. Хороша мысль иметь хотя бы полчаса в день, чтобы
помыслить. Не говорю о каком-то особенном сосредоточении. Полезно помыслить о
лучшем во всём происходящем. Даже малые признаки лучшего среди жизни дают
просвет. Они же породят приливы признательности и дружелюбия.
Такие огни равняются приёму мускуса. Мысль о лучшем рождает нервную
устремлённость. Следует и нервам дать работу, но только добро укрепит нервы.
Мир Огненный, ч.I, 409. Записывайте все особенные случаи. Только запись
сохранит многие замечательные явления; они иначе тонут в сумерках безразличия.
Представьте себе, что самые ваши любимые жизнеописания
не были бы закреплены; теперь бы вы не знали их, и много вдохновения не
зажглось бы в сердцах ваших. Так не стыдитесь записывать, хотя бы кратко, что вам
кажется особенным. Не взвешивайте, мало или велико, но считайте по необычности.
Именно необычность даст много наблюдений над Миром Огненным. Каждая искра его
уже необычна.
Мир Огненный, ч.I, 411. Язык духа является насущным для Тонкого Мира.
Сущность его будет лежать в тонкой природе, но всё-таки можно приучать к нему и
в земном состоянии. Такое приучение будет полезным огненным испытанием. Школа
должна узнавать находчивость учеников по заданию одного слова и затем по одному
взгляду. Последний опыт будет ближе всего к Миру Тонкому. Кроме того, можно
также развивать относительность обращений по качеству собеседника, и так каждый
в земной беседе употребляет лучший язык для собеседника, считаясь с его
сознанием. Каждый школьный учитель знает, как многообразен должен быть его
язык, чтобы сделать друзей из школьников. Но кроме школы в каждом доме умеют
различать взгляды хозяйки. Так среди обыденной жизни проявляются особенности
тонкого порядка. Стоит лишь их отмечать, углублять и распространять. Но для
этого следует проникнуться уважением к будущему и полюбить
главный фактор Тонкого Мира — Агни. Настаиваю на выражении «полюбить
огненно», тем только можно усвоить эту трудную для земли стихию.
Явление наших бесед, прежде всего, должно ввести в
понимание Мира Тонкого и, как апофеоз его, приблизить безбоязненно к сиянию
Мира Огненного. У Нас радость, когда среди земного пребывания устанавливаются
меры Тонкого Мира. Тем мы от земли приближаем сотрудничество с дальними мирами,
иначе говоря, участвуем в явлении эволюции.
Мир Огненный, ч.I, 448. Не следует понимать, что действия, как таковые,
ниже чувства любви. Нужно сурово разделять действия
ритмические от действий самости, которые не могут отвечать ритму Космоса.
Самость — отделение или восстание против сотрудничества. Даже умы большие часто
не различали, где самость плоти и где действие великого сотрудничества. При
самости плоти как могут сиять чакры?
Мир Огненный, ч.I, 482. В Тибете для свирепости коней кормят мясом
барса. Кшатрии Раджпутаны имели мясное питание для поддержания воинственности.
Даже эти два примера показывают смысл мясоедения. Не для утончения люди убивают
множества быков. Они, подобно троглодитам, готовы пожирать медведей. Нужно
проследить массовое убиение животных, притом совершенно сознательно. Люди
знают, что овощи или фрукты дадут больше жизненной энергии, чем чаша крови, но
они просят подать им кровавое мясо и желают много насладиться таким огрубением.
Нет иного названия этому неистовству пожирания крови. Люди отлично знают, что
щепоть пшена или ячменя достаточна для поддержания жизни, но их животный
инстинкт пытается низвести разум до звериного состояния. Разве не звери
пытаются перегрызть горло друг другу? Разве не тьма толкает людей на самые
низкие действия? Не забудем, что массовые убийства, будут ли они на войне или
на бойне, одинаково загрязняют атмосферу и нарушают Мир Тонкий. Нужно понять,
что каждое сознательное убийство сотрясает целую окружающую атмосферу. Притом
эти действия усиливают силы тьмы и хаоса, нарушая ритм. Нужно избегать разных
нарушений Тонкого Мира. Мы можем допустить пищу растительную, и мучную, и
молочную, и также яйца, но лишь в самом свежем и жидком состоянии. Так сами вы
знаете, как противен самый вид мясной еды, когда организм привык к растительной
пище. Так нужно на деле приучать себя к утончению и помнить, что даже слон
умножает силу свою на растениях. Не нужно думать, что люди от бедности
прибегают к мясной пище. При самых малых усилиях можно иметь растительное
питание; притом многие очень питательные травы и корни не применены. Можно
поучиться у некоторых животных, они знают о естественной пище много больше,
нежели человек-мясопожиратель. Не бойтесь, когда любитель
крови начнёт насмехаться над растительной пищей; только запомните его, ибо он
от тьмы. Многие безразличны к мясной пище и заставлены лишь уродливыми
условиями семьи; не их Мы имеем в виду. Мы сожалеем сознательных кровопийц и
пожирателей мертвечины. Так будьте проще и утончённее в питании.
Мир Огненный, ч.I, 546. Отдавание есть божественный признак.
Неистощимость отдавания проходит в разных степенях во всей природе. Но огонь
будет самою яркою в отдаче стихией. Сам принцип Огня есть претворение и
постоянное отдаяние. Огонь не может существовать без жертвы отдаяния; также и
огненное зерно духа существует отдачею. Но жертва тогда делается истинной,
когда она становится природою человека. Умственная, насильственная жертва не
будет ни естественной, ни божественной. Только когда жертва становится
неотъемлемым признаком жизни, она становится нераздельной с сознанием. Так
Огонь своими качествами учит нас при восхождении. «Буду как Агни!» — пусть
скажет себе каждый, желающий постигать. Нужно полюбить
жертву огненную как ближайшее средство общения с Миром Огненным. Без этого
жертвенного устремления не легко подняться из когтей зла. Как Огонь неуловим,
так же подвижно становится сознание, приобщившись к Агни. Нужно приблизиться к
жертве путём не уныния, но огненного великолепия. Не придать Огню иного
определения, как великолепие. Также и Мир Огненный не может быть помыслен иначе
как явление величественности.
Мир Огненный, ч.I, 564. Ещё сказка о сердце.
Собрались люди, чтобы хвалиться силою: кто показывал мощь
мускулов; кто хвалился укрощением диких зверей; кто усматривал силу в крепости
черепа, кто в быстроте ног, — так были восхваляемы части тела. Но один вспомнил
о сердце, оставшемся без похвалы. Задумались люди, чем бы отметить силу сердца?
Но один вновь пришедший сказал: «Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли
одно близкое сердцу человеческому — состязание в великодушии. Пусть ваши зубы,
кулаки, черепа побудут в покое, но померьтесь в великодушии. Оно ускорит путь
сердца к Миру Огненному». Нужно сознаться, что люди очень задумались, ибо не
знали, как проявить великодушие. Так явление любви
осталось необсуждённым, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил.
Истинно, если найдено великодушие, то и любовь
зажжёт огни сердца.
Мир Огненный, ч.I, 576. Когда повторяю о красоте, хочу приучить к
великой красоте Огненного Мира. Каждый, кто может любить
прекрасное, уже преображает часть жизни Земли. Только подробным духовным
познаванием можно уже здесь сожигать ненужные ветоши. Не в особых кострах на
площадях совершается такое сожигание, но в улыбке любви
каждого дня. Лишь постепенно познаём, как прекрасен мир духа. Коротко наше
пребывание в разных слоях, но войдя в Мир Огненный, мы можем пребывать там. И
когда мы приходим оттуда, мы везде сохраняем огненную торжественность.
Мир Огненный, ч.I, 583. Нужно смягчить сердце учителей, тогда они пребудут
в постоянном познавании. Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок
заданный, но совместное с учителем устремление даёт мир чудесный. Открыть глаза
ученика — значит вместе с ним полюбить великое
творение. Кто не согласен, что для устремления вдаль нужно стоять на твёрдой
почве, — стрелок подтвердит. Так научимся заботиться обо всём, что утверждает
будущее. Огонь у порога!
Мир Огненный, ч.I, 593. И ещё помолимся, чтобы открылся глаз наш на
добро. Многие, засорённые, глаза не вполне различают добро. Они, вследствие
болезни своей, различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное
напряжение, чтобы не растоптать росток блага. Впрочем, сердце, изгнавшее
жестокость, поймёт все зёрна добра и кончит великодушием и любовью.
Мир Огненный, ч.I, 614. В Тонком Мире много знают о происходящем на
земле, но многое не могут понять. Следует, как и на земле, относиться к таким
непониманиям сострадательно. Именно, как на земле, так и на небе, нужно не
затруднять положение раздражением. Нужно идти за Владыкою в полном доверии, как
и Владыка следует за своим Владыкою. Можно полюбить
этот путь преданности. Можно прикрепиться к нему всем сердцем — так, чтобы иное
решение стало невозможным. Именно такою преданностью строятся миры. Можно
прочесть самые прекрасные примеры преданности, и это будет повесть о героях.
Нужно побыть героями. Можно полюбить эту Огненную
Сферу.
Мир Огненный, ч.I, 617. Почти невозможно проявить спешность огненного
нашествия. Много знаков к тому, но люди не думают зимою о лете. Никто не понимает,
что ожесточение народов не может быть разрешено средствами прошлого века.
Учение самых тонких физических процессов всюду предусматривает нечто, не
поддающееся определению. Нужно принять подобное «нечто» и в процессах народных
построений. Нужно изучить настолько народоведение, чтобы признать
неблагополучие жизни планеты. Миропонимание, обнимающее Мир Невидимый, изменит
психологию людей, но до этого далеко! Даже в кругах изучения психических
явлений следствия опытов не переносятся в жизнь. Люди остаются теми же, как до
опытов, так и после. Но ничто не должно препятствовать делиться знанием и
способствовать расширению сознания. В этом будет любовь
к ближнему.
Мир Огненный, ч.I, 622. Нельзя ни в чём насиловать волю людей. Учение
Света претворяется в жизни, когда дух совершенно добровольно познаёт
необходимость восхождения. Потому не утруждайте никого наставлениями. Люди
усовершенствуются и придут сами. Можно из истории человечества видеть, как дух
людей находит путь к Свету. Светильник духа находит путь по своим особенностям.
Многие не примут всё предложенное, чтобы самому изыскивать тайный подход к
Истине. Нужно с полною заботливостью отнестись к таким самоходам; не все любят хоровое начало. Наблюдательность подскажет, какая мера
уместна. Но нужно спокойно принимать людские особенности. Даже песчинки
отличаются друг от друга. Но кому же уважать индивидуальность, как не
служителям Света! Так не надо утверждать ничего насильно. Сказано: «Кто сегодня
не ищет Света, не значит, что не восплачет о нём завтра».
Мир Огненный, ч.I, 629. В примитивных верованиях почитание Божества
основывалось на страхе. Но страх вызывает ужас и неминуемое негодование.
Природа человеческая в сущности своей хранит сознание, что Великое Начало Начал
не имеет ничего общего с ужасом. Тот может произносить на своём языке слово
Бог, кто может чувствовать к Нему любовь. Только этим
вездесущим понятием можно выразить достойное почитание. Ничто на земле не
зажжёт огонь сердца, как любовь. Никакая явленная слава
не сравнима с любовью. Люди не стыдятся выражать гнев и
раздражение в самых постыдных формах, но священное понятие любви
сопровождают смущением и даже насмешками. Человек, дерзнувший выказать любовную преданность, уже оказывается чем-то недостоверным; в
этом смешении основных понятий заключается смута мира. Не может сердце
человеческое процветать без стремления к Началу Начал — невыразимому словами,
но ведомому огнём сердца. Так среди нарушенных основ мира засветим огни сердца
и любви к Самому Высшему. Поймём, что даже наука в
своей относительности не закрывает путь к Беспредельности. Среди величия миров
разве можно пребывать в злобе, в убийстве, в предательстве? Только тьма может
приютить все позорные преступления! Никакой закон не оправдает злую волю.
Страшна злая воля, ибо она уходит во тьму. Но что же среди земных средств можно
противоставить тьме? Именно огонь любви.
Мир Огненный, ч.I, 630. Спросят: «Чем можем сейчас служить на земле с
наибольшею пользою?» Нужно оздоравливать Землю. Нужно в целом ряде мероприятий
провести мировую задачу оздоровления. Нужно вспомнить, что люди беспощадно
истребляют запасы земные. Они готовы отравить землю и воздух. Они уничтожили
леса, эти приёмники праны. Они уменьшили количество животных, забыв, что
животная энергия питает землю. Они подумали, что неиспытанные химические
составы могут заменить прану и земные эманации. Они расходуют недра, забывая,
что равновесие должно быть соблюдено. Они не думают о причине катастрофы
Атлантиды. Они не думают, что химические составы должны быть проверены в
течение века, ибо поколение ещё не покажет эволюцию или инволюцию. Люди хотят
вычислять расы и подрасы, но самое простое явление вычисления разгрома планеты
не входит в расчёт. Думают, как-то по милосердию разъяснится погода и
обогатится народ! Но вопрос оздоровления не входит в расчёт. Так возлюбим все творения!
Мир Огненный, ч.I, 631. Упадок земного сада опасен. Никто не думает о
значении здоровья планеты. Мысль об этом — хотя бы мысль! — даст уже
пространственный импульс. Можно возлюбить Начало Начал
и все создания величия мысли.
Мир Огненный, ч.I, 635. Ещё одно трудное достижение: нелегко приобрести
уважение к земному творчеству и явить освобождение от чувства собственности.
Тот, кто почувствует величие Беспредельности, конечно, поймёт всю
несоизмеримость призрачной собственности на таком переходном месте, как Земля.
Тот, кто поймёт величие созидания мысли, тот оценит Превышнего в любом земном творчестве. Так почувствуем один великий путь и
отдадим плоды труда нашего идущим за нами. Так сохраним ценность труда не для
себя, но для следующих, которые продолжат эту связь совершенствования. Следует
также здесь, на земле, утвердить в сердце своём точку зрения на собственность,
иначе мы унесём в Тонкий Мир самое тяжкое чувство о земной собственности.
Пусть люди соединяют понятие внутреннего совершенствования
с принятием красоты земных вещей. Красота для многих — разве это не
спасительный огонь для путников? Так усовершенствование своего я для других
будет достойным решением.
Мир Огненный, ч.I, 637. Вступивший в поток разбирает, где прочные камни.
Он понимает, кому и когда можно доверить Учение. Птица Жизни — светлый Лебедь
являет то же чувствознание, где граница полезного. Определение этой границы не
подлежит человеческому слову. Её можно непреложно чувствовать, но отмерить
физическими мерами нельзя. Так создаётся большое испытание для всякого
предательства.
Также большое испытание по вмещению бездомия. Много
насмешек может быть над великим чувством бездомия. Земному уму непременно нужно
понятие дома. Если кто дерзнёт промолвить о Доме Света, он будет сочтён
безумцем. Потому смена домов земных есть полезное расширение понятия.
Тоже велико испытание, чтобы вместить слышание каждой
вашей мысли. Жалкое понятие земной тайны увлекло людей во многие заблуждения.
Чувство гордости и самости возмущается против отсутствия тайны, но сотрудник
Иерархии Света уже понимает эту ступень сотрудничества. «Готов я», — говорит он
и спешит открыть сердце.
Успешное преодоление всех испытаний лежит в сердце нашем и
состоит в любви к Владыке. Когда мы преисполнены любовью, разве существуют препятствия? Сама земная любовь уже творит чудеса. Разве огненная любовь
к Иерархии не умножит силы? Эти силы помогут преобразить бездомие в прекрасный
Дом, великий и безграничный!
Нельзя думать о прекрасных пространствах среди тумана
благополучия. Говорят, что голод мешает на пути к Богу, но также добавим, что
благополучие есть тёмные воды. Кто поймёт различие между голодом и
благополучием, тот вступит в поток. Но кто прикоснётся к Свету, тот обернётся
Птицей Жизни. Пока Птица Жизни будет поэтической отвлечённостью, тот дух ещё не
готов.
Мир Огненный, ч.I, 639. Дни великих подвигов пусть живут в памяти вашей.
Они, как цветы весенние, могут обновлять сознание. Труды подвигов были тяжки,
особенно своею отделённостью от сознания масс. Обычно случается, что подвижник
не знает своих истинных сотрудников; лишь иногда он издалека может послать им
привет. Потому хорошо сделаете, когда укажете в записях о посланиях привета на
дальние расстояния. Так будет выражено дружелюбие и
сродство душ.