Агни Йога - подборка по теме: "Радость" (часть 10)
Надземное т.I, 33. Урусвати радуется, когда замечает в ком-либо
расширение сознания. Истинно, можно радоваться, когда совершается мировое
приношение. Расширение сознания нельзя рассматривать как личное обогащение, в
каждом таком очищении будет заключаться и Общее Благо. Мир приветствует каждый
проблеск расширения сознания — это настоящий праздник.
В некоторых мистериях расширение сознания приравнивалось
пробуждению весеннему. Никто не может уследить весь процесс роста трав, но
каждое сердце радуется весеннему цветку. Также невозможно усмотреть подробности
расширения сознания, но преображение человека очевидно. Сам преображенный не
знает, когда началось его обновление. Он не может рассказать, каким образом
нарастало его новое сознание. Нередко человек назовет самые незначительные
случаи и упустит чрезвычайное событие, повлиявшее на него.
Не случайно названы сроки трехлетия и семилетия, лишь в
таких пределах можно заметить изменение сознания. Но Мы и Наши близкие,
исполняющие поручения, можем замечать и меньшие сроки роста сознания. Садовник
лучше знает цветник свой, так и Мы следим за каждым накоплением сознания в тех,
кто Нам близок. Много причин к такому наблюдению.
Можно утверждать, что каждое доброе приближение к Нам в
течение разных веков не остается бесследным. Мы умеем быть признательными, —
это качество в Нашей Обители считается необходимым. Каждое утверждение Братства
принесет свою добрую жатву. Каждая помощь Нашему труду будет оценена. Каждое
упоминание Братства с добрым желанием не будет забыто. В Наших Ашрамах хранятся
записи такого добротворчества. Мы любим отмечать каждую улыбку добра. И Наши
ученики также умеют порадоваться милому слову о Братстве. Никто не может
насильно преподать эту светлую радость. Никто не может
приказать признательность. Только расширенное сознание укажет, когда можно
сделать еще одно добро.
Люди вообще не любят говорить о сознании. Ибо каждое улучшение
для них тяжко. Многие ли продолжают познавание после школьного возраста? Нужно
преобразить всю жизнь, чтобы познавание сделалось неотступною потребностью. Мы
рады каждому пробуждению сознания и отмечаем знаком успеха желание подумать о
Братстве, хотя бы только подумать, как приложиться, как приобщиться?
Надземное т.I, 34. Урусвати стремится приложить на пользу каждый час,
такое решение создается в Обители, где часов не считают. Можно ли при
долговременности жизни устремляться к часам? У Нас нет земных часов, ибо труд
не делится на искусственные меры. Кроме того, со всех концов мира столько
обращений и нужды, что невозможно разделять занятия по часам. Мы должны держать
сознание в таком напряжении, чтобы быть готовыми ежесекундно послать волю по месту
назначения.
Несомненно Нас обвиняют, что помощь посылается недостойным
или в недостаточном размере. Люди житейски судят и не могут заглянуть в причину
и следствие. Не только о напряженности труда говорю, но и о зоркости, которая
позволяет мгновенно взвесить и решить, когда и какое действие будет самым
полезным. Каждая просьба о помощи несет при себе излучение прошлого и аромат
будущего. Нужно соединить в сознании такие созвучия и понять смысл дисгармонии.
Нельзя помочь готовому злу, и нужно оказать помощь, где человек страдает. Часто
несовместимы противоречия, и только знание прошлого поможет найти равновесие.
Вместе с тем каждая просьба к Нам не будет отринута. Ведь в минуту прошения
человек уже выражает свое признание, и такая реальность уже живет в
пространстве. Не пройдем мимо голоса просящего. Не отвергнем каждое моление, но
соберем все целебные вещества, чтобы помочь целесообразно. В этом понятии
заключается особая зоркость.
Мы всегда заняты и должны на свою ответственность решать,
где нужнее и спешнее помочь. Сестра Наша из далеких времен усвоила способность
всегда устремляться к труду наиболее полезному. Такое качество не может быть
нажито скоро. Нужно в разных проявлениях утвердить его, чтобы оно сделалось
источником радости. Источник этот пошлет избавление от
раздражения. Мысль о труде в Беспредельности даст и устремление без
последствий. Не будет мысли о прошлом, и в полете вперед сотрутся последствия
бывшего. Так вихрь междупланетный даст бодрость и не нарушит радость
расширенного сознания.
Надземное т.I, 35. Урусвати помнит многие смены своей долгой жизни. Эти
воспоминания не отягощают, но лишь обогащают сознание. Правильное отношение к
прежним жизням очень редко. Обычно они не вдохновляют к будущему, но
приковывают к пережиткам. Потому лишь редко можно дать людям знание их прошлой
жизни. Многое не вмещается в современное сознание. Люди совершенно не могут
понять, почему знатные воплощения чередуются с трудовыми. Мираж царя или
властительницы мешает разглядеть, какие совершенствования еще надлежат. Земное
мышление не понимает, насколько трудовое воплощение может повысить сознание
превыше всех владык мира сего. Тем ценнее, когда в земном состоянии уже зреет
понимание восхождения духа.
Многие, узнав о каком-то своем знатном воплощении, впадают
в гордость. Еще хуже бывает, когда люди вычитывают из ложных хроник небывалые
черты характера, начинают им подражать и тем лишь затемняют свой путь. Из
старых духов, каждый когда-то испытал и знатные воплощения. Этим порядком
получается уменье руководить массами, но среди многих качеств такое уменье не
будет первым. Гонимые научаются большему, нежели гонители. Все области тяжкого
труда полны нахождений. Пробные камни раскинуты на всех перекрестках. Напоминаю
об этом, ибо и Мы прошли между всеми пробными камнями. Мы забыли боль, и
страдания обратились в радость. Сами мучители Наши
где-то борются и восходят в трудах. Обитель Наша не могла бы существовать, если
бы Мы вздумали угрожать мучителям Нашим. Закон кармы протекает в непреложности.
Мы помним воплощения Наши. Мы должны помнить их не для
себя, но ради всех встречных, о которых Мы положили не забыть. Явление путника
среди земных путей сближает даже разнородных людей. Ожидание сроков, радость встречи, печаль разлуки, все человеческие чувства не
исчезают. Кто вместе радовался или печаловался, тот не забывает на долгие века.
Урусвати помнит многие встречи. Чувство, порожденное ими,
живо через тысячелетия. Такая память чувства может образовать расширение
сознания. Огни чувства вспыхивают в полной неприкосновенности. Земные слова их
не выразят, но сердце отстучит так же, как и тысячелетия назад. И сегодня будет
сиять радуга над Христом совершенно так же, как тогда в пустыне. Также живет радость об Элладе. Так и северный Подвижник проходит близко.
Тоже много встреч и в Тонком Мире, как и в стране, где говорим и сейчас.
Среди внутренней жизни Братства нужно не забывать это
живое чувство. Обитель Знания не может жить без чувства. Мысль знания и будет
мыслью высшего чувства. Без него не будет и мучеников, и подвижников, и
победителей.
У Нас имеются и изображения, и терафимы, которые служат
для укрепления помощи.
Надземное т.I, 41. Урусвати умеет противостать враждебным токам. Уменье
не приходит ярко без причин и накоплений. Прежде всего нужно знать Мир
Надземный, не удаляясь от Земли. Токи могут проявляться в самых различных
видах. Могут быть психические воздействия; могут быть необычные заболевания,
наконец, могут происходить житейские осложнения, которые потребуют мудрое
решение. Так нужно приучаться к распознаванию во всех областях.
Нужно понять, как пространственные токи влияют на
психологию целых народов, как токи порождают новые виды болезней и как самые
прискорбные бытовые явления также будут следствием токов враждебных. При
распознавании токов нужно не сделаться ханжой, суевером и трусом. Каждое
шатание уже отдает человека во власть вихря хаоса. Мы особенно приветствуем
равновесие, полученное в земной жизни от многообразного опыта. В таком
поступательном движении и карма не догонит. Мысль, познавшая соотношение миров,
уже от них черпает свою мощь.
Каждый сотрудник Братства приходит в близкое соприкасание
с Тонким Миром. Мы имеем целые Твердыни в этом Мире. Уже знаете названия их,
уже слышали об удивительном дереве и строениях, созданных мыслью. Нужно
особенно ясно осознать эти обстоятельства, чтобы направиться в Докиуд. Мысль,
не прегражденная сомнением, приведет в Наши Надземные Oбители. Обитель Гималаев
находится в постоянном общении с Обителями Тонкого Мира, и битва земная также
звучит и гремит и в Тонком Мире. Люди не хотят понять это соотношение, потому и
Армагеддон для них бывает лишь земным столкновением народов. Самая главная
область Армагеддона остается непринятой. Но как можно принимать в чем-то участие,
если известна лишь малая часть происходящего?
Мы подтверждаем, что в Тонком Мире происходит битва
гораздо сильнейшая, нежели на Земле. Поистине и на Земле отзвучит многое от
Битвы пространственной. Часто Земля пытается предупредить людей о грозной
опасности, но тщетно. Один Наш Брат говорил: «Скажем еще раз людям, но тяжко
говорить глухим». Так предупреждение будет словом справедливости и сострадания.
Вы замечали не однажды непонятную сонливость. Она
свидетельствует о приобщении энергии к земным дальним нуждам или
свидетельствует о сотрудничестве с силами Тонкого Мира. Нужно зорко следить за
запросами организма. Нельзя мыслить о случайности, когда происходит нечто
полное значения. Так и Нашими Зовами можно пренебречь по невежеству. Но велика радость, когда сознается не только Братство, но и связь с
Тонким Миром.
Надземное т.I, 55. Урусвати умеет принести радость.
Такое качество заключается в дисциплине воли. Не в вещах, но в убежденности
растет сознание радости. Не может быть такого состояния,
которое не может обратиться в радость. Когда Мы твердим
о радости, Мы призываем ее, как великую реальность.
Нельзя представить себе Нашу Обитель без радости. Самые
напряженные битвы насыщены радостью, без нее не будет
действия. Но уяснить себе значение и ценность радости
будет решением большой физиологической основы.
Невежды связывают ощущение радости
со здоровым пищеварением или с успехом в жизни. Но радость
живет поверх здоровья и успеха. Она может быть и среди болезни и поруганий.
Такое чувство развивается не только от многих смен жизни, но и от мудрого
пребывания в Тонком Мире.
Люди загромождают себя вещами, не нужными не только на
Земле, но и в Тонком Мире. Каждая ненужная вещь уже будет трудным грузом. Но
также несносно неразумное творчество в Тонком Мире. Можно натворить там столько
безобразий, что они будут преследовать во всех жизнях. Не может рождаться радость, когда волочится много грязных хвостов. Радость будет о будущем, но не может жить в прошлом.
Нужно понять, что хотим пояснить радость,
как нечто творческое и вдохновенное. Радость будет
надежным магнитом. Мы хотим, чтобы люди поняли, где их панацея. Они могут вести
лучшее, Высокое Собеседование в радости. Они найдут
твердых сотрудников в радости. Они захотят, чтобы Миру
было хорошо в радости.
Мы можем утверждать, что уныние не преступит порог Нашей
Обители, ибо там живет радость. Пусть помнят люди, что
никто не может лишить их радости. Даже аппарат лучше
работает, когда Мы радостно им пользуемся. Решительно
все может быть исправлено, улучшено, и ничто не закроет путь совершенствования.
У Нас праздник, когда Мы видим, что Наши сотрудники
познали щит Радости.
Надземное т.I, 57. Урусвати вместе с Нами скажет — умейте быть добрыми.
В одном слове заключается целое мировоззрение. Нельзя назвать еще подобное
понятие, которое было бы так искажено. От бездеятельного ханжества до явленной
жестокости, все находит себе место под маскою добра. Нужно действительно уметь
быть добрым так, чтобы оно не только касалось себя, но и было полезно для
другого.
Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может
быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра,
когда нет противодействия злу. Не будет добра, если не примем ответственности
распознать зло. Усмотрим тление и не упустим внести Свет. Красиво речение, что
от внесения Света тьма рассеивается. Но Свет нужно внести, и такое действие уже
полно самоотвержения. Свет озарит и страшных чудовищ; конечно, они рассеются,
но будут мгновения, когда они покажутся в самом отвратительном обличии. Такие
мгновения каждый светоносец должен пережить. Он должен не замедлить шагов своих
и отважно взглянуть на чудовищ. Не будет полно отречение от страха, если
светоносец отвратит глаза, надеясь, что Свет рассеет чудовищ. Не только Свет,
но всеначальная энергия даст удар, уничтожающий тьму.
Уже слышали, что пошлем стрелу в последний момент. Нужно
понять это и знать, где последняя грань. Для всех решений нужно принять на себя
ответственность. Люди всеми силами избегают ее, тем самым ненадежны такие
воители. Мы испытываем каждого сотрудника, но мало кто принимает радостно такую задачу. Уклоняются и пытаются спрятаться,
когда наступает час выявления. Пусть покажут, кто добр и кто зол. Пусть
покажут, кто готов к действию и кто предпочитает ленивые сумерки, от них
недалеко до тьмы.
Наша Обитель самая мирная, но готова к бою за добро. У Нас
есть осведомленность, когда темные предатели начнут новые нападения. Но для
каждого отражения нужно избрать лучший час. Опять приходим к кармическим
законам. Каждое действие зависит от чего-то бывшего, и следствие будет
протекать среди побочных условий. Необходимо признать их и сообразно построить
действия. Говорю об этом, ибо многие полагают, что Мы можем пренебречь законом
кармы.
Нужно много условий, чтобы умножить или уменьшить
следствия. Так будем на полном дозоре, чтобы добро не несло ущерба.
Надземное т.I, 60. Урусвати может подтвердить, насколько пуста жизнь без
общения с Нами для того, кто приобщался к Братству. Часто нужно почувствовать
опору и сопоставить решение с Основами, уже проверенными долгим опытом. Само
Учение оживает, когда оно связано с Источником существующим. Холодно и мрачно
идти одиноко между вражескими станами. Конечно, и Тонкий Мир рассеивает
одиночество, но безмерно ободрительно осознать Нашу Обитель. Не там, в
Беспредельности, но здесь явлен Оплот. Но даже те, кто не знает точного места
Обители, могут обратиться по направлению ее. Такое направление даст устремление
мышлению.
Если художник изобразил бы приблизительно Нашу Обитель, то
и такое воображение послужило бы кому-то терафимом. Но лучший терафим — в
человеческом сердце. От сердца к сердцу развивается мощный магнит. Такое
влечение бывает сильно даже физически. Притяжение к Нашему Сердцу может
настолько усилиться, что невозможно удержать такое притяжение. Оно называлось
«Огненной Колесницей». Такие огненные ощущения требуют большой гармонии, иначе
они обращаются в хаотический вихрь.
Познавший Нас уверен, что не будет отринут. Мысли его
известны, и велико облегчение, когда не к чему скрывать. Знает он, что каждая
добрая мысль скрепляет связь с Нами. И без словесных выражений, но только
глубоким трепетом сердца достигает Нас добрая посылка. По неопытности могут
быть ненужные обращения, но гармония и преданность устанавливают истинное
сотрудничество. Мы радуемся, когда достигается степень истинного
сотрудничества, тогда уже малейший знак понятен. Мудрая краткость выражений
оценена, и можно сказать: «Наша радость — ваша радость».
Пока люди мечтают о магии, о колдовстве, о чародействе, —
они не Наши. Для Обители нужно лишь сердце. Если оно будет сердцем страдающим,
оно станет сердцем надежным. Сердце прекрасное должно страдать на Земле. Рыба
не живет без воды; орел не радуется без свободы. Хотим внушить Нашим друзьям
простоту, ибо сложность жизни уже превратилась во вред. Приходится умалчивать о
некоторых открытиях. У Нас готовы многие формулы, но рано вдохновить ими
ученых. Слишком близко доброе назначение от вредоносных применений.
Пусть попробуют люди, познавшие Нас, стереть это знание.
Даже самые предательские апостаты получат незаживающую рану. Не будем говорить
о следствиях, ибо кто-то примет за угрозу. Каждый ткач горюет о порванной нити
и радуется прочной пряже — так и в духе человеческом.
Надземное т.I, 68. Урусвати ощущает даже дальние землетрясения и
атмосферные давления. Невежды скажут — к чему такие болезненные восприятия,
если они не могут предотвратить землетрясения? Эти замечания подобны многим
восстаниям против знания, когда высказывались сомнения в некоторых научных
открытиях. Кто может утверждать, что познающий вибрации планеты неприложим для
знания? К сожалению, тонкие организмы не исследуются, и тем утеривается
возможность для научных наблюдений. Через столетие люди любят пожалеть об
упущенных явлениях, но перед ликом их люди закрываются сомнением. Между тем,
тонкие ощущения сопряжены с расширением сознания и с наукою о вибрациях. Оба
предмета полны глубокого значения и лежат в основании переустройства жизни.
Также можно наблюдать многие особенности в сношениях с
Нами. Иногда ответ Наш приходит мгновенно, так скоро, что и вопрос не успевает
закончиться. Но бывает, что ответ задерживается на долгий срок. Можно пояснить
состоянием атмосферы или Нашею занятостью. Может быть множество условий, и
нужно их наблюдать. Также не забудем, что нередко опоздание ответа зависит от
заботы охранить сведение от лишних подслушивающих. Такое обстоятельство имеет
значение, ибо могут перехватить мысленную посылку. Потому Мы советуем быть
очень осторожными и на словах, и в мыслях. Можно образовать целую науку,
которая займется изучением распространения энергии слова и мысли. В зависимости
от таких порождений людских утверждается и влияние на растительность и на прочие
планетные условия. У Нас производятся опыты с вибрациями, и Наш Брат В. весьма
занят ими. Немало ученых должны поблагодарить его за помощь.
У Нас радость, когда такие семена
дают хорошие всходы.
Надземное т.I, 98. Урусвати живет приказом — подвиг и мужество. Оба
понятия должны быть воспитаны через утверждение примеров героев. Следует
напомнить о героях, преодолевавших самые нечеловеческие задания. Нужно понять
всю сложность условий, их окружавших. Летопись не передает, насколько они были
угрожаемы от всех близких и дальних. Люди полагают, что героические деяния
могут зарождаться внезапно, без длительной подготовки, но на деле видим, что
много мыслей сложилось, прежде чем образовалось решение самоотверженного
деяния.
Самые отважные герои могли рассказывать о детских
видениях, о снах, о голосах, зовущих и приказывающих. С самого детства
слагались мысли, ответ на которые приходил много позднее. Герой мог поведать,
насколько какая-то сила направляла его поступки. Герой мог бы произнести нежданные
слова, значение которых он понимал лишь со временем. Так Наше влияние наполняет
многих деятелей и укрепляет их мужество. Можно поблагодарить Нас за постоянную
заботу об образовании героев.
Наша Обитель есть средоточие самых отважных решений. При этом
нужно проявить большое терпение, чтобы согласовать свободную волю с начертанием
задания. Так Мы можем по терпению назваться пробными камнями.
Не нужно думать, что все потенциальные герои дойдут до
сужденного, ибо свободная воля нередко противится решению. Но если люди поймут,
насколько Мы стремимся помочь их преуспеянию, они подумают, насколько полезно
сотрудничать с Нами. Подвиг и мужество тогда загорятся и будут поняты как
высшая радость.
Надземное т.I, 102. Урусвати чувствует соотношения миров. Между тем, эти
границы обычно не различаемы. Миры разделяются на многие состояния и даже
входят один в другой. Только чувствознание может понять границу таких
группировок, но еще труднее осознать эволюцию миров. Если все живет движением,
то и состояние миров не может быть без движения.
Мы уже говорили об уплотненном астрале; с другой стороны,
телесный мир постигает энергию мысли и тем значительно видоизменяет сущность
плоти. Значит, между Миром Тонким и телесным, почти на глазах человечества,
образуются новые состояния. Таким образом, и между Тонким и Огненным Миром
начинают зарождаться новые формы. Эти звенья образуют тягу кверху. Никто не
может сомневаться, что в Беспредельности такое безграничное нарастание
возможно.
Если представим себе величайшего Подвижника на Земле, то
естественно он представит несравненную мощь в Тонком Мире. Соприкасание с
очищенным огнем пространства повлечет его в Мир Огненный. И нет того предела,
который воспрепятствовал бы восхождению неусомнившегося духа.
Сомнение как прореха в воздушном шаре. Итак, все несется в
движении в Беспредельности. Говорю это к тому, чтобы напомнить, что
естественное положение человека кверху. А сомнение — не что иное, как дырявые
карманы, в них алмазы не сохранить.
Перейдем к Нашей Обители. Сомнение в ней не живет. Тяга
кверху велика. Немало усилий требуется, чтобы не оторваться от Земли. Земные
вериги наложены добровольно и сознательно. Жертвенность сложена из любви, и
опыт прежних жизней дал любовь к страдающим. Опыт или возжжет любовь, или
заострит ненависть. Но кто же первый сядет на кол ненависти? Не сам ли
ненавистник?
Любовь должна быть мудрой и действенной. На таком
понимании легко споткнуться или впасть в ханжество. Лишь труд на пользу Мира
даст равновесие. Труд дает и радость, и понимание
Беспредельности. Он же даст и познание движения миров.
Спросят — в чем лучшая пранаяма? Чем вырабатывается лучший
ритм? Чем побеждается червь уныния? — Трудом. Лишь в труде образуется
очарование совершенствования. В труде придет и огненное крещение.
Надземное т.I, 125. Урусвати знает, как Мы ценим чувство
торжественности. Именно торжественность дает устойчивость стремлению ввысь.
Особенно расцветает это чувство в памятные дни Великих Героев.
Особенно знаменательно, что человечество почитает Наших
Братьев под разными именами. Можно собрать целые книги о почитании Нашего
Братства. Люди полагают, что их герои не имеют ничего общего с Нами. Но разве
самые почитаемые, можно сказать, боготворимые Гиганты человечества не были
Основателями Нашего Братства?
Не забудем, что Они являлись на Землю под особым Лучом и
потому рождение Их соединялось с некоторыми легендами. Не будем нарушать эти
сказания, они поднимают торжественность и помогают воспринимать Великие Облики.
Мы не поправляем сроки, условно установленные. Со своей стороны, Мы посылаем
добрые мысли к Празднику человечества. Не нужно нарушать торжественность, когда
знаем, какой подвиг связан с днем памятным.
Люди не знают и сотой части значения подвига Великих
Учителей. Люди сделали самые прекрасные жертвы чем-то обиходным и
своекорыстным. Но даже и в умалении люди сохраняют частицу торжественности.
Будем со всем терпением помогать сохранить хотя бы зачаток прекрасного чувства
торжественности. Оно ведет к дальним мирам. Оно преображает жизнь и делает
героев. Так будем сопровождать памятные дни каким-то необычным подвигом.
Служение проявляется в подвиге, и он возможен в каждом
состоянии человечества. Явление подвига есть радость
Наша. Мы даем Путь, но идти нужно ногами человеческими — таков закон, данный
Великим Спасителем.
Явленный подвиг запечатлен в хранилищах Наших. Невежды
пытаются обратить действительность в мираж, но, по счастью, Мы храним
доказательства подвигов. Так посвятим великий день необычному подвигу.
Надземное т.I, 130. Урусвати знает, какие опасности окружают и Нас.
Несведущие люди полагают, что Мы не можем испытывать никаких опасностей во всей
Беспредельности! Конечно, в отношении земных условий Мы достаточно защищены
знанием, но все относительно, и когда мысль устремляется в Беспредельность, то
и меры находятся иные.
Нужно при всех условиях сохранять чувство героизма. Только
этим мерилом можно познать и продвижение в будущее. Мы делим героев на
бессознательных и определенных. Те, кто знает, ради чего они трудятся и
страдают, уже будут определенными героями. Не убоятся они опасностей, хотя и
будут знать их истинные размеры. Среди пространственных токов, среди злобной
воли, среди ужаса смелые герои живут, трудятся и творят. Герои знают, что их
земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это знание не ослабляет
напряжения. Они сознают, что в любом состоянии они продолжат подвиг. Ничто не
воспрепятствует их воле проявиться среди всех сфер.
Различие между бессознательными и определенными героями
велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут отступить, но определенные
герои не отступят и продолжат путь, неся все накопленные веками
пространственные познания. Они сумеют превратить познание в чувство и наполнить
им свое сердце. Там, где преисполнено сердце, там совершается полет в будущее.
Суровое знание опасности лишь дает герою радость.
Говорю, чтобы указать на основную твердыню Нашей
внутренней жизни. Примеры героизма можно видеть на бывших жизнях Наших Братьев.
Разве не будет вам доспех трудный, но прекрасный Наша Жизнь?
Надземное т.I, 132. Урусвати вспоминает свое посещение Докиуда. Конечно,
большая радость видеть детей, стремящихся к подвигу.
Также замечательно наблюдение, насколько не могут приближаться к плотному миру
те, кто еще не претворил все накопления плотного мира; приближение это вызывает
напряжение тонкого тела. Этот процесс выражается истечением своеобразного пота,
но в нем уходит жизненная сила. Так, Руководитель должен досмотреть, чтобы внутреннее
состояние отвечало порыву к Служению.
Недавно Урусвати посетила место, где собраны оставившие
Землю в престарелом возрасте. Можно утверждать, что легко работать с детьми и с
престарелыми, которые изжили в земной оболочке задания. Труднее всего с людьми
среднего возраста. В них много невыраженных нагромождений, в них много
недовольства, нежелания признать Иерархию, смутных желаний и злобы на все
сущее.
Среди прошедших долгую жизнь можно найти организацию,
которая помогает осознать Иерархию. Существа из Высших Сфер вовсе не всегда
воспринимаются в Тонком Мире. Их проявления осязательнее, нежели в земном мире,
но отрицатели найдутся и в Тонком Мире. Невежды настолько косны в течение
плотной жизни, что они переносят отрицание и в средние слои Тонкого Мира. Это
обстоятельство нужно запомнить, чтобы быть готовым к учительству и в Тонком
Мире.
Урусвати видела спешащих к Учителям. Теперь Мы хотим
напомнить, как Наши Собратья посещают разные слои Тонкого Мира. И Нам бывает не
легко в низших слоях. Брат К. заболел, выполняя земное поручение, но низшие
слои не менее тяжки. Урусвати знает эту тягость и удушье. Лучше знать все
трудности подвига, нежели воображать лишь облачное песнопение. Мы особенно
подчеркиваем сторону трудную. Во-первых, чтобы не скрывать истину, во-вторых,
когда человек испытает радость подвига, он поймет, что
даже наибольшие трудности ничто в сравнении с величием озарения.
Даже мальчик, которого видела Урусвати, стремился к
подвигу. Во всех областях такой труженик найдет радость.
Надземное т.I, 135. Урусвати знает, что дума о Прекрасном приводит к
Учителю. Даже в самые смятенные часы мысли о Прекрасном создают лучший мост к
Братству. Именно, как целебное лекарство, можно советовать уметь направить
мышление на что-то прекрасное. Люди не понимают, какое мощное средство им
дается. Они предпочитают жаловаться, негодовать, плакать, не понимая, что такие
пути лишь препятствуют лучшим проводам.
К такому суждению можно привести пример Упасики. Даже в
самые трудные минуты она устремлялась к Нам. Такая сила воли создавала вибрацию
мощную. Никто и ничто не могло заставить ее, хотя бы косвенно, осудить Учителя.
И прямое несчастье не могло заставить ее забыть о Братстве. Даже при
кораблекрушении она твердо держала мысль о Братстве, и такая решимость
усиливала вибрацию священную.
Также Урусвати знает, что беседа или мысль о Нас
приближает священную вибрацию. Так и Мы знаем мощь возвышенной мысли. Мы
собираемся, чтобы сообща помыслить о самом Прекрасном. При этом Мы не задаем
себе один образ, но каждый избирает самое прекрасное, близкое ему. Создается
симфония, приближающая музыку сфер. Эти аккорды звучат как победные трубы, они
вмещают в себе столько созвучий, что слышание их уже возносит сердце к радости.
Среди самых тяжких столкновений помните о Прекрасном. Как
панацея, может Прекрасное укрепить сердце труженика. Помните, что не только вам
советую, но и в Нашей Обители тоже такое послание блага применяется. Каждый
имеет свои опасности и печали, но радостно знать, что
защита едина.
Надземное т.I, 138. Урусвати знает, что Мы никогда не жалеем о прошлом.
Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живет в
будущем. Не может самое блестящее прошлое сравниться с возможностями будущего.
Наука подтверждает, насколько целебна мысль о будущем и сколько яда скрыто в
жалении о прошлом.
Мы предлагаем знать прошлое, но наше сердце должно быть
наполнено устремлением к будущему. Пусть на таком мышлении развивается уменье
познания лучших возможностей человечества.
Не думайте, что отказ от погружения в прошлое легок. Нужно
приобрести много знания, чтобы признать спираль эволюции, которая неуклонно
стремится вперед. Люди обычно обращают внимание на вчерашний день и не
помышляют, что каждое завтра приносит новое знание. При каждом состоянии
человека прошедший день уже полон новыми накоплениями. Ночь приносит общение с
Тонким Миром и обновление энергий. Наутро люди, хотя и не помнят ночных
приобретений, но чуют прилив сил. Ученые поясняют это только узко материально,
но более опытные наблюдатели понимают иные причины.
Сейчас говорю о преимуществе тех, кто умеет встречать
каждое утро как начало нового опыта. Гимн Пифагора восходу солнца, именно, был
приветом началу нового познания. При таком взлете мысли не может быть жаления о
прошлом.
Мысль о свободе сил духа может принести творческую радость. Мы не жалеем о прошлом.
Надземное т.I, 151. Урусвати знает, что каждый Великий Учитель близок
врачеванию и искусству. Также Великий Путник особенно выделялся этими
качествами. Лишь в некоторых апокрифах можно найти отрывочные указания на
советы о врачевании. Не следует думать, что несколько перечисленных чудес уже
исчерпывали всю действительность. Множество врачебных целений совершалось. Они
распадались на два вида — люди приходили за исцелением, или Великий Сам
прикасался там, где Он видел зачаток болезни. Нередко человек не знал, почему к
нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью Великого
Духа, который подобно неутомимому сеятелю раздавал зерна добра.
Также нечасто можно найти в апокрифах слова о красоте, но,
все-таки, они произносились. Учитель обращал внимание на прекрасные цветы и на
сияние солнца. Также Учитель поощрял хоровое пение, ибо оно — сильнейшее средство
для вибраций гармонии. Но Учитель не настаивал на этой прилагательной стороне
музыки и пения. Он лишь звал к радости и вдохновению.
Среди учеников и последователей было много горя и
житейских бедствий, Учитель помогал, прежде всего, поднятием духа. Лишь когда
равновесие устанавливалось, Он начинал обсуждать положение. При этом Он никогда
не осуждал прошлое, но устремлял к будущему. Учитель ясно видел будущее, но
выдавал его лишь по сознанию. Учитель находил суровые слова там, где сознание
было мертво, — так Врач и Творец совершал Свой Путь.
Надземное т.I, 160. Урусвати знает, что Великий Путник имел обычай на
песке чертить различные знаки, потом сметал их. Ученики спрашивали — отчего
Учитель не писал те же знаки на чем-то постоянном? Но Учитель начертил знаки на
воздухе и сказал: «Вот наиболее постоянный явленный устав. Ничто не изгладит
эти начертания». Так Учитель разъяснял силу мысли.
Некоторые утверждали, что знаки пространственные сияли,
как молнии. Учитель не отрицал возможность такого сияния и говорил: «Будет
время, и люди познают, как передавать начертания свои на дальние расстояния».
Ученики не могли понять, о чем им сказано.
Еще говорил Учитель: «Уберегитесь от дурных мыслей. Они
обратятся на вас и осядут на плечи ваши, как омерзительная проказа. Но добрые
мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в
себе и свет целебный, и мрак смертный».
Еще говорил: «Мы расстаемся здесь, но можем встретиться в
облачениях света. Не будем заботиться о базарах, ибо в царстве Света одежды
выдаются по желанию. Не будем печаловаться, когда нас ждут с радостью
лучшие друзья».
Еще говорил: «Не будем жалеть о том, что изнашивается
быстро, ибо нам уже готовы одежды прочные».
Еще говорил: «Вы привыкли бояться смерти, ибо вам не
говорили о переходе в Мир лучший».
Еще говорил: «Нужно понять, что добрые друзья и там будут
трудиться вместе».
Так постоянно Великий Путник учил вечности и силе мысли.
Но такие Заветы были поняты лишь немногими. Даже невозможно представить, как
мало было число запомнивших слова Учителя! Между тем, Он умел говорить кратко и
просто.
У Нас особенно ценят уменье сказать кратко. В пространстве
такие иероглифы высекают очень четкие знаки.
Надземное т.I, 162. Урусвати знает, что Великий Путник имел общение не
только с бедными, но и с богатыми. Можно видеть, что Он не всем богатым
указывал раздачу имущества. Не было ли в этом противоречия? Не было. Учитель
указывал отказ от богатства там, где Он видел ложное отношение к земным
сокровищам.
Он говорил человеку о необходимости освободиться от
богатства, когда видел, что сокровища являлись тяжким жерновом на шее слабого
духом. Так и должно понимать отношение Учителя к земным сокровищам. Он не
отрицал их, ибо нельзя считать несуществующим то, что есть на Земле. Но
необходимо найти разумное отношение ко всему сущему.
Учитель вовсе не желал видеть всех в одинаковой нищете.
Учитель, наоборот, посылал советы, что даже при малом достатке можно иметь
чистую радость без зависти к соседу.
Учитель мог побыть с бедными и богатыми, и везде Он был
одинаково добр и полон желания помочь. Ведь богатые иногда больше нуждаются в
помощи.
Также Учитель стремился помочь, когда видел совершающуюся
несправедливость. Учитель понимал, как обратить гонимых в героев. Учитель
понимал, что каждое Его благодеяние будет осуждено, и Сам не заботился о
признательности, но в советах своих Он не забывал указать на великую силу
признательности. Так вспомним чудесную жизнь, которая напитала множество
сердец.
Надземное т.I, 170. Урусвати знает, что около вопросов космогонии и
религии должна быть проявлена особая целесообразность. Можно оценить слова
Великого Путника, что Он пришел исполнить прежний закон. Многие приступали к
Нему с вопросом — плоска ли Земля? Он же отвечал: «Для вас она плоска». Так во
всем Он отвечал по сознанию. Можно учиться простоте и утонченности Его ответов.
Нужно помнить, что по завету Братства, прежде всего, необходимо говорить по
сознанию. Лишь в мыслях Учитель мог рубить канаты предрассудков, но слова Его
соответствовали сознанию слушателей.
Среди Его заветов были весьма углубленные, но слушатели
принимали их по своему уровню. Доля Учителя одинакова во всех веках, Он должен
иметь терпение и сострадание по уровню учеников. Несчетно должен Он касаться
тех же вопросов и не может досадить совопрошателю, напомнив, что заданный
вопрос уже давно отвечен. Но можно представить себе уровень вопрошателей, и
тогда можно поразиться неистощимому терпению Учителя.
Нужно прожить много существований, чтобы запастись таким
терпением и понять, в чем заключается помощь человечеству. Так вырастает и
любовь к человечеству, — не к особям, но ко всему человечеству, которое
обладает свободной волей. Можно много терзаться, наблюдая злоупотребление этим
высшим даром, но тем более зарождается решение помощи заблуждающимся. Так можно
представить себе внутреннюю жизнь Учителя.
Нужно понять радость подвигу,
которая живет в сердце Посланного на спасение человечества. Не убоимся назвать
это служение спасением человечества.
Надземное т.I, 173. Урусвати знает, как люди не умеют ждать деятельно.
Великий Путник учил ждать бездумно, так, чтобы ожидание наполняло все существо.
При такой мере не может быть ожидание ограничено думой. Человек слишком хорошо
знает, что он хочет, к чему он стремится и с чем срослось его сознание. Из
этого источника черпал Великий Путник свою несломимость.
Он знал не рассудком, но сердцем, как трудно дать людям
новое сознание. В пределах рассудка можно признать многое легко, но сердце
научит, насколько люди будут цепляться за ветхое сознание. Сказано, что нужно
давать по сознанию. Но как же поступать, если вместо сознания обнаружится
шаткий, мохнатый клубок ветоши? Учитель должен твердить трюизмы, в этом
наибольшая трагедия Учителя во всех веках. Только сознание, закаленное многими
жизнями, пройдет через всякие выбоины человеческих тропинок.
Тяжка задача Учителя и тем более тяжка, что Иерархия
толкуется большинством превратно. Все это знал Великий Путник и спешил к
совершению подвига. Один подвиг совершался в течение века, другой — в течение
нескольких лет. На каких весах можно взвешивать такие Служения?
Деяния Истины невесомы мерами земными. Но велика радость, что такие деяния произошли. Они научают человечество
устремлению к обновлению сознания во всех веках.
Надземное т.I, 186. Урусвати знает, что человечество само создало и
увеличило свои болезни. Мыслитель говорил: «Природа не требует тех мучений, на
которые люди обрекли себя. Даже роды не должны были быть болезненными, и
некоторые женщины это доказывают. Но множества поколений озаботились внести в
жизнь всевозможные заболевания. Нелегко представить себе, сколько поколений
потребуется, чтобы изжить все заразы. Не только врачи, но все люди должны
согласиться на истребление всех болезней.
Неразумно думать, что Боги посылали болезни в виде
наказания. Нельзя предположить, чтобы Высшие Силы могли подвергать и виновных,
и невиновных страданию. Но очевидно, что сами люди посредством невоздержания и
грязи породили заразные болезни».
Также говорил Мыслитель: «Иногда люди видят в камнях, в
листве деревьев, в травах разные облики. Не могут камни дать такие подобия
человека, значит, они зародились в сознании увидевшего. Но и воображение должно
иметь основание для обликов. Так оно и есть. Невидимые существа окружают людей,
сознание воспринимает их, но зрение не может претворить их. Так люди в
окружающей природе пытаются найти облики, запечатленные их сознанием. Много
невидимых обликов и прекрасных, и ужасных окружают человека. Он называет их
призраками, но для них сам он такой же призрак. Наступит время, когда люди
начнут сообщаться с Миром Невидимым». Так Мыслитель приготовлял собеседников к
восприятию Тонкого Мира.
Также говорил: «Не осуждайте ушедших, ибо что скажете им
при встрече? Кто знает, может быть, вам придется снова встретиться и жить
рядом. Приготовьте себе радость».
Надземное т.I, 187. Урусвати знает, почему не следует говорить дурно о
перешедших в Тонкий Мир. Мыслитель часто предупреждал людей об этом. Не в Риме,
не в Греции создалась эта истина, гораздо древнее люди уже понимали соотношение
между мирами. По многим причинам Тонкий Мир требует весьма бережного отношения.
В нем все живы мыслью, и потому земная мысль может чрезвычайно тревожить тонкие
существа, и они, в свою очередь, могут отвечать недобрыми мыслями. И особенно в
низших и средних слоях существует мстительность, вызывать ее не следует.
С другой стороны, можно вредить совершенствованию таких
существ. Они, может быть, уже изживают свою неправедность, и немилосердно будет
посылать вслед собачий лай. С третьей стороны, могут ли люди судить о
побуждении многих действий? Неправыми суждениями люди лишь отяжеляют свою
карму. С четвертой стороны, люди судят о том, чего не знают, и тем лишают себя радости. Каждое лишение радости есть
великое несчастье. Мыслитель заимствовал от Анаксагора о бережности к Тонкому
Миру. Порывая тонкую ткань, мы рвем и нашу одежду.
Мудрый нисходит в наибольшую темноту, чтобы вывести и
оттуда ждущих искупления. Мудрый не будет осуждать страждущих, но поведет их
туда, где брезжит розовый луч рассвета. Кто знает, не поведет ли мудрый и
бывших врагов своих? Среди тьмы мудрый не будет рассматривать всех ждущих пути.
Мудрый заботится лишь помочь нуждающимся. Там, около Света, мудрый лишь
улыбнется, заметив, кого он вывел, те же устыдятся, и осуждение поникнет.
Урусвати вывела многих из тьмы — и близких, и дальних, и
друзей, и врагов. Смысл в том, чтобы идти к Свету. Тьма закрывает глаза, но
пришедший извне может различить проблески Света, там будут и лучшие обиталища.
Эти слова запомним. И Мыслитель, и Анаксагор их повторяли. Оба Они были гонимы
и осуждаемы. Внутренняя жизнь Братства будет понятна, когда усвоим подробности жизни
Героев.
Надземное т.I, 194. Урусвати наблюдала довольство среди жителей крайнего
севера. Пусть лопари и камчадалы получат улучшенный быт.
Мыслитель говорил ученикам: «Главная наша ошибка в том,
что мы своевольно распределяем значение народов. Мы не изучаем верования и
обычаи чужестранцев и судим по их странной для нас внешности. Но знаем ли мы
происхождение народов?
Мы ограничиваемся несколькими прибаутками и по ним судим о
целых государствах. Сами мы не велики, если можем судить так легкомысленно. Это
свойство приличествует безумцам. Они могут удовлетворяться своим невежеством.
Пусть народные судьи и вожди совершают многие
странствования, прежде чем брать на себя ответственность судить сограждан.
Пусть судьи поищут — многие ли люди живут в радости и
каковы источники их довольства? Истинно, пусть меня назовут врагом народа, но
не перестану утверждать, что судьи должны быть знающими и честными. Можно
угадывать уровень всего народа по его судьям. Где подкупны судьи, там продажна
душа народа. Нельзя жить там, где связана мысль. Может быть, там грабители на
большой дороге окажутся честнее, нежели двоедушные судьи?
Не утешайтесь тем, что в притонах позора горят яркие огни.
Пусть зрячий рассмотрит, что там творится. Поищите радость,
но не удивляйтесь, если найдете ее в хижине.
Слушайте, люди дойдут до такой бездны, что распнут
лучшего».
Надземное т.I, 197. Урусвати знает, как много истинных благодеяний
остаются непроизнесенными. Человек бросается в море, чтобы спасти своего ближнего,
это большое самопожертвование. Но не меньшее самопожертвование будет в том,
чтобы предотвратить несчастье. Много труда полагается на отвращение явлений
несчастья. Много пожаров потушено, но не меньше предотвращено. Никто не узнает,
как пришло спасение, ибо он даже не подозревал грозную опасность. Он никогда не
подумает, кому он обязан спасением.
Мыслитель говорил: «Поблагодарим наших невидимых
спасителей. Почему мы знаем, что сейчас нас не нужно от чего-то спасти? Разве
мы знаем, что грозит нам? Мы считаем день спокойным, но не оглядываемся назад и
не видим ядовитую ехидну. Но она поползла назад, кто-то ее отогнал. Скажем
благодарность невидимым спасителям.
Никто не может утверждать, что пространство вокруг нас
пусто, наоборот, мы чуем нашим сердцем незримые присутствия. Кто зовет нас, кто
обнимает нас дуновением, кто наполняет нас радостью или
печалью, кто посылает нам решение? Неразумный скажет — во всем я сам. Неразумие
делает человека самомнительным. Мудрее сказать — сам я приложу все мои силы, но
приму признательно каждую незримую помощь.
Будет время, когда человек произнесет в Афинах слово и
немедленно получит ответ из Коринфа. Люди овладеют пространством и признают
наполненность его».