Агни Йога - подборка по теме: "Радость" (часть 11)
Надземное т.I, 214. Урусвати знает, насколько не осознано человечеством
понятие ритма. Древнее учение о ритме утеряно. Новое понимание сведено к
грубейшему танцу и музыке. Ученые говорят о вибрационном ритме, но эти
заключения не выходят за пределы лабораторий. Но ритм должен выражаться во всей
жизни, во всей работе, во всем творчестве. Лишь опытные работники понимают,
насколько производительней труд ритмический.
Истинно, труженик карма-йог без всякого насильственного
напряжения знает радость ритма. Карма-йог трудится не
потому, что его кто-то заставляет, но он не может жить без труда. Эта йога
очень связана с ритмом. К сожалению, в обиходе нечасто встречается такое
сотрудничество, самоизвлекающееся и неисчерпаемое. Лишь ярко выраженный ритм
сливается с такими же созвучиями во всех земных странах, получается
своеобразная взаимопомощь. При незримости такая помощь будет истинной
гармонией.
Кроме того, каждый труженик имеет помощь от Тонкого Мира.
Люди весьма преуспеют, когда они поймут такие незримые сотрудничества.
Насмешники скажут: «Неужели и плотники, и жнецы, и каменщики получают помощь из
Тонкого Мира?» Насмешка неуместна, именно каждый желанный труд получает помощь.
Люди должны задуматься над неистощимым запасом энергии в Тонком Мире.
Еще скажу одну истину, мало понятую. Люди горюют, когда
идеи их подхватываются и используются. Но, в сущности, каждое распространение
полезных идей должно радовать. Но до такой радости
большинство не доросло.
Мыслитель говорил: «Идеи легкокрылы. Радостно
выпустить птицу из клетки. Пусть будет также радостно
выпустить и идею спасительную. Мысль должна напитывать пространство, иначе люди
будут без возможности продвижения. Освободим идеи от всех тенет и всех оков. Не
будем ждать тюремщиков, но сами поможем освобождению».
Надземное т.I, 231. Урусвати даже в трудные дни знает, что сила
проистекает из радости. Мы давно говорили, что радость есть особая мудрость. Истинно так, ибо радость нужно замечать, нужно распознать и осознать. Унылые
люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут
увидеть радость. Через сеть печали люди слепнут и
теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают Нашу помощь, ибо уныние и
раздражение являются непроходимыми. Точно никто и никогда не сказал людям о
вреде уныния.
Унылых людей называют обездоленными. Вдумайтесь в
последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они
сами лишили себя возможностей. Давно они начали свое разрушение. Недовольство,
злоба, раздражение пресекли путь к радости. Темные
помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость.
Самость шептала — радость лишь в личной выгоде. Таким
образом, самая плодоносная радость скрывалась за
безобразными кучами уныния. Слепцы уныния — самые жалкие двуногие.
Человек имеет высший дар познать радость.
Высокое чело дано, чтобы увидеть Высшее. От дальних миров до малого цветка, все
предлагает людям радость. Новый запас сил притекает при
каждой радости, ибо произойдет напряжение, которое
откроет еще одни врата.
Кто дал людям право воображать, что они навсегда
обездолены? Эту ложь прокричало невежество. Но мудрый герой даже в час гонения
знает, что путь к радости не закрыт. Люди забывают
простую истину — все находится в движении. Печаль забывается, но искры радости сияют навсегда.
В Нашей долгой жизни Мы можем подтвердить, что радость незабываема и служит притоком мощи. Счастливы те, кто
в Тонком Мире может утверждать радость. Когда Мы
говорим — радость спешит, она действительно
приближается. Но часто люди не желают ее замечать, ибо связали себя
преднамеренной посылкой. Так радость может оставаться
позади без желанного следствия. Осмотритесь широко и соберите все пламена радости.
Мыслитель учил: «Умейте призвать радость.
Кроме всех Муз, есть и Муза радости. Призвать эту
Покровительницу можно лишь словами и мыслями прекрасными. Не вздумайте угрожать
ей и требовать, она приходит путем прекрасным».
Надземное т.I, 238. Урусвати знает, какое самообладание нужно, чтобы
пребывать на бессменном дозоре. Попытайтесь спросить кого-либо, желает ли он
остаться на страже без смены? Наверно, он ответит, спросив о конце. Но если вы
скажете, что конца не будет и напряжение будет возрастать, то вряд ли найдется
дозорный.
Между тем, Мы именно на бессменном дозоре. Мы приурочили
все существование к состоянию дозора. Мы можем радоваться и печаловаться, можем
производить испытания, можем углублять знание, не выходя из состояния дозора.
Не может быть конца такому состоянию. Мы приобретаем неусыпность как в земном,
так и в Тонком Мире. Мы можем сказать каждому стучащемуся о полной исполнимости
такой задачи, но принять ее нужно добровольно.
Можем назвать многих деятелей, которые принимали такую
задачу и несли ее радостно, даже принимая чашу яда.
Можно назвать философа Сенеку, который при Нероне пострадал, но сознание его не
смутилось. Он унаследовал ум Мыслителя и прошел самую трудную эпоху Рима, подав
пример многим. Рассуждения об этике нужны были именно в дни смуты верований.
Может быть, о Сенеке знают меньше, нежели о Мыслителе, но значение его труда
велико. Он хотел создать Правителя, но от своего воспитанника получил удар.
Чаша яда не нарушила ясности мышления философа, и многие научились, как
переходить за черту земной жизни. У Нас уважают такое явление среди смятения
невежества и гордости.
Надземное т.I, 265. Урусвати знает значение отрывов, сложенных в
сознании. Человек знает внутри сознания поворотные знаки пути. Ранее нежели
плотный мир вмещает такие движения, сознание уже опережает такие внешние
проявления.
Нужно уметь почуять признаки движения, находящиеся в
глубине сознания. Такие признаки могут выражаться как психически, так и
физически. Многие примут их за болезнь, но другие отнесут к дурному настроению.
Лишь очень немногие поймут, что происходит отрыв от прежнего состояния к новой
ступени.
Немногие будут приветствовать такое предзнаменование, ибо
обычно люди боятся всего нового, неизвестного. Но найдутся люди, которые знают,
что нужно радоваться о каждой ступени.
Даже в лучших слоях Тонкого Мира невозможно пребывать
бесконечно. И там кто-то печалуется о новых испытаниях, но иные, как воины
испытанные, устремляются к новым победам.
Нужно прислушаться к зову сознания. Руководитель прежде
всего наслоит познание на сознании. Утешение человека в том, что он может
осознать продвижение. Тем более радостно, если такое
продвижение может быть значительным для Общего Блага. Не будем устрашаться, ибо
лишь мужество и стремление окажутся крыльями и донесут к цели.
Мыслитель часто говорил о крыльях человека и указывал, что
одни телесные крылья недостаточны: «Умейте оторваться, чтобы заглянуть ввысь».
Надземное т.I, 275. Урусвати знает много проявлений психической энергии.
Не забудем, что около этого понятия происходит немало недоразумений. Одни
вообще отрицают существование этой энергии; другие думают, что она является
целительной во всех отношениях; третьи полагают, что психическая энергия
существует лишь для немногих. Конечно, психическая энергия имеется во всем
сущем, но как энергия она обладает всеми качествами таковой. Как энергия, она
есть возбудитель и напрягает все центры. Если в организме имеется заболевание,
то оно может быть напряжено той же энергией.
Можно до некоторой степени урегулировать устремление
психической энергии. Мысль, возвышенная или сосредоточенная, может увлечь
энергию по иному каналу и может вызвать целительное качество энергии. Но каждое
кощунство или разрушительная мысль лишь усилит напряжение энергии в направлении
пораженного органа. Будет мудр тот врач, который скажет больному — не
кощунствуйте, не проклинайте. Много раз Мы указывали на целительное свойство
доброй мысли, она будет привратником всеначальной энергии.
Теперь многие болезни приписываются невралгии, таким
образом, люди приближаются к всеначальной энергии. Безошибочно можно сказать,
что течение каждой болезни зависит от состояния психической энергии. Но люди не
хотят понять, что их свободная воля будет сильным импульсом в пользовании
психической энергией. Чем яснее человек представит себе этот процесс, тем
больше он поможет себе.
В древности являли Силу Матери, представляющей силу
энергии. Даже настойчиво требовали — Мать, помоги! Тем они вызывали напряжение
энергии. Безразлично, будет ли обращение бурным или несломимо спокойным,
требуется сознательный призыв.
Мыслитель говорил: «Могу представить, как дойдет призыв к
Величественной Матери! Одним движением Руки Она направит нашу скорбь в русло радости. В Спарте имеется храм смеха, можно многие болезни
излечивать в нем. По счастью, нигде нет храма насмешки. Уберегитесь от
кощунств».
Надземное т.I, 281. Урусвати знает, насколько существенна радость бытия. Она не только лучшее целебное средство, но и
прекрасный пособник общения с Нами. Откуда же возникает это бодрое чувство,
которое зовем радостью бытия? Почему такая радость не обусловлена богатством или самодовольством? Она
может возникать среди самых тяжких трудностей и гонений. Среди напряжений такая
радость особенно ценна и целительна. Мы называем ее радостью бытия, ибо она не зависит от личных обстоятельств,
от удач и выгод. Она проявляется как предвестница наивысших токов, которые
одухотворяют всю окружающую атмосферу, иначе не будет причины к такой радости.
Можно ли ожидать радости среди
болезни, среди несправедливостей, среди оскорблений? Но и в таких
обстоятельствах иногда могут загореться глаза, может подняться поникнувшая
голова и нахлынуть новые силы. Человек начнет радоваться жизни, может быть, не
своей земной жизни, но реальному бытию. Какие сильные мысли придут к человеку,
который восчувствовал радость бытия! Около него
очистится атмосфера и даже окружающие почувствуют облегчение, и Мы издалека
улыбнемся и одобрим улучшенный провод. Мы даже будем признательны, ибо каждая
бережливость энергии уже есть благо.
Каждый, кто намеревается преуспеть, должен помнить о радости бытия. Каждый, кто хочет приобщиться к лучшим токам,
пусть помнит, каким путем он приблизится к Нам. Не нужно выдумывать особо
научные причины к такой радости, она приходит через
сердце, но остается вполне реальной. Среди нее и Зовы скорее донесутся.
Мыслитель иногда собирал учеников на беседу, которую
называл Пиром Радости. Тогда подавались лишь ключевая
вода и хлеб. Мыслитель говорил: «Не запятнаем радость
вином и роскошью пищи, радость превыше всего».
Надземное т.I, 283. Урусвати знает, как Мы ценим готовность к движению.
Такая готовность может быть двоякой. Может быть движение внешнее и внутреннее.
Человек может не иметь возможности к немедленному внешнему движению, но зато
его внутреннее решение устремлено к исканию истины и совершенствованию. Человек
стремлением создает в себе своего рода магнит, который привлечет и внешние
возможности.
Мы постоянно пребываем в движении; даже если Мы остаемся в
Ашраме, Мы все-таки поспешаем устремлением в дальние миры. Нужно приучиться к
мыслям о пользе движения. Аморфные частицы организма тяжко препятствуют каждому
движению. Известный класс людей постоянно возмущается даже при мысли о
движении. Особенно вредны такие лежебоки, но их немало.
При готовности к движению очищается мышление, и тогда Мы с
радостью наблюдаем за преображением мировоззрения. Люди
тогда могут понять равновесие между собственностью и отказом от нее. Обладание
теряет свою гипнотическую силу и перестает тяготить сознание. Остается уважение
к труду человеческому, но самость жадности уже растворяется в сферах движения.
Как прекрасны мысли о движении! Для Нас они являются
источником новых вдохновений. Мы можем не замечать времени, когда Мы в
движении. Мы можем находить решения, когда Мы не отказались от мысли о
движении. Не будем удивляться, что люди интуитивно стремятся к полетам, такое
явление будет знаком эпохи. Но пусть люди еще больше двигаются мыслью, они
могут опередить самые стремительные полеты. Знаю страну, мужественную и готовую
к высоким полетам.
Мыслитель указывал на некий народ, который победит Север.
Учитель говорил: «Наблюдайте семь знаков на небе, они указывают на родину
победителей».
Надземное т.I, 297. Урусвати знает значение труда. Называют труд
молитвой, радостью, восхождением. Много определений
существует этому напряжению психической энергии. Люди могут пользоваться
естественной дисциплиной в труде. Поистине, пранаяма проявляется в ритме труда.
Не может быть такого труда, который бы не подлежал совершенствованию.
Усовершенствование может принадлежать любой области. И напрасно люди полагают,
что многие отрасли труда устрашают своей рутиной. Опытный мастер развивает и
усовершенствует каждое свое движение.
Но нужно обратить внимание на один показательный признак.
Люди часто сопровождают труд песней или говором, как бы ободряя себя. Кроме
таких явных проявлений существуют еще так называемые шептания. Они представляют
нечто среднее между мыслью и словом. Человеку кажется, что он ничего не
произносит, но у него все же складываются неразличимые, внешние шептания. Такие
ритмические шептания подлежат изучению. Они не только являют природу человека,
но и показывают, насколько психическая энергия участвует в каждом труде.
Иногда шепот не имеет прямого отношения к самому труду.
Нередко человек точно бы рассказывает себе какие-то новые истории. Может быть,
напряженная энергия пробуждает из чаши давние воспоминания? Такие опыты надо
исследовать, ибо в них могут проявляться черты давних жизней.
Также нередко во время труда человек шепчет числа или
алфавит, или имя, которое незнакомо ему. Каждое такое проявление имеет крупное
значение, и сам труд принимает облик величественный, Мы можем подтвердить это
на собственном примере.
Мыслитель не раз прислушивался, чем люди сопровождают
труд.
Надземное т.I, 305. Урусвати знает, что Мы называем жизнью. Мы говорим:
«Жизнь есть служение эволюции». Может быть, кто-то найдет, что проще сказать —
жизнь есть эволюция. Но Мы намеренно утверждаем слово «служение». Конечно, все
находится в процессе эволюции, но это еще не будет полнотою жизни. Она
получится лишь от сознания служения во всей его добровольности. Утверждаю
добровольность служения как непременный признак правильности пути.
Люди не любят вообще понятия служения. Они мечтают о
времени вне служения. Если им сказать, что вся жизнь будет непрерывным
служением, то они разбегутся, как от самого страшного призрака. Но они
постоянно желают слушать о Нас, о Нашей работе и радости,
Они скажут — какое же это непрерывное служение, если в Братстве слышно пение?
Не может человек понять, что пение является не
времяпрепровождением, но согласованием гармонии. Трудно людям понять, что
искусство есть самое утонченное приложение к эволюции. Они не желают понять, что
Наше указание о необходимости изучения мастерства есть скорейшее приближение к
служению. Добровольный мастер легче всего согласится на постоянное служение в
виде совершенствования. Только мастер не нуждается в часах, ограничивающих его
труд.
Наша жизнь есть добровольное мастерство, не нуждающееся в
ограничивающих часах. Можно и на Земле почти забыть о времени, так служение
будет радостью. Утверждаю, что и к такому сослужению
можно начать готовиться в любом состоянии. Человек может признать жизнь как
нечто важное и ответственное, для этого не нужно быть каким-то мудрецом. Можно
привести примеры, как простые земледельцы бывали близки понятию служения. Утеря
понятия служения обратила земное бытие в рабство и безумие. Но сроки
приближаются, когда невольно люди начнут искать смысла жизни. Они в научном
толковании начнут твердить об эволюции. Но затем познают, что их отношение к
жизни должно быть служением.
Мыслитель учил, что понятие служения есть решение задачи
жизни.
Надземное т.I, 324. Урусвати знает, что человек познается в каждодневном
обиходе. Напрасно жизнеописатели полагают, что можно очертить ценность деятеля
среди его исключительных и особых проявлений, поэтому многие описания не дают
истинного человека. Но пусть изучают деятеля среди его обычной работы, среди
его ближайших, среди его дум и мечтаний.
Много раз изображались деятели посреди блеска выступлений,
у них сверкали глаза и мощно лилась речь. Но совершенно иной облик являли
деятели среди обычности. Мы, прежде всего, ценим достижения гармонии среди
обиходной жизни. Большая часть жизни протекает среди обихода, и нужно наблюдать
человека, как он проходит испытание обихода: может ли он сохранить гармонию
дома, может ли устоять против мелких раздражений, сумеет ли избежать скуки?
Много тайных условий хранит обиход, но нужно в них найти ту радость,
которая вознесет в надземное бытие. Пусть люди помнят, что они слагают свое
достоинство среди обихода, такое достижение будет прочным. Мы радуемся гармонии
жизни, но каждый день есть уже камень такого здания. Полюбите труд, он есть
замена времени.
Разве можно представить Нашу жизнь, если не осознать
обиход, полный гармонии? Не дни, не годы, но череда радостей
труда, только это состояние восхищения дает силу прожить, не замечая времени.
Но у Нас имеются и другие радости, которые могут быть
доступны труженикам. Напряжение труда приближает к музыке сфер, но обычно люди
не замечают зачатков ее.
Так, Мыслитель поучал, насколько нежданно начинает звучать
пространство: «Не человеческим мерилом определить, как становится доступно
звучание надземное».
Надземное т.I, 325. Урусвати знает, где живут драконы порога. Думают,
что они гнездятся где-то на дне страшных пропастей, где-то во тьме, куда люди
редко заглядывают, но местожительство таких драконов у порога дома. Человек
встречает их очень часто в обиходе жизни.
Все, что сказано о таких драконах, правильно. Видом своим
они ужасны, прожорливые, они не выпускают свою жертву. Они сторожат входящих и
захватывают пытающихся уйти. Они меняют свой облик и редко показываются в своем
отвратительном росте.
Дракон порога явно показан как страж сознания человека,
такое представление сделало из дракона отвлеченный символ, но эти драконы стоят
гораздо ближе к жизни каждого обихода. Человек питает их своим недовольством.
Нет такого обихода, который удовлетворил бы человека. Не говорю о жажде знания,
которая будет достойным исканием. Недовольство обиходом основано обычно на
низменных страстях, тогда настает настоящий драконов праздник, и накопление
человеческое идет в пищу дракону.
Мы уже не раз говорили о злом обиходе, который себе
создает человек, но когда беседуем о Надземном, нужно еще оглянуться на
препятствующие обстоятельства. О простой порог люди спотыкаются и даже падают,
и даже убиваются. Но если это будет злой порог ненавистного обихода, то шаг
через него будет опасен.
Сколько злотолкований происходит у злого порога. На радость драконам, ужасные проклятия зарождаются.
Мы говорили: «Уберите сор с порога». Этот сор питает
дракона, он может так растолстеть, что и в дверь не пройти. Нужно подумать, что
злой обиход является препятствием к восхождению. Кто-то уже кричит — мы уже
давно это знаем! Друг, если бы знал, то порог твой был бы чище.
Довольно о злом пороге. Допустим, что друзья уже поняли,
насколько вредно питать драконов. Может быть добрый порог, ведущий к доброму
обиходу. Пусть такой обиход будет малым, но он будет чист, и дракон свернется в
малую ящерицу. Так человеку дано творить великие превращения.
Мыслитель говорил: «Разве не чудо, что можете превращать
зло в добро?»
Надземное т.I, 329. Урусвати знает, что переход в Тонкий Мир может
сопровождаться самыми различными ощущениями, как чрезвычайно болезненными, так
и блаженно-прекрасными. Но не будем рассматривать крайности. Нужно обратить
внимание на среднее состояние, которое может быть доступно большинству.
Представим себе человека, знающего пользу добра и
понимающего мощь мыслетворчества; кроме того, человек должен признавать жизнь
потустороннюю, и не будет он жалеть о Земле, ибо знает о возвращении в плотное
существование. Такой человек может заснуть спокойно и, не теряя сознания,
очутиться в потустороннем мире. Он не будет чувствовать боли, ибо его тонкое
тело не будет отягощено преступлениями в мыслях, и он не будет подавлен и скоро
поймет все окружающее. Он изгонит страх, ибо поймет, что мысли есть прочный
щит.
Особенно ценно, что и в среднем состоянии человек может
обойтись без долгого сна. Он может немедленно приступить к познанию и труду. Он
может утвердить свое одеяние и поспешит к общению с полезными сотрудниками. Он
может получить все преимущества Тонкого Мира и начать приближение к Высшим
Сферам, именно может начать такое приближение в полном дерзании.
Ныне такой человек помыслит о Тонком Мире как о состоянии радости, и в такой мысли человек сотворит свою будущую радость. Утвердит человек свои бывшие познания, ибо если он
не захочет вызвать их, они не войдут в его сознание. Пусть это очень помнят
люди и поймут речение: «Хотящий принять — да примет».
Мыслитель напоминал это, ибо люди сами лишают себя своих
достижений.
Надземное т.I, 333. Урусвати знает причины особой системы наших
собеседований. Несведущие скажут, что никакой системы и не существует, но имеется
груда афоризмов; многое заносится в связи с текущими событиями; многое
беспричинно повторяется. Так могут говорить люди, исходя из себя, но они не
думают о необходимости ритма, который способствует расширению сознания.
Невозможно разделить беседы по формальному заданию.
Можно писать книгу о радости, но
Мы предпочитаем дать проблески радости в связи с
суждением о гибельных опасностях. Каждое рассуждение дается в известном ритме.
Вы знаете, что многие тончайшие шелковые одеяния теплее, нежели одна меховая
одежда. Повторность и наслоение дадут огромное накопление психической энергии,
но наслоения должны быть в определенном ритме.
Не будет полезно заставлять работать лишь одну группу
нервных центров. Изучение основ жизни многообразно, и шлифовка таких граней не
может быть однообразной. Нужно понять, сколько сторон жизни пройдет перед
человеком в течение одного дня! Различны будут наслоения ритма и рефлексов, и
самый обычный обыватель делается содеятелем многих событий. Он может не
замечать таких нагнетений, но они существуют, потому, говоря об основах жизни,
надо подойти к ним во всем их многообразии.
Не может быть одной радости, но
будет несчетное множество радостей, и каждая из них
затронет особое сочетание нервных центров. Пусть мыслят больше о ритме и
многообразии.
Мыслитель утверждал, что каждое доброе деяние будет
ритмично.
Надземное т.I, 354. Урусвати знает, что большинство людей не умеет
отнестись достойно к ушедшим и тем нарушает их восхождение. Они иногда о них
злословят, и это дурно. Также нередко люди совершенно забывают отошедших, и это
дурно. Нужно понять, какое отношение будет наиболее гармоничным.
Представим себе, что близкий человек занят важным трудом,
находясь за соседней стеной. Первое наше желание будет всячески охранить его
покой. Мы примем все меры, чтобы кто-то не обеспокоил его. Мы озаботимся о
лучших средствах, которые необходимы для скорейшего выполнения труда. Мы будем
думать о работе происходящей и пошлем наши лучшие мысли. Мы знаем, что близкий
находится здесь, по соседству. Нам хочется видеть его, но можем ли тревожить
его сосредоточенность? Мы запасаемся терпением, зная, что увидимся, когда
придет урочный час.
Многое хотелось бы рассказать, но соберем всю
осторожность. Мы поступим так, ибо любим близкого. Всякое злословие мы
пресечем, чтобы волны дисгармонии не мешали успешному труду. Мы отнесемся так,
как надлежит отнестись к любимому человеку. Мы не будем горевать об иллюзорной
утрате, ибо знаем, что близкий живет и находится поблизости. Также мы не будем
настаивать, чтобы близкий нам проявился телесно. Если условия будут гармоничны,
он не замедлит.
Забота о гармонии будет нужна для обоих миров. Если рядом
совершается важная работа, мы не должны шуметь и ссориться. Даже в земном обиходе
люди стараются сделать нечто радостное во имя
отсутствующего. Они стараются оберечь вещи, которыми владел близкий. Если по
отношению к отошедшему мы сделаем все, как для отсутствующего, — мы поступили
правильно.
И к Нам относитесь так же. Для внутренней жизни такое
отношение будет расширением сознания. Печально, что после миллионов лет
приходится преподавать разумное отношение к жизни Тонкого Мира. Но будем
справедливы и осознаем, что люди не только не понимают Мир Тонкий, но среди
успехов техники даже удаляются от нужных понятий. Грамотность еще не значит
культурность. Большие потрясения происходят от неразумия. Мы не ждем особых
утончений, лишь бы люди проявили лучшие качества духа.
Мыслитель учил: «Пошлем отошедшим улыбку любви. Пошлем всем
путникам ободрение. Пусть на перепутье они отдохнут. Путник, скажи нам о
странах чудесных».
Надземное т.I, 358. Урусвати знает, насколько разнообразны ритмы Наших
сообщений. Иногда они идут медленно и раздельно, но другой раз они
стремительны, так что слух едва может уловить. Иногда они потрясающе громки, но
бывают почти неслышимые, как тихий шепот. Иногда они потрясают центры, но
обычно они благотворны. Вы не должны предполагать, что Наши мысли до такой
степени неуравновешены, — значит, причина в пространственных токах. Пример
Наших сообщений может быть полезен для каждого, изучающего энергию мысли.
Люди во всем весьма нетерпеливы. Для каждого явления они
спешат подставить свои правила. Таким самочинным вмешательством люди прерывают
самые ценные проявления. Потому так важно напомнить разнообразие Наших
сообщений. Можно понять, что если и Наша сила подвергается космическим
нагнетениям, то насколько труднее опыты начинающих.
Когда Мы говорим об очищении мышления, Мы, прежде всего,
имеем в виду освобождение от предвзятых мыслей. Представим себе человека,
работающего над прямым проводом и пытающегося подставить свои мысли, такой
работник смешает все сообщения, чему бывало немало примеров.
При получении сообщений на дальнее расстояние нужно
особенно осмотрительно не прерывать последовательность. При небрежности
получения может случиться выпадение целых слов. Много опытности нужно обрести,
прежде чем сознание привыкнет к сменным ритмам.
Говоря о Нашей внутренней жизни, Мы, прежде всего, хотим
помочь осознать все разнообразие условий, окружающих и вас, и Нас. Хуже, что
люди не могут понять, что Мы находимся в том же потоке энергии. Только при
таком допущении можно ощущать особую близость. Такая близость поможет найти и
уважение, иначе говоря, признать Учителя. Но не часто такое признание Учителя
происходит. Бывают вспышки такой преданности, но мигающие огоньки лишь
раздражают атмосферу. Мы говорим не о себе, но о принципе, на котором можно
строить гармоничное общение.
Мыслитель настаивал на уважении к Учителю. Он говорил: «Во
мраке ночи мы ищем Руку Водящую. Голос Руководителя есть радость.
Но пусть это тяготение сохранится и во мраке, и при солнце».
Надземное т.I, 362. Урусвати знает, что намерение равнозначно действию.
Скажем еще ближе — намерение многозначительнее действия. В действии происходит
разряд энергии, тогда как в намерении собирается напряжение, которое рано или
поздно непременно вызывает действие. Потому, когда говорю об осмотрительности в
намерениях, имею в виду несомненную пользу.
Нередко люди уходят от земной жизни полные намерений, и
невежды могут торжествовать, думая, что такие намерения остаются не
претворенными в действия. Невежды не понимают, что жизнь не прекращается и
намерения не остаются без выполнения.
Благо тем, кто имеет запас добрых намерений, они получат
хороший урожай. Истинно говорю — каждое намерение будет приведено в исполнение;
каждое обещание будет исполнено; каждое зло произрастет; каждое добро просияет.
По неведению люди жалуются о неоцененных заслугах, это
происходит исключительно от незнания непрерывности жизни. Человек, полагающий,
что с уходом от Земли все кончается, есть жалкий бедняк, он сам себя обокрал и
лишил сокровищ преуспеяния. Неподготовленным предстает он в Тонком Мире. Где же
пребудет он, пока не прояснится его сознание? Он задержится в таком месте, где
он мог бы и не быть. В сумерках низших слоев он подвергается неприятным
воздействиям, которые тем более отяготят его продвижение.
В различных верованиях заключаются намеки о непрерывности
жизни, но эти напоминания недостаточно убедительны, иначе люди пытались бы
приготовиться к лучшему продвижению. Иногда люди хотят купить лучшее будущее
денежными взносами, но золото не ценно в Тонком Мире. Добрые действия должны
быть сопряжены с добрым сознанием, тогда они принесут радость
на Земле и в Надземном Мире; инструмент будет настроен и зазвучит в гармонии с
Высшими Мирами.
Иногда люди надеются, что там где-то появится
Руководитель, который извлечет их из любой бездны. Эти эгоисты не понимают, что
Руководитель страдает, погружаясь в низшие сферы. Другие думают, что достаточно
времени в Беспредельности и они могут беспрепятственно повеселиться на Земле.
Лишь за земными пределами они оценят все упущенное ими.
Вы правильно полагаете, что не может быть веселья, когда
Земля вопиет от бедствий. Где голод, там не может быть пресыщения. Какие же
танцы могут быть перед ликом убийств?! Истинно говорю — неприлично веселье в
дни бедствий.
Также правильно заключаете, что волны дальних передач
весьма различны. Одни схватываются известными приемниками, но иные могут
доходить до самых нежелательных слушателей, и в этом отношении должна быть
осмотрительность.
Мыслитель угадывал такие мысли. Он говорил: «Пусть мои
мысли дойдут туда, где они будут оценены».
Надземное т.I, 363. Урусвати знает, что одна из самых светлых радостей рождается в труде. Казалось бы, эта истина должна
быть известна всем, но труд снова оказывается ярмом, и люди мечтают о каких-то
праздниках. Но Мы должны поделиться Нашими понятиями о труде. Мы трудимся все
время, среди самых утомительных условий, но и Мы имеем праздники. Они
заключаются в том, когда Мы можем устремляться к Высшим Мирам.
Кто-то назовет и эти исследования трудом. Он будет прав,
ибо изыскания сфер высших требуют много энергии. Нужно сосредоточиться всеми
помыслами, кроме того, и аппараты не легко управляемы. Недавно Урусвати ощутила
сильное потрясение, когда один рычаг сломался в руке. Такие неожиданные
осложнения могут всегда происходить. Но различие велико между сломанным рычагом
в рутинной работе и при касании к сложным аппаратам. Несмотря на могущие
возникнуть осложнения, труд, устремленный к высшим сферам, есть праздник. Так и
среди земных трудов можно находить труд праздничный.
Пусть каждый отдаст себе отчет, какой труд для него будет
праздником. Пусть каждый проверит себя, на каком труде умножаются его силы.
Отдых — в смене труда. Да, да, да, люди еще долго не поймут, что отдых может
быть в смене труда. Также будет не усвоено, что мышление есть труд. Никто не
признает, что мыслитель творит нечто действительное среди мышления.
Люди не примут, что рутинный труд может сменяться явлением
мышления. Кто же представит себе все воздействие мысли, которая зажигает огни
пространственные и слагает здания среди Тонкого Мира? Даже те, которые пишут о
влиянии мысли, не желают понять все неизбежное и непоправимое воздействие их
собственных мыслей. Человек имеет странную особенность: он согласен признать
действия чужих мыслей, но совершенно забывает о судьбе своих, — так человек
относится небрежнее всего к себе. Считаю, что пора вместо лекций применить к
себе строгий режим.
Почему существующие Общества Психических Исследований, по
большей части, обращаются на одной плоскости? Сами участники препятствуют
дальнейшим проявлениям. Не полезно, когда сами испытатели не могут, прежде
всего, испытать чистоту своих намерений.
Мыслитель очень заботился о чистоте намерений своих
учеников. Он говорил: «Даже для обычных омовений употребляют драгоценные
вещества, но чем же промыть намерения наши?»
Надземное т.I, 366. Урусвати знает, что внешние проявления не могут быть
мерилом внутренней жизни. Если хотите составить представление о внутренней
жизни, нужно углубиться в устремления и намерения. Когда узнаете, что кто-то
был философом, или врачом, или царем, или воином, все такие сведения не дадут
внутреннего облика, гораздо нужнее познать те основы, которыми руководились
уявленные деятели.
Вот и сейчас Мы даем обзор Нашей внутренней жизни,
указывая, которые основы заложены в Братстве. Слишком много пытались люди
представить Нас как Надземных Существ. От таких представлений пользы не
произошло, даже получился вред. Мы оказались оторванными от Земли. Между тем,
когда говорим о Надземном, Мы не можем понимать это понятие как оторванность от
Земли, и, в конце концов, вся жизнь надземна, ибо она напитана тонкими
энергиями.
Будет время, когда люди будут заставлены обратиться к
тонкому миросозерцанию. Уже невозможно отклонить эволюцию, сложенную самим
человечеством. В данном случае, и такая эволюция, в конце концов, послужит на
пользу, получится своеобразная тактика адверза. В своей технократии человек
загонит себя в такой тупик, что ему останется лишь прислушаться к радости Тонкого Мира.
Можно записать пророчество, что если люди минуют
катастрофу, то они обратятся к утончению жизни. Тогда наступит время сближения
двух миров. Уже теперь уплотнение тонких существ не является чем-то
феноменальным. Уже плотные люди выделяют тонкое тело. С обеих сторон
протягиваются части моста. Молния может скрепить эти части. На великом дозоре
Мы ждем, когда мост соединится, тогда и работа Наша изменится, и Мы пойдем к
дальним мирам.
Значит, первая задача человечества — построение моста
храма, затем сложится и вторая, именно общение с дальними мирами. То, что
некоторые люди уже предчувствовали, станет обычным условием планетной жизни. Не
правда ли, что для таких заданий стоит оберечь Землю? Но пока лишь малое
меньшинство мыслит по этому направлению.
Мыслитель предчувствовал, как мало будет число людей,
стремящихся к спасению планеты.
Надземное т.I, 371. Урусвати знает, что земной путь есть путь опасностей
и приготовлений к Беспредельности. Вот выступают три возражателя. Один
спрашивает: «Где же обещанная радость? Столько
говорилось о радости, чтобы теперь превратить ее в
бесконечные опасности. Лишь ради радости мы слушали
наставления».
Скажем: «Невежда, разве преодоление хаоса не есть радость? Разве внесение света во тьму не есть радость? Разве сознание служения не есть радость?
Но если у тебя радость базарная, то не по пути нам с
тобою».
Другой злобно заявляет: «Сами пребывают в безопасности, но
нам оставляется какая-то опасность ежечасная».
Ответим: «Невежда, почему полагаешь, что Мы в
безопасности? Явление относительности во всем. Наши опасности тебе невидимы, но
не может быть жизни без опасностей. Нужно признать, что одна из самых высоких радостей рождается от сознания опасностей. Так человек может
постоянно одерживать победы и радоваться».
Третий возражатель сомневался в Беспредельности. Ответим:
«Невежда, окаменело сердце твое, если ты утерял радость
о Беспредельности. Человек может познать, как он призван насыщать мыслью
беспредельное пространство. Осознание безграничности мысли уже есть высшая радость. Вообрази, какой сад мысли тебе предоставлен, и
радуйся познанию».
Так можно ответить всем возражателям. При этом не забудем,
что некоторые определения понимаются лишь условно. Например, называют «духовную
засуху», но не знают происхождения такого состояния. Между тем, оно происходит
от неравномерного напряжения, сознание уже вознеслось высоко, но центры еще не
могут приспособиться, потому временно человек как бы не находит выражения своему
сознанию. Такие обороты спирали неизбежны.
Мыслитель говорил: «Сегодня мне показалось, что я ничего
не знаю, — добрый знак, наверно, завтра узнаю нечто прекрасное».
Надземное т.I, 380. Урусвати знает, что не думающий о смысле бытия в
течение земной жизни готовит себе тьму в Тонком Мире. Урусвати видела особу,
которая, с земной точки зрения, была хорошей и доброй, но мысль о значении
жизни не посещала ее. Она при переходе в Мир Тонкий оказалась беспомощной, ибо
даже не знала, как принять помощь Руководителя. Урусвати совершила доброе дело,
посетив ее и показав, что помощь и руководство находятся близко.
Люди не желают понять, что даже добродушие на Земле еще не
есть решение задания. Необходимо думать о следующем пути. Пусть такие размышления
будут первобытными, но они все-таки разовьют воображение, иначе человек
ввергается среди совершенно ему непонятных обстоятельств. Когда человек
привыкает мыслить о встречах, ему радостных, он уже
воспитывает в себе воображение, и оно будет открывать вход в соответственные
сферы.
Человек может бесконечно облегчать себе вход в Тонкий Мир.
Велика радость, если можно войти, как в дружеский дом,
найти тех, к кому стремился, и вздохнуть облегченно о конце еще одного земного
пути. Но такое состояние будет следствием сознательного воображения. Потому вы
понимаете, насколько Мы устремляем ко всему, что развивает воображение. Мы
знаем, как постепенно складывается это драгоценное качество. Мы не могли бы
помогать человечеству без воображения, которое есть пособник предвидения.
Мыслитель учил развивать воображение, иначе глаз третий не
прозреет.
Надземное т.I, 394. Урусвати знает и горе, и радость.
Кто же их не знает? Но Путь Золотой их уравнивает, потому Мудрый учил о Среднем
Пути. Люди не могут признать, где высшая радость и где
глубина горя. Нередко стрела горя уже миновала, но человек все еще страшится и
страдает. Также и радость может уже улететь, но человек
все-таки хочет быть под призраком ее.
Неужели Мы советуем бесчувствие, чтобы умалением горя
стереть и радость? Никогда Мы не будем указывать
бесчувствие, ибо оно было бы омертвением. Мы во всем указываем жизненность, но
охраняем от призраков. Так Мы советуем осознание — где высший укол горя и где
дуновение высшей радости? На Земле и в Тонком Мире
нужно познание радости и преоборение горя.
Сказано о борце — «одинаков в радости
и горе, одинаков в победе и поражении». Не о бесчувствии говорим, но о таком
напряжении, при котором обе крайности стираются от быстроты движения. Нередко
говорю о худой вести и сейчас же добавляю о радости.
При быстроте движения путник минует и горы, и пропасти. Он настолько
преисполнен задания, что устремление несет его на крыльях преуспеяния. Мы в
таком напряжении, и устремление дает особые меры времени и событий.
Мыслитель, находясь в земных трудах, просил: «Пусть горе
не будет камнем преткновения, и радость пусть не будет
лучом ослепляющим».
Надземное т.I, 419. Урусвати знает, что существует забывчивость
различных видов. Очень хорошо, если человек умеет забыть вредную ветошь — злобу
и месть, которые пресекают его совершенствование. Но редка такая забывчивость.
Чаще всего человек не желает помнить наиболее полезные наставления. Они мешают
привычкам и не позволяют человеку не утруждаться.
Но какими мерами можно напомнить об ответственности и
обязанности? Скажу — повторением. Но люди не терпят неприятных повторений.
Между тем, они нуждаются в постоянных напоминаниях. Трудно уметь напомнить и не
повториться, Мы в этом прошли долгую школу. Мы можем сказать почти то же самое,
но, в каждом случае, добавить нечто несказанное. Иногда один намек может
придать новизну всему предложению. Нужно учиться настойчиво продолжать спираль
внедрения полезных начал.
Ленивцы скажут — стоит ли столько трудиться над тем, что
будет забыто? Эти возражатели не знают о наполнении пространства. Ведь оно
может преисполниться такой мысли, что люди будут получать воздействие и без
слов. Таким образом, труд личный обратится в пространственный. И не будет
утомления, которого не может быть при работе пространственной.
Учитель должен убедить ученика, сколь много радости в труде наполнения пространства. Нужды нет, что
слушатели обнаружат признаки забывчивости, ведь поверх их живет пространство, и
каждая полезная мысль в нем будет как цветок прекрасный.
Мыслитель говорил: «Будем садовниками, и пусть растут
цветы вечности».
Надземное т.I, 420. Урусвати знает, что каждая несвоевольная смена
оболочки должна быть встречаема радостно, хотя бы из
чувства любознательности. Человек может отправляться в новое плавание полный
надежд. Полезно, чтобы люди любили путешествия и умели развивать в себе чувство
подвижности.
Поверьте, именно это чувство пригодится в Тонком Мире,
ведь и там можно погрязнуть в неподвижности духа. Но как же тогда устремиться к
верхним слоям? Между тем, это стремление должно не покидать жителей Тонкого
Мира ради совершенствования. Они могут предпринять и нелегкий труд приближения
к земным слоям ради благотворения. Люди земные мало представляют себе, насколько
тяжко приближаться к их сфере. Они удивляются, что редко происходят такие
общения, но сами не замечают, сколько поучительных знаков вокруг происходит.
Они полагают, что звук или цвет могут произвести определенное ощущение, — это
правильно, но существует множество тончайших звуков и цветов, которые действуют
еще мощнее, но земное восприятие их не отмечает. Так, человечество должно
сознательно приучать себя к ощущениям тончайшим. Такое воспитание воли окажется
полезным в Тонком Мире.
Не следует отказываться от мысли, что каждый житель
Тонкого Мира должен помогать и земным собратьям. Такая благотворительность
будет лучшим залогом подвижности. Сумеем во всех состояниях мыслить о помощи
братьям. Не нужно полагать, что мы отрываемся навсегда от некоторых слоев. Там,
где бедствие, мы можем оказать помощь, но никто не должен помыслить, что нечто
ниже его достоинства.
Мы служим человечеству, Мы любим человечество. Многие
деятели не покидают земные сферы, чтобы трудиться среди бедствий.
Мыслитель говорил: «Незримые Друзья, как выразить Вам нашу
признательность?»