Н.К. Рерих: "Путь"

Агни Йога - подборка по теме: "Радость" (часть 3)

Община, 1926
Община, (Введение)
      Путник-друг, пойдём вместе. Ночь близка, звери кругом, и огонь костра может потухнуть. Но если мы согласимся разделить дозор ночи, мы сохраним силы.
      Завтра наш путь долог и мы можем истомиться. Пойдём вместе. У нас будет праздник и радость. Спою тебе песню твоей матери и жены и сестры. Ты же скажешь предание отца о герое и подвиге; будет наш путь общим.
      Не наступи на скорпиона и предупреди меня о ехидне. Путник-друг, помни, что мы должны прийти в одно селение горное.
     

Община, 1. Семья, род, страна, союз народов - каждое объединение стремится к миру, к улучшению жизни. Каждое сотрудничество и сожительство нуждается в совершенствовании. Никто не может показать предела эволюции. Тем самым труженик становится творцом. Не будем пугаться задачи творчества. Найдём для науки пути незагромождённые. Так мысль о совершенствовании будет знаком радости.

Община, 32. Важна эволюция не человечества земного, но человечества Вселенной. Если бы эта простая формула могла быть вмещена людскими сердцами, весь свод звёздный сделался бы осязаемым. Истинно, существам других миров легче было бы прободать душную атмосферу Земли, если бы им навстречу неслись призывы земных воплощённых.
      Где же ближайшие миры, куда мы могли бы направлять наше сознание? - Юпитер и Венера.
      Вдумайтесь в слово человек - оно означает дух, или чело, проходящий веками. Вся смена воплощений, вся ценность сознания выражена в одном слове. Можете ли назвать другой язык, где житель воплощённый назван так же духовно? Мало выражают другие языки идею действия. Учитель может назвать сотни наименований, но они будут или самомнительны, или невыразительны.

      33. К чему природе противные чудеса? Вот чудо, когда можешь сесть на коня и с явленным мечом защищать Общину Мира. Так же просто начнётся Новый Мир. Как зрелые плоды собраны будут факты. Учение магнитов, конечно, не чудо, но явление закона притяжения. Не закройте явление духа, и меч послужит восхождению эволюции.
      Могу дать радость лишь тому, кто принял общину не в заклинаниях, не в курениях, но в жизни дня. Учитель может послать луч на помощь, но не будет сражаться, если меч явленный обернётся против друзей общины, - меч свернётся в бич молнии.

Община, 36. Чую, как наслоение событий несёт волны ускорения. На космическое строение послужат эти волны.
      Я пишу Мои заметки возможностей и прихожу к выводу, что всё возможно сейчас. Редко когда высшая вера идёт по пути с высшим неверием; когда хула и славословие могут быть в одном хоре; когда ярость и тишина рождают радость. Когда неудача является признаком удачи, когда удалённость служит знаком близости, тогда потоки эманаций светил сочетаются с внутренними огнями. Такое время означает цикл новый, и сама община, ещё не вмещённая, служит мостом.
      Кончим шуткою. Можно ли сказать на Юпитере о биржевой спекуляции или на Венере о домах терпимости? Есть понятия просто непристойные. Даже трубочист, идя в гости, лицо умоет. Неужели люди хуже? Пора собираться Земле в новый путь.

Община, 37. Способности дальней посылки весьма редки. Как всегда, надо различать качество последствия. Бывают посылки беспокойные, как мухи, - от них отмахиваются; бывают тяжкие, как крышка гроба, - им ужасаются; бывают как свист стрел - эти волнуют без понимания. Редко когда посылки ясны; редко когда они вызывают сотрудничество соответственных центров. Можно частично отнести это за счёт аур, но главное значение в качестве посылки. Это качество называется полезностью воли, которая являет понимание количества вольт напряжения корреспондента. Чтобы электрическая лампа вспыхнула, нужно соответствие вольт. Не только содержание посылки, но качество важно. Знание духа даёт посылке полезность. Следствием полезности посылки будет радость восприятия, ибо всё соразмерное будет радостью.

Община, 79. При космических построениях служение обязывает изменить сознание. Ошибки могут быть. Самая большая ошибка может быть оправдана, если источник её чист; но измерить эту чистоту можно лишь просвещённым сознанием. Радость Служению может проявиться лишь при расширенном сознании. Надо помнить, что каждое трёхлетие представляет ступень сознания; так же как каждое семилетие является обновлением центров. Успейте понять, что сроки сознания неповторяемы и потому не пропустимы.
      Справедливо спросить человека, задумавшего вступить на путь Великого Служения, - чем думает он поступиться? Или он надеется лишь получить осуществление своих самых сладких мечтаний? Или удобно ему за крупицу веры присвоить земное богатство и занять несвойственное его сознанию положение?
      Нельзя перечислить способы расширения сознания, но во всём лежит сознание правды и самоотверженности.

Община, 103. Школы должны быть оплотом познания во всей полноте. Каждая школа, от самой начальной, должна быть живым звеном среди всех училищ до самого высшего. Познание должно пополняться всю жизнь. Должно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике. Только тогда он поймёт радость совершенствования и сумеет использовать досуг.

Община, 105. Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит способности учащихся. Только распознание способностей позволит справедливо относиться к будущим работникам. Часто сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель, как друг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое насилие не применимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед, столько радости в приложении своих сил! Малые любят работу "больших".

Община, 141. Мы одобряем сокращение языка. Желательно составление новых, определительных выражений. Такой новый язык выводит из неподвижности речи. Нечего поклоняться умершим словам. Гораздо радостнее ценить, как смысл звукового воздействия проникает и убеждает. Все понимают, что убеждают не слова, но посылка мозгового центра. Сладкоречие может достичь цели вследствие аффекта слушателя. Скорее можно победить молчаливым жестом, нежели холодной риторикой.
      Когда говорят: "Это язык моего отца", спросите: "Целы ли стоптанные сапоги вашего отца?"
      Каждая наука нуждается в новых формулах. Также периоды жизни несут новые выражения. Каждому новому выражению нужно радоваться. Нет хуже объятия трупа! Без того вы привязаны ко множеству умерших предметов. Вынос каждой мёртвой буквы сопровождается причитаниями, точно не существует огромного значения поступательных дел! Некоторые народы неграмотны и покрыты вонью и мерзкими насекомыми. Который же из ветхих предрассудков оплакивать? Весь сундук насекомых надо сжечь! Не будет разрушение, но обновление!
      Ищите обновление во всей жизни!

Община, 155. Построение общины любит напряжённость. Можно заметить, как при различных выявлениях способствует напряжённость. Даже простая напряжённость тела усиливает элементарные явления. Не только отягощение нервных центров, но и мускульные сокращения создают эманацию чувств усиленную. Не сидение в спокойном удобстве, но затёкшие от труда члены дадут насыщение энергии. Но, конечно, телесное только для самых элементарных проявлений; необходима напряжённость центров мозга. Лучшей напряжённостью будет постоянная настороженность.
      Приведём картину из Нашей Общины. Средства Наши напряжены для Общего Блага. Каждый работает в полной готовности. Вот Наше беспроводное сообщение принесло срочную новость: нужно воздействие личное. Избранный Совет назначает исполнителя. Иногда исполнитель знает всё течение поручения, иногда же ему даётся только промежуточное действие. Часто время достаточно лишь для выбора надлежащего платья, и часто начатая книга идёт в книгохранилище непрочитанной. Часто длительность поручения не определена. Часто следствия поручения не видны. Что же заставляет избранного радостно отрываться? Что помогает ему спешить в стужу по ледяным глыбам? Какой приказ может вызвать усиленный труд? Ликование готовности растёт из привычной настороженности.
      Когда советую развивать напряжённость и настороженность, не для тягости говорю. Мои советы имеют в конечном следствии ликование. Те же, кто устрашаются напряжённой работою, те боятся формы и закона энергии. Пусть они бесформенно идут к разлагающимся лунам. Пусть своим разложением дополнят то, что подлежит коренной переработке.
      Умейте предвидеть ликование!

Община, 156. Можно представить, что путь несущих поручение неспокоен. Думают, что шествуют какие-то маги, чуть ли не с шапкой-невидимкой. Но руками и ногами человеческими строится Мировая Община - в этом лежит красота построения.
      Но редко в городах встречают радушно посланца Общины. На него рычит сама сущность города. Истинно, само бытие Общины отрицается в городе. Сама атмосфера не допускает покоя посланца.
      Вот он, одинокий, прошёл, проплыл, пролетел указанные пространства, он уже сообщает и передаёт. Кто же принял его? Первое - недоверие: существует ли Община? Второе - может ли быть Община деятельной и принимать участие в дальних делах? Третье - не есть ли появление посланца и нужда в его воздействии просто совпадение? Помню, как один посланный, возмущённый убожеством последнего соображения, ответил: "Вы, говорящий о совпадении, не забывайте, что вы сами есть совпадение частиц материи. Но если ваше совпадение неудачно, то закон материи имел на то основание". Впрочем, когда дело доходит до денежных и предметных передач, тогда мысли совпадают благоприятно. Факты и предупреждения выслушиваются внимательно. Выжать полезное сведение, хотя бы и от Общины, житель городов не прочь. Так посланный, кроме нескольких сотрудников, встречает кругом жадную бездну. Дай денег, дай совет на завтра, отведи врага и сам сгинь поскорей и не смущай наше пищеварение мыслями о мировом содружестве.
      Конечно, осознание сотрудничества-общины идёт, но мышление обывателя усугубилось в косности.
      Зовём сотрудников, знающих трудности. Зовём тех, кто не обернётся назад. Зовём тех, кто знает, что радость есть особая мудрость!
      Мы можем дать сведения самые трудные, но советы Наши ведут к ликованию!

Община, 162. Кто уверяет о своей преданности реальному и достоверному, тот должен особенно приветствовать распознавание действительности. Не притворное заикание перед методом признанного авторитета, но борение и горение исканий действительности. Именно неудержно, именно неизменно в ярости устремления, когда высокая гора, как маленький холм, не закрывает пространства.
      Среди взлётов научаемся великому дару терпения. Сияющее, творческое терпение не походит на мутный плащ непротивления злу. Как неудачные рыбаки, сидят согбенные непротивленцы. Их ставка на длину нити пряжи не может обуздать танец стихий. Творческое терпение знает ключи Нового Мира; потому терпение творит мощь и с каждым часом действительности напрягается.
      Непротивление подобно долго открытому флакону благовоний, но творческое терпение как старое вино затворенное.
      Следите за напряжённостью творчества в каждом социальном построении. Верно то построение, где окрыляется разнообразное творчество. Если творчеству тягостно, это верный знак ошибки в построении. Этим ошибкам не давайте гнездиться. Зовите каменщиков, перекладывайте стены, пока песнь не зазвучит свободно.
      Старая легенда говорит:
      С дальнего мира пришёл посланец, чтобы дать людям равенство, братство и радость. Люди давно забыли песни и омертвились ненавистью.
      Посланец изгонял темноту и тесноту, поражал заразу и строил радостный труд. Утихла ненависть, и меч посланца остался на стене. Но все были молчаливы и не умели запеть. Тогда посланец собрал маленьких детей и увёл их в лес и сказал: "Ваши цветы, ваши ручьи, ваши деревья. Никто не пошёл за нами. Я отдохну, а вы наполнитесь радостью". Так начались робкие прогулки по лесу. Наконец самый маленький остановился на поляне и засмотрелся на луч солнца. Тогда жёлтая иволга начала свой призыв. За нею малыш зашептал и скоро радостно зазвенел: "Наше солнце!" Вереницей вернулись дети на поляну, и зазвучал новый гимн Свету. Посланец сказал: "Люди запели. Настал срок!"

Община, 163. Творчество есть основа эволюционности. Чем же можно укрепить явления творчества? Можно лишь источником бодрости. Радость есть особая мудрость. Бодрость - особая техника. Углубление бодрости происходит от сознания творчества элементов. Конечно, творческое терпение и бодрость являются двумя крыльями работника.
      Мы плохо понимаем сентиментальное слово вдохновение. Когда сознание работает, тогда не к чему ходить в гости к вдохновению. Точно подвальный жилец за милостью к благодетелю! Тогда опять начнётся деление на будни и праздники. Тогда можно опять начать праздновать дни рождения. Наша Община имеет один нескончаемый праздник труда, где бодрость служит вином радости.
      Нельзя утешаться вдохновением. Можно успеть удержать сознание на степени творческого терпения и петь подобно птицам, для которых песнь есть выражение существа, но надо изгонять пугал песни, ибо степень песни есть степень качества труда. Нужно пройти бодро, как древнее сравнение - лёт стрелы!
      Не покажется ли странным, что так часто говорю о терпении, о препятствиях, о бодрости, о нескончаемости борьбы? Именно, в разное время и с разных сторон кую доспех бесстрашия. Помните, эта закалка не может быть совершена в одночасье. В разных температурах закаляется меч; даже Будда не отрицал, что в самый счастливый час надо помнить о несчастье, не уменьшая радости.
      Но закалённая радость не знает пугал. Радость есть особая мудрость.

Община, 172. Сомневается кто-то, как примирить ассимиляцию сознания с обменом мыслей, называемым спором? Нужен ли спор? Не будет ли спор явлением диссимиляции? У Нас спора не существует, он выражается в обоюдном обогащении сознаний. Именно, долгая ассимиляция позволяет претворять противоречия в обогащение запаса знаний. Противоречия обычно лишь различные качества одного и того же явления. Конечно, когда противоречия истекают из невежества, то и спор обращается в яму отбросов.
      Пусть сознание осветит подвал мышления, и смешные споры обратятся в рассуждения пользы и радости.

Община, 189. Рыбак радостно возвращается с ценным уловом. Человечество образовалось не для несчастий. Человек - тот же радостный рыбак с многообразным уловом. Конечно, улов различен, но одна радость неотъемлема - радость мысли о будущем. Ни рыбы, ни птицы, ни животные не знают будущего. Но человек уже знает неминуемость будущего. В этом зове пространства заключена огромная радость. Кто боится будущего, тот ещё находится в животном состоянии, и мировая трапеза ещё не для него.
      Научиться углубить и вознести мысль о будущем - значит занять в нём место, которое будет расти вместе с сознанием. Кто не ждёт внешней помощи, тот знает ценность своего молота. Кто знает путь в будущее, тот может без боязни нести свой улов. Между тем часть человечества не видит даже нити в будущее. Сорванные и размётанные, как осенние листья, они подымают пыль с чужих базаров. Облако пыли закроет врата общины, и сорное мышление обратится в сор.
      Когда темно, когда грозно, тогда держите сознание на будущем. У Нас будущее зовётся ковром полёта. Учите детей летать высоко. Миф о ковчеге замените воздушным кораблём.

Община, 191. Анализ, диагноз, контроль, кооперация, прогноз являются излюбленными темами Запада. Мы также произносим эти термины. Казалось бы, в чём же разница? Разница велика; для Запада эти темы составляют застольные беседы, в лучшем случае постановления, которые никем не соблюдаются. В Нашей Общине эти наименования не произносятся, но ежечасно применяются в жизни.
      Могут ли названные понятия применяться в жизни городов? Только что мы говорили об отсутствии наблюдательности, при котором диагноз невозможен. Мы говорили об отсутствии терпения, - значит, анализ невозможен. Отсутствие мужественной твёрдости исключает контроль. Ложь и лицемерие не допустят кооперацию. Страх затемнит всякий прогноз. Останется расставить самые длинные столы и хором повторять полупонятные слова.
      Надо гниющим городам оставить эту привилегию обезьянства; кстати эти горожане стали прививать себе обезьяньи железы. Именно, каждый получает по достоинству. Никто не сказал им о более целесообразном способе восстановления сил, когда больного помещают в длительную ванну и подвергают переменному току и известному составу минеральной воды, сопровождая лечение определённым внушением. Рациональные способы обнаружатся, когда община примет сознательный характер, и ничто от обезьян не будет заимствовано.
      Когда знамя общины развернётся как осознание необходимости, тогда жизнь окрылится в действии каждого дня. Пока кто-то думает, что община есть опыт, до тех пор община будет находиться в банке алхимика. Только твёрдое осознание исторической необходимости введёт общину в жизнь.
      Думайте, думайте сурово о непреложности общины. Из суровости - лучшая радость.

Община, 198. В недавнем прошлом по плану Моего Друга Мы часто посещали западные города. При этом, конечно, были встречи со случайными лицами, которые о Нас что-то подозревали. Самые настойчивые запросы обращались к Нам - о приёмах психомеханики и требования самых точных биохимических формул. И при этом, с самомнительностью Запада, эти люди никогда не заботились о своём сознании и не пытались узнать, обладают ли они соответствующими физическими качествами? Грустно понимать эту назойливость без каких бы то ни было общественных стремлений. Как пещерный человек с дубинкой торопился обобрать цветные ракушки в свою нераздельную собственность, так и эти жители каменных палат пытались присвоить себе чуждые им качества. Пещерник всё-таки украшался ракушками, но современные умники унижали знание в послеобеденном кейфе, - было зрелище постыдного легкомыслия.
      У Нас по плану Моего Друга было достаточно терпения, чтоб тратить время даже на переписку. Но никого нельзя было привлечь к созидательной работе.
      Тот меньше всего заботится о своём сознании, кто может поместить его в маленьком кошельке с медными монетами. Можно ли забыть о состоянии сознания, когда прикасаемся к тончайшей энергии?
      Именно, Мы не игнорируем методов западной науки, но полагаем в основу психическую энергию. Придя к выводу, что психическая энергия равно нужна как нам, так и опытным процессам, Мы прежде всего заботимся о создании благоприятных условий для накопления этой энергии.
      Желающий пахать должен иметь свой плуг. Желающий достигать должен понять свой доспех. Люди Запада заслонили сознание самыми тяжкими мыслями, но радость познания стала почти неприличной. Радость познания должна стать преимуществом Нового Мира.

Община, 207. Не поощряйте космогонических рассуждений до утверждения сознания.
      Следите за целесообразностью преподавания в школах. Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Если резвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это умерщвлением возможностей? Знаете ли, как создалась стройность устремления корабля? И не построен ли он для принятия наибольшей опасности? Как расходовать его для перевозки мороженых овощей?! Всегда сохраните возможность ответственного продвижения. Пусть с первого года школы медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвиго-подобное движение есть уже свет и радость.
      Также от учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно лишиться лучших работников. Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания. Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя. Создайте ему лучшее положение, чтоб возложить на него ответственность за сознание общинных работников.
      Невозможно, чтобы школы будущего напоминали скотные дворы, где калечились недавние поколения. Изуверство и запрещение сменяются возможностями.
      Дайте изучение ремёсел, дайте свободу выбора и требуйте качество труда. Для этого каждый учитель должен понимать значение качества.

Община, 216. Остерегайтесь не имеющих времени. Ложная занятость прежде всего указывает на неуменье пользоваться сокровищем времени и пространства. Такие люди могут исполнять лишь первичные формы работы. Невозможно их привлечь к созиданию. Мы уже говорили о лжецах сроков, крадущих чужое время; теперь скажем о мелочных лентяях и скудоумах, заграждающих путь жизни. Они заняты, как сосуд, наполненный перцем; у них всегда горечь от работы; они важны, как индюки, ибо пересчитывают количество смрада куренья; они предоставляют место работы одурманиванию. Выдуманы сотни предлогов, заполняющих щели гнилой работы. Они не найдут часа для самого неотложного. В тупости своей они готовы стать дерзкими и отринуть для них самое существенное. Они бесплодны так же, как и воры чужого времени. Следует исключать их из новых построений. Для них можно оставить переноску кирпичей.
      Мы знаем много трудящихся, которые найдут час для самого важного; им не кажется, что они заняты. Нескупой на труд - щедро получит. Это качество вмещения труда необходимо для расширения сознания. Можно ли чем-либо заменить радость роста сознания?
      В Наших индусских писаниях вы встречали выражение "игра" в применении к космическим понятиям. Игра Великой Матери Мира, не видна ли она просветлённому сознанию? И драма крови не заменима ли в свете лученосной материи? Но для сияющей игры нужно иметь готовый час.

Община, 220. Когда Мы говорим о красоте грядущей эволюции, Нас называют оптимистами-утопистами. Когда Мы говорим об ужасах современности, Нас называют мечтателями-пессимистами. Но Мы не можем быть ни оптимистами, ни пессимистами, Мы реалисты-действительники.
      Можете представить, какое количество желающих стремится в Нашу Общину. Сколько свидетельств, сколько одобрительных обращений, но в основу суждений полагается лишь действительность. Так же поступайте при основании новых общин. Смотрите, чтобы родственные отношения не имели значения. Смотрите, чтобы тщательно проверялась прежняя дружба и вражда; чтобы никакие свидетельства не изогнули решения, - личный опрос, личное испытание, личная ответственность. Советую начать испытание с предложения отдохнуть, не работать. Каждый, радостно неработающий, вам не сотрудник. Спросить можно - признаны ли заслуги пришедшего неблагодарным человечеством? Каждый жалобщик вам не сотрудник. Спросить можно - ответственен ли он сам за прошлое или другие, худые люди? Ваш сотрудник прошлое не будет возлагать на других. Также замечайте, чтоб, оставленный один, он не передвигал предметов. Человек, проникнувшийся важностью происходящего, не нарушит незнакомого ему явления. Человек, немного знающий сущность вещей, отнесётся бережно к вашему порядку. Особенно зорко смотрите за молчаливыми.
      Можно знать, что в настоящее время многие готовы принять общину и многие могут образовать свою психическую энергию. Умейте указать им, чтобы прежде всего умели осознать присутствие этой энергии. Можно образовать и усилить только осознанное.
      Не правы желающие испытывать свою психическую энергию, не почуяв присутствия её. Это не будет действительностью.

Община, 221. Когда говорим об образовании психической энергии в сознательное оружие, могут спросить: с чего начать? Нужно начать с осознания присутствия её. Для этого осознания необходимо дотронуться до одного из самых основных понятий. Иногда это называли, неудачно, верою, но лучше назвать доверием. Вера отвечает самогипнозу. Доверие соответствует самоанализу. Вера неопределённа в существе. Доверие подтверждает непреложность. Идём путём непреложности. Нет суеверия осознать мощь человеческого аппарата. Достаточно задуматься над процессами мышления или рефлекса, или хотя бы пищеварения. Можно легко заметить проявление нервных центров, но нечто объединяет их деятельность сознательно, не входя в пределы разума. Этот орган называли духом, но определение это опять расплывчато, в нём нет устремления.
      Великий Аум есть психическая энергия, питаемая праною. Можно рассматривать её как физический орган, ибо она поддаётся изменениям. Ощущение этого всесвязующего органа должно наполнить радостью каждого общинника. Такая кооперация позволяет думать о мировых размерах. С этого осознания начинается ощущение возможности управления психической энергией.
      Утверждение поможет захотеть привести в действие найденный орган. Желание при сознании ответственности приведёт к нахождению Учителя. Всё дело в качестве и расширении сознания.
      Говорил - "можно", никогда не запрещал. Если будете искать ближайший коррелят психической энергии, это будет действие.

Община, 224. Твердили: умейте найти радость в вечной работе и в вечном дозоре. Вы слышали музыку и пение в Нашей Общине. Нужно рассматривать их как часть работы. Обычно люди при звуках впадают в психическое бездействие и даже не могут рождать образов. Это происходит от привычки понимать отдых как отупение. Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил даёт произведение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества.
      Можно ли мыслить построение общины без кристаллов звука и цвета? Поистине, это будет кротовая нора! Носители звука и цвета должны принести в общину сосуд нерасплесканный. Знание и творчество будут Амритой Общины.
      Невозможно пресытиться знанием; неисчислимы подъёмы творчества. В этой бесконечности лежит стимул вечной работы. Работающий может насыщаться, и дозор для него только радость сознательного бодрствования. Существо наше трепещет в спиралях света, и свет звучит.
      Конечно, творчество разлито в каждом труде, но некоторые искры великого Аума направляют течение жизни. То явление творчества образует узлы эволюции, им закреплена пряжа Матери Мира, закреплена в труде вечного действия.
      Не нужно улыбаться на Наш язык символов Востока. Каждый символ содержит сложное описание свойств материи. Не видим нужды отменить краткий иероглиф, понятный сотням миллионов людей; тем более что эти краткие знаки красивы. И вы, люди Запада, имеете право из длинного делать лишь красивое.
      Цвет и звук будут Амритой Общины. Знание явит вечность работы. Действие окружает великий Аум.

Община, 227. Умершее сознание как шелуха утраченного зерна. Понятие полной растворимости, иначе смерти, принадлежит продуктам психической энергии. Можно представить атрофию сознания, которое не питается устремлением и неуловимо разлагается в потоке тончайших энергий, неуловимо и невозвратно.
      Говорят о необходимости питания ума книгами, - это будет внешним проявлением. Но без устремления питание ума будет формальным и бесплодным. Устремление должно идти изнутри без внешних причин. Препятствия жизни не могут влиять на качество устремления. Коренной импульс, выведший из клетки минерала человеческую особь, не должен замирать, когда каменная клетка встала на ходули. Тогда и должно наступить пресыщение всем бывшим и неудержимое устремление вперёд.
      Утратив устремление, человек перестаёт называться сознательным существом. Моменты распада сознания характерно отражаются на физическом излучении. Можно видеть как бы клубы серого пара, стелящиеся вниз из солнечного сплетения; это подтверждает, что мы имеем дело с энергией, - кратко сказать, великий Аум обратился в пепел. Мы уже в детстве видим, как устремление пепелится.
      Садовник, подойди и сними улыбкой пыль с лепестка! Улыбка как крыло великого Аума. Садовник, ты избрал заботу о цветах. Цвет зари звенит в радости звука пространства. Можно думать о дальних мирах.

Община, 228. Пришло время, когда каждому трудящемуся скажем: "Ты Наш!" Когда пересмотрим пути и знаки, начиная от звёздных. Когда сократим языки и выражения мышления. Когда перечтём стих старины в последний раз.
      Делили жизнь по периодам и по стилям, отдавая дань мерам несовершенных дней. Кто поделил созвездия? Кто поделил наречия? Кто припомнил наследия всех народов? Стиль определял особенности века. Внешние зазубрины орнамента носят предрассудки и условности лжи. Пора делить наследия лишь по потенциалу внутреннему. Нужно знать нарастания жизни. Формы гробов нужно оставить умершим. Правда, нужно ощущать шаги культуры, но не зигзаги изнеженности. Малодушие, закованное в неуклюжие латы, не вело к общечеловеческой радости, но реторта скромного алхимика часто светилась Общим Благом. Без суеверия мы должны просмотреть вехи роста человечества под знаком общины. Просмотреть, как победа общины росла, зажигая огни знания и красоты. Истинное знание и красота заключают в себе лучшую общину.
      Отберём всё лучшее и утвердим: познавший лучшее сделается общинником.

Община, 229. Твёрдость, спокойствие, находчивость, быстрота - так спрашивайте каждого, уверяющего в преданности общине. Но может оказаться спокойствие во время сна, твёрдость в бездействии, находчивость за едою и быстрота в получении денег.
      Испытание постоянно применяется в общине. Самые новые формы жизни не исключают испытания. Вы знаете, что Мы против заранее объявленных школьных испытаний. Также Мы против заранее оповещённых испытательных периодов. Эти поверхностные знания и лицемерные поведения не ускоряют, но замедляют развитие. Не припомню, чтоб образовался выдающийся деятель, подчиняясь этим лицемерным условиям.
      Начинайте строить общину как дом знания и красоты. Никаких условных мерил не будет в этом доме. Все будут стремиться знать и выражать своё знание. Только непрестанное узнавание поможет, только насыщенный труд удержит от оборачивания в тёмный угол. Но Мы ждём устремлённых покинуть старую жизнь. Нет хуже, нежели принести с собой засушенку. Эти засушенки отнимают радость.
      Новое строение должно стоять удалённо от жилых домов, чтобы функции обихода не касались здания, где куётся будущее человечества. Мы согласны с тем, что общинники не дорожат жизнью, - этим они подтверждают непрерывность существования. Но качество сознания должно быть напряжённой заботой общинников. Приходится твердить о сознании, ибо люди не привыкли ощущать его.
      Сентиментальность часто принимается за сострадание, гнев за возмущение и самоохранение за мужество.
      Нужно понять, как напряжённо надо очищать свои понятия не только в мышлении, но в действии.

Община, 237. Отказываться или приумножать? Конечно, приумножать полнокровно и радостно, но для Общего Блага. Но самый малейший намёк на сектантство и лицемерное ограничение будет противоречить солнечной эволюции общины. Суровая радость избегает потёмок. Кроты запрещений и ограничений никогда не увидят солнца.
      Можно до такой степени ассимилировать сознание с рабской угодливостью, что каждое новое знание будет казаться преступлением или безумием. Разве действительность может потерпеть невежественные ограничения? Можем говорить так, ибо Мы не анархисты, но общинники.
      Много раз сказано о дисциплине воли и о приказе сознания. Давно установлена бодрость ответственности. Теперь мы должны направить зоркость на искоренение узости сектантства и суеверия. Сектант мечтает забрать власть для подчинения всего своему негибкому сознанию. Суевер больше всего боится, как бы случайным движением не напомнить чужое знамение, и очень много думает о себе. Суеверие и сектантство являются признаком очень низкого сознания, ибо потенциал творчества ничтожен, кому чужд принцип вмещения.
      Необходимо всячески обнаруживать суеверие и сектантство. Не стесняйтесь останавливаться на этих вопросах, тем самым будете уничтожать ложь и страх.
      Община есть вместилище всех возможностей и всех накоплений. Каждый, умаляющий границы и мощь общины, становится предателем. Община - чаша солнечной радости!

Община, 246. Несвободный, мыслящий из себя, действующий для себя человек погружается в океан лживых течений. Даже речь, как проявление внешних выражений, человек перестраивает по-своему, эгоистически. Обратите внимание, как переставляют ударения на словах чужих наречий, вопреки смыслу и филологии. Люди перекраивают чужие звуки под обычай своей страны. Ведь самомнительность невежества и пренебрежение к соседу сказываются в искажении речи. Продумать и проникнуть в значение чувства соседа невместно с грубостью маленького самомнения. Чувство безответственности и неизжитой собственности творят феодалов современности нашей.
      Замечайте: искажающий смысл речи бессмысленной перестановкой ударения - будет человеком, лишённым сознания эволюции. Чуткий человек предпочтёт обойтись простыми выражениями, чтобы не разрушить неведомого ему смысла. Никто не может выслушивать вестника, извращающего смысл поручения.
      Осуждающий, обратись на себя! Неправый собственник, не забудь, что чужое пристрастие к собственности есть лишь твоё отражение! Заботься, прежде всего, о вместимости своего сознания. Если зверь собственности не поглощён навсегда сознанием твоим, ты останешься несвободным, соблазняемым миражом майи. Познавая, можно трудную задачу собственности решить в радости света.
      Пекарю разрешается съесть все хлеба, но он этого не делает. Человек, осознавший сущность всех вещей, не нуждается в них. Сознание должно быть предметом первой заботы. Берите всё реально в пределах всей жизни.
      Несвободный, действующий для себя, погрузится в океан лживых течений.

Община, 248. Трудно рушится домик ветхих предрассудков.
      Прежде всего, запомним, что невозможно удержать роды созревшего плода. Оглянемся на страницы истории: пришло время освобождения мысли, и запылали костры, но мысль потекла. Пришло время народоправства, и загремели расстрелы, но воспряли народы. Пришло время развития техники, ужаснулись стародумы, но двинулись машины, пульсируя с темпом эволюции. Теперь пришло время осознания психической энергии. Все инквизиторы, ретрограды, стародумы и невежды могут ужасаться, но возможность новых достижений человечества созрела во всех неисчислимых возможностях мощи. Инквизиторы и ретрограды могут строить тюрьмы и сумасшедшие дома, которые пригодятся для них же, в виде рабочих колоний. Но созревшую степень эволюции отодвинуть нельзя. Так же как нельзя человечество лишить всех путей сообщения.
      Отрицатель эволюции может удалиться в отшельничество и мечтать о сладостях регресса. Но сама жизнь, сама действительность укажет новые неоспоримые явления. Только здравый ум реалиста уложит эти явления в удуманную научную схему. Все же близорукие мистики и маленькие условные грамотеи будут на месте невежд.
      Знамя вновь осознанной энергии поднято. Каждое новое приобретение должно наполнять радостью каждое сердце. Мышление общинника должно трепетать при возможностях новых полезных изучений действительности.
      Мы зовём к знанию, ибо только знание может помочь вместить комплекс кажущихся противоречий. Законы великого Аума одинаковы во всех состояниях.
      Знайте, знайте, знайте - иначе домик ветхих предрассудков не разрушится.

Община, 253. Именно, воображение есть лишь отображение. Ничто из ничего не рождается. Трудно представить неуничтожаемость в пространстве. Уничтожение целых явлений явно проникает в мозг. Уничтожение целых эпох делается очевидностью. Как же понять действительность уплотнения пространства? Много признаков перед глазами, но люди не умеют ассоциировать происходящее. Возьмём пример: уже знают, как может психическая энергия повелительно стучаться к человечеству. Уже замечают появление странных заболеваний, когда жизненная энергия утекает без видимых причин. Но эту причину и следствие не сопоставляют.
      Так, известный вам случай мог бы вас научить, как нужно изучение и применение психической энергии. Волна психической энергии вернула бы жизненность и дала бы новую радость бытия. Но для этого нужно осознать психическую энергию, иначе говоря, войти в ритм эволюции. Вместо того, больных пичкают микстурами. Там, где легко помочь, там начинают покорно готовиться к смерти.
      Когда Мы зовём к осознанию психической энергии, Мы не думаем превращать людей в магов, но только указываем ближайшую ступень эволюции и во имя общины не упустить срока. Спешите запастись силами и тем помочь ближайшей эволюции.
      Конечно, эволюция совершится, но зачем быть раздавленными, когда суждена песнь радости!

Община, 263. Испытание и лишение.
      Как торжественно-напыщенно обряжают люди эти понятия! Но вы знаете, что испытание есть улучшение качества и лишение есть приобретение возможностей. Испытывает себя человек, познавая неизвестные ему свойства материи. Лишается человек невежества и тем открывает себе новые возможности. Там, где для невежества уныние, там для познавания - приближение ликования.
      Скажут: "Мы для общины отказались от радостей". Ответьте: "Какая кладбищенская ваша община, если она на постном масле!" Как слезливо унылы лишения! Как облизываются они на запретные лакомства!
      Явление лишений незнакомо Нам, ибо вмещение исключает лишение. Учение Наше представляет мир богатым, радостным и увлекательным. Нигде не указаны вериги и бичевания. Как корабль, полный сокровищ, несётся указанная община. Ярко светит познавание бесчисленных свойств материи. Материя прошлого дня облекается в сияющую ткань энергии, которая не нуждается в новом наименовании, но проникает всё пространство и трепещет радугой ликования человечества.
      Куда же растворились лишения и угрюмые испытания, когда один электрон вещества может пролить целый поток благодати?
      Считайте часы приближения новых решений!

Община, 264. Перед уходом примите маленькую памятку; она не стеснит путников. Зная места нахождения сотрудников, вы никогда не останетесь одиноки. Было бы нелепо оставлять сотрудников в неведении.
      Что же заставляет людей, чужих, сношению с Нашей Общиной не верить? Или совершенное невежество, или зависть. Они хотят быть допущенными к Центральному Аппарату, не имея ни малейшего представления, как им пользоваться, и не думая, как ответственно приближение к Источнику Энергии. Утверждение Учения в жизни позволяет приблизиться к самым опасным рычагам. Но без практического опыта никакое объяснение не поможет.
      Теперь, как можно расширить сознание, если не приложен прошлый опыт? Конечно, может быть озарение, но этот случай за редкостью не перечисляем. Но и опытное познание надо вызвать наружу, иначе оно будет блуждать подобно хлопьям несостоявшихся реакций. Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Среди этих свитков рождений, болезней, горестей и смертей немногие найдут свиток пути без конца и начала. Как сказать голодному о вечности? Исходя из настоящего, он представит себе вечный голод. Кто же и где же, преломив сперва хлеб, поведёт к вечности? Хлеб Земли и Знание явлены лишь в сотрудничестве.
      Новый сотрудник, горит ли в тебе радость при мысли об общине?



Агни Йога,1929
Агни Йога, 9. Всякий, кто мог наблюдать человеческие ауры, может видеть живую игру световых излучений. На принципе этого космического потока основано построение разумного действия. Каждая мертвенность относится к продуктам тьмы. Где волны света, где обмен живых искр, там Луч Наш.
      Учение Моё может раскрыть волны испытуемой Акаши. Приветствуйте радость искр. Не изменчивость, но углубление задания. Являя Нашу волю, можете лишь приближаться. Моё желание - охранить красоту духа.
      Каждое движение можно обратить в удачу для духа.
      Качество испытывается на больших делах. Можно увеличить объём дела при росте сознания. Преданность есть корень древа. Горение есть ствол древа. Развитие сознания равняется листве и цветам. Потому не оставьте древа - голым!
      Ясность задачи может рок утвердить. Укажите на Нашу помощь, когда стремление равно вихрю.

Агни Йога, 10. Только когда в одиночестве, когда не нуждающийся в вещах, когда не оплакивающий, когда не терпящий - тогда радуется дерзновенный.
      Так начнём переводить Нашу древнюю Книгу Дерзания.
      Когда ребёнок играет с котёнком, мать умиляется его смелости, не желая видеть, что котёнок ещё слеп. Когда юноша играет с душою сверстника, тогда соглядатаи изумляются его дерзновению, не замечая связанности бедной души. Когда муж громит собрание судей, свидетели восхищаются его мужеством, не замечая, что смелость угроз куплена звоном золота. Когда старец утешается насмешкою над смертью, друзья умиляются, не замечая, что ужас сложил гримасу насмешки.
      Дерзновение обычно незамечаемо людьми, ибо в природе своей оно необычно. Необычность является судорогой для сердец.
      Где же ты, превозмогший? Где же ты, обративший судорогу в прыжок к свету? Услышь, дерзновенный! В темноте ночи подойду благословить обувь твою, и осыплю искрами света изголовье твоё. Ибо сон дерзновенного подобен затиханию лютни, когда все семь струн полны тайны; сон дерзновенного подобен затишью перед вихрем, перед которым недвижны даже тончайшие стебли.
      Неужели лев потрясает рыком миры? Нет, это проснулось дерзновение и раскрылся царственный лотос духа. Братья, сойдёмся в палате радости! Цветок раскрылся; великое колесо воздвиглось. Радость Наша сойдёт на подземные миры и вознесётся к Надземным Братьям.
      Лучшую песнь поём дерзновению.

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик