В своих письмах Синнетту
Махатмы писали о том, что ученики являются обязательными сотрудниками среди
Братства.
Кто же может стать учеником и
сотрудником Махатм? О духовных руководителях Шамбалы и работе их учеников Е. И.
Рерих писала:
«Необходимо утвердить в
сознании, что здесь, в земной Твердыне Братства, Архаты пребывают в
одиночестве, ибо служение человечеству требует этого от Них. Каждый из Них
несет свою определенную миссию и принимает на себя наиболее тяжкие поручения.
Самые близкие Им души, связанные с Ними кармически, во время проведения нового
плана эволюции, воплощаются на Земле, сохраняя с Ними связь, неся Их волю и
двигая человеческое сознание вдоль новых эволюционных линий. Разнообразие задач
требует и различного состояния, потому некоторые Архаты пребывают в уплотненной
астральной оболочке, и лишь небольшая группа Их, в силу особой миссии,
сохраняет тела физические. Истинно, тягота работы Их на общее благо превышает
всякое воображение. Принцип самопожертвования во всем его величии и красоте
усвоен этими Служителями Истины и Общего Блага». (Е. И. Рерих, 21.05.35.)
Заслуживают внимания слова П.
Ф. Беликова о закономерностях воплощений Архатов:
«Воплощение вряд ли имеет
особое значение, если преследуется только самоусовершенствование. Перед Архатом
ставятся эпохальные задачи человеческой эволюции. И можно ли приступить к их
решению не преоборов в самом себе то, что угрожает миру, что предназначено к
ломке и коренному переустройству? Ведь для очищения групповой кармы и
строительства новых исторических этапов появляются на земле Посланники Братства
и жертвует Собой Сам Ману. В «Книге о Жертве»1 ясно сказано, что
трон и власть над народом были жертвой Соломона, что приятие мирского долга
было жертвой Аллал-Минга, что ручательство за учеников было жертвой Оригена,
что Сергий и Акбар приняли на себя тяготу и ответственность за оздоровление
духовной жизни народа и утверждение общественно-государственных основ.
Летописи донесли до нас
поучительные факты из жизни Соломона, Оригена, Сергия, Акбара. Нам известны
жизнеописания Аспазии, Жанны д’Арк, Кампанеллы, Джордано Бруно, Бёме,
Сен-Жермена, наконец, Леонардо да Винчи. Разве не были они в чем-то именно
людьми своей эпохи? Разве не разделяли с ними их несовершенства, их
заблуждения, их страдания, их тревоги, радости и чаяния? Не земные ли матери и
отцы преподали им первые уроки любви и мужества, сострадания и сурового
следования долгу? И не земной ли Подвиг увековечил их имена на скрижалях
истории человечества?
Ко многому, казалось бы,
несовместимому с высотой его духа, прикасается Архат, неся свою добровольную
миссию. И такое «падение в бездну житейскую» происходит отнюдь не в силу
казуистической формулы — «случается орлам и ниже кур спускаться», а по Закону
извечной жертвы Высшего низшему.
Раскрытие накоплений Высочайших
Индивидуальностей, становление тех их качеств, которые особенно важны для
выполнения очередных задач эволюции, в каждом Их воплощении стимулируется
присущими данной эпохе средствами, ибо духовный и интеллектуальный уровень
людей той или иной эпохи, а не личная карма, вызывают необходимость
вмешательства Архата в «дела человеческие»». (Беликов П. Ф. «Рерих. Опыт
духовной биографии», с. 15—17.)
О том, как происходит
пробуждение духовной памяти воплощенных в среде обычных людей посланников
Братства, об их сокровенной связи с Учителями в книгах Живой Этики сказано:
«Урусвати хранит озарение
детства, что где-то живет Светлый Учитель. Только воспоминание о
действительности может вызвать в детском сознании такое яркое представление.
Наша радость в том, что можно видеть, как Наши соучастники от первых
сознательных часов уже несут в себе представление о виденном ранее. Дух смутный
и представит себе смутно, но дух, озаренный многими достижениями, сохранит
ясное воспоминание.
Малая девочка, никем не
поощряемая, сама своим сознанием направляется к подвигу сужденному. Даже яркие
наставления не часто могут сохраниться в новой оболочке. Но когда путник
отправляется с Нашим поручением, когда он и ранее прикасался к Братству, тогда
уже от младенчества он получает озарение. Он видит знамена Света, к нему Мы
приходим в разных Обликах, он слышит серебряные звоны, и его серебряная нить
натянута к Нам.
Путница Света идет неутомимо,
несмотря на неладную обстановку детства. Укрепляясь внутренне, она наконец
получает Видение, напутствующее на подвиг. Мы радуемся, когда такой подвиг
принимается не словесно, но горением сердца. Такое горение предвещает и
озарение, и священные боли. Но только в принятии страданий и образуется зародыш
мудрой радости. К ней не дойти без страданий. Но лишь около Нас нарождается и радость.
(...)» («Надземное», 21.)
В воспоминаниях о своих первых
прозрениях, видениях и предчувствиях Е. И. Рерих писала в автобиографическом
очерке:
«Сотрудничество с Наставником
Света было утверждено с самого раннего детства. Первое осознание существования
Наставника Света открылось на шестилетнем возрасте, когда девочка (речь идет о
Е. И. Рерих.— С.) уявилась на восхищении красотою летнего утра. Ярое восхищение
подняло ее вибрации, и она увидела высокую фигуру в белом одеянии, стоявшую на
фоне цветущей яблони. Облик этот пробудил в ней воспоминания далекого прошлого;
Прекрасный Облик Наставника встал в сознании, и сердце девочки потянулось к
нему со всею силою восторженной любви. Озарение это не только пробудило
сознание, но и заронило искру устремления к истинному знанию и страстной любви
к далекому и близкому Облику.
Ярые воспоминания далекого
прошлого подтвердились новыми явлениями двух Индусов, приходивших к ней во
время детских заболеваний простудного характера, и, конечно, оявляли ей
спасение от опасности, вызванной чрезмерно высокой температурой. Девочка мало
опасалась Их. Они осторожно садились в ногах ее кровати, и Наставник, близкий
ей, садился дальше от нее и натягивал серебряную нить, выходившую из ее сердца.1
Спутник Его передавал Ему эту
нить, и Он наматывал ее на огромный клубок, который держал в руке. Явление
такое повторилось еще раз, но не столь ярко.
Вообще детство и раннее
отрочество были богаче яркими видениями и озарениями, нежели ранняя юность.
(...) Период юности и первые
лета замужества сопровождались Указаниями на правильные решения, руководящими,
таким образом, всей жизнью, как внутренней, так и внешней. Указания эти
приходили во снах, реже на слух.
Период начиная с тридцати лет,
может быть, немного раньше, ознаменовался новыми озарениями и двумя
необыкновенными духовными переживаниями космического значения.
Период от сорокалетнего
возраста утвердился на новом достижении приближения к Наставнику и Учению
Света. Наставник оявился сначала как Индус, но когда сознание ученицы расширилось
и научилось вмещать, Прекрасный Облик начал постепенно изменяться и принял
наконец Величественный Облик Космического значения — Владыки Мудрости и
Красоты, Владыки Священной Шамбалы». (Рерих Е. И. «У порога нового мира», с.
53—54.)
В Живой Этике немало говорится
и об обстоятельствах жизни и деятельности сотрудников Братства, пришедших в
этот мир для выполнения своей просветительской миссии:
«Урусвати вполне знает, что
нельзя земными мерами узнавать Наших друзей. Невозможно приурочить к земному
пониманию распространение Наших сотрудников. Они могут оказаться в самых
различных, даже противоположных станах. Могут проявляться в сражениях с обеих
сторон. Невозможно объяснить земному сознанию причину таких противоречий, но не
земными законами действует Наша Обитель. Расширенное сознание может уразуметь,
что имеются связи поверх наших плотных уложений. Разве так трудно представить,
что Наши друзья могут находиться в разных частях света и на своих наречиях
останавливать человеческие безумия? Они могут не знать друг друга, но
действовать для того же Общего Блага.
Много раз Наши друзья просили
дать им единый знак, по которому могут они взаимно узнавать друг друга. Но
такие попытки кончались неладно. Они, прежде всего, поощряли разных предателей.
Так, Мы оставили мыслить о внешних отличиях, и лишь в самых тесных группах Мы
допускаем знак Нашей Обители. Так, невозможно, хотя бы в одном отношении,
допустить земные условия. Сердце может чуять вне земных ограничений. Мысль о
Нас может гореть в глубине сердца.
Наш сотрудник не назовет себя
посвященным и не будет хвастаться своею исключительностью. Наши меры превыше
всяких земных степеней. Даже если Наши друзья бывают принуждены принимать
земные отличия, они знают им цену.
Однажды Наш Брат предстал в
государственном месте, облеченный знаками отличия, но его друг улыбнулся,
говоря: «Тяжки знаки земные». Но Наш Брат ответил: «У ключаря тоже нелегки
ключи». Так нужно принимать земные отличия.
Неужели Мы не умеем занять
первые мирские места?! Но лишь как особую жертву. Мы иногда допускаем это.
Нужно широко понять внеземные возможности. У Нас очень опечалены, когда
приходится отпускать Брата или Сестру на земные странствия. Кто поймет такую
жертву? Кто озаботится отнестись бережно к явлению необычному? Не будет ли
такое странствие несением креста? Людям даны прекрасные символы, но редко кто
проникает в их значение». («Надземное», 67.)
«Урусвати живет приказом —
подвиг и мужество. Оба понятия должны быть воспитаны через утверждение примеров
героев. Следует напомнить о героях, преодолевавших самые нечеловеческие
задания. Нужно понять всю сложность условий, их окружавших. Летопись не
передает, насколько они были угрожаемы от всех близких и дальних. Люди
полагают, что героические деяния могут зарождаться внезапно, без длительной
подготовки, но на деле видим, что много мыслей сложилось, прежде чем
образовалось решение самоотверженного деяния.
Самые отважные герои могли
рассказывать о детских видениях, о снах, о голосах, зовущих и приказывающих. С
самого детства слагались мысли, ответ на которые приходил много позднее. Герой
мог поведать, насколько какая-то сила направляла его поступки. Герой мог бы
произнести нежданные слова, значение которых он понимал лишь со временем. Так
Наше влияние наполняет многих деятелей и укрепляет их мужество. Можно
поблагодарить Нас за постоянную заботу об образовании героев.
Наша Обитель есть средоточие
самых отважных решений. При этом нужно проявить большое терпение, чтобы
согласовать свободную волю с начертанием задания. Так Мы можем по терпению
назваться пробными камнями.
Не нужно думать, что все
потенциальные герои дойдут до сужденного, ибо свободная воля нередко противится
решению. Но если люди поймут, насколько Мы стремимся помочь их преуспеянию, они
подумают, насколько полезно сотрудничать с Нами. Подвиг и мужество тогда
загорятся и будут поняты как высшая радость». («Надземное», 98.)
«Урусвати знает, какие
опасности окружают и Нас. Несведущие люди полагают, что Мы не можем испытывать
никаких опасностей во всей Беспредельности! Конечно, в отношении земных условий
Мы достаточно защищены знанием, но все относительно, и когда мысль устремляется
в Беспредельность, то и меры находятся иные.
Нужно при всех условиях
сохранять чувство героизма. Только этим мерилом можно познать и продвижение в
будущее. Мы делим героев на бессознательных и определенных. Те, кто знает, ради
чего они трудятся и страдают, уже будут определенными героями. Не убоятся они
опасностей, хотя и будут знать их истинные размеры. Среди пространственных
токов, среди злобной воли, среди ужаса смелые герои живут, трудятся и творят.
Герои знают, что их земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это
знание не ослабляет напряжения. Они сознают, что в любом состоянии они
продолжат подвиг. Ничто не воспрепятствует их воле проявиться среди всех сфер.
Различие между бессознательными
и определенными героями велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут
отступить, но определенные герои не отступят и продолжат путь, неся все
накопленные веками пространственные познания. Они сумеют превратить познание в
чувство и наполнить им свое сердце. Там, где преисполнено сердце, там
совершается полет в будущее. Суровое знание опасности лишь дает герою радость.
Говорю, чтобы указать на
основную твердыню Нашей Внутренней Жизни. Примеры героизма можно видеть на
бывших жизнях Наших Братьев. Разве не будет вам доспех трудный, но прекрасный
Наша Жизнь?» («Надземное», 130.)
Героизм и самоотверженность
всегда отличали деятельность подлинных сотрудников Шамбалы. О жизни и
деятельности посланницы Великих Учителей — Е. П. Блаватской — Е. И. Рерих
писала:
«(...) именно Е. П.
Бл[аватская] была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была
носительницей доверенного ей знания. Именно из всех теософов лишь Е. П.
Бл[аватская] имела счастье получить учение непосредственно от Вел[иких]
Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом,
принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества,
запутавшемуся в мертвых тенетах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно
только через Е. П. Бл[аватскую] можно было приблизиться к Б[елому] Бр[атству],
ибо она была звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые окружавшие ее настолько
были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и
самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в
зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им
открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо
закон Иерархии непреложен. Для пользы дела Махатмы переписывались с некоторыми
из ее сотрудников, но ни одного не допустили до ученичества. В писаниях Е. П.
Бл[аватской] и в «Письмах Махатм» Вы можете найти это утверждение. Е. П.
Бл[аватская] была тем иерархическим звеном, обойти и пренебречь которым
означало осудить себя на полную неудачу. И теперь, когда самообольщенные
пребывают в слоях Тонкого Мира, окруженные своими почитателями, но, м[ожет]
б[ыть], еще дальше от Твердыни Б[елого] Бр[атства], нежели раньше, наша Великая
соотечественница в своем огненном устремлении, почти сейчас же после смерти
воплотившаяся в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную
Твердыню и сейчас под именем Брата Х[ирониуса] работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. Е.
П. Бл[аватская] была великой мученицей, в полном значении этого слова. Зависть,
клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее остался незаконченным.
Последний, заключительный том «Тайной Доктрины» не состоялся. Так люди лишают
себя самого высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей
соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на
должную высоту почитания. Е. П. Бл[аватская], истинно, наша национальная
гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!» (Е. И. Рерих,
08.09.34.)
Не менее важной и масштабной по
уровню решаемых задач была и духовно-просветительская деятельность семьи
Рерихов.
Миссия семьи Рерихов была
поистине всепланетной не только в географическом, но и в эволюционном значении
этого слова. Рерихи стали последними носителями Камня Чинтамани в этом мире;
они же принесли человечеству Учение, способное помочь ему пережить сложнейший
период космопланетарных пертурбаций, который ожидает планету на смене крупных
космических периодов развития. Истинное значение деятельности Рерихов не было
понято ни их современниками, ни нами. Лишь спустя много лет, после
осуществления событий, которые были предсказаны в Учении, переданном ими миру,
человечество поймет истинное величие духовного Подвига, совершенного посланниками
Шамбалы — русскими людьми.
В этой работе мы можем лишь
коснуться некоторых вех их сложнейшей, наполненной напряженной борьбой и
огромной ответственностью, жизни...
О миссии семьи Рерихов,
связанной с владением ими Камнем Чинтамани, немало сказано в книге П. Ф.
Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии»:
«(...) необходимо рассказать о
некоторых событиях в жизни Рерихов, не получивших достаточного освещения в
официальных биографиях. В очерке «Вехи» Николай Константинович так описывает
это событие: «Было указано, что получится очень ценная посылка. Время шло.
Друзья наши как бы забыли об этом обстоятельстве, приехали в Париж. Однажды из
банка «Банвертрест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этим
наиобыкновеннейшим путем была доставлена самая необычная посылка. Как видите, и
так бывает».
Это произошло 5 октября 1923
года, когда Рерихи съехались в Париже по пути в Индию. Как уже упоминалось,
впервые мы находим намек о Камне в стихотворении Рериха 1911 года «Заклятье»:
Камень
знай. Камень храни.
Огонь
сокрой. Огнем зажгися.
Красным
смелым.
Синим
спокойным.
Зеленым
мудрым.
Знай
один. Камень храни.
Фу, Ло,
Хо, Камень несите.
Воздайте
сильным.
Отдайте
верным.
Иенно
Гуйо Дья —
прямо иди!
Возможно, что это было одно из
Указаний Владыки, принятое, но далеко не сразу расшифрованное. Говорится в нем
не только о Камне, но и четырех Его будущих носителях, которые скрыты под
именами, очевидно, прошлых воплощений. О том, что именно им суждено быть
очередными носителями Камня и что именно с этим связано, Рерихи получили
подробные сведения позже. В неопубликованных записях, сделанных к «Листам Сада
Мории», имеются следующие Строки: «История Ковчега. Когда ковалась возможность
получить Сокровище, в Германии приготовлен был Ковчег. Для него найден был
пергамент с древним изображением магических знаков; по приказанию Голоса и
заклинаний — написаны четыре буквы, являющие смысл, лишь теперь понятый. Но
справедливо вернуть Ковчег хозяйке,1 когда путь идет на спасение
человечества. (...) Часть К. (Камня. —
П. Б.) лежит у Нас; когда К. соединится, то принесенный осколок завершит
победу. Получите часть, блуждающую в мире».
В письме Н. Рериха от 2 сентября 1923 года из Парижа Шибаеву
есть такое упоминание: «Нам сейчас дается Легенда о Камне». Таким образом,
Легенда, в которой содержатся подробности истории появления Камня на Земле,
была получена Рерихами незадолго до самого Камня. Впоследствии она вошла в
книгу Елены Ивановны «Криптограммы Востока», где Е. И. выступает под псевдонимом
Ж. Сент-Илер.
10 января 1924 года Рерих пишет Шибаеву уже из Индии:
«Подготовьте Легенду в печати ровно через год», а 14 февраля этого же года: «Из
Нью-Йорка получите последний текст Легенды и напечатайте в газете». Затем в
письме без даты за 1924 год: «Легенду, конечно, Вы дали совершенно анонимно,
чтобы и намека на нас не было. Поторопите «Рижский Вестник» о легенде. Укажите,
как книга Оссендовского широко идет,— значит, публике сведения о Востоке очень
близки».
Была ли Легенда опубликована в
газете, нам сейчас не известно. Видимо, первоначальный текст ее отличался
сколько-то от окончательного, который был послан Рерихами сначала в Нью-Йорк.
Полностью с текстом можно ознакомиться в книге «Криптограммы Востока».
Елена Ивановна, посылая Р.
Рудзитису снимок с Камня, писала 1 октября 1935 года: «...прилагаю снимок с
одной такой посылки.
Вы можете прочесть о ней в
«Криптограммах Востока» — Легенда о Камне. Так, на снимке Камень покоится в
ковчеге на древней ткани, на которой вышита в сиянии лучей древняя надпись «Сим
победим». Храните этот снимок у себя, покажите и расскажите лишь самым
ближайшим. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы о Камне, в связи с легендою,
если такие появятся у Вас». В письме от 19 января 1939 года есть такие
дополнительные сведения: «По всей истории человечества проходит эта вера в
Св[ятой] Камень, охраняющий страну, в которой он находится. Братство Грааля
хранит Камень, посланный с Ориона, и принят Он был Вел[иким] Учит[елем] Ясоном,
который положил его в основание Братской Общины. Сам Камень хранится в Общине,
но осколки его посылаются в мир, чтобы сопутствовать великим событиям».
Мы знаем, что Камень этот
сопровождал Рерихов в их Среднеазиатской экспедиции. Куда же он девался? На
этот счет строилось много догадок. Среди них были и такие: Юрий Николаевич
привез Камень в 1957 году в Москву, где он и находится; Камень был привезен в
Кулу, находится там и за ним «охотятся» теперь определенные элементы; Камень
хранится у Святослава Николаевича в Бангалоре. Все эти догадки из области человеческой
фантазии. На самом деле судьба Камня была предопределена гораздо раньше, и она
не зависит от человеческих желаний владеть им». Далее П. Ф. Беликов цитирует
уже известный нам фрагмент из записей Е. И. Рерих: «После станет ясно, как
строить Зв[енигород]. Вы уже имеете размеры высот и как расположить ступени.
Перед вами пример — вы живете приблизительно на высоте 7000 футов — эта высота
удобна для Храма. Над ним, на высоте 12000 футов удобно место для Встреч. Итак,
вы имеете ступени жизни. Внизу город новой эпохи, над ним Храм человеческих
достижений и место встречи земли с духом. Камень положим во Храм. (...)
Иерофант принял Дар Ориона в Азии. Ясон — среди братьев. Накопленное за
несколько воплощений упрощает приближение к Основному телу».
О каком Звенигороде идет речь?
О каком примере, который имели перед собой Рерихи в то время? Какой Храм
надлежало построить и где? Некоторую ясность вносит Послание, полученное в это
же время. Оно было материализовано на коре Гималайской березы, не растущей
вблизи Дарджилинга. На ней было написано санскритским языком: «Надлежит
построить храм (ашрам, школу) наставников для продолжения работы над Учением на
том месте «в той стране». Дело в том, что на санскрите «на том месте» и «в той
стране» пишется одинаково. Послание и вышеприведенная запись получены в 1924
году, когда Рерихи находились в Дарджилинге, еще до Среднеазиатской экспедиции,
то есть до посещения ими Советского Союза. И вопрос, где построить ашрам, так и
остался открытым. Во всяком случае в России, на Алтае, построить его тогда не
было возможности. Наггар, где поселились Рерихи после экспедиции, находился на
высоте примерно 5000 футов, и поблизости там есть высоты, доходящие до 14000
футов и даже до 27000 футов. Институт «Урусвати» соответствует данным высотам
(примерно 6000 футов). Размеры высот были даны лишь примерно по Дарджилингу.
Возможно, что Рерихи пытались реализовать Указ в Наггаре, где есть сообщение с
Тибетом. Однако, ввиду того, что миссия Н. К. не была принята, вопрос места
Ашрама мог быть до благоприятного времени вообще отодвинут. Во всяком случае,
уточнения к приведенному Посланию на бересте так и не последовало. До сих пор
место будущей «Школы наставников» не известно. Что же касается Камня, то, по
достоверным сведениям, Его Рерихи не хранили в своем доме. Частичный ответ о
Его местонахождении дает послесловие к «Агни Йоге»: «Я утвердил Агни Йогу
столбами ступней Моих и в руки принял Камня огонь. Я дал огненный Камень той,
которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила
себя на испытание пространственному Огню. Струи этого Огня запечатлелись на
Камне при великом полете перед ликом солнца. Туман искр закрыл вершины
Хранительницы Снегов, когда Камень совершил огненный путь с юга на север в
Хранимую Долину».
(...) Ларец Камня запечатлен
Святославом Николаевичем в портретах Елены Ивановны, Николая Константиновича и
на отдельной картине. Николай Константинович изобразит Его на полотнах
«Сокровище мира», «Чинтамани», «Держательница Мира». В триптихе «Fiat Rex» изображен
сам Камень в Руках Владыки.
Имеется фотография открытого
Ларца с покоящимся на вышитой ткани Камнем. Она относится к 1923—24 годам.
Наличие более поздних снимков автору не известно. (...)
С различных сторон отражена
Рерихом Легенда о Камне в очерках «Камень», «Держатели» («Врата в Будущее»),
«Тайны» («Нерушимое»), «Свет пустыни» («Держава Света», стр. 258). В книге
«Твердыня Пламенная» (стр. 10, 235, 250) Рерих, с одной стороны, упоминая о
Камне, пишет о нем как о факте, не вызывающем никакого сомнения. Да и какие
сомнения могут быть у него, державшего этот Камень в руках и испытавшего Его
силу и могущество. Но, с другой стороны, все, что касается Камня, он относит
как бы в область «легенд», причем Елена Ивановна в «Криптограммах Востока», где
даются наиболее подробные сведения, весь раздел книги назвала именно «Легендой
о Камне». Несмотря на обилие исторических фактов, она вполне сознательно
прикрывает их покрывалом некой Тайны, которая не вполне до конца дается в руки
человеку.
«Явление будет ясно, когда Я
произнесу — путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите
сужденному часу». («Криптограммы Востока», стр. 121.)
Явление стало ясным для самих
четверых Рерихов, и они позволили разобраться в нем каждому по его сознанию, но
не больше. Все неосознанное благоразумно [было] передвинуто в область легенд,
как это всегда и делалось». (Беликов П. Ф. Рерих. Опыт духовной биографии, с.
238—246.)
В древности исторических
деятелей, обладавших Камнем, именовали «Держателями Камня». В чем же состояла миссия
носителей Сокровища Ориона? Как уже говорилось, чудесный терафим Братства
обладает способностью на огромные расстояния напитывать пространство
местностей, где он находится, эволюционным энергоинформационным содержанием,
способным существенно ускорить культурное развитие стран, где он побывал.
Намеки на некоторые тайны, связанные с принесением Камня в мир, есть в книге
«Надземное»:
«Урусвати не забыла, что в
Наших Хранилищах имеются модели городов и других исторических мест. Явно такие
модели должны иметь и внутреннее значение. Они служат как бы терафимами для
установления связи древних мест с новыми заданиями. Там же хранятся памятные
предметы, которые иногда посылаются в мир, как магниты для намеченных действий.
Имеет большое значение, когда
Наши посланные обходят указанные места. Иногда они закладывают известные
предметы, но в иных местах они лишь проходят и тем закрепляют ауру места. Люди
не обращают внимания на такие хождения, но глаз историка мог бы усмотреть
периодичность таких путей. Можно убеждаться со временем, что все такие
посвященные места оказывались особо важными в истории народов.
Никто не может сомневаться, что
кроме Обитателей Твердыни Братства на Земле существуют лица, которые несут Наше
поручение. Можно проследить в веках, как появлялись в разных странах люди,
имеющие много сходства в своих заданиях и методах выполнения. Обычно люди
относятся к ним подозрительно и враждебно, ибо они чуют нечто, невыразимое
словами.
Так можно видеть в Хранилищах
Наших, что на картах обозначены какие-то границы, не соответствующие
современным. Как искры намечены заложенные магниты. Только стоит подождать
иногда несколько лет, чтобы удостовериться о значении таких заложений».
(«Надземное», 17.)
Не менее значительной была и
миссия принесения человечеству учения Живой Этики, исполненная Е. И. и Н. К
Рерихами. Область науки и просвещения, принесения людям новых открытий, идей и
учений всегда считалась Учителями одной из самых важных сфер деятельности
сотрудников Белого Братства.
Необходимо отметить, что работа
в области просвещения осуществлялась Учителями в разных формах. Как бы
разнообразна и эффективна ни была работа Махатм и их сотрудников на земном
плане, гораздо более обширным, напряженным и многообразным является невидимый
фронт их деятельности — той самой работы на духовном плане, о которой писали и
Е. П. Блаватская, и семья Рерихов.
В чем же состоит эта невидимая
и напряженная работа?
О том, в каких формах может
заключаться деятельность Учителей в области науки и просвещения, рассказывают
нам тексты Живой Этики.
Великий
Платон недаром говорил, что мысли правят миром. Мыслетворчество, или наполнение
энергоинформационного поля Земли мыслеобразами новых идей, открытий и учений,
всегда считалось в Шамбале одним из главных способов ускорения эволюции
человечества. Гениальная идея выдающегося русского ученого В. И. Вернадского о
ноосфере, или «сфере разума», лучше всего иллюстрирует этот способ помощи
Учителей духовному и интеллектуальному развитию человечества. «Сфера разума»,
наполненная информацией новых идей и открытий, создается в ментальном
пространстве Земли прежде всего Учителями. О том, как осуществляется эта в
высшей степени необычная, по человеческим меркам, работа, нам говорят тексты
учения Живой Этики. Никто не расскажет нам об этом незримом фронте работы
Учителей лучше, чем они сами:
«Наши думы, заботы и труды
выражаются в [мысленных] посылках на улучшение жизни. Может быть, кто-нибудь
полагает, что преподается нравственное Учение, но он забывает, что каждое
Учение утверждается среди наблюдений и напряжений.
Мы не скрываем, что требуется
постоянное улучшение условий бытия и что мысли Наши влияют на эволюцию в самых
разнообразных странах. (Выделено нами.— С.) Не забудем, что тяжкие условия
конца Кали Юги требуют особых мер и нужно понять, насколько трудно преодолеть
натиск хаоса. Люди мало ценят это, ибо каждый хочет, чтобы все делалось лишь по
его желанию. Мало кто стремится охватить все сложное противодействие, которое,
к сожалению, оказывают сами люди.
Не думайте, что людские
противодействия малы, вы повсюду встречаете непримиримые суждения. Как с
отрывочными посылками, так и с человеческими выкриками нужно считаться, ибо они
заражают пространство. Неопытные люди скажут, что употребили бы чрезвычайные
меры для очищения, но представьте себе такие чрезвычайные меры примененными
каждый день! Они перестанут быть чрезвычайными, и окружающая атмосфера
напряжется до взрыва. Невозможно применять такие способы, не принимая во
внимание конечную цель. Так думайте о сложности Нашего труда и попытайтесь
приложить силы в том же направлении. Каждый может сделать нечто полезное.
Каждое сознание может усмотреть путь нужный.
Так говорил Мыслитель: «Для
всех уготовлено сотрудничество». («Надземное», 311.)
«Урусвати знает, сколь многие
не признают энергию мысли. Кроме того, некоторые утверждают, что
распространение мысли весьма ограничено. Они пытаются доказать, что
механические радиоволны не проникают сквозь некоторые слои атмосферы.
Наблюдение правильно, но оно не относится до непосредственной мысли человеческой.
В ней заключается особая энергия, которая не может сопоставляться с
механической передачей. Струны пространства подчинены мысли, и не существует
препятствий для сосредоточенной человеческой мысли.
Когда Мы говорим о передаче
мысли на огромные расстояния, Мы имеем в виду именно мысль непосредственную.
Мыслитель говорил: «Учитесь
думать. Начните с самых простых помыслов. Лучше всего начните мечтать о самых
прекрасных предметах. Умейте мечтать, ярко переживая созданные образы. Только мечты
разовьют воображение. Куда же пойдем без воображения? Как претворим самые
прекрасные наблюдения без воображения? Можем ли мы сохранить в земной жизни
искры сияния надземного, если не привыкнем запечатлевать образы? Поистине,
устремление к Высшему поможет воображению.
Ничто не остается без движения.
И воображение должно расти, иначе оно может потухнуть, и кто знает, когда
удастся опять возжечь его? Философ должен обладать сильным воображением. Также
и художник без воображения не может творить. Мечта зарождается в дни детства,
помогите зачаткам мышления».
Так говорил Мыслитель и просил
учеников быть мечтателями. Так зарождаются образы государства и общего счастья
— оно живет в мечтах». («Надземное», 207.)
«(...) Следы великого
мыслетворчества зафиксированы на слоях Акаши. Можно убеждаться, насколько
заполнено пространство всеми видами творчества Великих Зодчих. Под потоком
мощной мысли рождаются множества форм.
(...) Мысль должна быть
необычно четкой, чтобы создать такие гармонические облики. Каждое затуманенное
представление создает чудовищ. Очень важно хотя бы один раз заглянуть в
сокровищницу Акаши. Но такое зрелище может поразить земное зрение, так будем
осторожны с Нашими сотрудниками. Но среди внутренней жизни Нашей запишем, что и
в земном теле сестра Наша видела такие сокровища мыслетворчества. Нельзя часто
повторять такие наблюдения. Люди настолько заражают низшие земные слои, что
многие опыты становятся опасными для организма. Так, Наш голубой Луч может
показывать много тончайших проявлений, но и он лишь редко может быть проявлен.
Урусвати видела, как этот Луч
единоборствовал со вспышками огня. Но лишь в крайнем случае можно применить
такой сильный Луч по всему миру. (...)» («Надземное», 108.)
«Урусвати знает, насколько
трудна бывает передача мысли на расстояние. Много условий может влиять.
Организм человека, как кипящий котел, и пространство, как сияющий метатель
дисков. Нужно не только владеть собою, но и предусматривать химические
воздействия, которые в своем столкновении могут пресекать и сильную волю.
Мы часто получаем укоры, почему
посылки мысли иногда прекращаются? Наши друзья не отдают себе отчета, что Мы, в
такие промежутки, бережем не себя, но их. Нужно уметь почуять пространственное
напряжение и охранить друзей, находящихся в земных условиях.
Не следует думать, что
соблюдение внешних форм уже даст полные следствия. Самое главное остается в
глубине сознания. Нечистый служитель не может произвести чистое действие. Самый
утвержденный ритуал не освободит служителя от нечистого мышления. Так многие
ошибаются, полагая, что внешние ритуалы покроют и внутреннюю мерзость.
Мысль Учителя должна преодолеть
много препятствий в пространстве. Утверждаю, что каждое действие нужно
согласовать с мышлением Учителя — такая помощь будет истинным сотрудничеством.
У Нас имеются и аппараты,
которые способствуют передаче мысли на расстояние. Люди удивились бы, увидев,
что некоторые аппараты им знакомы, но имеют совершенно иное применение.
Приложение психической энергии
преображает самые простые двигатели». («Надземное», 4.)
«Урусвати знает Наши собрания
для сосредоточения воли. Воля каждого из Нас достаточно дисциплинирована, но
бывают явления, которые требуют общего сосредоточения, тогда Мы советуем всем
близким спокойствие. Мы знаем, что такой совет трудно исполним, но спокойствие
иногда особенно необходимо. Каждое смятение в аурах близких наносит ущерб
общему состоянию сосредоточения.
Скажут — какое может быть
спокойствие, когда мир содрогается? Именно, когда мир в особом напряжении,
требуется и необычное спокойствие. Уже не решаются проблемы обычными
средствами. Уже нужно вызвать из глубоких запасов всю всеначальную энергию.
Нужно вызвать всю несломимость, на которой живет спокойствие. Но много
нетерпения земного, оно подобно стрелам, вонзающимся в средоточение. Начнете
удалять эти стрелы — и отвлечете внимание от самого главного. В решительное
время самым главным будет присоединиться к Нашему сосредоточению.
Иногда Мы говорим — устремитесь к Нам всеми силами. Для
невежд такой зов будет нелепым, но знающие поймут, сколько спешности в нем
заключается. Не легко сосредоточиться на одном предмете. Многими годами люди
трудятся над развитием в себе этого качества, но все же в самый напряженный час
малая муха может нарушить устремление. Все Мы когда-то прошли через такие упражнения.
Успех их зависит не от особых способностей, но от напряженного желания. Каждый
может пробовать устремляться к Учителю своему, но так устремляться, чтобы
забыть все окружающее. Забыть — день или ночь, тепло или холодно, скоро или
долго все это в силах человеческих. И такое устремление решительно Нам полезно,
ибо создает токи в пространстве, которые устремляются вместе с Нашими токами.
Представьте себе, если в нескольких странах рассылают такие мысли, породят они
мощные разряды.
Мы говорим людям — не просите, Мы знаем, что вам нужно, ибо
люди не умеют сосредоточиться на самом главном, и такие просьбы лишь мешают.
Так Мы сделаем все, что возможно, а люди могут послать к Нам одну добрую волю.
Мы не сетуем на людей, которые теряются в выборе своих желаний, но лишь
советуем легкий способ выйти из земного лабиринта, заключается он в сердечном
устремлении к Нам. Пусть устремление будет безмолвно. Пусть сердце подаст знак.
Все Мы прошли через такие устремления и можем сказать, чем больше их, тем
лучше. Такие устремления складывают густую кровь, такое качество может быть
благотворным, если оно основано на спокойствии. Если же такое спокойствие не
найдено, следует его строить волею.
Каждый человек может признаться, что события его жизни
складывались не так, как он предполагал. Часто можно найти следы Высшего
воздействия. Сочетать такие воздействия с самодеятельностью будет достижением
гармонии.
Человек спросит — всегда ли Вы
с нами? Можем быть всегда, только пожелайте. Много черт Нашей внутренней жизни
говорим вам. Через все препятствия Мы сами прошли и, отходя ко сну, не знали,
встанем ли заутро. Каждый из Нас учился идти твердо стезею Учителя. (...)»
(«Надземное», 72.)
«(...) Много недоразумений при
посылках мысли. Люди, даже допускающие мыслетворчество, изумляются, не видя
немедленных следствий. Но они забывают, что следствия могли произойти невидимо
в нежданных местах. Они упускают из вида, что мысленная энергия действует по
лучшему каналу. Такие нежданные следствия получаются постоянно. Причиной их
будет недисциплинированность мышления. Люди думают, что они послали одну мысль,
но на самом деле ухитрились рассыпать сотни самых неожиданных посылок, и
получение их также будет неожиданно. Много вредительства происходит от блох
мышления, которые скачут и кусают нежданных людей. Мало обращают внимания на
каналы распространения мысли.
У Нас считают наиболее важным
сохранение чистого мышления. Оно возможно при ровном горении. Явление мысли
посылается при полном умении сосредоточиться. Имеются особые аппараты,
помогающие концентрировать мышление. Они полезны при посылках на дальние
расстояния. Не удивляйтесь, что такие аппараты являются соединением разных
сплавов. Сплав с древних времен считался особою наукою и назывался хором
металлов». («Надземное», 46.)
«Урусвати знает Наш язык. Но мы
должны знать и наречия всех народов. Постоянно возникают недоумения, на каком
языке следует посылать мысли для лучшей передачи? Каждый посылает на своем
языке. Именно на языке, на котором он думает. Было бы ошибкой посылать мысли на
чужом наречии, предполагая удобство лица, к которому мысль послана. Такое
чуждое изложение только ослабляет силу посылки. Понуждая себя мыслить на чужом
языке, люди будут вызывать внутренние образы, связанные с народом такого
наречия. Тем самым они нарушают четкость своего мышления. Советую не только
посылать мысли на своем родном языке, но и делать это в самой простой и
привычной обстановке. Нажитые предметы менее всего осложнят внимание. Сами
излучения таких вещей не будут вносить раздражения.
Мы устанавливаем передачу мысли в почти пустой комнате. Стены
окрашены в синий или зеленый цвет, последний может быть весьма удобен для
многих индивидуальностей. Также Мы предпочитаем удобное кресло, чтобы спинной
хребет был в прямом положении. Не нужно, чтобы кресло так или иначе тревожило
тело. Также и свет не должен раздражать глаза. Лучше иметь источник света
позади. Не должно быть насильственных напряжений, но лишь полное сосредоточие.
Иногда можно иметь перед собою изображение лица, к которому идут посылки. Но лучше
иметь такое изображение мысленно. Спокойствие и гармония музыки нередко
сопровождают посылку мысли.
Помните эти условия, когда
представляете себе Нас за посылками мысли». («Надземное», 10.)
«Урусвати поразилась, увидя
Наше напряжение при посылках идей на расстояния дальние. Поистине, Мы наполнены
электричеством, чтобы умножить силу всеначальную. Мы пользуемся и своеобразными
электрическими аппаратами, чтобы создать особую атмосферу, которая помогает
посылкам мысли. Замечайте, что при электрических станциях могут быть усиленные
психические восприятия. Хотя пресыщение атмосферы электричеством может вызывать
огненные болезни. Везде нужна правильная гармония.
Обратите внимание, что Я сказал
о напряжении при посылках идей. Мысль, посланная в определенное место,
определенному лицу, не требует такого напряжения, как посылка пространственная.
Она встречает много определенных противодействий. Около таких посылок кипит
настоящая битва, и потому требуется доспех электрического вихря.
Не нужно забывать, что такие
вихри привлекают в свою орбиту явленные утонченные души, и они могут
чувствовать сильное изнеможение, ибо энергия их магнитно приобщается к общему
потоку. Когда вы чуете необъяснимое напряжение и исчерпанность сил, подумайте —
не участвуете ли в пространственных посылках?
Даже во время наибольшего мирового смятения Мы шлем мысли,
которые противоречат желанию большинства человечества. Не могут люди понять,
что безумие не может быть излечено безумием. Они стремятся повторить
разрушение, которое уже не однажды посещало Землю. Мы держим по возможности
равновесие, но сумма свободной воли может превозмочь благие наставления.
Урусвати не забудет, как Мы преображаемся в напряжении. Пусть
человечество потребует лечения, ибо без согласия нельзя исцелить».
(«Надземное», 15.)
«Представим себе, сколько противодействий встречает каждого,
кто посылает полезные мысли. Урусвати сегодня испытала многие Наши токи
большего напряжения. Такая смена токов показывает, какая находчивость должна
быть явлена. Ведь каждый ток борется с противодействием. Так самые неотложные
решения требуют и обороны от весьма ловких разрушителей.
Урусвати всю ночь помогала Нам
и даже успела побывать на родине». («Надземное», 50.)
«Мы, прежде всего, указываем на
возможности, но не вторгаясь в карму. Какая же будет честь исследователю, если
он повторит Наши слова, не приложив своего труда?! Сознание обогащается лишь в
процессе мышления. Механическое повторение не приведет к новому синтезу. Нужно
наблюдать, как Мы ведем мышление, не нарушая самодеятельности. Мы указываем
путь, но каждый поворот тропинки должен быть узнан.
Наша внутренняя жизнь
обусловлена определенными методами, основанными на непреложных законах. Наша
Обитель может существовать лишь исполнением законов эволюции. Вы замечали, как
совершенно неожиданные ученые утверждали предусмотренное в Учении. Кроме
распространения Учения можно бы указать, как часто ученые получают как бы
случайные импульсы. Наши мыслительные посылки летят по всему миру. Мы не
скупимся и сеем в пространстве. Пространство полно разных идей. Кто-то назвал
такое состояние пищеварением Беспредельности.
Особенно нужно полюбить тщательную работу, только при ней
можно знакомиться с методом Братства». («Надземное», 126.)
«Урусвати знает, что передача мысли на очень дальнее
расстояние требует самоотвержения. Каждая человеческая мысль не исчезает в
пространстве, но различие велико между мыслями, вылетевшими без определенного
назначения, и мыслью, посланной с предназначенной целью,— такая посылка
проходит через разные сферы и подвергается различным воздействиям. Представим
себе путь такой мысли в виде телеграфной проволоки. Много обстоятельств могут
подвергать ее опасности, много может быть касаний, которые причинят даже
гибельные последствия. Также и при посылках мысли могут быть замыкания токов и
отправитель пострадает. Мы говорим так, чтобы напомнить, какую трудную миссию
возложил на себя Мыслитель, но следствия велики.
Сказано, что мысль звучит в пространстве. Это определение не
только символично, но должно быть понято в буквальном смысле. Вы слышали
звучание струны и серебряные звоны. Напряжение мысли дает звучание в
пространстве. Можно назвать много народных преданий, где указано, что события
предвозвещались звучащими явлениями. Такое сравнение очень правильно, именно
перед большими событиями наблюдается уявление мысли.
Не события звучат, но сопровождающие их напряжения мысли. Они
могут проистекать из земного источника, но могут следовать из Тонкого Мира.
Субстанция мысли везде одна, она представляет связующую мощь между мирами.
Следует обращать внимание на звуковые явления и сопоставлять их с событиями.
Мыслитель говорил: «Мое мышление убеждает меня, что живу в
двух мирах. Можно наблюдать природу вещей как плотную, так и тонкую. Пусть слух
научится различать звуки пространственные. Трубы могут оглушать, но звучание
пространственное даст трепет сердца». («Надземное», 224.)
Однако энергия мысли используется Учителями не только для
ускорения научного и духовного прогресса человеческого сообщества. Грозные
события Армагеддона заставляют сотрудников гималайской общины направлять их
главные силы не только на дело просвещения, но и в первую очередь на спасение
Земли.
О том, что представляет собой духовно-энергетическая работа
Махатм по спасению нашей планеты, мы поговорим особо.
<Оглавление> <далее>
на главную |
|