§153. Урусвати знает из
апокрифов, что люди хотели сделать из Великого Путника народного героя. Такие
желания нередко высказывались по отношению к Великим Учителям. Происходило
печальное недоразумение. Конечно, Великий Учитель и есть герой и вождь, но
многие сознания не могут вместить истинное значение этих понятий — так
свиваются терновые венцы.
Урусвати слышала Голос Великого
Путника, но мог ли он принадлежать водителю толп? Именно толпы своими криками
ввели Путника под особые страдания. Толпы, те же самые толпы, кричали о
царстве, и они же торопили казнь. Так они своеобразно способствовали исполнению
пророчеств.
Невозможно представить, какая
карма ложилась на множество безумцев! Могут теперь многие помнить события,
которые легли на плечи многих поколений. Это не наказание, но следствие безумия
свободной воли. Когда советую очень воздерживаться от неразумных слов и мыслей,
тем самым прошу подумать о будущем.
Учитель мог пройти путь подвига
и без рычаний толп, но именно даже исцеленные Им наполняли пространство
угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно называть многими
именами, но все-таки оно останется свободной волей. Правильно считать свободную
волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным
сокровищем! До сих пор Мы храним в Наших тайниках многие предметы, связанные с
жизнью Великого Путника. Можно удивиться, насколько излучения Его сохраняются в
течение многих веков. Такое мерило есть самый верный показатель количества
всеначальной энергии. Именно не тогда, когда рука или дыхание намеренно
посылают силу, но когда каждое непроизвольное касание уже наслаивает
неизгладимую энергию.
Так помните о необычайной
всеначальной мощи Великого Путника.
§154. Урусвати знает, что
Великие Учители могут говорить с животными. Пример Великого Путника и в этом
отношении поразителен. Но следует понимать разумно такое общение с животным
миром. Люди могут не прибегать к животным звукам и все-таки понимать их.
Психическая энергия может непосредственно соприкасаться с такой же энергией и
достигать понимания.
Прежде всего, необходимо
отсутствие страха и гнева с обеих сторон. Также нужно преисполниться истинным
доброжелательством, но нельзя солгать в таких свойствах. Многие трусы уверяют в
своем мужестве, а самые злобные прикинутся добрыми, тогда нет пути. Между
мирами утеряна связь самая естественная, ибо живые твари утратили обоюдное
доверие. Теперь рассказывают как редкое явление, два животных разной породы
могут жить вместе. Люди тоже приближаются к животным с сомнением. Откуда же
зародится взаимопонимание?
Но если бы увидеть, как Великий
Учитель обращался к животным и птицам, то можно бы убедиться в существовании
живой связи между мирами. Он мог позвать птицу себе на руку и послать ее в
определенном направлении. Он мог утишить любое животное не окриком, но
внушением спокойствия. В старых преданиях говорится о приходе больных животных
к Учителю для исцеления. Можно привести много таких примеров, и Учитель имел
право назвать животных меньшими братьями. Но не было никакой условной
нарочитости в этих свободных общениях, было не рабство, но сотрудничество.
(...)
§156. Урусвати знает, что
Великий Путник одним взглядом обращал окружающих к Наивысшему. Учитель говорил:
«Братья, решительно для всего вы находите значительное время, но Наивысшему вы
оставляете лишь краткие мгновения. Если бы вы отдавали Наивысшему лишь время,
потраченное на трапезы, то вы уже сделались бы учителями». Так Он учил
жизненной пользе обращения к Наивысшему.
Также говорил Он: «Когда
обращаетесь от всего сердца, то почувствуете как бы крепкую нить, связующую с
Великим Сердцем».
Также говорил: «Не тревожьте
друг друга, когда видите, что кто-то углублен в молитве. Можно повредить
человеку, можно разорвать его сердце неразумным вмешательством».
Также говорил: «Умейте явить
чистоту и полощите рот после каждой пищи. Не опьяняйтесь, ибо в безумии человек
хуже последнего животного».
Также говорил: «Не вкушайте
мяса, если есть возможность к тому».
Так можно найти в апокрифах
много намеков о всех сторонах жизни. Кроме уже найденных апокрифов можно
открыть и еще несколько. Не будем судить о времени записей, ибо они не однажды
переписывались и переводились.
Кроме того, не забудем, что
установленные писания выбраны случайно из множества имевшихся. Так следует
отнестись со вниманием ко всему дошедшему из прошлых веков. Также не забудем,
что в позднейшие века апокрифы не записывались и они относились к векам, не
очень удаленным от событий. Не будем относиться лишь отрицательно, ибо и теперь
находят отрывки древних писаний.
(...)
§159. Урусвати может передать
черты Великого Путника художнику, склонному к изображению человеческих ликов;
хотя бы в общих чертах можно запечатлеть Изображение. Напомним еще раз черты
Его: волосы светло-русые и, действительно, довольно длинные, концы их несколько
темнее, слегка волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб
светлый и широкий, но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но
невелики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного
заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно
полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка
раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько
красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым.
Так и каждый, обращающийся к
Учителю, должен преисполниться любовью. Почитание и уважение без любви не могут
быть действительными. Некоторые думают, что любовь может унижать почитание. В
этом заблуждении заключено непонимание высшего чувства. Лишь тот ученик, кто
любит Учителя. Каждое обращение имеет основой любовь или страх, но страх
неуместен там, где стремятся к Свету.
Вспоминая Лик Учителя, можно
проникнуться любовью. При этом нужно помнить, что не может быть исключительной
любви среди Братства Великих Учителей. Ученик будет иметь своего Учителя, но он
будет относиться с любовью и к другим Учителям. Именно избранный Учитель будет
ближайшим, но, узнавая подвиги других Учителей, чувство любви будет искренним.
§160. Урусвати знает, что
Великий Путник имел обычай на песке чертить различные знаки, потом сметал их.
Ученики спрашивали — отчего Учитель не писал те же знаки на чем-то постоянном?
Но Учитель начертил знаки на воздухе и сказал: «Вот наиболее постоянный
явленный устав. Ничто не изгладит эти начертания». Так Учитель разъяснял силу
мысли.
Некоторые утверждали, что знаки
пространственные сияли, как молнии. Учитель не отрицал возможность такого
сияния и говорил: «Будет время, и люди познают, как передавать начертания свои
на дальние расстояния». Ученики не могли понять, о чем им сказано.
Еще говорил Учитель:
«Уберегитесь от дурных мыслей. Они обратятся на вас и осядут на плечи ваши, как
омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно
знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертный».
Еще говорил: «Мы расстаемся
здесь, но можем встретиться в облачениях света. Не будем заботиться о базарах,
ибо в царстве Света одежды выдаются по желанию. Не будем печаловаться, когда
нас ждут с радостью лучшие друзья».
Еще говорил: «Не будем жалеть о
том, что изнашивается быстро, ибо нам уже готовы одежды прочные».
Еще говорил: «Вы привыкли
бояться смерти, ибо вам не говорили о переходе в Мир лучший».
Еще говорил: «Нужно понять, что
добрые друзья и там будут трудиться вместе».
Так постоянно Великий Путник
учил вечности и силе мысли. Но такие Заветы были поняты лишь немногими. Даже
невозможно представить, как мало было число запомнивших слова Учителя! Между
тем Он умел говорить кратко и просто.
У Нас особенно ценят уменье
сказать кратко. В пространстве такие иероглифы высекают очень четкие знаки.
§161. Урусвати знает, как нередко
Великий Путник был тревожим силами тьмы. Даже в Писании было отмечено такое
утеснение. Можно спросить — каким образом могли запечатлеться в Писании случаи,
которые происходили без свидетелей? Сам Великий Путник должен был поведать об
этом — так и было. Учитель не скрывал борьбы, происшедшей около Него. На
собственном примере Он приготовлял учеников к постоянной битве. Он говорил:
«Каждый человек беспрестанно находится в трех битвах. Человек может воображать
себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трех битвах
одновременно.
Первая будет между свободной
волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновениях
этих начал.
Вторая битва бушует вокруг
человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится
добычею одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся
овладеть человеком.
Третья битва шумит в
бесконечности, в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса.
Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум
человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое
небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Только овладев чувствами
земными, может человек помыслить о невидимых мирах. Нужно привыкать к таким
мыслям. Только они сделают человека сознательным участником сил беспредельных.
Помыслите о своем постоянном
предстоянии перед ликом Беспредельности. Самые высшие слова не выражают
Всевышнее. И лишь краткие мгновения сердце может затрепетать восторгом
познания. Умейте запомнить такие мгновения, ибо они будут ключом к будущему.
Невозможно принять наполнение
всех бесчисленных миров, но к тому направляет Учитель. Сумейте почтить Его
доверием, без этого моста не пройти.
§162. Урусвати знает, что Великий
Путник имел общение не только с бедными, но и с богатыми. Можно видеть, что Он
не всем богатым указывал раздачу имущества. Не было ли в этом противоречия? Не
было. Учитель указывал отказ от богатства там, где Он видел ложное отношение к
земным сокровищам.
Он говорил человеку о
необходимости освободиться от богатства, когда видел, что сокровища являлись
тяжким жерновом на шее слабого духом. Так и должно понимать отношение Учителя к
земным сокровищам. Он не отрицал их, ибо нельзя считать несуществующим то, что
есть на Земле. Но необходимо найти разумное отношение ко всему сущему.
Учитель вовсе не желал видеть
всех в одинаковой нищете. Учитель, наоборот, посылал советы, что даже при малом
достатке можно иметь чистую радость без зависти к соседу.
Учитель мог побыть с бедными и
богатыми, и везде Он был одинаково добр и полон желания помочь. Ведь богатые
иногда больше нуждаются в помощи.
Также Учитель стремился помочь,
когда видел совершающуюся несправедливость. Учитель понимал, как обратить
гонимых в героев. Учитель понимал, что каждое Его благодеяние будет осуждено, и
Сам не заботился о признательности, но в советах своих Он не забывал указать на
великую силу признательности. Так вспомним чудесную жизнь, которая напитала
множество сердец.
§163. Урусвати знает, что
лучшие поучения Великого Путника и поразительные исцеления остались
незапечатленными. Кроме обращения к народу и к ученикам, Он имел много
собеседований наедине. Кто же мог записать такие замечательные поучения?
О смене жизней Учитель не
говорил народу, ибо в Его стране эта истина не была бы понята. Даже из учеников
немногие усваивали вполне перевоплощение. Перевоплощение было известно
некоторым сектам, и так же, как и теперь, оно отрицалось многими. Именно так
же, как и теперь, смена жизней вызывала ожесточенные споры.
Учитель любил говорить о
предметах спорных наедине, ибо тогда Он мог сообщать по уровню сознания. Много
было таких одиночных бесед. Иногда они касались начальных предметов, но бывали
и собеседования с весьма образованными философами. Одни приходили боязливо в
ночную пору, но другие решались приближаться и днем. Великое терпение Он
проявлял ко всем. Можно себе представить, как было заполнено время Его в
течение краткого подвига. Ученики часто недоумевали, когда имел Он время для
сна?
Также многие замечательные
исцеления происходили незаметно. Люди замечали исцеления безумия, паралича,
слепоты и глухоты. Такие исцеления своею очевидностью поражали толпу.
Действительно, когда немые заговорили и прокаженный очистился, толпа была
потрясена. Но, с научной точки зрения, иные чудеса были еще замечательнее.
Учитель силою воли останавливал внутренние разрушительные процессы. Толпа и
даже близкие не могли оценить такое мощное воздействие. Оно заставляло
двигаться не только омертвелые мускулы, но могло заживлять пораженные ткани.
Проявлялась такая сила мысли, о которой человек мог лишь мечтать.
Это воздействие уже невозможно
называть внушением. Оно должно было бы уже называться победою над плотью. И
теперь, когда люди начали изучать силу мысли, они должны вспомнить о бывших
замечательных победах мысли. В основе пусть будет соизмеримость, тогда энергия
устремится по кратчайшему пути.
§164. Урусвати знает, какие
космические условия сопровождали переход Великого Путника в Тонкий Мир. Но,
кроме замеченных потрясений, были и многие другие. Удивительно ли, что событие
земное соединилось с космическим? Нет, наоборот, люди должны примечать, что все
события связаны. Необходимо, наконец, признать единство Космоса.
Многие явления сопровождают
каждую ступень эволюции. Но люди в такие торжественные дни становятся особенно
упрямыми. Они напоминают путников, которые, прибыв к месту назначения,
отказываются выйти из повозки. Совершенно так же и во время совершения подвига
Великого Путника люди не желали выйти из повозки, не хотели видеть поражающего
явления перед ними.
Творилась небывалая
несправедливость, и никто не поспешил указать окружающим на ужас происходящего.
Сам Великий Учитель имел мудрость Перикла, чтобы не ожидать от толпы
справедливости. Он, столько давший, чуял, что соизмеримость уже нарушена. Он
лишь предупреждал, чтобы люди не перегрузили свою карму. Так Учитель знал, что
путь неизбежен, и перенес учительство уже на явления из Тонкого Мира. Но именно
эти поучения остались нигде не записанными. Так появился еще один пример
несправедливости.
В записях можно найти только
самые краткие намеки на посещения Учителя из Тонкого Мира. Но даже преданные
ученики не нашли возможности указать, что самые великие Откровения были даны
Учителем уже в тонком теле. Между тем такое указание было бы чрезвычайно важным
для всего Мира. Учитель не настаивал, ибо видел, что пространство лучше
сохранит Его Заветы.
Также и теперь Мы предупреждаем
о космических напряжениях, но мало кто слушает. Мы указываем на необычные
явления, но люди считают их случайностями. Так происходит пример
несоизмеримости.
(...)
§167. Урусвати знает, что
преследователи стремятся за Великими Учителями подобно пыли за всадником.
Чрезвычайно поучительно наблюдать не только последователей Учителя, но и
преследователей Его. Можно различить сущности, которые в ряде жизней упорно
старались повредить добру, вносимому Учением.
Спросят — разве среди слоев
Тонкого Мира такие преследователи добра не могут убедиться в тщетности своих
мрачных усилий? Но их руководители не дремлют. Нужно понять древнейшее предание
о демонах, закрывающих своими крыльями Свет от учеников. Поистине, и в низких
слоях Тонкого Мира может происходить такое закрытие Света. Оно происходит и на
Земле. Преследователи Учения добра спешат вредить не только сознательно, но они
невольно привлекаются к сильному магниту Учения и тем яростнее безумствуют.
Примеры таких безумств можно
наблюдать в разных веках. Разумные люди нередко спрашивали таких
преследователей — что заставляет их так свирепо и неуклонно поносить Учение,
ненавистное им? Ответ был почти одинаков. Они утверждали, что не могут
остановиться в своем поношении. Но такое устремление будет свидетельствовать об
одержании.
Принято называть предателей
Иудами, как символ одного из самых ярых предателей. Нужно посмотреть, не был ли
Иуда и в прежних жизнях уже таким же мрачным выполнителем зла? Нужно усмотреть,
как в лучшие века Греции вползали ехидны предательства. Можно назвать их имена,
но не полезно произносить слова, обозначающие лишь предательство. Нужно лишь
твердо уяснить, что каждое великое Учение имеет предателей, за которыми торчат
крылья демонов. (...)
§168.
Урусвати знает, что каждое доброе действие преображает частицу хаоса, потому
каждое творение доброе называем сожжением хаоса. Такая метафора имеет реальное
основание. В порыве к добру, к свету зажигаются лучшие огни, и они выявляют
хаос в новом, очищенном виде.
Люди иногда думают, что
сотрудничество с Братством обрушивает на них ярость тьмы — предположение
неверно. Гораздо ближе сказать, что каждое добро сотворенное привлекает злобу
темных.
Наверное, найдутся малодушные,
которые скажут — для благополучия нашего не будем творить добра. Велико число
таких отказавшихся от добра. Уберегли они сердце свое от добра. Потушили они
огни и погрузились в сумерки. Но очень отвратительны призраки сумеречные. Кто
боится добра, тот потонет в хаосе.
Великий Путник учил любить
добро. Много было извращено Его Учение. Даже самые простые слова не уберегли
Учения, и люди сумели обернуть Истину для своих торговых дел. Изгнание торгашей
из храма остается символом предостерегающим, но и храм должен быть в духе.
Значит, торгашество должно быть изгнано в духе. Никто не может запретить обмен
жизненных припасов, но пусть торгаши решают дела при свете огней сердца. Тем
самым главные основы жизни могут светиться сиянием добра.
Слышу злобный хохот. Хаос
содрогается и надеется, что его слуги не отступят. Так мысль о добре привлекает
и судорогу зла. Не убоимся самой ужасной гримасы зла, лишь бы увеличить запас
добра.
§169. (...) Сам Великий Путник
учил необходимости равновесия. Могут спросить — указывал ли Он на космогонию?
Он лишь утверждал существование множества миров и направлял мысль к Высшему.
Такое утверждение было необходимо народу, ибо и в дальнейшем люди считали малую
Землю единою обителью человечества. И теперь многие пытаются ограничить
мышление лишь Землею. Так Учитель звал к осознанию величия Мироздания.
Явление существ Тонкого Мира
Учитель не однажды утверждал, особенно же в своих последних беседах.
§170. Урусвати знает, что около
вопросов космогонии и религии должна быть проявлена особая целесообразность.
Можно оценить слова Великого Путника, что Он пришел исполнить прежний закон.
Многие приступали к Нему с вопросом — плоска ли Земля? Он же отвечал: «Для вас
она плоска». Так во всем Он отвечал по сознанию. Можно учиться простоте и
утонченности Его ответов. Нужно помнить, что по завету Братства, прежде всего,
необходимо говорить по сознанию. Лишь в мыслях Учитель мог рубить канаты
предрассудков, но слова Его соответствовали сознанию слушателей.
Среди Его заветов были весьма
углубленные, но слушатели принимали их по своему уровню. Доля Учителя одинакова
во всех веках, Он должен иметь терпение и сострадание по уровню учеников.
Несчетно должен Он касаться тех же вопросов и не может досадить совопрошателю,
напомнив, что заданный вопрос уже давно отвечен. Но можно представить себе
уровень вопрошателей, и тогда можно поразиться неистощимому терпению Учителя.
Нужно прожить много
существований, чтобы запастись таким терпением и понять, в чем заключается
помощь человечеству. Так вырастает и любовь к человечеству,— не к особям, но ко
всему человечеству, которое обладает свободной волей. Можно много терзаться,
наблюдая злоупотребление этим высшим даром, но тем более зарождается решение
помощи заблуждающимся. Так можно представить себе внутреннюю жизнь Учителя.
Нужно понять радость подвигу,
которая живет в сердце Посланного на спасение человечества. Не убоимся назвать
это служение спасением человечества.
(...)
§172. Урусвати знает, насколько
западает слово в детское сердце. Особенно до семи лет можно вызвать
воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь.
Полезно спрашивать детей — не помнят ли они чего-либо особенного? Такие
прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о
прошлом, но все-таки останется искра прекрасного существования.
Великий Путник любил открывать
память. Он приближал к Себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою,
тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил детей, но видел в них
продвижение человечества. Относясь к ним, как к взрослым, Он был прав, ибо,
когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым.
Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним как равный. Они сохранят такое
воспоминание на всю жизнь.
Может быть, именно дети помнили
Учителя больше, чем исцеленные Им. Так нужно помнить, что младшие будут
продолжателями жизни и каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее
будет, если можно пробудить воспоминание о Тонком Мире. Самая глубокая духовная
жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира, и облегчится
сношение с Миром Невидимым.
Явления Учителя в тонком теле
укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять
сущность этого Мира, но все-таки окно приоткрылось.
§173. Урусвати знает, как люди
не умеют ждать деятельно. Великий Путник учил ждать бездумно, так, чтобы
ожидание наполняло все существо. При такой мере не может быть ожидание
ограничено думой. Человек слишком хорошо знает, что он хочет, к чему он
стремится и с чем срослось его сознание. Из этого источника черпал Великий
Путник свою несломимость.
Он знал не рассудком, но
сердцем, как трудно дать людям новое сознание. В пределах рассудка можно
признать многое легко, но сердце научит, насколько люди будут цепляться за
ветхое сознание. Сказано, что нужно давать по сознанию. Но как же поступать,
если вместо сознания обнаружится шаткий, мохнатый клубок ветоши? Учитель должен
твердить трюизмы, в этом наибольшая трагедия Учителя во всех веках. Только
сознание, закаленное многими жизнями, пройдет через всякие выбоины человеческих
тропинок.
Тяжка задача Учителя и тем
более тяжка, что Иерархия толкуется большинством превратно. Все это знал
Великий Путник и спешил к совершению подвига. Один подвиг совершался в течение
века, другой — в течение нескольких лет. На каких весах можно взвешивать такие
Служения?
Деяния Истины невесомы мерами
земными. Но велика радость, что такие деяния произошли. Они научают
человечество устремлению к обновлению сознания во всех веках.
§174. Урусвати знает, насколько
превратно толкуются символические выражения. Одно можно напомнить, что
исторические слова о битье в левую и в правую щеку породили много заблуждений.
Действительно, если сказанное принять телесно, то получится бессмыслие. Но
завет был дан в духовном смысле. Именно при равновесии внутреннем не могут
вредить попытки зла. Сам Великий Путник принимал человеческое достоинство и
знал из Учений Индии, что никто не может поколебать дух человеческий.
У Нас очень признают за особое
достижение, когда и в удаче и в неудаче человек неуклонно стремится к избранной
цели. Но для этого нужно избрать цель и понять, что вне ее нет продвижения. Из
такого убеждения складывается подвиг. Требуется некоторый подвиг от каждого
человека. Само понятие подвига должно быть зовущим, но не устрашающим.
Еще Он учил о качестве подвига:
«Каждый улучшающий качество труда своего уже совершает подвиг. Даже если он
действует ради себя, он не преминет принести и другим пользу.
Труд имеет качество в себе
такое, что любой получит от него пользу. Не только в земном мире радуются
качеству труда, но и в Тонком Мире наблюдается особое внимание к прекрасному
труду».
И еще говорил: «Вы по восходу
судите обо всем дне. Вы замечаете, когда восход облачен или ясен, когда солнце
красно или туманно.
Также и в жизни уже с детских
лет можно предвидеть развитие существа человека. Можно наблюдать, как заложено
в нем все, что обнаружится позднее. Кто любит с детства трудиться, тот и останется
тружеником».
Природа труда или праздность
заложены в прошлых жизнях. Многие пребудут в Тонком Мире и не научатся
радоваться труду. Утверждаю, что качество труда складывает и дальнейшее
восхождение. Ошибочно думать, что лишь цари восходят, а пахари нисходят.
Качество труда может быть достигаемо в любом состоянии.
Также учил Он о превосходстве
знания над невежеством. Знание есть следствие великого труда. Не может народ
успевать, если не будет спешить в познавании. Но лишь немногие могут помочь
народу в познании, и тем лицам воздадим почитание. Каждый из них не только
прочел уже написанное, но вложил каплю и своего познания. Такая капля есть дар
Беспредельности.
§175. Урусвати знает, что
просветительные дела подвергаются насмешкам и поношению. Вы все знаете это, но
говорю опять, ибо Великий Путник постоянно был спрашиваем — отчего лучшие
деяния изгоняются людьми?
Он приготовлял учеников к
мужеству и принятию этих насмешек. Он говорил: «Тьма борется со Светом; тьма
пытается сохранить свое достояние. Мы ужасаемся тьме, но она ненавидит нас.
Ужели можно примирить Свет с тьмою! Можно ли служить тьме, считая себя
светоносцем?» — так Учитель показал, что нельзя служить двум началам. Он должен
был указать ученикам, что каждому из них придется запечатлеть служение Свету
личным подвигом.
Не может быть понято такое
служение, если не осознана целесообразность. Но такое понятие может быть
воспринято, если дух знает свое назначение. Мужество и мудрость происходят из
одного понятия блага.
Человек носит в себе мерило сущности
своих деяний. Невозможно рассказать, как и когда настанет решительный час, но в
сердце нашем мы знаем, когда исполняется срок. Только мудрость и мужество
помогают понять всю ответственность на пользу всего человечества.
Явление Великого Путника показало,
как целесообразно Он вышел на подвиг.
§176. (...) Великий Путник учил
о расширении сознания. Он повторял: «Откройте глаза и уши». Не только к своим
поучениям Он предлагал открыть уши, конечно, Он указывал, сколь глубокий смысл
можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть веревку в игольное
ушко. Большое послание не вмещается в малое ухо.
Можно представить себе, какое
множество Его поучений не вошло в уши слушателей! Многое запомнилось лишь
отрывочно. Связь утратилась, и тем утерялся первоначальный смысл. Не скажу,
чтобы смысл сделался превратным, но стиралась красота слова. Так многие Великие
Учители претерпевали искажение Их мыслей.
В пространственных скрижалях
лучше сохранились мысли Учителей. Как благодатная роса, они нисходят к тем, кто
может принять их. Зная это, Учители не огорчаются земными искажениями.
Сужденное дойдет, и открытое сердце воспримет.
Человеческие мысли тоже растут
в пространстве. Каждая героическая, самоотверженная мысль есть уже как зерно
будущего мира. Не только Великие Учители, но и каждый мыслитель в Космосе может
быть строителем добрым.
Люди не желают погружаться в
мышление о дальних мирах. Между тем именно эти мысли будут хорошим очистителем
сознания. На пространственных путях не будет зависти, злобы и грубости.
Великий Учитель часто обращал
взор учеников к светилам: «Много домов, и везде жизнь». Он хотел, чтобы ученики
полюбили Беспредельность.
Все Наши Сестры и Братья
любят беседовать с дальними мирами. Когда сестра Урусвати обращает глаза к
сияющей планете, она вспоминает о своем полете, она радуется дальним мирам.
§177. Урусвати знает,
что не всегда могут состояться феноменальные действия. Кроме космических причин
и вторжения отрицательных сил Тонкого Мира, могут быть воздействия так
называемого неверия. Трудно провести границу между неверием и сомнением, обе
ехидны из одного гнезда.
Великий Путник часто
учил, что дается по вере. Не забудем, что Христос не мог творить чудес по
причине неверия, об этом можно найти некоторые упоминания. Теперь ученые
заменили бы слово «неверие» отрицанием авторитета. Безразлично, какие выражения
будут употребляться, но смысл один. Перерыв тока энергии нарушает даже самые
мощные посылы.
Можно наблюдать это
физическое явление, начиная от самых обиходных положений. Когда Мы предупреждаем
против сомнения, Мы говорим о физическом законе. Люди могут отринуть самую
сильную помощь, ибо свободная воля может уничтожить наиболее здоровые
обстоятельства. Человек сердится и отталкивает Руку, удерживающую его от
падения. Учитель должен предостеречь от вреда сомнения.
Можно напомнить, как
ученики сомневались в силе Учителя и немедленно получали удар, который
назывался судьбой. Но такое определение неверно. Какая же судьба в том, что
человек оборвал целительную связь!
Справедливо оценить, что
Великий Путник так открыто утверждал основы веры как жизненную причину
продвижения. Учитель был полон великого знания и в простых словах передавал
его».
Из книги Мэнли П. Холла
«Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и
розенкрейцеровской символической философии».
(Новосибирск, 1992, т. 2,
с. 413—422.)
Граф де Калиостро
«Божественный»
Калиостро, одно время идол Парижа, а вслед за тем одинокий узник в застенках
Инквизиции, промелькнул на небосклоне Франции, как метеор. Согласно его
мемуарам, написанным во время заточения в Бастилии, Александр Калиостро родился
на Мальте в знатной семье, имя которой неизвестно. Он рос и воспитывался в
Аравии, и его воспитателем был Алтотас, хорошо сведущий как в философии и
науках, так и в трансцендентальных искусствах. Когда биографы Калиостро
высмеивают эти сведения, они не могут объяснить или предложить какую-либо
убедительную версию того, каким образом Калиостро приобрел знание сколь тайное,
столь и величественное.
Его называли самозванцем и шарлатаном,
его чудеса объявлялись фокусами, а его благородство подозревали в скрытой
корысти. Вне всяких сомнений, граф Калиостро является самым оболганным
человеком в современной истории. «Подозрение, которое всегда внушали таинства и
магия, сделало фантастическую личность Калиостро легкой мишенью для клеветы.
Поэтому о нем сложилось превратное мнение и сведения, дошедшие до нас так
искажены, что узнать этого благородного человека трудно. Больше сотни лет его
репутация раскачивалась на виселице бесславия, и всякого, кто пытался вынуть ее
из петли, ждали проклятия. Его судьба была его славой. История его помнит не
столько за то, что он сделал, сколько за то, что с ним сделали»,— так говорит о
Калиостро У. Троубридж. (См. «Калиостро. Блеск и нищета Мастера магии».)
Согласно популярной версии,
настоящим именем Калиостро было Джузеппе Бальзамо и, вероятно, родом он был с
Сицилии. Однако в последнее время возникли сомнения, насколько эта версия
соответствует фактам. Но уже сейчас ясно, что оскорбительные тирады против
бедного графа направлялись на самом деле против другого человека. Джузеппе
Бальзамо родился в 1743 году в честной и скромной семье. С юных лет он проявлял
эгоистические, аморальные и даже преступные наклонности и после ряда выходок
исчез. Уже цитировавшийся нами выше Троубридж представил много доказательств
того, что Калиостро и Джузеппе Бальзамо не одно и то же лицо, развеяв таким
образом худшее обвинение против Калиостро. После шести месяцев заключения в
Бастилии на суде Калиостро был оправдан при обвинении в воровстве «ожерелья
королевы». Как выяснилось, на самом деле он предупредил кардинала де Рогана о
планируемом преступлении. Несмотря на то что он был признан невиновным
французским судом, попытку очернить Калиостро предпринял художник, скорее талантливый,
чем честный и умный, нарисовавший картину, изображающую Калиостро с фатальным
ожерельем в руках. Суд над Калиостро был назван прологом к Французской
революции. Затаенная ненависть против Марии Антуанетты и Людовика XVI,
вызванная этим судом, взорвалась впоследствии ужасом Террора. В своей брошюре
«Калиостро и его египетские обряды масонства» Генри Эванс также весьма
убедительно защищает этого человека от клеветы, связанной с его именем.
Честные собиратели фактов,
окружающих жизнь и таинственную «смерть» Калиостро, придерживаются того мнения,
что циркулировавшие вокруг него слухи могут быть прослежены к махинациям
Инквизиции, которая распускала их, стремясь тем самым оправдать его
преследование. Основные обвинения против Калиостро сводились к тому, что он
пытался основать масонскую ложу в Риме, и ничего больше. Все остальные
обвинения выдвинуты против него позднее. По некоторым нераскрытым мотивам Папа
заменил смертный приговор Калиостро пожизненным заключением. Этот акт
показывает, что Калиостро уважали даже враги. В то время как общепринятая
версия о смерти Калиостро сводится к тому, что он умер в застенках Инквизиции
через несколько лет после заточения, факты показывают, что она вряд ли истинна.
Ходили слухи, что он бежал и, согласно одной из версий, уехал в Индию, где его
таланты были оценены в отличие от управляемой политиками Европы.
После создания Египетских
обрядов Калиостро заявил, что, поскольку женщины допускались в древние
Мистерии, нет никакой причины, почему бы не допускать их в современные ордена.
Княгиня де Ламбаль благодарно приняла звание Хозяйки Чести его секретного
общества, и на ее инициации присутствовали многие видные члены французского
двора. Блистательность этого события привлекла внимание масонских лож в Париже.
Их представители в искренней попытке понять масонские Мистерии выбрали
ученого-востоковеда судью де Гебелина в качестве своего представителя и
пригласили графа де Калиостро принять участие в собрании, призванном прояснить
многие важные вопросы относительно масонской философии. Граф принял
предложение.
10 мая 1785 года Калиостро
присутствовал на собрании, созванном для этих целей, и его власть и простота
принесли ему расположение всех собравшихся. Лишь нескольких слов было
достаточно судье де Гебелину для того, чтобы понять, что он говорит не только с
сотоварищем исследователем, но и с человеком, неизмеримо его превосходящим.
Калиостро выступил с речью, которая была столь неожиданной, столь отличной от
того, что когда-либо слышала собравшаяся публика, что в изумлении она безмолвствовала.
Калиостро заявил, что Роза и Крест были древним и истинным символом Мистерий, и
после краткого объяснения происхождения символизма перешел к рассмотрению
символического значения букв, предсказывая в графической манере будущее Европы,
не оставляя у собравшихся сомнения, что он обладает проницательностью и
сверхъестественной силой. Любопытной комбинацией букв алфавита Калиостро
предсказал ужасы надвигающейся революции и падение монархии, упоминая при этом
судьбу различных членов королевской семьи. Он также предсказал пришествие
Наполеона и возникновение Первой Империи. Все это он продемонстрировал для
того, чтобы показать, чего можно достичь при помощи высшего знания.
Будучи арестованным и
заключенным в Бастилию, Калиостро написал на стенах своей камеры зашифрованное
сообщение, которое в расшифрованном виде гласит: «В 1789 году Бастилия будет
осаждена и 14 июля будет разрушена до основания». Калиостро был таинственным
агентом Рыцарей Тамплиеров, посвященным Розенкрейцеров, чей восхитительный кладезь
знания проявлялся в глубине Египетских обрядов масонов. Таким образом, граф
Калиостро остается одной из самых загадочных фигур в истории, жившим и живущим,
как верили его друзья, вечно, обвинявшимся врагами в том, что он является
воплощением Дьявола! Его способность к пророчествам хорошо изображена в романе
А. Дюма «Ожерелье королевы». Мир, которому он по-своему стремился служить, не
принял его и преследовал без устали даже память об этом блистательном адепте,
который не смог завершить великие труды успешно и уступил место своему более
удачливому сотоварищу графу де Сен-Жермену.
Граф Калиостро описывался как
не очень высокий, крепкого сложения человек. Большая голова была обильно
покрыта черными волнистыми волосами, зачесанными назад. Глаза у него были
черными и блестящими, и, когда он говорил на какую-нибудь возвышенную тему с
чувством, зрачки его расширялись, брови поднимались и он сотрясал головой, как
гневный лев. Руки и ноги у него были небольшими — знак знатного происхождения,
и вся его внешность производила впечатление внешности благородного и ученого
человека. Он был насыщен энергией и мог работать с неутомимой жаждой
деятельности. Одевался он весьма причудливо и столь охотно раздавал милостыню,
что заслужил прозвище «Отец Нищих», но сам ни у кого ничего не просил. Он жил в
великолепии и роскоши в замке, который был одновременно и храмом, в Ру де ла
Сурдерье. Согласно его собственным утверждениям, он был посвящен в Мистерии не
кем иным, как самим графом де Сен-Жерменом. Он много путешествовал и побывал
практически во всех уголках мира, и в руинах древнего Вавилона и Ниневии
обнаружил мудрых людей, понимавших все секреты человеческой жизни.
Граф
де Сен-Жермен
В начале восемнадцатого века в
дипломатических кругах Европы появилась наиболее непостижимая фигура во всей
истории — человек, чья жизнь была синонимом таинственности. Загадка
относительно настоящего имени этого человека не была разрешена ни
современниками его, ни последующими исследователями. Граф Сен-Жермен был
признанным исследователем и лингвистом своего времени. Его поразительно
многосторонние интересы простирались от химии и истории до поэзии и музыки. Он
играл на нескольких музыкальных инструментах очень искусно, и среди его
сочинений была небольшая опера. Он был также превосходным художником, и
великолепные краски на его холстах, по слухам, были результатом примешивания
истолченных жемчужин. Он получил огромную известность за способность
воспроизведения на картинах драгоценных камней на одежде изображенных людей.
Его лингвистические способности казались сверхъестественными. Он говорил на
немецком, английском, итальянском, португальском, испанском, французском
(пьемонтском диалекте), греческом, латинском, санскрите, арабском и китайском
настолько свободно, что его принимали за говорящего на родном языке. Он владел
обеими руками до такой степени, что мог писать левой так же, как и правой,
когда потом сравнивали два образца, то оказывалось, что письмо было абсолютно
одинаковым, буква в букву.
Как историк Сен-Жермен обладал
несравненным знанием всех событий, происшедших за последние две тысячи лет, и в
своих воспоминаниях он описывает интимные детали исторических событий прошлых
веков, в которых он принимал участие и, больше того, играл важную роль. Он
помогал Мессмеру в разработке теории мессмеризма и, по всей видимости, был
автором этой науки. Его познания в химии были столь глубоки, что он мог
устранять дефекты алмазов и других драгоценных камней — эту ловкость он проявил
однажды в 1757 году по просьбе Людовика XV. Он был также признанным критиком в
области искусств и часто выступал консультантом в спорах по поводу подлинности
картин великих мастеров. Он говорил, что обладает пресловутым эликсиром жизни,
и подтверждением тому может быть мадам де Помпадур, которой граф предоставил
эликсир, позволивший сохранить живость молодости и красоту на четверть века
дольше, чем это отпущено природой.
Поразительная точность его
предсказаний принесла ему немало славы. Марии-Антуанетте он предсказал падение
французской монархии. Несчастную судьбу королевской семьи он осознавал и
предчувствовал задолго до революции. Венчающим свидетельством гениальности
графа де Сен-Жермена была его способность глубочайшего проникновения в
политическую ситуацию в Европе, его потрясающая способность парировать удары
дипломатических противников. Многие правительства Европы, включая французское,
использовали его в качестве секретного агента, и всегда у него были
креденталии, позволявшие входить в наиболее избранные круги общества.
В своей прекрасной монографии
«Граф де Сен-Жермен, Тайна Королей» миссис Купер-Окли дает перечень наиболее
важных имен, под которыми этот удивительный человек действовал между 1710 и
1822 годами. «В течение этого времени,— пишет она,— мы имели Сен-Жермена как
маркиза де Монферрата, графа Белламаре или Аймара в Венеции, шевалье Шенинга в
Пизе, шевалье Велдона в Милане и в Лейпциге, графа Салтыкова в Генуе и в
Ливорно, графа Тцароги в Трисдорфе, принца Ракоши в Дрездене, графа Сен-Жермена
в Париже, Гааге, Лондоне и Санкт-Петербурге». Ясно, что Сен-Жермен принимал эти
имена в интересах секретной службы, которая, как полагают историки, была
главной в его жизни.
Граф Сен-Жермен описывался как
человек среднего роста, пропорционально сложенный, приятной наружности, с
правильными чертами лица. Он был смугл, с темными волосами, которые часто были
припудрены. Одевался он просто, обычно в черное, но его одежды были всегда
лучшего качества и превосходно сидели на нем. У него была мания обладания
камнями, которые имелись у него не только на кольцах, но и на часах, цепочке,
табакерке и даже на пряжках. Один ювелир оценивал пряжку на его башмаке в 200
000 франков. Граф часто описывался как человек среднего возраста, без единой
морщины на лице, бодрый и здоровый. Он не ел мяса и не пил вина, и вообще редко
ел в присутствии посторонних. Хотя его считали шарлатаном и самозванцем
некоторые знатные лица при французском дворе, Людовик XV резко отчитал
придворного за нелестное замечание о графе. Грация и благородство, которые были
характерны для его поведения, вместе с совершенным чувством самоконтроля в
любых ситуациях, говорили о внутренней утонченности и культуре, присущих ему с
рождения. Этот замечательный человек имел удивительную и впечатляющую
способность предсказания и угадывания даже самых малых деталей и вопросов,
которые ему еще только хотели задать. Обладая чувством, родственным телепатии,
он мог ощущать потребности в его прибытии в какой-нибудь далекий город или
государство. Известно, что у него была удивительная привычка появляться дома у
себя или друзей без использования тех удобств, которые предоставляются дверьми;
он и покидал помещения часто в такой же простой манере.
Граф Сен-Жермен путешествовал
по многим странам. Во время правления Петра III он был в России, а между 1737 и
1742 годами. он был гостем при дворе шаха Персидского. По поводу его
путешествий Уна Бирх писала: «Путешествия Сен-Жермена занимают большой период
времени и покрывают огромное число стран. От Персии до Франции и от Калькутты
до Рима — везде он был известен и почитаем. Гораций Уолпол говорил с ним в
Лондоне в 1745 году, Клайв знавал его в Индии в 1756 году; мадам Аллемар
уверяла, что она видела его в Париже в 1789 году, через пять лет после его
предполагаемой смерти; многие люди были уверены в том, что они говорили с ним в
начале девятнадцатого века. Он был на короткой ноге с коронованными особами в
Европе и имел множество друзей среди выдающихся людей всех национальностей. Он
часто упоминался в мемуарах тех дней, и всегда как очень таинственная личность.
Фридрих Великий, Вольтер, мадам де Помпадур, Руссо, Четем, Уолпол — все они
знали его лично, и все жгуче интересовались его происхождением. Но так никто и
не смог, даже по прошествии десятилетий, раскрыть, почему он появлялся как
якобинский агент в Лондоне, как шпион в Петербурге, как алхимик и знаток картин
в Париже и как русский генерал в Неаполе. «Время от времени приоткрывается
завеса, и мы видим его музицирующим в Версале, беседающим с Уолполом в Лондоне,
сидящим в библиотеке Фридриха Великого в Берлине или проводящим встречи
посвященных в пещерах Рейна».
Граф Сен-Жермен считается
человеком, который играл важную роль в активизации масонов. Делались, однако,
постоянные усилия, чтобы дискредитировать его масонские привязанности, и
вызывалось это, вероятно, мотивами скрытыми. Примером такого подхода может
служить заметка, появившаяся в книге «Секретные традиции масонства» Артура
Уэйта. Автор после нескольких уничижительных замечаний приводит гравюру ложного
Сен-Жермена, а именно портрет французского генерала с тем же именем, и не
осознает, что это два разных человека. Вне всяких сомнений, Сен-Жермен был
масоном и тамплиером; мемуары Калиостро прямо говорят о том, что к его
инициации в орден Рыцарей Тамплиеров был прямо причастен Сен-Жермен. Многие из
тех блистательных людей, с которыми граф имел близкие отношения, были высокими
масонами, и сохранились многие свидетельства того, что Сен-Жермен был большим
знатоком масонской мудрости. Вполне допустимо и предположение о том, что он был
связан и с Розенкрейцерами, вероятно, являлся даже главой их ордена.
Граф Сен-Жермен был хорошо
знаком с принципами восточного эзотеризма. Он практиковал восточную систему
медитации и концентрации, его несколько раз заставали сидящим в позе Будды. Он
периодически удалялся в сердце Гималаев, откуда внезапно возвращался в свет.
Однажды он сказал, что пробудет в Индии 85 лет и затем снова вернется к своим
европейским делам. Иногда он признавал, что выполняет приказы высших сил. Но о
том, что он был послан школой Мистерии в мир для выполнения определенной
миссии, он молчал. Граф Сен-Жермен и сэр Фрэнсис Бэкон были двумя величайшими
эмиссарами за последние две тысячи лет, посланными в мир Секретным братством.
Теософ Фрэнсис Адни полагает,
что граф Сен-Жермен не был сыном принца Ракоши из Трансильвании, но, учитывая
его возраст, он мог быть не кем иным, как самим принцем Ракоши, который был
известен как натура, склонная к философии и мистицизму. Тот же самый писатель
верит, что Сен-Жермен прошел через «философскую смерть» в 1884 году, как это
сделал Фрэнсис Бэкон в 1626 году и Франсуа Ракоши в 1735 году. Адни еще верит в
то, что Сен-Жермен был знаменитым графом Габалисом, а как граф Хомпеш он был
последним Гроссмейстером Рыцарей Мальты. Хорошо известно, что многие члены
европейских секретных обществ инсценировали собственную смерть для различных
целей. Маршал Ней, член Общества Неизвестных философов, избежал расстрела и жил
под именем Питера Стюарта Нея в Северной Каролине около тридцати лет. На
смертном одре Ней сказал доктору Локку, его врачу, что он был маршалом Франции
Неем.
По поводу неуловимого графа Сен-Жермена А. Ланг пишет: «На
самом ли деле Сен-Жермен умер во дворце принца Чарльза в 1780—1785 годах? Не
удалось ли ему во время революции бежать из французской тюрьмы, где его якобы
видел Гросли? Не он ли был известен лорду Литтону в 1860 году? Не является ли
он таинственным московским советником Далай-Ламы? Кто знaeт? Он любимый
персонаж мемуаров XVIII века». (См. «Исторические
Мистерии»).
Фрагмент исторического
очерка Н. Яровской (Е. И. Рерих) «Преподобный Сергий Радонежский».
(См.: «Знамя Преподобного
Сергия Радонежского». М, 1991, с. 74—83.)
«(...) Отойдя в Обитель Света, истинную родину свою,
Преподобный не оставил заступничеством своим любимую им паству и Землю Русскую.
Неоднократно являлся он кому-либо из братии. Видели его стоящим за всенощным
бдением на своем месте, видели благословляющим братию. Осенью 1408 года к
пределам московским вновь стали приближаться татары. Игумен Никон, ученик
Преподобного, усердно молился, чтобы Господь сохранил Обитель, при этом
призывал имя великого Основателя ее. Ночью, после молитвы, присел, чтобы
отдохнуть, и вот видит святителей Петра и Алексия и с ними Преподобного Сергия,
который сказал ему: «Господу угодно, чтобы иноплеменники коснулись и сего
места, ты же, чадо, не скорби и не смущайся; Обитель не запустеет, а процветет
еще более». Придя в себя, Никон поспешил к дверям, но они оказались запертыми.
Отворив их, он увидел Святых, идущих от его кельи. Тогда понял Никон, что это
был не сон, но истинное видение.
Предсказание Преподобного Сергия
исполнилось. Татары разорили Обитель и сожгли ее. Но предупрежденные иноки
временно удалились из монастыря, а когда враги отступили от пределов
московских, Никон с незримой помощью Преподобного Сергия снова отстроил
Обитель.
На протяжении столетий непрерывный
поток людей со всех концов России, всех положений и состояний, стекался ко
гробу Преподобного. Множество чудес и исцелений совершалось там, где в сердце
нерушимо пребывала живая связь с великим Молитвенником и Печальником Земли
Русской.
Одна из величайших святынь
Троице-Сергиевой Обители — икона Явления Богоматери Сергию сопутствовала
русским войскам во всех походах и подвигах, принося им ободрение и надежду на
помощь и заступничество Небесных Сил.
В 1552 году, отправляясь под
Казань, царь Иван Васильевич посетил Обитель Св. Сергия, чтобы испросить его
помощи. Под Казанью шатер царя был неотлучен от походной церкви во имя
Преподобного Сергия, и к нему была обращена молитва царя перед взятием Казани.
А из Обители Сергиевой в час решительной битвы прибыл с крестом и образом
Явления Богоматери Преподобному Сергию инок Адриан Ангелов.
По взятии Казани царь повелел в
Казани же и в Свияжске основать монастыри во имя Преподобного Сергия и,
возвращаясь из похода, вновь посетил Троицкую Обитель, принося благодарность
Заступнику Русской Земли.
Троицкий келарь Симон Азарьин в
предисловии к своему сказанию о новоявленных чудесах Св. Сергия писал: «Но
свыше целебных даров от Бога благодать дана ему всю Российскую Землю заступати
от находящих врагов христианских... Яко Богом данный помощник всему
Государству. И всюду и везде царем и великим князем обреташеся Помощник во
бранех, яко же на Дону великому князю Дмитрию на безбожного царя Мамая
благословение дав, и во время бою посланными своими крепко вооружив... Тако же
под Казанью и под Свияжским градом, царю и великому князю Ивану на безбожных
татар чудесы своими помощь дарова... и где ни быша во бранех цари, государи и
великие князи, Преподобного Сергия имя во устех присно поминаху, и церковь
полотняную во имя его на путех близ шатров своих поставляху... також и под
Москвою в обозе против Крымского царя... И везде, во всяком пути, и во всяких
напастех имя его призываху, и егда в любовь прихождаху, именем его
утверждающеся...»
Но особенно много ободрения и
чудес было явлено Преподобным Сергием в тяжкое время Смуты (1607—1613).
Троицкая Обитель к этому времени, возвышаясь в духовном и общественном
значении, преуспевала и в своем строительстве. В 1550 году был закончен большой
пятиглавый Успенский Собор и вокруг монастыря была сооружена массивная каменная
стена с 12 башнями, превратившая монастырь в первоклассную крепость,
прикрывавшую дорогу из Москвы в северные города. Богатства монастыря настолько
возросли, что уже с XVI века казна монастырская могла ссужать значительные
суммы на нужды государственные. И, конечно, такая крепость с хранившейся в ней
богатой казной представляла заманчивую добычу для «тушинцев», поляков и
литовцев Смутного времени.
На эту духовную твердыню и
сокровищницу Земли Русской и устремились хищники, и 23 сентября 1608 года
воевода Тушинского царька Петр Сапега с войском из поляков и литовцев, а также
с примкнувшими к ним многочисленными отрядами из тушинцев подошел к стенам
монастыря. Число врагов, по показаниям пленных, простиралось до 30 тысяч. Этой
вражеской силе защитники Сергиевой Обители могли противопоставить самые
незначительные силы. Царь Василий Иванович прислал в монастырь небольшой отряд
под начальством воевод Алексия Голохвастова и князя Долгорукого-Рощи. Кроме
того, монастырь вооружил всех своих слуг, служебников и крестьян, и даже братия
взялась за оружие. Так что число защитников набралось до 2400 чел. Собралось
под защиту монастыря также и все ближайшее население (между ними были старцы,
женщины и дети), что сильно осложняло положение и затрудняло защиту. Враги
заняли все дороги, ведущие к монастырю, своими заставами.
Со своей стороны и осажденные
энергично готовились к обороне. Воеводы совместно с архимандритом и соборными
старцами привели всех защитников к крестному целованию у Раки Преподобного
Сергия с обещанием крепко и непоколебимо стоять против врагов. «И оттоль,—
пишет в своем сказании знаменитый келарь Троицкой Лавры Авраамий Палицын,—
бысть во граде братолюбие велие и вси со усердием без измены ратовахуся со
враги».
Сказание об осаде монастыря
повествует о многократных явлениях Преподобного Сергия архимандриту Иосафу и
пономарю Иринарху с предупреждениями об опасности и обещаниями помощи.
29 сентября воевода Петр Сапега
и Александр Лисовский прислали в монастырь две грамоты воеводам и архимандриту
Иосафу с требованием сдачи и обещанием награды в случае покорности и угрожая
лютой смертью всем сопротивляющимся. Но слова польско-литовских военачальников
«пали, как ветер на скалу Троицкую». Воеводы и архимандрит Иосаф послали врагам
суровый и решительный отказ. Жестокая борьба началась.
30 сентября враги повели на
монастырь приступ со всех четырех сторон. Вражеская артиллерия осыпала
монастырь ядрами. Но Преподобный хранил Обитель свою. Ядра упадали в пустые
места или в пруд и сравнительно мало вреда причиняли осажденным. После
длительного и жесткого боя враг отступил с большими потерями. Враги решили
перейти к правильной осаде крепости и, установив орудия, укрепив их рвами и
окопами, начали обстрел монастыря из 63 орудий.
Немало приступов было сделано
врагами, и неизменно Преподобный в видениях предупреждал о каждой опасности.
Так, накануне одного сильного приступа пономарь Иринарх видел, как Св. Сергий
ходил по ограде и кропил ее святой водой. Защитники, предупрежденные таким чудесным
образом, окрылялись духом и неизменно отбивали все нападения, нанося
существенный урон неприятелю. Отчаявшись взять монастырь приступом, враг стал
вести подкоп под монастырь. Осажденным стало известно о подкопе под стены
монастырские. Каждую минуту им грозила страшная гибель.
В эти тяжкие дни Преподобный
Сергий явился архимандриту Иосафу. После усердной молитвы Иосаф впал в дремоту,
и вот видит он, что Преподобный с воздетыми руками слезно молится. Окончив
молитву, он обратился к Иосафу и сказал ему: «Встань, брат, бдите и молитеся,
да не внидите в напасть». Следовавшая за этим вылазка дала первые сведения о
подкопе. Вскоре после этого арх. Иосаф вновь имел видение. Совершая у себя в
келии правило, он задремал, и вот снова приходит к нему Преподобный и говорит:
«Встань, не скорби, но в радости вознеси молитвы, ибо о всех вас молится Богу
Пресвятая Богородица»...
Последовавшая за этим видением
вылазка 9 ноября оказалась чрезвычайно удачной для защитников, было обнаружено
устье подкопа. Два крестьянина подмонастырского села Клементьева Никон Шилов и
Слота взорвали подкоп, геройски пожертвовав собою для спасения Обители. Так
дозором Преподобного осажденным еще раз удалось избежать страшной гибели.
В эти грозные дни Преподобный
Сергий являлся не только бывшим в святой Обители, но также и тушинским казакам,
осаждавшим Лавру. Один казак из неприятельского войска пришел в монастырь и
рассказал о явлениях Преподобного. Многие из них видели, как по монастырским
стенам ходили два светозарных Старца, похожие по описанию на чудотворцев Сергия
и Никона. Один из них кадил монастырь, другой кропил его святой водою. В одну
ночь Преподобный явился во сне многим врагам и предрек им гибель. Некоторые
казаки, устрашенные этими явлениями, оставили лагерь врагов и ушли домой.
Между тем наступила зима и
заставила врагов прекратить частые нападения. Но обрушилась новая беда. От
тесноты, грязи, дурной пищи и загрязненной воды в монастыре развилась цинга.
Небольшие силы защитников уменьшались с каждым днем, могущих носить оружие осталось
не более тысячи. Но дивно хранима была Обитель Преподобного!
Все же, по мере поредения рядов
защитников, уныние начало овладевать слабейшими и стали даже раздаваться
голоса, что лучше сдаться врагу добровольно, ибо нельзя уже послать в Москву за
помощью, которая бы подоспела к весне, к возобновлению военных действий.
И снова, по преданию,
Преподобный, чтобы поддержать мужество и ободрить малодушных, явился пономарю
Иринарху и сказал ему:
«Скажи братии и всем ратным
людям, зачем скорбить о том, что невозможно послать весть в Москву? Сегодня, в
третьем часу ночи, я послал от себя в Москву, в дом Пречистой Богородицы и ко
всем Московским чудотворцам, трех моих учеников: Михея, Варфоломея и Наума.
Враги видели посланных, спросите — почему они не схватили их?»
Иринарх рассказал об этом
видении. Все стали расспрашивать стражу — не видел ли кто посланных из
монастыря? Выяснилось, что неприятельская стража действительно видела трех
старцев и стала их преследовать, надеясь быстро настигнуть их, так как кони под
старцами были очень плохи. Но преследовавшие обманулись, кони под старцами
неслись, как будто крылатые. Враги не смогли нагнать их.
В это время в Обители был один
больной старец. Услыхав о чуде, он стал размышлять, на каких таких конях были
посланные Сергием старцы и действительно ли все это было? Тогда явился ему
Преподобный и сказал, что он послал старцев на трех слепых лошадях, которые
вследствие недостатка корма были выпущены за монастырскую ограду. После чего он
исцелил старца от болезни и вместе с тем от неверия.
По преданию, в этот самый день
в Москве видели едущего старца, за которым следовало двенадцать возов,
наполненных печеным хлебом. Москва тогда тоже была осаждена врагами и терпела
нужду в хлебе. Старец с возами и спутниками направлялся к Богоявленскому
монастырю, где тогда было лаврское подворье. Видевшие это дивились и
недоумевали:
«Кто этот старец и его спутники
и как прошли они сквозь неприятельское войско?» Старец же приветливо отвечал:
«Все из дома Пресвятой и Живоначальной Троицы». Когда же его спросили, что
происходит в Обители Преподобного Сергия, старец отвечал: «Не предает Господь
имени своего в поношение, только сами вы, братие, не смущайтесь и не
предавайтесь отчаянию».
Между тем по Москве стал
распространяться слух о прибывших из Обители Сергия. Сам царь Василий
опрашивал, почему к нему не привели их. Множество народа стало стекаться к
Богоявленскому монастырю, но там никто не видел прибывших. Когда же в этом
монастыре оказалось вдруг большое изобилие хлеба, тогда поняли, что то было
явление Преподобного Сергия.
Так в народном сознании
преломлялась духовная помощь Преподобного.
А к весне 1609 года царь
Василий мог послать в Троицкую Обитель небольшой отряд казаков под началом
атамана Остакова, к которому келарь Авраамий присоединил 20 человек
монастырских слуг из Богоявленского монастыря.
В мае возобновились военные
действия под Троицким монастырем. Враги снова произвели на стены монастырские
приступ, который был отбит с большим уроном. В июле приступы возобновились и
снова были отбиты, несмотря на то что в последнем нападении принимал участие
пришедший с новыми силами пан Зборовский, похвалявшийся одним ударом взять
«лукошко», как он называл Троицкую крепость... А в это время к монастырю,
наконец, приближался избавитель, князь Скопин-Шуйский, шедший с сильным войском
на освобождение Москвы от тушинцев.
Заступничество Преподобного
Сергия спасло его Обитель от разорения. Разбитые несколько раз после
16-месячной осады враги в страхе перед наступившим на них войском кн.
Скопина-Шуйского отступили от стен Троицкой Лавры.
Доблестной защитой монастырской
крепости не была исчерпана служба Троицкой Обители Земле Русской в тяжкие годы
Смутного времени. Во время осады, когда и сама Москва была стеснена тушинцами и
в ней начался сильный недостаток и дороговизна на съестные припасы,
находившийся в Москве келарь Авраамий Палицын выпускал на рынок по дешевой цене
из монастырских житниц сотни четвертей ржи и тем заставлял хлеботорговцев
понижать цену на хлеб. А в тяжелый 1611 год, когда наступил самый критический
момент во внутренней истории Московского государства, когда захватившие Москву
поляки и их русские приспешники стали жестоко угнетать Русь и угрожать всему
национальному быту, когда, в отчаянии за будущую судьбу своей родины, люди
терялись среди ужасающих событий и не знали, откуда ждать помощи, тогда из стен
Троицкой Обители раздался набатный звон по всей Руси. Доблестный Троицкий
архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали из монастыря по всем
городам пламенные грамоты с призывом к русским людям подняться на защиту веры и
отечества и освободить от врагов Московское государство.
Эти пламенные грамоты и те
необычайные видения, всегда связанные с обликом Преподобного Сергия, начавшиеся
проявляться повсеместно среди людей самого различного положения, вызвали в
народе подъем религиозного чувства, величайшего напряжения, при котором чудо
освобождения и очищения Московского государства сделалось возможным. Так, один
из главных героев освобождения Козьма Минин указывал, что источник его решимости
поднять ополчение таился в чудесном троекратном ему видении Преподобного. В
сонном видении явился ему великий Чудотворец и велел собирать казну для ратных
людей и идти с ними очищать государство Московское от разбойников.
Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но, полагая, что
собирание войска не его дело, не знал, на что решиться. Спустя немного времени,
Преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в
нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз явился ему и сказал:
«Не говорил ли я тебе, чтобы ты
собирал ратных людей, чтобы ты шел на освобождение Земли Русской от врагов. Не
бойся того, что старшие не пойдут за тобою, младшие охотно исполнят это, и
благое дело будет иметь добрый конец». Последнее видение повергло Козьму в
такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно
принялся за указанное великое дело.
Так рассказывается
знаменательный момент русской истории.
После окончательного очищения
Московского государства от врагов раннею весною 1613 года новоизбранный царь
Михаил Федорович, направляясь из Костромы в Москву, прибыл в Обитель Троицкую,
где и остался неделю, укрепляясь молитвою у гроба Преподобного Сергия на подвиг
великого царского служения.
Славная же Обитель Троицкая, столь
много претерпевшая в Смутное время и сослужившая такую великую службу Русской
Земле, стала быстро оправляться от причиненных ей потерь и разорений, как и
прежде привлекая к себе несчетное множество богомольцев и посетителей. Цари
московские совершали богомольные походы к Троице. Восточные Патриархи,
приезжавшие на Русь, также посещали знаменитую Обитель и поклонялись ее
Святыне. Народ русский — от сильных мира сего до последнего нищего — на
протяжении столетий непрерывной вереницей шел на поклонение ко гробу Чудотворца
Сергия, и чистые сердца находили ответ на моления свои, и получали радость
духовную и исцеление немощам своим.
Святыня Троицкой Обители —
образ Явления Божией Матери Св. Сергию — сопутствовала русским войскам и в
войнах с Польшей и Литвой при царе Алексее Михайловиче.
В 1656 году царь Алексей
Михайлович прислал в монастырь Троицкий грамоту, в которой он приносил горячую
благодарность «великому Отцу и Чудотворцу, Заступнику и крепкому Молитвеннику и
скорому Помощнику Преподобному Сергию за успехи русского оружия в войнах с
Польшей за освобождение Малороссии».
В самом конце XVII века
Сергиева Обитель еще раз спасла Россию от новой великой смуты, сохранив жизнь
будущего преобразователя России — Петра Великого.
В сентябре 1682 года цари Иоанн
и Петр и сестра их София, спасаясь от мятежного князя Хованского и его
стрельцов, укрылись в Троицком монастыре. Тем временем были посланы воззвания
во многие города к ратным людям с призывом идти под Москву на защиту царской
семьи. В Троицком монастыре собрались тысячи верных воинов. Князь Хованский был
схвачен и казнен, после чего мятежники изъявили покорность.
Через семь лет, в ночь на 8 августа 1689 года царь Петр
Алексеевич, спасаясь на этот раз от злоумышления на его жизнь со стороны
царевны Софии и стрельцов, прискакал из подмосковного села Преображенского в
Троицкую Обитель искать помощи и защиты. Два месяца пробыл царь Петр в стенах
Троицкой Обители. Снова собирались войска, верные царю, и мятежники снова
должны были покориться, и порядок государственный был восстановлен.
Троицкая Обитель, постоянно являвшаяся оплотом против врагов
государства, также нередко предоставляла свою казну в распоряжение государево.
Так, наибольшие суммы были отпущены троицкой казной во время царствования Петра
на корабельное строение, на ратных людей и другие государственные нужды.
«Церковное богатство — нищих богатство»,— говорилось в
старину, и богатствами Троицкой Обители в течение многих веков пользовались,
как мы видим русские люди — от царя до последнего нищего...
Великое почитание Святыни Троицкой продолжалось и при
следующих императорах и императрицах, все они приходили на поклонение ко гробу
Св. Сергия. Так, в 1877 году император Александр II, решив поднять оружие за
освобождение балканских славян, посетил Лавру Преподобного Сергия, чтобы
испросить у великого Заступника и Покровителя Земли Русской благословение на
предпринимаемый им подвиг. Из рук митрополита принял икону Явления Божьей
Матери Преподобному для препровождения ее в действующую армию.
В 1892 году Троице-Сергиева Лавра торжественно праздновала
500-летие со дня смерти своего великого Основателя, а через 25 лет вновь пришли
для всей Русской Земли тяжкие времена скорби и гонения. Богоборческий развал,
повергнувший Россию, разрушительно коснулся и святой Троицкой Обители.
Она закрыта, и кощунственные
руки посягнули на ее заветную Святыню. Святые мощи Преподобного Сергия в 1919
году распоряжением властей переданы в музей.
Сергий Духотворец! Сергий —
живая связь с миром Высшим!
Если пламенный Облик его
общечеловечен, то дело, сложенное им, есть дело строения Государства Русского.
На всех поворотных пунктах истории, при всех потрясениях, обрушивавшихся на
Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, им
заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных.
Мы видели, как на протяжении
столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю
Русскую.
Но история повторяется, и кто
может сказать, что наступившие с началом XX столетия годы развала, гонения и
кощунственного разрушения святынь снова не сменятся великим, еще не бывалым
духовным подъемом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие
подвиги?
«Одним из отличительных
признаков великого народа,— говорит Ключевский,— служит его способность
подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но
пробьет урочный час, он соберет свои растерзанные нравственные силы и воплотит
их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут
его на покинутую им, временно, прямую историческую дорогу».
Через многие тяжкие испытания
прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличению —
так было, так будет. Сильна Россия мощью Светоносного Вождя и Хранителя своего!
Кто может сказать, что Мощь его, неотступно стоящая на дозоре, не ждет срока,
записанного в Скрижалях Небесных?
Уже неизреченные касания Его
достигают многих сердец, и трепещут они в радостном предчувствии Новой Зари.
Вновь, как в грозное время очищения Московского государства от разбойников,
повсюду встают видения Преподобного. Разнообразны они: вот Он в Вихре Огненном,
вот Один в сиянии серебряном, с поднятой чашей; вот в сопровождении двух
сподвижников, низко опущены схимы на лики их; вот стан, во мгле серебристой, не
видать конца края его, и стяг Преподобного реет высоко над ним; вот благовесть
несется незримая, толпы народа спешат, праздничны одежды; вот слышен призыв Его
пламенный, звучит в нем радость победы великой, радость грядущему мощному
строительству!
Пробьет час, Свыше
предуказанный, и народ Земли Русской в порыве любви пламенной к родине своей, в
подвиге духа, подымется под стягом Преподобного против безбожных за Святыню
отечества, за достоинство свое, за благо народов!
Отче Сергие, Дивный, с Тобою
идем, с Тобою ПОБЕДИМ!
«Жизнь бесталанна без героя» —
так гласит устами народа древняя мудрость. Так утверждает закон эволюции. В дни
разрушений, в дни неслыханных озлоблений и всякого надругания и кощунства,
когда высшей культуре духа, а следовательно и эволюции всего человечества,
грозит гибель, не должно ли понятие это зажечь сознание и сердца не только
лучших умов человечества, но захватить все лучшие силы народов?
Уже во многих странах встают
облики вождей и героев, ибо душа народов тоскует о Вожде Светлого Будущего. Но
темные в ярости саморазрушения продолжают восставать, кощунствовать и
скрежетать против всякого понятия героя и вождя.
Свет и тьма! Резко обозначилась
грань между Светом и тьмою!
Неприемлем вождь и герой для
темного сознания, ибо вождь идет за Светом Высшим, за Светом, влекущим в Будущее.
Истинный вождь есть воплощение
Указа Высшего. В таком вожде, как в фокусе, сходятся Веления Света и чаяния
народа. Такой вождь идет, осененный знанием высшим, и милосердие и
строительство — доспехи его.
Таким Вождем был Преподобный
Сергий, вдохнув героический дух в народ, Он устремил его в будущее. Таким
Вождем остается Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих Духов с делом и
подвигом их жизни.
Осиянный Светом Несказуемым,
стоит Он, невидимо Видимый, на ступеньках великой Лестницы Иерархии Света, готовый
в указанный час устремить легионы Светлых Сил, готовый благословить народ свой
и Вождя его земного на новый подвиг.
Свет и тьма! Свирепствует
предуказанная битва! Грозен Армагеддон! Но час решительный наступает, и Свет
побеждает тьму!»
Аватар
(Аватара) — находящаяся на более высоком, богочеловеческом уровне развития
индивидуальность, воплощающаяся на земном плане для выполнения высокой
эволюционной миссии.
Акаша
— тонкоматериальное поле Земли, сохраняющее в себе информацию обо всем, происходящем
на планете, в т. ч. и обо всех научных и культурных достижениях цивилизаций
всех времен.
Архат
— в буддизме — человек, достигший четвертой ступени на пути к Нирване и
благодаря этому получивший возможность не перевоплощаться более на физическом
плане бытия или воплощаться только по своему желанию.
Аттиша (Атиша) — основатель буддийской школы XI в.,
проповедник буддизма в Тибете.
Ашрам
— местонахождение, обитель духовных Учителей и их учеников.
Брама
— в индийской мифологии — Бог-Создатель, творец Вселенной; в философии — символ
творческого начала мироздания.
Варна
— законное установление.
Веды
— четыре основных священных книги индуизма (конец 2-го— начало 1-го тыс. до н.
э.).
Девачан
(Дэвакан) — один из высших слоев астрального плана, в котором какое-то время
находятся души высокоразвитых в духовном отношении людей в перерыве между
воплощениями.
Докиуд
— высшие слои Тонкого Мира, в которых продолжают сознательное бытие и духовную
деятельность сотрудники Иерархии Света после окончания земного цикла бытия.
Дуг-па
— силы зла; колдуны, маги, негативные астральные сущности, а также люди,
ведущие антиэвалюционную, разрушительную деятельность.
Дхарма
— закон.
Калиюга
(Кали Юга)— «Железный век», эпоха максимального падения духовности в
человечестве.
Коганы
(Маха-Коганы) — Великие духовные Учителя, руководители Белого Братства.
Критаюга
— Век Истины.
Манихеи
— последователи зороастризма.
Манвантара
и Пралайа — соответственно активный и пассивный циклы бытия Мироздания,
характеризующиеся огромным по своей продолжительности периодом времени.
Махатма
— букв. «Великая Душа»,— духовный Учитель, мудрец, подвижник.
Несторианцы
(несториане) — христиане — последователи Нестория, патриарха
Константинопольского (428—431), утверждавшего, что Иисус Христос был рожден человеком
и лишь впоследствии стал Сыном Божьим. На Эфесском соборе 431 г. Несторий был
осужден как еретик и отправлен в ссылку. Его последователи бежали от
преследований, в основном в Иран, и впоследствии распространились по всей Азии.
Обскурация
— период пассивного состояния в развитии планеты.
Общемессианские
идеи, мессианизм — религиозные культы, основанные на учении о приходе Мессии,
призванного восстановить в обществе духовность и социальную справедливость.
Пураны
— памятники древнеиндийской литературы, по форме и содержанию близкие эпосу
Древней Индии.
Риши
— мудрец, святой.
Садху
— отшельник, святой.
Сатиаюга
(Сатья Юга) — «Белый век», эпоха духовного прогресса и развития в обществе.
Сензар
— тайный международный язык посвященных в Высшее Знание Адептов.
Тавматургия
— искусство управления природными стихиями; система особой, церемониальной
(мистериальной) магии.
Таши-лама
— духовный правитель Тибета.
Таши-лунпо
— монастырь в Тибете, служащий резиденцией Таши-лам.
Тишья
— астральное небесное тело.
Шанкарачария
— выдающийся духовный подвижник и философ Древней Индии, создатель учения
адвайта-веданты.
Эон
(греч. «вечность») — огромный
по своей продолжительности период времени; космическая эпоха.
Юга
— космическая эпоха, крупный период в развитии человеческого общества.
Агни Йога:
Листы
Сада Мории, т. 1 (Зов), т. 2 (Озарение), Община, Агни Йога (Знаки Агни Йоги),
Беспредельность (в 2 частях), Иерархия, Сердце, Мир Огненный (в 3 частях), Аум,
Братство (в 3 частях),— любые издания 1989—2001 гг.
Беликов П. Ф. Рерих. Опыт духовной биографии
Новосибирск, 1994.
Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. В 2 т. Минск,
1994.
Вераксо В. А. Восемь встреч с Учителем. См.:
«Мир Огненный», № 1, 1997.
Крэнстон С. Е. П. Блаватская. Жизнь и
деятельность основательницы современного теософского движения. М.; Рига, 1996.
Грани Агни Йоги. (Записи Б. Н. Абрамова.) Тт.
1—13. Новосибирск, 1993—1998.
Письма Махатм. Самара, 1993.
Писарева Е. Ф. Елена Блаватская. М., 1991.
Рерих Н. К. Алтай — Гималаи. Рига, 1992.
Рерих Е. И. Огненный опыт. См.: Рерих Е. И.
У порога нового мира. М., 1994.
Рерих Н. К. Сердце Азии. См.: Рерих Н. К.
«Избранное», М., 1979.
Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии.
Самара, 1993.
Рудзитис Р. Братство Грааля. Рига, 1994.
Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. М.,
1993.
Письма Елены Рерих. 1929—1938. В 2 т.
Минск, 1992.
Письма Елены Рерих. 1932—1955. Новосибирск,
1993.
Рерих. Е. И. Письма в Америку. В 3 т.
(1929—1955). Москва, 1996.
Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. Оккультизм
и йога. Летопись сотрудничества. В 2 т.
М., 1996.
Хейч Э. Посвящение. М,
1993.
Blavatsky
H. P. Collected Writings. 1950—1991.
Barborka G. The Mahatmas and Their Letters. Adyar, 1973.
Bregdon C. Episodes from an Unwritten History. Rochester, 1910.
Eek S. Damodar and the Pioneers of the Theosophical
Movement. Adyar, 1978.
Letters from the Masters of the
Wisdom. Compiled by C. Jinaradjadasa, vol. 1—2, Adyar, 1925.
Roerich N. Shambhala. NY, 1978.
Sinnett A.
P. The Early Days of Theosophy in
Europe. L., 1922.
Sinnett A.
P. Incidents in the life of Madam
Blavatsky. NY, 1976.
The Mahatma Letters to A. P. Sinnett
from The Mahatmas M. and K. H. Compiled by A. T. Barker.
Wachtmeister
K. E. Reminiscences of H. P. Blavatsky and
The Secret Doctrine. L., 1893.
<Оглавление> <конец>
|
|