Бог и Сатана

В своей переписке Е. И. Рерих затрагивает не только метаисторический, но и философский аспект проблемы борьбы Добра и зла. Что представляет собой зло? Является ли оно необходимой антитезой Добру в проявленной Вселенной, построенной на принципе биполярности и борьбы противоположностей? Е. И. Рерих так отвечает на эти вопросы:

«Мир проявленный основан на биполярности всего сущего и потому естественно, что ограниченная человеческая мысль, в поисках причин существования противоположений и при своем представлении Божественного Начала в его лишь положительном Аспекте, неизбежно должна была прийти к мысли о существовании двух начал, вечно соревнующихся, или Бога и Дьявола. Итак, планетный дух Князя мира сего стал олицетворением всего зла, всего несовершенства, существующего в природе.

Но высокая мысль Востока давно разрешила проблему существования зла. Единый элемент, Единое Божественное Начало, или Абсолют, вмещающий потенциал всего сущего, следовательно, и все противоположения, несет в себе и вечный процесс раскрытия или совершенствования. На этом процессе, или движении, основаны все проявления и вся эволюция. Движение, или эволюция, создает относительность всех понятий, из которой проистекают противоположения. Только вечной сменой и сопоставлением пар противоположений постигается действительность». (Е. И. Рерих, 27.11.37.)

С проблемой борьбы Добра и зла в сознании большинства людей связано понятие Сатаны. Это понятие, как говорится в эзотерических учениях, когда-то имело смысл не только мифологический, отно­­сящийся к персонифицированному образу зла, но и метафизический,­ философский. Что же означало понятие Сатаны в философском аспекте этого образа? В «Письмах Махатм» по этому поводу говорится следующее:

«Сатана есть лишь символ, а не реальный персонаж.

Это есть символ, противоположный Божественному символу, необходимый контраст того в нашем воображении. Это есть воображаемая тень, которая делает для нас видимым беспредельный свет Божественного.

Если бы Сатана был реальным персонажем, то существовало бы два Бога, и верование манихейцев было бы правильным.

Сатана есть воображаемое понятие абсолюта во зле; понятие, необходимое для полного утверждения свободы человеческой воли, кото­рая, с помощью этого воображаемого абсолюта, кажется свободной служить противовесом всей власти, даже Бога. Это наиболее дерзновенная и, быть может, самая грандиозная мечта человеческой гордыни.

«Вы будете как Боги, знающие добро и зло»,— говорил аллегорический змий в Библии. Поистине, делать из зла науку означает творить Бога зла, и если какой-либо дух может вечно противостоять Богу, то значит, что нет одного Бога, а есть два.

Чтобы противостать Беспредельному, необходима беспредельная сила, и две беспредельные силы, противопоставленные одна другой, должны нейтрализовать одна другую. И так как зло является беспредельным и вечным, ибо оно совечно с материей, то логическим выводом было бы, что нет ни Бога, ни Дьявола — как личностных Сущностей, есть лишь Один Несотворенный, Беспредельный, Неизменный и Абсолютный Принцип или Закон, который превращается в зло или Дьявола — чем больше он падает в материю; в добро или Бога — чем больше он очищен от последней и вновь способен стать чистым беспримесным Духом или Абсолютом в его вечной, неизменной субъективности (...). Если сопротивление со стороны Сатаны возможно, то власть Бога не существует более. Бог и Дьявол уничтожают друг друга, и человек остается один; он остается один с фантомом своих Богов, гибридным сфинксом, крылатым быком, который держит в своей человеческой руке меч, извивающиеся молнии которого гонят человеческое воображение от одного заблуждения к другому и от деспотизма света к деспотизму тьмы.

История земного страдания есть лишь повествование о войне Богов, войне еще не законченной, пока христианский мир все еще поклоняется Богу в Дьяволе и Дьяволу в Боге.

Этот антагонизм сил есть анархия в догме номер один. Таким образом, церкви, которая утверждает, что Дьявол существует, мир отвечает с ужасающей логикой: тогда Бог не существует, и напрасно стараться избежать этого аргумента и изобретать верховенство Бога, который позволил бы некоему дьяволу стать причиной проклятия людей; такое позволение было бы чудовищностью и равнялось бы соучастию, и Бог, который бы мог стать сообщником дьявола, не может быть Богом.

Дьявол догматов есть олицетворение атеизма. Дьявол философии есть преувеличенный идеал человеческой свободной воли. Реальный или физический дьявол есть магнетизм зла.

Пробуждение дьявола есть представление себе, хотя бы на миг, этого воображаемого персонажа. Следствием этого является увеличение в самом себе порочности и безумия, благодаря соответствующим поступкам.

Результатом этого является смерть души посредством безумия и часто — даже смерть тела, как будто поражаемого кровоизлиянием в мозг.

Дьявол вечно требует, но ничего не дает взамен. Св. Иоанн называет его «Зверем», потому что сущность его — человеческая глупость». («ПМ», 72 Г.)

 

Вопрос о Сатане не был бы освещен нами во всей его полноте, если бы мы не обратились к изначальному смыслу понятия «Сатана», означавшего в древних эзотерических источниках не персонифицированный образ зла, а совсем другое.

В теософских источниках приводится другой, первоначальный смысл понятия «Сатаны», не имеющий никакого отношения к Князю мира сего. В древности термин «Сатана» обозначал совокупность духов, низошедших из Высших, Божественных планов Бытия на Землю и воплотившихся в человеческую форму для того, чтобы таким образом ускорить эволюцию человечества. Однако с течением времени из-за непонимания смысла древних писаний невежественными­ теологами и искажений, допущенных при переводах древних источников на другие языки, первоначальный смысл этого понятия изменился, и «Сатана» стал означать не Низошедших на земной план Высших Духов, а Падшего Ангела,— персонифицированный образ зла. Более подробно этот вопрос освещен в «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской. (См.: Блаватская Е. П. «Тайная Доктрина», в 2-х томах, Минск, 1994, том 2, книга 2, с. 77—93.)

Комментируя учение «Тайной Доктрины», Е. И. Рерих пишет:

«...в выдержках (из) «Т[айной] Д[октрины]» ясно указано, что «в сокровенных учениях Сатана никогда не принимал антропоморфированного и индивидуализированного аспекта до тех пор, пока человек не создал «единого живого личного Бога». Истинно, как сказано, появление Сатаны явилось лишь кармическим следствием отвергания философского и логического пантеизма...»

Элохимы, принесшие людям божественные дары разума и свободной воли, были, в полном смысле слова, Носителями Света, ибо вывели человека из его бессознательного животного состояния, о котором, может быть, могут сожалеть хитроумные интерпретаторы легенды о Дьяволе-Искусителе, но не те, кто осознал величие сознания и свободной воли, приближающих нас к отображению Божественного Начала в нас во всем его многообразии.

Теософы чтут не Сатану, это порождение человеческого недомыслия, но Представителей Великого Разума, тех Элохимов, которые создали человека по образу и подобию своему, т. е. одарили его разумом и свободной волей.

Среди этих Элохимов были наши христианские Архангелы и тот Самаэль, который не удержался на высоте и по справедливости называется сейчас «падшим ангелом».

Конечно, совершенно не согласна с высказываемым соображением, «что духи даже самых высоких ступеней могут впасть в заблуждение, и особенно находясь в рискованном положении постоянного оппозиционера Богу (?!)...»

Но кто же поставил Самаэля в положение оппозиции Светлому Началу? Неужели кто-то может серьезно предполагать, что этот дух был поставлен Кем-то в такое положение? Или что он решил принести себя в жертву и для ускорения эволюции начать учить людей всяким мерзостям? Неужели кто-то думает, что нужно добровольно опускаться до самых низин зла, чтобы подняться до величайших вершин добра?

Человек, вступая на путь сознательной эволюции, тем самым неизбежно будет соприкасаться со всеми сторонами проявленной и несовершенной жизни, но, обладая свободной волей, он от самого начала может избрать путь восхождения или падения. И чем больше он будет противиться злу, тем больше изведает он глубину зла, никогда не наоборот.

Хозяин Земли нашей прошел свою низшую эволюцию на другой планете, и ему не было необходимости спускаться в копи зла для того, чтобы познать вершины добра. Именно Хозяин Земли не принес никакой жертвы человечества ради, ибо он должен был передать землянам свое знание, развиваться и подниматься вместе с обитателями своей планеты. На самом же деле именно он принес все человечество в жертву своей самости и гордыни.

Истинные самоотверженные Искупители и Спасители Человечества в лице христианских Архангелов или восточных Семи Кумар пришли с высших планет, отказались от высшей эволюции, чтобы помочь земному человечеству. Обособление Земли и задержка в ее эволюции задуманы были Хозяином Земли при самом раннем появлении человека в нашем Круге. Потому не следует поэтизировать Самаэля, этого истинно падшего духа. Дух этот не сотрудник Божественного Начала, не может он быть и противоположением Вселенскому Началу, ибо его проявление является чисто местным, и влияние­ его не распространяется дальше низших сфер нашего ничтожного шарика. Потому не будем повторять недомыслия экзотерического толкования и поэтических вымыслов и тем еще больше запутывать читателя.

Также Хозяин Земли никогда не был наипрекраснейшим и наибольшим Архангелом. Такими эпитетами наградила его щедрость средневековых поэтов, каббалистов. Он был одним из Элохимов, но Наипрекраснейший среди Них и по сей час стоит на несменном дозоре и на протяжении неисчислимых эонов выправляет курс корабля человечества. Именно Архистратиг Михаил во главе Воинства Света сражается с воинством Самаэля.

Итак, Самаэль не оклеветан и, поистине, заслуживает название противника и предателя рода человеческого. Именно он способствовал закреплению в человеке всех его отрицательных сторон. Преступление его велико, но, как сказано, «нельзя считать антитезою Света желание потушить Свет». Именно Самаэль не есть антитеза Света, или непроявленный Хаос. Творческое одоление Хаоса, или «дракона», есть извечный подвиг мира проявленного. Мироздание держится на основе этой борьбы проявленного с непроявленным. «Но битва с темными есть лишь судорога, затрудняющая движение». Так не будем поэтизировать великого предателя». (Е. И. Рерих, 29.07.38.)

Аналогичные сведения о Люцифере, противоборстве сил Добра и зла и различных толкованиях понятия «Сатаны» даются в следующем фрагменте из писем Е. И. Рерих, опубликованном в одном из номеров журнала «Оккультизм и йога» в качестве отдельной статьи. (Этот журнал издавал современник Е. И. Рерих А. М. Асеев.)

Один из последователей Живой Этики в своем письме писал Е. И. Рерих: «Не может быть, чтобы Бог абсолютно допустил какую-то другую власть, Сатану. Сатана есть человек, его низкие стремления — больше ничего».

На это Елена Ивановна ответила так:

«Вся трудность в понимании существования зла при Благом Начале заключается в том, что люди очеловечили Несказуемое Божественное Начало и в то же время, наблюдая множества несовершенств в проявленном мире, вполне основательно недоумевают, как мог Благий и Всемилосердный Бог допустить губительные космические катаклизмы, все ужасы и страдания, переносимые людьми в их борьбе за существование? И тут ограниченное мышление начинает создавать представление о наличии такой же мощной силы зла в лице противника Бога, или Сатаны. Но если мы отбросим ограничение или очеловечивание несказуемой мощи и примем величественный пантеизм древних, отзвук которого мы находим в Заветах всех великих Учителей, и в Библии, и в Евангелиях, то все станет на место.

Бог, в Его аспекте Абсолюта, заключает в себе потенциал всего сущего. В Абсолюте, или в Мире Высшей Реальности или Бытия, конечно, зла как такового не существует, но в мире проявленном, который есть следствие дифференциации, все противоположения уже налицо, т. е. свет и тьма, дух и материя, противоположные полярности, добро и зло и т. д. Советую очень усвоить первоосновы восточной философии — существование Единой Абсолютной Трансцендентальной Реальности, ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной и иллюзорность, или относительность, всего проявленного.

Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются искры познания и возможно совершенствование, или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так, познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений.

Действие противоположений производит гармонию, подобно центробежной и центростремительной силам, которые, будучи взаимозависящими, необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Именно мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Эти противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, т. е. становятся добром или злом. На каждом плане проявления степень зла и добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном.

Итак, когда мы осознаем, что понятия зла и добра в их космическом понимании относительны, то, конечно, существование Сатаны как фокуса самодовлеющего зла в космическом представлении и размахе должно само собой отпасть или опровергнуться.

Но также несомненно, что облик Сатаны, как падшего Ангела и хозяина нашей Земли (следовательно, человеческой сущности), на гоўре нашей Планеты существует, и, увы, он очень активен. (...)» (См.: «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества». М, 1996, с. 468—470.)

О том, в какие беды ввергло человечество предательство одним из Логосов своей изначальной миссии, говорят события метаистории (термин Д. Андреева), или истории наиболее архаичных времен, неизвестные современной исторической науке, но сохранившиеся в анналах мирового эзотеризма. Загадка исчезнувших в результате тотального катаклизма древних цивилизаций Лемурии и Атлантиды имеет непосредственное отношение к духовному падению Люцифера.

Космическая драма, произошедшая миллионы лет назад, оказала воздействие и на историю нашей, последней на Земле, цивилизации.

Наиболее трагические страницы в истории нашей планеты были вызваны попыткой Князя мира сего остановить эволюционное развитие нашей планеты, предусмотренное Планом Высшего Разума Космоса, превратить Землю в свою вотчину и увлечь человечество на путь зла, превратив его в армию рабов, безропотно служащих себялюбивым интересам Падшего Ангела.

Для осуществления этой цели Князь мира сего сформировал целое полчище антиэволюционных сил, ведущих разрушительную деятельность под его руководством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 7

 

Черная ложа

 

Противники Света

Как говорится в учении Живой Этики и письмах Е. И. Рерих, вред, причиненный Люцифером Земле и человечеству, состоял не только в том, что Князь тьмы оградил Землю от благотворного влияния других светил, лишив ее многих эволюционных возможностей.

Своим падением Князь тьмы увлек на путь служения злу целый сонм подчиненных ему и связанных с ним кармически духов. Именно они, вместе со своим предводителем, образовали ядро Черного братства, или Черной ложи,— организации темных, антиэволюционных сил, ведущих разрушительную деятельность и на физическом, и на астральном планах бытия.

О Черной ложе, ее участниках и методах их деятельности в «Письмах» Елены Рерих говорится:

«Братья Тьмы, конечно, встречаются среди самого человечества. Они очень многочисленны, и не удивительно, ибо путь их — путь удовлетворения низших страстей. Процент истинных тружеников Света ничтожен, также и процент светляков не так уж велик, тем более что очень часто светляки, в неведении своем и в силу теплоты или непротивления злу, трудятся на пользу братьев Тьмы. Трудно даже представить себе, насколько изощрены духи, принадлежащие к большим степеням, среди сознательно работающих на разъединение братьев Тьмы. Как сказано — они очень любят пользоваться подошедшими к Учению Света и приобщившимися к ячейкам добра, но шаткими в преданности и убеждениях своих. Играя на их шаткости и внушая им сомнения, они могут через них вносить смуту и разложение. Вот почему советуется такая осторожность при приближении к Учению новых неиспытанных душ. Братья Тьмы очень любят большие интеллекты, развившиеся за счет сердца, ибо через них можно особенно тонко действовать. Ведь только самые грубые духи набрасываются и пользуются низкими сознаниями». Если бесы угрожают людям, то Архангелу сам Сатана! Если мелкие бесы досаждают братии, то сам Сатана подвизается у отшельников». Как сказано в первой книге «Листы Сада Мории», (...): «Знаю тебя, скребущийся в дверь, ты надеешься на плечах гостя проникнуть в Мой дом. Знаю тебя! Ты стал изысканным и находчивым, даже находчивее многих Моих. Ты прикрепил застежки и устроил одежды. Ты даже изучил все слова Мои; слышу — даже повторяешь РАДОСТЬ. Но тут Я остановлю тебя. Ты не дерзнешь сказать радость любви. Твоя радость — радость ненависти. Но за ненавистью колышется безобразная тень сомнения, и не годится для щита сомнение. Я приму в щит Мой все твои стрелы. Но если будешь упорствовать, Я пошлю тебе с улыбкой только одну».— Так защитимся от всех шатающихся.

Вы спрашиваете о времени появления братьев Тьмы. Строго говоря, братья Тьмы появились одновременно с Братьями Света. То есть с момента появления в человеке зачатка рассудка и сознательной, т. е. свободной воли. При проблеске распознавания появляется первое понятие добра и зла, и уже сознательная воля направляет человека в ту или иную сторону. Но вполне организованный стан братьев Тьмы получил свое начало уже в четвертой расе, в Атлантиде. Их великий бой с Сынами Мудрости, или Света, окончился победою Последних и гибелью Атлантиды.

Во главе Сынов Света стоит Архангел Михаил, и противником Его в стане Тьмы явился Сатана (все еще называемый Люцифером, хотя он давно утратил право на это имя), бывший однажды в числе великих Кумар, одаривших светом разума еще лишенных его жалких землян. Прочтите в связи с этим легенду о Люцифере в «Криптограммах Востока». Легенда эта заключает в себе великую истину. Так Хозяин Земли борется сейчас за самое существование свое. Великий предуказанный Армагеддон нашей расы находится в полном разгаре. И снова Архангел Михаил со Светлым Воинством сражается против Люцифера. Конечно, победа всегда за Светлыми Силами, но страшные катаклизмы при этом неизбежны. Вот почему так важны оплоты Света, чтобы в грядущие грозные моменты можно было бы собрать тружеников Света в безопасные места. Конечно, решительный момент хотя и за плечами, но все же многие дети успеют состариться. Так, судьба мира в руках человечества. Если произойдет воскресение духа, если сознание освободится от призраков прошлого и устремится к построению Нового Мира, на основе нового понимания сотрудничества и знания, то планета может уцелеть». (Е. И. Рерих, 16.07.35.)

В Книгах Живой Этики о противоборстве сил добра и зла сказано:

«Весь мир делится на черных и белых. Одни служат сознательно, другие по свойству природы, и третьи представляют студенистую массу, не пригодную ни к чему. Черная ложа сильна, ибо для борьбы со Светом нужен мощный потенциал. Не мудро не оценивать силы противника, особенно когда любимая ими Кали Юга кончается. Конечно, это решительная битва, и нужно заботиться, чтобы наваждение и обольщение не коснулось слабых. Уже давно сказано, где находится главная ложа темных». («Иерархия», 109.)

О философских аспектах противоборства сил Добра и зла не­мало говорится в теософских источниках и в книгах Живой Этики. В частности, в одном из писем Синнетту Е. П. Блаватская писала:

«Мы не считаем ни необходимым, ни выгодным тратить наше время на ведение войны с неразвитыми планетными духами, которым доставляет удовольствие играть роль богов, а иногда — роль прославившихся на Земле лиц. Существуют Дхиан-Коганы и «Коганы тьмы» — не то, что называют дьяволами, но несовершенные «разумы», которые никогда не рождались ни на этой, ни на какой-либо другой Земле или сфере, как и Дхиан-Коганы, и которые никогда не войдут в число «строителей» Вселенной, чистых Планетных Разумов, правящих во время каждой Манвантары, тогда как Коганы тьмы царят во время Пралайи. Объясните это м-ру Синнетту (я не могу) — скажите ему, чтобы он перечитал сказанное мною и объясненное м-ру Хьюму, и пусть он помнит, что так же, как все в этой Вселенной есть противоположение, так же чистому свету Дхиан-Коганов проти­вопоставляются «мамо Коганы» и их разрушительный разум. Они — те боги, которым индусские, христианские, магометанские и все другие фанатические религии и секты поклоняются. И до тех пор, пока их приверженцы находятся под их влиянием, мы не более думаем о присоединении к ним в их работе или о противодействии их работе, чем мы думаем о Красных Шапках на Земле, результаты злой деятельности которых мы стараемся смягчить, но в чью работу мы не имеем права вмешиваться, пока они не пересекают нашего пути. (Я полагаю, что это трудно понять, но вы хорошенько подумайте над этим, и вам станет понятно. М. здесь подразумевает, что у Братьев Света нет права и даже власти противодействовать естественному ходу или той работе, которая предписана каждому классу существ и всему сущему законом Природы. Братья, например, могли бы продлить жизнь, но не могли бы устранить смерти, даже для самих себя. До какой-то степени они могут смягчить зло и облегчить страдания, но они не могут уничтожить зло. Не более могут Дхиан-Коганы препятствовать работе мамо-Коганов, ибо их законом является тьма, невежество, разрушение и т. д., тогда как законом Дхиан-Коганов является свет, знание, творчество.

Дхиан-Коганы соответствуют Буддхи — Божественной мудрости и Жизни в благословенном знании, а мамо являются олицетворениями вроде Шивы, Иеговы и других выдуманных чудовищ с невежеством в их хвосте». («ПМ», 153.)

Однако помимо «несовершенных разумов» мамо-Коганов на планете существует и целый легион вредоносных астральных существ, порожденных, в немалой степени, несовершенством самого челове­чества. Очень часто на стороне темных сил действуют и сами люди, в силу своего невежества пытающиеся подавить любые прогрессивные начинания в обществе и уничтожить — морально или физически — носителей этих начинаний.

Адресату приведенного выше письма Е. П. Блаватской — английскому журналисту и видному деятелю теософского общества А. П. Синнетту — как и многим другим последователям учений Махатм, пришлось испытать влияние самых разнообразных проявлений сил зла на себе. Обстоятельства этого духовно-психологического испытания, которому подвергся Синнетт, достаточно подробно изложены в самом письме и заслуживают внимания всех, кого интересуют проблемы духовного самопознания и самосовершенствования. Учитель Кут-Хуми писал Синнетту:

«А теперь вы завершили один из ваших меньших циклов. Вы страдали, боролись — победили. Будучи искушаем, вы не поддались; будучи слабым, вы приобрели силу, и трудность судьбы и испытаний­ каждого, стремящегося к оккультному познанию, несомненно, вам теперь будут более понятны. Ваше бегство из Лондона от самого себя было необходимо так же, как выбор местности, где вы могли лучше всего стряхнуть с себя плохие влияния вашего общественного «сезона» и вашего собственного дома. Это не было бы самое лучшее, если бы вы вернулись в Эльберфельд раньше: самое лучшее вернуться­ теперь, так как теперь вы более в состоянии выносить напряжение нынешнего положения. Воздух полон пагубы и предательства, незаслуженные оскорбления сыплются на Общество, ложь и подлоги применяются, чтобы его разрушить. Церковная Англия и официальная Англо-Индия соединили руки, чтобы удостоверить свои худшие подозрения и, если представится возможность, употребить первыми правдоподобный повод к сокрушению движения. Всякие позорные выдумки будут пущены в ход в будущем так же, как и теперь, чтобы дискредитировать нас как покровителей Общества, а вас, как поддерживателей, так как заинтересованность оппозиции огромна и ее с энтузиазмом поддерживают Дуг-па в Бутане и Ватикане.

Среди «светящихся знаков», в которые заговорщики прицеливаются, стоите вы. В десять раз больше усилий, чем до сих пор, будет приложено, чтобы обратить вас в предмет насмешки, особенно вашу веру в меня, а также чтобы опровергнуть ваши аргументы в пользу эзотерического учения. Они могут еще более пытаться поколебать вашу веру, чем раньше, посредством поддельных писем, якобы исходящих из лаборатории Е. П. Б[лаватской], или поддельными документами, обнаруживающими или признающими обман, намеченный к повторению. Так это было всегда. Те, кто в течение сотен лет этого цикла наблюдали человечество, постоянно видели подробности этой смертельной борьбы между Истиной и Заблуждением, которая всегда проявляется. Некоторые из вас, теософов, теперь только ранены в вашей чести или в кошельках, но те, кто держали светильник в предыдущих поколениях, заплатили жизнью за свое знание.

Будьте мужественны, желающие стать воинами за единую Божественную Истину, держитесь смело и уверенно, берегите вашу моральную силу, не растрачивайте ее по пустякам, но придержите ее для таких больших событий, как нынешние. Я вас всех предупреждал через Олькотта в прошлом апреле месяце о том, что готовит­­ся в Адьяре, и сказал ему, чтобы не удивлялся, когда мину взорвут. Все произойдет точно вовремя, только вы, великие и выдающиеся главы движения, будьте стойки, настороже и в единении. (...)» («ПМ», 125.)

В этом же письме есть информация и о другом способе деятельности сил зла,— осуществляющемся уже не на уровне общественных отношений, а на уровне оккультных нападений.

«В вашем доме, дорогой друг,— пишет Махатма Синнетту,— поселилась колония развоплощенных духов (элементариев1). (...)

Когда вы вернетесь, вам следует быть более, чем обычно, осторожным, чтобы не поощрять сенситивности среди ваших домочадцев и не допускать, насколько возможно, посещений известных вам медиумических сенситивов. Также было бы хорошо время от времени в комнатах сжигать дрова и носить по комнатам открытые сосуды с горящими дровами в качестве окуривателей. Вы также могли бы попросить Дамодара прислать вам несколько связок курительных свечей для этой цели. Это вспомогательные средства, но самое лучшее изо всех средств, чтобы выгнать непрошеных гостей такого сорта,— это вести чистую жизнь и держать мысли в чистоте. Талисман, который был дан вам, также может эффективно помогать, если ваша вера в него и в нас непоколебима». («ПМ», 125.)

«Вредители незримые и явные»

О разнообразной деятельности сил зла в книге «Надземное» говорится:

«Урусвати часто предупреждала друзей о нападении сил темных. Такие предостережения нужны повсюду. Не следует думать, что темные прекратят свои разрушения. Тление — их пища. Убийство — их ремесло. Посягательство на дух и тело — их радость. Нельзя предположить, что они не будут пытаться проникать за самые защищенные границы. Они предпочитают погибать, но не оставят свою разлагающую работу.

Некоторые легковеры думают, что механическое произнесение Высших Имен уже оградит их от темных нападений. Но не механика, а чистый огонь сердца лишь может создать надежный щит.

Уловки темных разнообразны. Кроме грубейших покушений могут быть самые изысканные касания, воздействующие на слабейшую­ сторону. Внесение сомнения будет излюбленным способом приближения темных. Сомневающийся уже безоружен. Казалось, такая аксиома известна достаточно, но сколько погибало именно от этого яда!

Считаю, особенно много противников Истины рождается от таких шептунов. Не так опасны явные безумцы, как малые лукавцы. Новые виды ядов изобретаются, почему же не появиться новым видам лукавства? Такое соображение о нападениях темных нужно помнить, когда представляете себе Внутреннюю Жизнь Братства. Мы постоянно на страже. Не проходит часа, когда не приходится пресекать где-то самые замысловатые нападения темных.

Не думайте, что они нападают только на последователей Наших. Они пытаются всюду разрушить каждое строение доброе. Они отлично по закону вибраций понимают, где есть ненавистное им зарождение добра. Не нужно приписывать им всеведения, но они чуют, где их антиподы. Наша работа бывает отягощена тратою энергии на поползновения темных. Они знают, что, в конце концов, они не могут бороться с Нами, но мечтают поглотить энергию, которая посылается в пространство. Когда Мы указуем единение и доверие, Мы тем самым зовем к скорейшей победе.

Много знаков летит к Нам. Никто не воображает, сколько в мире смуты! Люди забыли, что каждая страна состоит из многих сердец. Их боль — Наша боль». («Надземное», 26.)

 

«Прежде служили черные мессы и воздвигали статуи Бофамеду, теперь они стали опаснее, ибо, подражая Нам, они оставили многие ритуалы, но обратились к силе мысли. С Нами им трудно бороться, но в случае отделения мышления ученика они могут вредить». («Иерархия», 110.)

 

«(...) Никто из Учителей не завещал человечеству самость и корысть. Не от Света родились эти ехидны. Существуют черные братства, где распространяются учения всех позорных свойств разрушения, и разложения, и разъединения.

Нужно вдуматься, какую постоянную Битву ведем Мы против темных сил. Люди не думают, что они окружены опытными разрушителями. Никто не твердит о том, что нужно обратиться к Твердыне Добра. Мы получаем сведения, что составляется заговор против созидательства. Мы спешим предупредить, но сами знаете, насколько слушают Нас. Значит, опять Тактика Адверза должна быть применена. (...)» («Надземное», 45.)

«Урусвати помнит, в каком приветливом блеске может показаться иерофант зла. Также можно помнить, что темные сущности постоянно пытаются дотронуться до посылаемых Нами лучей, подобно перехватыванию телеграфических сообщений. Так, можно назвать много попыток тьмы.

Нужно также не забыть блеск излучений, которым они умеют окружить себя. Для начинающих наблюдателей факт такого свечения может быть смущающим, но когда знают о сиянии энергии, тогда не может быть сомнения, тем более что многие не могут достичь силы сияния. Кроме того, их излучения не могут дать ту вибрацию, которая может потрясти тело человека.

Мы уже называли ряд местностей, где собираются темные. Не будем снова перечислять их, ибо это мало кому поможет. Если назовем Балтимор или Нью-Йорк, то это будет не полным адресом. Даже название улицы или описание дома не поможет искать темное гнездо. Можно догадываться, что даже дом собраний имеет весьма обиходный вид. Не изображения Сатаны, но предметы церковные будут изобиловать. Только познающий сердцем почует, где лукавые сущности. Не забудем их изворотливость и ярость, ибо многие лучшие деятели уступят им в свойстве ярости. Так, темные переносят боль и порывают жизнь, лишь бы участвовать в разложении.

Много сил Наших полагается на противодействие уловкам темных. У Нас почитают особой победой, когда иерофант зла должен отступить». («Надземное», 137.)

 

«Урусвати знает о вредителях незримых и явных. Каждый исследователь передачи мысли на расстояние должен отметить все способствующие условия или враждебные. Но знаете, что мысли могут перехватываться пространственными сущностями. Также понятно, что некоторые люди могут слышать мысли, но каждый исследователь должен обратить внимание на особые условия присутствующих.

Можно наблюдать, что согласие присутствующих способствует передаче и охраняет от перехватчиков. Более того, если близкие, находящиеся в соседнем помещении, пребывают в гармоничном настроении, они уже охраняют сохранность передачи. Люди смущенные или раздраженные оказываются сотрудниками злобных перехватчиков. Аура раздраженного человека является лучшим дробителем протекающих токов. Такие вредители могут отрицать свое соучастие с перехватчиками, но по существу они остаются пособниками зла. Когда-то в Тонком Мире они пожалеют о своей несдержанности.

Люди не хотят знать, что за каждым их легкомысленным поступком стерегут незримые сущности. Мысль находится в грубых руках. Лишь немногие поймут, что мысль должна быть окружена лучшими условиями. Неразумные полагают, что мысль укрепляется от наркотиков. Эти судороги мысли не могут творить эволюцию. Каждая эманация наркотиков уже привлекает самых опасных сущностей. Они захватывают обрывки мыслей и ткут из них самую вредную ткань. Можно иногда вспомнить, как полезные мысли извращались. Поищите причину в окружении и, наверно, найдете поводы.

Мыслитель говорил: «Бедная наша мысль, нет у тебя защиты. Лишь успеешь вылететь, как уже злые когти тебя раздирают. Как горсть золота, брошенная в толпу, исчезает, так и мысль пространства может быть перехвачена. Хорошо, если мысль достанется просвещенному уму, но среди встречных могут оказаться и грабители. Если телу нужна чистота, то около мысли нужна еще большая опрятность». («Надземное», 204.)

Продолжая тему деятельности антиэволюционных сил, Е. И. Рерих пишет:

«Многие наивные люди полагают, что темные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как заблуждаются они! Так действуют лишь грубые и силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною света Учения. Вы уже знаете такой пример. В Америке существует очень обширное общество, и глава его получает учение от учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом1. Мы знаем, кто скрывается под этим псевдонимом. СИЛА ЕГО ВЕЛИКА. И цель этого учителя, персонифицируя якобы Учителя Бел[ого] Бр[атства], как можно больше заманить в свои кадры неплохих и полезных людей, которые иначе могли бы действенно помочь Великому Плану Владык, Плану спасения планеты. И эти несчастные, не обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки летят на испепеляющий их черный огонь. Невежество, отсутствие чувствознания толкает их в объятия тьмы и лишает надолго, если не навсегда, благотворного воздействия и притяжения Лучей Великой Твердыни Света. Грозен Армагеддон, ведь силы тьмы борются за само существование свое, отчаяние делает их столь сплоченными и упорными в достижении цели своей. Князь мира сего имеет много талантливых, сознательных и бессознательных пособников, и наивно думать, что они не умеют действовать тонко. Они очень изысканы и изобретательны и действуют по сознанию своих жертв. Но все они лишены теплоты сердца. У меня есть книги этого Тибетского учителя, они сухи до чрезвычайности. Одна книга называется «БЕЛАЯ МАГИЯ». Мне сказано, что лучшие страницы заимствованы из учения Бел[ого] Бр[атства]. Интересно отметить, что глава этого Общества для большего престижа своего и заманивания сторонников наших книг рекомендует их своим членам и учредила классы для изучения книг Агни Йоги. Так переплетается на Земле тьма со Светом. Сеть тьмы плетется искусными руками. Многие члены этого Общ[ества], заманенные преподающимся там разбором и изучением книг Агни Йоги, приходят к нам, прося учредить такие же классы и группы для совместного чтения и обсуждения книг Учения. Только с настоящей осени с Высшего Одобрения я поручила г-же Хорш начать такие группы в более широком масштабе. Также не без интереса отметить, что водители такого обширного Общества состоят в то же время в т[айной] полиции на службе одной державы.

Много страшного творится сейчас в мире. Много самого отвратительного колдовства распространено по всему миру. Конечно, как всегда, наиболее крупные центры являются и центрами главных темных сил.

Именно все исчадие ада выползло на поверхность Земли. Невежественные массы — их лучшее орудие. Вот почему так важна сплоченность всех сил белых и беленьких, но последние так легко окрашиваются в сереньких, пополняя собою кадры тех, о которых сказано в Апокалипсисе: «Но как ты тепл, но не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Только сила преданности и устремления к Служению Великой Иерархии Света может спасти от широко расставленных сетей Князя Мира сего. (...)

Напряжем все наши усилия, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары темных по нашей ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не причиняя вреда. Обычно удары эти сказываются на слабых органах. Аура, насыщенная преданностью Иерархии, может противостать всем нападениям темных. Но нельзя ни на минуту допускать сомнения и уклонения от этого фокуса Света. Преданность и чистота побуждений — НАШ ЕДИНСТВЕННЫЙ ЯКОРЬ в хаосе разбушевавшихся стихий». (Е. И. Рерих, 23.08.34.)

Интересно отметить, что в наше время лжеучения и лжеучителя стали, похоже, «козырной картой» сил зла, стремящихся дезориентировать и поработить духовно и психологически возможно большее количество людей. Примером подобного метода работы темных сил является небезызвестная книга «Калагия», якобы представляющая собой продолжение Учения Живой Этики, а также целый ряд похожих работ авторов, «принимающих информацию» от «Высоких Учителей» и т. п. Типичным примером деятельности сил зла являются и такие религиозные объединения, как «Белое Братство» Марии Дэви Христос, «Аум Сенрике» Секо Асахара и прочие тоталитарные секты, заманивающие в свои сети несведущих людей, под предлогом изучения эзотерики и методов духовного самосовершенствования.

Помимо, так сказать, работы на «идеологическом фронте», представленной дезинформацией и лжеучениями, классической областью­ деятельности темных сил являются различные оккультные объединения, практикующие магию и ее многочисленные разновидности. Об огромной социальной опасности магии, спиритизма и прочих видов насильственных оккультных практик немало говорится на страницах Агни Йоги и в «Письмах» Е. И. Рерих:

«Очень хорошо делаете, остерегая против увлечения спиритизмом. Должна добавить, что все магические приемы, ритуалы и действия всегда были в большом почете и пользовании именно среди представителей западной церкви, и посейчас ими пользуются их наследники и преемники. Вспомним Гримуары папы Гонория и др. Много черных лож раскинуто сейчас по всему миру, и может ли быть иначе, когда мы находимся в самом разгаре Великой Битвы, предуказанной всеми древнейшими пророчествами в писаниях всех народов, когда мы приближаемся к решительному столкновению Воинств Светлых Сил под водительством Архистратига Михаила с сонмищами Князя Мира сего; ко дню Великого Суда, когда вся армия Гога должна быть истреблена. Но непреложен закон Света, и тьма будет побеждена.

Вы правильно называете спиритизм и все занятия магией духовным развратом, ибо спиритизм есть насилие, есть открывание дверей, в большинстве случаев, сущностям из низших слоев Тонкого Мира, и, конечно, так же как и магия, не может входить в эволюцию». (Е. И. Рерих, 11.08.34.)

 

«(...) Имейте также в виду, что сейчас неслыханно развито колдовство, самая ужасная черная магия, и это почти повсеместно. Часто неплохие люди, по неведению своему, вовлечены в эти черные сети. Потому так порицается сейчас Великими Учителями всякая магия. Черные ложи очень деятельны, потому так страшно важно, чтобы светлые силы без промедления объединились между собою в сознательном и активном противодействии темным силам зла. Но, увы, сейчас между ними гораздо меньше согласия, нежели среди темных. Тех объединяет страх, и они идут гонимые страхом». (Е. И. Рерих, 17.02.34.)

 

«Магия подобна массажу. Массаж искусственно ограничивает и восстанавливает формы тела и кровообращения. Магия также искусственно соединяет и восстанавливает общение с Миром Незримым. Массаж не нужен нормальному организму. Магия не нужна развитому духу. Массаж занимается нездоровыми членами. Магия доставляет Учение об условиях, о паллиативах, не открывая простейшего доступа в Высший Мир. Начав массаж, необходимо усиливать, иначе ткань начнет угрожать разрастанием и разрушением; обратившись к магии, нужно усиливать овладение ею, иначе стихии начнут теснить отступника. Так, сравнив мир телесный и духовный, видим те же действенные законы. Те же законы указуют, насколько ближе развитому сознанию пути простейшие. Живот не отрастет при умеренности, сердце не замолкнет при утончении духа». («Сердце», 43.)

 

«Нужно навсегда установить, что Йога не есть магия. Прежде всего в Йоге нет ничего искусственного. Родственность и созвучие законам Бытия противны всему насильственному. Йог не будет без крайности тревожить Первичную Субстанцию. У Йога создается полное сотрудничество с Природой. Так знание Йога прежде всего основано на чувствознании. По этой чистой поверхности пишутся знаки опыта». («Сердце», 44.)

 

«Вы не будете изумляться Моему подтверждению, что черная магия необычайно развивается. Конечно, это одно из оружий противников Света. Они собирают сознательных и бессознательных сотрудников. Заклинания, гримуары и все накопления темных применяются широко. Кроме темных центров, ранее вам указанных, возникают многие малые круги, часто основанные на самых примитивных ритуалах, но общий вред велик. Конечно, белая магия обладает сильнейшими факторами, но поверх всех формул стоит энергия­ сердца. Все формулы и заклинания предполагают механические приготовления, оставаясь в пределах низших учений. Но теперь, когда силы тьмы так ополчились, им противопоставляются силы сердца. Можно заметить, как постепенно ритуалы белой магии сводились к высшим понятиям Огня и сердца. Темные не располагают этими твердынями. Лишь чистое сердце может действовать. Лишь связь с Иерархией Света может порождать негасимые огни. Так противопоставление сердца всем темным силам будет знаком победы. Подтверждаю мощь сердца, и вы на себе знаете, как близко и сильно это оружие Света. Без пылания сердца не приблизиться к Сфере Огненной. Посвящение Огнем предстоит лишь чистому сердцу». («Сердце», 556.)

 

«А враги Света все те же, как и тысячелетие тому назад. Очень сильны и организованны. Они знают приемы колдовства и черной магии. Многое им известно из области Сокровенного Знания. Отрицатели, неверы и все прочие невежды не признают ни психическую энергию, ни возможности пользоваться ею во зло, и потому бессильны они против оккультно-психических махинаций врагов. А союзников у темных много, и сознательных и бессознательных. Смотрите, как извращают и искажают они каждое доброе начинание». («Грани Агни Йоги», том 12, 311.)

Нападения темных сил и их стремление повредить людям, несущим поручения Белого Братства, создавали необходимость охранных­ мер со стороны Махатм. Учителя Шамбалы всегда умели защищать своих учеников и сотрудников. Методы защиты, осуществляемой адептами Белого Братства, были и остаются настолько же разнообразными, как и сами ситуации, требующие их участия. Основой подобной защиты является психическая энергия Архатов, направляемая для помощи конкретному человеку или целому кругу людей. Помощь Учителей выражается, как правило, в посылке вибраций, генерирующих в пространстве любого плана бытия — физического или тонкоматериального — особые электромагнитные поля, которые­ препятствуют нападениям темных сил на сотрудников Белого Братства и просто полезных обществу людей. В основе подобной энергетической защиты лежит все та же сила мысли, создающая в пространстве тонкоматериальные полевые образования и структуры:

«Урусвати видела Нашу охранительную ткань. Мы простираем незримые потоки такой светоносной ткани. Она препятствует темным нападениям. Она же охраняет Докиуд, где отдыхают Наши сотрудники перед принятием нового труда.

Нужно понять, что Наши лучи и токи особенно благодетельны, когда они воспринимаются сознательно. Можно сказать, что польза Наших воздействий возрастает сторицею, если она воспринята в сердце.­

(...) Урусвати замечает даже краткие явления охранительной ткани, но многие даже не обратят внимания и на длительные знамения». («Надземное», 124.)

Примечательны и слова Учителей по поводу свойственного некоторой категории людей мнения о том, что якобы силы зла могущественнее Сил Света. Разумеется, эта точка зрения упорно насаждается в человеческом обществе самими силами зла.

«Урусвати знает некое суждение, что силы тьмы мощнее Сил Света. Весьма вредно такое заблуждение. Можно признать, что силы тьмы сплочены и яры в своих нападениях. Но это не удивительно, ибо они защищаются и знают свою конечность. Кроме того, сами приемы борьбы неодинаковы. Мы готовы принять в щит все стрелы, но кончим поединок, послав только одну. Мы знаем, что где единение, там и победа. Мы предлагаем запомнить, что не однажды джинны строили храмы, но не бывало, чтобы Наш Брат служил тьме. Народы всех веков помнят сказания о слугах тьмы, заставленных служить Свету. Не без особых причин сказания сохраняются. Мы говорим иногда о тяжких трудах Братства, но делаем так вовсе не для показания бессилия, но лишь для полноты описания Нашей жизни.

(...) Так не допустим, чтобы шатуны считали силы тьмы победными. Не могут они одержать верх там, где Бесконечность. (...)» («Надземное», 259.)

 

Помимо магии и темных оккультных практик, излюбленной сферой деятельности Князя мира сего и его полчищ являются исторические и политические обстоятельства, связанные с гибелью многих людей. Войны, революции, репрессии, любые вооруженные столкновения, сопровождающиеся массовым кровопролитием, всегда в той или иной мере связаны с деятельностью Черной ложи. Находящиеся в астральном плане сторонники сил зла занимаются активным подстрекательством низкодуховных, склонных к их влияниям людей, к насилию и кровопролитию. С какой целью это делается? Во-первых, различные социальные эксцессы в виде войн или репрессий ожесточают и огрубляют сознание большинства людей, пресекая их духовное развитие, что само по себе является целью разрушительной деятельности Черной ложи. Во-вторых, массовая гибель людей несет в себе серьезнейшие оккультные последствия, оказывающие самое негативное влияние на общество и природу.

Согласно эзотерическим учениям, смерть представляет собой переход сознания человека на энергетический план существования. При этом сознание умирающего человека практически не меняется в духовно-нравственном отношении. Если человек уходит с земного плана­ бытия раньше, чем это было предусмотрено течением его кармы, то жизненная энергия, которая была отпущена ему кармой на период его земной жизни, оказывается нереализованной, а сама кармическая программа — не выполненной. Более того, жизненная энергия, которую человек не успел израсходовать за свою земную жизнь (насильственно прерванную), после смерти физического тела остается в теле астральном, переходящем в мир иной. Эта энергия поневоле притягивает астральное тело человека к эманациям физического плана Бытия, не давая астральному телу человека подняться в высшие слои астрального мира (как это происходит в случае его естественной смерти в старости). Большинству погибших людей, не имеющих высокого духовного уровня развития, нереализованная жизненная энергия несет соблазн одержания. (Так издавна называлось в народе вселение астрального тела (и сознания-души) перешедшего в мир иной человека в ауру, или биополе человека, живущего на физическом плане. Подобное «подселение» давало астральному телу и сознанию человека, преждевременно перешедшего в мир иной, иллюзию «земных» ощущений, которых он оказался лишен после утраты им его собственного физического тела. Об этом явлении, хорошо известном в эзотерических учениях, Е. И. Рерих писала, полемизируя с одним из своих корреспондентов относительно значения и последствий инквизиции:

«Не согласна с Вами, что «заслуга Инквизиции в том, что, сжегши на кострах около десяти миллионов ведьм и колдунов, она удержала многие миллионы от повального увлечения черной магией, ночных оргий в честь сатаны и т. д.»... Именно наоборот, Инквизиция, насильственно прекращая жизнь миллионов своих жертв, порождала страшное бедствие одержания. Ибо из всех сокровенных Учений мы знаем, что духи, ввергнутые в Тонкий Мир до истечения нормального срока их жизни и еще полные неистощившегося запаса силы магнитного притяжения, привязывающего их к Земле, часто не будучи в состоянии воспринять токов высшего напряжения из-за низкого развития сознания, жаждут прикоснуться через все доступные им провода к этой жизненной мощи. И злоба, и месть притягивали этих жертв к их палачам и путем одержания понуждали их совершать еще большие преступления и даже кончать самоубийством, чтобы впитать и насладиться эманациями крови, которые давали им, хотя и на краткий срок, иллюзию жизни.

Нет, Инквизиция была установлена не для преследования только жалких ведьм и колдунов, большею частью — медиумов, но для уничтожения всех инакомыслящих, всех личных врагов представителей церкви, для утверждения ее неограниченного могущества. И среди таких врагов прежде всего насчитывались все наиболее просвещенные умы, все служители общего блага и истинные последователи Заветов Христа. И конечно, легче всего было уничтожить врага, заклеймив его сношением с Дьяволом. Ведь эту дьявольскую психологию «блюстители» чистоты Учения Христа всеми способами старались вкоренить в сознание темных масс, потому и все видения монахов того времени носили на себе печать Сатаны, ибо были полны образами дьявольскими и изобиловали всякого рода искушениями.

Преследование жалких ведьм и колдунов, или медиумов и одержимых, явилось лишь густой ширмой, чтобы беспрепятственно властвовать над несчастным, запуганным населением, истребляя и грабя всех стремившихся внести просвет во тьму мрачного средневековья, всех слишком самостоятельных, всех осмеливавшихся говорить об общем благе и противившихся этому царству Дьявола в образе представителей инквизиции. Учреждение Инквизиции было страшной карикатурой на Суд Божий, внушенной Князем мира сего для растления и подрыва веры на все времена в чистоту, благость и справедливость церкви.

Назидательно читать жития святых католической церкви, написанные служителями ее. История религий — одна из самых кровавых страниц в истории человечества. Незабываема и Варфоломеев­ская ночь, ставшая синонимом массового убийства! Советую Вам перечесть «Великого Инквизитора» Достоевского. Несомненно, эти страницы написаны были им вдохновенным духом. На Западе в прошлом столетии вышел замечательный труд «Борьба Религии с Наукой» Э. Д. Уайта». (Е. И. Рерих, 11.08.34.)

Разумеется, что явление одержания абсолютно пресекает все возможности духовного развития как для одержимого, так и для одержателя, отдавая массы подверженных этой психической болезни людей во власть темных сил.

Мишенью (и объектом воздействия) Князя тьмы и его полчищ является не только человеческое сообщество, но и сама природа. Различные природные катаклизмы — ураганы, землетрясения, наводнения, засухи — тесно связаны с состоянием пространственной энергетики, которая, в свою очередь, во многом зависит от духовно-нравственного состояния социума. Учение Живой Этики привнесло в мировую науку принципиально новые взгляды на экологию и факторы ее формирования.

В Живой Этике неоднократно подчеркивается взаимосвязь между духовно-нравственным состоянием социума и экологической ситуацией на планете. Говорится в этом учении и об ответственности человека и общества за их морально-психические проявления.

Проблема достижения гармонии между социумом и природой является одной из наиболее злободневных и актуальных проблем современной цивилизации. Деятельность антиэволюционных сил и подпавшей под их влияние части человечества направлена на дальнейшее углубление экологического кризиса прежде всего потому, что он несет в себе реальные перспективы наступления глобальной экологической катастрофы и гибели всей человеческой цивилизации. В эзотерических источниках говорится о том, что подобное бедствие уже посещало нашу планету, следствием чего стала гибель высокоразвитых цивилизаций Атлантиды и Лемурии:

«К сожалению, настоящее время совершенно соответствует последнему времени Атлантиды. Те же лжепророки, тот же лжеспаситель, те же войны, те же предательства и духовное одичание. У нас гордятся крохами цивилизации, так же точно атланты умели промчаться над планетою, чтобы скорее обмануть друг друга; так же осквернились храмы, и наука сделалась предметом спекуляции и раздора. То же самое происходило в строительстве, точно не дерзали строить прочно. Так же восставали против Иерархии и удушались собственным эгоизмом. Так же нарушали равновесие подземных сил и создали взаимными усилиями катастрофу». («Иерархия», 145.)

Как уже говорилось, одной из главных причин гибели этой древнейшей цивилизации эзотерические источники называют именно деятельность Черной ложи и сил зла, сумевших подчинить своему морально-психологическому влиянию большую часть населения Атлантиды. Кроме того, как мы помним, в теософии и Живой Этике говорится о том, что окончательное падение Люцифера и превращение его в Князя тьмы произошло именно в эпоху Атлантиды.

Что говорят эзотерические учения об истории этой некогда могущественной и высокоразвитой цивилизации?

 

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик