Агни Йога - подборка по теме: "Мысль" (часть 20)Мир Огненный, ч.I, 460. Не следует смеяться, что некоторые йоги употребляют тростинку или папирусовый свиток при левитации. Конечно, можно достичь тех же результатов и без этих помощников материальных. Но если кому-то для поднятия на воздух требуется перо в руке, не будем лишать его такого маленького вспоможения. Ведь суть не в пере, не в свитке, но в мысли, в огненной энергии. Могут быть многие символы, вызывающие энергию, и каждый может искать ближайший провод. Так цыганки нуждаются или в воде, или в расплавленном воске, но сущность будет в их психической энергии, которая очень сильна в этой народности. У них легко получать поучительные наблюдения; к сожалению, нужно очень следить за их добросовестностью. Часто расцвет энергии, собранной атавизмом, соединён с невысоким сознанием. Но врач и учёный должны исследовать все возможности. Также и многие северные народности могут дать любопытные материалы, особенно в Норвегии, в Карелии, в Шотландии и среди эскимосов. Конечно, учёному пригодны даже первобытные проблески этой энергии. Мир Огненный, ч.I, 464. Оцепенение должно быть преодолено так же, как и отвращение. Многие совсем не замечают этого пагубного спутника. Между тем можно ясно проследить, как не только какие-то неведомые причины, но самые, казалось бы, невинные предметы обихода прекращают ток огненной энергии. Не только отвращение, но и какое-то оцепенение, поверх всех наблюдений, останавливает напряжение работы. Самый обычный предмет как бы заслоняет свежесть мозга и сердца. Иногда рисунок ткани, или ритм песни, или блеск ножа, или звон металла и множества подобных отрывочных эмоций выбивают нас из обычной устремлённости. Откуда это оцепенение? Когда и где эти звучания и сверкания были, может быть, решающими в нашем существовании? Не будем отрицать наслоения бывшего — один ещё пример бывших жизней. Нужно совершенно трезво понимать такие напоминания, даже можно записать их, как упражнение в наблюдательности. Но не следует духовно загромождаться обломками прошлого. Также можно повстречать и устремляющие предметы; можно порадоваться таким спутникам давних путей, но и они пусть не надолго приковывают наше внимание. Вперёд, вперёд, только вперёд! Всякое оцепенение есть потеря поступательного движения. Сколько раз сказано, что движение есть щит от вражеских стрел! Так идите огненно. Пусть огонь ваш светит сопутникам. Нужно помнить, что мы должны светить мыслью. Мир Огненный, ч.I, 469. Красота, свет, великолепие Огненного Мира утверждаются каждым к нему приближением. Кроме того, особое восхищение пробуждает чувство единения. Свет огненный ведёт к тяготению взаимному, иначе говоря, к истинному единению. Но плоть, напротив, направляет ко всякому разъединению. Такое свойство плотного мира мешает на сорной, дымной поверхности обнять восторг единения. Потому тем более нужно направлять мысли к Огненному Миру, чтобы привить себе истощённое чувство единения. Нужно как бы зарядить магнит, который остался без затвора. Умение обращаться с магнитом нужно даже в ежедневном обиходе. Так же точно потенциал Огня, оставленный без пользования, погрузится в недра и делается недоступным. Нужно снова вызывать его всеми лучшими воспоминаниями о нём и лучшим воображением. Действительно, для огненного великолепия нужно очищенное воображение. Нужно понять, что плотные формы не дают представления об Огненном Мире. Но мгновенное озарение может оставить навсегда чувство несказуемое, основанное на единении. Мир Огненный, ч.I, 472. Плох мастер, который не пользуется всем богатством природы. Для опытного резчика искривлённое дерево — ценное сокровище. Хороший ткач применяет каждое пятно для разукрашивания ковра. Златоковач радуется каждому необычному сплаву металла. Только умеренный мастер будет сокрушаться обо всём необычном. Только скудное воображение удовлетворяется чужими рамками. Большую зоркость и находчивость вырабатывает в себе истинный мастер. Доброе очарование мастерства освобождает мастера от разочарования. Даже ночь для мастера не приносит тьму, но лишь разнообразие форм от единого Огня. Никто не склонит мастера к блужданию, ибо он знает во всём неисчерпаемость сущности. Во имя этого единства мастер соберёт каждый цветок и сложит извечное созвучие. Он пожалеет об утрате каждого материала. Но люди, далёкие от мастерства, теряют лучшие сокровища. Они твердят лучшие молитвы и заклинания, но как пыль уносятся эти раздробленные и неосознанные ритмы. В пыль мёртвой пустыни обращаются осколки знаний. Об Огне знает сердце человеческое, но рассудок пытается затемнить эту явленную мудрость. Люди говорят — «он сгорел от злобы», или «он засох от зависти», или «он загорелся желанием». Во множестве выражений, точных и ясных, люди знают значение Огня. Но не мастера эти люди, и готовы они бессмысленно просыпать жемчужины, им самим так нужные! Не понять щедрость людскую, когда уничтожаются сокровища Света. За одну возможность отрицания люди не щадят себя. Они готовы потушить все огни вокруг себя, лишь бы сказать, что у них никакого Огня не имеется. Между тем погашать огни и допускать тьму есть ужас невежества. Мир Огненный, ч.I, 475. Сношения в духе составляют значительную часть земного существования и несомненно принадлежат к огненной природе. Не только во время сна происходят такие сношения, но и во время бодрствования мы ощущаем многие рефлексы таких сношений. Никто, даже самый грубый, не решится отрицать, что он не раз чувствовал некоторые касания или внушения мысли извне. Учитель может указать, что такие прикасания могут получаться из многих источников: или по линии нити Иерархии, или из Мира Тонкого, или от земных жителей. Очень характерно, что мысль, извне пришедшая, необыкновенно легко забывается. Недаром древняя мудрость советовала сопровождать такую мысль глотком холодной воды, точно расплавленное нечто нуждается в охлаждении, чтобы сохранить форму. Совет древний не лишён основания. Мысль, поступающая извне, как бы воспламеняет центры, и нужно её как бы запечатлеть, чтобы претворить в нашу условную энергию. Так же бывает в сновидениях. Мы не только получаем извне огненные толчки, но наше тонкое тело напрягает всю огненную сущность, чтобы сконденсировать восприятия и усилить убеждение. Можно наблюдать, как огненное восприятие собирает все детали наиболее характерные. Иногда можно поражаться, насколько огненное око наблюдательно и легко подвижно сравнительно с земным. Можно записать многие сновидения и ощущения, которые покажут, насколько наблюдательно собраны подробности. Часто творчество огненное конденсирует подробности. Оно не лжёт, но собирает воедино однородные части. Потому Мы так советуем внимательно относиться к огненным ощущениям; в них правда, сложенная гениальным Огнём. Можно разумом постигать целыми десятками лет то, что огненное озарение приносит почти мгновенно. Мир Огненный, ч.I, 478. Дыхание огненное существует, ибо тело огненное живёт. Редко можно заметить проблески огненного дыхания в теле земном, но всё же очищенное тело может иногда почувствовать такие вздохи. Они могут ощущаться или в темени, или в сердце, или в других центрах. Может чувствоваться как бы расширение таких центров, оно может вызывать даже головокружение или тошноту, ибо мир плотный не может примениться к такому проявлению Мира Огненного. Среди причин расширения сердца имеет место и дыхание огненное. Часто сердце расширяется, но теряет ритм и тем не может естественно сократиться. Для левитации огненное дыхание имеет большое значение; оно выводит тело из условий физических. Здесь опять касаемся мысли как продукта огненного. Сами знаете, как при левитации тело теряет в весе. Нужно также помнить, что не приходила мысль о полёте, но существо стремилось к Иерархии. Постоянно советует Йога: «Мысли о самом Высшем, что только может вместить сознание твоё. Представь себе это Высшее в лучшем Облике. Представь себе это Высшее в Свете Несказуемом. Напрягись сознанием как к самому осязаемому. Уяви лучшее расположение. Собери все сокровища добра, ибо сказал Голос Молчания: „В добре возносимся!“» Опять видите, насколько древние советы были ясны для приложения в жизни. Можно упорно советовать учёным прочитывать внимательно Учение древнее. Мир Огненный, ч.I, 479. Кто может поверить, что организм человеческий созвучит не только на планетные потрясения, но и на токи всей солнечной системы? Но было бы неразумно отрицать их и отрешать человека от сотрудничества с дальними мирами. Наша задача — напомнить, что люди, как высшее проявление мира проявленного, могут быть центрами для объединения миров. Только внедрением этой мысли можно направить человека к истинному преуспеянию. Мир Огненный, ч.I, 480. Удерживать человечество от высшего мышления будет убийством. Не преувеличение это, ибо огрубение, снижение мысли ведёт в конечном следствии к распадению, к уничтожению. Так когда говорят, что мысль Света как столб храма, то понимают, что огненное озарение даёт жизнь вечную. Мир Огненный, ч.I, 482. В Тибете для свирепости коней кормят мясом барса. Кшатрии Раджпутаны имели мясное питание для поддержания воинственности. Даже эти два примера показывают смысл мясоедения. Не для утончения люди убивают множества быков. Они, подобно троглодитам, готовы пожирать медведей. Нужно проследить массовое убиение животных, притом совершенно сознательно. Люди знают, что овощи или фрукты дадут больше жизненной энергии, чем чаша крови, но они просят подать им кровавое мясо и желают много насладиться таким огрубением. Нет иного названия этому неистовству пожирания крови. Люди отлично знают, что щепоть пшена или ячменя достаточна для поддержания жизни, но их животный инстинкт пытается низвести разум до звериного состояния. Разве не звери пытаются перегрызть горло друг другу? Разве не тьма толкает людей на самые низкие действия? Не забудем, что массовые убийства, будут ли они на войне или на бойне, одинаково загрязняют атмосферу и нарушают Мир Тонкий. Нужно понять, что каждое сознательное убийство сотрясает целую окружающую атмосферу. Притом эти действия усиливают силы тьмы и хаоса, нарушая ритм. Нужно избегать разных нарушений Тонкого Мира. Мы можем допустить пищу растительную, и мучную, и молочную, и также яйца, но лишь в самом свежем и жидком состоянии. Так сами вы знаете, как противен самый вид мясной еды, когда организм привык к растительной пище. Так нужно на деле приучать себя к утончению и помнить, что даже слон умножает силу свою на растениях. Не нужно думать, что люди от бедности прибегают к мясной пище. При самых малых усилиях можно иметь растительное питание; притом многие очень питательные травы и корни не применены. Можно поучиться у некоторых животных, они знают о естественной пище много больше, нежели человек-мясопожиратель. Не бойтесь, когда любитель крови начнёт насмехаться над растительной пищей; только запомните его, ибо он от тьмы. Многие безразличны к мясной пище и заставлены лишь уродливыми условиями семьи; не их Мы имеем в виду. Мы сожалеем сознательных кровопийц и пожирателей мертвечины. Так будьте проще и утончённее в питании. Мир Огненный, ч.I, 483. Мыслетворчество Тонкого Мира пусть напомнит, какой мегафон остаётся перед нами. Поистине, переходящий в добре умножит добро и переходящий во зле будет источником зла. Так можно беспредельно множить наши энергии. Потому обязаны мы утончать организм наш, чтобы он был достойным вместилищем. Но можно эти действия производить как во дворце, так и в хижинах. Только сознание величия явленного Огненного Мира приведёт к пути единения. Мир Огненный, ч.I, 484. К вопросу питания нужно заметить, что необходимо иметь каждый день какие-то сырые овощи или фрукты. Также предпочтительно иметь сырое молоко, если корова известна. Также несколько грубый хлеб. Так можно обеспечить достаточное количество витаминов, не увеличивая явного преувеличения пищи. Так можно не затруднять себя мыслью о питании. Такая мысль часто затмевает многие ценные устремления. Тот, кто нашёл равновесие между физическими и духовными запросами, уже стоит на границе понимания Высшего Мира. Мир Огненный, ч.I, 485. Испытание качества мысли относительно разных физических условий даст огненное понимание многих вещей. Сопоставляя мышление рудокопа в глубокой шахте с мышлением лётчика на высшем уровне полёта, найдём необыкновенную разницу мышления, как в методе, так и в напряжении. Стоит произвести наблюдения над мышлением согбенного жнеца и мышлением всадника: мысли одного и того же порядка преломляются в них совершенно разно. Физические условия как аккомпанемент для мелодии духа. При строительстве нужно собрать всё воображение, чтобы найти созвучия столь различных условий. У народов огненное коллективное сознание представляет поучительное зрелище. Мир Огненный, ч.I, 487. Исторические акты великого значения часто совершались по указу видений. Чаще, чем люди думают, Невидимое Правительство заявляло свои решения. Существа Высшие или ушедшие близкие приносят весть неизбежных сроков. Можно лишь пожалеть, что люди стараются скрыть такие видения и посещения, — конечно, если тайна не была предписана. Огненная печать на устах очень прочна. Но можно в записях для потомства сказать истину, которая поддержит многие сердца. Сами вы уже знаете целый ряд исторических событий, имевших в основе явления предупреждения и предписания. Так можно отмечать ряд событий от древности до наших дней, которые были как бы звеньями руководящей Мысли. Правильно собрать эти огненные озарения; в них будет явлена целая система междумировая. Нужно углубляться фактами историческими, чтобы ещё сознательнее понять мудрость строительства. Советую начать записывать все известные исторические события, совершившиеся или сопряжённые с высшими видениями. Во время таких записей найдутся ещё многие факты, ибо устремлённая мысль магниту подобна. Мир Огненный, ч.I, 488. Многим ведомо смутное внутреннее трясение без всякой видимой причины. Никто не подумает — не касается ли его ток какой-то мощной мысли? Может быть, его приёмник не настроен в этом ритме, но сама энергия потрясает его солнечное сплетение. Так множество огненных ощущений скользят по телу людей и как бы просят обратить на них внимание. Мир Огненный, ч.I, 506. Можно радоваться, когда постигается красота очертаний Тонкого Мира. Можно убеждать, что мыслетворчество может создавать формы не только личные, но способные привлекать и восхищать лучшие сердца. Умение творить мыслью тоже упрочивается на земле; но сколь высоко будет такое творчество, когда люди поймут, что творят они не для земли, но для высших величественных сфер! Мир Огненный, ч.I, 507. Будем как устремлённые к небу стрелы на огненной тетиве. Мысль пусть найдёт от каждого земного предмета духовное вещество, которое даст прекрасное представление в Беспредельности. Так устыдимся посылать в Мир Прекрасный мерзкие мысли. Явление каждого дня должно быть прообразом прекрасных увлечений. Люди стесняются говорить в громкоговоритель низкие слова; почему же можно наполнять пространство низкими мыслями? Явление смятения мира пусть ещё раз напомнит о качестве мысли. Мир Огненный, ч.I, 508. Да, да, да, зёрна добра остаются в духе, но не соблюдено внимание к ним. Люди помнят о накоплениях, но, не сохранив духовного понимания, устремляются к накоплению земных предметов. Люди в глубине духа знают о полётах в Беспредельность, но, забыв о значении дальних миров, снуют бессмысленно по коре земной. Нельзя говорить против земных предметов, как продуктов творчества; нельзя говорить против путешествий, которые могут быть высшей школой, — но всё земное бытие должно быть осмыслено от границ Высшего Мира. Можно ли в земной жизни совершать лишь полезные действия? Конечно можно. Легко представить целую жизнь как беспрерывный поток полезности для других. Сантана не была как бессмысленное перекатывание камней. Она как поток, питающий окружающие поля; как ручей, приносящий очагу чистоту; как дождь, подымающий зерно посева. Так не нужно быть особым мудрецом, чтобы представить себе полезную жизнь во всех областях. Когда огненные волны заставят людей искать спасения в башнях духа, тогда с омерзением люди пожалеют о каждом бездельном существовании. Они попытаются в смятении собрать крохи положительного мышления. Какую пользу могут принести советы не растрачивать ценную энергию! Нужно мыслить о приближении очень необычных времён. Ни жестокость, ни разбой, ни предательство, ни ложь не помогут от огненных волн. Не столько стыд, сколько страдание понудит к поискам спасения. Мир Огненный, ч.I, 510. Твержу о понимании часа подвига. Не устану повторять, как высоко нужно мыслить, чтобы оказаться вне пыли. Мир Огненный, ч.I, 511. Кто думает о скромности и о смирении, тот уже не скромен и не смиренен. Природные качества не нуждаются в насильственном раздумии. От насильственных скромников и смиренников много гордости зародилось. Во всех качествах, связанных с огненностью, нужна непосредственность. Если в человеке не накопилось почитания Иерархии, то никаким приказом он не почувствует красоту этого устремления; внешние условия раздробят зерно стремления. Большая ошибка в том, что люди, начав мыслить о Высшем, часто переменяют внешние условия жизни. Известный вам сапожник мог оставить своё ремесло, но он предпочёл утвердиться в прежнем ритме, в котором зародилось высшее мышление. Это не есть неподвижность, но бережность к уже сложившемуся ценному ритму. Можно наблюдать, как внешние условия могут давать импульсы мышлению. Такое соображение очень полезно при огненных постижениях. Музыкант не расстаётся со своим инструментом даже в путешествии. Причина тому не только механическая техника, но сознательно или бессознательно виртуоз бережёт сложенный ритм. Постоянство работы тоже, как пранаяма, нужно для координации центров. Но опытный работник не будет раздумывать о пользе работы. Работа для него есть пища; он не может жить без неё. Врач пусть приведёт тому примеры. В отношении Агни особенно вредна беспорядочная, неритмичная работа, но нужно, чтобы такой ритм вошёл в привычку без всякого насилия. Тогда можно ожидать, что Агни станет действительно доспехом самодейственным. Это качество самодействия есть огненное достижение. Не придёт оно извне, но лишь совместно с расширением сознания. Без утверждения сознания не может утвердиться самодействие. Мужество не приходит по заказу, оно врастает как ощущение стержня спирали. Если мужество состоялось, то ничто не может искоренить его. Прекрасно сознавать существование аккумулирования качеств, которые растут как мощное древо. Мир Огненный, ч.I, 514. Действительно, человечество представляет как бы цемент планеты, оно помогает сдерживать части, угрожаемые хаосом. Мир ненаселённый легко распадается. Но не гордиться должен человек таким поручением, он должен чувствовать себя стражем на дозоре. Действительно, лишь тот, кто вооружён доспехом Агни, может тем полнее выполнить своё назначение. Агни не должен быть в состоянии бездеятельности. Стихия Огня самая действенная, самая быстрая, пространственная, явленная среди напряжения мысли. Разве не мыслью бережёт человек планету? Самые ценные вещества создаются мыслью. Сопоставьте дыхание мысли с бессмыслием. Утверждаю, что люди могут составить мысленное сокровище, которое в ритме с Космосом даст Новую Эру. Мир Огненный, ч.I, 522. Прилична ли людям беззаботность? Некоторые смешивают беззаботность с возложением на Иерархию; они полагают, что если они воплотились здесь, значит, что-то несёт за них ответственность. Но великое Служение есть великая забота. Нельзя представить себе ни дня, ни часа, чтобы человек оказался вне заботы, иначе говоря, вне мышления. Так забота не может быть понимаема как иссушающий гнёт, но наоборот, как отличие человека. Среди преимуществ Бодхисаттв забота обо всём сущем будет сокровищем их венца. Также нужно приветствовать заботу и как зажжение Огня. Не малое мышление, но самая озабоченная мысль высекает светлые искры из сердца. Немудро избегать заботы, ибо нужно спешить с огнями духа. Устрашение заботою лишь показывает малые накопления. Опытный путник скажет: «Нагружайте меня заботою, когда иду в Сад Прекрасный». Не последнюю заботу принял на себя человек, получивший мышление. Сказано: малого стоит улыбка богача, но бедняк, сохранивший улыбку, будет спутником Бога. Так народ понимает ценность улыбки среди забот. Советую понять, что число забот не может уменьшиться. Только так признаем, что радость есть особая мудрость. Мир Огненный, ч.I, 524. Усомниться явлением Огненного Мира — значит пресекать движение; потому не смотрите назад. Пусть движение развивает притяжение поступательное, как поток. Если падение развивается с ужасающей скоростью, то движение может порождать магнитную силу, которая влечёт к намеченному направлению. Лая, не пробежать долго, но мысль огненная поведёт поверх неожиданностей. Умейте замечать рост сознания. Конечно, это труднее, нежели заметить рост волос или травы. Но склады сена показывают, как трава растёт; так и сознание может дать ценные отложения. Мир Огненный, ч.I, 530. Правильно повторять о болезни планеты. Правильно понять пустыню как позор человечества. Правильно обратить мышление к природе. Правильно направить мышление к труду сотрудничества с природою. Правильно признать, что ограбление природы есть расточение сокровищ народа. Правильно о природе порадоваться, как о пристанище от огненных эпидемий. Кто не мыслит о природе, тот не знает Приюта Духа. Мир Огненный, ч.I, 532. Ток встречный — так называется явление, испытанное Урусвати. Когда мысль устремлена и встречает ток посылки враждебной, то получается ужасное сотрясение, которое отзывается на сердце. Уже говорил вам о тяжких вражеских стрелах. Не только эти посылки, но и постоянное усиленное трепетание тверди усиливает напряжение центров. Неестественно такое состояние, и только упорное стремление к Огненному Миру даст человечеству иное состояние мышления. Мир Огненный, ч.I, 535. Корень мысли, или побудительная причина, должна быть явлена для утончённого сознания. Невозможно знать все мысли, ибо в калейдоскопе человеческих осколков голова закружится, и самые обрывки неустойчивого мышления не дадут пользы. Но полезно чувствовать побудительную причину каждого выражения. Такое огненное утверждение приходит с возжжением центров. Человек начинает знать причины слов; внешнее выражение для утончённого наблюдателя несущественно. Иногда сам говорящий затрудняется определить первичную причину своих слов. Но сердце огненное знает, как зародилась сказанная формула. Никакая ужимка, никакие жесты не введут в заблуждение третий глаз. Нелегко даётся это чувствознание, многие поколения вносят лепту в сознание. Считайте, утверждение Огня достигается многими сменами жизни. Корень мысли даст пути к познанию и прочих корней. Мир Огненный, ч.I, 539. Мысль о слиянии с Иерархией тоже является прекрасным очищением. Когда все гады выползут из нор, останется лишь стремление кверху. Пусть тогда соберём все средства равновесия. Не будем думать, что тяжко от дня вчерашнего, но заглянем в завтра, которое не наполнено умалением. Мир Огненный, ч.I, 541. Добрый разбойник и жестокий благочестивец по-прежнему живут на Земле. Можно предположить, что люди, как высшие элементы Земли, должны эволюционировать гораздо быстрее, нежели другие части планеты. Но происходит странное явление: люди отбросили этику духа и заключили себя в духовную неподвижность. Кажется, даже климат движется быстрее, нежели человеческое сознание. Многие изобретения уже не однажды посещали планету. Многое знали ушедшие народы, но качество мышления не много преуспело. Между тем люди много говорят о новой расе, о новом человечестве. Но не Голем будет прототипом новой расы. Качество мышления будет отличием от прошлых веков. Искусство мышления должно быть обновлено совершенно сознательно, но без понимания трёх миров невозможно повысить мышление до нового уровня. Кто не хочет самоусовершенствования, тот не будет мыслить в планетном масштабе. Кто будет считать беседу о Мире Огненном суеверием или язычеством, тот не может почитать Облик Спасителя. Можно не удивляться, как медленно люди могут привыкать к честному мышлению, ведь многие смены жизни отнимали от них лучшие образы героев человечества. Люди видели постоянно, как именно героев на их глазах терзали и убивали. Таким мышлением не прийти к новому человеку. Мир Огненный, ч.I, 546. Отдавание есть божественный признак. Неистощимость отдавания проходит в разных степенях во всей природе. Но огонь будет самою яркою в отдаче стихией. Сам принцип Огня есть претворение и постоянное отдаяние. Огонь не может существовать без жертвы отдаяния; также и огненное зерно духа существует отдачею. Но жертва тогда делается истинной, когда она становится природою человека. Умственная, насильственная жертва не будет ни естественной, ни божественной. Только когда жертва становится неотъемлемым признаком жизни, она становится нераздельной с сознанием. Так Огонь своими качествами учит нас при восхождении. «Буду как Агни!» — пусть скажет себе каждый, желающий постигать. Нужно полюбить жертву огненную как ближайшее средство общения с Миром Огненным. Без этого жертвенного устремления не легко подняться из когтей зла. Как Огонь неуловим, так же подвижно становится сознание, приобщившись к Агни. Нужно приблизиться к жертве путём не уныния, но огненного великолепия. Не придать Огню иного определения, как великолепие. Также и Мир Огненный не может быть помыслен иначе как явление величественности. Мир Огненный, ч.I, 549. Пространственная мысль порождает некоторую субстанцию, которая в вихре круговращения является центром различных зарождений. Казалось бы, прекрасно сознавать, что мысль человеческая содержит субстанцию так мощную; но только мысль высшая и напряжённая даёт энергию достаточно сильную. Но мысль малая — непроявленная, беспокойная, шаткая — не только не даст творящего импульса, но причинит явление вреда. Не имея правильного соответствия притяжения и отталкивания, ничтожные мысли как бы образуют уродливые конгломераты и засоряют пространство; называем их пространственною слизью. Много энергии уходит на претворение этих мертворождённых уродов. Можно представить себе, насколько можно было бы увеличить пространственную продукцию без этих человеческих порождений. Притом не будем обвинять только первобытные народы, мышление их потенциально не слабо, но серединные продукты цивилизации совершенно мельчают в качестве мысли. Измельчание производит все остальные слизистые продукты. Такое измельчание грозит обратить благость Агни в гнев. Не мало примеров вредности маленьких мыслей! Столько лучших каналов засорены осколками только потому, что человечество не уважает мысль. Безмозглое суеверие наверно осудит напоминание о насущности мысли; будут противоставлять природу Благодати, тогда как низшие плотные слои вообще несоизмеримы с высшими. Дисциплина мысли неминуемо повлечёт к высшим огненным сферам. Вместо заразителя, человек может стать очистителем пространства. Мир Огненный, ч.I, 550. Ничтожные мысли не только засоряют пространство, но именно они мешают передаче мыслей на дальние расстояния. Каждый, участвующий в передаче мысли, знает, как иногда выедаются части посылок; как тёмное облако затеняет ясные выражения. Именно малые слизкие уродцы пресекают путь посылок. Сами уродцы по бессилию неслышимы, но их слизь достаточна, чтобы уплотнить пространство и нарушить токи. Потому для скорейшего передавания мысли нужно просить человечество воздержаться от ничтожных мыслей. Даже небольшая заботливость о мысли даст уже полезные следствия. Кроме того, слизь мышления может быть источником эпидемий. Мир Огненный, ч.I, 556. Нужно не малое воображение, чтобы начать мыслить об Огненном Мире. Нужно суметь представить себе Иерархию до Мира Огненного; но когда высшее воображение истощится, то придётся найти всё дерзновение, чтобы обратиться к великим Ликам Огня. Мир Огненный, ч.I, 557. Всякое убийство противно огненной природе. Каждый, помысливший об Огненном Мире, не только не должен убивать, но обязан препятствовать пролитию крови. Он должен понимать, что кровь пролитая не только производит смущение в некоторых слоях Тонкого Мира, но и противоречит природе земной. У некоторых народов запрещено проливать весеннюю смолу деревьев по тем же причинам. Но если народ от древности понимал значение сока деревьев, то как же не понять значение открытой крови? Даже сам переход в Тонкий Мир, без пролития крови, избавляет от приближения тех тёмных тварей, которые немедленно притягиваются к эманациям крови. Кроме этих физических причин, пора запомнить, что значит прекратить жизнь вне срока. Уничтожение земных врагов посредством убийства есть создание сильного врага в Тонком Мире. Не раз Мы напоминали о карме, но если это слово кому-то не нравится, назовём это Небесною Справедливостью. Никогда не затрудняйте собеседника каким-то настойчивым названием. Мысль должна быть направлена к сущности понятия, вне его принятого выражения. Мир Огненный, ч.I, 558. Одно — предвзятое убийство, но другое — защита. Когда вы подвергаетесь нападению тёмных, необходимо защищаться. Мысль о защите не есть убийство. Каждый может защищаться прежде всего силою духа. Некоторые усиливают заградительную сеть, представляя её щитом. Но огненное сердце не ограничится щитом, но пошлёт спираль Агни, которая притупляет самые злые стрелы. Конечно, нужно мужество и находчивость для такого действия. Мир Огненный, ч.I, 561. Лучше идти ко сну с молитвою, нежели с проклятием. Лучше начинать день с благословения, нежели в ожесточении. Лучше принимать пищу с улыбкою, нежели с ужасом. Лучше приступать к труду с радостью, нежели с унынием. Так говорили все матери мира; так слышали все дети мира. Вне Йоги простое сердце знает, что нужно для преуспеяния. Можно подставить все определения, но смысл основы радостной и торжественной сохранится во всех веках. Но Йога Огня должна усилить основу восхождения. Агни-йог прежде всего не ипохондрик; он зовёт с собою всех сильных духом и радостных. Когда же радость теплится даже в самых трудных условиях, Агни-йог преисполняется несломимой мощью. Там, за самым трудным восходом, начнётся Мир Огненный. Явление Мира Огненного непреложно; йог знает, что ничто не удержит его в достижении Огненного Мира. Так первая молитва матери и само великолепие огненных миров на той же нити сердца. Мир Огненный, ч.I, 562. Когда разрешил вам записывать Наши беседы, то не скрывал, что люди произнесут много злых слов около самых добрых понятий. Кто мыслит о добре, не должен удивляться, если его назовут ипокритом, некромантом, убийцей и лжецом. Как одержимые, люди будут прилагать самые несоответственные названия. Там, где не мыслят о благе, там готов весь злобный язык. Мир Огненный, ч.I, 570. Посылки мысленные обычно содержат какие-то необычные выражения, которые вы иногда с изумлением замечали. Необычное выражение употребляется для лучшего запоминания. Этот метод очень древний. Трудно ухватить обычные слова, они должны не скользить, но вонзаться в сознание. Чем необычнее, собирательнее и определительнее, тем сильнее послание запомнится. Не однажды нужно напомнить о прохождении дальней мысли по поверхности сознания. Не следует только винить себя в забывчивости; наоборот, скользящие мысли, посланные из дальних мест, лишь доказывают, что они извне, а не из внутреннего сознания. Также и в школах следует изощрять принятие чужих мыслей. Люди настолько не умеют слушать и понимать читаемое, что особые часы должны быть уделены на проверку слышанного. Как можно ожидать, чтобы огненная энергия была замечена, если не обращено внимания даже на громкое слово? Мы уже не раз поминали о развитии и способности сознательного неслышания и невидения — это совершенно иное. Ибо в обычном состоянии мы должны быть очень восприимчивы. Мир Огненный, ч.I, 571. Ещё пример воздействия мысли. Конечно, при изучении памятников письменности всех времён бросается в глаза как бы повторение одинаковых мыслей. Не только выражения этих мыслей одинаковы, но часто можно найти совершенно схожие особые слова. Между тем можно установить, что писатели не только не знали друг друга, но и не могли читать эти писания. Явление это замечается во всех областях творчества. Люди невежественные могут заподозрить какие-то тайные похищения, но человек, прикоснувшийся к истинному творчеству, знает, что мысль, посланная в пространство, может оплодотворить самые различные приёмники. Нужно изучать подобные явления. Они могут фактически указать на возможность воздействия энергии психической; кроме того, те же соображения направят мысль к Иерархии, иначе говоря, к кратчайшему пути. Мир Огненный, ч.I, 573. Ложная наука препятствует познанию Мироздания. Мысль не может ограничиться механическим познанием. Даже самые лучшие математические умы допускали поверх формул нечто. Но посредственность не имеет полёта мысли и предпочитает приходить глупостью к стене, нежели посмотреть кверху. Некий учитель спросил школьника: «Где живёт глупость?» Тот сказал: «Когда не знаю урока, вы стучите меня по лбу; вероятно, глупость живёт там». Нужно понять, почему теперь Мы стучимся не в лоб, но в сердце. Лоб запас много вычислений, но сердце не успело стать лучше. Так нужно выравнять отсталое. Мир Огненный, ч.I, 578. Даже в земной жизни люди преображают свою видимость по страстям. Насколько это справедливое качество будет усилено в Тонком Мире! Вы уже видели, как жители Тонкого Мира преображаются: кто просветляется, кто темнеет и даже обезображивается до ужасных степеней. Никто на земле, за самыми малыми исключениями, не хочет понять, насколько справедлив закон такого самопреображения. Люди не думают, что им следует позаботиться заблаговременно хотя бы о своём облике. Каждая мысль, услащённая притворною улыбкою, расцветает в Тонком Мире по заслугам. Когда же Агни не был призван к действию, тогда уродливая гримаса подлинной сущности почти нестираема. Кроме того, мало кто из искажённых злобою имеет достаточно разума, чтобы своевременно повернуться к Свету. По закону прогрессии, он будет катиться в тёмные бездны, пока не произойдёт переворот, часто вызывая даже противодействие от самого потемневшего. Не от страха перед каким-то наказанием, но от предвидения своей участи, люди должны обратиться к очищению. Не по суровости, но по справедливости каждый отмерит себе. Мысль об очищении должна привести к осознанию Огня. Крещение Огненное есть завет самый мудрый, но как сойдёт оно, когда сердце не смягчилось и пребывает в жестокости? Ужасна маска жестокости; не снять её и не отмыть лика, как при бронзовой болезни. Жестокость — свирепая болезнь! Даже зверь бросается на жестокое существо. Так напоминаю о ликах неотмываемых, забывших о сердце, о Мире Огненном, об Иерархии Света. Мир Огненный, ч.I, 582. Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удручённому? Можно ли забыть, какое излучение даёт горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл своё будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога! Мир Огненный, ч.I, 586. Плыть в Лотосе против течения издревле считалось знаком Великого Служения. Восторг достижения позволяет не думать, глубока ли бездна и как доплыть. Радость духа освобождает от земных боязней. Только плывший в Лотосе знает эту бодрость и радость. Так можно не мыслить о камнях подводных, когда дух чует достижение. Мир Огненный, ч.I, 589. Он собрал в Себе весь Свет. Он наполнился отречением от самости и земной собственности. Он знал Дворец Духа и Храм Огненный. Нельзя внести земные вещи в Огонь, и дворец Духа не вмещает казны золота. Так можно следовать Великому Примеру. Можно иногда сравнивать предметы дня сегодняшнего, но как сопоставить предметы будущего?! Также несравнимы Образы Огненные, недоступные нам сейчас. Потому нужно мыслить про себя в сердце, чтобы посредством Великих Примеров заглянуть в Мир Огненный. Хотя бы на мгновение очутиться в ладье Лотоса против течения всех волн хаоса! Можно попросить, чтобы в час действительно трудный можно бы испытать тот же восторг преломления хаоса. Мир Огненный, ч.I, 591. Воскресение и Жизнь Вечная разве не направляют мысли к основе Бытия? Но даже эти непреложные истины устремляют людей к разъединению вместо сотрудничества. Много потоков Благодати проливается на Землю. Явление Благодати происходит гораздо чаще, нежели предполагают; но гораздо реже, нежели можно надеяться, эти священные дары людьми принимаются. Так закон свободной воли своеобразно толкуется земными жителями. Тёмные силы изо всех сил пытаются не допустить явления Благодати. Своеволие людей способствует различным извращениям. Нужно заметить, как иногда вспыхивают мысли благие и гаснут, как под давлением чёрной руки. Урусвати было показано, как даже мощный луч подвергается уловкам тёмных. Потому так твержу о неслыханном времени. Большая ошибка, если кто продолжает считать это время обычным. Никакие самовнушения и воспоминания не могут помочь кораблю в час бури, только прочная скала Будущего может удержать якорь! Сколько яростных голосов вопят из пространства, чтобы нарушить ход корабля! Потому так устремляется чёрный орёл, но от Зари — Светлый и струи Благодати! Мир Огненный, ч.I, 592. Зло может быть искореняемо лишь добром. Такая истина проста — и тем не менее остаётся не понятой. У людей добро обычно не действенно и потому остаётся в бездействии. Они не могут вообразить, как добро может вытеснять зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало; но при всей деятельности добро лишено жестокости. В этом одно из самых значительных отличий от зла, также и в отсутствии самости и самомнения. Но если бы даже религия и представители её проявили жестокость, то это будет не религия как связь с Высшим Благом! Как же можно представить себе служителя религии жестоким? Он станет в жестокости врагом добра! Кроме того, он проявит своё невежество даже в Завете религии. Не может добро завещать жестокость! Но, утверждая священное Учение деятельности добра, нужно помыслить, как в сиянии добра использовать всё время своё. И сказанное сияние не будет только символом, но явится огнём сердца. Если мы хотим идти далее, мы должны приложить действенную доброту. Мы должны понять, что место ямы мы можем заполнить истинным храмом. Мы должны шаг за шагом заполнять пропасть светлыми твердынями. Мы должны поверх личного настроения слагать камни добра. Пусть малая планета сгорит, но много домов у Отца! Каждое действие добра есть вечное достижение. Когда шлаки зла давно уже разложатся, места добра процветать будут. Мир Огненный, ч.I, 594. Нужно понять и покрыть добром. Многое, творимое по беспамятности, не зло; но отсутствие памяти часто делает людей преступниками. Конечно, и неотвергнутая самость помогает беспамятию о других. Но огненное сознание не забудет цели жизни, когда она во благо мира. Часто люди не умеют мыслить о благе мира, считая себя ничтожными, и это неправильно, ибо дух, зерно огненное, происходит от Единого Огня и направляется к Вечному Свету. Не имеет значения, где горит светильник, указавший путь заблудшему! Мир Огненный, ч.I, 595. Даже травы и деревья влияют друг на друга. Каждый садовник знает эти взаимодействия, знает, где друзья и где враги. Но насколько же эти взаимодействия должны быть сильнее в мире животном и, конечно, среди людей! Среди обычной беседы или трапезы опытный глаз хозяйки уловит такие взаимопривлечения и отталкивания. Огненное сердце почувствует подобные взаимодействия гораздо отчётливее, но следует замечать такие явления. Недостаточно почуять их, надо перенести в сознание, чтобы использовать следствия во благо. Умение переносить чувства в сознание приобретается опытом. Для сознательного опыта следует предпослать мысль в этом направлении. Многое запечатлевается в сознании от простого мышления. Нужно и природу считать как великого руководителя. Разве пурпур распускающихся почек не напоминает о пурпуре заградительной сети ауры? Так в цвете и в звуке можно находить великие аналогии основ Жизни. Мир Огненный, ч.I, 597. Итак, главное недоразумение остаётся в том, что люди готовятся к смерти вместо того, чтобы воспитывать себя к жизни. Они достаточно слышали о том, что само понятие смерти попрано. Люди достаточно слышали о необходимости смены семи оболочек. Достаточно дано понять, что смены эти происходят при ближайшей работе Огня. Значит, нужно помочь огненным трансмутациям, если они неизбежны. Зачем тратить века и тысячелетия на то, что может быть совершено несравненно скорее! Нужно подготовить наше сознание к огнеприемлемости наших концентрированных тел. Если что подлежит воздействию огненному, пусть это благо совершается в кратчайший срок. Мысль о подобной трансмутации уже может значительно помочь нашему организму воспринять этот процесс в сознание. Уже знаете, что принятие в сознание является и усвоением телесным. Уже пора привыкать к размерам Огненного Мира от наших понятий вообще. Мы поражаемся различию между идиотом и гением, но обычно не хватает воображения продолжить эту меру в беспредельность. Также не воспитано воображение, чтобы представить близость Мира Огненного, скрытого лишь телом. Не часто видят люди высшие сферы Тонкого Мира, но те, которые удостаиваются видеть сверкание гор и морей Тонкого Мира и великолепие цветов его, могут представить, как очищенно будет Царство Огненное! Также можно представить вездесущие Мира Огненного, если даже среди плотного существования можно выделить тонкое тело в разных местах одновременно. Так будем привыкать к Миру Огненному как к единственному назначению людей. Мир Огненный, ч.I, 600. Мир Огненный представляется земному сознанию как нечто, противоположное всем житейским понятиям. Представьте себе человека, проведшего во сне все восходы солнца; он знает лишь заход и все вечерние тени. Но однажды он на заре разбужен землетрясением: он выбегает из дома и поражается обратному, никогда не виданному освещению. Человек не может принять в сознание даже такое обычное явление, как же он уложит в понимание тончайшие огненные проявления? Из тончайших, эфирных энергий люди освоились лишь с наиболее грубыми, но прекрасные огненные знаки отброшены в область суеверия. Ужасно наблюдать, когда, именно, невежество толкует о суеверии. Нельзя представить себе, насколько уродливо такое покрытие знания тёмными уловками! Химия и даже основная физика дают представление о высшей светоносности. Но и такие примеры не возвышают мысль. Люди хотят пребывать во зле, иначе говоря, в невежестве. Нужно твёрдо запомнить, что каждое упоминание о Свете Едином будет источником неприятельских нападений. Мир Огненный, ч.I, 604. Язык человеческий может ли говорить о том, что не пользуется земными выражениями? Но тем не менее люди должны мыслить о Мире Огненном. Они должны представить себе его самым жизненным, самым руководящим — иначе, в смутных мечтаниях, они не смогут приблизиться к нему, как к суждённому. Почитание Единого Света так же естественно, как и представление об Едином Отце. Люди одинаковы в зерне огненном, но лишь плотный атавизм ставит их на разных расстояниях от Истины. Но высшие огни стоят превыше всех делений. Прочтите о самых различных видениях Огненных Существ в странах всего мира, и найдёте в них те же признаки и следствия. Поистине, перед Высшим Миром пропадают все различия народов. Люди одинаково чуют дуновение Высшего Мира. Они одинаково трепещут сердцем и телом. Они понимают Глас Светлого Посла. Они с трудом возвращаются к обычному земному состоянию. Они никогда не забывают такое явление и восторг духа от прикосновения к Высшему Существу. Не нужно позабыть, что самые различные народы видели Высшие Существа в одинаковом Облике. Разве это не знак Единства Света и Иерархии Блага? Так нужно и сердцем и разумом принимать Мир Огненный. Нужно почуять, что оттуда исходят явления всех вдохновений. Честные творцы и работники могут свидетельствовать, что извне приходит лучшее решение. Как мощное динамо, излучает Мир Огненный ливень самых лучших формул. Нужно не только пользоваться ими, но и свидетельствовать о них всеми лучшими словами. Так можно соединиться огнями сердца со Светом Высшим. Это не будет самомнением, ибо Свет не знает преград. <Оглавление> <далее> |
на главную |
|