Н.К. Рерих: "Путь"

Агни Йога - подборка по теме: "Мысль" (часть 4)

Озарение, 335. Действие духа неисчислимо быстро. Мысль есть рефлекс духа, и потому движение мысли неимоверно быстро.

      Только через многие ступени по шкале медленности начинается исчисление быстроты света.

      Если значение духа велико, то какую же ценность имеет дитя духа - мысль?! Какое значение имеет мысль, показывает даже несложный аппарат, изучающий спектр ауры. Меняют окраску ауры не только осознанные мысли, но в такой же мере действуют и летающие мухи нашего резервуара духа, не доходящие до рассудка и памяти.

      Всюду говорится об одинаковости значения мысли или действия - установить это легко. Возьмите действие на спектр ауры мысли об убийстве или самое убийство - следствие будет одинаковое. Трудно усвоить людям, что мысль имеет то же воздействие, как и поступок. Но кто желает принять участие в эволюции мира, тот должен понять значение мысли.

      Если мысль трансформируется в физический цвет, то и воздействие её на расстоянии так же очевидно, как излучение волн света. Надо подходить к теории силы мысли научно. Не следует относить к исключительным личностям - этот закон общий всем.

      Как главное следствие будет непрактичность лжи и лицемерия, а также бережливость к своим близким.

      Нехитрые учёные знают, что одною мимолётною мыслью физически окрашивается целая аура. Казалось, совершенно тайная мысль, а следствие её - физический цвет, научно установленный.

      Измеритель аур даст большое доказательство для невежд.

      С цивилизованными невеждами Мы должны обращаться как с детьми. Обожжённый палец их учит обхождению с огнём. Говорим о предрассудках, но любой министр не знает, что за зверь предрассудок. Пойдём к радости!

 

Озарение, 337. Удача не покинет стремящихся, ибо трудно попасть в стрелу на полёте. Как быстры сроки суждённых, но в движении надо различать день вчерашний от дня грядущего.

      Народы восстали, уходят цари, - случайность ли? Только слепой не замечает движение эволюции. Каждое молодое сердце трепещет предчувствием новых форм. В эти моменты каждая новая форма, хотя бы не совершенная, ценнее полированной старой.

      Чтоб назвать себя солнценосцем, надо забыть о мраке.

      Как же не поддержать стремящихся к солнцу? Им легче пояснить значение солнечной праны. Солнечный луч для них осветит новые недра - только надо принять.

      Каждый позванный получает всю чашу. Если он не примет вестника, он получит часть суждённого. Если ему не вместить этой части, ему будет дана частица разделённая, - так каждый отмерит.

      Надо сказать избравшим частицу разделённую: "Самомалые, по привычке легкомыслия изгнали вы себя из сада! Чуйте, как легко было принять вестника чаши. Вместе с ним посадили бы малое дерево великой свободы. Как тяжко заглядывать теперь в глаза прохожих, искать к вам постучавшегося! Лёгкое сегодня, завтра недоступно. Потому окружитесь всею зоркостью".

      Указ можно повторить, но нельзя глаза насильно открыть. Спящий пусть спит! Но можно ли спать при сверкании неба и колебании всей земли?!

 

Озарение, 341. Из Нашей Общины сеем Мы зёрна Общего Блага по всем частям света. Спросите - как сохранить Устав Общины? Вы уже слышали многие признаки Нашей Работы, теперь запомните не к сведению, но к немедленному применению. Если отказ от личного приближает, то отказ от действия Общего Блага удаляет безмерно, - это правило Общины. При подвижности ума очень легко сохранить личное при устремлении к Общему Благу.

      Спросите - почему нужно столько испытаний? В Общине всё достигается опытом, потому правильно считать испытания ростом. Испытания лежат как пороги врат прекрасных.

      Уберите воздыхание и плаксивые лица, когда говорят об испытаниях.

      Но отказ от Общего Блага свалит в яму даже великана.

      Кто имел преимущество слышать Говор Наш, может засвидетельствовать, как деловито и разнообразно проходит время Наше. Для увеличения возможностей пришлось отказаться от долгих построений речи, изыскивая в разных веках лучшие и краткие определительные. В трёхминутное время надо уметь дать выпукло содержание трёхчасовой речи. Говорю это, не боясь негодования адвокатов и проповедников.

      Оценить сокровище времени можно лишь при работе Общего Блага. Менее всего можно красть время вашего брата. Украсть без смысла время - то же, что и кража идей.

      К испытанию можно добавить, что даже ребёнка можно спросить: "Что считаешь наиболее важным сейчас?" Понимая течение мысли, можно по ответу увидеть подлинный облик. Печально смотреть на прячущих свои мысли. Мысль - молния!

 

Озарение, 343. Может спросить врач: "Если аура - явление физическое, то не может ли она быть растима извне физически?" До известной степени он будет прав.

      Вы уже слышали о внешних ударах, поражающих ауру. Так же точно может быть создана тепличная атмосфера, залечивающая ауру, но условия теплицы всюду одинаковы и не пригодны для эволюции.

      Так же как и организм должен вырабатываться изнутри, вне внешних условий, так же стойкость и смысл ауры растёт лишь изнутри. Тесные условия особенно пригодны для ширины ауры. Рука дающая не зависит от количества даваемого.

      Вижу молодого учёного, который собрал заветы всех Учений Востока и сказал себе: "Вот выберу отовсюду наставления жизни, отброшу все гимны и поклоны, забуду разницу во времени и ошибки клеветников и переводчиков, наиболее простое окажется наиболее основным. Из этих осколков сложу здесь одну жизнь - это жизнь Востока". Несмотря на отрывочность, эта жизнь будет мудра и полна действиями эволюции.

      Отчего все Учения зародились в Азии? Какие магниты там собрали поступательную энергию духа?

      Для смерча нужно содействие сверху и снизу. Где же крыльям будущего отвечает наибольшая древность?

      Древность Атлантиды может ответить полёту запланетному. Ворота эти так широки, что остальное хозяйство войдёт легко!

 

Озарение, 348. При занятиях общинных не предавайтесь мыслям о недавнем прошлом: или будущее, или мудрость веков. Осколки и пыль шелухи прошлого слишком наполняют пространство. Притянутые магнитом мысли, они сплетают нечистые фантомы, которые трудно изгонять. Изгнанные из одного угла, они перекочёвывают в другой, пока сознательным ударом воли они снова не будут обращены в пыль.

      Практичнее мыслить о будущем - эти мысли обращаются к солнечной пране. Магнит таких мыслей может притянуть части космической пыли. Эта пыль дальних миров благодетельна для новообразований.

      Если астрономия - география, то космическая пыль - история; и каждый аэролит - археологический предмет.

      Историческое сведение о почитании Соломоном особого аэролита имеет научное основание. Так часто сказка обращается в страницу научного труда.

      Ведь и Галилей в своё время рассказывал опасные сказки. Неужели вы желаете уподобиться кардиналам - противникам Галилея?

      Надо приучиться мыслить о будущем. Когда собираетесь, надо посылать мысли о будущем - чище будут собрания.

 

Озарение, 351. О рукописях.

      Значение рукописи совершенно забыто.

      Даже самый простой врач понимает, что инфекция может быть передана на клочке бумаги.

      Благочестивые короли и святейшие кардиналы этим не раз увеличивали своё благосостояние. Также знаете опыты современных гипнотизёров, когда по приказу читаются закрытые письма. Даже в цирках это показывают без добавления платы.

      Значит, внешнее и внутреннее значение рукописи велико.

      Одним трением руки можно заставить прыгать пробочные фигурки. Подумайте, сколько энергии запечатлевается на листе бумаги при кооперации центров.

      Можно наблюдать излучения энергии из концов пальцев. В темноте эти зарницы могут быть зримы. В случае особо сильных эманаций можно видеть даже днём голубой свет. Вместе с излучением наслаивается на бумагу неистребимая энергия, подобная воздействию слова и мысли.

      Не условные знаки букв несёт письмо, но могучую инфекцию человеческой сущности. С этой точки понимания, одно письмо лучше подержать в руках, перечитывая, к другому же лучше не прикасаться. Конечно, по миру летают многие пустые листы, на которых не осталось искр человеческого сознания.

      Как же понять разницу? Знанием духа, тем самым, которое решает, где мы можем применить рукопожатие.

      Рукопись - это рукопожатие на расстоянии.

 

Озарение, 355. Надо и животным работать, потому как сознательно надо применить труд человеческий!

      Различать труд не будем. Различие лишь по сознательности и бессмысленности. Усмотреть также нужно различие между возрастом духа. Усмотреть можно разницу устремления духа недавнего сравнительно с духом старым.

      Недавний дух не имеет глубоких восприятий, которые наносятся опытом жизней, но часто он менее эгоистичен и легче поддаётся эволюции.

      Старый дух получает иногда подобие водной воронки, которая притягивает в преображение личного я сущее. Когда такой нарыв образовался, единственное исцеление может быть через подвиг.

      Подвиг прекрасный и яркий помогает возобновлению тонкого тела. Пока такой старый дух стремится к подвигу, значит, он жизнеспособен.

      Если есть омертвение тела, то должно быть и омертвение духа. Мёртвый член вовремя можно удалить, но гангрена духа может быть удалена лишь ударом.

      Искра удара рождает подвиг. Конечно, предпочтителен подвиг, выросший сознательно, когда всё существо знает, что живёт Учитель Света.

      Мы знали маленькую девочку, у которой вспыхивало непреложно это знание, и даже болезнь не могла уничтожить это знание духа. Формы преломлялись, но сущность оставалась незыблемой.

      Так продолжайте сущность в Бесконечность.

 

Озарение, 358. Собирая учеников, думайте, с чего начать. Ошибка обычная в том, что начинают с азбуки, не считаясь с природою ученика. Наше правило - дать наряду с начальным положением фрагменты высших возможностей.

      Также не надо забывать любимую игру Будды с учениками в минуту отдыха, когда Учитель бросал в пространство одно слово, по которому ученики строили целую мысль. Нет более мудрого испытания состояния сознания.

      Представьте, если Учитель скажет: "Смерть", полагая - смерть пошлости, а ученик воскликнет: "Смерть бедным!" Такие одинокие слова могут, как вехи, соткать весь рисунок духа. По этому узору можно увидеть, какие огни горят.

      Представится случай сказать: "Ваше сознание желало смерть бедным, потому ушло направленное к вам богатство". И рядом с этим примитивным законом можно бросить искру об эволюции дальних миров. Сопоставление эволюции миров с маленьким обиходом может дать удар просветительный.

      Самое трудное, когда ученик хочет нарастить дух, посещая класс методики. Он может открыть магазин анонсов на глянцевитой бумаге и, стуча карандашом, перечислять не применённые им рецепты.

      Мы не устроители похоронных процессий и зоологических садов. Желающие идти за Нами, идите так же насыщенно и светло, как неудержима жизнь, и любите всякое расширение сознания, ибо это первая цель.

      Можно всё простить, но плесень сознания хуже трупного разложения.

 

Озарение, 360. "Отчего ему, а не мне?" - так шепчет зависть после полуночи. Вытесните этого гада из начинаний ваших.

      Рост духа не терпит насилия. Этим объясняется медленная эволюция человечества. Нельзя заставить дух расти. Даже нельзя понудить непрошеными советами. Можно лишь отвечать на стук чуткого сердца.

      Если пошлёте самый очевидный совет - "зависть губит здоровье", то и он без сознания духа вызовет лишь новое лицемерие.

      Но будут светлы пути личного нарастания духа.

      Каждая капля океана даёт свою радугу, потому как прекрасно сияние Космоса! И потому как бережно надо давать ответы, ибо они имеют в виду личный дух.

      Мы говорили против современных церквей, но нельзя общо сказать против священнослужителей. Мы знали прекрасного ксёндза, но, вместо кардинальства, он был перемещён в самый убогий приход. Мы знали восторженного раввина, но его признали сумасшедшим. Знали светлого священника, но его уделом стал ссыльно-пьяный монастырь. Знаю культурного епископа в Америке, но его жизнь не сладка.

      Каждая мысль Общего Блага преследуется нещадно, между тем лишь рост личного духа может наполнить сокровищницу Общего Блага.

      Это соответствие личного духа с общим Мировым Благом и составляет Красоту Космоса.

      Если каждое растение имеет свою незаменимую особенность, то как же особенно нужно обращаться к каждому духу человеческому!

      Такое трепетание чуткости должно быть знаком Наших учеников, и тогда даже не слово, но простое прикосновение может проливать свет.

      И не только днём, но и ночью касаться можно и нести помощь просвещения.

      Просвещайтесь расширением сознания, как дальние путники накопляют знания пылью радуги всего мира.

 

Озарение, 361. Чистые мысли как озон пространства. Воистину ими можно наполнить окружающее, но лишь в определённом аккорде. Бросить чистую мысль и покрыть её десятком вожделений - равно ужасному диссонансу. Аккорд понимается рядом звучащих посылок. Потому в самодеятельности Мы ценим последовательный ряд действий. Не случайное благое восклицание, но сознательный процесс длительности даёт преимущество.

      Один попугай умел кричать: "Благой Учитель!" - но этим не улучшил свои возможности. Один медведь, случайно, оставил свою добычу на пороге голодающего, но не перестал быть зверем. Пчела, случайно, прорвала нарыв больного, но не заработала себе блаженства. Даже змея, однажды, своим ядом спасла жизнь. Только сознательность и непреложность дают последствия.

      Улыбка подвига легка, считайте. И подвиг, выросший из непреложности, сияет, как солнце дающее. Как плод сладкий не зависит от оболочки, так пусть и ваша деятельность протекает вне толпы. Лишь минуя толпы, вы дойдёте к народам.

      Могу представить, как подъезжает на моторе современный министр или Папа Римский к Нашим Башням! Чего больше: комизма или драмы? Во всяком случае, простой монгол найдётся поступить достойнее, ибо в нём не порван нерв восприятия.

      Друзья! Храните чистый канал восприятия, в этом горниле куются чистые мысли. Смотрите на чистые мысли не как на диковинного Небожителя, сходящего по праздникам, но как на трапезу ваших трудовых будней!

 

 

 

Община, 1926

Община, 1. Семья, род, страна, союз народов - каждое объединение стремится к миру, к улучшению жизни. Каждое сотрудничество и сожительство нуждается в совершенствовании. Никто не может показать предела эволюции. Тем самым труженик становится творцом. Не будем пугаться задачи творчества. Найдём для науки пути незагромождённые. Так мысль о совершенствовании будет знаком радости.

 

Община, 23. Нет бездушной справедливости, но лишь сияющая целесообразность. Именно, прекрасная целесообразность не тиранствовать может, но открывать прекрасные врата. И зов целесообразности наполняет победным чувством пространство. Не малые ветхие осколки, но драгоценные части Космоса являют собою события и творения, понявшие целесообразность.

      Но лишь осознание Космической личности может озарить ступени эволюции. Иначе в земном понимании эволюция останется лишь выгодным помещением капитала. Но знаете уже, что капитал, лишённый целесообразности, лишь жёрнов на шее. И как явление заразы производит язвы духовные и телесные, так и появление сумасшествия корыстолюбия приносит вред духу и телу.

      На земле заботимся и о теле, потому надо проникать в происхождение болезней. Врач мог бы сказать больному: "Припадок корыстолюбия у вас", или "анемия самомнительности", или "камни предательства", или "колики клеветы", или "чесотка сплетен", или "удар ненависти".

      На кладбищах так любим поминать достоинства лежащего; не мешало бы поставить истинную причину болезней - зрелище стало бы поучительным.

      Друзья, повторяю - держите мысли чистыми, это лучшая дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство.

 

Община, 25. Могут ли пророчества остаться невыполненными? Конечно, могут. У Нас целое хранилище упущенных пророчеств. Истинное пророчество предусматривает лучшую комбинацию возможностей, но их можно упустить.

      Тема об исполнении пророчеств очень глубокая; в ней соединены кооперация и высшее знание духа. Немудрый скажет: "Какая кухня!" Но кухня легко обращается в лабораторию.

      Пророчества издавна идут из Нашей Общины как благие знаки человечеству. Пути пророчеств разнообразны: или внушаемые отдельным лицам, или массовые чувствования, или манускрипты, или неизвестно кем оставленные надписи. Пророчества лучше всего оповещают человечество. Конечно, символы часто затемнены, но внутренний смысл создаёт вибрацию. Конечно, исполнение пророчества требует настороженности и устремления.

 

Община, 27. Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине. Учение отказа предполагает снисхождение к низшим. При расширенном сознании не явление замирания, но хождение без запретов. Украшенные жизни позволяют свободно, щедро уходить, чтобы приходить победителями. Не может смущаться идущий сознанием красоты. Только смущение может преградить путь.

      Неверно сказать: "Красота спасёт мир", правильнее сказать - сознание красоты спасёт мир.

      Через препятствия безобразия можно идти к маяку красоты, разбрасывая семена без числа. Когда можно делать сад красоты, тогда нечего бояться. Устали нет, когда сад духа пустит новых пришельцев.

 

Община, 29. Учение Нового Мира покроет все неудобства. Истинно, только щит Общины может осмыслить пребывание на земле. Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами! Эта кооперация, начатая сознательно, вовлечёт в орбиту сношения новые миры. И этот небесный кооператив будет расширять бесконечно свои возможности.

      Если все возможности обусловлены общиною, то проявление их произойдёт через канал духа. Сказано, что звук дойдёт первым. Пусть эти фрагменты будут рудиментарны, как первые зазубрины эолита. Пусть целые годы пройдут до понятия сложного смысла; но неоспоримо, что это завоевание начнётся не в обсерваториях и не в оптических лавках. Слух духа принесёт первые вести - не для магистерских диссертаций, но для жизни, которая куёт эволюцию. Учение может сказать чутким - пробуждаясь, помните о дальних мирах; отходя ко сну, помните о дальних мирах.

      Услышав какие-нибудь осколки звуков, не отвергайте их, ибо каждый осколок может увеличивать возможности человечества. Постепенно могут проникнуть неизвестные слова; этому не надо удивляться, помня, что в срок прочих времён так же расширялось сознание.

      Вы понимаете, что без общины Земля жить не может. Вы понимаете, что без расширения небесных путей существование становится ничтожным. Новый Мир нуждается в новых границах. У ищущих должна быть дорога. Разве она узка по всему небосклону? Счастье в том, что искатели не должны приникать ухом к земле, но могут обратить взгляд на духовную высь. Лучу легче искать поднятые головы. И каждое движение мира обусловлено общиною.

 

Община, 35. Парацельс любил говорить: "Per aspera ad astra". После это замечательное изречение стало девизом щитов и гербов, потеряв всякий смысл. Правда, поняв смысл его, трудно привязать себя к одной Земле. Как перегар в трубу, познавший дух мчится в явленное пространство. Какой размер имеют для него земные одежды? Какую подвижность может он проявить по земной поверхности? Какими мыслями может он делиться в земной сфере?

      Спросят, почему же Мы теряем столько энергии над Землёю? Не ради Земли, но для исправления пути. Когда злоумышленник коверкает рельсы, часто инженер полагает много времени для исправления. Если бы Мы могли перевести имеющих сознание Космоса с Земли немедленно, разве можно было бы задержать Наше желание? Итак, Наше стремление - ускорить этот процесс. Чую, может быть скоро космические условия позволят начать эти работы по сношению с дальними мирами. При этом все соображения о красоте, о стремительности самопосылки нужны. Правда, над так называемой красотой есть покрывающее понятие - улучшение Космоса. Луч радуги может превысить воображение. Серебро рождающее - начало радуги. Радуга, видимая в земных условиях, напоминает гримировку вблизи. Мало кто может предчувствовать надземную радугу.

 

Община, 43. Чую, Учение может явиться тяжёлым молотом для робких. Ещё недавно ужас пронизал бы сердце при одном произнесении "община", но теперь уже несколько преград сломлено. За отказом от ветхой собственности следует ещё одно трудное испытание человечеству. Усваивая значение духа, особенно трудно отказаться от чудес. Даже Архаты, избранные Буддою, трудно расставались с этой возможностью.

      Три Архата неотступно просили Будду позволить им испытать чудо. Будда поместил каждого в тёмную комнату и запер их. После долгого времени Благословенный вызвал их и спросил о виденном ими. Каждый рассказал разные видения. Но Будда сказал: "Теперь вы должны согласиться, что чудеса не полезны, ибо главного чуда вы не ощутили. Ибо вы могли ощутить бытие вне зримости, и это ощущение могло направить вас за пределы земли. Но вы продолжали сознавать себя сидящими на земле, и мысли ваши притягивали к земле волны стихий. Набухание стихийных обликов вызвало потрясения в разных странах. Вы разрушили скалы и уничтожили ураганом корабли. Вот ты видел красного зверя с пламенной короной, но огонь, извлечённый тобою из бездны, спалил дома беззащитных - иди и помоги! Ты видел ящера с ликом девы, ты заставил волны смыть рыбацкие лодки - спеши помочь! Вот ты видел орла летящего, и ураган снёс урожай трудящихся - иди и возмести! Где же польза ваша, Архаты? Сова в дупле полезнее провела время. Или вы трудитесь в поте лица на земле, или в минуту уединения возвышайте себя над землёю. Но бесполезное возмущение стихий пусть не будет занятием мудрого".

      Истинно, перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах.

      Вдыхая воздух, мы приобщаемся ко всем мирам. Мудрый идёт от земли кверху, ибо миры откроют друг другу мудрость свою.

      Притчу эту повторяйте тем, кто будет требовать чудес.

 

Община, 44. Сущность устремления к дальним мирам заключается в усвоении сознания нашей жизни на них. Возможность жизни на них является для нашего сознания как бы каналом приближения. Именно, это сознание, как канал, должно быть прорываемо. Люди могут плавать, но значительная часть из них не плавает. Такая очевидность, как дальние миры, совершенно не привлекает человечество. Пора бросить это зерно в мозг людской.

      Те же самые безродные и несчастные могут лучше принять эту мысль. Узы земные для них не прочны. Хуже всего благополучные люди. Довольно легко могут воспринять эту мысль слепые, но труднее всего косые, ибо ложное скрещивание токов всегда будет нарушать дальность устремления. Попробуйте пушку нарезать разными спиралями: результат будет плохой. Конечно, сказанное относится до известной степени косоглазия, которое затрагивает нервные центры.

 

Община, 45. Укажу, что важно вовремя посылать благие стрелы, почему дух тогда чувствует облегчение. Урывки чужих мыслей как серый рой мятутся; постепенно они заграждают пространство и являют заражение воздуха. Тогда стрела духа подобна молнии. Она достигает не только лица назначенного, но и очищает пространство. Это очищение пространства не менее значительно. Более чистая стрела, как более сильный магнит, привлекает к себе серые осколки и несёт их обратно. Таким образом, в первоисточник возвращаются серые мысли с их тягостью, но без вреда для других. Эти серые мысли, как перегар, оседают на ауре; и посеявший жнёт. Мудро посылать слово "не тронь!". Именно, эта формула заключает в себе наименее обратный удар. Это, именно, древняя заградительная формула. Практично послать или добрый призыв, или оградительную формулу. Всякая злобная посылка непрактична. Правда, можно допустить меч возмущения духа, но лишь в редких случаях, ибо возмущение духа изнашивает оболочку.

 

Община, 47. В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могут бессмысленно устремлять в пространство понятия, часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово как стрела громоносная, и слово как педаль мысли.

      Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Как песок, сыплют люди жемчуг. Право, пора заменить многие определения.

 

Община, 53. Поясню, почему называем "атака Пуруши". Хорошо, если бы люди могли усвоить тот же принцип общего напряжения. Явление общей опасности должно вызывать такое же общее напряжение. Первое условие успеха есть освобождение от обычных занятий. Обычные мозговые центры должны поникнуть, чтоб могла проявиться новая комбинация нервных течений. Тот же принцип, что и в избежании усталости. И такое новое напряжение, если оно лишено личного начала, называется атакою Пуруши.

      Чтобы найти спрятанную палочку, должен искать ищущий, но не спрятавший. Недаром индусы называют Высшее Существо Игроком. Истинно, Земля спасается земными руками, и Силы Небесные посылают лучшую манну; но, не собранная, она превращается в росу. Как же не радоваться, когда находятся собиратели; когда, минуя насмешки, эти искатели идут, помня о Нашем Щите.

      Никогда нельзя вызвать напряжение Пуруши без подвижности мысли.

      Дух должен стремиться по одному каналу, как ядро по винту ствола. Появление привходящих обстоятельств не должно портить спираль винта.

 

Община, 58. Уже знаете полезность препятствий; уже знаете полезность неприятностей. Может быть, даже полезность ужасов. Конечно, для Нас и для вас нет ужасов в обыкновенном смысле. Наоборот, ужас без страха обращается в действо космической красоты.

      Можно ли думать о красоте без аккорда восхищения? Теперь Мы кричим, Мы посылаем знаки боя, но поверх всего восхищение перед великими решениями. Мужество открывает все двери. "Нельзя" - мы произносим сами, между тем всё сущее кричит - "Можно!"

      Каждая эпоха имеет своё слово. Это слово как ключ к запорам. Древние Учения постоянно говорили о могущественном слове, которое заключается в точной и краткой формуле. Неизменно, как кристалл известного состава; нельзя переставить слова этих формул; нельзя удлинить или укоротить. Ручательство Космоса в отливке этих знаков. Сама абсолютная тьма колеблется перед клинком Мирового Приказа, и лучам и газам легче поражать тьму там, где ударил Меч мира.

      Не согбенно принимаем приказ Космоса, но буйно! Потому настаёт время, когда Свет-сила сжигает тьму. Неминуемо пришло время, и час не может вернуться обратно.

      Можно проследить за тайными словами всех эпох, и можно видеть спираль прободающего света. Легион червей не изменяет острия спирали, и преграды лишь напрягают луч света. Закон отражения создаёт новые силы. И где говорящий промолчит, там немой скажет.

 

Община, 62. Можно радоваться, когда мысли внушаемые срастаются с мышлением собственным; ибо при кооперации нет границ разделения труда, но имеются лишь следствия. Невозможно расчленить функции Космоса, когда действия текут как река.

      Какое значение имеет построение волн, несущих полезный предмет, - важно, чтоб предмет не погиб!

 

Община, 81. Мудро провести черту между прошлым и будущим. Невозможно перечислять всё сделанное - несоизмеримо. Лучше сказать: "День вчерашний погас; научимся встретить зарю новую". Мы все растём, и дела наши расширяются с нами. После двадцати семи лет никто не юн; и мы можем понимать подвиг Служения. Не годно копаться в пыли вчерашнего дня. Постановляем отныне ступень новую. Начнём работать, окружив себя тысячью глаз. Усвоим чистоту мысли и соизмеримость действий. Так наполним дни наши; привыкнем к подвижности и решимости. Также не забудем, что нет на Земле выше данного Плана Общего Блага. Явим понимание Учений жизни. Как Моисей приносил достоинство человеческое, как Будда устремлял к расширению сознания, как Христос учил полезности отдачи, и как Новый Мир устремлён к мирам дальним! Подумайте, какие сопоставления нас окружают! Подумайте о камне основания. Подумайте о данном пути. Подумайте, как границы Космоса с вами соприкасаются. Припомните шаги чудесных напряжений не в книге, но в жизни. Подумайте, сколько не было поднято и не вмещено, и всё-таки мы стоим на месте. Потому не отчаивайтесь ошибками, но восходите Иерархией Учения.

 

Община, 82. В день начала новой ступени скажем без укоризны о великом времени, когда научаемся отрываться от Земли и в теле уже приобщаться к мирам высшим.

      Никто ничего не лишён - приди, протяни руку к трапезе духа. Утверди дух от материи и запомни, как трепещет сердце перед сиянием гор.

      Моё Слово утвердить вас должно в красоте подвига. Перед путём оставим указы действий, снова соберём сознание поверх тверди. Прекрасно уже иметь тонкое тело, когда дух уже не смутится перед полётами дальними. Потому будем радоваться каждому движению по коре Земли - в них как бы летать учимся.

      Летать - какое прекрасное слово! В нём уже задаток нашего назначения. Когда тяжко, мыслите о полётах; пусть каждый мыслит о крыльях. Шлю смелым все токи пространства!

 

Община, 84. Трудно вместить большое, но ещё труднее вместить малое при расширенном сознании. Трудно приложить малую действительность к объёму великого понимания. Как вложить великий меч в малые ножны?

      Только испытанное сознание понимает ценность зерна действительности. Царство не в коронах и не в толпах, но в космосо-пространственности идей. Так Учения жизни дополняют друг друга, не нуждаясь в привлечении множеств.

      Сказал вам, что дам третью книгу, когда будет принята община. Но Нам не нужны множества, но лишь сознание тех, кто Нам нужен; потому даём третью книгу. Потому твердим ещё о фактах Истины, и потому Мы предпочитаем напутствовать нарождение и не принимаем на Себя похоронных процессий.

      Одним нужно трубить в уши Учение, другим можно лишь расставить вехи, третьим лишь дать односложные намёки, если сознание их может вместить даже малое. Как же Учение приветствует тех, кто может вместить каждую кроху, оценивая мировое значение каждой!

      Каждое распадение эонов перемещает целые миры, тем самым мысли ваши призываются к бережливости мыслящей энергии.

 

Община, 85. Каждый организм движется особой энергией, но нужно установить точное направление основного устремления.

      Однажды ученики спросили Благословенного: "Как понять исполнение заповеди отказа от собственности?" Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрёка.

      "Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Так община должна быть принята сознанием. Можно иметь вещи и не быть собственником.

      Учитель посылает пожелание, чтоб эволюция нарастала законно. Учитель умеет различить освободивших сознание".

      Так сказал Благословенный и просил вообще не думать о собственности, ибо отречение есть омытие мысли. Ибо лишь по омытым каналам может пробиться основное устремление.

 

Община, 93. О качестве путешествий.

      Необходимо усвоить, как нужно путешествовать! Не только надо оторваться от дома, но надо преобороть само понятие дома. Точнее сказать - нужно расширить дом. Там, где мы, - там и дом. Эволюция свергает явление дома-тюрьмы. Успех раскрепощения сознания даст возможность стать подвижным. И не подвиг, не лишения, не возвеличение, но качество сознания отрывает от насиженного места. В насиженном месте столько закопчённости, столько кислоты и пыли! Мы против затворничества, но маленькие домики, с проплесневевшей атмосферой, хуже пещер. Зовём тех, кто может дать простор мысли.

      Хочу видеть вас идущими по лицу мира, когда от множества границ стираются народности. Как можем летать, когда пришпилены на маленький гвоздик?! Удумать надо, как человечеству нужны путешествия!

 

Община, 98. В холоде даже собака греет. Неслыханно мало людей; потому даже убогих неприятелей нельзя отгонять, если в них не заросла ячейка духа. Хотел бы напомнить, как Благословенный являл внимание даже неприятелям.

      Эта книга читается в преддверии общины. Должно предупредить входящего о всех его недоумениях. Кажется часто, что противоречия неразрешимы. Но, путник, где же противоречия, когда видим лишь изобилие путевых знаков? Бездна преграждается горой, и гора ограничивается морем. Обувь для гор не годна для моря. Но ведь входящим приходится менять своё вооружение ежечасно. Не только подвижность, не только быстрота мысли, но нужен навык менять оружие. Не так легко привыкнуть к смене оружия. Подле чувства собственности стоит привычка, и трудно заменить приспособленность к предметам приспособляемостью сознания. Для поверхностного мышления получается почти игра слов, но как бы нужно было понимать разницу понятий руководителям судеб народов!

      Невозможно отравленному сознанию различить момент свободы и связанности. Человек, потерявшийся в догадке, где рабство и где свобода, не может мыслить об общине. Человек, подавляющий сознание брата, не может мыслить об общине. Человек, извращающий Учение, не может мыслить об общине. Основание общины - в свободе мышления и в уважении Учителя. Признать Учителя - значит стать в ряд работающих на пожаре. Если каждый от родника устремится к пожару без порядка, то и родник будет затоптан без пользы.

      Как бы лучше понять бережливость в сознании, это оградит понятие Учителя. Ведь Учитель, ведь знание, ведь эволюция мира будут путями к дальним мирам!

      О дальних мирах опишем в книге Беспредельность. Здесь же запомним, что врата Общины ведут к дальним мирам.

 

Община, 101. Умейте принять, когда вас назовут материалистами. В действиях и в мышлении мы отделиться от материи не можем. Мы обращаемся к высшим слоям или грубейшим видам той же материи. Можно научно показать эти взаимоотношения. Также научно можно доказать, как качество нашего мышления действует на материю.

      Эгоистическое мышление привлекает низшие слои материи, ибо этот образ мышления обособляет организм - как одинокий магнит не может притянуть более своего напряжения. Иное дело, когда мышление производится в мировом масштабе: получается как бы группа магнитов, и может получиться доступ к высшим слоям.

      Лучше можно наблюдать на одном чувствительном приборе, фиксирующем качество мышления. Можно видеть спирали, идущие сверху или погружённые в темноватый пар, - наиболее наглядное обучение материальности мышления при качестве внутреннего потенциала. Эти простые манифестации показывают двойное значение: первое - они обличают невежд, которые представляют себе материю как нечто инертное и не имеющее ничего общего с началом сознания; второе - значение имеют для ищущих, которые отдадут себе отчёт в качестве мышления.

      Поучительно наблюдать, как мысль заражает пространство, - получается аналогия с процессом выстрела. Пуля летит далеко, но дым распространяется в зависимости от атмосферных условий. Плотность атмосферы заставляет дым надолго прослаивать утреннюю зарю. Так берегите ваше мышление. Тоже научитесь мыслить красиво и кратко. Многие не видят разницы между мыслью для действия или рефлексом мозга. Нужно уметь пресекать рефлекторные спазмы, которые ведут к полусознательности. Развитие рефлекторной деятельности похоже на опьянение.

      До общины доходят в ясности мышления. Яркую, непередаваемую ответственность приносит явление мышления. Мы очень заботимся, чтоб сознание ответственности не покидало вас.

 

Община, 102. Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. Поверьте, переутомление мозга бывает только от неповоротливости. Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, скажет первую формулу образования: "Ты всё можешь". Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, - не унижайте детей. Твёрдо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз. Именно, глаз должен привыкнуть допустить Беспредельность.

      Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль. Изгоняется ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо. Работа "как большие" поощряется. Только сознание до трёх лет вместит легко общину. Как ошибочно думать, что ребёнку нужно дать его вещи, ибо ребёнок легко поймёт, как могут быть вещи общими.

      Сознание "всё могу" не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата. Самый убогий может найти провод к Беспредельности, ибо каждый труд в качестве своём открывает затворы.

 

Община, 107. Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают. Книга не занимает почётного места во многих домах. Обязанность общины - утвердить книгу как друга дома. Кооператив, прежде всего, имеет книжную полку, содержание которой очень обширно. Будет рассказано о ценностях родины и связи её с миром. Показаны будут герои, творцы и труженики; и понятие чести, и долга, и обязанности к своему ближнему утвердится, так же как и милосердие. Много примеров, зовущих к познаванию и открытиям.

 

Община, 110. Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив её как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживёт, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету. Останавливаем внимание на школах, ибо от них утвердится сотрудничество. Не будет созидания без сотрудничества. Не будет прочности государства и союза, когда будет властвовать ветхая самость.

 

Община, 117. Нелепо думать, что пот - явление только физическое. При мыслительной работе исходит особая эманация, ценная для насыщения пространства. Если пот тела может удобрять землю, то пот духа восстанавливает прану, химически претворяясь в лучах Солнца.

      Труд - венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил значение труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твёрдость сознания. Ярко надо подчеркнуть рабочую атмосферу.

 

Община, 119. Правильно думаете, что без достижений техники невозможна община. Каждая община нуждается в технических приспособлениях, и Нашу Общину нельзя мыслить без упрощения жизни. Нужна явленная возможность применять достижения науки, иначе мы обратимся в обоюдную тягость. Как реалисты-практики, Мы можем смело утверждать это. Мало того, Мы можем настойчиво укорить всех ложнореалистов. Их униженная наука и слепота мешают им в достижении того, к чему они стремятся.

      Точно фарисеи древности, они прячут страх перед допущением того, что другим уже очевидно. Не любим невежд, не любим трусов, попирающих в ужасе возможности эволюции.

      Тушители огней, светоненавистники, не всё ли равно, с какой стороны вы ползёте! Вы хотите затушить пламя знания; но невежественная община - темница, ибо община и невежество несовместимы. Нужно знать. Не верьте, но знайте!

 

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик