Письма
Елены Рерих. I,
1929-1935.
Письма Елены Рерих. I, . Так говорит свидетель достовернейший.
Мы все - друзья и почитатели трудов Елены Ивановны - лишь в письмах её получаем
искры того широкого и мудрого мировоззрения, которое насыщает все труды этой замечательной
русской деятельницы. И женское движение, и космологические познания, и служение Живой Этике наполняют эти письма к друзьям. Сама
Елена Ивановна была против издания её писем, но мы, многочисленные друзья её
трудов, обменивались копиями её ценных для нас указаний. Из этого обмена при
росте числа друзей и сотрудников родилась мысль о необходимости настоящего
издания, с чем мы и обратились к самой Елене Ивановне и наконец получили её
разрешение. Конечно, в первый том могла войти лишь сравнительно небольшая часть
писем, вернее фрагментов, являющихся в большой степени ответами на
предлагавшиеся сотрудниками вопросы. Имена сотрудников и даже упоминание
городов опущены - ведь главная ценность в самом содержании писем, а
корреспонденты знают, к кому именно и по каким поводам письма были направлены.
В постепенном издании этих писем обрисуется и всё широкое мировоззрение
замечательной русской женщины, которая и в самой России, и во время всесветных
странствований живёт служением родине и человечеству.
Русский народ дал целый ряд замечательных деятельниц в разных областях жизни.
Можно вспомнить имена таких героинь-тружениц, как Ковалевская, Блаватская, Дашкова, Волконская, Морозова, и многих других,
которые от дальних веков и до нынешнего дня служили человечеству своими
замечательными дарованиями и познаниями. Женское движение окрепло сравнительно
недавно, но сейчас уже можно видеть женский труд, богато приложенный во всех
областях: и в искусстве, и в литературе, в философии, в медицине, в
образовании, в промышленности, в авиации - словом, всюду, где строится новый
мир. Елена Ивановна всегда мечтала об издании достойного словаря, посвящённого
женщине. При этом никогда не было мысли о каком-то обособлении, наоборот,
всегда думалось в широком размахе о ближайшем всеобщем сотрудничестве, в
котором ещё раз сотрутся условные ограничения, происходившие от невежества.
Издательство радуется возможности запечатлеть мысли замечательной мыслительницы и тем дать возможность широкому кругу
искателей правды и просвещения ознакомиться с глубоко проникновенными письмами
Елены Ивановны Рерих к друзьям и сотрудникам.
Письма Елены Рерих. I, 11. 2. 29. Всё это звучит так сложно и трудно, и
в то же время всё так легко и просто, если в сердце не потухли искры любви к
Учителю и энтузиазма к красоте и широте Учения Жизни. Искры эти так легко
раздуть в пламя неукротимого устремления, несущего нас поверх всех и всего.
Устремитесь, друзья мои, разве это трудно, имея перед собою Облик Красоты?
Разве не высшая радость принести всего себя на служение
общему благу? Достижения так прекрасны, и нет предела им! Но вся возможность,
вся радость этого лишь в нас самих. Никто не может присвоить себе больше того,
что он может вместить, иначе получится разрушение. Законы космические точны и
непреложны. Высшая радость для одного может вызвать высшую тоску у другого,
если нет ассимиляции. Поймите это! Лучи, посланные нам Учителем в величайшей
радости Его Духа, вызовут в нас тоску и даже разрушение организма, если мы не
подготовим себя для принятия их. Поймите это, родные, и дайте доступ лучам
Великого Учителя. Ведь каждый луч в Космосе может быть созидающим или
разрушающим, всё зависит от соответствия или ассимиляции.
Письма Елены Рерих. I, 15. 1. 30. Мы должны привыкнуть к постоянной
битве и полюбить её. Ведь каждый атом Космоса бьётся! Закрепив одну победу, мы
должны быть уже готовы к следующей, ещё большей, ибо по мере роста сознания
наши действия тоже растут и поле битвы становится шире и ответственнее. Во всём
Космосе происходит бесконечная битва, и мы все, видимо и невидимо, вовлечены в
неё. Пора это осознать, ибо осознание этого, закаляя дух наш, сделает нас
верными победителями. Руководимые Высшею Мудростью, которая указует
нам направление, мы пройдём через все пропасти. И, не будучи ослеплены видимостью,
радостно и светло можем смотреть в будущее, нам известное. Где подобные
счастливцы, которые могут сказать это? Подумайте, какое преимущество даёт нам
это знание! Какую уверенность придаёт оно всем действиям и утверждениям нашим!
Не есть ли это величайшее счастье - в полном осознании происходящего и знании
суждённого продвигаться к намеченной цели, к достижению наибольшего расширения
сознания для лучшего служения общему благу.
Письма Елены Рерих. I, 24. 2. 30. Поймём, как ничтожны все наши приношения,
если таковые имеются, перед спасительной мощью и неоценимостью даваемого.
Расширенное сознание поймёт это. Ведь никто не умалён, все возвеличены, всем
путь открыт к самым высоким достижениям, если только сами не отбросим
возможности от себя. Бывают моменты в трудных горных подъёмах, когда можно
двигаться только вперёд, когда каждая остановка грозит гибелью. Шатающийся
камень долго не выдержит остановившегося. Сейчас мы в таком подъёме, и потому
нам дорога открыта только вперёд, без сомнений, без сожалений, без оглядки и пересчитывания узелков приношений. Каждая подобная мысль
привесит свой вес к ноге и затруднит опасный подъём. Нам нужны крылья любви и
доверия к Руке Водящей, крылья радости великому служению.
Каждое применение в жизни слова Учения облегчит наш вес безмерно.
Письма Елены Рерих. I, 17. 8. 30. Также с самых первых дней были явлены
некоторые особенности характеров сотрудников для немедленного изживания их. Но
что было сделано, чтобы выполнить эти благие и спасительные указания? Не было
ли явлено самое непростительное легкомыслие к этому насущнейшему вопросу?
Именно насущнейшему, ибо только честное понимание и изживание своих недостатков
продвинет нас на пути служения. Пусть каждый заглянет в
глубину своего сознания, пусть разбудит сердце своё и даст себе суровый отчёт
во всех своих побуждениях, руководивших его поступками, и немедленно приступит
к искоренению всех нагромождений, ибо время не ждёт!
Письма Елены Рерих. I, 3. 12. 30. Каждый из вас имеет особые качества,
никто не обижен и потому не может завидовать другому. Но, конечно, от каждого
зависит степень развития его способностей. И единственное допустимое
соревнование между членами группы будет соревнование в устремлении к пониманию служения общему благу. Каждый должен усвоить, что размер
сознания есть единственный измеритель продвижения и что дух занимает
соответствующую ему ступень, не выше и не ниже. Привожу слова Учителя:
"Когда сказано о самости, пусть не толкуют по-своему. Всё в жизни, всё для
жизни. Учитель видит. Учитель знает. Учитель не утвердит без жизни. Повторяющий
свои формулы не знает формул Учителя. Старые формулы не приведут к новому.
Сказать нужно, что канал самости всюду строит запруды". Также указано
пояснить, что канал самости пресекает провод общения. Будем помнить, что лишь
качество побуждения приближает или отдаляет ученика от Учителя. Никуда не
укрыться от всевидящего Ока, проникающего во все затаённые уголки нашего
сердца. Следует явить силу духа и неустанно стремиться к искоренению вековых
тяжких накоплений, иначе никакое утончение недостижимо. Лишь утончение всех
чувств приближает и все лучшие возможности.
Письма Елены Рерих. I, 17. 12. 30. Помните, что у Гуру нет ни одной
личной мысли, всё решительно направлено и отдано на служение
общему благу. Потому исказивший указание, допустивший сомнение отмерит себе
свой кусок. Всё наполовину исполненное даст половинное следствие. Мы знаем, что
полная доза спасительного лекарства приносит жизнь, половина же его даёт лишь
краткую вспышку улучшения, оканчивающуюся смертью. Потому примем полностью все
благие указания, чтобы не утерять ни одной жизнедательной
энергии. Великое послушание указам и умелое выполнение их даёт здоровье и ведёт
к великой победе, к великому Свету. Послушание в древности вело к дальнейшему
посвящению. Не осознавший в совершенстве дисциплины послушания никогда не
достигал высших степеней. Лишь тот, кто умел повиноваться и выполнять, мог
принять великую ответственность и понять всю непреложность приказа.
Письма Елены Рерих. I, 17. 12. 30. Мне так хотелось бы научить вас
хранить каждое Указание, каждый намёк Учителя и Гуру, ведь это такие сокровища!
Найдите в себе огненное устремление к выполнению великого задания несения света
Культуры. Думайте, что вы живёте в стеклянном доме, потому будьте осмотрительны
во всех поступках и речах ваших. Насыщайте всю деятельность вашу красотой служения. Храните радость в битве, ибо знаете суждённую
победу при насыщенности самоотверженного напряжения.
Письма Елены Рерих. I, 15. 1. 31. Отвечаю на вопросы о служении.
Конечно, служение Иерархии Света есть служение
общему благу. Конечно, устремление к общему благу открывает врата высшего
знания и служения. Но мне хотелось бы, чтобы было чётко
осознано, какие качества необходимо прежде всего развить в себе для продвижения
на пути служения. Не мало людей мечтают об общем благе
и даже готовы служить ему, поскольку это не нарушает их привычек и
благоденствия. Но истинное служение общему благу,
приводящее к вратам Твердыни Света, требует жертвы и полного презрения ко всему
личному, иначе говоря, забвения самости. Когда сознание расширится, когда
утончатся все чувства и понимания, то закон жертвы примется как высшее
достижение. И не будет места ни саможалению, ни
страху за будущее, ни обидам, ни зависти, ибо в каждом дыхании будет осознано
величие, красота и высшая радость служению.
Письма Елены Рерих. I, 15. 1. 31. Дух зрелый, сознательно избравший путь
служения, знает радость расширению сознания и огненного
устремления к Сознанию Высшему; знает радость выполнения Высшей Воли; знает
радость найденному смыслу и назначению Бытия и в надлежащий час познает величие
и красоту таинства завершения!
Письма Елены Рерих. I, 15. 1. 31. Теперь из книги Иерархия:
"Некоторые люди проливают ежедневную похлёбку на Изображение Учителя и
воображают себя на великом служении. Учение и служение, прежде всего, предполагают расширение сознания на
основании следования Учению и почитания Учителя. Являя изучение
Беспредельности, можно осознать беспредельность любви и преданности. Не мудро
сказать: любовь переполнена и преданность засохла, - ибо следствием будет
разложение самого себя. Следует понимать беспредельность любви и преданности
как первый шаг к Служению и Йоге. Хотя бы эту задачу
нужно было бы поставить как средство к самопродвижению.
Надо двигаться по направлению Учителя, лишь тогда приходит облегчение. Но
луковая ежедневная похлёбка из Учителя не приведёт к успеху. Священно,
беспредельно будем растить любовь и почитание Учителя, как целебное средство к
возрождению".
Письма Елены Рерих. I, 15. 1. 31. Так, родные, всё базарное понимание,
все луковые похлёбки из самых высоких понятий, изготовленные малым сознанием, в
силу несоизмеримости и умаления самого высокого и основного, должны быть
удалены из нашего обихода, если хотим идти путём служения.
Письма Елены Рерих. I, 15. 1. 31. Огненно устремимся к выполнению Воли,
нас спасающей и ведущей к предуказанному, к служению общему благу!
Письма Елены Рерих. I, 13. 5. 31. § 280. "Вернёмся к понятию любви.
В каждой книге должно быть отведено значительное место этому основному понятию
и особенно, ибо под любовью часто понимается многое обратное. Правильно
указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна
быть сознательна, устремлена и самоотверженна. Творчество нуждается в этих
условиях. Если в любви будет замечено самоослабление,
разложение и служение самости, то это не будет высшим
понятием человечества, поднимающим понятие подвига. Сердце, преисполненное
любви, будет действенным, мужественным и растущим до вмещения. Такое сердце
может молиться без слов и может омываться благодатью. Насколько нуждается
человечество в сознании огня любви! Такому огню может соответствовать лиловая
звезда высшего напряжения".
Письма Елены Рерих. I, 29. 5. 31. § 295. "Посмотрим, как люди
понимают служение Иерархии. Тот, кто думает только
молитвою вознестись, тот далёк от служения. Тот, кто
хочет в своей работе на благо человечества принести лучшие устремления, тот
должен принять Владыку сердцем. Тот, кто своим удобством не поступается, тот не
знает, как служить Иерархии. Тот, кто не принимает указания Иерархии, тот не
понимает служения. Только когда сердце готово
сознательно принять утверждение, посланное Высшею Волею, можно сказать, что уявление служения воспринято. Так
Мы не любители панихид и пустого обращения к Господу. Так Мы чтим у учеников
устремление к служению Иерархии. Так легко уследить,
как непринимающий духом служение
чтит Владыку словом и Иерархию, пока путь удобен. Так Мы учитываем каждое
устремление снять бремя с Иерархии; так в малом и большом. Так в творчестве
Нашем Мы утверждаем почитание не словом, но делом. Но когда мудрый Гуру несёт
всю тягость земной битвы, то нужно осознать, как явить творцу облегчение. Так
Мы горюем, когда видим почитание словами, но не действием".
Письма Елены Рерих. I, 29. 5. 31. § 302. "Стремление людей всегда
измеряется их служением Свету или тьме. По этому можно
судить об их назначении в жизни. Так хуже всего половинчатость мышления и
половинчатое устремление. Разрушители всегда только строят на половинчатом
устремлении. Нет хуже служителя половинчатого, ибо он прячется явлением
половинчатости, потому прямой враг Света Нами предпочитается. Малые черви,
которые ползут по явлению тумана, Нами не допускаются к большим битвам. Так
половинчатость должна быть избегнута. Всегда и всеми мерами нужно избегать
общения с половинчатыми людьми. Так половинчатость, явленная учениками,
отбрасывает их на тысячу лет; и потому нужно знать, где утверждать своё
сознание. Так служитель Света не признаёт половинчатости".
Письма Елены Рерих. I, 29. 5. 31. § 303. "Самое губительное, когда
половинчатость привходит в утверждающегося на пути, ибо тогда происходит
раздвоение мышления и действий, потому половинчатость есть враг Учения. И когда
Мы видим половинчатость по отношению к Иерархии, то нужно искоренить это
разрушительное утверждение. Ибо когда нет цельности, не может быть
строительства. Потому ученики должны понять, как важно иметь цельное
устремление. Для этого нужно поступиться личным удобством, личным самомнением,
личным саможалением, личным самообольщением и всегда
помнить, что Иерархия не должна быть обременена. Так нужно запомнить тем, кто служение понимает как возложение на Владыку и на
Иерархию".
Письма Елены Рерих. I, 3. 6. 31. Привожу ещё очень нужные по времени беседы:
"Последим, как трудятся чёрные. Нужно замечать их особые привычки. Они не
возмутятся на ничтожного человека. Они думают, что первые ступени служения очень полезны для них. Ничтожество ничтожно и в
предательстве. Именно предательство есть главное основание подкопов чёрных. Для
предательства нужно что-то знать. Это относительное знание, не укреплённое
преданностью, можно находить на первых ступенях. Нужно знать, насколько
осуждение, как огонь, действует на шаткую преданность. Печально наблюдать,
какими незаметными уклонениями ученик начинает поселять в себе равнодушие,
находя красноречивые оправдания. Как лезвие ножа, утеривает сердце
предохранительную сеть; без этих ножен лезвие колет самого несущего. Но
подобные шпоры не ведут к подвигу, но приносят лишь раздражение. Если один день
прошёл удачно в унижении Учителя, то почему и назавтра не разъяриться хулением
на Высшее! И если серебряная нить может оборваться, то лезвие закостенения уже бесповоротно обострилось. Необходимо
наблюдать этих шатающихся, ибо велика зараза от них. Сами они часто должны уже
окунуться в чёрную массу, но хуление, ими расточаемое, ранит многих невинных.
Вы правильно вооружаетесь против равнодушия, оно разъедает все начинания. И
какие же огни возможны от холода равнодушия? Но явление утверждения Учителя
подобно поливке цветов. Не оскудеет сад политый! У Нас забота двигать дальше. У
Нас утверждены размеры новые. Равнодушие к Нашим утверждениям недопустимо.
Храните Учителя как единственную нить!"
Письма Елены Рерих. I, 3. 6. 31. "Ученики на пути служения
должны применять все лучшие устремления духа и сознания. Творя, нужно понять,
что только применение лучших явлений даст соответственные результаты. Так не
будем ждать прекрасных следствий, где дух не приложил свои лучшие устремления.
Часто люди удивляются, что их предприятия неудачны. Спросим - приложили ли все
лучшие устремления? Не вкрались ли легкомыслие, тупость неподвижности,
небрежность и отсутствие рвения к Иерархии? Так можно ожидать соответствия,
основанного на причине и следствии. Нужно понять, что каждое необдуманное
действие, каждый нецелесообразный поступок могут явить столько ненужных и
вредных последствий. Ученики на пути должны явить лучшие устремления и рвение к
Иерархии".
Письма Елены Рерих. I, 21. 8. 31. Несказанно порадовала нас весть о
подходе нового сотрудника. Приветствуем его от всего сердца в этом служении человеческому благу. Имя его будет жить в нашем
сердце, ибо ценна помощь на первых порах. Она даёт возможность укрепиться
чудесным росткам, потому и лучший всход будет по
праву принадлежать тому, кто оберёг растение в его росте. Истинно, нужно ценить
всех первых подошедших. Когда древо вырастет, много будет желающих укрыться под
его тенью. Но усмотреть значение и мощь семени в малом ростке дано не каждому.
Потому будем особенно ценить первопришедших. Привет
сердца и радость сотруднику.
Письма Елены Рерих. I, 8. 11. 31. Ещё хочу сказать Вам, что вступивший
на путь светлого Служения никогда не одинок духовно.
Научитесь во все минуты жизни помнить, что за Вами неотступно следит Орлиный
Глаз и Пламенное Сердце Позвавшего Вас! Ведь лишь наша плотная оболочка и ещё
недостаточно обострённые чувства не позволяют нам ощутить осязательно это
Присутствие. Но если Вы имели уже прекрасное переживание, о котором Вы пишете,
то это знак, что подобные явления могут умножиться. Но будьте терпеливы, ибо не
ведаете ни дня, ни часа - глубокая истина заложена в этих словах. Ведь цель
руководителя не ослабить наш организм, но закалить для восприятий самых
высоких, требующих величайшей бережности. Радость, признательность и доверие -
лучшие пособники.
Письма Елены Рерих. I, 10. 11. 32. Последнее время нахожусь под страшным
давлением тоски, чуя, как основа гниёт. Возможно ли, что сердца некоторых
сотрудников настолько ожесточились и сознание так затемнилось, что они не видят
той пропасти, к которой они идут? Неужели не будет осознано опаснейшее время и
не будет прекращено служение тьме? Не сказано ли, что
"каждое сквернословие и ссора есть уже хвала тьме. Страшный нож не за
поясом, но на конце языка. Когда-то придётся понять, что сказанное и помысленное неизгладимы. Каждый, помысливший во благо,
может радоваться этому, и наоборот. Нравы тёмные не нравятся Нам".
Письма Елены Рерих. I, 10. 11. 32. Мучительно сознавать, что ценнейшая
энергия уходит на тушение внутренних пожаров и на штопание
дыр, как все обращения сводятся к толчению воды в ступе, и это во время
неслыханного натиска тёмных сил, когда нужно развить максимум энергии и
внутренней устойчивости, чтобы не утратить ни одной из уже завоёванных позиций!
С тоскою обращается к вам сердце моё, помогите мне, найдите мужество терпения и
миротворчества! "Миротворцы Сынами Божьими назовутся". Облегчите хоть
немного страшную заботу и печаль. Должно быть, именно я не сумела достаточно
объединить вас, не сумела внушить любовь к Великому Сердцу и устремление к
подвигу. Не сумела личным примером показать приложения Учения в жизни и,
главное, не сумела зажечь в сердцах ваших устремление к самоусовершенствованию
и пониманию огромной ответственности, принятой на себя приближением к Учению и служению общему благу.
Письма Елены Рерих. I, 24. 4. 31. Мне чуется, что Ваша неуклонность и
сердечность подхода будут тем примером, тем маяком, которые укажут
приближающимся единое верное направление. Вы сумеете дать им радостный зов,
научите их любить препятствия и борьбу - иначе как возжгут
свои внутренние огни? Вы укажете на великую радость служения
Общему Благу и самым отважным шепнёте о восторге несения подвига самоотречения,
о ежедневной готовности принесения себя всего на служение
Великой Иерархии Света!
Письма Елены Рерих. I, 19. 6. 33. Правда, трудно с людьми и по их
невежеству, и по их служению тьме, но тем труднее,
когда видите движение масс материи, обращающейся в хаос. Когда подземный
гибельный огонь ранее срока пытается пробить кору земную или когда слои газов
отравляют пространство, тогда трудность превышает всё земное воображение. Не
тяготы, но лишь сопоставления помогают сейчас сказать о трудах. Ведь невежды
думают, что песни и арфы удел Небожителей ! Нужно рассеять это заблуждение.
Нигде нет указаний, что трудно лишь на Земле, но по сравнению нужно сказать:
если здесь досаждают бесы, то Архангелу - сам Сатана. Так нужно понять действие
и постоянную борьбу с хаосом. Нужно признать её как единственный путь и
полюбить её как знак доверия Творца!"
Письма Елены Рерих. I, 17. 2. 34. Истинно, жизнь наполнена чудесами,
если подходить ко всему с открытым сердцем и с устремлением к красоте и
самоусовершенствованию. И не путём всяких искусственных медитаций, концентраций
и прочих механических приёмов, но в подвиге жизни. Вот этот подвиг жизни, во
всей его суровой красоте, и проводит Н. К. Жизнь его есть жизнь полного
самоотречения, он живёт для великого служения
человечеству. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе.
Терпимость великая - природа его, и, как магнит, притягивает она самых
различных людей и группирует их вокруг имени его. Мудрость Учителя есть
мудрость его. Если было бы иначе, разве мог бы он быть таким провидцем и так
преуспевать в порученных ему делах при таких чудовищных препятствиях, которые
воздвигаются тёмными при конце Кали-юги, во время
грозно свирепствующего Армагеддона?
Письма Елены Рерих. I, 17. 4. 34. Теперь вы стоите у порога нового
ответственного строительства. Ушло, как Вы прекрасно пишете, "Горящее
Сердце", которое умело давать радость. Но каждый должен научиться сам
находить эту радость в себе, ибо Свет внутри нас. "Горящее Сердце"
зажгло огонь. Ваш долг и всех ближайших сотрудников - сохранить и раздуть его в
неугасимое пламя. Начатое строительство настолько велико, настолько прекрасно,
всеобъемлюще и насущно необходимо, что, именно, оно должно давать радость
возможности принимать в нём участие. Что может быть выше служения
общему благу и Иерархии Света!
Письма Елены Рерих. I, 11. 4. 34. Пора вспомнить о гигиене духа. Не так
важна гигиена тела, как именно гигиена духа. Никакие витамины, никакие
вспрыскивания и прививки гланд не спасут того, у кого иссякла или окостенела
психическая энергия. Как нужно было бы разъяснить всё глубокое значение понятия
служения, великого служения
человечеству и подвига. Слово подвиг так прекрасно! В нём соединены
самоусовершенствование, самопожертвование, результатом чего является и сдвиг
сознания, не только личного, но и сознания народа и страны.
Письма Елены Рерих. I, 26. 4. 34. Радуюсь Вашему утверждению, что Вы
бесповоротно отдаёте себя работе Великих Учителей на благо общее, ибо без
такого решения невозможно продвигаться по Пути. Нам дана молитва - "Тебе,
Владыка, служу всем, всегда и везде! Пусть путь мой будет весь в подвиге
самоотречения". Так пусть эта молитва будет и Вашей и каждого, кто всем
сердцем вступил на путь служения человечеству. В связи
с этим привожу Вам несколько строк из Учения: "Когда ученик познает в
сердце радость пути, где терний нет, ибо всё претворяется в радость Служения, тогда можно приоткрыть Врата Великие. Среди понятий
высших ученик должен помнить сердцем о рекордах Света. Среди ужасающих явлений
ученик должен помнить о рекордах тьмы. И начертано на щите Света:
"Владыка, дойду один, Владыка, дойду в подвиге явленном, дойду,
дойду!" И завещано на щите Света - честность, преданность и
самоотверженность.
Письма Елены Рерих. I, 26. 4. 34. "Также среди явлений, которые
особенно губительны для восхождения, нужно отметить половинчатое Служение. Невозможно продвинуться, не отвергнув страшную
половинчатость. Надо помнить, что, раз избрав Учителя, ученик должен всегда
действовать, понимая все губительные следствия половинчатости. Не столько явное
предательство опасно, против явного можно бороться мечом, но те скрытые подкопы
половинчатости так губительны.
Письма Елены Рерих. I, 26. 4. 34. Нужно направить сознание людей на путь
честности. Нужно людям понять, что самое главное состоит в честности Служения. Чем утвердить рост духа, чем доказать преданность
Иерархии, чем очистить сознание? - Только единым законом честности Служения. Так запомним навсегда о губительности
половинчатости. Рекорды тьмы содержат все половинчатые решения и действия,
потому на пути огненном нужно помнить о следствиях половинчатости. Если бы
можно было выявить рекорды Тонкого Мира, человечество ужаснулось бы, увидев
серые тени вокруг разрушения, вокруг половинчатости, вокруг предательства,
вокруг подстрекательства, вокруг кощунства, непримиримости и самости. Так
запомним на пути огненном об опасности половинчатости и подкопов..."
Письма Елены Рерих. I, 26. 4. 34. Потому пусть все новоподходящие
не ждут немедленного облегчения и особых результатов, если в духе и сердце они
не отдали себя всецело служению Свету. Как сказано:
"Нужно уметь перед собою нести Учение, как последний огонь, как последнюю
пищу, как последнюю влагу. Явить нужно любовь и бережность, как к последней
возможности и воде". Вот если будет налицо такое устремление, то и возможности
наши преумножатся. Истинный ученик идёт, влекомый
непреодолимой любовью к Учителю Света.
Письма Елены Рерих. I, 5. 5. 34. Теперь о Владыках Кармы. Около этого
понятия много смущения. Разве возможно представить себе, чтобы Владыки Кармы
занимались отвешиванием кармы по порциям всем
миллиардам воплощающихся душ! Но и такое нелепое утверждение приходится
встречать. В книге Учения сказано: "Силы, явленные для служения
Свету, не вторгаются в карму, как думают некоторые, непосвящённые в мощь кармы.
Силы Света наблюдают за действиями человеческими, давая направление, но не
вторгаясь в жизнь. Примеров тому много. Вестники появляются, предупреждения
посылаются, даются направления и указываются пути, но выбор назначенных
утверждений напрягается волею человеческою. Таким образом, явление кооперации
двух миров насыщается этим понятием".
Письма Елены Рерих. I, 6. 5. 34. Да, страшно опасно разбрасываться на
первых порах. Не забывайте о годах испытания и подготовления
организма, через которые неминуемо должны пройти все серьёзно вступившие на
Путь Служения и которым подвергаются и очень высокие
духи. Конечно, всё сказанное не относится к книжным оккультистам,
но, как я понимаю, Вы хотели бы быть принятым в число учеников, ибо Вы говорите
о Вашем единственном желании встретиться с Учителем и работать под Его
Руководством. Конечно, я ещё не встречала такого человека, который,
ознакомившись даже только поверхностно с Учением (именно такие прежде всего
хотят проникнуть в Великое Братство), не желал бы, главным образом, встретиться
с Учителем и, бросив все тяготы земные, удалиться в Их Общину; причём
совершенно не представляя себе, сможет ли его физическое тело выдержать
страшное нагнетение атмосферы, окружающее эту
Твердыню. Но нужно помнить, что трансмутация организма,
нервных центров должна происходить здесь, на Земле, среди борений духа, среди
всех тягот и трудностей жизни, среди всех раздражающих мелочей обихода. Лишь
это борение вызывает нужные энергии для преображения и изжития всех отягощающих
дух наш привычек и привязанностей. Земная жизнь есть именно чистилище, и, не
пройдя через него, нельзя вступить в Рай (Братство). Огни высших энергий опалят
отягощённую ауру. Община Братства слишком удалена от земных условий, чтобы
явиться тем нужным пробным камнем.
Письма Елены Рерих. I, 25. 5. 34. Вы пишете о неподготовленности людей
нашего времени к духовным вопросам, но разве были лучшие времена? Мне кажется,
что сейчас гораздо больше ищущих, чем раньше. Тяжкие бедствия заставили многих
призадуматься над этими вопросами и искать поглубже причину происходящего. Нам
посчастливилось встретить немало прекрасных душ, и некоторые из них выдержали
тяжкие испытания, проявив полное самоотвержение в своём служении
общему благу.
Письма Елены Рерих. I, 26. 5. 34. В Космосе существует извечная борьба
проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света
с силами Тьмы. Да и Сам Христос действенно восставал против зла, если верить
Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из Храма и все Его суровые обличения
фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать Его в противоречии Самому Себе? Если
прочесть, опять-таки без предубеждения, слова, приписываемые Христу, то мы
увидим Учение суровое в милосердии своём. Потому слова "не противься
злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую" я
рассматриваю с точки зрения закона кармы. Если сам по себе закон кармы
непреложен (именно, око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на
себя выполнение этого закона, ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга
кармы. Мы должны именно "прощать нашим личным врагам", ибо кто из нас
может знать, что удар, полученный им, не есть заслуженный
обратный удар кармы? И, возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не
исчерпываем карму, но продолжаем её и даже усиливаем её в тяжком направлении
для нас. Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать количество зла в
пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. В том же
духе нужно понять и слова "любите врагов ваших" и т. д. Но
противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть
много способов противиться злу, и прежде всего силами духа; конечно, отпор
врагу, нанесённый без злобы в сердце, оккультно во
стократ мощнее. Все эти утверждения Христа свидетельствуют, что Он был
Посвящённым и знал силу обратного удара. В том же смысле следует понимать и
сказанное в Книге Второзакония (Книге Моисея) - "Мне отмщение и Аз
воздам". Именно, апостол Павел приводит это изречение в своём Послании к
Римлянам. Опять мы видим, что Христос пришёл не нарушить закон, но исполнить.
Письма Елены Рерих. I, 26. 5. 34. Приведу Вам параграф из Мира
Огненного: "Столько извращений, столько неточностей допущено в учениях.
Всякое очищение является великим служением, воистину.
Каждое устремление обновить Истину, как она дана человечеству, есть огненное служение. Трудно представить себе, насколько затуманены умы
различными злотолкованиями. Каждый человек напряжён в
искании новых толкований, удаляясь всё больше и больше от Истины. Расчленение
так ярко утверждается в религиях, в науке и во всём творчестве. Каждый мир
имеет своё соответствие с другим миром. Каждая истина исходит от другой истины.
Только открытому сердцу открывается Истина. Так напряжённое сознание, которое
чувствует пульс космический, передаёт своё биение светлыми мыслями. Истинно,
велик огненный пульс, явленный огненному сердцу".
Письма Елены Рерих. I, 2. 6. 34. Вы уже знаете из Учения Жизни, что
только одолением препятствий мы растём и учимся и заостряем способности наши.
Действительно, чем же иначе закалить дух? Не думайте, что ученики и служители
Света следуют по пути, усыпанному розами, нет, путь их полон терний, и чем
ближе к Свету, тем труднее, тем ответственнее становятся поручения. Путь
Учения, путь служения, есть прежде всего путь
самоотречения и самопожертвования, но радостен этот путь, когда в сердце горит
любовь к Иерархии Света. Все тернии обращаются в благоухающие фризии. Пример такого служения и
являет Н. К. Если бы Вы знали всю тяготу его, то, воистину, ужаснулись бы этой
ноше непомерной! Но, именно, в нём горит такая любовь, такая преданность, такое
устремление к принесению всего себя на общее благо, что он всё принимает с
великою готовностью и радостью.
Письма Елены Рерих. I, 2. 6. 34. На этом знаменательная переписка
закончилась. Но она хранится как любопытнейший материал, свидетельствующий о
невежестве, фарисействе и жестокости наших духовных водителей. Его устами
говорила истина, когда он сказал, что в падении церкви больше всего виноваты
черноризцы. Вам, восторгающемуся книгами Рамакришны и
Вивекананды, будет интересно узнать отзыв о них этого
просвещённого пастыря: "Передо мною сейчас одна из наиболее чистых,
духовно-благородных оккультных книг оккультных?] Провозвестие Рамакришны с предисловием Свами Абхедананды. Читаешь предисловие и изумляешься
легковесности его. Например: "Прежде чем появиться перед публикой или
начинать кого-либо учить чему-либо, Рамакришна, как
учёный-исследователь, посвятил двенадцать лет на изучение догматов и обрядов
всех религий, исполняя их богослужения, ритуалы и
церемонии с полной верой и глубоким благоговением для того, чтобы уяснить себе
на опыте, к чему в конце концов приходят все религии... И вот он пришёл при
помощи всех "методов" к одному и тому же ощущению Божества"
(стр. 12). Этого одного уже достаточно будет для Вас, чтобы понять мою мысль и
моё недоумение, как подобную бессмыслицу можно как-либо сравнить с Откровением
Христовым..."
Письма Елены Рерих. I, 2. 6. 34. Действительно, именно последнюю фразу
самого пастыря надо поставить в категорию бессмыслиц.
И можно было бы посоветовать ему, прежде чем судить и предавать анафеме все
прочие религии и Учения, последовать честному примеру Рамакришны
и Вивекананды и постараться изучить истинные основы
каждого учения и религии, проникнуться их духом, посещая их богослужения, и тогда уже высказывать своё мнение. Впрочем, не
будучи пророком, можно заранее сказать, что просвещённый пастырь не нашёл бы в
себе того духа истинной благости и всевмещения,
который сказался так ярко в словах Вивекананды:
"Истинно, если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца моего омыл
Ему ноги". Чуя всю красоту истинного, не искажённого церковностью, Облика
Христа, воздавая Ему дань сердца своего, Вивекананда
не отрёкся и от Великих Образов своей религии. Кто из двух больше? Как далёк
дух этого духовного отца и от всевмещающей красоты
изречения из Священного Писания Востока (Бхагавад-Гиты):
"Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путём человек ни
приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат
Мне". В этом прекрасном речении ясно указано, что форма религий не имеет
значения, но существенна лишь сама идея. Истинно, далеки наши духовные вожди от
такой мудрости, от такого великодушия, от такой терпимости и всевмещения! Все твердят - Макрокосм и микрокосм
тождественны. Потому не должно ли и сердце наше быть тождественным всевместимостью своей Сердцу Космоса?! Можно ли допустить
вопиющую несправедливость, чтобы Всемудрый, Всемилосердный Бог послал Сына Своего Единородного лишь к
одному народу, а до него и после него биллионы людей, "сынов Отца
Небесного" (если верить словам Самого Христа), пребывали бы отверженными,
когда многие среди них были и есть гораздо выше в своей нравственности, нежели
многие, удостоившиеся родиться под сенью христианской церкви?
Письма Елены Рерих. I, 14. 6. 34. Теперь об отходящих. Вы знаете, как
рассматривается во всех древних Учениях отход от Учителя и замена Его другим.
Раз нить связующая пресечена, никто не может соединить её. Лишь сам отпавший,
пройдя много испытаний и осознав всю тяжесть своего проступка, после целого
ряда усилий, направленных к самоусовершенствованию и положительному
строительству, может вновь просить Учителя о приближении, но мы от себя сделать
это не можем. Потому следует очень определённо предупреждать подходящих и
стремящихся к духовному продвижению, что совершенно необходимо бесповоротно
решить в глубине своего сердца, отдают ли они себя всецело и без всяких условий
Высшему Руководству. Часто человек в своём желании немедленного продвижения и
большего знания бросается на поиски других Учений и Руководителей и в своём
раздвоении, а иногда и растроении теряет и ту
ступень, на которой стоял. Но основное правило каждого Учения есть утверждение
на одном Учителе, и затем помнить о всех звеньях Иерархии. Высший Иерарх имеет
своих доверенных, и никто из приближающихся учеников не может перескочить или
миновать это ближайшее к нему звено без утери своего места в цепи. Но, конечно,
всё это относится лишь к тем, кто серьёзно ищут духовного совершенствования или
твёрдо решили идти путём великого служения. Остальные
могут черпать из книг Учения, что им близко, не претендуя ни на ученичество, ни
на особое Руководство. Они могут даже не знать Источника Учения. Сказано было,
что многие будут читать Учение на сон грядущий, как успокоительные капли. Мы
знаем таких, и они никогда не задумываются над происхождением Учения. Итак,
желающие идти ускоренным путём расширения сознания должны усвоить закон
Иерархии, без понимания и соблюдения которого никакое духовное продвижение
невозможно. Лестница Иакова - Великая Реальность и основа всего Мироздания.
Письма Елены Рерих. I, 14. 6. 34. Указание на чистую растительную пищу
не имеет в основе какую-то сентиментальность, но чисто медицинское соображение.
Для вступающих на путь служения и истинного ученичества
чистота во всём есть основное правило. Укажите также, что сон совершенно
необходим. Когда тело не препятствует, дух особенно насыщается живительной
субстанцией Тонкого Мира. Лишённый этого питания, дух - замирает.