Н.К. Рерих: "Путь"

"Письма Елены Рерих" (книга 3, фрагмент 1)

ПИСЬМА
Елены Рерих

1932–1955

 

Письма Елены Рерих.

Издательство «Вико». Новосибирск: 1993 г. с. – 512.

Настоящий том писем Е.И.Рерих содержит еще неопубликованную, за редким исключением, переписку с деятелями Латвийского рериховского общества в 1932–1955 гг. В Письмах разъясняются ключевые положения Учения Живой Этики (Агни Йоги), даны бесценные советы по внутренней духовной работе, организации рериховского движения.

ОТ РЕДАКЦИИ

Этот том писем Е. И. Рерих составила ее еще не публиковавшаяся переписка 1932–1955 гг. с видными деятелями латвийского рериховского общества Ф. Д. Лукиным, Г. Ф. Лукиным, Р. Я. Рудзитисом, А. И. Клизовским и некоторыми другими. Сохраняя принципы формирования и публикации предыдущих томов, издававшихся, как известно, под наблюдением автора писем, мы в данном томе в гораздо большей степени сохранили тему личных взаимоотношений Е. И. с ее адресатами – купюр в этом смысле гораздо меньше, чем в предыдущих томах.

Почему так?

Сегодня рериховское движение пошло вширь, общества Живой Этики или группы практически есть в каждом городе и во многих селах, по этой причине информация о том, как Е. И. выстраивала свои взаимоотношения с самыми разными людьми, как она помогала улаживать неизбежные конфликты, – все это ныне драгоценный учебный материал. Показательна в данной связи переписка об А. А. Каменской и с ней самой. Старейшая деятельница теософического движения не приняла идей Живой Этики, боролась с ними и с их носителями, причем не всегда достойными методами. А что же Елена Ивановна? Давая суровый отпор Каменской по принципиальным вопросам, она никогда не упускала возможности пойти на разумный компромисс и при первой такой возможности пишет почти дружеское письмо оппонентке.

Подобно сохранению «личной темы», отнеслись мы и ко многим другим частным для своего и актуальным для нашего времени вопросам. Например, в письмах Е. И. не мало редакторских замечаний и корректорских правок, образцы которых мы решили сохранить для читателя. Ведь за издание и переиздание рериховского наследства сегодня берутся многие, пусть поучатся редакторской работе у Елены Ивановны. Особо настаивает автор писем на приведении орфографии и стилистики в соответствие с современным правописанием. Руководствуясь этими пожеланиями, мы сделали некоторые исправления в текстах, а там где исправления требовали интерполяций, заключали их в квадратные скобки.

Наиболее распространенные сокращения 3-го тома: Вел. Вл. или Вл. – Великий Владыка, Владыка; Т. Д. – «Тайная Доктрина» (книга Е. П. Блаватской); ЛСМ – «Листы сада М.»; А. Й. – Агни Йога. Остальные сокращения пояснены в тексте.

Небольшая, но очень важная подборка фрагментов писем 1948–1955 гг. помещена в конце тома отдельно.

Читатель не может не обратить внимание на повторы в ряде писем. Как правило, они сопровождены какими-либо новыми разъясняющими деталями. Таков принцип изложения идей Агни Йоги – развитие спирали знания с нанизыванием новых подробностей.

Комментарии к письмам сделаны редакторами тома, редкие случаи пояснений, принадлежащих перу Е. И., оговорены.

 

 

07.11.32

Очень радовались узнать из Вашего последнего письма об успехе Ваших наблюдений над глазами указанных больных. Считаем это достижение весьма замечательным. Прилагаю при сем беседу, имевшую место при получении вестей Ваших, она Вам многое скажет.

«Напрасно западные врачи говорят о трудности работы с Нами. Мы никогда не были против экспериментальных методов. Напротив, Мы приветствуем каждое непредубежденное действие. Мы одобряем, когда член Британского Медицинского Совета говорит о правильных методах изысканий. Мы готовы способствовать русскому ученому в работе по иммунитету и бессмертию (Метальникову). Мы радуемся, когда японский хирург применяет астрологические сроки. Мы даем помощь латвийскому врачу при нахождении глазных признаков одержимости. Мы готовы каждому помочь и за каждого радоваться. Именно, Мы непрестанно требуем наблюдений и всячески направляем к внимательности. Мы говорим о действительности, утверждаем нелепость отвлеченности. Так Мы желаем, чтобы врачи и ученые Запада отнеслись справедливо к Нашему сотрудничеству. Нужно понять, что пришло время очистить факты от последствий шелухи. Пора признаться, что многие суеверия еще произрастают на огородах обособленности. Так, к суеверию будет принадлежать и осуждение всего, что не мое. Освобожденность мышления будет, именно, украшением истинного знания».

«Прибавьте латвийскому врачу – при наблюдениях над глазами одержимых нужно не упустить из виду, что признак устремленный может быть подвижным. От приближения огненной энергии признак может как бы растворяться. Одержатель или может начать неистовствовать, или может отступить, унося с собою и признак. Таким образом, наблюдение нужно производить, не предпосылая огненной энергии, иначе действие превратится в изгнание одержателя. Такое действие само по себе прекрасно, но за пределами окулиста. Такое же воздействие иногда замечается при накожных болезнях, которые под влиянием огненной энергии видоизменяются и даже исчезают. Не забудем, что одержание иногда проявляется накожно или судорогами в лице. Но латвийский Врач заслуживает похвалы, ибо усмотреть кристаллы коричневого газа нелегко».

 

03.01.33

С прошлой (почтой) получила Ваше интересное письмо и спешу дослать еще несколько данных указаний.

«Пусть врач не изумляется, если заметит, что признаки одержания принимают эпидемический характер; их больше, нежели ум человеческий может представить. При этом разновидности очень различны – от почти неуловимой странности до явного буйства. Хвалю врача, если он заметил связь с венерическими болезнями. Действительно, это один из каналов одержания. Можно сказать, что большинство страдающих венерическими болезнями не чужды одержания. Но в одном врач оказался слишком оптимистом – явление венерической болезни может облегчать доступ одержанию, но излечение не есть изгнание одержателя. Так и раздражение в своих крайних степенях может пригласить одержателя, но нельзя ожидать, что первая улыбка уже изгонит его. Целая наука заключается в таком наблюдении. Врач прав, желая посетить не только дома для умалишенных, но и тюрьмы. Не мешает посетить и биржу или палубу корабля во время опасности. Можно заметить признаки постоянные, или длительные, или краткие. Также можно наблюдать потовые выделения. Явление многих особенностей постепенно выступит перед наблюдателем. Среди них будут намечаться подробности Тонкого Мира, но одно останется непреложным, что удаление одержателя не зависит от физических воздействий, лишь Агни, лишь чистая энергия может противиться этому человеческому бедствию. Повторю слово “бедствие”, ибо именно оно отвечает размеру эпидемии. Так сообщите врачу. Очень хвалю его вдумчивость. Он доказывает, что является другом человечества. Множество врачей назовут Агни суеверием и одержание невежеством. Люди так часто наделяют других своими свойствами! Но и одержатели всех степеней будут обеспокоены таким расследованием».

«Еще предупредите врача об осторожности с одержимыми. Нужно помнить, что даже в мыслях не следует держать явных указаний об одержании, когда приближаетесь к одержимому. Нельзя забывать, что одержатель очень чуток к мыслям, когда подозревает, что его присутствие открыто; он может выражать свою злобу очень разнородно. Уничтожением явления одержания можно нажить много врагов. Потому нужно производить эти наблюдения без всякого личного оглашения».

«Еще скажите врачу – не все одержания безусловно темные. Могут быть воздействия средних сфер, направленные, по мнению одержателей, на благо. Но особенно хороших следствий не получается. Одержатели таких невысоких степеней и вместилища, им доступные, не большого развития – получается двоемыслие, неуравновешенность и неумение владеть собою. Много таких людей, которые зовутся слабовольными, при этом обе воли уменьшают друг друга. Лечить таких людей можно, лишь предоставляя труд по их избранию, но в большой мере. При сосредоточенности труда одержателю наскучит оставаться без выявления, ибо каждый одержатель стремится к выявлению своего Я. Так врач может заметить различные виды одержимости, но принцип эпидемии очень недопустим для усовершенствования человечества. Между прочим, понятие Гуру очень ограждает от одержания. Учитель в случае ослабления воли подает свой запас, чтобы не дать чужому темному влиянию вторгнуться. Конечно, Учитель, сознание которого высоко, может чутко определить, когда его участие нужно. Ведь это водительство не походит на насилие».

«Огненное устремление может облегчать все диагнозы, ибо ничто иное не может установить тонкие границы, даже не имеющие словесных определений. Недаром сказано – подымемся до уровня огненного, там слова не нужны».

«Труд служит лучшим очистителем от всяких мерзостей. Труд порождает мощный фактор пота, который даже выдвигался, как средство зарождения человека. Пот мало исследуется; мало сопоставляется с характером личностей; мало наблюдается относительно разных стихий. Даже малоопытный наблюдатель заметит различие групп пота. Действительно, легко заметить, что огненная природа не способствует количеству пота, во всяком случае выщелачивает его. Земля и вода, напротив, усиленно насыщают потом. Так можно заметить, как мудро указывали на одну из первых эволюций человека».

«Бездушные существа всем известны. Это не символ, но химическая действительность. Могут спросить – воплощаются ли они в этом плачевном состоянии? Вопрос покажет незнание основ. Никто не может воплотиться без запаса огненной энергии. Без светоча Агни никто не войдет в плотный мир. Расточение Агни происходит здесь, среди всех чудес природы. Вовсе не требуется при расточении Агни совершать какие-то зверские преступления. Мы достаточно из разных Учений знаем о преуспеяниях даже разбойников. Обычно расточение Агни совершается в буднях и в сумерках духа. Крошечными действиями останавливается нарастание Агни. Нужно понять, что благодать Агни естественно нарастает. Но когда тьма покрывает усовершенствование, тогда огонь незаметно, но химически доказано, уходит из негодного вместилища. Прекрасен закон вечного движения, или эволюции, или инволюции! Прекрасен закон, дающий каждому воплощенному иметь в себе вечный Агни, как Свет во тьме. Прекрасен закон, не препятствующий уже от семи лет возрастить сад огненный. Пусть эти первые цветы будут невелики, пусть они расцветают на крошечных помыслах, но это будет верный зачаток будущего мышления. Какое множество прекрасных помыслов зарождается в семилетнем сердце, когда смутные образы Тонкого Мира еще не покинули мозг и сердце! Также может начаться и расточение, если почва растения оказалась гнилой. При таком бедствии можно много помочь или, как давно сказано, одолжить Огонь. Это одолжение происходит тоже на самых крошечных действиях. Итак, уже трижды напоминаю о крошках. Из этих искр растут огромные Огни».

«Не думайте, что бездушные люди какие-то чудовища. Они в разных областях достигают даже механических преимуществ, но Огонь покинул их, и затемнились дела их».

«Конечно, каждый волен в судьбе своей и даже в конечном разложении. Но существа бездушные очень заразительны и вредны. Уявление одержимости особенно легко при таком погашенном состоянии. Не примите за преувеличение, если около половины народонаселения подвержены этой опасности. Конечно, степень очень различна, но начавшееся разложение очень прогрессирует. То же можно видеть и среди минувших культур. Огни духа потухали, как дымные костры, но всякий дым ядовит, если не добавить полезное вещество».

«Сновидения были обследованы со многих сторон, но самое значительное обычно упущено. Ночные стуки, плохое пищеварение, раздражение и множество поверхностных воздействий не забыты, но упущены все рефлексы Тонкого Мира, все воздействия мысли на расстоянии; наконец, все Иерархические предупреждения и чувствования огненные. Нужно обладать очень атрофированным воображением и восприятием, чтобы упустить эти основания сновидений. Материалист обратил внимание на поверхностные данные сновидений, но этот наблюдатель был скуден в природе своей. Можно понять материализм, как стремления к действительности, но не к умалению и не к скудости».

«Сновидение имеет огромное значение в течение плотной жизни. Почти половина жизни проходит в касании с Миром Тонким и даже Огненным. Нужно иметь уважение к состоянию, равному бодрствованию. Нельзя во главу рассуждений ставить объедение*. Нужно добросовестно и неумаленно припомнить все четыре основы помянутые. Так можно будет различить многое и поучительное и прекрасное».

«Сновидения Иерархические могут напомнить о многом уже сложенном в пространстве. Так, когда нужно напомнить о надобности собирать все данные, можно видеть ищущего человека. Так не будем забывать, что указание всегда очень бережно, чтобы не насиловать Карму».

«Уже сложившиеся события часто нужно напоминать. Не одобрение это, но действительность. Люди гораздо чаще бывают направлены, нежели они думают. Но еще чаще они вовсе не думают, уносимые потоком предрассудков. Так Мы не можем не послать видение или сновидение там, где что-либо касается народного блага. Ныне особенно мир нуждается в таких указаниях, иначе смятение умов может закрыть главный путь».

 

10.11.33

«Похвально, что Врач признал напряжение в ушах, как огненное явление. Также он оценил бы напряжение в глазах и пульсацию в конечностях (кот. мы испытываем сейчас). Можно заметить многие новые ритмы, явленные, как предшествующие огненным энергиям. Но необходимо, чтобы врачи начали замечать некоторые качества заболеваний».

Сейчас, конечно, все наши устремления и мысли направлены на Конвенцию в Вашингтоне. Много ожесточенных битв происходит около Знамени, и ясно обозначается грань между светом и тьмою. Нам указано отмечать всех, кто против Знамени, ибо это и будет истинное деление Света и тьмы. И замечательно видеть, что все, отказавшиеся участвовать так или иначе в этой Конвенции, являются сторонниками признания безбожников. Но много есть и светлых знаков, и все складывается так, как уже давно указано. Потому мы в бодром сознании грядущего продолжаем двигать наше культурное дело и идем по намеченным вехам, которые так своевременно и определенно встают на каждом повороте. Могу шепнуть Вам – радость великая живет в глубине существа нашего. Все трудности прибавляют лишь красоту историческому шествию. Много смуты в мире, но из нее родятся новые возможности.

 

13.01.34

В понятии хлеба есть нечто священное, и не забудем, что столь почитаемый нами Преп. Сергий всегда сам пек просфоры и хлеб. И работа под чтение Учения имеет в себе столько возвышенного! Самый хлеб, испеченный при таких условиях, увеличит свою питательность и пропитается целительными эманациями духовной атмосферы.

Также шлю Вам, родной Феликс Денисович, и сотрудникам Вашим, помогавшим изданию книжечки о Пр. Сергии, мою самую горячую благодарность. Книжечка эта вышла очень удачной. Все, что Вы пишете о трудностях, с которыми Вам пришлось столкнуться при печатании ее, так понятно. В наш черный век каждое благое начинание неизбежно встречает отпор со стороны темных. Но при настойчивости мы всегда являемся победителями. Счастливы были получить работы по Учению – статью о Красоте и первые главы книги г-на Кл. Такие работы чрезвычайно полезны, и если бы явилась возможность напечатать их, следовало бы это сделать. Со следующей почтой отошлю их Вам. Хотелось бы больше иметь биографических данных об авторах этих прекрасных работ. Прилагаю несколько строк, сказанных по получении Вашего письма и этих работ: «Письменные размышления об Учении полезны. Одобряю труды, которые присланы на просмотр. Можно предложить и другим сотрудникам приучаться к таким же работам. Они могут избрать части Учения, им близкие, и сопоставить с прочими Заветами. При этом можно замечать печать времени на тех же Истинах. Задание проследить эту эволюцию уже само по себе будет очень нужным трудом. Мы против осуждения, но сопоставление будет как бы шлифовка камня. Можно, при любви к предмету, находить много новых сопоставлений и прекрасных прикасаний. Такие размышления, как цветы на лугу... И мысль о пекарне хлеба хороша. Каждое усовершенствование уже будет трудом человеколюбивым. Можно думать о здоровой пище, можно упрочить ее полезными ингредиентами. Можно не забыть об Учении, которое стремится ко благу всей жизни. Когда же при печении хлеба читают Учение, что же может быть полезнее такого сотрудничества? Огонь хлеба насущного пусть напомнит об огне зерна».

Надеюсь, что Ваше огненное напряжение утихает и Вы чувствуете себя лучше. При всех огненных напряжениях мне очень помогает мускус, и если напряжение это в солнечном сплетении, то очень облегчают частые приемы двуугл. соды. Сода, будучи тоже огненной, разряжает скопившиеся энергии. Нужно быть очень осторожным при каждом напряжении, ибо всегда есть опасность общего возгорания, или пожара. Такой пожар я испытывала дважды. Особенно силен был первый: осталась жива чудом Владыки. Но страдания были не малые. Но при всем этом следует благословлять каждое напряжение, ибо оно дает нам следующую ступень утончения. Потому я радостно встречаю все эти болезненные проявления. При лучах Владыки ничто не страшно.

Берегите себя, родной Феликс Денисович, такие люди, как Вы, незаменимы, ибо где можно найти врача, вмещающего в себе две основы лечения – духовную и физическую? Третьего дня приехала к нам мисс Лихтман, и сейчас у нас происходят интереснейшие и длиннейшие беседы о великом времени и всех испытаниях, через которые они прошли в Америке. Во всем было проявлено столько чудесной помощи, такое мудрое Водительство! И последнее событие – Конвенция в Вашингтоне дала тоже много замечательного. Через десять дней уезжает Н.К. и Юр. Несмотря на разлуку, радость живет в сердцах наших.

 

17.02.34

Агни Йога ничего не отменяет и не заменяет, но является синтезом всех Йог. Ибо ко времени приближения Огненной эпохи, о которой говорится во всех древних индусских Писаниях, именно Агни – Огонь, в разной степени входящий в основание всех Йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе. Истинно, приближается огненное крещение.

А между тем, именно теософское общество не имеет никаких данных и прав утверждать свой исключительный авторитет и претендовать на высшее Руководство. Давно было сказано, именно при жизни Блаватской, что Великие Учителя будут устанавливать общение лишь с отдельными достойными лицами и через них продолжать давать Высокое Учение. Мы спрашиваем у них, в чем выражается у них Высшее Руководство? Неужели в оповещении прихода Мирового Учителя в теле Кришнамурти, в облике Деви Рукмини или в избрании 12 апостолов? Где же продолжение книги Дзиан и Учение? Почему это так тщательно скрывается? Но, конечно, нам ответят, что все получаемое ими настолько эзотерично, что не может быть выдано. Но тогда мы спросим, почему же в других духовных центрах наряду с эзотерическими сообщениями даются экзотерические? Где же их экзотерическое Учение? Именно более чем странно, что такой большой центр и главное, основной, как Адьяр, не выпускает из наставлений Б. Братства ничего, за исключением книг Безант, оставшихся у них от материалов Е.П.Блаватской.

Н. К. великий дух, кристальной чистоты, ибо иначе он не мог бы пребывать в постоянном общении с Иерархией Света. И часто он говорит и пишет под Лучом, [поэтому] книги эти не плод его сознания или подсознания. То, что я утверждаю, есть истина, и потому с нами живут сотрудники-свидетели, чтобы именно свидетельствовать о всех чудесных явлениях.

Хочу привести еще один факт, указывающий на знание нами сроков. Пусть интересующиеся прочтут недавно вышедшую книгу американского писателя Форлата «История пророчеств от древнейших времен и до наших дней». В ней автор приводит пророчество Н. К., сказанное автору в последний приезд Н. К. в Америку в начале 1934 г. Причем Н. К. дал ему полный срок, т. е. день, месяц, год. Пророчество осуществилось день в день, и автор подчеркивает это. Знание сроков есть великое знание, и приходит оно лишь в Общении с Силами Света.

Корреспондент «Нью-Йорк Таймс» сообщает: врач др. Пинкус, член хорватского Биологического института, сообщил Федерации по экспериментам Биологии (в Америке), что ему удалось не только оплодотворить яйцо (овум) кролика в пробирке, но также пересадить зародыш, результат искусственного оплодотворения, в самку кролика, которая в надлежащий срок произвела на свет полусинтетических кроликов. После этого др. Пинкус сделал еще один шаг вперед и описал дальнейшие опыты. Первый успех был результатом соединения женского и мужского начала, оплодотворенных в пробирке, но в дальнейшем он оплодотворил овум в пробирке сильным раствором соли, просто подвергая овум температуре 113° по Фаренгейту. По истечении нескольких минут один из этих зародышей был пересажен, как и первый в «приемную» мать кролика, где развивался совершенно нормально в течение недели, но после этого эксперимент был прекращен, чтобы дать возможность изучить развитие опыта.

Беседуя на тему своих опытов, др. заметил, что все кролики, рожденные из овума оплодотворенного жаром и раствором соли, оказались самками, ибо в процессе отсутствовал определяющий пол Y-хромосом, который находится в мужском элементе.

 

24.02.34

Вновь перечла Вашу превосходную статью, посвященную Красоте, и хотя мы передавали нашему родному Феликсу Денисовичу[1] одобрение Учителем Вашего труда, также как и наше восхищение, все же, перед отсылкою Вам ее обратно, хочу еще раз сказать Вам, как я ценю статью Вашу.

Как прекрасно построена она, мысль идет, все расширяясь напряженным нарастанием, и заключается мощным Аккордом Красоты Беспредельности. И слог Ваш превосходен, видно, что Вы поэт... Потому буду так счастлива, если Вы уделите часть Вашего времени, чтобы в прекрасной форме писать на темы, затронутые в Учении. Выбор большой! И бедное человечество, особенно наши соотечественники, так нуждаются в обновлении сознания и в ясном и привлекательном изложении искаженных Великих Истин. Благословение Великого Учителя будет с Вами.

Также позвольте еще раз от всего сердца поблагодарить Вас за все приложенные Вами труды к изданию «Знамени Сергия»[2].

 

23.03.34

Выразить не могу, как огорчило и обеспокоило нас известие о Вашей болезни. И пришло оно не от Вас, но от Н. Конст. Очень прошу Вас, примите все меры, чтобы дать себе столь заслуженный полный отдых. Ведь у Вас происходит огненная трансмутация центров, и при этом отдых и спокойствие совершенно необходимы. Знаю, что Вы находитесь под целебными лучами Вл., но все же мы должны помогать им разумным образом жизни. Конечно, не мне говорить это Вам, но обычно врачи, предписывая весьма разумные действия своим пациентам, забывают применять их к себе. Потому, родной наш Феликс Денисович, очень прошу Вас, берегите себя. Ведь Вы неоценимый работник в Общем Деле Великих Учителей, и потому обязаны следить за своим здоровьем. Хорошо бы Вам поехать в горы, все огненные явления много легче переносятся на высотах. Если можно, черкните краткую записочку о своем самочувствии, о делах же не пишите, ибо не следует утомляться.

Знаю, что Вы не любите мускус, но именно это средство так незаменимо при огненных проявлениях. И это так указывается Вл., это есть отложение психической энергии, которая одна лишь хранит нас в борьбе с заболеваниями и огненными явлениями. Черкните или дайте телеграмму, и мы Вам немедленно вышлем его. Так же можем прислать и так называемый Йогический порошок, тоже данный Вл., но в него тоже входит мускус.

 

05.04.34

С неописуемой скорбью получили мы весть о смерти нашего родного Феликса Денисовича. Трудно сейчас учесть все последствия этой утраты. Ведь он ушел в момент самого ответственного строительства. Когда столько еще нужно направить и закрепить.

Для нас утрата эта очень тяжела. Он был близок нам по духу, и сердце мое так отзывалось на его горение в великом Служении. Но мы знаем, что при переходе он имел миг истинной радости в приближении к Владыке-Учителю, и стараемся найти утешение в его радости и счастье.

Конечно, лучшей памятью и почитанием его имени будут наши дружные усилия в продолжении и развитии начатого им светлого дела.

Также прошу Вас в это тяжкое время для Общества поддержать сотрудников и сплотиться вокруг Учения и Великого Служения. Ваша превосходная статья «КУЛЬТУРА КРАСОТЫ» проникнута тонким пониманием Учения, и я всем сердцем надеюсь, что Вы и впредь будете работать на распространение Учения.

Н. К. сейчас в отъезде и некоторое время будет в больших переездах и не сможет регулярно поддерживать переписку с Латв. Обществом, потому, когда Вы и Ваши сотрудники примите решения и наметите план дальнейшей деятельности Общества, не откажите сообщить их мне.

Много было предупреждений о горе, ожидающем нас, но мы все же надеялись до последней минуты. С 27 февраля, за месяц до его смерти, я знала о смерти одного из наших сотрудников, но сердце не хотело отнести это предупреждение к нашему незаменимому другу, тем более, что лишь в начале марта пришла первая весть о его болезни из Парижа от Н. К. С этого времени мы жили в постоянной тревоге, но продолжали надеяться, вопреки голосу сердца.

Но не будем омрачать нашим горем радости светлого друга в его приближении к Владыке. Вспомним, что в духе нет разлуки, и, почитая память его, продолжим начатое им строительство Красоты и Блага.

 

12.04.34

Еще не получила от Вас ответа и уже снова пишу. Сердце так остро чувствует утрату нашего родного Феликса Денисовича и стремится послать начатому им делу всю ту заботу и поддержку, которая всегда была открыта ему. Несомненно на Вас, своих ближайших помощников, полагал Ф. Д. надежду на развитие Общества, это выражено в последних письмах, но также видно из строк Самого Вел. Вл., которые пересылаю Вам согласно Его Указанию:

«Есть много признаков, по которым можно судить о верности ученика. Первый признак – неотступность, явленная учеником на всех путях, когда ученик являет среди бури и вихрей свою незыблемость, когда среди подкопов и града камней не страшится продолжить назначенный путь. Другой признак есть несломимость веры, когда путь, указанный Иерархией, есть единый. И еще среди признаков верности можно отметить, как развиваются взаимоотношения. Нужно понять, как важен нуклеус из двух-трех явленных сотрудников, скрепленных огненным уважением к Иерархии и друг к другу. По этим знакам можно определить огненную верность Иерархии. Нуклеус из двух-, трех друзей-сотрудников может явить самую мощную опору великим делам. Так утверждается цепь верности, которая ведет неминуемо кверху. На пути к Миру Огненному нужно осознать красоту верности. Этот чудесный путь исключает тот губительный яд, который Мы называем духовным взяточничеством и духовной подкупностью. Эти язвы несравнимы с земными физическими язвами. Итак, будем ценить верность на пути к Миру Огненному». (М. О. III.80).

Верю всем сердцем, что именно Вы составите этот необходимый нуклеус и соберете около себя всех близких по духу и тем утвердите мощное строительство. Латвийское Общество под руководством незабываемого Ф. Ден. так радовало нас, в нем чувствовались организованность, и самодеятельность, и сотрудничество, согретые сердцем, именно те качества, которые так часто отсутствуют даже при наличии устремления и известной ступени духовного развития. Но без них не может быть настоящего строительства. Сотрудничество при самодеятельности, лежащее в основании каждого достижения, в наше время является редчайшим гением. Тем более ценно все достигнутое Ф. Д. и его ближайшими сотрудниками.

С нетерпением ожидаем от Вас всех подробностей Ваших решений, и готова отвечать с помощью Высшего Руководства на многие вопросы, которые могут возникнуть у Вас в связи с делами. Не бойтесь обременять нас перепиской, ибо дело Великого Учителя должно процветать. Потому примите и будьте хранителями той Сокровищницы Мудрости, которая все время пополняется и всегда открыта сердцу преданных учеников. Мое сердце жаждет делиться порученными жемчужинами, тем более что время так кратко. Великие события надвигаются, многие ближайшие сотрудники будут призваны к широкой деятельности и получат возможность приложить свои способности и принести истинное благо своей родине и всему Миру.

Шлю Вам призыв к напряжению всех сил, ибо лишь из напряжения рождается мощь и Красота. Но пусть напряжение это будет соединено с мудрою осмотрительностью и бережностью к здоровью.

 

17.05.34

Вы правильно пишете, что всем членам Общества предстоит большое испытание. Но я не сомневаюсь, что испытание это будет пройдено успешно. Разве Фел. Ден. не оставил духовных наследников (к ним я, прежде всего, причисляю Вас), которые, несмотря ни на что, будут продолжать начатое великое и светлое дело.

Конечно, Ф. Ден. был прав, что Лига Культуры может существовать независимо от Общества Друзей Рериха. Важно лишь, чтобы сохранено было имя Н.К. как инициатора этой идеи, как почетного Председателя, ибо это даст ей большие возможности развития, особенно в будущем. Также совершенно необходимо, чтобы в нее вошли некоторые члены Общ. Др. Р., но действовать и выступать она может совершенно самостоятельно, лишь объединяя и координируя иногда свои выступления с прочими Отделениями, когда это касается защиты Культуры, как, например, при выступлениях за принятие Знамени Мира и т. д.

Очень своевременно это объединение Культурных сил, и на первых порах пусть оно произойдет на основах чисто творческих выявлений и интересов в разных областях жизни. Конечно, крайне желательно, чтобы члены этой Лиги оказались действительно культурными людьми, в том смысле, как понимаем это определительное мы, а не в силу только носимого ими ярлыка «образованных» людей. Но последнее условие гораздо труднее, потому, если такая Лига осуществится, придется проявить большую терпимость, стараясь объединить тех, кого можно. Время и обмен мыслей отберут полезных сотрудников, которые смогут подойти ближе и воспринять Основы Живой Этики, излагаемой в Учении.

Прав был Фел. Ден., говоря о подвижности Плана. Основной План остается незыблемым, но подробности его должны быть подвижны. Ведь в Космосе все живет, все движется, все волнуется. Как говорят буддисты – ни один предмет не остается тем же самым в два последующих мгновения. Мы должны приспособляться к встающим обстоятельствам, если хотим охранить основной План. Это и есть та великая Целесообразность, которая правит Космосом. Помните, что сказано о непреложности и подвижности Плана. Между прочим, слышали ли Вы от Ф. Ден. о тактике Адверза?

Теперь относительно выступлений в печати со статьями на темы, затронутые в Учении, это никогда не возбранялось, но даже поощрялось. Конечно, желательно, чтобы Учение толковалось в правильном освещении. Писать можно и под псевдонимом. Между прочим, я очень не люблю слово «Оккультизм», оно так опошлено, и невежественные массы склонны подразумевать под ним всякое чернокнижие, всякое разрушение. Я предпочла бы называть Учение, даваемое так, как называет его Сам Вл., именно Основами Живой Этики. Кто может что сказать против этого высокого понятия?

Очень отрадно было слышать о мудром водительстве Фел. Ден., и, конечно, желательно, чтобы работа тесного кружка продолжалась по программе, намеченной Фел. Ден. Рефераты, задание письменных работ по Учению и совместные обсуждения крайне полезны. Именно многим нужно научиться мыслить, и концентрировать свои мысли иногда легче с пером в руках. И книжечки для детей с изложением основ Живой Этики тоже очень нужны. Можно наполнить их такими жизненными ответами на все насущные вопросы, не опрокидывая ничего, но лишь расширяя в свете Учения каждое понятие и указывая новые пути в связи с Живой Этикой и достижениями Науки. Расширенное сознание изберет свой путь.

Издание журнала – мысль прекрасная, и содержание намеченное правильно. Конечно, можно будет давать статьи о Живой Этике, широко пользуясь данными Учения. Также и статьи с «оккультной окраской», как Вы выражаетесь, тоже привлекают читателей. Из этой области Таинственного можно было бы привести массу интересного и поучительного. Ведь знаки из Тонких Миров очень просачиваются сейчас на Землю. Вы спрашиваете, от чьего имени издавать журнал? В этом полагаюсь на Вас и Карла Ивановича. Важен успех, потому и пользуйтесь тем именем, которое Вам кажется удачнее для этого. Если Вы будете редактором его, то с Вашим литературным талантом и вкусом, не сомневаюсь, что можно достичь большого успеха. Если есть возможность, начните с небольшого. Но повторяю, делайте все в пределах возможностей, не перетягивайте струн. Вы, конечно, имеете уже сборник д-ра Асеева «Оккультизм и Йога». Он просил меня написать ему мое суждение о сборнике и комментировать его личную статью, что я и сделала, ибо в ней встречается ложное освещение Учения. И так как этот сборник, несомненно, проникнет и в Рижск. Общ. и подошедшие к Учению могут вынести на основании этой статьи некоторые ложные представления, то я посылая Вам выдержки из моего письма к д-ру Асееву. Вл. указал мне послать эти выдержки и в другие группы. Конечно, письмо это я пересылаю Вам конфиденциально, и, комментируя неправильность суждения д-ра Ас. по некоторым вопросам, Вы не будете ссылаться на получение Вами моего этого письма к нему. Пусть это идет от Вас.

Очень благодарна Вам за присылку мне страницы из статьи Ф. Д.; по прочтении верну ее Вам немедленно.

Теперь о медицинских записях Ф. Ден. Конечно, если сын Ф. Ден. найдет возможным переслать одну копию их для хранения в Институте Урусвати, мы будем очень благодарны ему. И он может быть уверен, что лишь научный интерес и уважение к памяти нашего родного Фел. Ден. руководит нами в желании иметь эти записи. Мы не заинтересованы ни в каких финансовых соображениях.

Теперь большая личная просьба к Вам. Среди книг Фел. Ден. должны быть несколько копий книги «Община», очень прошу Вас сохранить эти книги у себя и никому до времени не выдавать их и даже не говорить об их существовании. Будут сделаны попытки получить именно эту книгу. Может быть, первый натиск придет из Парижа от г-на Шклявера. Скажите ему, что такой книги в продаже не имелось и не имеется.

Теперь о сокровенном портрете. Думаю, он должен храниться в Общ. Может быть, можно будет сделать маленький шкаф-киот, в котором держались бы этот портрет и другие сокровенные памятные вещи. Конечно, шкаф должен обычно быть закрыт и лишь при собраниях тесного кружка можно иногда открывать его. Если это затруднительно, то я хотела бы, чтобы Портрет этот был передан Вам. Книги, принадлежавшие Фел. Ден., тоже могли бы храниться при Общ., так же как и наша переписка. Если это почему-либо неудобно, не откажите сохранить ее у себя. Делайте как удобнее, как проще, как легче. Важно лишь сохранить все Сокровенное от праздных любопытствующих.

Кажется, ответила на все Ваши вопросы. Не обременяйтесь слишком большим чтением теософических книг. Если можно, придерживайтесь книг Блаватск., Писем Махатм и даваемого Учения. В них дано широко и нет заблуждений. К прискорбию, нельзя сказать того же об обильной теософической литературе. Очень опасны именно комментарии на Учение, потому очень просматривайте статьи, которые будут Вам вручаться для помещения в Сборник. Если возникнет такое сомнение в вопросах об Учении, всегда буду рада Вам ответить на них при помощи Вл.

Примите также мой совет и берегите здоровье. Также скажите это и всем тем, кто с слишком большим рвением отдается некоторым (иногда не вполне понятным) указаниям, встречаемым на страницах Учения. Все насильственное не допускается в Учении, ибо это не может дать благих результатов. Равновесие духа и тела необходимо. Если будет нужно усиленное напряжение, оно и будет указано. Берегите здоровье!

Широкая терпимость, великодушие и устремление в будущее – завет Н.К.

 

26.05.34

Прилагаю несколько мыслей и советов, одобренных Вл.

1. Не думаете ли Вы отметить, что идея Единоначалия или Единства в Космосе была дана человечеству от самых ранних времен в «Первоначальном Откровении», память о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, Символах и Писаниях всех древнейших народов?

2. Также необходимо указать, что во все древнейшие времена (и даже поныне), среди всех народов всегда существовали два вида религии – одна для Посвященных, другая для народных масс. Иначе говоря, одна эзотерическая, другая экзотерическая. И это вполне понятно, принимая во внимание, что представляли собою в те времена народные массы.

3. Для Посвященных все боги были лишь олицетворением разных космических сил, отсюда и странные иногда аспекты этих богов, вплоть до животных символов.

4. Моисей был, воистину, великим Вождем, и Вы правильно отмечаете, что он явился творцом народа израильского, но не идеи единобожия, которая существовала от древнейших времен. Потому следующие Ваши слова, что «народ еврейский понес эту идею в мир» не совсем точны. Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящен в их тайное знание, в Единство Космоса, Единство в многообразии. И эту идею Единства он утвердил в виде Единоначалия, именно в массах, закрепив почитание единого аспекта Божества, как Иеговы. Кроме того, существовали другие причины, почему был избран именно образ Иеговы, как Руководящее Начало или Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой высоте стояла Наука о светилах в древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном, и народ израильский, как отдельная нация, зародился под этим Светилом. И хотя идея Единобожия подчеркнута в экзотерической религии евреев, но их сокровенный пантеон так же многочисленен, как и пантеоны других народов, включая и христиан: Иерархия Сил, Лестница Иакова, а также все Планетные Духи, которых почитает Католическая Церковь.

5. Моисей был евреем. И все измышления о его египетском происхождении есть величайшее заблуждение. Даже с чисто психологической точки зрения такое измышление не выдерживает никакой критики. Весь ход, все развитие Моисеевой эпопеи решительно противоречит этому дикому измышлению.

6. Моисей в полном смысле был Вождем и Законодателем, и на нем лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находившегося в долгом рабстве и, в силу этого, усвоившего все отрицательные черты, и заложить в нем основы порядка, строительства и государственности. И все намеки на жестокость, мстительность установленных им законов неосновательны. Ибо, просматривая их непредубежденным умом, изумляешься их мудрости и милосердию. Во многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И не нам, в наш век ужасов жестокости, разрушительного эгоизма, самых страшных преступлений и растлений, говорить о жестокостях законов Моисея. Кроме того, назовете ли Вы уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью, мстительностью и т. д.? А среди выведенных из Египта представителей израильского народа не мало было, по свидетельству самой Библии, именно таких необузданных звероподобных, и Вождю нужно было спасти от них лучший элемент, который мог бы стать семенем будущего народа Израильского. Отсюда и суровость ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей одно понятие.

7. Также относительно пресловутого изречения «око за око и зуб за зуб», выставляемого всегда как образец мстительности; не кажется ли Вам, что это изречение относится именно к непреложному закону Кармы? И если мы прочтем следующие слова Христа: «Вы слышали, что сказано древними – не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А я говорю, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему “рака”, подлежит синедриону, а кто скажет “безумец”, подлежит геенне огненной» (Матф. 5, 21-22), то этот закон, выраженный устами Христа, будет много суровее закона Моисея, если не принять и его в том же смысле непреложного закона Кармы. Потому явим справедливость.

Также в той же главе, стих 17-18, Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить Я пришел, но исполнить. Ибо, истинно, говорю вам: доколе не пройдет небо и земля, ни одна йота или черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». А евреи, как мы знаем, жили законами Моисея. Некоторая кажущаяся непоследовательность дальнейшего утверждения в той же главе, стих 38-39: «Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”, а Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» – можно отнести к некоторой неполноте в передаче мысли, ибо это утверждение несомненно тоже имеет отношение к закону Кармы (объясню ниже). Теперь представим себе положение, в котором очутился бы Моисей, если бы он не стал противиться злому и предоставил бы худшему и грубейшему элементу растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы нравственности и порядка. Что стало бы с его Заданием? На его обязанности Вождя и земного Законодателя лежала защита и ограждение вверившегося ему народа и нарождающегося порядка, и потому противление злу должно было быть положено в основание строительства. Во всех Учениях древности мы видим утверждение действенного противления злу. Так и величайший мудрец Китая, законодатель Конфуций говорил: «За добро добро, а за зло по справедливости».

В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и Сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из Храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли упрекать Его в противоречии самому себе? Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение суровое в милосердии своем. Потому слова «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» я опять-таки беру с точки зрения закона Кармы. Если сам по себе закон Кармы непреложен (именно око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на себя выполнение этого закона, ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга Кармы. Мы должны именно «прощать нашим врагам», ибо кто из нас может знать, что удар, полученный им, не есть заслуженный обратный удар Кармы? И возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не исчерпываем карму, но продолжаем и даже усиливаем ее в тяжком для нас направлении. Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать количество зла в пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. В том же духе нужно понять и слова – любите врагов ваших и т. д. Но противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть много способов противиться злу, и, конечно, отпор врагу, нанесенный без злобы в сердце, оккультно во сто крат мощнее. Все эти утверждения Христа свидетельствуют, что Он был Посвященным и знал силу обратного удара. В том же смысле следует понимать и сказанное в Книге Второзакония (кн. Моисея) «Мне отмщение и Аз воздам». Именно Апостол Павел приводит это изречение в своем послании к Римлянам. Опять мы видим, что Христос пришел не нарушить закон, но исполнить.

Помимо всего, мы не знаем в точности и во всей полноте законов Моисея. Ведь вся Библия перестроена, уже не говоря о многих неточностях и пропусках в переводе. Да что говорить о Ветхом Завете, посмотрите, как разнятся между собою хотя бы английская и русская версии Нового Завета. При переводе «Тайной Доктрины» на русский язык мне приходилось постоянно сталкиваться с этими неточностями.

Кабала, как и все другие религиозные и философские системы, является отзвуком Тайной Доктрины Востока: через Веды, Упанишады, Орфея, Египет, Халдеев, Ассирию и Пифагора и т. д. Во всяком случае, субстрат ее тождественен со всеми другими системами. Основы Кабалы именно следует отнести к самым древним временам.

В «Тайной Доктрине» Блаватской указывается, что евреи заимствовали свои представления о Космогонии из Индии, от Халдеев и Египтян. Потому и Моисей, как еврей и ученик Египетских Жрецов, должен был знать о законе Кармы. Также в той же «Доктрине» указывается, что еврейский народ – выходцы из Индии. Одно из племен вышло из Индии и смешалось через браки с теми семитскими народностями, с которыми им пришлось столкнуться в своем странствовании. Потому евреи не чистые семиты, но в них течет и арийская кровь.

8. «Непринятием Учения Христа евреи исключили себя из духовной эволюции». Это Ваше утверждение следует поставить в связь с другими подобными случаями именно в один ряд. Конечно, непринятие очищения Учения, которое им приносил Христос, и допущенное убийство и преследование Его учеников тяжко повлияло на Карму еврейского народа, точно так же, как и преследование последователей Будды и изгнание Буддизма из Индии браминами породило печальную Карму Индии. Именно это утверждение в такой же мере сейчас должно относиться и к христианскому миру. Словесное признание и исповедание Христа одно, но принятие сердцем и истинное следование Христу совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Только Он вступил в цепь духовной эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости и пришло время очищения его. Наступил черед Христианскому Миру сделать выбор своей Кармы. Конечно, Вы пишете об этом, это очень важно.

9. Стр. 141. Вы пишете: «В желании сохранить свои кастовые преимущества брамины не останавливаются ни перед чем. Зная о существовании закона перевоплощения, они его отрицают...» Правильнее было бы сказать: «В желании сохранить свои кастовые преимущества брамины в невежественных общинах или селениях не останавливаются ни перед чем. Они внедряют и пользуются самыми ужасными суевериями; и в этом конгломерате суеверий и ритуалов, утративших свое первоначальное значение, с трудом можно уловить искры когда-то великого знания». Но они не отрицают закона перевоплощения и не боятся его, ибо по их убеждению брамин, как «дважды рожденный», не может родиться в низшей касте. В древние времена «дважды рожденный» означало духовное рождение, посвящение, но потом этот титул стал вообще принадлежностью каждого брамина. Сейчас же за деньги они дают это посвящение, выродившееся в известный ритуал, каждому без различия касты. Действительно, засилие их страшно и заключается именно в прерогативах их касты. Ибо самые насущные функции жизни не могут совершаться никем, кроме браминов, отсюда их власть. Истинно брамины сейчас являются паразитами на больном организме Индии. Будда приносил народам Индии свободу уничтожением системы каст, но Индия, изгнав Буддизм, предпочла рабство.

10. Стр. 148. Об Ангелах Хранителях. Действительно, каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но следует понимать его не как какое-то отдельное Существо из высших сфер, но как наш собственный дух, нашу высшую триаду или наше истинное индивидуальное «Я», которое, увы, очень редко может заставить носителя своего прислушаться к своему голосу. Иногда голос этот определяют как совесть. Но, конечно, многие имеют друзей или родственников, раньше их перешедших за черту, которые иногда вмешиваются в их жизнь, помогая и направляя их.

Истинными Ангелами-Хранителями человечества следует признать Великих Духов, Иерархию Светлых Сил, Великое Сокровенное Братство, вечно стоящее на страже человеческих духовных нужд и эволюции. Некоторые из этих Ангелов-Хранителей, конечно, в редчайших случаях, становятся Руководителями отдельных личностей, но Луч Их постоянно устремлен в неослабных поисках новых пробудившихся сознаний и загоревшихся сердцем, чтобы поддержать и направить их.

Но в наш век, к прискорбию, «Ангелами-Хранителями» большинства стали темные одержатели низших сфер, голос которых легче воспринимается, ибо он никогда не идет в разрез с нашими земными вожделениями. Но горе допустившим такое приближение.

Воспользуйтесь, чем найдете нужным. Приведу Вам страничку из Учения: «Столько извращений, столько неточностей допущено в Учениях. Всякое очищение является великим Служением, воистину. Каждое устремление обновить Истину, как она дана человечеству, есть огненное Служение. Трудно представить себе, насколько затуманены умы различными злотолкованиями. Каждый человек напряжен в искании новых толкований, удаляясь все больше и больше от Истины. Расчленение так ярко утверждается в религиях, в науке и во всем творчестве. Каждый Мир имеет соответствие с другим Миром. Каждая Истина исходит от другой Истины. Только открытому сердцу открывается Истина. Так напряженное сознание, которое чувствует пульс Космический, передает свое биение светлыми мыслями. Истинно велик огненный пульс, явленный огненному сердцу»...

Дополнение.

11. Не рождалась ли у Вас мысль, что такое упорное упоминание во всех легендах, всех народов о непорочном зачатии Высших Существ должно иметь какое-то основание? Так оно и есть. И тогда как физическое зачатие и рождение, конечно, не могут уклониться от установленных Природою законов, то духовное зачатие может подлежать другому, высшему закону. Потому оккультно непорочное зачатие является великой Космической Тайной и Истиной. Дать полное объяснение этому оккультному закону я еще не имею разрешения. Но если бы Вы захотели вставить эти слова в Вашу работу, то поместите их в кавычках, ибо они из моей книги «О началах», так же как и раньше посланная Вам страница об андрогинах. Но имени моего не ставьте.

12. Имейте в виду, когда в Учении говорится об Иерархе и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель, но часто, именно, указывается земной, духовный руководитель. Помните, как сказано: «Имейте каждый Учителя на Земле». Именно земного учителя, который может явиться звеном с Иерархией Высших Сил. Между прочим, этот закон иерархический особенно трудно воспринимался и воспринимается нашими современниками. Но Великие Учителя особенно настаивают на нем. И Они твердо, неуклонно устанавливают Иерархию среди своих учеников. Никто не может перешагнуть через поставленного старшим Самим Владыкой. Во времена Е.П.Блаватской мало кто признавал ее авторитет, и даже те, кто принимал его вначале, как только начинали получать, благодаря ее посредству, хотя бы изредка, указания от Самого Владыки, сейчас же начинали пренебрегать советами и указаниями, идущими от нее. Это и было камнем преткновения, в этом заключалась вся драма Теософического Общества, ибо, как я уже сказала, Великие Учителя непоколебимы в своих Иерархических постановлениях. И результат таких пренебрежений неизбежно сказался в массе огорчений и заблуждений, в целом ряде ошибочных изложений Доктрины и в большой задержке в духовном развитии так провинившихся. Так, в нашем построении хотя некоторые из ближайших сотрудников тоже получают Указания от Самого Владыки, но Океан Учения и все, касающееся сроков и будущего, сосредоточено в одних руках.

 

14.06.34

Можно приветствовать совершившийся переворот в Вашей стране, ибо этим будет создан еще один оплот против невежественной и разрушительной силы. Будем надеяться, что страна недолго задержится на ступени узкого национализма. Конечно, это переходное состояние неизбежно. Но чем просвещеннее будут люди, стоящие во главе, тем скорее справятся они с этим вопросом. Ведь истинный патриотизм и так называемый национальный шовинизм – два антипода. Одно понятие – вмещающее и потому растущее, другое – исключающее, сжимающее и потому приводящее к смерти. Законы во всем одинаковы. И если кому-то кажется, что узкий национализм есть патриотизм, то они очень ошибаются. Лишь близорукие могут усмотреть в этом силу. Истинный патриотизм заключается в истинной бескорыстной любви к Родине, ко всем проявлениям ее национального гения и уважения ко всему и ко всем народам, населяющим и обогащающим ее строительство во всех жизненных проявлениях. Ведь задача национального гения претворить в себе, пропустить через свое сознание достижения всех народов, именно дать свой синтез этого конгломерата творческих выявлений. Люди и страны должны научиться именно охранять основу своего характера, своей индивидуальности, развивая и обогащая его всеми цветами, растущими на их полях. Но всякая насильственная обособленность в наш век сотрудничества и объединения, хотя в настоящей своей стадии объединение это проявляется гораздо мощнее в сфере механических достижений, – пагубна. Но не за горами и следующая ступень, когда целые страны начнут стремиться к культурному, духовному строительству и объединению, внося каждая свой цветок достижения. Вот к этой ступени зовет и готовит нас Учение Живой Этики. Итак, мудро переживем неизбежную полосу утрированного национализма и сумеем не нарушить, но сблизить, что возможно.

Также Совет из Выс. Ист.: «Не вступать ни в какие споры с ортодоксальными священниками, ибо они безнадежны, и Учение Живой Этики им недоступно». Ведь завет, данный нам в Учении, никого не зазывать, никому ничего не навязывать, ибо лишь готовый дух может воспринять расширенное понятие всех жизненных проблем. Что же касается до так называемого восточного влияния в Учении, то будем справедливы и спросим себя, какое Учение, какая философия не пришла с Востока? Вся так называемая западная философия есть лишь отображение Мысли Востока. Также и само Учение Христа пришло из Восточных рук. Потому, чтобы действительно проникнуться духом Учения Христа, нужно быть или восточным человеком, или хорошо изучить основы тех Учений, на которых построено Учение Христа. Конечно, Христианство и Учение Христа две совершенно разные вещи. И мы именно почитатели Учения Христа, но не позднейшего Христианства, ибо одно от Духа, другое от человеческого корыстия. Но все это я пишу лишь Вам, но не для церковников, ибо споры с ними, как сказано, безнадежны и вредны, кроме того, для многих сознаний еще нужны заборы, пугливым лошадям надевают шоры. На Востоке существует пословица: «Прекрасно родиться в храме, но ужасно умереть в стенах его». Ведь ступеней сознаний столько, сколько стадий в Беспредельности, следовательно, и законов столько, сколько ступеней сознания.

Относительно Знамени Вы пишете, что некоторые люди будут против него, ибо они не симпатизируют пацифическим идеям. Но почему они берут лишь одну сторону Знамени? Ведь самый Пакт, прежде всего, говорит о Знамени во время войны. Ведь красный крест хорош в мирное время, но главное значение его во время войны. Также и Знамя, как охранитель, особенно нужно сейчас, когда мы стоим у преддверия грозных событий. Наиболее выдающиеся военные авторитеты Франции и Америки первые высказывались в пользу практичности и приемлемости Знамени. Но уже начались официальные признания Пакта. Так республика Панама положила начало и официально признала Знамя Мира. И Пан Американ Унион, взявший в свои руки ратификацию Пакта и Знамени, надеется уже к 35 году победно завершить это великое культурное начинание.

Теперь о Лиге Культуры. Вы пишете, что Вы решили сосредоточить деятельность предполагавшейся Лиги Культуры при Вашем Обществе, устав которого разрешает основание подобных секций, – это прекрасно и именно то, что предложено Самим Вл-й. Сказано: «При Обществе могут быть и группы Культуры, Науки и Искусства».

 

23.06.34

Вы пишете, что переход от инволюции к эволюции, совершающийся в переживаемое нами время, есть важнейший и единственный в своем роде момент в истории жизни каждой планеты и ее обитателей – такую точку в своем беге по пути эволюции и наша земля с ее человечеством проходит лишь один раз. Это не совсем так. Ибо инволюция, о которой Вы пишете, уже закончилась, когда человечество достигло своего полного физического развития, что произошло в четвертой расе, так что мы пережили эту инволюцию. Кроме того, неправильно утверждение, что Земля наша проходит точку, в которой заканчивается инволюция, лишь один раз; следовало бы добавить – один раз в каждом Круге, которых семь. Но время, переживаемое нами сейчас, другое. Именно время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом, и этот переход всегда совершается на смене рас. Так шестая раса начинает вступать в свои права. И как Вы знаете, каждая смена расы сопровождается Космическими катаклизмами, и это очищение необходимо, чтобы молодая раса могла развиваться. Космические катаклизмы происходят в силу изменения наклона земной оси. Сейчас ученые очень определенно отмечают этот уклон, который все продолжается и грозит катастрофами. Именно шестая раса должна начать Новую Эру, и тягостен период подготовления. Но не думайте, пожалуйста, что шестая раса порождается в какой-либо одной стране или национальности, она широко распространена, но, конечно, ко времени катастрофы именно принадлежащие к шестой расе будут собраны в безопасные места. Истинно, великое огненное очищение приближается. Потому так важно очистить свое мышление и сердце и стараться ассимилировать пространственные огни. На смене рас всегда дается великое Откровение, и, как всегда, лишь люди грядущей расы могут вполне воспринять его. Остальные воспользуются насколько могут, также не нужно думать, что все остальные расы будут уничтожены, лучшие будут спасены, даже некоторые процветут, лишь отбросы и немогущие идти с эволюцией уйдут или окончательно выродятся; примеры такого вырождения мы видим на многих дикарях. Таковы в Австралии туземцы – потомки когда-то великой Третьей Расы, превосходившей нас в своих духовных достижениях, ибо в ней воплотились Сыны Разума.

Теперь почему думаете Вы, что не может быть близкой кончины мира или, вернее, гибели нашей Планеты? Увы, именно это угрожает нашей Планете. Именно продолжение существования нашей Планеты в кровавом поту отстаивается Великими Силами Света. Прочтите внимательно в «Криптограммах Востока» легенды «Золото» и «Тьма», легенды эти даны из Высокого Источника (издатель потребовал имя). «Именно дух человеческий уже является выразителем и возбудителем вулканов». «Именно удушающая Тьма покидает прежние вместилища и выедает на своем пути все элементы, и газ проводит в каверны стихии разрушения». И эта тьма мне была показана. Смертельная тоска, испытанная мною при этом, была настолько сильна, что я почти что заболела и много дней не могла успокоиться. Помните, в Учении сказано: «сама судьба Планеты в руках человека», также: «человек устраивает землетрясения», – берите это дословно. Ибо именно низкие мысли и устремления человечества не только на Земле, но и в низших слоях Тонкого Мира создали ту страшную удушающую атмосферу вокруг Земли, способствующую соединению Огня пространства с подземным огнем. Лишь огненные чистые духи могут разряжать эту атмосферу, являясь как бы громоотводами. Потому так опасна эпоха Огня, которая, неся очищение, несет и страшные бедствия, именно уничтожение целых зараженных местностей подземным огнем, и также усиление эпидемий, противостать которым смогут лишь те, кто успел достаточно очистить свою ауру и ассимилировать пространственный огонь. Вот почему так неотложно нужно проводить в жизнь Основы Живой Этики и чистотою помыслов и поступков трансмутировать свои энергии. Особенно сильны будут волны пространственного Огня в сороковых годах. Но и идущие годы несут много взрывов. Срок конечного испытания нашей планеты близок. Грозен рок. И если человечество, гонимое бичами бедствий, не одумается и не воспримет водительство духа, то гибель планеты неминуема. Пока что время есть, ибо последний Космический Срок пробьет через несколько десятков лет, но столетие наше не успеет закончиться. Ближе сказать не имею разрешения. Конечно, Владыки Света, Лестница Иакова принимают все меры, чтобы удержать планету от угрожающего ей страшного рока. Потому следовало бы пробудить сознание человека к тому, что он стоит, вернее, поставил себя на край страшной бездны. Может быть, оповестив о возможности гибели планеты, Вы скажете также, что Восток давно знал о грозных сроках, именно в древнейших Писаниях указано время приближения Огненных энергий к Земле, которое соответствует сороковым годам нашего столетия. Интересно отметить, что и исчисления Иерофантов Египта оканчиваются на 1936 г., ибо дальше идут годы, в которые должна решиться участь планеты. Участь эта может преобразиться в прекрасную Эпоху Великого Равновесия или же кончиться грандиозным взрывом. Судьба планеты в руках человека. Подчеркните роль человека в деле загрязнения и очищения атмосферы, именно человек взрыватель и тушитель подземного огня. Упомяните Лестницу Света, Лестницу Иакова, стоящую на великом несменном дозоре. Да, множество миров зарождаются, но и рушатся в Беспредельности, и кто может учесть все причины этих рушений? Не является ли пренебрежение космическими законами и извращение всех высших принципов Бытия главными факторами космических катаклизмов? Ведь законы космические незыблемы, и все, не идущее в ритм с эволюционной трансмутацией, взрывается и как отбросы ввергается в великую космическую переработку. Пусть задумаются люди над происходящим на поверхности планеты. Привожу Вам страничку из Учения, определяющую наше время: «При переустройстве пространственных утверждений, вызванных нагромождением земных построений, нужно принять все меры к удалению темных накоплений. Каждое земное переустройство является отзвуком сфер надземных. Наш огненный период насыщается особенными энергиями, которые должны войти в жизнь до назначенных сроков. Ибо огненный период может творить огненные явления, когда наступает та пора, которая может быть встречена человечеством; так нужно понять огненное переустройство, которое даст начало новой эпохе. Но нужно утвердить дух на понимании пространственных огней. Ибо лишь огненная ассимиляция может возродить требуемую энергию. Явление огненных сроков приближается. Да видят зрячие, ибо время великое идет».

«Перед великим переустройством Мира явление всех темных сил выявляется для лучшей трансмутации. Происходящее в Мире невозможно назвать ступенью эволюции, но именно можно сказать, что выявляется самое низшее, самое напряженное, самое насыщенное силами тьмы. Но велика работа, которая собирает все могущее для великого переустройства. Так же как сгущенные слои земных сфер готовятся к битве, так явление Сил Света стоит на дозоре. Ступень, которую Планета переживает, сравнима с Горнилом Космического Огня. Все плотные энергии разгораются в напряжении, и на дозоре стоит Огненное Право. Творчество огненное собирает все огненные энергии – так Мир переустраивается перенапряжением двух полярностей. Надо зорко распознавать эти бушующие энергии». «Огненная пора началась. Как изучают сейчас явления физические, так будут изучать огненные явления центров. Агни Йога является предтечей Великой Эпохи, да, да, да!» (М. О., III).

«Аскетизм не имеет никакой цены для освобождения от уз земли. Гораздо труднее найти терпеливого человека, нежели питающегося воздухом, кореньями и одевающегося в кору и в листья...» Отказ, как мы знаем, должен быть проявлен в сознании, в духе, и все остальное приложится. Также и отказ от собственности. Можно жить в полной нищете и быть привязанным к собственности; так же как находиться среди вещей и не быть связанным ими. Решительно все измеряется лишь степенью сознания. Также и относительно простоты, понятие это мне так дорого и так редко оно встречается. Помните, как сказано: «можно в простоте построить величайший Храм, но можно ходить в лаптях и не быть простым». Готовый дух с такой легкостью отказывается и отрывается от всего земного. Все для него просто и естественно.

«Силы темные наступают различными способами, утверждаясь в слоях, которые находятся ближе к Свету. В Тонких Сферах эта близость, конечно, невозможна, но в земных слоях, где настолько сгущена атмосфера зараженными газами, конечно, силы тьмы стараются приблизиться к Свету. Импульс разрушения устремляет силы тьмы к тем Светочам Истины. Не так страшны враги, поднявшие меч, как те, проникающие под личиною Света. Есть сознательные и бессознательные орудия тьмы. Бессознательные на первых порах будут творить как бы в унисон с добром, и эти строители зла заражают каждое чистое начинание. Но сознательные служители зла придут в храм с вашей молитвой, и горе нераспознавшим: для них уготовлены темные тенета. Негоже пустить в Святая Святых преступников тьмы. Джинны могут помочь в земном плане, и даже помочь строить Храм, но духовный план им недоступен. Так на пути к Миру Огненному запомним о служителях тьмы, которые стараются проникнуть в Святая Святых».

Для явления космических энергий нужно особенно являть осторожность. Злоупотребление энергиями сказывается на всем утверждении Космических Сил. Только сознательное и бережное отношение может устранить те страшные последствия. Вызванные силы из Тонкого Мира нуждаются в обуздании, которое может быть проявлено лишь сильным духом. Иначе эта необузданная сила явится утверждением космического хаоса. Когда приближаются огненные сроки, нужно очень знать это, ибо велико будет явление вызываний. Повсеместно сейчас возникают черные ложи с отвратительными черными мессами и вызываниями. Газеты полны этими сведениями, и, видимо, общественное мнение и не думает бороться с этим величайшим преступлением и бедствием.

Писала я и о великом заблуждении, что можно развить и увеличить в себе запас психической энергии путем чрезмерного напряжения в работе или отказом от сна и еды. Правильное развитие высокого качества психической энергии возможно лишь при расширенном сознании и при содействии Высшей Помощи. Но как крепка должна быть нить сердца, связующая ученика с его Учителем. Всякие другие насильственные методы и упражнения ведут лишь к овладению низшими проявлениями этой энергии, или кончают развитием медиумизма и одержания и даже смертью. Потому во всех Учениях (я Вам привела изречения Будды) всегда указывалось золотое равновесие, именно бережность к здоровью. Сон совершенно необходим, ибо наше тонкое тело во время сна насыщается живительной субстанцией Тонкого Мира, соприкасается с Высшими энергиями. Лишенный этого питания дух замирает. В зараженной атмосфере города нужно спать не менее семи-восьми часов, также и пища должна содержать достаточное количество необходимых витаминов. Всякие крайности губительны. Напряженность, которая указывается в Учении, не есть физическое переутомление, но неусыпность и подвижность сознания, которая, конечно, сказывается и в действиях, ибо при расширенном бодрствующем состоянии сознания (не в смысле бессонницы) выносливость возрастает в геометрической прогрессии. Но открытие центров не есть окончательное достижение, дальше идет огненная трансмутация их. Путь ученичества не так прост, как многим кажется. Он облегчен для накопивших «чашу». Потому не следует искать открытых центров при каждом психическом явлении. Конечно, иногда может быть приоткрытие одного центра, но какая бесконечная градация в этих приоткрытиях и открытиях. Помните, как сказано в Учении о кольцах зоркости и слуха?

 



* В бум. изд., по ошибке, написано «объединение». Приводимый параграф включен в первую часть «Мира Огненного» под номером 179. – Прим. ред. эл. версии.

[1] Ф. Д. Лукин – основатель Латвийского Рериховского общества.

[2] Имеется в виду сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». – Рига, 1934.

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик