Н.К. Рерих: "Путь"

"Письма Елены Рерих" (книга 3, фрагмент 10)

17.09.38

<...> Ощущаемая Вами духовная депрессия и сонливость явления весьма характерные для этой фазы Армагеддона. Явления эти не доказывают непременное духовное ослабление, но может происходить излишек в выдаче психической энергии не только в физическом плане. Темные силы действуют на всех планах, и не так уж много сознательных воинов или противленцев злу. При каждом решительном действии всюду приходится сталкиваться с теплыми, умаляющими и уползающими. Потому Вел. Уч. так ценят сознательных тружеников и просят беречь каждую крупицу психической энергии. Разве знаем мы, когда и где она больше всего понадобится в великой битве Иерархии Света с тьмой? Потому будьте бережны к своему здоровью в такое исключительное время. Это будет не самостью, но лишь целесообразностью.

Очень, очень одобряем Ваш доклад. Вы подчеркнули необходимость в воспитании тех основ бытия, которые обычно обходятся молчанием. Но кто же может возражать что-либо против принципа единства всего сущего, когда наука с каждым днем раскрывает перед человеком новые глубины бытия и расширяет возможности эволюции до беспредельности? Кто будет говорить против бессмертия, когда наука утверждает уже бессмертие одноклеточных?

Именно, недопущение непрекращающейся жизни и делает большинство людей такими инертными, такими безвольными и лишает их желания бороться за лучшие условия жизни. Если жизнь так коротка, то к чему подвергаться лишениям и гонениям? Так думают и предпочитают тянуть серую лямку [иные люди]. Сознание непрекращающейся жизни и постоянного обновления оболочек для новых опытов переродило бы человечество.

Также, кто будет отрицать значение иерархического начала, этого устоя каждого государства и каждого общественного устроения? Какой мыслящий человек может утверждать, что Мир не есть сцепление причин и следствий и что вся наша личная жизнь не слагается из закладываемых нами же причин и изживания их последствий?

О культуре сердца, если кто и не поймет, ибо сердца большинства окостенели, то все же постесняется говорить против, потому о ней можно говорить без особого опасения. Хуже дело с равноправием полов. Это самый болезненный вопрос. Трудно даже представить себе, насколько сейчас он остро стоит во многих странах. Дико, нелепо, но и в нашу эпоху биологических открытий, даже среди признанных выдающихся умов, можно услышать мнение, что женщинам нельзя предоставить одинакового образования с мужчинами, а также нельзя, чтобы женщина стремилась к местам и профессиям, занимаемым мужчинами. Следовало бы спросить, собственно какие же места и профессии нужно считать принадлежащими исключительно женщинам? При перечислении на долю женщин таких не остается. Неужели все значение женщины должно быть сведено к роли родильницы, и кормилицы, и увеселительницы мужчины? Но какого же низкого мнения о себе мужчина, если его увеселительница должна быть лишена высшего умственного развития? При этом эти «мудрецы», лишающие женщин высшего образования, тут же лицемерно провозглашают, что «назначение женщины гораздо выше», но в чем заключается это «выше», они нам не поясняют. Неужели в том, чтобы давать жизнь таким неудачным спесиментам чисто «мужского» ума и тем только увеличивать свою кабалу и способствовать вырождению человечества? Но нельзя насиловать психическую энергию, когда она требует своего выявления. Откуда же такое страшное увеличение психических заболеваний и все растущее количество слабоумных, которое наблюдается сейчас и особенно в Америке. Так, по данным медицинской статистики, один из каждых двадцати человек, в тот или иной период своей жизни, кандидат в сумасшедший дом. Количество слабоумных тоже потрясающее. Эти данные приводит Ал. Каррель[1] в своей последней книге «Неизвестный человек». Книга его интересна, но так как на всякого мудреца довольно простоты, то и в этом труде можно найти не мало странностей. Именно – Каррель в этой своей книге высказывает [невежественное] мнение о женском образовании, хотя в другом месте говорит, что нет никаких оснований считать женский ум ниже мужского. Хочется спросить, не страдает ли этот ученый тоже некоторой долей неуравновешенности в своем мышлении. Проводя идею эволюции в своей книге, он, в то же время, хочет остановить ее, предоставив женщинам ограниченное право на существование и развитие и лишив ее места в строительстве жизни! Но нельзя идти против закона эволюции, и мы уже знаем, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. Причину тому видим во всех революциях. Привожу Вам беседу из «Надземного».

«Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди утеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, приучатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате. Ко всем безумиям присоединится еще одно, самое постыдное, опять возгорится борьба между мужским и женским началами. В то время, когда Мы настаиваем на равноправии и полноправии, служители тьмы будут изгонять женщин из многих областей, именно, где они могут принести наибольшую пользу. Мы говорим о новых причинах в мире, но новая борьба между началами будет самой пагубной! Невозможно представить себе, какое разрушение может принести такая борьба! Ведь она будет сопротивлением против эволюции! Вы знаете, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. В этих судорогах будет извращаться молодое поколение. Платон говорил о прекрасномыслии, но какое прекрасномыслие возможно при вражде начал? Именно теперь должно думать о полноправии, но тьма захлестывает самые напряженные области. Скажем, что все темные нападения обернутся на пользу. Униженные в Калиюге будут вознесены в Сатьяюге, но не забудем, что эти годы Армагеддона самые напряженные. Даже здоровье должно быть особенно охраняемо. Космические токи могут способствовать многим заболеваниям. Нужно принять во внимание неповторимость времени. Некоторые полагают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие, они не замечают, что горшая война у них в недрах дома. Они полагают, что можно обмануть эволюцию! Но все же существуют те просторы земные, где эволюция растет, и там Наша забота. Мыслитель завещал, чтобы хранили дары всех Муз. Только такие накопления помогут преобороть тьму».

Да, эволюцию обмануть нельзя, и пришло время, когда птица человечества уже не может летать на одном крыле, как сказал Вивекананда, который, прозревая будущее, утверждал возрождение Индии через пробуждение к деятельности ее дочерей.

Один близорукий современный мыслитель пишет: «Со времени великой войны прошло почти двадцать лет, время слишком ничтожное для какого-либо заключения. Процентное отношение женщин, получивших за это время высшее образование и доступ к некоторым профессиям, слишком ничтожно по сравнению с мужской нормой, потому не может быть и сравнения». Некоторые предубежденные умы в подтверждение своего мнения о низшем положении женщин, якобы установленном самой Природой (?!), любят приводить примеры общеизвестных гениев человечества, которые все будто бы были исключительно мужского начала. На это можно было бы сказать им: если бы мужчины находились на протяжении многих тысячелетий в таком же рабстве или, в лучшем случае, в такой же опекаемости, как женщины, то и они не развили бы своих способностей. Ибо гений есть две трети упорного труда и одна треть способностей. В жизни обстоятельства делают великого человека. Именно эти обстоятельства всегда были против женщин.

Но пора прекратить выказывать такое предубежденное невежество и начать собирать верные исторические данные, а тогда мы увидим, что даже среди ограничений, которые накладывались на женщину, она все же дала не мало выдающихся характеров во все века и на всех поприщах жизни. Но мужской эгоизм не только никогда не интересовался признанием женских заслуг, но, именно, где только возможно, всегда старался отовсюду вычеркнуть женское участие и достижение. То же самое замечается и сейчас. Особенно ярко мы это видим на замалчивании имени Е.П.Блаватской. Труды ее читаются, многие ими пользуются, но никогда не упомянуто ее имя. Между тем, ее труд является величайшим трудом прошлого столетия, таково мнение одного из Вел. Учителей. Ни один современный ей философ или ученый, ни один историк не смог осилить такого труда. А кто упоминает сейчас гениальную математичку Ковалевскую? Если женщина захочет, она может достичь самых больших высот и в науке, и в искусстве, но нужно лишь захотеть. Мужчина, в силу установленного им общественного строя, вырабатывал в себе на протяжении многих воплощений ту или иную способность. Так и женщина, получив доступ и возможность к развитию своих сил и утвердив в себе устремление и настойчивость, достигнет блестящих результатов в самом ближайшем будущем.

Мое сердце так болит за женщин, и особенно видя, как еще многие женщины сами унижают себя и задерживают свою эволюцию. Сейчас время героическое, и нужны женщины-подвижницы во всех смыслах и на всех поприщах.

Но неужели Ваш прекрасный доклад мог бы рассматриваться, как агитация? Конечно, знаю, что косные представители духовного воспитания молодежи особенно восстают против некоторых затронутых Вами основ, но разве в Вашей стране теософы подвергаются остракизму со стороны правительственных кругов? Каким же образом разрешается тогда теософ. литература? Каким образом были разрешены и кн. Ж. Э.?

Но кто же будет отрицать, что идеология современной молодежи складывается сейчас не в школе, которую она перерастает, не успев ее закончить, но на книгах, жадно ею поглощаемых. И нужно сказать, что книги эти дают несравненно больше, чем годы, проведенные в школьной темнице. За последнее десятилетие в англосаксонских странах вышло много прекраснейших популярных книг по многим отраслям знания, а также затрагивающих самые насущные проблемы. Книги эти дают молодежи возможность не только пополнить недостающие знания, но и помогают сложить идеологию, идущую в ритм с выдвинутыми задачами и потребностями новой эпохи. Программы школ еще не умеют приспосабливаться к темпу жизни. Роль книги невозможно учесть!

Идеология, проводимая в кн. Ж. Э., идет в ритм с требованием новой эпохи, и именно молодежь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард нового и более счастливого мира, где все высшие ценности будут поставлены во главу и будет осознано все великое значение психической энергии в ее разнообразных свойствах и приложении. Носители ее будут рассматриваться, как сокровище государства.

Потому приветствую Ваш прекрасный доклад. Следует немного развить его и затем напечатать отдельной брошюрой. Пусть он ляжет основанием для накопления целого ряда таких полезных книжечек. Когда будут выбираться из всех книг Учения определенные темы, нужно будет указать, что выдержки эти собраны из кн. серии Ж. Этики. Иначе у кого-то сложится впечатление, что это какая-то самостоятельная книга из серии Живой Этики.

Не удивилась тому, что Вашу группу не включили в программу. Такая забывчивость очень понятна. Трудно вступать в нечто уже установившееся и вполне определившееся. Всегда будете наталкиваться на всевозможные препятствия и трения. Думаю, что нужно строить по-своему и начать с очень небольшого. Обстоятельства укажут возможности и путь развития. Собирайте, подготовляйте материал, знакомьтесь с существующими просветительными и воспитательными организациями, чтобы позаимствовать некоторый опыт, и постепенно сделается лучший отбор. Но вполне согласна с Вами, что до перерегистрации нужно проявить большую осмотрительность, чтобы не подать повода к каким-либо злотолкованиям. Темные не дремлют.

Ваша мысль иметь, кроме главного руководителя группы, еще помощника ему вполне жизненна, и ничего возразить против нее нельзя. Конечно, главная трудность в том, чтобы такой помощник был на высоте. Именно самое трудное – это достичь единения сознаний. Нужны годы и годы совместного труда и единого устремления. Потому мы радуемся каждому проявлению единения. Успешное строительство возможно лишь на этой основе, и люди должны будут, ради своей же пользы, научиться осуществлять сотрудничество. Также понимаю все Ваши заботы о Г. Ф. Конечно, для каждой научной работы нужно накопление материалов. Думается, что труд Г. Ф. должен находиться сейчас в периоде такого накопления. Ведь он еще так недавно начал свою практику и лечение по системе своего отца. Потому ему необходимо накопить достаточный и вполне обоснованный материал. Но мог ли он уже собрать его в такой краткий период? Что меня беспокоит – это чрезмерное количество пациентов, которое, вероятно, оставляет ему весьма мало времени на тщательную запись всего процесса каждой интересной и необычной болезни, которую ему приходится наблюдать. А именно эти записи должны лечь в основании его научной работы. Кто может помочь ему в этом? Запас его психической энергии велик, и, конечно, не так лекарства, как именно эта благодать исцеляет его пациентов. Все великие целители-врачи исцеляли своей психической энергией, и некоторые из них прекрасно сознавали это и потому назначали своим больным наипростейшие лекарства, которые не могли ничему повредить. Думается мне, что он мог бы успешно исцелять тяжелые нервные заболевания, но толкать его на это не отваживаюсь, ибо сам дух должен указать ему, какая область ему ближе. Никакое насилие там, где это касается такого исключительного дара психической энергии, недопустимо. И осознание им этого дара особенно ценно, ибо сознательно направленная энергия действует гораздо сильнее. Но не думаете ли Вы, что если бы Г. Ф. выпустил сейчас в печать свое кредо, то тут и началась бы настоящая вакханалия. Поделитесь со мною Вашими соображениями, осветите положение, тревожащее Вас. Вы знаете, что мне все близко, что касается Г. Ф., уже в память его отца, которого я хотя и никогда не встречала, но чей облик был несказанно мил и дорог моему сердцу.

Радуюсь каждой Вашей весточке, ибо сердцем чую в Вас прекрасную и мудрую сотрудницу. Буду очень признательна Вам за каждую помощь и поддержку единения среди членов общества и особенно в женской секции. Так хотелось бы, чтобы именно женщины показали пример солидарности, широты взгляда и деятельного сотрудничества.

Между прочим, запросила ли наша женская группа Эдинбургский Женский Конгресс о присылке литературы и отчета о его деятельности. Ведь путем такого обмена могут завязаться регулярные сношения и широкое обоюдное ознакомление с разнообразной деятельностью многочисленных женских организаций. Ведь не мало уже делается и достигается женщинами в различных странах на обоюдную пользу. Недавно прочла в газетах об очень успешной женской колонии, основанной краснокожими индианками в С. Америке. Женщина проснулась на всем протяжении планеты, и можно ожидать ускорения эволюции.

Вы спрашиваете, можно ли переводить «Тайную Доктрину» с русского перевода? Конечно, можно. Вы не обязаны говорить, с какого языка Вы будете переводить. Вы можете пользоваться всеми существующими переводами. Я придерживалась возможной точности в своем переводе и сравнивала английский оригинал с французским переводом. Во французском издании нашла и опечатки и пропуски. Существует и немецкий перевод. Конечно, в первый том вкралось не мало недосмотров и опечаток, потому я пришлю Вам копию сделанных мною поправок. Ведь я не имела никого, кто мог бы мне помочь с этим огромным трудом. Моя маленькая переписчица еще не одолела премудрость грамматики, кроме того, абсолютно не понимала, что она переписывает, и потому, когда я давала ей переписать исправленный лист, всегда была возможность исправления одних ошибок, но зато появления новых. И увы, как я вижу, так оно и было, и не раз. Труд этот я предприняла по Указанию Вл., иначе я никогда не отважилась бы на него. Со временем к нему нужно будет издать полный индекс, как это имеется в английском издании. Сейчас ни одна серьезная книга уже не выходит без более или менее полного индекса, и это так помогает при изучении труда. Если Вы приступите к переводу Т. Д., то, пожалуйста, не стесняйтесь запросить меня, если что-либо будет Вам не ясно. Ведь и в английском оригинале есть ошибки и неясности. Заинтересовался ли кто сделать индекс для всех русских книг Учения? Ведь эту работу могли бы сделать русские ученицы и последовательницы Учения. Такая работа совершенно необходима.

 

08.10.38

Радовалась от всего сердца, что Вы собираетесь немного поберечь себя, это совершенно необходимо. Относительно фруктов и овощей думаю, что нужно воздержаться от некоторых из них, и, конечно, в сыром виде. Если вареные фрукты и овощи переносятся Вами хорошо, то, конечно, в небольших порциях можно испробовать их действие. Сами Вы должны очень прислушиваться, что вызывает в Вас неприятные реакции. Лучшие врачи всегда внимательно прислушиваются к желаниям своих пациентов. Но, во всяком случае, преимущество должно быть за мучной и молочной диетой, и лишь иногда допускайте вареные нежные овощи и фрукты. Орехи казались мне всегда тяжелыми. Но каждый организм так индивидуален.

Очень одобряем Ваше распределение групп и от всего сердца желаем им успеха в намеченной ими программе.

Получила разрешение послать Вам копию книги «Надземное», которая еще не так скоро будет издана и, во всяком случае, с некоторыми пропусками. Книга эта должна храниться у Вас, и Вы будете читать ее лишь с полнопреданными лицами. <...> Часто встречающееся имя Ур. в этой книге лучше не произносить целиком. Достаточно первых двух букв. Когда получите книгу, сообщите, пожалуйста, как она дошла, и я немедленно вышлю Вам следующие страницы.

Итак, берегите себя и утверждайте мужество в сердцах близких. Времена грозные и трудные. Невозможно примириться с наблюдаемым сейчас, с одной стороны, неслыханным насилием, с другой – нравственным разложением. Истинно, бывают времена хуже войны. Сердце болит и плачет за Чехословакию. Тяжко переживать капитуляцию мощных держав перед бронированным кулаком.

Близорукие думают, что нечто прояснилось, наоборот, все жестоко осложнилось, и, на самом деле, нарыв загнан внутрь. Тем опаснее будет разложение. Всем существом согласна с мнением, высказанным англ. морским министром и другими брит. военными авторитетами. Доблесть духа утрачена Европою. Лично я не верю, чтобы бронированный кулак мог бы противостать всем соединенным силам Европы и Востока. Индия и Египет высказались единодушно за поддержку и помощь Англ. в вопросе Чехословакии. Но сейчас лучшие позиции уже сданы, и как отразится на психологии некоторых стран такое несоблюдение державами своих обязательств. Также думается мне, что бронированный кулак очень опасался, что его блеф может сорваться. Но нужно отдать справедливость, что он правильно учел психологию некоторых лиц и стран. На сердце очень тяжело. Какие драмы переживают близкие нам народы?

Возможно, что и переписка будет затруднена.

Верю Вашему сердцу, знаю, что охраните доверенный очаг от разрушителей. Знаю, что при сердечности найдете и необходимую твердость требовать от сотрудников соблюдения основ Учения. Дисциплина духа необходима.

 

29.10.38

Очень счастливы, что нападения темных завистников снова разбились о благоразумие и расположение, проявленные некоторыми лицами. Когда честность и благоразумие одерживают верх, значит, народ этой страны идет путем эволюции. Хотим надеяться, что и по отношению к другим светлым начинаниям будет проявлено такое же справедливое суждение. Конечно, приходится все время быть на дозоре и предупреждать, где возможно, злостную клевету, разбивая ее неопровержимыми фактами. Полезно постоянно держать в памяти наготове все наши плюсы, все положительные результаты обширной деятельности.

Порадовало нас сообщение, что новые люди подходят к Вам. Давно советовала учредить группу, в которой происходили бы беседы и лекции на общекультурные темы без определенного отношения к кн. Жив. Эт. Для таких членов можно было бы устраивать, при их ближайшем участии, художественно-литературные и философские собрания, хотя бы раза два в месяц. Причем при дальнейшем ознакомлении с нравственным обликом членов такой группы можно было бы их постепенно знакомить с Учением Жизни. При нашем Обществе Поощрения Художеств в Петрограде собирался такой кружок. На его вечера приезжали много выдающихся артистов, художников и литераторов. Все они очень любили бывать и даже выступать в такой исключительно интеллигентной среде. Конечно, бывали и приглашенные гости. Почему бы и в нашем общ. не сорганизовать нечто подобное? Не полезно, чтобы за нашим обществом установилась репутация чего-то исключительного и специфического. Именно заветы Учения Жизни призывают к самому широкому приобщению ко всем проявлениям человеческого творчества во всех областях жизни. Лишь широко образованный и утонченный в своих вкусах человек может вполне усвоить заветы Ж. Эт. Так хотелось бы охранить, защитить и, в то же время, расширить деятельность нашего Общ. во благо милой страны. Ведь мы думаем только о самом прекрасном, о самом строительном, о самой широкой кооперации со всеми благими начинаниями.

Мы еще не начали собирать для отправки нашего архива, состоящего из частных писем и деловой переписки с Ам. Само собой разумеется, что архив этот не имеет в себе ничего, что подлежало бы какому-либо сокрытию. Вероятно, вышлем его не ранее трех, четырех месяцев. Но следовало бы собрать сведения, как лучше его послать.

Прекрасна мысль издавать рефераты отдельными брошюрами. Если бы выдержки из книг Учения шли под общим титулом «Учение Жизни», то брошюрки могли бы выходить под названием «Живая Мысль», или «Строительство Жизни», или «Цветы Духа», «Подвиг Жизни». Впрочем, Вы, как поэт, найдете, конечно, лучшее название для таких вестников в широкие массы. Конечно, прекрасно включить в серию таких брошюрок и отдельные статьи и лекции выдающихся культурных деятелей. Именно, не следует замыкаться в тесный кружок. Все светлое, все прекрасное должно быть поощряемо и утверждаемо нами. Если это не отяготит, то, конечно, хотелось бы видеть «Основы Буддизма» изданными и на русск. яз., но не в большом количестве. Ваше предложение издать их в размере кн. «Братство» мне очень нравится. Также мне хотелось бы поместить в этой книжке уже посланное Вам Изображение Будды, находящееся в Музее Сарната вблизи Бенареса, вместо изображения с мечом, которое помещено в англ. издании.

<...>

Имеете ли Вы какие сведения от Асеева? Мы ждем его ответа на наши письма к нему. Он проходит через новое испытание. Контакт с темными очень отяжелил его ауру. Как бы не пришлось мне переслать Вам еще несколько любопытных человеческих документов в Ваш архив. Поучительно, но тяжко ознакомление с извивами человеческой души. Все больше, и больше, и больше видишь, как сдержанность нужна с людьми и особенно с так называемыми «оккультистами». Воображаю также, сколько ядовитых зерен разбрасывается некоей представительницей на разных конгрессах! Ел.Ф.Пис. что-то замолкла. Может быть, по нездоровью, а м. б., после посещения ее «представительницей». Ведь она все еще называет председ. своим Аввою! Думается, правильнее было бы обратное.

 

09.11.38

Забавно, хотя и печально было прочесть о нападках на Вас за утверждение факта о росте волос у покойников, тем более что мало кто не имел случая лично убедиться в этом биологическом факте. Неужели в наше время среди так называемых образованных людей встречается еще такое невежество? Также огорчило меня и то, что Вы пишете о мировоззрении некоторых представителей современной молодежи. Молодежь, не желающая слышать о смысле жизни, непригодна для строительства страны, такая молодежь не может способствовать ее расцвету. Будем надеяться, что такие представители составляют меньшинство. Не менее печально, что так называемые интеллектуально развитые типы, как попугаи, повторяют определительные, значение которых им не доступно. Имею в виду Ваше сообщение, что Вас ругали «оккультистом», «буддистом» и «донкихотом» и пр. Неужели таким «интеллектуальным» типам не стыдно пользоваться величайшими понятиями, как «позорящими» кличками? Хотелось бы спросить таких типов, что знают они о буддизме и его Основателе? И также знакомы ли они с историей развития интеллекта и культуры? Неужели они хотят в наш век соревноваться в невежестве с теми идиотами, которые глумились и предавали Перикла, уничтожали произведения Фидия и изображали Анаксагора, этого величайшего философа, в виде ревущего осла и требовали его изгнания! Между тем, многие мысли этого философа приемлемы именно в наше время.

Вы знаете, как я не люблю слово «оккультизм», именно потому, что это слово излюблено недоучками. Невежественное большинство связывает с высшим сокровенным знанием (каким является оккультизм) все темные суеверия и проявления низшего психизма. Следовало бы, где возможно, пояснить, что это высшее знание есть познание тончайших энергий, к принятию которых такими быстрыми шагами подходит наша наука. Казалось бы, что такое знание должно было бы вызывать особое внимание и уважение со стороны всех, считающих себя просвещенными, но на самом деле мы видим как раз обратное. Истинно, большинство наших современников все еще переодетые дикари вчерашнего дня, страшащиеся и издевающиеся над всем им непонятным и недоступным. На многих, приобщившихся к современному просвещению, это просвещение еще висит как галстук, повязанный дикарем на голую шею, или как европейский сюртук, одетый без его продолжений. Согласитесь, если бы это было не так, то не могли бы эти цивилизованные дикари думать, что они оскорбляют Вас, называя буддистом, оккультистом и пр.

Прискорбно, что такое явление Вы отмечаете среди молодежи, которая по своей природе должна бы стремиться ко всему светлому и прогрессивному. Такое явление соответствует лишь дряхлеющему сознанию. Советую Вам прочесть книгу Алекса Карреля «Man the unknown». Книга эта имела большой успех и переведена на латышский язык. Всем, всем советую читать эту книгу. Она должна быть настольной книгой каждого мыслящего человека. Особенно она нужна молодежи. Если бы у Вас было несколько широкомыслящих друзей-преподавателей, Вы могли бы открыть с ними частную школу. В России самыми лучшими школами были именно такие школы, где инициаторами и организаторами была группа дружественно сплоченных и одинаково мыслящих педагогов. Напр., бывшая гимназия Мая. Мой муж и мои сыновья воспитывались в этой школе. И посейчас они с большою любовью вспоминают о своей школе.

Спасибо за присланные фотографии. Глядя на них, кое-что понимаю лучше. Понимаю, что сотрудничество было трудное. Получила и копии Ваших писем от 1934 г. Я не знала, что Вы упомянули в них о служении Высшим Силам Света. Не думаете ли Вы, что многие затруднения возникли именно от этого упоминания. Обычно люди, почитающие себя христианами и поставленные поддерживать так называемые нравственные, вернее церковные, устои, очень опасаются всякого упоминания о служении Силам Света. Ведь принято и узаконено, что все называющие себя христианами делают все противное именно Заветам Христа, потому и служение Свету рассматривается ими как служение дьяволу. Если раньше в каждой реторте алхимика последователи Христа видели рога дьявола, то и теперь в каждом упоминании о служении Свету или Высшим Силам им чудится облик Антихриста и его приспешников. Но все же скоро такое отношение должно прийти к концу. Произошел большой сдвиг в сознании масс, и нужно признать, что во многом уже массы ведут за собой тех, кто должен был вести их.

Получила на днях газетную вырезку, привожу ее Вам: «Таинственные Силы Природы». «В задачи международного конгресса парапсихических наук, состоявшегося под председательством норвежского психиатра проф. Торстена Верейде, входило изучение данных, добытых в течение последних лет в области парапсихизма, т. е. в области психических явлений, еще сравнительно недавно считавшихся сверхъестественными и встречавших со стороны ученых недоверчивое, если даже не враждебное отношение. Французский делегат, инженер Живле, продемонстрировал изобретенный им аппарат для регистрации «ауры» – излучений человеческого тела. Это чрезвычайно чувствительный зеркальный гальванометр, отклоняющийся под влиянием испускаемых рукой человека лучей».

«Члены конгресса могли воочию убедиться, что излучения руки проникают сквозь небольшой слой кожи, дерева и стекла; они обладают способностью ионизировать воздух, т. е. делать его проводником электричества».

«Усталость или болезнь человека влекут за собою уменьшение интенсивности «ауры», и даже полное ее затухание. Усилием воли человек может на время прекратить излучение ауры. Предметы, подверженные действию ауры, заряжаются ею наподобие электричества».

«Афинский психиатр, проф. Танаграс, сделал сообщение о пророческих снах, что привело конгресс, в порядке прений, к обсуждению вопросов о свободе воли».

«Председательствовавший на конгрессе проф. Верейде в заключительном слове констатировал, что современная наука все больше и больше убеждается в существовании свободных психических сил, не зависимых от физиологии человека». (С этим, конечно, мы не согласны, ибо именно в связи с понятием духа, или психики, необходимо изучение физиологии. Нельзя изучать одно без другого.)[2]

«Потеря веры в это существование и привела человечество, по мнению проф. Верейде, к переживаемому ныне моральному и социальному кризису».

Присланная вырезка, вероятно, из Шанхайских или Пекинских газет.

Теперь относительно Пакта. Идея эта продолжает быть близкой многим просвещенным умам. Так Индусский Конгресс в Аллахабаде единогласно вынес постановление о присоединении к Пакту Рериха. Такое же постановление было принято недавно и двумя Международными Конгрессами в Париже. Так Пакт продвигается. Шанхайский комитет Пакта издал милую брошюрку, которую посылаю Вам. Вероятно, Вы уже видели в Рижском Общ. новый журнал «Фламма», издаваемый одним нашим общ. в Америке. Также в Нью-Йорке начала существовать новая «Рерих Академи оф Артс». Так культурная деятельность не замирает, и новые очаги, как говорится, вспыхивают по всему лицу Земли.

 

Собираю новую книгу «Надземное», там есть параграф, относящийся к далекому прошлому, но, увы, приложимый к настоящему. Привожу его Вам: «Вы знаете, что просветительные дела подвергаются насмешкам и поношениям. Вы все знаете это, но говорю опять, ибо Великий Путник постоянно был спрашиваем – отчего лучшие деяния изгоняются людьми?»

«Он приготовлял учеников к мужеству и принятию этих насмешек. Он говорил: “Тьма борется со светом; тьма пытается сохранить свое достояние. Мы ужасаемся тьме, но она ненавидит нас. Ужели можно примирить свет с тьмою! Можно ли служить тьме, считая себя светоносцем?” Так Учитель показал, что нельзя служить двум началам. Он должен был указать ученикам, ибо каждому из них придется запечатлеть служение Свету личным подвигом».

«Не может быть понято такое служение, если не осознана целесообразность. Но такое понятие может быть воспринято, если дух знает свое назначение. Мужество и мудрость происходят из одного понятия блага».

«Человек носит в себе мерило сущности своих деяний. Невозможно рассказать, как и когда настанет решительный час, но в сердце нашем мы знаем, когда исполняется срок. Только мудрость и мужество помогают понять всю ответственность на пользу всего человечества».

 

**.**.**

Разве сердце не может радоваться, получая такое письмо, как Ваше? Разве может оно не послать в ответ лучший привет и зов к новой жизни, осознанной в новой радости служения благу человечества?

Истинно, лишь очень немногие могут ощущать эту радость, которая временами охватывает Вас, несмотря на неизбежные земные тяготы и горести. Потому приветствую в Вас душу милую и, вероятно, давно знакомую.

Прошу Вас не упрекать себя за ощущение радости, даже в трудные минуты, ибо это благодатное чувство очищает и всю окружающую атмосферу и действует как лучшее целебное средство на тех, кто может воспринять эти чистые вибрации.

Истинно, нет ничего целебнее и мощнее этого чувства. Радость есть кратчайший путь к высшему знанию и к Великим Братьям. Много мужества и не за одну жизнь нужно собрать, чтобы сохранить эту радость и в часы жизненных испытаний, потому трижды благословенны те, кто накопил в себе это мужество. Недаром радость духовная называется особой мудростью.

Вел. Уч., прежде всего, ценит достижение гармонии среди обихода жизни. «Большая часть жизни протекает среди обихода, и нужно наблюдать человека, как он проходит испытание обихода; может ли сохранить гармонию дома, может ли устоять против мелких раздражений, может ли избежать скуки? Много тайных условий хранит обиход, но нужно и в них найти ту радость, которая вознесет в надземное бытие. Пусть люди помнят, что они слагают свое достоинство среди обихода, такое достижение будет прочным. Мы радуемся гармонии, но каждый день есть уже камень такого здания. Полюбите труд, он есть знамена времени».

Хочу дать Вам совет – когда Вы чувствуете прилив радости или торжественного настроения, приложите Ваши руки к болящему или на больное место, так Вы сможете облегчить и страдания Вашего сына. Буду рада получить Вашу фотографию, а также Вашего сына и его жены.

Если у Вас имеются вопросы по Учению, всегда готова ответить на них. Ведь есть многие положения в кн. Уч., которые не так легко понимаются. Храните Вашу радость, как Ваше лучшее сокровище.

 

23.11.38

И сказать не могу, как порадовали нас Ваши строки о готовности постоять за справедливость, за общее дело. Сказано: «Если проявить устремление и твердость, то можно получить разрешение». Высокое культурное дело должно расти, и настанет день, когда милая нам страна будет гордиться светлым очагом, где живет память о прекрасной деятельности и чудесной личности Ф. Д., его основателе, где хранится высокое творчество и утверждаются самые высокие, самые прекрасные мысли о сотрудничестве и общем благе и с самоотверженным бескорыстием широко распространяются и предлагаются ищущим сердцам. Придет время, когда разоблачены будут наветы врагов и завистников и клеветники будут посрамлены.

Также и прогресс в области мысли и достижения науки придут этому на помощь, ибо наука уже вступила в сферу познавания тончайших энергий и этим самым приобщилась к области метафизики. Правда, существуют общественные слои, которые еще не преодолели гипноза атавизма и пугаются слова «метафизика», предполагая под ним нечто, граничащее с колдовством и потому опасное для общественного благополучия! Но чем просвещеннее человек, тем меньше поддается он всяким гипнозам, потому будем надеяться, что стоящие во главе проявят должное распознавание.

Для того, чтобы понять всю сложность построения жизни и эволюции, необходимо распознавание. Именно непременным условием каждого Учения Жизни и будет распознавание ликов. Мы должны познать на личном опыте всю бездну человеческой души, иначе говоря, должны в жизни испить, и не раз, чашу яда, только тогда мы сможем стать пособниками, водителями и, наконец, истинными сотрудниками Сил Света. В индусских легендах бог Шива испивает целое море яда, чтобы спасти человечество. И не сказано ли в кн. «Агни Йога»: «Когда спросили райскую птицу, откуда ее блестящее оперение, она ответила: “Множество вражеских стрел скользило по мне, и сильнейший яд дал лучшую окраску”». Так будем благодарить стрелков и помнить, что высшее знание есть познание людей. Многие пренебрегают этим знанием, но лишь оно ускоряет эволюцию, как личную, так и человеческую.

Также и ощущение одиночества на известной ступени почти неизбежно. При утончении всех чувств все труднее становится окружение людское, и редко, очень редко можно найти созвучие даже в сердцах ближайших. Полное созвучие возможно лишь с надземным Учителем, и этого счастья никто не может отнять у нас. Только от нас самих зависит степень этого единения. Здесь же, на Земле, мы должны выполнить как можно совершеннее наш долг и принятое на себя поручение и научиться радоваться радостью близких. Нельзя терять благожелательства к людям и даже известного доверия, иначе сердце наше окаменеет и путь продвижения пресечется. Учение давалось и дается широко, и много можно помочь людям в их исканиях без переполнения их сознания и нарушения сокровенных пределов. В изданных книгах Учения обозначен предел знания, которое может быть вмещено лучшими сознаниями, и из этого материала можно выбрать каждому по сознанию.

Правилен Ваш совет распускать временно группу, когда обстоятельства так слагаются, что приходится исключить нежелательный элемент. Мы должны быть осмотрительны и стараться не делать врагов, но если они создались, то меры ограждения должны быть приняты.

Также не следует переоценивать Г.Г.Ш., о нем я писала в 34 году. Привожу выдержку, к которой нечего прибавить. «Г.Г. очень ценный сотрудник для внешних и некоторых дипломатических сношений и всего, что касается до дела Пакта и Знамени Мира в Европе, также и для устройства разнообразных культурных выступлений при Пар. центре. Он имеет кн. Уч., но духовно никогда не подходил и не знает вообще, что есть духовный подход. Нужно брать людей такими, как они есть, и, не звуча на одно, они прекрасно работают в другом. Но есть люди, которые по характеру своему очень любят дать всем понять, что они обладают всеми и даже особыми полномочиями... этим они добиваются своих целей... К таким типам принадлежит Г.Г. и еще некто М. Тар.» Потому с Г.Г. нужна осторожность, и советую ни во что, кроме определенного и формального дела, его не посвящать. Также и при каких-либо денежных расчетах следует требовать полный отчет и расписки. Он забывчив и неаккуратен. Тяжко писать о таких явлениях, но лучше знать, чтобы не подать повода к недоразумениям. Очень благодарны Г. Ф. за все сообщенное им и приняли во внимание все изложенное в письмах. Все труднее становится сообщаться и переписываться с друзьями. Из-за введенной цензуры в некоторых странах получаются иногда такие филькины грамоты, что трудно что-либо разобрать. Люди настолько запуганы, что все начинают говорить и писать эзоповым языком. Вот Вам и век просвещения и объявления всяких свобод! Недавно все письма, идущие из Америки, вскрывались на немецком пароходе. Если такое положение продолжится, то люди вынуждены будут обратиться к методам телепатии и передачи мыслей на расстояние, столь осмеянном некоторыми псевдоучеными, и, таким образом, можно будет ожидать скорейшего развития этого великого достижения. Так снова поносители и гонители будут способствовать продвижению осмеянного ими.

Имейте в виду, что встреченного в П. англичанина мы совсем не знаем, и потому неизвестно, до какой степени он достоин доверия. В погоне за чистотою английского языка он иногда совершенно меняет смысл им переводимого. Так было и с переводом «Агни Йоги», англ. перевод которой он взялся переработать, но, как мне говорили англичане, он во многих местах совершенно изменил смысл, так что они предпочитают перевод Френсис Грант. Вероятно, чрезмерный пуританизм в стиле языка иногда приводит к искажению смысла.

<...> Время очень серьезно, но и оно пройдет. Под Щитом Сил Света пройдем все препятствия. Трудности лишь приносят возможность и дают яркость жизни. Потому будем радоваться возможности усиления труда и направления всех способностей наших.

 

26.11.38

Очень порадовалась Вашим двум последним письмам. Давно уже недоставало мне весточек о Вашей полезной деятельности, а также и о Ваших впечатлениях. Вы правы, что повсюду наблюдается тревога и многие как бы чего-то ожидают, и в то же время почти никто не думает о том, где же истинная причина сложившегося положения? Уже давно все устремились лишь к благоденствию тела, забыв, что нужно воспитывать и душу и укреплять дух в твердости устремления к общему благу.

Разве не малодушие и страх телесный продиктовали все поражающие капитуляции, наблюдаемые за последнее время, последствия которых, при существующей общемировой зависимости, конечно, не могут разрешиться так просто, как думают некоторые житейские мудрецы. Лжемир ничего, кроме разложения, не принесет. Вопрос только в том, кто воспользуется таким разложением? Сейчас, именно, не столько вооружение, сколько полное единение и здоровая твердость духа решат победу. Договоры потеряли всякое значение, в самое короткое время были нарушены уже шесть таких договоров и обязательств. Не знаю, кто может верить сейчас в какие бы то ни было договоры. Почему новые договоры должны быть крепче, какие к этому основания? Мы видим, что ориентации сменяются, как апрельская погода. Кроме того, мы знаем, что однажды предатель останется таким и при новом случае. Но во всем происходящем видим неумолимый закон кармы: час урочный наступил для многих стран, потому люди так легко поддаются массовому психологированию, пример тому паника, пережитая в некоторых странах, и кульминация ее в безобразном явлении массового психоза в Америке. Именно перед нами яркий пример цивилизации без культуры духа.

Относительно Вашего труда могу сказать, что такая работа не может писаться в спешке. Необходимо собрать достаточный исторический материал и очень обдуманно скомпилировать его. Люди посвящают годы на такие труды, потому не спешите.

Правильно, что Вы хотите писать о положительной стороне религии, и такая точка зрения, рядом с осуждением всякого изуверства, должна быть явлена. Именно следует показать, что есть истинная религия и как в каждой церкви или ответвлении единой мировой истины можно найти своеобразную красоту, очистив ее от позднейших наслоений и изуверств. Лучше какой бы то ни было храм, нежели совсем без храма. Человек, ни во что не верующий, – мертв, ибо жизнь, или эволюция, может слагаться лишь верою, началом ведущим, которое всегда будет идти впереди сознаний, к нему устремленных. И мы знаем, что устремление есть психическая энергия, которая является энергией всеначальной – или жизнью.

Религия произошла от слова «религаре», что означает связь с Высшим. Потому все, искренне стремящиеся, по натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой истины.

Прекрасно, что имеются либеральные умы среди пасторов Вашей страны. Увы, нельзя того же сказать о православном духовенстве. По всем доходящим до нас сведениям из разных стран, уровень пастырей слишком упал. Косность старых становится все страшнее в своем оцепенении. Вспоминаем нашего друга Митрополита Платона (в Америке), который очень сетовал, с одной стороны, на нетерпимость и невежество своих коллег, с другой, оплакивал полное неверие, особенно среди молодых служителей. Конечно, нетерпимость и недопущение есть та почва, на которой так успешно выращивается неверие. Нетерпимость и неверие всегда идут рука об руку. Потому для охранения религиозного чувства в народе нужна чуткая, доброжелательная терпимость при несокрушимой вере в ведущее Светлое Начало Добра. Вера должна быть подкреплена всеми научными достижениями и особенно из области парапсихических исследований. Также материал, собранный во всех странах, во всех веках из свидетельств достоверных лиц, явился бы ценнейшим трудом.

<...>

Да, люди труднее всего воспринимают, что под священными одеждами, под священным кровом может приютиться тьма. Они повторяют: «Крайности соприкасаются», или: «Чем ярче Свет, тем мрачнее тьма», но смысл этого скользит по их сознанию. Они не видят переплетений света и тьмы в жизни каждого дня, откуда и проистекает сложность жизни. Не допускают, что все темное прежде всего устремляется против самого яркого источника света. История ничему не научила людей, ибо никто не интересуется именно историей роста сознания и мысли. Никто не захочет задуматься, как сложилось современное сознание и, в частности, его собственное, как установились те или иные понятия, которые и являлись основной причиной настоящего положения вещей. Сейчас для поднятия нравственного уровня молодежи необходимо было бы обратить самое большое внимание на изучение гуманитарных наук. Падение интереса к ним ознаменовало возвращение к веку варварства, несмотря на всю его блестящую цивилизацию. Прочтите также книгу Карреля «Man the Unknown», в которой он говорит о современной цивилизации, ведущей к вырождению, она имеется в переводе на лат. язык.

Конечно, все изложенное Вами в Вашем майском письме о значении начал и семьи вполне правильно. Особенно по сердцу мне слова, что «жизнь наша должна быть сердечным богослужением». Именно в труде наша молитва Богу и служение ближнему. Люди должны снова обрести радость в радости своего ближнего, должны понять, что самость, злоба, зависть принесут только бедствия, прежде всего самому носителю подобных чувств. Кто знает, в каких муках, в каких ужасах своего же порождения обретут люди понимание этого основного закона причин и следствий, которым держится и слагается вся Вселенная. Когда никакие земные меры не помогают, вернее, не принимаются, тогда космические силы вступают в действие, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Много знаков посылается на Землю, но люди или смеются над ними, или преследуют тех, кто обращает на них внимание или предупреждает о необходимости изменить мышление и понять, что общее благо – не пустые слова.

Потому приветствую каждое Ваше выступление во благо. Темы, на которые Вам приходится говорить, конечно, являются наиболее существенными и животрепещущими, так и продолжайте, сея доверенные зерна. В час урочный они принесут урожай.

Задержка в регистрации Общ. нас не удивляет, трудно допустить, чтобы оказались правы те, кто утверждает, что причину этого нужно искать в русофобстве. В моем сознании такое некультурное проявление как-то не укладывается, ибо я всегда считала Вашу страну в этом отношении передовой. Если в наш «просвещенный» век каждое научное или даже простое техническое открытие уже не является исключительной собственностью какой-либо страны, то тем более большой человек не может принадлежать одной национальности или одной стране. Что стало бы с современной культурой и цивилизацией, если бы мы наставили такие разграничения и воспрещения? Потому мотивировка, что раз кто-то не является подданным страны, то не может быть дано разрешения на существование общества его имени, кажется мне несовместимой с нашим представлением о Вашей чудесной стране. Кроме того, общество имеет за собою уже стаж десятилетия и может указать на свою полезную культурную деятельность. Разве не издало оно ряд полезнейших книг, разве не собрало оно Музей, в который вошли произведения лат., эст. и лит. художников, разве не устраивало оно культурные вечера, лекции и собрания? Да и к слову сказать, прадед и дед Н.К. были жителями города Риги. Дед прожил в Риге 50 лет. И сестры деда до сих пор живут в Латвии.

Радуемся, что первая часть Монографии близится к концу. Просили Г. Ф. отложить мысли о второй части, пока не будет распродана первая. Выслала мои письма в трех пакетах, но также прошу печатать их только, если денежные обстоятельства позволят это. Больше всего опасаемся перегрузить Ваши возможности и средства членов общества.

Теперь о Вашем доверительном сообщении о Вашем семейном быте. Могу сказать – не горюйте, мужественно смотрите в глаза действительности. Припомните и евангельские притчи о домашних и близких человека. Да и народная мудрость гласит – «У каждого очага есть свой скелет». По мере расширения нашего сознания земное одиночество становится почти неизбежным. Но разве одиночество это не пополняется – и в гораздо большей степени – сознанием радости великому сотрудничеству в Мирах Тонких и служению Вл. Света? Придет час, и жизнь пробудит сердца молчащие. Для каждого приходит его час. Для кого раньше, кому позже, для некоторых даже лишь в будущих жизнях, но пробуждение наступит. Потому терпеливо относитесь к неготовому сознанию. Ведь редчайшее явление, чтобы в семье хотя бы два члена были солидарны во всех своих устремлениях. Даже при одинаковости устремлений часто подходы настолько разнятся, что возникают трения. Вот почему при заключении браков так важно, чтобы сочетающиеся имели бы общность в самых краеугольных вопросах и устремлениях, но именно на это основное условие для согласного брака меньше всего обращается внимание.

А все-таки и на Земле Вы не одиноки. У Вас есть друзья, близкие и дальние, которые Вас любят и дорожат Вами. А сколько сердец тянутся к Вам во время насаждения благих зерен? Можете ли Вы пересчитать их? Потому не грустите и претерпите неизбежные трения, у кого их нет? Помните, что и я очень люблю и дорожу моим корреспондентом, о котором в свое время было сказано – «пусть напишет тебе», вот эти слова и легли в основу моего доверия к Вам.

<...>

Прошел первый туман, наброшенный Мюнхенским позорным соглашением, и уже показались очертания нового и еще более грозного призрака, и многие начинают оглядываться и думать – нельзя ли снова заставить кого-то таскать каштаны для себя? Несправедливости, допущенные в разных соглашениях после мировой войны, тяжко сказываются на участвовавших в решениях и проведении их. Бумеранг возвращается к тем, кто его бросил, с гораздо большей силой. Вы правы относительно Ч[ехословакии]. В какой бы то ни было форме допущенное предательство всегда карается, также однажды предатель – всегда предатель.

Привожу Беседу из «Надземного».

§ 286. «Вы знаете, насколько каждое познание встречается яростью невежества. Поистине, где больше свет, там чернее тьма. Но не нужно думать, что там будет лишь противодействие иллюзии, напротив, ярость тьмы возрастает в прогрессии, и тьма не стесняется в средствах».

«Часто можно наблюдать, как один член семьи, стремящийся к просвещению, встречает особое издевательство от всех прочих. При этом одному нужно собрать все мужество против грубых нападений всех остальных. Не часто окажется, что большинство стремится к Свету и может общими усилиями противостать тьме. Конечно, противоборство против тьмы поможет усовершенствовать силы, но, тем не менее, вопрос семейный будет краеугольным».

«Правильно осуждается поспешность решения семейного положения. Не может быть большего бедствия, нежели тьма в семье. Отсюда рождаются и бедствия будущего поколения. Мы печалуемся о семейных противоречиях, они лишают сил даже лучших борцов. Нужно подумать, сколько устремлений пресекаются в самом зачатке. Сколько кощунств и злословия изливается там, где мог бы основаться очаг добра. И сколько может теряться ценной психической энергии. Люди не дорожат этим даром, он может разлиться как панацея из разбитого сосуда. Нужно везде, где можно, помочь семейному началу».

«У Нас наблюдают за очень трудными положениями и помогают воздействиями. Но иногда раздоры бывают настолько глубоки, что воздействие может даже воспрепятствовать здоровью, ибо организм будет сопротивляться подобному наставлению. Тогда лучше временно отойти, чтобы лекарство не оказалось слишком сильным».

«Мыслитель считал, что врач должен понимать закон равновесия».

§ 242. «Вы знаете, что сеятель ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею сметен будет, о том люди не думают. Они твердят о карме и ограничивают ее своими мерами, но карма действует прогрессивно. Указанная буря захватит многих, и такое следствие обрушится на сеятеля ветра. Когда же долетит ярое следствие бури? Правильно говорят, что понятие времени относительно. Так не земными часами измеряется нападение бури. Одно остается несомненным, что сеятель и пожнет».

«Можно наблюдать за прогрессом кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать жизнеописания и летописи. Там можно наблюдать, как росла карма и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать карму наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть определен земными мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как разрастается содеянное».

«Мы говорим о капле яда, но одно малое слово может действовать, как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но качество мышления и слова человеческого не изменяется. Вспомним о высоком мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться такою же утонченностью мышления?»

«Мыслитель говорил: “Наверное, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию”».

 

31.12.38

Рада была узнать, что великие слова, сказанные вождем страны: «Латвия страна справедливости, и потому в ней не может быть притеснений», – уже подтверждаются, ибо реорганизация общества обещана, а клевета и зависть не смогли поколебать положения нашего молодого друга и того доверия, которое он приобрел у своих многочисленных пациентов.

Эти слова вождя должны быть прочувствованы всеми сотрудниками его, ибо, истинно, нет более великой основы государства, как явление справедливости. Глава страны, стремящейся к осуществлению справедливости, истинно, достоин быть Вождем.

Очень, очень счастлива была узнать, что Кл. Стан. поправляется. Много тревожилась о нем. Ему следует быть очень внимательным к своему здоровью. Также и Ив. Георг. нужно придерживаться строжайшей диеты. При напряжении солнечного сплетения каждая излишняя пища отражается сильнейшими болями. Вообще всех очень просим следить за своим самочувствием и не упускать ни малейшего симптома переутомления или недомогания. Атмосфера насыщена тяжкими токами до переполнения.

Хочу сказать дорогому Гаральду Феликсовичу, что каждое сообщение о здоровье или о деятельности и прочих обстоятельствах, относящихся до сотрудников и семей их, близки сердцу моему, и я всегда радуюсь, получая весточки и фотографии. Потому нет несоизмеримости в оповещении о всем происходящем с близкими нам и Вам по духу.

Теперь о делах. Все соображения о монографии Вы уже имеете от Н.К. Что же касается до сборника писем, то, конечно, предоставляю Рихарду Яковлевичу сделать все пропуски, замены и исправления, какие он только найдет нужными. Так, если нужно, можно выпустить и целое письмо и все повторения. Упомянутую фразу в 80-м письме можно смягчить, выпустив начало и слегка изменив, например – «по-видимому, им даже неизвестно, что большинство аристократии Англии и некоторых других стран принадлежит к разным степеням ордена и имеет свои ложи».

Если хотите заменить какое-то письмо, то посылаю Вам копию письма, которое может пригодиться по сведениям, в нем заключающимся. Но и в нем встречается повторение, например, о Космическом Магните, потому, если найдете нужным, исключите эти строки.

Относительно введения Н.К. уже писал свои соображения, и я к ним вполне присоединяюсь. Что же касается заглавия, то можно оставить просто «Письма Е.Р.». Конечно, я не хотела бы, чтобы сборник сдан был в продажу в 39-м году. И лучше, если на обоих томах будет стоять один год. Сказано, – если первый том выйдет раньше, то он может быть выдан членам общества, но в продажу книга не должна поступить раньше 40-го.

Относительно обложки предоставляю Вам решить, как дешевле. Синий цвет мне так же близок, как и пурпуровый.

Еще прошу передать мою сердечную признательность всем друзьям, участвующим в издании сборника.

Родные наши, тучи сгущаются, но все могущее идти с эволюцией, со Светом, сохранено будет. Полное доверие принесет и полную победу. Пусть все, как никогда, напрягут связующую нить сердца. Пусть Облик Света ни на минуту не затуманивается в сознании.

Должна кончать, ибо после последнего сердечного недомогания за мною очень следят, и мой старший сын через каждые полчаса заходит узнать, как я себя чувствую. Так и мне приходится подчиняться домашней тирании.

Шлю Вам самые сильные токи сердца. Храните мужество и поверх всего торжественность. Грядущий год полон событий. Щит Света над Вами.

 

04.01.39

Большое спасибо за Ваши весточки, но очень опечалило нас сообщение о продолжающемся недомогании Клем. Стан. Ему нужно обратить самое серьезное внимание на свое здоровье – и тогда все обойдется. Потому очень прошу Вас узнать, кто сейчас лучший хирург в Латвии, и убедить Кл. Ст. не откладывать посоветоваться с ним. Такие заболевания запускать нельзя. Но даже если нужна будет операция, при умелом хирурге все обойдется прекрасно. Но не следует откладывать консилиум врачей. Для здоровья все должно быть сделано. Скажите милому Кл. Стан., что я очень, очень прошу его обратиться к лучшему врачу и хирургу, нельзя запускать, совет мой Поддержан Вел. Вл. Посылаю Кл. Стан. лучшие утверждающие здоровье мысли. Присутствие Г. Ф. на консилиуме и на операции, в случае необходимости, очень желательно. Его псих. энергия благодетельна.

Радуюсь темам, на которые Вам приходится говорить, и счастлива, что Вам удается раскрыть сердца Ваших слушателей и забросить в их сознание благое семя нового понимания, согретого огнями сердца. Так и продолжайте.

<...>

Теперь относительно книг по Буддизму. Должна сказать, что, несмотря на имеющуюся обширную литературу по Буддизму, очень мало книг, которые могут дать удовлетворение. Редкие переводчики и компиляторы поняли дух этого великого Учения. Кроме того, надо иметь в виду количество сект, возникших вокруг основного Учения и которые все идут под общим наименованием Буддизма. На первом же соборе после смерти Будды получили начало 18 различных направлений в толковании некоторых метафизических понятий. Особенно много противоречивых толкований вызвала теория Майи, или относительной реальности. Некоторые толкователи доходили до такого абсурда, что начинали вообще отрицать реальность существования. Мало кто мог вместить основное Учение Будды о вмещении пар противоположений и начали придерживаться в своих метафизических представлениях той или иной крайности. Если Вы хотите иметь правильное понятие об основах Учения Готамы, то советую Вам прочесть «Основы Буддизма» Н.Рокотовой. Книга эта была собрана по Указанию, и в нее вошли данные со слов Вел. Вл. <...> Лучшим трудом по Буддизму и посейчас считается труд Васильева «Буддизм», написанный чуть ли не 80 лет тому назад. Он имеется в двух томах на русском языке, один том переведен на немецкий. Также неплоха книга немец. проф. Пишела «Будда, Его жизнь и Учение», переведенная на русский язык проф. Д.Н.Анучиным. Издана она была в 1911 году в Москве. Но почти все книги по Буддизму не лишены доли заблуждения, напр., в толковании понятия Нирваны, как полного угасания или вечной смерти.

Конечно, если Вы ищете эзотерический Буддизм, то Вы найдете его лишь в «Т. Доктрине» Е.П.Бл. Между прочим, внимательно перечитайте страницу 84 в первом томе о Майе и Иллюзии и постарайтесь основательно усвоить ее, ибо на правильном понимании относительной реальности зиждутся многие положения Буддизма.

Теперь приведу несколько бесед, отвечающих отчасти затронутым Вами вопросам:

304. «Урусвати знает, насколько своеобразно касается карма целых стран. Можно себе представить, как смешиваются кармы: личная, родовая и народная. Вы увидите страны, как бы несущие на себе какое-то проклятие. История этих стран может дать некоторую разгадку, но могут быть причины, не вошедшие на страницы истории.

Спросят – неужели несправедливость, совершенная в отношении одного человека, может отразиться на целой стране? Может, тем более, что многие воплощаются в одном народе. Все такие обстоятельства увеличивают ответственность человечества. Телесные особенности передаются на многие поколения, тем печальнее, что люди не думают, что могут передаваться все кармические признаки.

Урусвати права, полагая, что лучше воплощаться в разных народностях. Но и это соображение надо усвоить, иначе в Тонком Мире человек пытается замкнуться среди сородичей и тем лишает себя новых испытаний. В Тонком Мире сообщаются мысленно и не нуждаются в разных языках. Чудесна возможность думать на своем языке и, в то же время, быть понятым жителями разных стран. Нет надобности внушать мысли, наоборот, чем естественнее будет течение мыслей, тем легче они будут воспринимаемы. Надземна такая возможность, но осознать ее нужно на Земле, иначе приспособление может затрудниться».

309. «Урусвати знает, как трудно ремесло добра. Называем так мастерство постоянного добротворчества. Умейте отличать случайные, отрывчатые добрые мысли и действия от сознательного добротворчества. Сами люди осложняют это понятие. Они измышляют множество изречений, которые смущают слабые умы.

Они повторяют: “Он настолько добр, что мухи не обидит”. Мы же скажем: “Он не обидит мухи, но уничтожит ядовитую змею, угрожающую собрату”. Но для этого нужно знать, какая муха безвредна и какая змея ядовита. Учебники могут дать эти сведения, но нужно почерпнуть из них познание.

Нужно затратить много труда, чтобы понять, где добро. Но насколько труднее познать все побуждения, заложенные в человеке. Невозможно судить по внешним действиям. Нужно уметь заглянуть в причину деяний. Но для этого нужно научиться у древних мыслителей. Пусть обстоятельства времени были совершенно иные, но человек был тем же мыслящим существом. Предания могли многое приукрасить, но сущность подвига осталась незыблемой.

Так, изучая мастерство, не забудем о ремесле добра. Оно требует всей ответственности и осознания смысла жизни. Поистине, труднейшее мастерство, но оно ускоряет путь. Ваятель может испортить глыбу мрамора, но сколько сердец может разбить неумелый добротворец! Лишь много прилежания может сделать ваятеля искусным. Также и глубокое размышление может усовершенствовать добротворчество.

Мыслитель не уставал звать учеников к усовершенствованию в добротворчестве. Он говорил: “Пашня может быть удобрена и даст урожай, также и в познании души человека”».

[Познавайте] и учите добротворчеству на всех путях жизни.

Да, разложение велико, и особенно тяжко оно там, где люди не хотят его видеть.

 

04.01.39

Нас очень, очень тревожит положение Клементия Станиславовича, потому просим Вас посоветовать ему повидать лучшего хирурга Латвии и сделать это немедленно. Такие случаи запускать нельзя. Хорошо бы иметь консилиум, причем Ваше присутствие было бы очень желательно. Совет Вел. Вл. – «не медлить». Для здоровья нужно все сделать.

Вообще просим всех близких и сотрудников очень следить за здоровьем и по возможности не допускать переутомления. Сейчас необходима полная дисциплина как в действиях, так и в мыслях. Следует вооружиться силою духа против всех устрашений и паник. Конечно, мы переживаем сейчас время массового психоза, но и это переживем. У хранящих торжественность вырастут крылья. Совет – не осложнять ничем положения.

Читали в газетах великие слова Вашего Президента: «Латвия страна справедливости, и в ней не может быть притеснений». После такого утверждения все должно быть хорошо.

Наступивший год принесет много событий. Встретим их в полной готовности и в доверии к щиту Света.

Шлем Вам и всем близким Вашим лучшие мысли и пожелания. Храните единение и будьте на дозоре все вместе – каждый должен содействовать благополучному разрешению проблем, встающих перед обществом.

 



[1] Французский хирург и патофизиолог, нобелевский лауреат (1912).

[2] Прим. Е.И.

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик