Н.К. Рерих: "Путь"

"Письма Елены Рерих" (книга 3, фрагмент 11)

01.02.39

Рада была получить Ваше сердечное излияние по наболевшему вопросу. Вполне разделяю Ваши заботы о Рих. Як., ибо и меня мучает, что он перегружен, и так хотелось бы снять с него большую часть нагрузки по делопроизводству в Обществе. Вы, конечно, знаете, что Екат. Як. предлагает учредить группу из членов Общ., которая приняла бы на себя значительную часть всех рутинных работ. Конечно, таков и наш совет, поддержанный Вел. Вл., чтобы Рих. Як. составил такой комитет, который под его руководством ведал бы всем делопроизводством. Но, конечно, это еще не есть полное решение вопроса. Считаю, что Общество встанет на правильный путь развития, когда члены, несущие работы по делопроизводству, будут, хотя бы частично, оплачены. Именно, хотя бы за те месяцы, когда Общество функционирует. Ведь Общ. может быть закрыто уже с половины Мая до половины Сент. Конечно, кто-то дежурный будет оставаться, но такое дежурство могут принимать на себя, по очереди, члены Общ., и оно не должно быть обременительно, присутствие может быть ограничено одним, двумя днями в неделю.

Я весьма ценю творчество Рих. Як., и потому, как и Вам, мне хотелось бы, чтобы Р. Як. имел больше свободного времени для выявления своего дара. Думаю, что если бы его освободили от секретарской работы, а также и что касается устройства вечеров с гостями, которые могут свестись к трем или четырем выступлениям в год, то это уже явилось бы значительным облегчением. При семичасовой государственной службе, конечно, такое перегружение, которое Р. Як. несет сейчас, чрезмерно. Но не скроем от себя, что даже при наличии секретаря все же не мало времени потребуется от Р. Як., он ведь душа и пружина Общества. Мне казалось, что Валк. раньше помогал Р. Як. Почему прекратил он эту помощь? Неужели из-за каких-то мелких недоразумений или соображений? Это было бы жаль. Впрочем, это мои лишь соображения. И просто у К. Отт. тоже большая перегруженность своими делами.

Рих. Як. незаменим, как председатель Общ. Вы знаете, что после ухода Ф. Ден. именно Р. Як. был назван Вел. Вл. «духовным наследником Ф. Д.». Если бы Рих. Як. сложил бы с себя Председательство, то я очень опасалась бы за существование Общества.

Чудесная аура Рих. Як. помогает объединению многих трудно соединимых элементов и насыщает стремления многих душ. Кроме того, как Вы пишете, и сам Рих. Як. любит Общ., и я понимаю его, разве не есть это его великое служение? Нет такого служения, которое не требовало бы от нас самоотвержения. Потому будем стараться пояснить это и тем членам Общ., которые вполне могли бы принять на себя часть рутинной работы.

Вы пишете, что уже десять лет, как Рих. Як. отошел от латв. литературы и литературного общества. Чем Вы объясняете это? Где причина? Не в том ли, что, как обычно, все самое талантливое не подходит под существующий уровень таких обществ? Ведь во всех областях искусства и науки приходится наблюдать то же явление, а именно, все самое молодое, самое устремленное и талантливое всегда уходило от общепринятых группировок. И мне приходилось поддерживать Н.К. в его отходе от группы академических товарищей, когда развитие его таланта требовало совершенно другого окружения и горизонта, неограниченного никакими рамками, будь то националистическими или же академически принятыми и т. д. Много было битв, но я ни минуты не жалею, наоборот, я счастлива, что Н.К., несмотря ни на что, шел туда, куда звал его дух. Только на этом пути он нашел себя и свое истинное призвание. Потому если Рих. Як. любит Общ. и все связанное с Учением, то и не следует удерживать его от проявляемых им забот и устремлений. Именно его душевное горение к Учению и даст ему силу творчества. Н.К., в свою бытность директором Школы Имп. Общ. Поощрения Художеств, был занят целыми днями, ибо школа была открыта от 9 утра до 10 ч. вечера, да еще полдня по воскресеньям. А кроме того, в скольких других учреждениях Н.К. состоял председателем, или основателем, или членом комитета, и сколько вечеров уходило на такое добровольное служение! Зимою он имел очень мало времени для своего художества, иногда проходили целые недели – и он не мог взяться за кисть; только летами, в течение трех месяцев, он работал с утра до ночи.

Так и книга, которую пишет сейчас Рих. Як., не может быть написана в спешности, ибо она требует изучения большого количества материала и проникновенного творения его в огнях сердца. Потому спешить с такой работой невозможно.

Вы пишете, что, по-Вашему, – «единственное хорошее, что он может делать, это писать, и этим он гораздо лучше послужил бы Учению и Обществу». Согласна с Вами, что Р. Як. прекрасно может и служит Учению и Обществу своим литературным даром, но не согласна, что это единственный его путь и дар. Как можно ограничивать себя одним лишь проявлением? Синтез дается широким приложением всех способностей. Общение на духовной основе, именно, даст Р. Як. и углубление и новый подход к сердцам человеческим в его творчестве. Мы все должны стремиться к многообразным проявлениям в одной жизни. Все великие художники, во всех областях искусства, были крайне многосторонни в своих занятиях. Кого бы мы ни взяли, мы увидим, что все они, кроме своей главной специальности, имели еще другую и даже третью, а также нередко несли и общественные и государственные обязанности.

Вы пишете, что вот уже 10 лет, как Р. Як. не прочел ни одной книги, не имеющей связи с Теософией или Общ. Но думается мне, что то количество материала, который пришлось Р. Як. прочесть, хотя бы в связи с задуманной им книгою, потребовало не мало времени и, несомненно, дало ему попутно много осведомления и нового освещения и других вопросов. Такой труд, как новая книга Р. Як., не может считаться трудом односторонним. Подумайте, со скольких сторон ему приходится подходить и освещать самую высокую, самую сокровенную мечту человечества, которой жил и будет жить Мир! Кто же дерзнет назвать такой труд односторонним?

Вы пишете, что латышская интеллигенция считает Р. Як. односторонним и фанатиком. Но скажите откровенно, сам Р. Як. очень ли считается с мнением именно этой интеллигенции? Ведь есть интеллигенция в кавычках и интеллигенция настоящая, которая всегда крайне малочисленна. Думается мне, что Р. Як. считается лишь с последней, ибо сам принадлежит к аристократам духа. Поменьше обращайте внимания на мнения всяких умников. Они как мыльные пузыри.

Также я должна сказать, что после основных книг по Теософии и кн. Учения Жизни мало книг могут дать истинную радость тем, кто не только прочел, но и продумал и сердцем воспринял их. Большинство современных книг очень нудно читать. Именно, можно пожалеть, что писатели сейчас идут позади читателей. Так наблюдается замечательное явление, что вкусы, даже кинематографической публики, опередили предлагаемые ей постановки. В Америке кинематографы наполовину опустели, ибо публика требует более серьезных, более нравственно содержательных тем. Так нам пишут из разных источников, что и во Франции публика начинает интересоваться лекциями на духовные темы, именно на теософические; растут духовные запросы, и дешевые романы, и сенсационные темы любовных преступлений с участием тайной полиции уже в меньшем спросе. Это уже знамение нового века, грядущего в грозе и молнии.

Обратили ли Вы внимание, каким успехом пользовалась книга и постановка «Шангрила» на тему, уродливо напоминающую о Шамбале? Книга эта крайне бездарна, но даже в таком убогом изложении тема эта отзвучит в сердцах людей.

Также не огорчайтесь, если чьи-то глаза смотрят ввысь и внутрь, такие глаза и лучше, и дальше усмотрят. Самым великим заветом древности было – «познай самого себя». Этот завет таким и остался. Человек, умеющий смотреть внутрь, познает и внешнее. А устремление ввысь укажет ему и верный путь.

Также и абстрактных идей, в сущности говоря, не существует. Они лишь людьми считаются таковыми, по причине неподготовленности сознания к восприятию их. Так называемые абстрактные идеи часто имеют самое насущное, самое наипрактичнейшее применение в жизни. На что уж люди издевались над всякой метафизикой, а сейчас уже большие ученые и врачи начинают писать, что скоро люди будут излечиваться применением метафизических понятий. Только что прочла об этом статью д-ра Эд. Питвуда. Он пишет: «Метафизика скоро будет наиболее признанным методом врачевания для предотвращения и излечивания болезней как душевных, так и физических. Более вдумчивые ученые уже говорят, что причины душевных и физических заболеваний, также и всех наших успехов или несчастий, зарождаются в уме и развиваются в нем, прежде чем они проявятся наружу. Когда начинаешь изучать метафизику, приходится изумляться, скольким бедствиям подвергает себя человек, в силу неправильных убеждений и верований. Тысячи исцелений происходят ежедневно, их относят больше к случайности, нежели к науке, и, таким образом, исцеления эти проходят почти незамеченными, и никто не укажет людям на истинную причину такого исцеления. Исцеления эти были произведены правильным мышлением, которое разрушило все страхи, порожденные неправильным мышлением». В этом много истины, наши мысли – наши лучшие друзья и наши враги.

Все остальные перечисленные Вами затруднения, как, например, некоторая застенчивость и т. д., все это уйдет с приобретением навыка или опыта. Всему мы научаемся на опыте, и потому и это одоление придет.

Не тревожьтесь за Рих. Як., за его творчество. Приобщившись к Учению и служению, он нашел себя, и ничто не даст ему такого внутреннего удовлетворения, как близость к Вел. Вл. Отнимите это от него, и он станет несчастным. Р. Як. сердцем воспринял Учение, и он знает, что есть высшая радость. Он скажет словами Учения: «Разве преодоление хаоса не есть радость? Разве внесение света во тьму не есть радость? Разве сознание служения не есть радость?» Потому, родная Элла Рейнгольдовна, полностью разделяя Вашу заботу о нагруженности Р. Як. рутинной работой, которая должна быть облегчена, я все же думаю, что именно приобщение к Источнику и постоянный обмен духовными запросами даст глубину и силу творчеству Р. Як.

Конечно, я мечтаю втайне о том времени, когда явится возможность увеличить и материальный заработок Р. Як., чтобы он получил некоторый внутренний покой. Знаю, как тяжки материальные заботы, как трудно в семье разрешать их. Потому сердце мое болит и за Вас. Тяжек путь женщины, особенно, когда уровень общества не на высоте и не понимает жертвенного подвига жены и матери.

Многие мечтают о подвиге и пытаются найти его где-то вне дома и часто даже вне жизненности, тогда как наибольший подвиг часто именно там и в тех условиях, в которые мы поставлены судьбою. Мы знаем многих подвижниц, и они тем более велики, что лишь в редчайших случаях люди скажут о них доброе слово. Люди всегда верны себе, и даже в оценке подвига они отдадут предпочтение блеску и шумихе. Потому, избрав путь семейной жизни, примите его легким сердцем, и многое облегчится. Кроме того, у Вас есть самое большое, Вы обладательница величайшего сокровища. Вы имеете любовь Р. Як. и сами любите его. Это сокровище обоюдной любви труднее всего дается, потому берегите его всею бережностью, всеми струнами сердца. Знаю, как трудно талантливому человеку отказаться от личных проявлений. Р. Як. писал мне о Вашей талантливости и как он скорбит, что Вам приходится столько времени отдавать домашним обязанностям. Но смотрите на этот период, как на временный, и найдите в себе силы применить эту Вашу талантливость к созданию душевной красоты вокруг Вашего очага. Хотелось бы мне, чтобы Вы прочли биографию Марии Складовский-Кюри, этой, поистине, великой женщины и мученицы науки.

Также и о затруднении Р. Як. с речью не так уж печалуйтесь. Первое условие для всякого успеха – равновесие и гармония в окружении. Девочка Ваша очень чуткая, и чем меньше ее будут тревожить, тем лучше. Старайтесь развить в ней силу воли, это во многом ей поможет. Пусть научится доводить каждое начатое занятие до конца. Давайте также ей задания, которые она могла бы выполнить как можно добросовестнее. Дети так любят помогать взрослым в их работах, и я считаю ошибкою, что детей стараются занять всякими глупейшими игрушками и играми вместо настоящей работы, которую они могли бы легко выполнить.

Так будем думать и стремиться, как бы облегчить труд нашего родного Рих. Як., но не будем отрывать его от Общества. Помните «книгу о Жертве» в первой части «Листов Сада М.» Лишь жертвою мы восходим. Поверьте, если бы труд Р. Як. на Общество был бы вреден ему в каком-либо отношении, то никогда Вел. Вл., который знает самую глубину нашего существа, не поручил бы ему это задание. И применение указаний Учения в жизни есть наша наинасущная задача, но, конечно, не так легко это дается, но все же принятие их сердцем много облегчает наш земной путь. Внешнее выполнение ни к чему не приведет.

Мне казалось, что как Р. Як., так и Г. Фел. необходимо общение с разными общественными кругами, и, именно, наше Общество могло бы облегчить эти сношения. Все возможности приходят от людей и через людей.

Жизнь земная не легка, и у всех свои тяготы. Полезно почитать биографии выдающихся людей. Какие препятствия приходилось им преодолевать, но лишь это преодоление и создавало сильные характеры.

Обретите мужество в любви и углублении в Учение Жизни. Вы имеете сокровища, не рассыпьте их. Сейчас неслыханно грозное время и миллионы страдают невыразимо.

Обнимаю Вас от всего сердца и постараюсь помочь чем только могу.

Если сегодня тяжело, то назавтра придет радость.

 

03.02.39

Внимательно прочла Ваше письмо, и так захотелось мне Вас обнять и успокоить. Все, что Вы пишете о своем самочувствии, не должно Вас пугать. Ведь закон смены ритма незыблем во всем космосе, потому и в человеке, его отражении, эти смены неизбежны. Приливы и отливы сердечного напряжения являются непременным условием правильного нарастания сил. Если бы наше устремление шло, лишь усиливаясь в своем напряжении, то жизнь наша была бы скоротечна. Организм наш нуждается в определенном времени для закрепления новых накоплений, и тогда происходит как бы некоторый отлив энергии. Но это не значит, что внутренняя работа прекратилась, она просто перешла на другой план, и тонкое сознание наше сживается с новыми поступлениями, а нервные центры еще не могут приспособиться, потому временно человек как бы не находит выражения своего сознания. В такое время нужно очень бережно отнестись к себе и не перегружаться заботами. Св. Тереза, испанка, моя любимая подвижница, также испытывала эти отливы сердечного устремления и вначале очень печаловалась ими. Она называла их периодами «духовной засухи». В своем жизнеописании, которое совершенно замечательно, она описывает эти состояния, продолжавшиеся два, три года. В это время она почти переставала и видеть, и слышать, но такая «духовная засуха» была необходима для сохранения ее здоровья. Она должна была завершить свою миссию. Всем советую читать жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды, и многие положения в книгах Учения станут яснее; конечно, кроме того, не нужно забывать, что мы живем в исключительное время, никогда еще вражда и ярость темных сил не была так сильна, и потому можно ожидать самых неожиданных и ярых нападений. Мне очень знакомы и обычны видения многих жителей Тонкого Мира разных степеней, также и видения черных осколков разрывающихся снарядов и битв сил света с темными сущностями. Я научилась принимать это совершенно спокойно, хотя иногда потрясение атмосферы, захватывающее некоторую периферию вокруг меня, передается отраженным сотрясением моему организму. Удары, наносимые вражеским нападением, конечно, отражаются защитною сетью, и я лишь чувствую рефлекс таких ударов на самом слабом месте моего организма. Но все эти «страхования», как их называли православные подвижники, неизбежны на известных степенях духовного продвижения, им подвергались все вставшие на путь самоусовершенствования.

При сердечном обращении к Вел. Вл. такие нападения обычно немедленно рассеиваются, не оставляя никаких последствий. Потому отнеситесь как можно спокойнее к таким посещениям. Следите лишь за тем, чтобы не появлялись мысли, не отвечающие духу Учения. Особенно страшны всякие сомнения и сожаления о вступлении на путь служения. Черные подстрекатели, которые всегда кишат вокруг, только и ждут такого ослабления защитной сети, чтобы получить ближайший доступ и завладеть нашим мышлением. Не забывайте предупредить друзей о такой опасности. Конечно, во время особых космических периодов и токов, способствующих яркому проявлению низших слоев Тонкого Мира, хорошо ставить перед сном у кровати сосуд с горячей водой с несколькими каплями эвкалиптовой эссенции или масла. Тонкие жители особенно чувствительны к ароматам.

Итак, пугающее Вас спокойствие, вероятно, имеет некоторое соответствие с «духовной засухой» в описании Св. Терезы. Потому не огорчайтесь, дорогая Екатерина Яковлевна, и будьте готовы к новому очередному приливу духовных поступлений.

Теперь о Ваших соображениях относительно Общества. То обстоятельство, по которому было принято избегать говорить открыто о мировоззрении, принятом в Обществе, сложилось, конечно, из опасения, что малосведущие лица или еще неопытные члены могли исказить сущность высокого этического Учения и тем способствовать еще большим кривотолкам. Но теперь, вероятно, уже имеется некоторое число членов, которые усвоили основы Учения и могут достойно возражать на невежественные выпады. Кроме того, раз книги Учения открыто продаются и расходятся по разным слоям общества, то я не вижу причины продолжать замалчивание. Тем более что внесение Основ Этики, основ духовного воспитания должно быть приветствовано каждым разумным строем. Но, конечно, некоторые подробности об Источнике должны быть охранены. Также необходимо зорко следить за малоопытными сознаниями, входящими в состав Общества, и стараться возможно больше вызывать их на вопросы непонятных им положений в Учении. Так, например, Вы очень правильно разъяснили недоумение относительно накопления чаши достижений. Конечно, «чаша» накопляется в течение бесконечного ряда жизней, именно содержание чаши есть, как Вы выражаетесь, «квинтэссенция всех наших существований». Также несомненно, что принятием Ведущего Начала мы быстрее наполняем эту сокровищницу и тем безмерно сокращаем цикл своих земных жизней. Представление, что накопление «чаши» начинается только с осознания существования Вел. Вл. может быть приравнено к сектантскому воззрению, что лишь благодаря проявлению Христа человечество было спасено от козней дьявола. Космические законы одинаковы для всех тварей. Лишь своим усилием, лишь своими трудами может каждая тварь подниматься по лестнице эволюции. Но в Космосе проявлен также и закон великого взаимоотношения или соответствия, потому Космический Магнит, действующий в велении бытия, влечет в полном соотношении все сущее к утончению; но лишь те, кто сумели осознать его созидательную мощь, идут во главе той или иной эволюции. Великие Учителя человечества (не только земные, но и дальних миров), принявшие полностью мощь Космического Магнита, в совокупности своей, представляют Венец его, в виде Великого Космического Разума, который поддерживает гармонию или равновесие во всем проявленном Космосе. Потому естественно, что при сердечном осознании этой Ведущей Мощи человек будет стремительно увлечен на следующую и высшую ступень эволюции, при которой все устремления его трансмутируются в тончайшие энергии или отложения в «чаше». Именно эти трансмутированные энергии понесут его при смене оболочки на сложенную им высоту или сферу в Тонком Мире.

Не так важна форма представления Ведущего Начала, которая слагается в сознании, устремленном к совершенствованию, самое главное, чтобы представление это отвечало космическому размаху и вмещению и не останавливалось бы на сектантском ограничении: способность к вмещению есть наполнение «чаши». Расширение сознания или накопление «чаши» начинается с момента допущения. Все отвергнутое, все невмещенное не сложит необходимых кристаллов энергии.

Так § 135 из книги «Иерархия» следует понять широко. И когда говорится о сознании, не слитом с Владыкою, нужно понять, что здесь имеется в виду сознание, не могущее идти с эволюцией. Высшее сознание стоит во главе эволюции. Владыка, или Высший Иерарх, олицетворяет собою именно Высшее сознание, потому в этом смысле можно сказать, что человек, не признающий Высшего Иерарха, или Ведущее сознание, погружает себя во тьму и осуждает на регресс, на оскудение своей «чаши».

Тревожат меня некоторые недоумения, возникающие вокруг Учения. Так, например, иногда и канон «Господом твоим» понимается как непротивление злу. Но нет большего заблуждения, нельзя смешивать два совершенно различные понятия. При таком понимании канон «Господом твоим» может обратиться в попустительство, в потворство злу. На днях писала об этом К.О.Валковскому. Всегда радуюсь, если мне удается пояснить какое-либо недоумение около Учения, но, к сожалению, мало кто спрашивает такие разъяснения, а сердце чует, что недоумения имеются, ибо многие положения Учения становятся ясными лишь тому, кто знает, при каком случае или обстоятельстве они были даны. Потому, пожалуйста, не стесняйтесь запрашивать меня при каждой такой неясности.

Теперь о самом больном для нас вопросе, именно о перегруженности Рихарда Яковлевича. Да, нам тяжко сознавать, что у Р. Як. нет помощника в рутинной работе по Обществу. Его необходимо освободить для других работ или для высшего и внутреннего водительства общества, а также и для служения своим творчеством. Не может Общество успешно расти, не имея необходимого аппарата для производства очередных работ. Так Ваша мысль об образовании группы, которая распределила бы между собою разные обязанности по Обществу, больше чем своевременна. Считаю неотложным избрание коллектива, который принял бы на себя выполнение необходимых работ. Это тоже Совет Вел. Вл. Надеюсь, что найдутся члены Общества, которые не станут избегать возможности послужить благому делу, совершающемуся на пользу их страны, которые поймут, что приобщение к Учению налагает на них обязанность прежде всего в отношении их самих, – показать в действии, как претворились в них основы Учения. Верю, что именно среди сердцем подошедших найдутся такие, которые проявят и необходимую дисциплину при несении принятой на себя обязанности. Порядок и дисциплина являются поступательным и созидательным ритмом. Малейшее нарушение порядка и дисциплины открывает доступ хаосу, разрушительному по последствиям. Не знаю ничего прекраснее, нежели когда люди находят радость служить в самопожертвовании на общую пользу, но не также ли прекрасна обязанность и всех, получающих эту пользу, облегчить этот жертвенный труд? В данных словах имею в виду жертвенный труд нашего родного Р. Як. Сколько времени он отдает на служение членам Общества, время, которое он мог бы уделить на свою творческую работу.

Каждое общество может существовать лишь при действенной кооперации всех его членов. Знаю, что некоторые члены поставлены в такие условия, что они совершенно лишены возможности оказывать регулярную помощь, и, конечно, не о них говорю, но имею в виду тех, кто вполне могли бы послужить великому делу без особого ущерба для своих личных обстоятельств. Принятие Учения обязывает нас к принятию и основ сотрудничества. Грустно, что среди некоторых недурных людей нет понимания, что чтение Учения без приложения указаний к действию ни к какому усовершенствованию не приведет, наоборот, они даже могут оказаться на черте отступления, ибо знать и не прилагать есть уже сознательное попустительство злу.

Ваше желание видеть Рихарда Яковлевича под деревом я сейчас не разделяю, ибо всех отшельников, всех саддху, уходящих от жизни во время неслыханной битвы Сил Света с тьмою, Великие Учителя называют дезертирами. Несомненно Рихард Яковлевич издавна принес свое устремление к красоте и исполнению великих истин, и, может быть, он не раз уже уходил от земных тягостей, и потому сейчас он должен обрести равновесие, уносясь помыслами в надземную высь, в то же время утверждаться на Земле.

Кроме того, именно для Рих. Яковлевича, для его творчества необходимо знакомство с разными общественными кругами, именно развитие культурной деятельности Общества может способствовать этому общению. Возможности приходят лишь с людьми и через людей.

Можно и должно любить свою родину, но кто же из истинных сынов ее захочет ограничивать ее возможности? Такая любовь будет все тою же замаскированной самостью. Истинная любовь может думать только о расширении возможностей своего народа и будет приветствовать каждый источник, откуда эти возможности могут прийти.

 

04.02.39

На опыте я убедилась, что занятой человек всегда найдет время для каждой работы, ибо у него выработалась определенная дисциплина или система в работе, и он умеет распределять свое время. Так история утверждает, что знаменитый Ришелье брал себе в секретари лишь самых занятых людей.

Так и Н.К., состоя директором Школы Имп. Общ. Поощрения Художеств, был занят целый день. Школа была открыта от 9 часов утра до 10 вечера и еще полдня по воскресеньям. Кроме того, в скольких других учреждениях Н.К. был председателем или основателем или членом Комитета, и сколько вечеров уходило на такое добровольное общественное служение! Зимою он имел очень мало времени для своего творчества, лишь поздним вечером и по праздникам урывал время для своего любимого дела, но тем не менее все успевал.

Пусть члены Общества, как один, вдохновятся служением общему благу и найдут время для сотрудничества. Каждый труд, принесенный на великое служение, сложит прекрасные возможности для будущего.

Относительно сказанного в кн. Уч. о пребывании на солнце, то, конечно, Высшие Духи могут посещать разные Светила и Духовное Солнце, являющееся прототипом нашего физического и местопребыванием Источника Мудрости. В Беспредельности для каждого все открыто и доступно. Берегите здоровье.

 

04.02.39

Надо приучаться к общественности, к несению общественных обязанностей. Ведь такая работа, именно, входит в дисциплину Живой Этики. Иначе на чем, где и когда научимся сотрудничеству, этой главной основе Новой Эры?

Каждый трудовой камень, принесенный на пользу дела Вел. Вл., обращается в алмаз будущих возможностей. И мудрый, прежде всего, думает о будущем, которое помогает ему преображать и настоящее. Так пусть все члены Общ. приносят то лучшее, что они могут дать общему делу, и помнят, что каждое самоотвержение оценивается стократно, потому пусть каждый поступится приятностью и изберет долю рутинного труда. Устремление к самоусовершенствованию преображает каждый рутинный труд в радость достижения. Буду несказанно радоваться, когда принцип сотрудничества и даяния будет усвоен всеми членами Общ., ибо лишь этим принципом накапливается сокровищница духа.

 

18.02.39

Прошу Вас еще раз передать милым сердцу друзьям мою самую горячую признательность за память и внимание. Глубоко тронута была превосходным изданием писем, и переплет так красив! Спешно просмотрела весь том и отметила замеченные мною опечатки, прилагаю список. Красным карандашом подчеркнула несколько опечаток, изменяющих смысл, а также выпуски целых фраз и перестановку их. Такие опечатки, как слово «корреспондент» с упущением второго «р», казалось бы, вполне допустимы, принято же писать слово «официальный» через одно «ф», но Влад. Ан. утверждает, что слово корреспондент через одно «р» на анг. яз. означает нечто совершенно неожиданное, – а именно в судебной практике корреспондентом обозначается третье лицо в бракоразводных процессах! Потому придется отметить на листе опечаток. Конечно, вряд ли кто знает такие тонкости правописания, но выпуски целых строчек искажают смысл написанного. Конечно, это вина типографии.

Между прочим, Вел. Вл. указал написать еще одно короткое письмо, которое можно будет вставить во второй том. Письмо это будет включать последнюю беседу о том, когда допускается употребление мясной пищи. Это должно быть ответом тем ханжам и фанатикам, которые будут опасаться проглотить кусок мяса, но в то же время не задумаются перед нанесением смертельного удара своему ближнему. Исказители Учения утверждают, что книги Живой Этики советуют употреблять мясо, этим они вносят большое смущение в ряды некоторых теос. групп, придерживающихся во всем лишь мертвой буквы и немогущих понять сложности жизни.

Конечно, первый том можно распространять среди близких друзей. Оба тома могут поступить в продажу в конце 39 года. На всем сочинении будет стоять год 40-й.

Теперь должна сказать, что очень огорчилась присланной Гар. Фел. копией письма из Америки. Оно еще раз подтвердило, как трудно изменить природу человека. И Вам, родные, должно быть, становится все понятнее, почему дела в Америке не могли продолжаться. Властолюбие, склонность к узурпаторству, исключительность и полное отсутствие сотрудничества привели к развалу. А возможности были совершенно необычные. По изданиям и отчетам учреждений можно судить, какое множество лучших людей готовы были кооперировать, но никто не был допущен. Труднее всего усваивается великое значение единения среди ближайших деятелей, потому не могу не привести беседы по этому наинасущнейшему вопросу. Хорошо читать и перечитывать эту беседу среди всех групп.

«Вы знаете, насколько Мы настаиваем на единении. Люди думают, что это наставление имеет лишь нравственное значение, но они не понимают, что единение есть умножение энергии. Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда имеется дружное единение, ведь тогда происходит сбережение энергии. Она направляется в одно место, и такая концентрация дает яркое усиление энергии. Пусть люди приучаются понять, что каждое нравственное [наставление] есть и научный совет. Повторяю эту истину, ибо даже читающие Учение не применяют [ее] к жизни».

«Но кроме умножения Нашей помощи, единение есть как бы насос пространственной энергии. Люди забывают, что их энергия при сотрудничестве увеличивается в несколько раз. Такая прогрессия может быть вычислена, и люди еще раз могут убедиться, что доверено им и в земной жизни. Убедить можно лишь научным путем. Пусть ученые покажут, как возрастают сложенные силы, явно пусть убедятся, что сотрудничество есть лучшая магия. Но пусть даже незнающие о Нас подумают – может быть, где-то находится ценный источник энергии, который можно приложить в жизнь? Каждое такое допущение уже будет приближением к Нам. Мыслитель понимал, что сила человека не может быть исчерпана, если он помыслит о высших Источниках». ...

 

22.02.39

Спасибо большое за все Ваши добрые слова об исполненном мною труде. Я выслала Вам два тома «Тайной Доктрины», ибо третий еще не закончен. Ввиду того, что он размерами меньше прочих, мы соединим его с индексом ко всем томам, как это сделано в последнем Адиарском издании «Тайной Доктрины». Кроме того, было Указано напечатать теперь два тома.

Перевод сделан мною, и единственной моей помощницей была русская девочка, которая живет с нами, она переписала начисто весь манускрипт. Конечно, во всем, что касается тибетских и некоторых других восточных слов, я пользовалась советами моего старшего сына-востоковеда, который знает несколько восточных языков, в том числе санскрит, и вполне свободно владеет тибетским и монгольским языками.

Перевод был сделан быстро. В не очень занятые дни я успевала сделать до 15 страниц. Приступила я к этому переводу по Указанию в конце 31 года, и первый том был закончен к Марту 32 года, но затем, конечно, следовала переписка начисто и новая корректура. Второй том был начат в конце 32 г. и окончен в 33-м. Не думала я, что так скоро явится возможность напечатать такой большой труд, но мы привыкли исполнять Указания, не откладывая их, тем более, что тут же было Сказано, что друзья помогут. И вот, действительно, наши рижские друзья, узнав, что труд закончен, поспешили издать его со всею любовью. Во что обошлось все издание и в каком количестве напечатано, а также какая цена будет назначена ими для продажи, – я еще не знаю. Но если эти подробности Вас интересуют, могу точнее узнать. Труд этот выпущен друзьями лишь в этом году после того, как была закончена перерегистрация Общества. В Латвии на все свои законы. Книги продаются в книжном магазине, принадлежащем Обществу.

Теперь друзья принялись за издание моих писем, и первый том уже напечатан, но еще в цензуре. В продажу поступит лишь когда будет напечатан второй. Думаем, что можно будет выпустить оба тома к 40-му году. Если явится возможность получить первый том немного раньше, немедленно вышлю его Вам.

С нетерпением, с живейшим интересом жду копию Вашего манускрипта. Ваша книга «О скрытом Языке Жизни» стоит на полочке моего письменного стола, и я люблю поглядывать в нее. Любуюсь ясным изложением, красивым слогом и прекрасным знанием русского языка.

Время сейчас такое грозное, что все чуткие организмы особенно тяжко воспринимают колючие токи разбушевавшегося хаоса. Потому не удивляюсь, что Вы чувствуете как бы отлив сил. Вот и я только что оправляюсь от приступа сердечного недомогания. Невозможно не чуять мировую тоску! Но мы живем будущим, ибо знаем, как охраняется наша родина Силами Света. Все новые и новые знаки указывают на приближение сроков. И все мои видения сбываются в строгой последовательности. Потому такая несломимая вера живет в сердце в Высшую Справедливость и в светлое будущее. Так много хотелось бы поведать Вам, но условия таковы, что приходится постоянно помнить о бережности. Невозможно самое сокровенное, самое высокое, самое любимое доверять бумаге, которая в своем пути может пройти недружественные руки.

Послала два тома «Тайной Доктрины» и А.А.Каменской. Хотела бы спросить ее, сколько экземпляров прислать ей для раздачи друзьям, но пока что не имею от нее вести. Может быть, и Вы, дорогая Елена Федоровна, хотели бы иметь еще один экземпляр, – сообщите, и я с радостью перешлю.

Вторая часть кн. «Братство» дается вместе с другой книгой «Надземное», и обе еще незакончены. Трудно будет их расчленить. Конечно, Вы первая получите книгу, как только она будет закончена. Имеете ли Вы все книги этой серии? Если нет, с радостью дошлю.

Рады были узнать о дружественном отзыве о творчестве Н.К. со стороны През. Теос. Общ. За последние годы неоднократно до нас доходили осуждения книгам даваемого нам Учения, якобы исходившие от президентов Русск. и Адиарск. Теос. Общ., потому прочесть благие слова, приведенные в Вашем сердечном письме, было для нас приятною неожиданностью. Так хотелось бы, чтобы служители Света наконец узнали бы друг друга и прекратили всякие осуждения. Казалось бы, они знают, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. Тяжко пройти мимо посылаемого Вел. Учителями, да еще с осуждением! Наше правило прислушиваться и зорко вглядываться во все посылаемое, во все встречаемое нами по пути. Потому мы можем сказать, что приходится поражаться количеству знамений, посылаемых сейчас через всевозможные каналы, чтобы пробудить спящий дух человечества.

Между прочим, читали ли Вы чудесный том Писем В. Уч. Илар.? Труд этот озаглавлен «Тичингс оф де Тэмпль». Сейчас это издание, по-видимому, распродано, но у членов калиф. общества нет средств на второе издание. И подумать только, что так обстоит дело в богатой Америке! Не знак ли это того, что и в этой стране суждено скорое очищение. Тем более приходится удивляться самоотвержению наших рижских друзей, полагающих большую часть своего заработка на издание книг, связанных с Учением Вел. Вл. М.

Сейчас в Германии вышла интересная книга «Resonans als Weltgesetz» д-ра Буттерзака из Геттингена. Читала отзыв о ней и привожу вкратце, думаю, что Вам будет интересно. Книга эта имеет особое значение для всех изучающих психические и парапсихические феномены. Самые последние открытия в области физики (синтетическая энергия), в химии (катализ), в психологии и радиологии собраны в ней, и построено научное доказательство о существовании и поражающем воздействии высоконапряженных психолучей. Автор доказывает, что резонанс, или ответная вибрация, имеет то же значение для психофизики, что и синтетическая энергия для физики и катализ для химии. Человек представляет собою психоэлектрическое поле, которое высылает лучи различного порядка и доступные измерению. Через концентрацию эти лучи могут быть доведены до высокого напряжения (вольта). Поразительное воздействие этих лучей зависит от силы их концентрации или вольта и от резонанса (ответной вибрации) в объекте, на который они направлены. Психические лучи высокого вольта могут выявлять и контролировать огромные природные силы, заключенные в космических магнитных полях. Психолучи образуют каналы, по которым мы можем сообщаться с иными сферами. Психолучи могут материализировать и дематериализировать материю. Возможности этих лучей превосходят человеческое воображение. Психоэлектрические волны пробегают быстрее всех прочих волн. Они возвращаются к точке отправления и следуют спиралями. По пути следования эти спирали поглощают однородные волны. Этим поясняется тот факт, по которому лучи эти, возвращаясь к своей отправной точке, усиливаются в своих излучениях. Вместо того, чтобы растратить силу, они собирают ее по пути следования.

Мировое вещество представляет собою конгломерат подобных лучей. Оно образуется в силу материализации лучей и может снова быть радиировано в лучи. Душа и тело тоже представляют собою лишь различные агрегаты психоэлектрических полей. Сами по себе лучи безразличны. Воздействие их зависит, во-первых, от мысли посылающего и его объекта; во-вторых, от концентрации, с которой мысль была послана, т. е. от ее вольта; в-третьих, от отзвучивания или ответной вибрации данного объекта.

Особое значение имеет связующая мощь этих лучей, их синтез. Человечество и материя включены в обширнейшем психоэлектрическом поле. Именно вся Вселенная является таким психоэлектрическим полем. Индивидуальные магнитные поля посылают и принимают целые потоки лучей. Вселенная есть огромная область психических энергий, которые доступны каждому, кто может отзвучать им или настроить себя. Для получения их нужны интуиция, вдохновение. Итак, отзвучание управляет миром, резонанс есть мировой закон. Развитие этой электромагнитной волны должно следовать тому закону, что и волны Герца и Маркони. Человеческая концентрация сама по себе может достичь необходимого вольта (напряжения) этих лучей лишь до ограниченного предела, но так как эти лучи той же природы, что и радиоволна, то наука не должна испытывать затруднений в развитии этой психоэлектрической волны. Несомненно, это открытие будет наивеличайшим из всех, до сих пор сделанных человечеством.

Думаю приобрести эту книгу, ибо все изложенное в ней, как говорится, вода на нашу мельницу. Именно знамение времени, когда наука вступила уже на порог преддверия метафизики.

 

24.02.39

Очень буду просить Вас в беседах с нуждающимися в просветлении чаще подчеркивать ту усугубленную ответственность, которую принимают на себя подошедшие и узнавшие основы Живой Этики. Пренебрегший нравственными основами не может считаться членом духовной семьи.

Скажите таким шатающимся сознаниям, что своим поведением они бросают тень на все Учение. Недопустимо такое несерьезное отношение к самому насущному и самому основному. Подобное легкомыслие приравнивается в Учении Живой Этики к предательству. Вел. Уч. сурово осуждают каждый обман, каждое лицемерие и каждое надругание над истинным чувством. Честность есть редчайшее качество, но без него немыслимо духовное продвижение.

 

24.02.39

Большое спасибо за присылку Вашей новой книги[1]. Мы все прочли ее с большим удовольствием, и мне кажется, что она еще насыщеннее предыдущих томов. Вообще нужно сказать, все три книги читаются легко и с неослабным интересом.

Теперь относительно «установившегося», как Вы пишете, «мнения об участии Люцифера в развитии человечества на нашей планете» должна сказать, что мнение это справедливо, ибо разве Люц. не был среди Элохимов? В приведенных Вами выдержках из моих писем определенно сказано, что он был одним из Элохимов. Вы знаете, кто были эти Элохимы, также знаете и о прототипах их в высших сферах. Если в Св. Писаниях Архангел Михаил назван Богоподобным и Наипрекраснейшим, то имеются и другие носители Света менее высокой степени. Потому Люцифер, как один из Элохимов, и к тому же Хозяин Земли по космическому праву или сродству энергий, несомненно должен был участвовать в развитии земного человечества и в его умственном пробуждении. Падение Люц. и заключалось в том, что он захотел ограничить это развитие, привязав человека лишь к Земле, к своему уделу. И мы уже можем судить, насколько ему это удалось. В основе этого желания, конечно, лежала ревность или зависть к Братьям, духовный уровень которых был выше, – как наверху, так и внизу. Каждое погружение Люц. в материю или каждое воплощение все более и более затемняло его когда-то высокое сознание. В самом начале Атлантиды, или четвертой расы, даже уже в конце третьей расы, наметилось его преступное намерение. Потому в «Тайной Доктрине» экзотерически упоминаются Семь Кумар, но эзотерически их восемь. Восьмой и есть отверженный, или падший, Ангел.

Упоминаемая Вами книга Соловьева[2] о Е.П.Бл. у меня имеется. В воспоминаниях, написанных друзьями и сотрудниками Е.П.Бл., встречается определенная характеристика этого недостойного типа. Он очень добивался быть принятым в ученики, но Вл. М. не разрешил Е.П.Бл. приближать его и даже неоднократно предупреждал о его скрытых свойствах. Конечно, мелкое самолюбие не могло простить Е.П. такого отказа. Его книга является лучшим свидетельством невежества и низости автора.

Думаю, что начинать шевелить эту грязь сейчас не полезно и даже определенно вредно. Для кого думаете Вы восстановить истину? Те, кто будет заинтересован в этой правде, те, кто почует ее в сердце, находятся сейчас за чертополохом. Небольшое число из приобщившихся к Теософии знает истину, для остальных же Ваша защита останется бесцельной, ибо сознание их не вмещает ни трудов Бл., ни Великой Твердыни Света. Каждое действие, чтобы быть усиленным, нуждается в определенных сроках. Защита Е.П.Бл. должна сейчас состоять в широком распространении ее трудов. Вся же грязь, которой жалкая посредственность закидывает каждого выдающегося деятеля, сама отпадет с течением времени и с наступлением срока для нового сдвига сознания. Каждая ступень сознания несет и новое освещение фактов. Чем больше личность, тем больше предательства и ярой клеветы вокруг нее. Именно, как говорится, клевета несется за великим человеком, как пыль за всадником.

Затрудняюсь пояснить сейчас все значение колеса Будды. Но могу сказать, что очень трудно увидеть его. Для этого нужна длительная подготовка к восприятию многих стадий пространственного огня. Фохатические искры, окружающие вращающуюся свастику и накопляющиеся в полярных утолщениях центрального стержня, и в самой окружности, могут не только опалить, но именно сжечь неподготовленные восприемники. Свастика помещается в середине колеса и поперек стержня.

Вы знаете, что каждое осознание и представление какого-либо объекта тем самым приближает нас к нему. Как Вы знаете, психические наслоения объекта могут быть перенесены на его терафим. Особенно важны астральные терафимы дальних миров и астральные терафимы людей. Можно передавать человеку необычайное усиление его психической энергии, воздействуя непосредственно на его астральный терафим. Такие воздействия мне не раз приходилось видеть и ощущать при чрезвычайном утомлении и исчерпанности сил. Терафим дальнего мира, будучи осознан и вызван в представлении, приближает нас к себе или обратно приближается к нам, ибо психическая энергия, как основная, связывает все сущее. Мысль есть проявление и качество психической энергии, потому мысль может быть самым объединяющим началом.

Невежественный доклад свящ. Ионова я читала, и, конечно, ответ на него не имел бы никакого значения. Как говорится, на всякое чихание не наздравствуешься. Возражая подобным невеждам, мы лишь придаем им значение. Выход таких книжек, как Ваши, есть лучшее посрамление невежественных крикунов.

На Ваш вопрос о том, воплощаются ли евреи среди других национальностей или же они, евреи, должны вариться в своем соку, – могу ответить, что карма следует закону великой целесообразности, и потому те евреи, которые очень привязаны к своей национальности, к сожалению, и будут вариться в своем соку. То же можно сказать и о всех прочих национальностях. Конечно, такое варение в своем соку очень неполезно и, как всякое ограничение, задерживает духовное и физическое продвижение и, в конце концов, приводит к дегенерации нации.

Привожу беседу из «Надземного», «Вы знаете, насколько своеобразно касается карма целых стран. Можно себе представить, как смешиваются кармы: личная, родовая и народная. Вы увидите страны, как бы несущие на себе какое-то проклятие. История этих стран может дать некоторую разгадку, но могут быть причины, не вошедшие на страницы истории».

«Спросят – неужели несправедливость, совершенная в отношении одного человека, может отразиться на целой стране? Может, тем более, что многие воплощаются в ОДНОМ народе. Все такие обстоятельства увеличивают ответственность человечества. Телесные особенности передаются на многие поколения, тем печальнее, что люди не думают, что могут передаваться все кармические признаки».

Вы правы, полагая, что лучше воплощаться в разных народностях.

 

12.04.39

Пришла монография, была большая, большая радость. И новая внешность ее мне нравится больше, нежели ранее предложенная синего тона. Спасибо от всей глубины сердца всем друзьям, положившим средства и труд на осуществление этой прекрасной книги. Об одном приходится сожалеть – это что книга вышла в такое тяжкое, такое смятенное время, когда внимание всего мира озабочено неизвестностью завтрашнего дня и отвлечено решением тяжкой проблемы, насколько можно доверять всяким договорам, понимая, что без доверия и само существование становится невозможным.

В наше время особенно много народилось больших и малых Пилатов. Примеры изумительного легкомыслия и нравственного бессилия увеличиваются и свидетельствуют о перезрелости некоторых национальностей. Такое бессилие и можно объяснить, именно, вполне сложившеюся кармою некоторых народов. Отсутствие солидарности среди угрожаемых способствует росту сил противных.

Газеты и журналы переполнены всякими карикатурами. Но карикатура опасная вещь, обращая все в смешную сторону, она тем самым как бы разряжает нагнетенную атмосферу, и здоровое спасительное возмущение духа понижается в своем напряжении и даже может совсем раствориться. Многие современные лидеры, особенно среди англосаксонцев, учли полезность карикатур для себя. Это как бы своего рода громоотвод.

Радуюсь от всего сердца, что, несмотря на трудные дни, чувство торжественности не покидает Вас. Именно торжественность помогает правильно оценить значение происходящего переустройства мира. Мелкие житейские невзгоды отходят на задний план и уступают место великой сосредоточенности и настороженности. Щит Иерархии Света, как единый Якорь, должен особо остро осознаваться в такие суровые дни. Полное единение среди сотрудников многое облегчит.

 

22.04.39

Шлю Вам и всем милым сотрудницам мою самую сердечную благодарность за память и все добрые пожелания к 12 февраля. Не могла раньше написать и поблагодарить, ибо, начиная с Февраля до Апреля, у нас дома был лазарет. Почти все переболели инфлюэнцей. Заболел Н.К., заболела и я и пролежала почти месяц в постели, всех дольше. Но сейчас уже снова сижу за письменным столом и понемногу наверстываю запущенную работу и переписку.

Перечла Ваше письмо от 24 Января, и захотелось крепко расцеловать Вас за тот сердечный огонь, которым полны его страницы. Мне дорого качество огня Вашего сердца. Не так уж мало добрых сердец, но мужественное сердце, твердое в проведении Основ Учения, в терпимости и в сострадании к недугам и слабостям ближних явление редчайшее.

Радуюсь и твердому решению сотрудников стоять в единении в священном Дозоре. Тяжкие или, как называет их Вел. Вл., ядовитые времена пройдут. Храня великие Заветы, переживем их, не так уж будут они длительны для некоторых стран. Пусть и друзья не падают духом. Пусть для каждого приходящего найдут укрепляющее слово. Мудро помнить народную пословицу – «Человек предполагает, но Бог располагает». Многое будет иметь совершенно иные следствия, нежели те, которые учитываются житейскими мудрецами или, вернее, близорукими людьми. И храмина духа скоро утвердится. И равновесие планеты должно быть удержано. Конечно, с уравновесием этим многие не согласились бы, знай они это заранее, но, к счастью людей, Рука Ведущая и закон Кармы ни в чьих согласиях не нуждаются. Мудрее, чем в жизни, не бывает.

Прочла Вашу программу и порадовалась широте ее. Если полностью провести и невозможно, то урезать всегда возможно, но полезно самим привыкать к широким мыслям. Понимаю всю трудность настоящего времени и потому особенно радуюсь бодрому настроению милой сердцу водительницы и сотрудников ее. Действительно, все, что происходит, все к лучшему. Очищение идет по всей планете. Часто приходится вспоминать и другую народную поговорку – «Не быть бы счастью, да несчастье помогло».

Будем хранить в сердце, как наше самое великое сокровище, устремленность духа, преданность и признательность к Великому Сердцу, всех нас вмещающему.

 

24.04.39

Довольны ли Вы Вашим пребыванием в Париже? Вековые накопления сокровищ искусства и мысли создали неповторяемую атмосферу этому городу. Но думается, что современное художество, за малыми исключениями, не дало Вам вдохновения. Все эти так называемые «реализмы» и «сверхреализмы» или «сюрреализмы» являются лишь жалкими масками, надетыми на себя бездарностями. Именно современное искусство, в своем обилии всяких выдумок и отсутствии истинного воображения, в утрате стиля явило свой упадочный лик. Но истинный художник усмотрит и уловит образы красоты в самых неожиданных сочетаниях и, прочувствовав их, сумеет претворить в своем неповторенном выражении.

Велико счастье, когда в переживаемое нами тяжкое время можно находить приток сил и радость в сознании чудесных образов. Ведь искусство – живой огонь, и творение художника есть мощный собиратель жизненной энергии. Так и радуйтесь приобщением к этому живительному огню и творите во всей искренности. Искусство развивает воображение, а Вы знаете, что именно мощь воображения так необходима для продвижения во всех областях жизни. В Тонком же Мире воображение или мощь мысли есть единственный рычаг и двигатель.

Глубже вникайте и в имеющиеся у Вас книги Учения. Они являются неисчерпаемым источником вдохновения для того, кто читает их сердцем. Если в прошлые эпохи связь искусства с религией дала ему такой расцвет, то связь искусства с устремлением к Синтезу Учения Света даст ширь и мощь искусству будущего.

 

26.04.39

Вам непонятен § 73 из кн. «Община». Напомните себе его, прежде чем прочесть мой ответ. Конечно, в новом мире неизбежно встречаются так называемые узлы или конгломераты сознаний, не понимающих задач истинной эволюции. Когда эти недомыслия касаются непонимания духа, то всякое дальнейшее эволюционное продвижение становится невозможным. Тогда и получается как бы пустота, именно пустота в смысле отсутствия духовности или жизненного стимула. Духовность есть утонченное устремление к истинной эволюции, которая всегда синтетична, вмещая все понятия, все сущее. Можно усвоить основы новейшего механического или узко материалистического развития, но при отрицании значения духа они неизбежно приведут к тупику или образуют указанную пустоту. Эта пустота тем опасна, что она может неожиданно заполниться самым разрушительным или разлагающимся веществом (веществом разлагающегося сознания), которое будет способствовать образованию коричневого газа, этого злейшего врага нашей планеты. О нем Вы читали в «Криптограммах Востока».

«Община», § 86. Сказано: «Понимание материи может расти лишь там, где измена невозможна». Но какое же понимание основ бытия вообще возможно, если в душе человека таится предательство или измена? Предательство будет свидетельствовать о самом грубом невежестве, при котором никакое утонченное восприятие или познавание невозможно. Дух и материя едины, и, чтобы приблизиться к пониманию всего величия, необъятности и несказуемости этой тайны мироздания, нужно обладать высокой степенью духовности или озарения, при которой никакое предательство не может иметь места.

«Братство», § 78 и 153. Живые мертвецы воплощаются до тех пор, пока не произойдет полного разъединения высшей триады с низшими принципами. Но сонное состояние психической энергии или отсутствие устремления в человеке дает уже право считать его духовным мертвецом. Ибо при таком состоянии лишь в редчайших случаях может произойти пробуждение энергии под влиянием какого-либо большого потрясения.

«Братство», § 148. Существует легенда, что пчелы и муравьи были принесены Великими Учителями с высшей планеты на Землю в назидание людям. Их трудолюбие и общинное начало могли служить примером для многих человеческих построений.

«Мир Огн.», часть 3-я, § 562. Сказано: «Сведения о леопардах-оборотнях правильны. Учение уже обращало внимание на несомненные факты связи человека с животными. Можно видеть, что судьба таких животных отражается на определенных людях...» Человек может столь низко опуститься нравственно, что пробудит в себе все дремлющие в нем животные инстинкты, и в неистовстве своем дух такого человека может не только после смерти, но даже при земной жизни, временно, входить в тело животного, отвечающего его проснувшимся инстинктам. И тогда все происходящее с этим животным неминуемо отражается и на судьбе его одержателя. Так, если такое животное будет ранено, то и тело его одержателя будет страдать от последствий этой раны, в случае же смерти животного та же участь постигнет и его одержателя. Народные предания хранят в себе многие истины. На Востоке странные звери, или же, как их называют у нас, оборотни, хотя и редко, но все же встречаются и сейчас. Так в Тибете принято очень охранять тело умершего от оживления его через вселения в него злобных ярых духов или же духов животных. Для этого у них выработаны особые обряды. Такие оживания трупов зарегистрированы и европейскими исследователями. Причем такие ожившие трупы обычно набрасываются на кого-либо из присутствующих и в жажде крови иногда загрызают их насмерть. Конечно, такие редчайшие случаи оживления трупа духом животного возможны лишь с телом очень низкого человека и в местности или в окружении самого темного колдовства и преступности.

Теперь о сожженных людях во время инквизиции. Все, случающееся с людьми, должно быть отнесено к карме личной, групповой и даже к карме всего человечества. Часто почти невозможно отделить карму личную от кармы групповой. Карма слагается самим человечеством, и потому, когда она действует в качестве Немезиды или возмездия, она принимает такие тяжкие формы, как упомянутая Вами Инквизиция. Именно, среди человечества ангелов искать не приходится, истинно, мы живем в царстве, населенном в большинстве двуногими хвостатыми. Недаром и Князь мира сего украшен всеми животными атрибутами. В своих злобных действиях и помыслах мы прежде всего погрешаем против людей, и они же воздают нам соответственно, являясь, таким образом, орудием кармы. Именно люди так утонченно жестоки в своем возмездии!

Теперь Ваш вопрос об отсталых монадах. Будете ли Вы оправдывать ленивого ученика, который засиживается в каждом классе? Каждое бедствие, каждое зло, если проследить его до основания, есть результат невежества. Как сказано в Буддизме: «Невежество есть корень всех бедствий». Осознание этой истины дает стимул к познанию и, следовательно, к эволюции.

Винить ленивцев не будем, но пожалеть можно. И те сущности, которые достигли человеческого состояния перед самым закрытием дальнейшего доступа в него, оказались даже в лучших условиях, нежели когда-то опередившие их собратья, ибо к этому времени опередившее человечество уже могло еще шире способствовать ускоренному развитию отсталых представителей его.

Человечество продвигается лишь путем познания добра и зла. Как раньше, так и сейчас человечество подпадает одновременно под воздействие противодействующих мощных сил и влияний, и лишь его свободная воля может направить его к выбору того или иного пути (добра или зла). Несовершенство и противодействующие силы нашего мира олицетворяются в злобных представителях человеческого рода, и сейчас в усиленной прогрессии ими производится вербовка в свой стан всех отсталых, злобствующих и недовольных и всяких теплых. Но человечество никогда не было лишено Высшего Водительства, и потому с момента пробуждения в нем сознания оно ответственно за каждое свое действие, за каждый помысел. Эволюция человечества находится в его руках. Судьба человечества творится энергией всего человечества.

Описанное Вами явление о неприятии девушкой никакой пищи, кроме воды, очень характерно для известной ступени религиозного экстаза. Именно, при наличии экзальтированного состояния всякая пища вредна. Так и во время открытия духовных центров возможна лишь очень легкая пища и в малом количестве. Нередко при этом бывают рвоты, ибо желудок не принимает никакого излишка. Все нервные центры настолько напряжены, что всякое перегружение приливом крови к ним может вызвать даже смерть. Года четыре или пять тому назад в газетах и журналах много писалось о некой девушке, тоже крестьянке, уроженке Баварии, по имени Тереза Ньюманн, которая уже несколько лет как ничего не ела и лишь пила в малом количестве чистую воду, и при этом не теряла в весе. Но помимо этого замечательно то, что эта девушка ежегодно в дни страстной недели переживает евангельские дни и крестные муки Хр. Всю страстную неделю она находится в состоянии транса, в котором пересказывает все события и эпизоды, сопровождавшие осуждение и крестные муки Христа. Она описывает все происходящее, как очевидец, причем говорит также и по-арамейски и передает на этом языке некоторые подслушанные диалоги и чувствования толпы. Описанный ею крест распятия соответствует тем римским крестам, которые, по историческим данным, действительно были тогда в употреблении, как орудия казни; они совершенно непохожи на принятый в христианстве крест. При описании самого распятия у нее появляются на голове кровоточащие раны, как бы от уколов терний, также открываются раны на руках и ступнях, и она испытывает страшные страдания. Конечно, комиссия врачей, духовных лиц и газетных репортеров и пр. посещали это чудо. Девушка все время находится на попечении и под наблюдением доверенных лиц. Но последние три года ничего о ней не пишут, кажется, посещения и свидания с нею были запрещены после некоторых сделанных ею предсказаний.

Если Вас интересуют эти явления, то очень советую Вам прочесть жизнеописание Екатерины Сиенской, там Вы найдете точно такие же факты. Таких субъектов, как упоминаемая Вами Янина, нужно очень оберегать и оставлять их следовать своим путем. Такое устремление ничем насиловать нельзя. Подобные явления весьма полезны для людей науки, чтобы они еще раз могли убедиться в силе психической энергии, которая только своей мощью может питать физическое тело. Так духовная сила наглядно господствует над физической. В этом доказательство и смысл таких проявлений или воплощений, как Тереза Ньюманн и Янина.

Не унывайте, что Ваши слова не всегда доходят до сердца. Может быть, данной душе нужно еще пострадать, чтобы открылось сердце. Потому не огорчайтесь неудачей, но продолжайте, где возможно, нести утешение и просветление.

Шлю Вам пожелания идти радостно и светло по избранному Вами пути. Стремление духа к его истинному дому освобождает от всех привычек и несуществующих привязанностей.

 



[1] Письмо адресовано А.И.Клизовскому, речь идет о третьем томе его труда «Основы миропонимания новой эпохи».

[2] Имеется в виду книга Вс.С.Соловьева «Разоблаченная жрица Изида» – злобный памфлет на Е.П.Блаватскую. Не следует автора смешивать с В.С.Соловьевым – известным русским философом.

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик