Н.К. Рерих: "Путь"

"Письма Елены Рерих" (книга 3, фрагмент 4)

31.12.35

1. «Сода полезна, и смысл ее близок огню. Сами содовые поля назывались пеплом великого Пожара. Так в древности люди уже знали особенности соды. Поверхность Земли покрыта содою на широкое употребление.

Также масло Артемизии – полыни является сильным утвердителем нервной системы. Оно не разрушает, но огненно очищает от вредных наносов. Укажите доктору об этом».

Интересно отметить, что в наших местных газетах один англ. доктор сообщает, что он с большим успехом применил простую соду (употребляемую для мытья посуды) от всяких воспалительных и простудных заболеваний, включая и воспаление легких. Причем он давал ее в довольно больших дозах чуть ли не по чайной ложке до четырех раз в день на стакан молока или воды. Конечно, англ. чайная ложка меньше нашей русской. Моя семья при всех простудах, особенно при ларингите и крупозном кашле, употребляет горячее молоко с двууглекислой содой. На чашку молока кладем чайную ложку соды. Конечно, некоторые берут меньше, другие больше.

Полынь принадлежит к двенадцати знаменитым средствам Розенкрейцеров. Также полынный чай полезен при засорении и набухании гланд. Я видела мальчика с жестоко набухшими гландами, которого вылечили полынным чаем. Но, конечно, масло из полыни должно быть еще действительнее при таких заболеваниях. В наших краях местные люди употребляют размолотые листья полыни против накожных заболеваний. Они накладывают их на больное место.

2. «Не только в храмах прибавляли валериан в вино, но многие греческие вина знали эту примесь. Так и мускус, и валериан, и сода могут полезно сочетаться». Так как мускус довольно трудно усваивается некоторыми желудками, то добавление соды очень полезно. Валериан же укрепляет и удлиняет действие мускуса.

3. «Целительная сила внушения очень велика, но она может быть еще усилена. К огню внутреннему можно добавить вибрации огня пространственного. Под таким огнем понимается сила магнита и электричество. Разные виды паралича могут быть излечены под таким тройным воздействием. Конечно, магнит над головою больного должен быть значительной силы. Электризация должна быть двойной, именно, как телесная, так и вибрации воздушные. Можно убедиться, что при внушении такой мощи даже застарелый паралич может поправиться. Нужно неотложно изучать внушение. Нужно понять, что краткие внушения приносят мало пользы. Требуется длительное внушение. Даже, временно, внушающий должен жить около больного, чтобы сгармонизировать ауру. Между прочим, это условие гармонизации совсем не соблюдается. Приводят чужого человека, окруженного, может быть, вредными устремлениями, и дают полчаса показать чудодейственную силу. Каждый разумный человек должен понять, что при такой случайной постановке, кроме вреда, ничего не произойдет. Огненная сила требует к себе вдумчивого отношения».

«Даже скудоумие на нервной почве может быть излечено таким же тройным воздействием. Только внушение должно быть очень успокоительным, тогда как при параличе оно должно быть приказательным. Можно многие случаи тихого помешательства развить в здоровую жизнь. Сколько несчастных томятся в заключении!»

«Тихое помешательство, – как бы местный паралич. Нужно дружественно прикоснуться к мозгу и сердцу. Редко происходит такое сердечное прикасание. Больного или боятся или презирают. Но заболевание могло произойти не по вине самого заболевшего. Могла его оглушить вражеская стрела. Много таких случаев, когда не сам человек виновен, но его задела стрела ядовитая. Можно вылечить много таких помешанных, как бы контуженных».

Может быть, какие-либо лечебницы занялись бы такими опытами. Н.К., в бытность свою в Харб., знал сестру милосердия, обладавшую даром внушения. Многим больным, которым при операции нельзя было применить анестезирующих средств из-за слабости сердца, она внушала полную нечувствительность к боли. Интересно отметить, что для лучшего воздействия она требовала, чтобы ее оставляли на некоторое время одну с больным. Присутствие посторонних сильно ослабляло действие внушения.

Не заинтересуется ли кто-нибудь из врачей этим тройным способом воздействия и излечения застарелых параличей. Так хочется прийти всеми способами на помощь страдающим! Указанная в книге «Агни Йоги» вода, или препарат Л., есть вода Лития. Литий является мощным очистительным средством и неоценимым при многих заболеваниях. Он очень хорош при болезни печени и др. Также и Гуаякол хорош при всех легочных случаях. В древней фармакопее часто упоминается, как мощное тоническое средство, растение Авена. Наши горы полны этим растением. Но современная медицина отменила многие замечательные средства.

Добавлю еще одно сведение из книги «Аум».

«Врач замечает, что некоторые лекарства действуют совершенно различно на людей. Некоторое превосходное жизнедательное средство будет лишь половым возбудителем для определенных людей. Можно испытать людей на лекарствах. Низшая природа извлекает из вещества только низшее. Но каждая приобщенная к высшему сила почерпнет именно высшее. Такой закон нужно запомнить. Даже врач редко истолковывает правильно разные последствия лекарств, между тем, во всем есть соизмеримость».

«Врачи могут быть истинными помощниками человечества в восхождении духа. Разум врача должен усиливаться сердцем. Невозможно, чтобы врач был невежественным отрицателем. Не может врач не быть психологом и не может он пренебрегать чудесной психической энергией. Не странно, что врач упоминается в начале записей об Аум. Следует упомянуть всех, кто ответственен за связь с высшими энергиями».

Да, великие возможности в руках врачей для сдвига сознания, для направления его в высшие сферы. Целение тела должно быть объединено с целением духа.

Начала это письмо, как видите, в прошлом году во второй половине Декабря. За это время получили письмо от Гаральда Феликсовича. Все мысли, высказываемые им, очень близки, и понимаем, что ему не легко. Все новое, все необычное встречается с подозрением и хулою – это наследие наших предков. Гаральд Фел. высказывает свои мысли и о пекарне. Думаю, что можно допустить в продажу разный хлеб. Ведь дрожжи для некоторых людей очень полезны. В Америке даже лечат дрожжами от каких-то болезней. Кроме того, можно приготовить хлеб на хмелю. Мы именно употребляем хмель вместо дрожжей, и хлеб выходит превосходным и ничем не отличается от приготовленного на дрожжах. Но для всего, конечно, нужны люди, знающие и любящие дело, а найти таких самое трудное.

Теперь, помните, в «Легенде о Камне» сказано: «Законы Мудрости давно указали срок, когда затмение двойное и когда погружение святынь в волны ознаменуют появление новое Камня». Так в 23 году было двойное затмение, а в Японии священный остров исчез в волнах со всеми святынями на нем. Также на стр. 117 прочтите четвертую строку снизу – «Когда пламя...»

Сейчас ввиду происходящего предательства и построения Ам. Учреждений я бы туда, в Америку, никого и ничего не направляла, ибо может попасть во враждебные руки. Так мы достоверно знаем, что письма, адресованные нам и верным сотрудникам, часто не доходят. Большинство писем друзьям мы посылаем на другой адрес. Так наши верные сотрудники борются сейчас за свои права, дело дошло до суда. Предатели, как теперь обнаружилось, пользуясь доверием всех сотрудников, уже давно подготовляли этот захват и изъятие всех, кроме себя, из членов Совета. Битва будет упорная, ибо предатели необычайно яры в действиях своих, и одержание толкает их на безумие. Но мы знаем о конечной победе и что все обернется на пользу. Мужественно и торжественно принимаем бой за Свет и Справедливость. Подумать только, что в бывших комнатах Н.К. они устроили бар!!

 

**.**.**

Правильно, что первоаспект Проявления есть Божественный трепет в Лоне Великой Матери. Трепет, или вибрация – одновременно и Свет, ибо Свет есть движение Материи – слагает формы. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... В нем была жизнь, и жизнь была Свет человеков...» В этом вся глубина оккультного знания.

Теперь Свати, или вернее, Урусвати, есть планета Венера. Так именуют эту планету в Вел. Б. Братстве. Уру и Свати можно понять, как Атман и Буддхи, как Дух и Бож. Душу, также, если хотите, как Буддхи и Манас.

Вы спрашиваете: «Можно ли понять указание о явлении (видении) Христа в умаленных обликах и реально?» Конечно – да. Ибо средневековье сделало из Христа Недосягаемого Идеала и лишило Его всякой человечности, следовательно, и Божественности; так все Учения Востока гласят: «Нет Бога (или Богов), который не был бы когда-то человеком». Так насильственная отчужденность Христа от человеческого естества угрожала и сейчас угрожает полным разрывом общения человечества с Высшим Миром. Можно проследить, как в те времена появлялись большие Святые, которые старались восстановить это почти утраченное общение (достаточно прочесть биографии князей церкви того времени), причем все они настаивали именно на человеческом естестве Христа. Особенно яркие утверждения этому можно найти на страницах автобиографии Св. Терезы, испанской святой шестнадцатого века, и еще раньше в видениях и писаниях св. Екатерины Сиенской и Св. Гертруды. Так форма и качество видений и сообщений, полученных через такое Общение, всегда отвечают уровню сознания видящих и получающих их, а также и нуждам времени. Как сказано: «Именно по характерам видений можно писать лучшую историю интеллекта».

Всем советую прочесть автобиографию Св. Терезы, несмотря на то, что сочинение это прошло цензуру «духовного» ока падре, все же сохранились изумительные страницы. Ведь Жанна Д'Арк, Св. Тереза и Сестра Ориола Бел. Бр. – одна Индивидуальность. Церковь наша, установив догму о Едином и Единородном Сыне Божьем Иисусе Христе, тем самым опрокинула и смысл молитвы, завещанной самим же Иисусом Христом – «Отче наш иже еси на Небеси...», а также и слов Писаний: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Бытие, гл. 5, стих 1). Так установив исключительность Сыновства и естества Божьего в Иисусе Христе, Церковь тем самым разъединила его навсегда с человечеством. Так произошли страшные кощунственные явления: изъятие Иисуса Христа из жизни человечества, уничтожение Его жизненного Подвига и страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха (?!) и всех последующих. Так тенью ходит Он по миру, а тело Его в церкви заковано в ризы икон. Тело надо найти в миру и Закованного в Церкви расковать. («Иисус Неизвестный», Мережковского.)

Также Вы спрашиваете: «Если у человека при прочтении страниц Учения от внутреннего восторга появляются иногда слезы, то можно ли и здесь усмотреть также зачатки психизма?» Конечно, восторг, испытываемый при чтении Учения, не может называться проявлением психизма (в его низшем аспекте).

Не думаете ли Вы, что в данном случае кем-то просто высказано опасение, чтобы состояние восторга не перешло известных границ. Ведь человек может настолько отдаться этому сладостному чувству, что незаметно для себя утратит власть над своими чувствами и тем лишится работоспособности. Такие случаи бывали, потому во всех Учениях указывалось на необходимость равновесия и полной дисциплины своих чувств. Было время, когда я тоже хотела только жить восторгами духа и узнавать тайны Космогонии. И тогда было Вл. сказано о грозности переживаемого нами времени: «Опять забыла о Битве Божьей, никто не сидит в школе во время приступа врага» и т. д. (стр. 43 «Листы Сада М.»). Так от восторгов возвращал меня на Землю и к действиям на Земле Вел. Вл. и приучал находить радость в самой скучной рутинной работе, именно каждый труд привносит на алтарь служения Любви. Всем воинам Света сейчас будет особенно близка «Книга о Жертве». Так восхищения Духа прекрасны, но нужно следить, чтобы они не расслабляли, но усиляли нашу энергию. Будет время, когда будет возможен и некоторый уход для восхищения духа, но сейчас время грозно, и все, находящиеся на великом Служении, призываются нести свой доспех. Битва Небывалая! Потому мне так радостно, ибо сердце мое чует духовное горение членов Латв. Общ. и их усиленную деятельность в эти тяжкие дни. Исполним наш долг перед Иерархией Света и перед человечеством.

«Чую, враги будут чудным огнем поражены. Наступило время действия. Поймите преданность и мужество. Покрою вас шеломом веры, кольчугой преданности и щитом победы. Но на знамени будет Любовь-Победительница!» Сейчас всех Йогов, стремящихся лишь к достижению самадхи, Вл. называет дезертирами.

Знаю также, как нарастает напряженность чувства, когда мы не даем ей полностью излиться, именно эта сокровенная напряженность приводит нас к следующему достижению.

Наблюдайте за всеми проблесками Света, за всеми вспышками огней, когда Вы сидите или лежите в постели в темноте и с закрытыми или же открытыми глазами. Многие лучше видят с закрытыми глазами. Замечайте, какие именно цвета и при каком настроении Вы чаще видите? При этом можно направить взор как бы в средостение в переносицу, а если трудно, то на кончик носа – это очень помогает, ибо этим достигается концентрация зрения, и полученные образы не дрожат и не уходят.

Передаю слова Влад.:

«Действительно известный врач лечит не одними медикаментами, но и психической энергией. Такая явленная энергия нуждается в пополнении – такое усиление идет из Ашрама. Таким образом, вы видите сотрудничество на дальних расстояниях». «Опытный врач, оказав врачебную помощь, говорит больному: забудьте о болезни. Он знает, что обычно люди не умеют внушать себе выздоровление. Потому пусть лучше не утомляют себя сомнением в своем состоянии. Люди могли бы помогать себе выздоравливать, направив силы на заживление, но они предпочитают обессиливать себя, не давая природе делать свое благое действие. Разве не полезно вспомнить о разных воздействиях, когда говорим о Высших Мирах?» «Посылающий воздействие не всегда знает о творимом. Он заметит, что истекла его энергия, он может почуять внезапное утомление, но, как щедрый жертвователь, он не знает меру своим благодеяниям. Так родится сострадание, а затем и любовь к человечеству. Тот, кто любит, тот имеет доступ к Высшему Собеседованию».

 

25.01.36

О Донове слышала и имею несколько книг его. Они не плохие. Последователи Донова утверждают, что учитель их принадлежит к Солн. Иерархии, и ставят его превыше Вел. Учителя, давшего «Тайную Доктрину» и дающего сейчас книги Живой Этики. Знаю, что о книге «Агни Й.» сам Донов высказался, как о книге опасной, но в чем он усмотрел эту опасность, не сказал. Его ученик, некто Калименов, прочтя книги Живой Этики, восхитился ими и решил перевести «Агни Йогу» на болгарский язык. Я дала ему разрешение, и он приступил к переводу. Но когда книга была уже готова к выходу, Донов, узнав об этом, вызвал к себе Калименова и потребовал от него, чтобы он отказался от распространения этой книги и вообще прекратил интересоваться Учением Живой Этики. Мне говорили, что Калименов настолько был запуган, ибо на него ополчились все доновцы, что, как говорится, поспешно отряхнул прах от ног своих и передал книгу некоему г. Сеплевенко, не состоявшему в числе доновцев, который и собирается продолжать перевод книги Живой Этики.

Д-р Асеев имел переписку с Калименовым по этому поводу. Также одному моему корреспонденту в Болгарии приходится выслушивать много престранных утверждений со стороны доновцев. Я постоянно прошу высказывать терпимость и никому не навязывать книг Живой Этики и главное не вступать ни в какие споры. У некоторых людей каждый обмен мнений превращается в спор и в личные обиды. Конечно, последнее обстоятельство доказывает малую степень развития сознания и малое знание.

Так как мне довольно часто приходится отвечать на вопросы о Кришнамурти и Донове, считаю полезным приложить Вам мои два ответа одной даме, поклоннице Кришнамурти, которая непременно хотела доказать мне, что Кришнамурти есть Мировой Учитель. При этом она читает книги Учения, но хочет все наши общества объединить под Кришнамурти, словом, так же, как г. Пампоров пытался и пытается еще объединить все духовные ячейки под Доновым. Вам скажу, что на мой вопрос о Донове Вел. Вл. М. ответил: «Дух, устремленный к чистоте, прочти его книги и можешь сама судить». Несколько книг его я прочла и должна сказать, что они не плохие, но масштаб их совсем другой, и сравнивать их с космосопространственностью мысли, выраженной в книгах Живой Этики, конечно, невозможно.[1]

Завет Будды гласит: «Почитай свою веру и не клевещи на веру ближнего». Также и в Брахмо-Самадж указано: «Ни одно верование не должно быть опорочено, осмеяно или ненавидимо». Потому духовному учителю, претендующему на происхождение от Солнечной Иерархии, следовало бы проявить большую терпимость к другим учениям. Мерою терпимости отмеряем свое сознание.

Хотелось бы знать подробности проекта объединения всех культурных обществ в одну камеру. Также хотелось бы услышать больше о делах Общества. По некоторым намекам чуется какое-то неблагополучие.

Так, действуя осмотрительно по сознанию встречных, осторожно пробуждая их к новому пониманию, будем закладывать основы нового прочного религиозного сознания и связи с Высшим Миром.

 

24.02.36

Только что отправила Вам рукопись «Община», эта копия особо тщательно проверена и потому предполагается для печатания, вторую послала Карлу Ивановичу. Не могу выразить Вам нашей радости, что члены Рижск. Общества так устремленно, так сердечно откликнулись на Желание Вл. М., чтобы третья часть «Мира Огн.» и «Община» были бы изданы спешным порядком. Переводим Вам, как наш взнос на издание книги, двадцать долларов. Считаю, что «Община» не встретит никаких затруднений, ибо Община трактуется как Содружество, Сотрудничество и Кооператив; именно это в объединенной линии Вашей страны. Будем надеяться, что все предложенные перемены не затронут внутреннюю спаянность Общества и его намеченную культурную деятельность. При внутреннем единении членов никакие переустройства не страшны.

Получила письмо от Карла Ивановича и порадовалась его счастью. Между прочим, он пишет о статье «Энтузиасты-рериховцы», которую Вы будто бы пересылаете нам, но мы ее не получили. Также не сообщает, хорошая или плохая эта статья. Карл Иванович переслал нам письмо, полученное им от г. Хорша, вероятно, содержание его Вам известно, потому прилагаю для осведомления краткую записку об истинном положении вещей. Конечно, с содержанием ее следует ознакомить всех ближайших членов Общества, также и сообщить тем, до кого будут доходить извращенные сведения из Америки. Ведь дело дошло уже до судебного разбирательства. Предатели не останавливаются ни перед чем и распространяют циркулярными письмами и в газетах самую злостную ложь. Так наши адвокаты собираются вчинить иски за клевету. Я пишу Карлу Ив., что если понадобился бы материал для опровержения гнусной клеветы, которая несомненно и достигнет Ваших берегов, то мы можем достать все копии необходимых документов. Ведь главная цель предателей – это как можно сильнее опорочить имя, в этом они не уступают Вас. Иванову. Сейчас они стараются как можно шире оповестить, что экспедиция Н.К. встретила затруднения с местными властями. Но это самая гнусная ложь, и мы имеем все документальные опровержения от самих местных правит. Ведь Монг. Правит. не только поместило в газетах свое заявление о дружественных отношениях с экспедицией, но даже написало и издало на монг. яз. биографию Н.К., что является вообще первой биографией, написанной об иностранце. Так экспедиция нигде не встречала затруднений на своем пути, и лишь шайка человеческих отбросов, в лице Вас. Иван. и его соучастников, изощрялась во лжи и гнуснейшей клевете. Можете себе представить, что эти лжецы печатно утверждали, что Н.К. выдает себя за перевоплощение Пр. Сергия Радонежского!!! Также пресловутый Иванов со своими пособниками писали в местных газетах и даже выставляли в окнах магазинов и носили по улицам плакаты, что я урожденная еврейка Лишман, являюсь Теос. Мадонной и вместе с А.Безант воспитывала и готовила Кришнамурти к его роли Мирового Учителя!!! И будучи наследницей Е.П.Бл. и А.Безант, постоянно живу в Адьяре! Вот Вам образчики их «правды»! Так предатели в Америке плетут из этой клеветы те узоры, которые больше всего отвечают их цели – опорочению имени. Предательство четы Куломб[2] бледнеет перед размахом этих новых предателей. Как сказано, «предательство это стоит рядом с предательством Иуды». Истинно, они посягнули на Светлый План. Но мы знаем о сужденной Победе, и яркость ее будет зависеть от единения верных сотрудников и друзей. Так в Америке друзья сорганизовали новый Комитет Друзей Р[ериха], в который вошли выдающиеся культурные деятели, и собирают новый Крестовый Поход за Культурные начинания Н.К. Побуждаемые ненавистью одержимые самовольно сняли имя Р. с Музея, в котором более тысячи картин Н.К., так что музей сейчас не имеет имени. Не удивлюсь, если имя Рерих будет заменено именем Хорша. Не перечислить всего творимого предателями и в отношении наших верных сотрудников. Все принципы коллегиальности и общественности, на которых так настаивал Н.К., попраны, и царит полное самодурство. Чета Хоршей и Эстер Лихтман отказались от книг Живой Этики и вернулись в свое еврейство. Велико их кощунство. Самая страшная страница бездны падения человеческой души раскрылась перед нами! Невозможно представить себе без внутреннего ужаса размер этого предательства, после 14 лет полного доверия с нашей стороны и тех тысячей писем, написанных ими и наполненных самыми суперлативными выражениями преданности и любви к нам вплоть до половины прошлого года, когда, воспользовавшись отсутствием Н.К., они совершили полный вольт-фас, захватив в свои руки все дела. Но победа над предателями в Плане, потому мы бодро, мужественно и с торжественной радостью принимаем этот бой. Знаем, что Иерофант зла беспощаден, знаем, что предатели сильны одержанием, но также знаем, что ничто не может противостоять Свету. При единении, при бесстрашии, при полном доверии к Руке Ведущей мы одолеем все козни врагов. Знаем, что предатели будут испепелены, ибо зло должно быть уничтожено, слишком много его сейчас. Все Силы Небесные участвуют в этой неслыханной Битве. Чуткое ухо может улавливать в ночные часы вопли, несущиеся из Тонкого Мира. Ведь надземная битва еще сильнее земной! Но радостно сражаться в ряду Светлых Легионов, радостно сознавать себя воинами Светлых Сил. Так шлю и Вам и Вашей супруге всю бодрость и радость в Битве за Свет.

Н.К. просит передать Вам самый сердечный привет, также приветствуем светло и всех сочленов.

 

24.02.36

В 1921 году профессор Рерих в сотрудничестве с Зинаидой Гр. и Морис М. Лихтманами основал в Нью-Йорке Школу Объединенных Искусств, затем известную как Мастер Институт оф Юнайтед Артс. В 1922 году уже к утвержденному Правительством делу подошел г. Хорш. Правление Института образовалось в составе: проф. Рерих – президент, М.Лихтман – вице-президент, г. Хорш – казначей и Френсис Грант, – секретарь. Совет трестис[3] состоял из семи лиц: Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, М.Лихтман, З.Лихтман, Фр.Грант, Л.Хорш и Н.Хорш. Каждый из этих Трестис, имея полный голос, владеет и одной шерой[4] в общем деле. В том же году проф. Рерих основал Международный Центр Искусств – Корона Мунди, в котором много потрудился Св.Н.Рерих.

В 1923 году, отъезжая через Европу в Индию, проф. Рерих назначил президентом Мастер Института г. Хорша, сам оставаясь основателем и Почетным президентом в Тресте основанных им Учреждений. Затем по предложению проф. Рериха основался «Алатас» – издательство, перешедшее затем в издательство «Чузан», сам «Алатас» остался за Г.Гребенщиковым. Уже в отсутствие проф. Рериха группою американских почитателей был основан Музей Рериха, в котором в настоящее время собраны более тысячи картин художника. По дальнейшему предложению проф. Рериха предполагались отделы американского, европейского и восточного искусств. Затем около Музея Рериха образовалось Общество друзей Музея Рериха, которое впоследствии переименовалось просто в Общ. Рериха, имея отделы, самостоятельно работавшие в разных странах. Таким образом, в широких очертаниях выполнялась задача культурная и просветительная.

С 1923 по 1929 год Н.К.Рерих, Е.И.Рерих и Ю.Н.Рерих совершили среднеазиатскую экспедицию, давшую более пятисот картин и научные наблюдения, которые были выражены в целом ряде печатных трудов и продолжают запечатлеваться как отдельными статьями, так и целыми книгами. Так в настоящее время Ю.Н.Рерих закончил большой тибетско-английский словарь и работает над историей Средней Азии, новые материалы для которой были также собраны во время указанной экспедиции. В 1928 году было заложено проф. Рерихом и Е.И.Рерих основание Гималайского Института научных исследований.

В конце 1929 года именно во время завершения нового здания Музея в Нью-Йорке произошел всем известный неслыханный денежный кризис в Америке, бедственно отозвавшийся по всему миру. Многие друзья Учреждений пострадали при этом кризисе, и таким образом, деятельность учреждений понесла огромный ущерб. Наступили массовые крахи банков, обесценивание бумаг и недвижимой собственности. Держатели фондов Учреждений, естественно, также понесли ущерб вследствие общего падения цен. Стоимость квартир пала, налоги возрастали, и число безработных потрясающе умножилось. Об этом всеобщем бедствии достаточно известно, и возросшая задолженность Америки свидетельствует о размерах происшедшего. В связи с этим бедствием за время с 1932 до 1934 года происходила переоценка имуществ и реорганизация учреждений.

К 24 февраля 1935 года длительный процесс реорганизации закончился, причем по техническим соображениям здание, ранее носившее название «Мастер Билдинг», предоставлено было законной организации – Мастер Институт оф Юнайтед Артс, который и остался распорядителем технических вопросов. Такое распределение не только не нарушало общекультурную работу, но и явилось вполне естественным, ибо Мастер Институт был старейшим Учреждением, основанным проф. Рерихом, и ныне вступил в пятнадцатый год своего существования.

15 апреля 1935 года совершилось в Белом Доме Вашингтона знаменательное событие, а именно – 21-й страною был подписан известный Пакт Рериха о сохранении Культурных Ценностей. Сам проф. Рерих вместе с Ю.Рерихом в это время находился в Монголии, руководя экспедицией Амер. Правительства по изысканию сухостойких трав. Так по разным научным и художественным направлениям развивалась деятельность Учреждений.

В половине 1935 года проявились первые определенные знаки поразительного вольтфаса, совершенного г. Хоршем и его супругой. Надо знать, что все семь шер Мастер Института, принадлежавшие семерым трестис, были переданы ими на хранение г. Хоршу, как казначею, заведывавшему всею финансовой частью Учреждений, в чем г. Хорш выдал членам-Трестис соответственные свои расписки. Уезжая в экспедицию, проф. Рерих дал и со своей стороны полную доверенность г. Хоршу. Во второй половине 1935 года г. Хорш без малейшего повода со стороны проф. Рериха и трестис самовольно объявил об исключении из состава трестис всей основной группы начинателей дела. Иначе говоря, г. Хорш и его жена своими двумя голосами исключили пять человек, т. е. коллегиальное начало было попрано, ибо нельзя же двумя голосами исключить пять основных участников и учредителей. При этом г. Хорш, вопреки всякой очевидности, объявил, что он является единственным владельцем всех семи шер, что оказалось прямым захватом чужой собственности, ибо шеры были ему даны лишь на хранение. Также самочинно и неизвестно каким актом в состав Совета трестис Мастер Института г. Хоршем были назначены мисс Эстер Лихтман и служащий его конторы г. Ньюбергер, его зять. Таким образом, эти двое являются самозванцами.

Для защиты справедливости и коллегиального начала М. Лихтман, как вице-президент, подал в суд на действия г. Хорша, а затем и остальные четверо трестис подали о взыскании с г. Хорша принадлежавших им шер Мастер Института оф Юнайтед Артс. В настоящее время происходит судебное разбирательство. Вполне естественно, что друзья Учреждения глубоко возмутились захватными действиями г. Хорша и образовали новый Комитет друзей Музея для защиты попранных прав основной коллегии. К довершению своих недопустимых действий, г. Хорш начал рассылать в конце 1935 и начале 1936 года по разным странам циркулярные письма, в которых делаются ложные намеки без указания причин на то, что четверо, а именно: г. Хорш с женой и с мисс Эст.Лихтман и г. Ньюбергером отказались от водительства проф. Рериха и Е.И.Рерих, выказывая явное намерение произвести смущение умов. Конечно, после захвата г. Хоршем и его сообщниками чужих шер и самозванных назначений, действительно, ни о каком водительстве не может быть и речи.

В том же циркулярном письме г. Хорш извещает о том, что из состава Комитета Пакта Рериха вышли г. Уоллес, г. Г.Боргес и г. Маггофэн. Комитет этот бездействовал, а выход трех упомянутых лиц, конечно, не может иметь решающего значения, тем более, что Г.Боргес перед самым своим отозванием в Венесуэлу выражал г-же Фр.Грант полную солидарность и дружественность. Таким образом, и это сообщение в циркулярном письме г. Хорша свидетельствует о преднамеренности, которая выказывается во всех подробностях замышлений г. Хорша и его соучастников.

Нельзя забыть, что г-жа Хорш, будучи представительницей Общ. Рериха, минувшей осенью пыталась на собраниях отделов этого Общества клеветать и порочить имена проф. Рериха и Е.И.Рерих, но она не имела успеха в этом злоумышлении; и ей пришлось выслушать сильные осуждения и даже отказаться от предложенного ей доклада, как именно случилось на собрании Общества Р. в Филадельфии.

Таким образом, в Истории культурных движений весьма прискорбно и возмутительно наблюдать, как в силу преднамеренного злоумышления производятся попытки нарушить течение многолетней культурной работы. Производится смущение умов, не знающих всех обстоятельств, чтобы, воспользовавшись замешательством, довершить задуманный самочинный захват. Но в то же время отрадно видеть, как люди просвещенные быстро разбираются в действительных обстоятельствах и яро встают на защиту попранных прав культурных деятелей. Злоумышленники по обычаю всех предателей не останавливаются ни перед чем, готовы измыслить любую ложь и извратить каждое действие. Но каждый, кто хотя бы знает о присвоении ими чужих шер, может судить и о свойствах всего ими задуманного и яро выполняемого. В жизни культурных начинаний предательство является обыкновенным историческим фактом, как реакция сил противоположных. Но также история человечества достаточно ясно говорит как о судьбе предателей, так и о нерушимом росте светлых культурных начинаний.

 

10.03.36

Последние дни я немного окрепла и спешу послать Вам весточку. Ваше письмо от 15 Февраля, конечно, нашло полный отклик в сердце. Понимаю, как тяжка, как незаменима утрата огненного сердца нашего Фел. Ден. Помните, я писала Вам, что считаю Вас духовным наследником Фел. Ден., так и продолжаю. Но раз сам Фел. Ден. указал на Карла Ивановича, как на своего заместителя, то Общество поступило правильно, избрав его. Он очень старался, но натура его иная. После двухмесячного перерыва получила в самом конце февраля письмо от него, помеченное 11 Февр. Пишет, что не писал, ибо окунулся в воды личного счастья и, кроме того, был страшно занят распутыванием запущенных материальных обстоятельств. Сообщает о назначенной им Комиссии под председ. г-на Фреймана. Также пишет, что, может быть, он бывал резок в своих суждениях, ибо с нескрываемым порицанием относился к психизму, но что в Обществе много прекрасных членов и благородных женщин. Среди перечисленных имен стоит имя Вашей супруги и также все лица, упомянутые Вами, как заслуживающие получения знака Вл. Из этого письма я поняла, что пока Карл Ив. остается председателем для внешних сношений или даже просто номинальным, но не будет больше вмешиваться во внутреннюю жизнь и деятельность Общества. Что же, может быть, это есть временное решение вопроса. Ввиду происходящей битвы было бы нежелательно, чтобы в общественные круги проникали слухи о каком-то разъединении и чьем-то уходе. Я никогда не высказывалась против его желания испить чашу личного счастья, и когда он обратился ко мне с этим вопросом, ответила, что если избранная им спутница духовно близка ему, то я могу лишь приветствовать его решение. Теперь о г-же Иогансен. Должна сказать, что письма г-жи Иогансен всегда были спорадическими, и я не чувствовала в ней той твердости и сознания ответственности, которые должны отличать истинных воинов. Да и в письмах Фел. Ден. проскальзывало сомнение в основательности г-жи Иогансен; по его мнению, она очень разбрасывалась. Потому к ее сообщениям я относилась осторожно.

Действуйте так, как вам подскажет сердце. Посылаю Вам семь знаков, передайте их тем, кому думаете. Знак есть особое доверие, означающее, что Вл. признает их достойными быть воинами, сражающимися в рядах Легионов Света. Также укажите им на слова в «Криптограммах». Буцену, Зильб. и Клизовскому я перешлю эти знаки в моих письмах к ним, ибо боюсь утяжелить письмо таким количеством. Должна также сказать Вам, что День Вл. мы празднуем 24 Марта. Это число полно глубокого эзотерического значения. Число это близко ко дню ухода нашего незабвенного Фел. Ден. Как и в прошлом году, прошу Вас положить к портрету Фел. Ден. и мой цветок. В прошлое письмо к Вам мы вложили 20 ам. долл., наш посильный взнос на книги Живой Этики. Может быть, оттуда позаимствуете на покупку фризий и ко Дню Вл. Теперь наша радость, что, видимо, Гаральд Фел. подходит все ближе. Читала его письма <...>, в них сказывается чудесная, чистая душа. На некоторые его вопросы отвечу в следующем письме. Также несказанно была рада прочесть в письме Гаральда Фел. о новом огне, загоревшемся в Обществе. Это так ценно сейчас. Ведь Битва Армагеддона ужасна!!! Все истинные воины должны проникнуться серьезностью и торжественностью времени и сплотиться против всех нападений. Но чем сильнее эти нападения, тем ярче воздействие Света. Законы во всем одинаковы.

Очень тронута была словами Вашей супруги, приписанными к Вашему письму. Борения духа прекрасны, ибо они при победе высшего начала дают нам нужную крепость. Радуюсь, что Вас двое, гармоническое соединение противоположных полюсов дает прекрасные возможности.

Вчера пришли две книжечки «Иерархия» на лат. языке. Как прекрасно они изданы! Такая радость видеть эту заботу! Также цвет очень красив. Думаю, что если пурпуровый трудно найти, следовало бы «Общину» издать в этом цвете. Посылаю Вам знак для издательства, означающий Агни – Огонь на Санскрите. Этот знак можно ставить на обложку всех книг, издаваемых в издательстве. В книгах же Учения он может стоять на втором листе или на обложке в конце книг. Вероятно, Вы знаете, что знак на кн. Живой Этики означает «Майтрейя Сангха», или Община Майтр. Так же как знак Музея Эзотерически означает Мориа Рекс. Потому предатели поторопились снять этот знак со здания. Знак, который покрывал все начинания! Могла бы Вам много рассказать о дальнейшем предательстве, но это в другом письме. Но общественное мнение поднимается, и Комитет Друзей Музея действует. Так знаем, что битва ужасна, но уже видим победу Света.

Так, родные наши, не бойтесь ничего. Пусть девиз Ваш будет: «Не убоимся!» Ничто и никто не тронет того, кто в сердце своем носит Великое Изображение. Но битва, испытание и преодоление опасностей необходимы для восхождения на следующую ступень. Мы это знаем и потому сражаемся мечом духа. Трудности в жизни неизбежны, но когда мы знаем, Чей Щит над нами, то все они обращаются в достижения.

Шлю Вам и супруге Вашей радость сердца моего Вашей преданности Вл. М., Великому Образу, принявшему ответственность за нашу Планету.

Да будет светло Вам! Не убоимся!

 

02.04.36

...В памятный день 28 Марта мы собрались вечером и читали присланные нам прекрасные страницы – дань сердец огненному духу нашего родного Феликса Денисовича. В тот же день получена была весть, что Фел. Ден. «уже работает и очень озабочен состоянием Земли».

Также передаю Вам и следующие Слова: «Помянем доброго человека, пусть близкие хранят его заветы. Будут покушения, но пусть действуют твердо и не допускают разногласия. Утверждаю, что их место работы весьма нужно в будущем. Советую созывать тружеников разных отраслей. Не нужно собраний, но могут быть частные собеседования. Также можно с малыми группами, во время разговоров в Музее, затронуть разные полезные темы. Иногда можно пригласить должностное лицо также для разговора частного. Не нужно придавать вид собрания...»

Примите, родные, к сердцу эти мудрые советы. Самые лучшие контакты происходят, именно, при частном разговоре. Многолюдные собрания хороши для особых выступлений, но они исключают ценную интимность.

 

20.04.36

... Именно обособление Бога от проявленной Природы и порождает все ошибки, все страшные противоречия. Так мало кто задумывается серьезно над понятием Вездесущности Бога и, что, следовательно, сам человек есть, прежде всего, Носитель этого Бога.

Почему думать, что человек не может утратить развитые уже раз свойства: знания, любви и др.? Ведь в Космосе заключается как инволюция, так и эволюция. И если в Космосе нечто проявленное может снова разложиться в хаос, то в человеке, в этом микрокосме, вместо эволюции может произойти инволюция или разложение, когда лучшие чувства в нем, допустив комбинацию с низшими проявлениями самости, начнут претворяться в саморазрушительные энергии! Великий трагический пример мы имеем в падении Люцифера. Даже на той величайшей ступени, на которой стоял этот Архангел, могут быть падения.

Следует глубже вдуматься в понятие Абсолюта и его синонимы – Беспредельность, Мировой Разум, Абсолютная Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютная Бытийность и затем задать себе вопрос, можно ли достичь их? Потому, когда говорят о Космическом Сиянии, то это нужно понимать во всей относительности, ибо иначе что станет с Беспредельностью? Искра Божья, или Бог в нас, под воздействием сердечного устремления, может настолько воспламеняться, что, объединившись с высшим Огнем Пространства, светом своим озарит и явит нам все накопленные нами духовные сокровища или высшие энергии в величественном чувствознании. Но озарение это происходит в полном соответствии с накоплениями нашей Чаши. Потому при каждом нашем новом усовершенствовании, при каждой высшей эволюции человечества с каждым последующим кругом нашей планеты и озарения эти будут выше и прекраснее, и так в Беспредельность...

Нельзя называть «первичную Материю неодухотворенной». Ведь первичная Материя есть первичная стадия проявления духа, следовательно, самая высокая. Дух без материи есть ничто. Материей, лишенной духа, мы называем то состояние на низших планах, когда она является отбросами, входящими в Космическую переработку.

Также неправильно называть состояние Пралайи смертью, ибо такого чисто человеческого понятия, как смерть, в Космосе вообще нет, есть лишь бесконечная смена форм. Также и материя во время Великой Пралайи пребывает в своем самом высоком состоянии, и потому не может быть лишенной духа, ибо Великое Дыхание не прекращается даже во время Маха-Пралайи. Малая Пралайя оставляет все миры.

Конечно, в проявленном Космосе есть много несовершенств. Иначе не было бы и проявления, ибо жизнь Космоса в его вечном движении, из которого вытекает вся эволюция, все совершенствование. Хотя и правильно, что многие бедствия в результате часто являются не ужасами, но благом, все же следует добавить, что ужасы соответствуют состоянию сознания человечества, и потому, когда сознание человечества усовершенствуется, то не только житейские бедствия, но именно космические катаклизмы изменят свой характер ужаса, ибо сознание человека будет лучше приспособлено, чтобы противостоять как тем, так и другим. Именно в Космосе царит великий закон целесообразности.

И только сам человек, унижая и предавая свой божественный дар свободной воли, постоянно нарушает этот закон и тем ввергает себя и свою планету в несказуемые бедствия. Велико влияние человека на все окружающее его, на все космические условия – и обратно. Именно следовало бы со всею внимательностью, бережностью и спешностью начать это великое взаимодействие Сил Космических и человеческих. Жизнь человека так расширилась бы, так украсилась и облегчилась бы!

Теперь лишь хочу сказать, что Учение доступно каждому, обладающему достаточной духовностью и теми качествами, которые требуются от тех, кто стремится приблизиться к Великим Учителям. Но без этих основных качеств, перечисленных в Учении, никто не сможет быть принятым в ученики, несмотря даже на большие интеллектуальные способности. Именно Учение доступно, ибо всегда, во все времена, давалась Миру только та часть Истины, которую человечество могло или может воспринять. Но невозможно кого-либо насильно обучать истине или передать ее. Каждый должен сам найти истину. Все, что можно сделать, это лишь указать направление.

Что же касается до опытов в левитации, материализации и выделении астрала и т. д., то ведь они были явлены много раз во всех Институтах Психических Исследований и не имеют ничего общего с духовными достижениями и приближением к Учителю, даже наоборот, часто отдаляют от пути восхождения. Сам Великий Учитель демонстрировал нам все эти феномены лишь для того, чтобы покончить раз навсегда с такими явлениями и больше не возвращаться к ним и все силы устремить к духовному росту. Все Вел. Учителя очень не любят подобные Феномены и не принимают в ближайшие ученики (за редчайшими исключениями) людей, обладающих медиумизмом. Конечно, опыты с высшими огненными энергиями есть нечто совершенно другое, и они не доступны медиумам.

Также много непонимания относительно § 185 А.Й. И часто непонимание это таит в себе нечто большее, нежели просто недомыслие, в основе своей оно есть неосознанное восстание самости против авторитета или Иерархии. Так параграф этот ясно указывает на избрание земного учителя, который мог бы явиться звеном с Учителем Высшим. Ведь Учителя не могут брать на себя непосредственное руководство всеми обращающимися к Ним. Они заняты Космическими заданиями и сейчас ведут страшную битву с темными силами, стремящимися разрушить нашу планету. Потому Они дают Учение через главный провод и следят за многочисленными групповыми движениями вокруг Учения, но руководить отдельными личностями Они будут лишь в том случае, если те отвечают всем необходимым для этого требованиям. Многие из подходящих к Учению часто стоят на такой подготовительной ступени, и сознание их так засорено предрассудками и неосознанными ими предубеждениями, что, конечно, им полезно сначала иметь земного учителя, который мог бы расчистить эти заросли и подготовить сознание для той ступени, на которой они могут уже воспринять проблески приближения к Вел. Учителю. Ведь неимоверно трудно услышать Голос Владыки. Большие духовные накопления нужны для этого. И как часто в самообольщении люди-медиумы или психики принимали голоса из Тонкого Мира за Голос Учителя! Приближаться к оккультизму и изучать его могут лишь очень сильные духом, обладающие духовным равновесием и распознаванием. Много обольщений и всяких прельщений из Тонкого Мира ожидают продвигающегося по Пути. Единое мерило, единый светоч, ведущий к цели, есть чистое горение сердца. Именно чистое сердце и ясное сознание укажут верный путь. Вот почему Учение так указывает на очищение мышления, расширение сознания и на воспитание сердца.

Конечно, ни Матерь Мира, ни Будда, ни Христос не ушли из нашей Солнечной Системы и даже не ушли из сфер, окружающих нашу Планету. Наоборот, именно приблизились сейчас, ибо свирепствующий Армагеддон требует напряжения всех Сил Светлой Иерархии. Но даже если бы не было Армагеддона, все эти Высочайшие Духи продолжали бы свое усовершенствование на других Высших Мирах, но в пределах нашей Солнечной Системы. Ведь Земля не высшая планета в нашей солнечной системе! Поименованные Высокие Духи пришли на нашу Землю с Высшей Планеты, для ускорения эволюции нашего человечества, но так как Их Планета не закончила всего цикла положенной ей эволюции, то Они возвратятся на нее, когда цикл этот будет соответствовать Их духовному состоянию.

Много недоразумений и заблуждений вкралось в представление о Великом Белом Братстве, и это понятно, ибо в нашей литературе сведения [о нем] очень отрывочны и скудны и часто искажены творчеством многих рук, лишенных честности и красоты.

Что хотите Вы сказать, что «избрание Учителя указано тоже для местных учеников, которые могут избрать кого-либо из Братьев?» Если Вы предполагаете местных индусов или живущих в Индии, то они находятся в таком же положении, как и Вы. В самой же Твердыне Бел. Братства число учеников в физическом теле невероятно ничтожно; кроме того, все они уже Адепты. В столетие, может быть, один или два присоединяются к Бел. Бр. в физическом теле. Так в 1924 г. присоединилась к Ним наша соотечественница Е.П.Бл, в мужском теле, венгерской национальности. Осмеянная, оклеветанная, опозоренная и гонимая, она заняла свое место среди Спасителей Человечества. Так повторяется история, и так творит Космическая Справедливость.

Конечно, Фохат есть тончайшая энергия, и прикасание к неподготовленному организму может сжечь и причинить мучительную огненную смерть. Я видела и созерцала физическим глазом разложение физического луча на миллиарды световых искр Фохата, и после этого у меня было легкое опаление центров. Тоже видела и Кристалл Материи Люциды, все это было показано мне Вел. Уч. Также я дважды была на краю огненной смерти и была спасена лучами Вел. Вл. Но ведь эта степень опыта чрезвычайно редка, и до нее нужно пройти многие подготовительные ступени огненных явлений, иначе можно сгореть без всякой пользы. Когда приходит время приобщения к высшим огненным энергиям, тогда и все обстоятельства жизни складываются так, чтобы привести ученика в те места, где возможность такого опыта будет явлена ему. Если ученик готов, ничто не может воспрепятствовать ему получить заслуженное. Как сказано в Учении – «каждый отмерит себе свой кусок».

Так Ваши звездочки – прекрасный знак, и советую Вам со всею устремленностью, сердцем, внимательностью относиться к их появлению. Внимайте и записывайте их, когда и при каких обстоятельствах Вы видите их. Кроме лиловых, синих и серебряных могут быть и черные со светлым ободком и просто черные, также желтые и красные. Все имеет свое значение. Так я привыкла принимать черные и черные с ободком света как знаки грозные, часто угрожающие здоровью, означающие вражеское присутствие. Желтые – как предупреждающие и указующие на осторожность; красные указывают на напряжение в атмосфере, и можно ожидать землетрясений и ураганов. Остальные цвета все благие. Видимые Вами пятна разных цветов означают зачатки открытия центров. Конечно, такие цвета могут быть отнесены к проявлениям известной стадии Материи Люциды. Также виденное Вами раздвоение данного облика есть знак хороший. Привожу строки из Учения: «Иногда Вы видите самих себя в таком воспроизведении, как живых перед собою. Такое напряжение центров можно считать тоже огненным качеством. В Огненном Мире явлено зрение духа, которое не нуждается в глазных приспособлениях. Легче овладеть огненным глазом, если уже в земном состоянии можно иметь проблески таких духовных прозрений» (М.Огн., II ч.).

 

14.05.36

Только что встала с постели, воспламенилось несколько центров, и пришлось на две недели выйти из строя. Сейчас еще слаба, и потому мое письмо к Вам будет короче обычного. При страшном напряжении Армагеддона все такие явления почти неизбежны, и нужна особая бережность к здоровью. Это совет Вам и всем Вашим милым сотрудникам. Вы правы, что все личные тягости переживаются легче, когда у нас есть великое задание и забота о других, но все же мужество Ваше меня очень трогает.

Прекрасно, что Вы решили учредить философскую секцию. Ведь для борьбы с темными силами необходимо быть во всеоружии, конечно, пополнение знания есть мощный щит и доспех. В связи с этим отвечаю на Ваш вопрос, является ли разносторонняя деятельность Леонардо да Винчи достойным примером для подражания. Конечно, да, но при условии неразбрасывания, но действительного изучения. Ведь продвинувшийся Ученик обладает несколькими способностями, даже в буддийских писаниях сказано, что каждый Бодхисаттва должен владеть тремя искусствами или областями знания и одним в совершенстве. Чем больше мы знаем, тем легче нам понять всю глубину Великого плана эволюции и сложности жизнестроения. Кроме того, каждое систематическое изучение дает нам необходимую дисциплину ума для самостоятельного мышления. А ведь лишь тот, кто умеет мыслить самостоятельно, может стать действительным сотрудником Сил Света. Потому так важно всестороннее образование. Конечно, мы не можем быть специалистами во всех областях знания и искусства, но должны иметь хотя бы понятие о них. Также в желании охватить как можно больше мы должны научиться соизмерять свои силы, а главное, уметь продолжать начатое, ибо этим вырабатывается самое необходимое для ученика – качество постоянства и терпения. Может быть, Вам будет интересно узнать, что облик Леонардо да Винчи очень близок Н.К. – это одно из его воплощений.

Вы пишете, что один член О-ва спрашивает, поведет ли Гитл. к общему Благу? Должна сказать, что я твердо верю, что все совершается ко Благу. Уроки должны быть выучены, чтобы сознание могло двинуться дальше. Все создается самими людьми, и жестокая русская революция тоже не с неба упала, но явилась следствием многих вековых поражений. Во всем мире совершится великий отбор и новое уравновесие планеты. Так скажем: все к лучшему.

 

29.05.36

Вы уже имеете письмо Н.К. с нашими общими поздравлениями. Шлю Вам всю мою веру в то, что Вы, приняв духовное наследие Феликса Денисовича, олицетворите в себе его символ – символ Вождя Сердца. Пусть все ищущие Света и отягченные скорбью найдут отклик в Вашем сердце, пусть все собравшиеся под водительством Вашим почуют ту душевную теплоту, которая может согревать даже при суровом укоре. Ведь самое трудное искусство есть искусство творить отношения между людьми. Ни одно искусство не требует развития такого терпения и такой утонченной чуткости. Нужно уметь проникать в сознание, в сердца и настроения всех окружающих и приходящих; нужно уметь почувствовать тот основной тон, на котором возможно объединиться с ними и объединить их с другими. Но если в сердце заложен великий магнит любви, то все облегчается, ибо искренность этого чувства покоряет самые заскорузлые сердца. Потому вера моя с Вами, Вождем Сердца.

Также шлю сердечную благодарность ближайшим сотрудникам, выразившим свою готовность всячески сотрудничать и помогать Вам во всех делах Общества. Пусть каждый член чувствует, что истинный дом и духовное прибежище его в стенах Общества. Пусть каждый будет не только желанным сотрудником, но и членом единой духовной семьи и пусть сам научится давать на общее пользование то лучшее, что он носит в себе. Итак, пусть Любовь Объединяющая будет девизом нового Цикла.

Спасибо за все Ваши письма и за ознакомление с ближайшими членами Общества. Постепенно, если Вас это не затруднит, буду рада слышать и об остальных. Так меня глубоко тронуло описание жизни и смерти г-на Ренкуль. Несомненно, душа его и в прошлом была близка многим истинам. Отвечу его супруге на ее прекрасное и сердечное письмо.

<...>

Прошу Вас, родной Рихард Яковлевич, передайте ответ на поставленный вопрос: «Когда в Учении говорится о дальних мирах, то не подразумеваются ли другие солнечные системы или же тонкие миры в нашей солнечной системе?» Под дальними мирами следует понимать другие планеты в нашей солнечной системе, [такие], как Венера, Юпитер и др. Но когда упоминаются сферы, или Мир Тонкий, Огненный и Высший, то подразумеваются сферы-миры, непосредственно окружающие нашу планету и входящие в нашу планетную цепь. Это именно те миры-сферы, откуда приходят и куда вновь возвращаются души, покидающие наш плотный мир. Планетная цепь, состоящая из семи сфер, составляет одно целое, и все сферы-миры концентрически совмещаются одна в другой и представляют определенные планы познания или бытия. Сферы эти отвечают принципам в человеке.

Все книги третьей части «Мира Огненного» пришли благополучно. Не знаю, как и благодарить все милое сердцу содружество за такую радость! Также радуемся выходу великого труда Оригена «О Началах»; в недалеком будущем будет так важно иметь этот драгоценный труд. Так в любви творится величайшее дело и закладывается новая ступень сознания человечества. Дух наш ликует в предчувствии грядущих возможностей.

<...>

Вы спрашиваете – как понять в «Л.С.М.» слова: «Ибо дева мира окончила покров духа». Конечно, можно понять и так, как Вы понимаете это, ибо действительно в наступающей шестой расе ткани будут утончаться, и разреживаться, и близиться к утончению астрала. Интересно, что этот процесс разрежения тканей и разуплотнения физического тела указан в древнейшей Китайской медицине. Так называемый аскетизм для этого имел большое значение. Но, конечно, как все насильственное, не давал желаемых результатов.

Н.К. Вам писал о книге Принца «Во власти кармы», в которой до 170 страницы автор благоприятно комментирует кн. Живой Этики, а затем делает крутой поворот и кощунственно поносит все книги Уч. и «Чашу Востока» и пр., называя всю деятельность Л[атвийского] Общ. сатанизмом и т. д. В связи с этим получен Указ: «Пусть в Латвии поищут около Принца – найдут разгадку». Написала об этом и Карлу Ив., ибо в свое время он обострил отношения с этим неуравновешенным типом, а также потому, что, по-видимому, он больше о нем знает, и ему легче узнать о связях и окружении этого типа. Такой неуравновешенный человек является отличным орудием в руках темных и врагов. Может быть, у него имеется связь с автором брошюрки «Прав[ославный] Мир и Масонство» и т. д. Так будем на дозоре и поищем разгадку. Книги его очень расходятся среди русской эмиграции.

 

01.06.36

Вы уже знаете, с каким сердечным вниманием мы следим за Вашею благотворною работою, как радует нас Ваше понимание и применение основ Учения Света. Потому стараюсь послать Вам все, что так или иначе относится к Вашей работе. Конечно, не все можно немедленно провести в жизнь, но, как Вы правильно пишете, нужно держать это в памяти, и когда обстоятельства позволят, то и применить. Именно нужно это памятование.

Послали Ваши сердечные поздравления новому Вождю Общества и знаем, что он, как Вождь Сердца, сумеет продолжить линию нашего Феликса Денисовича и сумеет объединить разные сознания. Конечно, в этом ближайшие всемерно окажут ему помощь. Так Общество вступило в новый цикл деятельности в год свирепого Армагеддона; и потому этот цикл, также, как и Армагеддон, должен привести к победе Духа.

Очень интересно было прочесть о проведенном Вами вечере у одного врача, на котором велись беседы на духовные темы. Конечно, вопрос духа сейчас очень занимает умы, но люди обычно стесняются говорить об этом, боясь показаться смешными. Но прекрасно, что Вы умеете подходить к людям, Ваша чуткая психическая энергия открывает Вам сердца людей, и потому пользуйтесь этим даром. Говорите с людьми, дайте им высказать Вам свое самое сокровенное и, осторожными касаниями расширяя их сознание, лечите их душевные и физические раны. Также незачем говорить, откуда пришла та или иная истина или Кто именно выразил ее в таких выражениях, важно лишь передать сущность и достичь благих результатов. Потому и Учение не настаивает на Имени. Все Добро, весь Свет из Единого Источника. Беседы на возвышенные темы и радость духа так подымают вибрации и помогают исцелению.

Вы пишете, что люди не верят простым и знакомым лекарствам. Это несомненно так. Но всегда можно приложить нечто, изменяющее слегка видимость или дающее впечатление нового соединения. Так здесь, когда нам приходится давать чистую воду, мы наливаем ее в бутылочку, придавая вид лекарства, иначе люди уйдут глубоко разочарованные; а так чистая вода творит чудеса. Но сода получила повсеместное признание, и сейчас ею увлекаются, особенно в Америке, где она применяется чуть ли не против всех болезней. Я спасаюсь содой от многих воспламенений центров. Также она утишает боли в солнечном сплетении. Нам указано принимать соду два раза в день, так же, как и валериан, не пропуская ни одного дня. Сода предупреждает многие заболевания, включая даже рак.

Не удивляйтесь, если будете ощущать временный упадок сил, все тонкие организмы особенно ярко реагируют на токи пространства. А сейчас, когда битва невидимая еще сильнее видимой, такие ужасные снаряды разрываются в Тонком Мире, наполняя низшие слои, прилегающие к Земле, ядовитыми газами разложения. Уже не говоря, что и токи, исходящие от сочетаний некоторых светил, несут тоже тяжкие химизмы. Сейчас и мы, и ближайшие сотрудники наши ощущаем этот упадок сил. Лето будет тяжелое, но ничего, проживем. 27 Мая снова по всей Индии прошла сильная волна землетрясений.

Теперь хочу сказать, что меня очень тронуло, что Вы пишете мне – да, кто близок по духу, тот, конечно, хочет быть дорогим. Дух Феликса Денисовича близок нам, и, все время, мне так хотелось лично увидеть его. Все лучшие чувства к нему переношу на Вас.

Шлю бодрость и мужество, не устрашайтесь никакими нападками. Для идущего в доверии все препятствия обратятся в ковер-самолет. Но, помня об Армагеддоне, продвигайтесь со всею мудростью.

 

18.06.36

Возгорание нескольких центров на целый месяц вывело меня из строя, но сейчас силы возвращаются, и потому отвечаю на Ваше последнее письмо. Хочется думать, что сознание Ваших друзей, рассмотрев все происходящее в мире при Свете Учения, вместит эволюцию и поймет, что старый мир ушел и нужны обновления и расширения сознания, чтобы принять новые формы строительства, подсказываемые самой жизнью. Как я уже не раз писала, все происходящее ясно указывает, куда направляется эволюция. Создается эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным. И когда будет осознана односторонность узкоматериальных земных опытов, наступит, вернее, она уже наступает, следующая ступень устремления к объединению посюстороннего с потусторонним. Новые достижения в науке, новые исследования и нахождение законов психической энергии потребуют не отречения от небес, но нового проникновения и понимания их. Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. Связь миров станет очевидной, и Высшая Мудрость утвердится Силою Ведущей и связующей все бытие. Мир Будущий, Мир Высший грядет в доспехе лучей лабораторных. Лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в качестве ее, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание Высших законов, и отсюда познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения жизни. Сейчас мой совет очень внимательно присматриваться ко всем знакам, идущим из Новой Страны. Поистине, можно сказать, что чудеса Преподобного насыщают ее. Конечно, Преподобный Сергий, «Богом данный Воевода Земли Русской», есть Единая Великая Индивидуальность, столь близкая нам. Теперь Вы понимаете, почему появилась кн. «Знамя Преподобного». Близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и Строителем его Государства и Кто его Заступник, Хранитель и Водитель.

Что касается прочих жизней Учителя всех Учителей, то ищите их как среди великих Сынов Света, так и во всех эпохах, во всех народностях. Когда было нужно дать человечеству новую ступень сознания или закрепить и очистить данный Завет, Великий Дух жертвовал Собою и принимал Чашу Подвига. Так и в книге «О Жертве» найдете Их. Но об этом пишу Вам доверительно и прошу не говорить этого неподготовленным сознаниям. На их вопрос о жизнях Вел. Уч. скажите общо, что Светлые Уч. есть прародители нашего сознания, и они появлялись во всех эпохах в обликах Высочайших Духовных Учителей, Философов, Законодателей и Царей. С сознаниями, не знающими, как обойтись с величайшими Понятиями и потому легко кощунствующими, нужно быть очень Осторожным.

Теперь Ваш вопрос о шестой расе. Да, во всех теософических книгах, даже в «Тайной Доктрине», можно найти указание, что шестая раса собирается в Америке. Но именно в «Тайной Доктрине» я встретила противоречие – в одном месте сказано, что в Америке нарождается шестая подраса пятой расы, а в другом – шестая раса. Конечно, разница в этих понятиях подрасы и коренной расы – огромная. Но приходится принимать во внимание количество рук, корректировавших издание англ. «Тайной Доктрины». При нарождении Америки большинство переселенцев принадлежало к шестой и даже седьмой подрасам пятой расы. Но, что касается шестой расы, то отдельные индивидуумы, принадлежащие к ней, конечно, нарождаются во всех странах и к определенному времени. Большинство их будет собрано в главных и безопасных местах. Семена пятой расы были спасены, семена шестой расы будут охранены.

Каждый дух, или монада, зарождается под лучами определенного Светила, и потому зерно духа его заключает в потенциале своем все тождественные энергии, присущие этому Светилу, которое остается его ведущим Светилом на всю Манвантару. Так энергия зерна духа Хозяина Земли вполне тождественна с энергиями, излучаемыми нашей Землей. Дух Владыки планеты проходит, конечно, через человеческую форму (высшие центры планеты заключаются в высших центрах человека), как первоучитель овладения присущей ей материи, и потому он является знатоком свойств этой материи. При достойном состоянии он ценный друг всех новообразований, нет противных действий, лишь поиски взаимополезные. Но не так мыслит Хозяин Земли, он не желает дружбы Духа. Теперь можете представить себе, как знает все коридоры Земли Хозяин ее. И насколько всякое излишнее просвещение не отвечает его плану обособления земли от прочих Миров. Его слуги не прочь узнать для себя полезное и даже имеют совещания, как употребить находки во вред движению духовности. Но его несчастье в том, что движения духа очень быстры, и резервуар Источника Сил Б. Бр. велик. Но в изобретательности ему отказать нельзя, особенно теперь, когда наступили сроки. Грозен бушующий Армагеддон.

Так все человечество в зерне духа принадлежит к разным планетам, хотя и находится на Земле, на одной из временных станций своих. Конечно, множество духов принадлежит к Светилу, или Лучу Дхиани-Буддхи, зародившему их, но лишь ближайший к этому Лучу или старший, опередивший в духовном развитии, становится во главе планеты. Так каждый Вел. Уч. собирает около Себя ближайших Ему по Лучу или по потенциалу энергий, потому так разрушительны все шатания и отходы от раз избранного Учителя. В безумии шатания мы можем отойти от своего Космического Отца, который Один может зажечь наши центры во всем их совершенстве. Теперь Вы понимаете, как связь между Гуру и учеником может быть священна! Ибо кто может знать, если ему не будет открыто, что избранный им Гуру не является его Космическим Отцом и Гуру? И среди подошедших к Учению есть такие, которые перебегают от одного Учителя к другому, считая, что они скорее преуспеют. Но, конечно, так поступают только невежды, которые не понимают значения оккультной связи, не знают, с каким трудом и терпением ткется она, и как гнев, раздражение, сомнение, не говоря уже о предательстве и отступничестве, мгновенно могут уничтожить даже долголетнюю работу. В «Тайной Доктрине» сказано, что «человеческие монады, рожденные под одною и тою же планетою или, вернее, под излучением одного и того же Планетного Духа или Дхиани-Буддхи, являются во всех своих последующих жизнях душами-близнецами или душами-сестрами на этой Земле». Так слова Христа: «Мой Отец более Меня», или «прославляйте Отца Нашего, который на небесах», или «тогда праведники воссияют, как солнце в царстве Отца Их» (не нашего) – имели целью показать, что группа учеников и последователей, привлеченная к Нему, принадлежала к тому же Дхиани-Буддхи, Звезде или Отцу и к тому же планетному царству и подразделению, что и Он. Звезда, под которой рождается человеческая особь (монада), говорит оккультное Учение, останется ее звездой на протяжении всего цикла ее воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть ее астрологическая звезда. Последняя касается и связана лишь с личностью, первая с истинной индивидуальностью. Ангел, или Владыка этой Звезды, или Дхиани-Буддха, связанный с нею, будет, так сказать, либо руководящим, либо просто наблюдающим Ангелом при каждом новом воплощении Монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее проводник – человек может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый Адепт имеет своего Буддху, свою старшую Душу-Близнеца, и Она знает Его, будучи Отчей Душой и Отцом-Огнем. Лишь при последнем Посвящении, стоя лицом к лицу с блистающим «Обликом», мы познаем Его. Так, истинным Ангелом-Хранителем нашим мы можем считать Дхиани-Буддху Планеты, под лучами которого зародилась наша человеческая особь.

Во все эпохи можно найти пустые гробницы или замененных покойников. Так существует могила Сен-Жермена, а на самом деле там похоронен заместитель. Федор Кузьмич и Александр Первый – одно лицо. Но к романам Краснова нужно относиться с большим разбором. Несомненно, он уловил кое-что из пространственных рекордов, но преломил чрезвычайно искаженно. Я уже писала, что интересующее Вас лицо погибло. Погиб и его сын в автомобильной катастрофе. Семьи моих двоюродных братьев Кн. П. были очень дружны с упомянутым лицом, и даже отречение произошло в квартире одного из них. Так считайте, что тот исторический цикл закончился. Река вспять не течет. Новый грядущий цикл, конечно, прекраснее, ибо все знаки Небесные своими сочетаниями утверждают Знак великого Обновления и Благоденствия. Пусть сердце подскажет Вам, откуда исходит это Благоденствие. Всматривайтесь внимательно во все знаки и увидите, как многое совершается сейчас и как сердце может радоваться быстроте событий. Нет такой силы, которая могла бы остановить Колесо Кармы. Все бедствия, постигающие ту или иную страну, не случайны, потому нет места ни озлоблению, ни саможалению. Но посмотрим разумно и приложим все усилия, чтобы расширить сознание и понять совершающееся. Наблюдайте зорко события и увидите, как сокрушаются раздутые величины, карме послушные.

Правильно, что лишь от нас самих зависит, почерпать во всем и отовсюду либо грязь, либо добро. Золотой Путь, или Путь великого Равновесия, заповедан всеми Великими Учителями. Но если кто не чувствует влечения к часто бездарным кино или омертвелым ритуалам, то пусть не насилует себя. Ибо это будет просто ненужной тратой времени, и он может с большей пользой употребить его на другой, интересующий его труд. Не думаю, что можно было бы переубедить церковников, бывая в их среде и беседуя с ними. Лучше не дразнить их. Вот, если они сами постучатся к Вам, тогда другое дело, но идти к ним, чтобы открыть им глаза, бесполезно и даже опасно; к чему создавать врагов, которых уже и так достаточно? Привожу притчу из жизни Будды. Конец ее вполне отвечает Вашей беседе, подтверждая высказанные Вами мысли.

«Анатхапиндика, человек несметного богатства, прозванный «Покровителем сирот и Другом бедных», услышав, что Будда остановился в бамбуковой роще вблизи Раджагрихи, немедленно отправился к Нему. Благословенный тотчас же увидел чистоту сердца Анатхапиндика и приветствовал его благостными словами. Анатхапиндика сказал: «Я вижу, что Ты – Будда, Благословенный, и хочу открыть Тебе мое сердце. Выслушай меня и посоветуй, как мне поступить. Моя жизнь полна работы, и я приобрел большое богатство, я окружен заботами. Тем не менее, я люблю свое дело и прилежу ему со всем усердием моим. Много людей работают у меня, и благосостояние их зависит от успеха моих предприятий. Но я слышал, как Твои ученики восхваляют благодать и радость жизни отшельника и осуждают суету мирскую. Благословенный, говорят они, отказался от своего царства и нашел путь праведный и тем подал пример всем, как достичь Нирваны. Сердце мое жаждет поступить справедливо и стать благословением для всех моих ближних. Потому я хочу спросить Тебя, должен ли я отказаться от моего богатства и моих дел и, подобно Тебе, избрать бездомие, чтобы достичь благодати и праведной жизни?»

Будда ответил: «Благодать праведной жизни достигается каждым, кто следует благородному Пути Восьми Ступеней. Тот, кто привязан к богатству, пусть лучше отставит, нежели позволит отравить им свое сердце, но тот, кто не привязан к богатству и кто, обладая им, праведно употребляет его, будет благословением своим близким. Я говорю тебе, сохрани свое положение и еще усерднее приложи свое умение к делам твоим. Не жизнь, и не богатства, и не власть делает из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти. Бикшу, который уходит из мира, чтобы вести жизнь беззаботную и бездеятельную, ничего не достигает. Ибо жизнь в лености есть отвращение, и немощь силы должна быть презираема. Дхарма Татхагаты требует, чтобы каждый человек освободился от иллюзии самости, очистил свое сердце и отказался от жажды к наслаждениям и вел праведную жизнь. И что бы человек ни делал – будет ли он ремесленником, купцом, или воином, или удалится из мира и посвятит себя молитвенному созерцанию, – пусть он вложит все свое сердце и прилежание в свою работу, пусть он будет усердным и деятельным. И если он будет как лотос, который растет в воде и, тем не менее, остается не тронутым ею, если он будет биться в жизни, не питая зависти и ненависти, если будет вести жизнь не для услаждения самости, но лишь для истины, тогда радость, мир и благодать несомненно пребудут в сознании его».

 



[1] Идеи Донова были развиты его учеником Михаилом Айванховым, тоже болгарином по происхождению, который основал во Франции т.н. Всемирный Центр «Белое Братство». Характеристика, которую дает Е.И.Рерих учению Донова, сопоставление этого учения с Агни Йогой и с Гималайским Белым Братством могут быть вполне отнесены к М.Айванхову, его трудам и Центру.

[2] Лица, предавшие в свое время Е.П.Блаватскую.

[3] Учредителей.

[4] Доля, акция.

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик