Н.К. Рерих: "Путь"

"Письма Елены Рерих" (книга 3, фрагмент 7)

23.08.37

Спешу ответить на Ваше письмо. Титульный лист уже выслан, цвет обложки для кн. «Братство» – белый, как и для «Агни Й.», но с лиловым знаком. Шрифт хорош и в «Общине», и в «Аум», и в «Агни Й.», но хотелось бы держать его немного ярче, местами он неровен и бледноват. Буду счастлива, если явится возможность печатать и эту книгу.

Теперь Ваши вопросы: 1. В «Иерархии» § 247 предполагается Манвантара шестой расы. Отбор ее уже начался.

2. Думаю, что не найдете в теософ. литературе разъяснения понятия Ману по отношению к понятию Мирового Учителя. Во времена Блав. было еще рано выдавать некоторые сведения в связи с Великой Иерархией, и многое давалось в намеках, ну а фантазия некоторых личностей щедро добавляла недостающие звенья. В кн. Ледб. «Путь к Учителям» указано, что Ману Вайвасвата, и Учитель Учителей, и Вл. Майтрейя, и Вл. М. – разные Индивидуальности! И, как нам известно, г-н Ледбитер был одним из наиболее ярких вдохновителей А.Безант.

Конечно, по самому смыслу слова Ману ясно, что Высокая Индивидуальность, носящая это наименование, должна иметь ближайшее отношение к понятию Мирового Учителя. Кто же, как не Ману, ударяет основную ноту или устанавливает свою вибрацию, которая должна звучать на определенный цикл? Кто же приносит Первое Провозвестие? Именно Ману появляется при конце каждой расы и нарождении новой. Планетный Круг, заключающий в себе нарождение и конец всех семи рас, находится на всем своем протяжении под верховным водительством одной и той же Великой Индивидуальности. Вот почему в «Тайной Доктрине» сказано, что Владыка Майтрейя появится и в шестой и в седьмой расе. Так Ману Четвертого Круга – Вел. Вл. М.

3. Конечно, существуют зоны различной длительности. Именно, владея эзот. ключом, даже в искаженном переводе Евангелий можно найти много тождественности со всеми Учениями.

4. Сказанное об Общине на Сионе можно отнести к месту нахождения Вел. Братства в Тонком Мире. Во второй части «Братства» Сказано: «Мы имеем целые Твердыни в Тонком Мире. Уже знаете названия их, уже слышали об удивительном дереве и строениях их, созданных мыслью. Нужно особенно ясно осознать эти обстоятельства, чтобы направиться в Докиуд. Мысль, не прегражденная сомнением, приведет в Наши Надземные Обители. Обитель Гималаев находится в постоянном общении с обителями Тонкого Мира, и битва земная также звучит и гремит в Тонком Мире. Люди не хотят понять этого соотношения, потому и Армагеддон для них бывает лишь земным столкновением народов. Самая главная область Армагеддона остается не принятой. Но как можно принимать в чем-то участие, если известна лишь малая часть происходящего. Мы подтверждаем, что в Тонком Мире происходит битва гораздо сильнейшая, нежели на Земле. Поистине, на Земле отзвучит многое от Битвы Пространственной. Часто Земля пытается предупредить людей о грозной опасности, но тщетно».

5. Тушита есть тоже Твердыня Вел. Братства в пределах Огненного Мира. Правильно находить соответствия во всех религиях.

6. Относительно монографии Н.К. уже сообщил свои соображения в последнем письме, которое Вы, вероятно, скоро получите. Монография так нужна, спасибо за этот дар.

7. Конечно, возможно воспользоваться параграфами о воспитании из «Наставления Вождю» и также из кн. «Община». Ведь в середину книги были вставлены добавления, касающиеся школы.

8. Во втором томе Т. Д. на странице 433 Манускрипта в указанной Вами фразе, конечно, лучше сделать изменение: «перейти то, что, по-видимому, есть Волга у теперешней Астрахани при Каспийском море». Спасибо, что заметили неясность. Может быть, Вы знаете, что в древности Волга называлась Ра, и потому очень интересно бы узнать, что означает все слово Астрахань.

9. Мне казалось, что Адденда в дословном переводе означает добавление, а не сопоставление. Пожалуйста, проверьте.

10. Вся Польша неблагополучна. Ливский тоже весьма странный тип, чтобы не сказать больше. Янушкевич полагает, что «Ливский втерся в доверие к Ел. Иван.», и все это из-за того, что мы разрешили Ливскому перевести «Общину» на польский язык. Все же среди поляков лучший Янушкевич, но его несдержанность очень вредна.

11. Батурин[1] определенно темный тип, и чем дальше от него, тем лучше. Впрочем, сами обстоятельства могут помочь д-ру Ас. прекратить с ним дружбу. Ал. Мих. немного запутался, но, надеюсь, постепенно выправится.

12. Порадовались появлению Вашей статьи в Лат. журнале.

13. Книги Сент-Ив Д'Альвейдера, книги Шюре – яркие примеры медиумистического творчества, и базироваться на них невозможно. Они полны самых нелепых заблуждений. Прочтите биографию Сент-Ив Д'Альвейдера, и многое станет понятным. Могу сказать, что даже книги Крыжановской иногда ближе к истине и менее вредны, ибо не имеют того авторитета; их читают, как романы.

Так и сокровенный язык, называемый Сент-Ив «Ватан», означает на индустани «родина» или «родной». И брамин из сокровенной страны (Индии), упоминаемый Сент-Ив, вероятно, просто говорил ему о своем родном языке. Ватан – корень арабский, но перешел и в индустани. Большая фантазия Сент-Ив при медиумичности легко сделала из простого брамина Учителя из сокровенной страны. Ведь и сейчас много людей, которые в каждом статном индусе, носящем тюрбан, склонны видеть Махатму. Распознавание есть необходимое качество на пути служения.

<...>

Сокровенный язык Вел. Братства – Сензар, и он состоит из наиболее ярких определительных, взятых из наречий всех веков и народов.

Книга, о которой Вы меня спрашиваете, очень разочаровала меня. Я писала о ней Ас. со слов читающих ее, но когда я сама прочла ее, то, конечно, многое не смогла воспринять. Кроме того, и Вл. сказал, что отшельники с горы Кайласа не имеют отношения к Вел. Бр. и что описанные там чудеса, конечно, производились внушением. Ведь эта способность в разной степени часто развита среди некоторых лам и саддху. Чтобы Вам не разоряться на эту книгу, посылаю ее Вам.

Мы не против того, чтобы читались книги Крыжановской, Сент-Ив Д'Альвейдера и Шюре и вообще сочинения такого порядка.

Многим сознаниям, чтобы загореться, нужна увлекающая их фантастичность. Ничего умаляющего о таких сознаниях сказать нельзя, ибо они не могут удовлетвориться серою обыденностью и инстинктивно чуют, что где-то существует иная прекрасная действительность, потому тянутся ко всему необычному. И они правы, ибо существует действительность, которая превышает человеческое воображение, но она настолько отдалена от наших ограниченных земных представлений, что никакая фантазия не может вместить ее. Но в поисках необычности и фантастичности мы не должны сходить с точки равновесия рассудка и сердца, мы должны сначала утвердиться на прочной основе истинной красоты. Но горе в том, что большинство еще понимают красоту в пышности, в сусальности, в ужасающей пошлости и убогости мысли. Образец такой вредной фантазии являются описания Ледбитера сцен Посвящения, и встреч, и бесед с Махатмами в его книге «Путь к Учителям». В этой книге есть и прекрасные места, заимствованные им от Е.П.Бл. и из тибетского Ламрима, но его собственное творчество – просто кощунственно.

Истинно, Крыжановская в своем описании Махатм была ближе к истине. Описания Ледбитера еще тем вредны, что им приписывают непогрешимость Адепта.

Знаю всю сердечную заботу Вашу о сотрудниках. Мне так близко все, что Вы пишете об эластических и подвижных сознаниях, являющих радость сердцу. Но также очень и очень понимаю, что с другими приходится обращаться, как со стеклянным сосудом, могу добавить, и иногда как бы с динамитом. У нас есть такие примеры, и тяжко наблюдать, как все прекрасные способности не могут получить должного развития из-за чрезмерной обидчивости, ревности и неизбежно сопровождающей их подозрительности. Такое сердце замыкается в полном одиночестве и, не получая питания, засыхает.

Теперь о моих портретах. Вы очень правильно понимаете, что не следует давать фотографии близких в посторонние, возможно даже враждебные, руки. Именно фотографии нужно оберегать и не раздавать их безразлично. Когда-нибудь и это люди поймут. Я очень не любила сниматься или позировать для портретов, и потому моих фотографий, кроме как в детском возрасте, почти не существует, за исключением двух или трех, снятых насильственно. Портрет Серова не очень удачен, и он сейчас находится в частной коллекции в Англии. Года два-три тому назад Вел.Вл. указал, чтобы мой сын начал писать мой портрет. Я очень этому удивилась и разгадку этому получила лишь на днях. Когда-нибудь Вам расскажу. Портрет был начат, но не закончен. Теперь мне придется найти время для позирования!!! Когда он будет готов, снимем с него фотографию и пошлем Вам. Но Вы совершенно правы, что фотографию с аурой не следует выставлять на показ любопытствующим. Что же касается до портрета Серова, то он довольно широко распространен в серовских изданиях, и, кажется, все наши содружества на Д[альнем] В[остоке] имеют его. Трудно остановить его распространение, но он мне совершенно чужд.

Кажется, ответила на все Ваши вопросы. Прошу Вас, дорогой Рихард Яковлевич, передать Элле Рейнгольдовне[2] мой самый сердечный привет. Знаю, сколько драгоценных сил отнимают у нее милые сердцу малыши, ведь они в полном смысле слова питаются ее психической энергией, в том и заключается великое самопожертвование матери. Древний Мир знал и умел охранять и чтить великое понятие Матери. Утрата этого понятия много способствовала огрубению нравов. Как прекрасно, что Элла Рейнгольдовна, как Вы пишете, с самых ранних лет носила в сердце столько энтузиазма и сейчас постоянно поощряет Вас к углублению и расширению культурности, призывая, в то же время, не отвлекаться от жизни.

Общность интересов и сердечная поддержка в минуту тяготы от близкого есть самый целительный бальзам.

Сердце шлет Вам лучшие мысли, примите посылку психической энергии на укрепление сил Ваших.

В прилагаемой копии моего письма я защищаю женщину, ибо нужно пробудить в ней сознание своего достоинства. Подчиненность часто развивает самые недостойные качества. Но пусть никто не подумает, что я вижу какое-то первенство в женском начале. Лишь большее знание, лишь прекрасная мысль могут первенствовать, и в этом первенстве заключается Закон Космоса.

 

02.09.37

...Глава о центрах очень содержательна, и думаю, что дополнять ее не следует. Также я против широкого оповещения личных опытов. Главным образом потому, что этим самым дается готовая программа или канва для вышивания по ней узоров. Прочтя такие описания, многие впечатлительные психики начинают немедленно видеть и ощущать подобные же явления. Но ценность именно в том, чтобы каждый самостоятельно подмечал у себя огненные явления, ибо явления эти не должны быть подсказаны, тем более, что они должны разниться у каждого индивидуума. Вот почему так важно, чтобы серьезные наблюдатели записывали свои наблюдения и затем сравнивали их.

Думаю, что на Конгрессе следовало бы иметь общее заседание, посвященное культурно-просветительным заданиям, а затем заседания внутренние, исключительно для членов Общества, на которые обычно никакие журналисты не имеют доступа. Как мы понимаем, такова программа, принятая большинством членов правления. Первый Конгресс будет, так сказать, смотром наших сил и также пробным камнем для многого. При этом нащупаются разные настроения, выявятся неожиданные друзья, но обнаружатся и новые враги. Ввиду особого положения в стране и недавних нападений следует проявить особую бережность и осмотрительность. Нужно прочно установить положение Общества. Конечно, тяжко сдерживать себя, когда все существо стремится высказать все, чем наполнено и звучит сердце. Но мы всегда должны помнить, что мы не одни, но мы участвуем в великом строительстве и потому должны все время соображаться с общим планом и поддерживать равновесие или гармонию. Мы не должны дразнить врагов, но, где нужно, должны уметь защитить основы со всем достоинством и бережностью. Подойдут сроки, и можно будет смелее высказываться. Вы знаете, что «каждая преждевременность судима». Сколько разрушений и несчастий вызвано было преждевременной выдачей начертаний или мысли. Потому проявим тонкое распознавание и учтем все обстоятельства.

То, что Вы пишете о некоем писателе, очень характерно. Но, увы, по опыту знаю, что прозрение у него в полной зависимости от степени материальной полезности. Принимаем спокойно и извиняем многое, зная, как несладко живется ему.

А.М.Ас. меня огорчает. Опасаюсь, как бы не ввяз он в Шан. Орган. Он молод, и распознавание ликов не дается ему легко. Замечаний и указаний, как я заметила, он тоже не любит. Но думаю, что из всех испытаний он выйдет победителем. Конечно, его следует предупреждать о вреде Батуриных, Бобыниных, Сальниковых и т. д. Вообще с Дальн. Вост. и Герм. следует сейчас выявить особую осторожность, много там темных организаций, прикрывающихся самыми неожиданными знаменами. Е.Ф.П[исарева] снова написала дружественное письмо Н.К., но, по-видимому, не нашла еще в себе достаточно мужества, чтобы встать на определенную точку зрения по отношению к кн. Ж. Э. Иногда мне кажется, что ей очень хотелось бы вырваться из-под опеки своей аввы. Но кто сказал, что нужно подчиняться во всем иерархическому началу А.А.К[аменской]? Кто установил этот авторитет? Мне кажется, что прямая обязанность всех русских теос. ознакомиться прежде всего со всеми трудами Е.П.Бл. Почему должны мы подходить к Учению, принесенному Е.П.Бл. через английские очки? Кроме того, как пишет Е.Ф.П., в Адьяре имеется целый сундук ее рукописей. Среди них имеются и еще неопубликованные и даже рукописи на русском языке. Спрашивается, почему они не были доверены в свое время главам [русского] Т. Движения?

На вопрос, как может быть в вашем обществе тот или другой несовершенный человек, можно ответить вопросом же – а где они совершенные? К тому же мерило Вел. Уч. значительно разнится от мерила земного. Часто внешний человек много лучше внутреннего, но Вел. Уч. принимают во внимание именно внутреннего человека. Кроме того, в задание нашего общества не входит создание ангелов, пусть этим занимается церковь. Кстати, тысячелетия ее существования и мирового распространения и владычества наглядно показали, насколько она в этом преуспела. Следствия налицо. Наша задача гораздо скромнее. Мы просто желаем помочь приходящим к нам хотя бы несколько расширить сознание и получить ответ на многие проблемы жизни, на которые не смогла ответить церковь. Имеющиеся у нас кн. Учения Жизни по своей космопространственной широте мысли именно дают ответы на все запросы. Итак, пусть не ищут ангелов среди наших членов, мы заняты людьми.

Теперь перехожу к главе о центрах. Начиная с конца первой страницы и продолжая на второй, я советовала бы изъять фразы: «Если взять за причину яйцо, то следствием будет птица, а если взять...» и до конца параграфа. Фраза – «Человек рождает Вселенную, Вселенная рождает человека» – будет злостно истолкована. В лучшем случае скажут, что Вы доехали до Антропоморфического Бога, которого раньше пытались отрицать. Сказано Вел. Вл.: «Невозможно пускать это в пространство». Невозможно величайшие тайны изъяснять человеческими словами. Величие и Красота Беспредельности не укладываются ни в нашем ограниченном представлении, ни в наших терминах и должны оставаться в пределах Несказуемого. Вспоминается, как еще в России, когда мы спросили поэта Блока, почему он больше не посещает религиозно-философские собрания, он ответил: «Потому что там говорят о Несказуемом». Пусть чуткость подскажет Вам, где предел человеческим пояснениям, где начинается это Несказуемое. Ведь Вел. Вл. не возглашают на перекрестках о Создателях и Творцах миров. Нужно иметь ключ, чтобы понять разбросанные намеки в трудах Е.П.Бл. Если я и давала Вам некоторое освещение, то это было лишь для Вашего личного сведения. Но нигде никогда не будет сказано, что человек рождает Вселенную. Ведь не человек же рождает стихии. Чую, что накопила полный карман Кармы за преждевременную выдачу не подлежащего широкому оглашению.

Фразу «В вечном круговороте жизни...» я слегка изменила бы. В вечном круговороте жизни, по мере продвижения эволюции, великое назначение человека как сотрудника Космоса в поддержании равновесия космической жизни будет становиться все более и более очевидным. Миры зарождаются и умирают, тогда как человек, трансмутировавший на огне духа все свои чувствования, преображается в сверхчеловека и занимает место среди Высших Духов и живет в вечности. Высочайшие Духи являются Сотрудниками Великого Зодчего и Матери-Природы, Строителями миров и Руководителями народов.

Мне кажется, что лучше не слишком часто упоминать слово Богочеловек. В конце второй страницы вместо – «Он обладает такими же органами и центрами, и такой же силой и мужеством...» – лучше сказать – его центры восприятий и сил соответствуют центрам энергий Космоса. Человек и Космос нераздельны... Но, конечно, нельзя приписывать человеку всю мощь Космоса. Вдумайтесь во всю необъятность Космического Творчества.

Конечно, лишь незначительная часть этих знаний доступна европейцам, частью из-за малодоступности их языка, но, главным образом, из-за сокровенности таких знаний. В кн. Учения говорится о 21 центре, ибо многие среди них имеют двойные ответвления, как, например, центры легких, оплечий, запястий, колен, почек и т. д.

Конечно, тонкое тело немного больше физического, но ошибочно думать, что оно не помещается в теле физическом. Оно больше только когда оно выделяется. Именно, все тела заключены в физическом футляре. Все рисунки с лотосом над головою есть лишь метафоры, так же, как и названия центров Лотосами. Число лепестков соответствует разветвлениям нервного центра.

Все указанные размеры, цвета и числа лепестков лотосов относительны, нельзя забывать индивидуальность всех проявлений.

Что же касается до «повышения» темени при раскрытии мозгового центра, то и это следует понимать аллегорически. При раскрытии центра всегда происходит расширение кровеносных сосудов, что вызывает [их] набухание, но не выпячивание кости. На многих изображениях Будд и Бодхисаттв можно видеть это символическое выпячивание темени. Выпячивание это называется «ушниша» и является символом раскрытия мозгового центра. Точно так же, желая символизировать раскрытие третьего глаза, тибетцы помещают бородавку на средостении на священных изображениях. Яснослышание обычно символизируется огромными ушами.

Касание Матери Мира следует понять здесь, как проявление всеначальной энергии. Энергия Кундалини в Индии называется Силою Матери.

Центр Анахата отвечает Серебряному Лотосу и помещается в сердце. Советую привести параграфы из кн. «Сердце», в которых говорится о значении этого органа. Развитие сердца в нашу эру является наиглавнейшей задачей. Без развития сердца и Кундалини не будет действовать со всею мощью. Именно огни сердца дают ощущение несказуемого блаженства. В эпоху сближения миров особенно усиливается центр сердца. Но возжечь огни сердца труднее, чем осуществить поднятие Кундалини.

Центр Чаши помещается около сердца, среди нервных узлов. Чаша есть средоточие всех излучений. Это тот фокус, где преломляются и через который распространяются излучения зерна духа. Чаша образует треугольник между центром сердца и солнечным сплетением. Она помещается над солнечным сплетением на уровне сердца. Чаша принадлежит к тем нервным узлам, которые еще не исследованы. В древнейших Писаниях центр Чаши иногда назывался «Небесная Ось».

«Чаша очень редко бывает переполнена. Чаша, как синтетический центр, хранит несказуемые накопления. Чаша бывает хранилищем всего любимого и драгоценного. Иногда многое, собранное в Чаше, на целые жизни остается закрытым. Но если в Чаше осталось понятие о Братстве, то оно будет звучать и радостью и тоскою во всех жизнях» («Братство»).

Привожу Беседу о центрах: «Многие вопросы должны быть осознаны без земных ограничений. Часто люди замечали лишь одну подробность и возводили ее в закон непреложный. Центры человека поняты весьма относительно. Самые названия их менялись на разных языках в течение тысячелетий. Одни могут называть Чашу – “Небесная Ось”, но от этого не изменяется ее назначение. Другие говорят о воздействии Матери Мира (энергия Кундалини называется среди индусов силою или Шакти Матери Мира), но Шакти уже в существе своем содержит великое значение всеначальной энергии. Кроме того, забывают о коллективном действии центров, которое всегда индивидуально. Конечно, так же индивидуальна и трансмутация центров в тонком и огненном теле. Они сохраняют свою сущность во всех телах, но развитие их будет зависеть от прохождения в земном бытии. Мускулы, казалось бы, достаточно изучены, но функции их зависят от характера человека. Каждый член тела действует индивидуально. Походка зависит от психического состояния, и тем самым мускулы будут работать в своеобразном сочетании. Относительность суждения особенно ярко выражается в суждении о тонких энергиях. Невозможно установить одно число лепестков лотосов. Кроме того, каждый лепесток будет отличаться от другого. Не будем ограничивать многообразность строения мира. Самые неожиданные разрастания ткани и разветвления нервов дают неожиданное богатство организму. Каждое наблюдение ценно, но будем очень осторожны с обобщением. Именно, познавание должно научить осторожности в выражении. Также каждый неофит спешит прокричать услышанное им, не заботясь о последствиях. Но с познанием приходит и соизмеримость».

Если Вы прочтете все доступные писания о центрах, то увидите, как разно говорится в них о наименованиях и о способностях, которые обнаруживаются в человеке при раскрытии того или иного центра.

Так, солнечное сплетение часто отождествлялось с Кундалини-Чакра (не Муладхара), а Манипура-Чакра с Чашей, или «Небесной Осью».

В древнейшие времена центру Сахасрара приписывалось 666 лепестков, а не 960 или 1000.

Также центр гортани не находится в щитовидной железе, но около. Центры не помещаются в железах, они находятся около и координируют работу желез. Тончайших разветвлений центров множество, но не нужно думать, что центры требуют много места.

Свадхистхана центр помещается в тазовой области и, конечно, связан с половой функцией. При духовном восхождении этот центр подчиняется и контролируется центром солнечного сплетения.

В кн. «А.Й.» параграф, в котором говорится о пустых гробницах, нужно понимать дословно. Именно, имеются пустые гробницы. Ибо при окончании миссии и наступлении срока ухода для Адепта, находящегося среди людей, ухода, чтобы присоединиться к Твердыне в физическом теле, часто происходило мнимое погребение его. Иногда тело уносилось после погребения, ибо оно находилось в состоянии как бы летаргии. Бывали случаи погребения заместителя, как, например, при отъезде Вел. Уч. Раккоцци. Но явление дематериализации физического тела крайне редки. Даже останки Будды были сожжены.

Конечно, Христос при преображении своем не дематериализовал свое тело, но появился ученикам в своем тонком теле. Точно так же и воскресение было именно в тонком теле. Вспомните, как Он не позволил Марии Магдалине прикоснуться к Нему, ибо прикасание к Высокому Духу может быть смертельным из-за разницы в вибрациях.

Высшие Существа творят не Чашей, но психической энергией, мощь которой основана на возжжении огней сердца. Чаша есть источник творчества, а психическая энергия воплощает творческие идеи.

Боли бывают очень велики и мучительны. Когда возгорается центр легких, то невозможно двигаться без невольного крика. Приходится сидеть, не меняя положения, причем и дыхание сильно затруднено. И, конечно, все эти явления повторяются. Также мучительно и тянущее чувство и горение в конечностях. Да и напряжение и шевеление в солнечном сплетении очень неприятны. Но при них очень помогают приемы соды. Почки тоже очень чувствительны. И напряжение в головных центрах, особенно в затылке, бывают мучительны. Конечно, с течением времени все болезненные ощущения постепенно становятся все слабее. Иногда немало времени требуется, чтобы открыть тот или иной центр. Но нужна и огненная трансмутация их, которая еще болезненнее и полна опасности.

Смущающую Вас фразу следует читать: «Но бездушные не отбросят на экран даже малых проблесков потушенных огней». Как видите, выпущено слово даже.

Также другая фраза: «Психическая энергия может быть явлена трояко – самовнушением, воздействием физическим и высшим воздействием на расстоянии...» Следует понять, что иная физическая работа может настолько утомить, что психическая энергия будет подавлена. При психических посылках обычно физическое тело должно находиться в покое. Опасно посылать энергию при утомлении.

Что есть модератор? При огненной трансмутации полезно немного прикрыть центры, чтобы предотвратить пожар. Прикрытие это совершается иногда так называемым психическим чехлом из сгущенной оболочки психической энергии. Но все это будет звучать абракадаброй для обычного читателя, потому лучше не вдаваться в подробности.

Вел. Вл. Советует Вам осторожность и обратить лучше внимание читателей на серьезное положение в мире. Многие живут точно среди благополучия. В заключение можно сказать, что все описания достижений высших способностей через открытие центров на бумаге кажутся легкими, но на самом деле нет ничего более трудного. Проходят много жизней в постоянном, несломимом устремлении к расширению сознания и утончению восприятий, прежде чем начинается не частичное раскрытие какого-либо центра, но работа их на всех семи кругах и планах. Все насильственные механические упражнения ни к чему не приведут. Ибо нужно не раздражение физическое или даже частичное раскрытие какого-либо одного центра, но огненная трансмутация всех центров, что достигается лишь при полном очищении мышления и возжжении огней сердца.

Потому счастлив тот, кто уже в прежних жизнях стремился по пути расширения сознания и очищения сердца.

Теперь о положении дел в Ам. Конечно, тьма победить не может. Решение Иерархии Света всегда неожиданно во всех смыслах. И причин этому очень много. Одна из них – человеческая природа. Вел. Вл. знают, когда именно решительный удар должен проявиться. В ам. деле правда настолько на нашей стороне, что судья (судья – староста синагоги. Русские в Ам. говорят, что евреи в Америке разрушают дела Рериха), который должен был вынести решение еще в июле, все еще оттягивает его, несмотря на все воздействия апостатов, но окончательный срок, кажется, истекает в первых числах сент. Зная всю ярую подпольную работу предателей, наши друзья не сомневаются, что ему придется вынести решение против наших сотрудников. Но ведь это лишь одна инстанция, и друзья собираются продолжать это дело. Трудность наша была в том, что из-за отсутствия средств мы не могли пригласить видного адвоката. Защитник, который ведет дело, не имеет ни положения, ни связей, и, кроме того, сам еврей. Психологически же сейчас нужно было бы иметь адвоката не еврея. Но и то удивительно, что при такой слабой защите все же предатели до сих пор не смогли восторжествовать. Все время приходят новые свидетельства и обстоятельства, которые не дают возможности предателям раздавить наших друзей. Положение осложнялось еще тем, что наш защитник и слышать не хотел о приглашении нового адвоката для подкрепления его позиции. А с этим приходилось и приходится считаться. Ведь самое страшное, когда ваш адвокат оборачивается против вас. В Америке подобное явление часто происходит. Понятия этики, особенно среди некоторых профессий, очень невысоки. Потому мы должны были выжидать, чтобы сами обстоятельства показали необходимость привлечения новых сил. Теперь наш защитник увидел, что дело настолько разрастается, что один он не может справиться. Друзья наметили новое наступление, на этот раз с более агрессивным и способным адвокатом, имеющим некоторые связи. Ведь все дело может быть суммировано следующим образом: казначей и избранный президент Общественных Учреждений присвоил себе все находившиеся у него на хранении шеры членов-Трести и объявил Общественные Учреждения своею личною собственностью. Заявляя же теперь, что Общественные Учреждения являются его личною собственностью, он ставит себя в положение вора перед многими жертвователями на эти Учреждения. Потому несколько таких жертвователей и собираются теперь судить его за присвоение общественных сумм. Как видите, мы имеем дело с определенным криминалом. Но, к сожалению, в Ам. подобные президенты далеко нередкие исключения. На днях друзья сообщили нам, что президент весьма известной фирмы в Нью-Йорке, пользовавшийся полным доверием всех членов Правления, скрылся из страны, присвоив крупные суммы. Невольно хочется спросить, не читал ли этот президент вышедшую два года тому назад книжку «Как бесследно скрыться с 5 миллионами долларов?». Тема эта была предложена нескольким писателям Президентом Рузвельтом, ибо сам он решить эту проблему не мог. Несколько журналистов взялись за эту тему, результатом чего было бездарнейшее коллективное творчество. Но самое поразительное – это то, что на обложке этой книги изображен Президент Рузв. и приведены его слова, что «эту проблему он не смог решить». Недурное направление мышления для Президента. Но люди настолько ослеплены мощью золота, что не понимают всего гротеска и всей недопустимости такой рекламы для Президента страны.

Как Ваше самочувствие? Радуюсь, что Вы оценили помощь и целение посылаемое.

Будьте особенно осторожны, наблюдайте за совершающимся очищением в Шв. Преждевременность сейчас нежелательна. Помните, что терпение есть высшее достижение. Соизмеримость – высшая мудрость, и знание сроков – высшее Знание. Такими мерами и путями будем радостно продвигаться в строительстве. Всегда рада услышать о Ваших работах и наблюдениях над психическими наблюдениями (проявлениями?).

Шлем Вам самый сердечный привет. Храните торжественность, велика битва Армагеддона.

 

20.09.37

Посылаю Вам страницы собранных опечаток и моих ошибок. Позволила себе перестроить 2-3 фразы и иногда заменить другим словом, так что не удивляйтесь, если не найдете некоторых поправок в Манускрипте. Впервые удалось прочесть Т. Д., обращая внимание лишь на смысл. В конце страниц опечаток приписаны мои пояснительные заметки (не для печатания). Думаю, что если выпустить менее важные поправки, то поправок будет не более 4 страниц.

Сейчас очень натрудила глаза, читая Т. Д., и должна дать себе отдых, по крайней мере 2-3 дня, и потому даже не пишу писем, но занята позированием для портрета, который пишет Святослав.

Еще раз хочу выразить мою сердечную благодарность друзьям за столь прекрасно выполненную работу. Ведь количество опечаток так незначительно для такого огромного издания, исполненного в кратчайший срок.

Что касается до «Наставления Вождю», то Разрешено Вам и Гаральду хранить по экземпляру у себя, и можете дать прочесть их членам Правления, но НЕ разрешайте никому делать выписки, переписывать или перепечатывать. Также можно дать прочесть тем членам, которым Вы особо доверяете. Также можно послать один экз. Н.П.Серафининой, но указать ей, что она может дать прочесть тем, кому она, в свою очередь, доверяет, конечно, без права переписки. Остальные экземпляры пока сохраните у себя. Как прекрасна видимость «Наставления Вождю».

Послала Вам медленной почтой книгу «Священная Гора», которую я Вам обещала.

Шлю Вам, Вашей семье и всем друзьям самые сердечные приветы. Воображаем, как Вы все заняты сейчас приготовлениями к Конгрессу.

 

04.10.37

Письмо это придет уже после Конгресса и открытия Музея, потому не буду касаться их. Вы можете себе представить, как мы будем ожидать описание этих дней. Конечно, всем сердцем будем участвовать в празднике наших прибалтийских друзей. Пусть в чудесной Латвии горит ярко знак Братства близких нам сердец.

Радостно было читать, как Вы неотложно прилагаете в жизни каждый Совет. Именно так слагаются победные знаки. Именно в действии может быть явлена Высшая Помощь. По этому поводу прилагаю Вам часть беседы из второй части Братства, которая еще не так скоро дойдет до Вас.

«Нас могут спросить – в каких условиях Нам легче помогать людям? Конечно, в действии. Мы можем сказать просящим о помощи – действуйте, в таком Вашем состоянии Нам легче помочь. Даже малоудачное действие лучше бездействия. Мы можем прикладывать Нашу энергию к энергии, выказанной вами. Не нужно удивляться, что однородное вещество удобнее соединяется с подобным. Так, если Мы хотим применить Нашу энергию, Мы ищем, где полезнее приложить ее. Не для пробуждения человека Мы посылаем энергию, но для усиления уже напряженной силы. Человек, спавший и разбуженный нежданно, может совершить самые неразумные поступки. Не нужно нежданно тревожить спящих, но когда человек находится в сознательном бодрствовании, Мы можем помочь ему».

«Так и сейчас спросят – что делать? Ответьте – действовать, в таком движении и Наша помощь придет. Так и Мы и Наши Братья просим – действуйте. Нужно развитие, нужно утончение всеначальной энергии, иначе покровы Майи наглухо закроют все доступы».

«Не мало Мы советуем о действии. Когда будете писать друзьям, советуйте действовать. Сейчас силы природы напряжены. Убегающий будет опрокинут, но противостоящий найдет новую силу. Мы помогаем смелым, и у Нас в Обители действуют. Новое напряжение не будет утомлением, но обновлением».

Трудно людям понять все великое значение действия. Именно, что действие есть основа и рычаг проявленного Мира. Действие и дерзание, или смелость, открывают все врата. К сожалению, покровы Майи, сплетаемые страхом и предвзятым, готовым суждением, часто удерживают людей от благих действий. Но речение – Смелым Бог владеет – остается великой истиной. Люблю перечитывать § 486 из кн. «Сердце».

Очень была рада узнать, что найденный якобы новый способ лечения эпилептиков в действительности оказался очень старым. Так наука начинает пользоваться достижениями светочей человечества. Скрывание источника так характерно для нашего беспринципного времени. Парацельс находится сейчас в Вел. Братстве, последнее сообщение для Вас и Рих. Як. При земной жизни он три года провел в одном из Ашрамов Твердыни Света и получил там некоторые наставления.

В связи с вопросом об одержании прилагаю Вам примечательное письмо одной несчастной женщины, подверженной сильной степени одержания. Как врачу, Вам будет интересно иметь этот человеческий документ. Вот куда приводит запугивание вечным Адом и наказанием божьим. Несчастная дает адрес какого-то епископа Антонина в Калифорнии, Сан-Франциско. Неужели этот епископ так напугал ее геенной огненной и вечными адскими муками?

Привожу Вам еще Беседу, в которой имеется и ответ на этот случай одержания. «Ур. понимает значение врачебной осторожности. Мы всегда останемся врачами во всей действительности. Мы должны относиться к людям с врачебной целью. Мы постоянно встречаемся с больными и должны, прежде всего, озаботиться о равновесии. Люди особенно ищут Нас, когда у них бедствие уже началось. Нужно принимать меры не только к просветлению сознания, но и лечить болезни. Люди не понимают, что Мы должны обходиться с ними, как с опасными больными. Когда советуем Вам осторожность, это не значит, что Мы считаем Вас неосторожными. Напротив, Мы лишь обращаем внимание, что кто-то находится в небывалом напряжении, и нужна особая осторожность. Если будете чувствовать себя в положении врача, то ближе всего подойдете к цели. Особенно теперь люди напряжены и требуют воздействия мудрого».

«Часто в подробностях придется согласиться с ними, чтобы оберечь самое главное. Придется ободрить, чтобы избавить от страха. Так весь метод мудрого врача должен быть усвоен Наставником жизни. Нередко явное заболевание может быть остановлено простым словом ободрения. Не будем разбирать, где и когда началась болезнь. Прежде всего, врач не осуждает, но предвидит лучшее пресечение разложения. В каждой болезни скажется разложение. Так и при заблуждениях человеческих нужно приложить целебные составы».

«Недавно вы слышали об одержании, случай почти безнадежный, ибо больная устала бороться и учинилась последовательницей одержателя. Можно личным магнитом удержать развитие ужаса, но письменно уже невозможно воздействовать. Также и окружающие способствуют усилению болезни. Обычно таких одержимых, прежде всего, нужно перевести в новое место и обновить все окружение. Люди не понимают, насколько окружение способствует развитию некоторых болезней. Так нужно приучиться к положению врача. Наша внутренняя жизнь полна врачебной деятельности».

Очень люблю эту беседу, она так прекрасно и точно передает смысл самоотверженной деятельности Вел. Б. Братства.

Очень жду сообщений о результатах предпринятых Вами защитных мер против невежественных и темных выпадов. Будем запасаться разными доспехами, в бою с ярою тьмою каждое оружие пригодится.

Сейчас получили известие из Америки, что одна из самых известных галерей Нью-Йорка, устраивающая выставки всех выдающихся современных художников, очень хотела бы иметь выставку вещей Н.К. и предлагает для этого Март месяц 38 года. Н.К. выразил свое согласие, таким образом, Монография на англ. яз. будет очень и очень ко времени, и можно будет надеяться на ее распространение и продажу во время выставки.

Конечно, современное состояние книжного рынка совершенно неестественно, но не за горами время, когда новый большой рынок откроется для Угунса.

Получили прекрасные книжечки «Наставл. Вождю». Приносим нашу самую сердечную благодарность милому сотруднику, приложившему свои труды и материальные взносы для осуществления этого задания. Передайте ему, пожалуйста, родной Гаральд Фел., мой сердечный привет и признательность. Преданность Учению познается на действиях.

Последний сбор корней закончился, и надеемся, что через два-три дня успеем их выслать Вам. С отправкой здесь ужасно много возни. Святослав очень тронут, так же как и я, Вашим постоянным вниманием. У него накопился уже целый ящик книг. Собирается послать Вам на память свою вещицу по размеру почтовой посылки, чтобы не было хлопот в получении.

Воображаю, как Вы и все друзья заняты сейчас и Конгрессом и открытием Музея!

Прошу Вас, родной Гаральд Феликсович, передать Рихарду Яковлевичу, что ввиду интереса, высказанного членами Правления к кн. «Наставления Вождю», разрешаю доверить им по копии, но именно предупредив их не делать выписок и не перепечатывать. По одной копии можно дать самым испытанным членам, всех предупредив о вышеуказанном условии и что книга эта дается им по доверию. Хотелось, чтобы осталось книг 25 в запасе.

 

31.10.37

Получили Ваши чудесные письма с описанием торжественных дней в Латв. Обществе. Принимая во внимание многие противодействующие обстоятельства, можно сказать, что Праздник Духа прошел под знаком особой удачи, и, главное, было наличие сердечного единения и устремления.

Разве не успех в такой короткий срок собрать целый Музей и получить столько приветствий почти со всех концов мира! Ведь люди готовятся к конгрессам иногда годами, а тут все создано в два-три месяца. Честь и слава всем потрудившимся на это благое дело. Истинно, живы Заветы Вел. Учителей.

Теперь Вы еще больше оцените намек, данный Вел. Вл., что можно будет приглашать официальных лиц в Музей и вести там с ними частные беседы за чашкою чая.

Отрадно слышать, что Вам удалось собрать столько хороших вещей. Конечно, следует придерживаться именно качества. Также торопливость в собирании не желательна. Время покажет, как развивать начатое дело. Вы спрашиваете, какие шторы повесить в комнате, где висят главные картины Н.К. Конечно, лучше всего так называемые накатные кальки, употребляющиеся в музеях и мастерских.

Не удивляюсь тому, что Вы пишете о воздержанности со стороны некоторых лиц в проявлении какого-либо приветственного жеста. Причины этому, конечно, могли бы уместиться в спичечной коробке, но так уж свет создан, что именно размеры спичечной коробки в умах большинства вырастают в опасные западни. Если было бы иначе, многое бы облегчилось в жизни. Времена изменчивы, и особенно изменчивы они сейчас, настроения же людей тем более. А кроме того, джинны всегда и везде необходимы, именно они помогают воздвигать самые лучшие храмы. Люди очень мало вдумываются в этот замечательный закон.

Так, праздник прошел, но атмосфера, созданная им, надолго останется в Ваших помещениях. Храните ее. Также радостно было слышать о сердечном отношении и единении литовских друзей. Ведь единение, прежде всего, доступно духу культурному. Можно сказать, что степень единения и почитания Иерархии и есть пробный камень для определения степени культурности духа.

Спасибо большое за снимки, так радостно было видеть такое сборище людей, зажженных одним устремлением. Радовалась от всего сердца, что именно Рихард Яковлевич открыл Музей. Именно его чистое сердце должно было это сделать. Это имеет большое внутреннее значение.

Понимаем Вашу заботу о Монографии. Знаем, как все подобные задания изобилуют всякими трудностями. Сотрудничество с людьми есть самое наитруднейшее искусство. Приходится считаться со многими особенностями, часто граничащими даже с идиосинкразиями. Пример такого тяжкого сотрудничества в наших делах являет мисс Ф.Грант. Она полна добрых намерений, которые лишь в редчайшем случае прилагаются к исполнению. Многое было бы иначе в наших делах в Нью-Йорке, если бы не эта тяжкая особенность. Именно сотрудничество с такими людьми часто напоминает ношение воды в решете. При этом еще приходится принимать во внимание и болезненную обидчивость. Мы уже писали ей, прося прислать и вторую партию клише, но, как видите, и мы не были успешны, написали еще и еще. Как указано в Учении: «Согласование потоков человеческой свободы воли есть наитруднейшее. Нет таких катаклизм, которые бы обратили внимание человечества на сущность творимого им... Потоки воли стремительно сталкиваются, и недисциплинированное мышление наполняет пространство разрушительными взрывами... Пусть проследят бедствия человечества. Не от небес зарождались бедствия, но от земных очагов. Люди преследуют своих же спасителей, уподобляясь музыканту, который порвал все струны перед выступлением...» Так непрестанно люди, именно, нарушают свое же благо.

Понимаю, что Вы пишете о некоторых особенностях людских. Да, люди просят указаний, но когда указания эти не отвечают их скрытому желанию, они обижаются. На днях получили письмо от Ал. Ив., он пишет о своих болезнях, не дающих ему отдаться делу. Бедняга, как ему приходится страдать. Сейчас и мне тоже нездоровится, напряжение во всем мире так велико, и это еще усиливает каждое недомогание. Человеческая свободная воля дошла до точки безумия... Из Парижа друзья пишут: «Депутат Поль Рейно (бывший министр), вернувшийся сейчас из Германии, заявляет, что там все заняты исключительным вооружением. Взрыва можно ожидать каждый день. По новым германским теориям, главное внимание должно быть обращено на поголовное истребление в неприятельских землях женщин и детей, чтобы прекратить расу (мужчин можно временно использовать на принудительных работах). Затем на опустошенных территориях будут населены представители «высшей» расы, каковыми являются, впрочем, и итальянцы, и японцы, и арабы». Разве это не предел безумия бешенства? Разве не будет космический катаклизм результатом такого заражения и отравления планеты? Такое безумие неизлечимо, и оно должно будет пережить великие ужасы.

15 Ноября. На две недели вышла из строя. Сейчас силы возвращаются, но руки еще полны мурашей и игл. Сердце на этот раз дает себя чувствовать, ослабело после повышенной температуры. Приближающиеся сроки усиливают напряжение и нагнетение атмосферы.

Продолжаем получать письма от друзей с описанием торжества. Такие проявления – как свет во тьме. Рихард Яковлевич в последнем письме писал о намечающихся новых и деятельных сотрудниках. Именно сейчас нужна деятельность. Одно маленькое полезное действие выше многих прекрасных слов. Тяжко видеть, когда самые лучшие мысли, советы часто ударяются как бы в мягкую подушку. Советы откладываются, а затем люди сами удивляются, какое малюсенькое соображение удержало их от проведения в жизнь полезнейшего Совета. Нам приходилось и приходится [встречаться] с этим почти на каждом шагу. Также трудно людям понять значение сроков. Они постоянно упускают из виду, что Совет дается при учитывании особой благоприятной конъюнктуры обстоятельств, но обстоятельства эти, будучи порождением жизни, не могут быть статичны, и потому Совет, отложенный на случайное время, не может принести ожидаемого результата. Также часто указанное полезное лицо теряет свое применение иногда уже на протяжении двух-трех месяцев, и естественно, что обращение к такому лицу через год после полученного указания теряет свой смысл. Таково часто положение в некоторых группах. Вот почему мы так ценим Вашу устремленность, Вашу деятельность и борьбу за неотложное проведение намеченных полезных действий. В этом залог всякого успеха. Устремленность и настойчивость творят чудеса.

Вчера особенно тяжко ощущалось неслыханное нагнетение атмосферы. Целая буря токов. Думаю, что Вы ощущаете это небывалое напряжение. Но переживем и это. Сумеем стоять твердо в самые трудные дни, иначе чем докажем свое понимание Учения Жизни? Сумеем найти и особую радость в несении благого строительства среди преследования и злобного непонимания. Мы на великом Служении, одно это слово «Служение» уже отзвучит радостью в сердце. Ведь это Служение означает уже принятие в ряды сотрудников Великой Обители. Так будем закалять свое мужество и в молнии и вихре усмотрим сверкание истины. Сказано: «Не всегда в земном состоянии люди могут усмотреть полезные нарастания». Пойдем в подвиге и в доверии к Руке Ведущей. Замечаете ли шевеление среди недругов Г. Ф.?

Конечно, Вы правы, и второй том Т. Д. нужно переплести так же, как и первый, т. е. титул шестиста экземпляров должен быть одинаков. Радуюсь, что корректура Т. Д. закончена, и Вы сможете больше времени уделить Вашей книге.

Шлю Вам и ближайшим сотрудникам самые сердечные мысли. Завет дан – подвиг и мужество. Сколько красоты в сознательном несении подвига!

 

04.12.37

<...> Радовалась, что Вы прочли «Жизнь Ап[оллония] Т[ианского]». Припомните и страницы из этой жизни в «Крипт[ограммах] В[остока]». Да, суждения современных писателей энциклопедий несут сатанинскую печать нашего века и потому стремятся умалить и опорочить все самое прекрасное.

Вы спрашиваете, не входят ли фрукты в растительную диету? Конечно, да. Найти точную запись, которую Вам хочется иметь, сейчас нелегко, нужно знать год и хотя бы месяц, когда я сообщала это Ф. Ден. Но нам Советовалось придерживаться смены диеты по неделям. Одна неделя только растительная пища, в которую входят и все овощи и фрукты, в вареном и сыром виде; вторая неделя – мучная, и третья – молочные продукты. Конечно, всегда нужно прислушиваться к потребностям или желаниям организма, и потому каждая диета должна быть подвижна. Из овощей морковь, особенно ее сок, и зеленые салаты, горошек, шпинат, томаты, бобы, свекла, земляная груша, брюква, артишоки, картофель считаются наиболее полезными, конечно, не значит, что и прочие овощи не хороши, но они или безразличны, или не так легко перевариваются, или могут быть отнесены к сильно лекарственным, как, например, спаржа и сельдерей. Первая действует на почки. Редька укрепляет вещество мозга. Особенно хорош сок ее, который следует принимать натощак. Знаю случай, когда нервный паралич был излечен полною диетою и лишь приемом редичного сока. Также морковный сок принимается натощак при заболеваниях печени. В таких случаях, при строгой диете, морковный сок пьется несколько раз в день в течение, кажется, трех недель. Куриные яйца разрешаются лишь в очень жидком виде.

Сказано, что чеснок, при длительном и большом употреблении, разрушает печень, но современная медицина не согласна с этим и считает чеснок прекрасным очистителем и благотворно действующим на печень. На всем Востоке чеснок в большом употреблении, не от этого ли здесь так развит диабет?

Из фруктов полезны апельсины, гранаты, яблоки, лимоны. Но, конечно, все это очень индивидуально.

Очень чуяла, что сердце Ваше не спокойно. Но прошу Вас не тревожиться. Знаем, с каким чистым устремлением Вы относитесь к своим обязанностям Водителя и как неимоверно трудно руководить взрослыми людьми! Сердцем многое угадываю. Также знаю повышенную обидчивость некоторых членов и приписываю ее отчасти болезненному состоянию здоровья. В связи с предложением д-ра Ас. о передаче Ал. Ив. редактирования журнала «Окк. И.» я написала ему о невозможности отягощать этим Л. Общ., тем более при существующих обстоятельствах. Также просила его проявить полную солидарность со всеми членами Правления. Надеюсь, что Ал. Ив. за это на меня не обидится. Конечно, пишу Вам это совершенно доверительно.

Меня несказанно трогает все, что Вы пишете о Вашей супруге. Я люблю такие характеры. Вы говорите, что в Вашей супруге развито чрезмерное стремление быть правдивой, граничащее иногда даже с самоуничижением. Мне знакомо это мучительное чувство. Но, в то же время, именно это чувство лучше всего удерживает нас от пагубного самомнения. Придет время – и самоуничижение с легкостью будет преоборено и преобразится в великое чувство смирения, которое неотъемлемо живет в большом сердце. Но борьба с укоренившимся самомнением почти безнадежна. Самомнительный человек никогда не сможет стать учеником Вел. Бр.

<...> Времена сейчас грозные, но и они пройдут, и, все-таки, тучи несутся на юг.

Нападения темных сил в Ам. тоже усилились, но в самые опасные дни торжественность наполняет наши сердца. Трудные времена могут быть, но Щит Света покроет в минуту решительной опасности неубоявшегося воина. Сейчас полезно читать биографии великих людей. Недавно читала отрывки из жизни Масарика[3]. Какая трудная жизнь! Какие тяжкие испытания пришлось ему пережить! И подумать, что чуть ли не за три года до избрания своего главою государства он был объявлен врагом народа!! Дочь его тогда же была арестована и посажена в тюрьму, а жена подвергалась даже пытке! Сын умер! А теперь он назван отцом своего народа и мудрейшим правителем, и утрата его оплакивается всей страной. Таковы человеческие суждения и дела! Так каждый из нас примет чашу подвига и не устрашится!

 

04.12.37

Вы правы, что Учение Жив. Эт., или Уч. Жизни, поясняет и дополняет Евангелия. Именно грядущая эпоха будет отмечена новым пониманием Учения Христа. «Творю новое небо и новую землю, и старые уже не вспомянутся».

Ваша любовь к Христу так понятна, и кто может, понимая дух Учения Жизни, разъединять Великие Облики, которые являют собою Единое Сердце, Стоящее на страже нашего мира? Образы Будды, Христа и Майтрейи в своем единстве образуют Единое Эго, потому предуказанное Пришествие правильно понимать, как проявление этих Трех Величайших Образов. Весь Восток ожидает пришествия Мессии, и каждый народ дает Ему самое прекрасное и близкое себе Имя, часто не ведая, что Носители Этих Имен могут быть одним и тем же Эго. Так, зная истину, не умалим радости сердец, искренно устремленных к избранному ими Облику.

Советую Вам объединить в сердце Великие Образы, так Вам легче будет найти созвучие с обращенными к Вам сердцами.

Не вижу, почему нельзя повторять высокие понятия – «Бог, Сын, Св. Дух и во имя Иисуса Христа»... Никакого умаления не будет в том, что Вы будете повторять те привычные формулы, которые необходимы для известного уровня сознания. Вы должны действовать, как врач, в полном смысле этого слова, потому первым условием будет говорить и помогать по сознанию болящего. Великий вред может получиться, если дать сознанию человека формулу, для него неприемлемую. Все равно, что вместо хлеба дать голодному отраву. По мере расширения сознания многое кажущееся неприемлемым и даже противоречивым встанет на место.

Также добрые дела следует делать, прежде всего, ради самого великого понятия добра, следовательно, и во имя всех Учителей Света, олицетворяющих это понятие. Ведь все Учения исходят из Одного Источника. Все Учителя образуют Единое Эго.

Прежде, чем сердце изберет Единый Облик, оно должно научиться полюбить, или, иначе говоря, вместить Их всех. Вмещение столько раз указано в Учении.

Великий индийский подвижник Рамакришна, живший в конце прошлого столетия, в своем сердечном устремлении к вмещению высшего проявления Божественного Начала изучил и все существующие религии, и он свидетельствует, что при исполнении им обрядов каждой религии он сливался духом с Основателем ее и убедился, что все религии ведут к Единому в Его Многообразии. Потому он также впадал в экстаз перед изображением Будды или Христа, как и при созерцании Богини Кали или Матери Мира.

Так очищайте Ваше сердце, откройте его для вмещения Иерархии Света и в великом терпении ожидайте часа, когда сердце загорится под Лучом Единого и Ближайшего Вам Образа.

Итак, творите Ваше доброе дело и несите Свет и дайте людям тот Облик, который ждущее и жаждущее сердце может принять.

Надеюсь, что сердце Ваше зазвучит на сказанное и вместит подвиг врачевания душ.

Теперь о лечении психической энергией. Если сердце молчит, то, конечно, никакие слова, как бы ни были они высоки, не могут помочь. Ведь лечим мы не словами, но нашей сердечной устремленностью, или энергией, которая объединяется с энергией больного и производит нужную реакцию в организме. Слова нужны не Вам, но болящему, и если он верит в силу их, то произнесение их будет для него мощным стимулом. Вы же должны, прежде всего, объединиться сердцем с Обликом Христа-Майтрейи и затем с самим болеющим, дав полную свободу Вашему устремлению.

 

24.12.37

Ваше светлое октябрьское письмо звучит в моем сердце так же, как и все те, полные высокого чувства, впечатления о Конгрессе, которыми поделились с нами наши рижские друзья. Драгоценно их сердечное расположение и сотрудничество с Вами и литовскими единомышленниками и друзьями. Вмещение понятия сотрудничества – основа грядущей эпохи, но с каким трудом оно входит в жизнь! Потому так отрадно нам видеть заложение этой основы между двумя соседними странами[4].

Счастлива была прочесть о Вашем устремлении к продвижению Пакта и Знамени Охр[аны] Пам[ятников] Иск[усства], потому и привожу Вам одну из еще не опубликованных Бесед, относящуюся к этой великой идее. Вы прочтете ее ближайшим друзьям. «Вы помните, насколько неуклонно Мы заботимся о сохранении Прекрасного. Уже в предвидении Армагеддона Мы приступили к распространению советов о лучших способах охранения мировых сокровищ. Мы знаем, что силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии. Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействие произведения искусства. Целая эпоха заключается в таком беспокойстве о драгоценных произведениях... Не мало Мы спасали произведений искусства. Мы видели, как изощрялись темные, чтобы затруднить такие целебные условия. Но Мы знаем из самых высших Сфер, когда нужно помочь человечеству. В Тонком Мире уже давно известно это предначертание. Мы не скрываем о мерах спешных, ибо происходящий Армагеддон имеет задачу разложить все энергии человечества. Так надеются темные, но Мы знаем, что противопоставить им. Так замечайте, куда направляется Наша Забота».

Думаю, что эти слова будут гореть в сердце Вашем и окрылят к несению этой задачи всех друзей, приобщившихся к высокой мистерии восприятия искусства во всех его многообразных проявлениях.

Но как часто приходится убеждаться, что так называемые интеллигентные люди не могут понять величие значения искусства и, отвергая охрану его, тем самым разрушают основу бытия. Ничтожно число людей, которые могут углублять свое мышление и доходить до первооснов и причин тех или иных следствий.

Очень одобряем составленный Вами план занятий. С большим интересом будем ждать Ваших сообщений о дальнейшем продвижении и развитии предположенных задач. Думаю, что музыкальная секция очень важна, и, имея Вас во главе, можно ожидать самых прекрасных результатов. Кто знает, может, со временем наметится и возможность музыкально-художественной школы, которая может дать и некоторый заработок. Но, конечно, все должно исходить из тех возможностей, которые предоставляются условиями жизни. Ничего нельзя форсировать. Можно лишь думать о лучшем качестве всего делаемого.

Вероятно, Вы уже знаете, что Ваша идея Конгресса была одобрена Вел. Уч., и потому, несмотря на краткость времени для выполнения такого обширного задания и на многочисленные препятствия, как всегда творимые темными силами, противостоящими каждому светлому начинанию, Конгресс все же состоялся и принес свое благое действие. Явление добрых мыслей и торжественного единения – великая ценность, не теряющаяся в пространстве.

 

07.01.38

Пишу Вам уже в новом году, и к этому знаменательному году в серии последних лет конца Черного Века хочу послать Вам новую силу сердца и новое радостное мужество, которое должно еще возрасти от знания краткости сроков. Знаем, что при единении сотрудников все невежественные нападения будут отбиты. Радовалась узнать из письма Рих. Як., что гом. апт. не будут закрыты. Я считаю Вашу страну прислушивающейся и следующей за эволюционным движением, потому и сообщения о каких-то закрытиях и необоснованных запрещениях не укладывались в моем мозгу. Сейчас столько поражающих открытий и достижений в области биологии, физиологии и медицины, которые требуют основательного пересмотра многих установленных методов лечения, что всякие невежественные отрицания становятся просто нелепыми пережитками. Даже у нас в Индии заметно движение в области медицины и фармакопеи. Так Пенджабское правит. учредило особую комиссию для собирания и изучения всех древнейших местных народных средств. Так Аюр-Веда в грядущей эпохе снова займет первенствующее значение, по праву ей принадлежащее. Также читали ли Вы труд франц. врача и биолога Георгия Лаховского – «Как достичь Бессмертия?» Лаховский указывает на необходимость соблюдения для этого трех правил, имеющих непосредственное и исключительное отношение к морали и психологии человека, затем и научным путем доказывает свои утверждения. Таким образом, вывод тот, что все моральные учения имеют, прежде всего, биологическую основу. Сколько таких указаний разбросано в книгах Ж. Эт!

Зная, как Вы бодро и даже с радостью принимаете каждую борьбу с косностью, посылаю Вам одну из моих любимых Бесед о героизме:

«Ур. знает, какие опасности окружают и Нас. Несведущие люди полагают, что Мы не можем испытывать никаких опасностей во всей Беспредельности! Конечно, в отношении земных условий Мы достаточно защищены знанием. Но все относительно, и когда мысль устремляется в Беспредельность, то и меры находятся иные. Нужно при всех условиях охранять чувство героизма. Только этим мерилом можно познать и продвижение в будущее. Мы делим героев на бессознательных и определенных. Те, кто знают, ради чего они трудятся и страдают, уже будут определенными героями. Не убоятся они опасности, хотя и будут знать их истинные размеры. Среди пространственных токов, среди злобной воли, среди ужаса смелые герои живут, трудятся и творят. Герои знают, что и земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это знание не ослабит напряжения. Они сознают, что в любом состоянии они продолжат подвиг. Ничто не воспрепятствует их воле проявиться среди всех сфер. Различие между бессознательными и определенными героями велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут отступить, но определенные герои не отступят и продолжат путь, неся все накопленные веками пространственные познания. Они сумеют превратить познание в чувство и наполнить им сердце свое. Там, где преисполнено сердце, там совершается полет в будущее. Суровое знание опасности лишь дает герою радость. Говорю, чтобы указать на основную Твердыню Нашей Внутренней Жизни. Примеры героизма можно видеть на бывших жизнях Наших Братьев. Разве не будет Вам доспех трудный, но прекрасный Наша Жизнь?

<...>

Осознание жизненного подвига и героизма скрашивает каждую жизнь».

 

08.02.38

<...> Зависть человеческая не знает предела. Приходится привыкать к мысли, что живешь среди злобных, диких зверей, готовых при малейшей вашей удаче растерзать вас на куски. По всему миру проходит волна неслыханного злобного натиска, усиленного космическими токами. Каждому следует вооружиться всеми доспехами и бороться с вредителями. Мы тоже переживаем самое трудное время. Натиск ужасен. Но победа будет одержана совершенно особыми путями. Чтобы не произошло преждевременного оповещения противников, Силы Света особо охраняют эти пути. Ждем ваших вестей, но когда придут они? Телеграфные линии прерваны, а дорога во многих местах завалена обвалами. У нас стоит небывалая погода – снежные завалы и дожди, почти не прекращающиеся. Также вокруг нас не прекращаются землетрясения, но не затрагивают нашей долины.

Давно не имею писем от Ал. Мих. Асеева, вероятно, он обижен за то, что мы не поддержали его намерения передать журнал Латв. Общ. К сожалению, журнал принес ему связи с некоторыми нежелательными группировками. Несмотря на многократные предупреждения, он не сумел достойно отмежеваться от них. Очень правильно Ваше замечание, что последний номер его журнала походит на почтовый ящик, в который можно бросить все, что угодно. Многое подлежит очистке, но Ас. не любит предупреждений и неохотно выслушивает советы. То же правильно и отношение к План. Ультиматуму. Бонч-Том, автор книжечки «Планетарная Доктрина», встретился с Н.К. в Ш. и передал ему свое произведение. Книжечка эта, в своей первой части, состоящей из 38 страничек, очень не плоха, но вторая часть, озаглавленная «Планетарный Олимп» и включающая Планетарный Ультиматум, даже вредна. Опубликование такого ультиматума, скрепленного печатями в Дели (!) и Шанхае (!), производит крайне несерьезное впечатление, чтобы не сказать больше. Высоко комично звучит и пункт 3-й, требующий, чтобы к 15 Авг. 1938 года все национальные прав. опубликовали в печати ноты, изъявляющие принятие первых двух пунктов! Когда я просматривала главу, описывающую мощь этого Олимпа или Шамбалы, мне казалось, что я читаю описание Черной Ложи, ибо автор перечисляет все разрушительные средства, находящиеся в распоряжении Шамбалы и которые будут ею использованы для вразумления непокорного человечества! Несомненно, все перечисленные средства известны Вл. Шамбалы, но именно не Они, но противники Их, Черное Братство, пользуется этими смертоносными оружиями.

Тяжкая задача Белого Братства и заключается в том, чтобы противостать таким губительным средствам и предотвратить взрыв планеты и воспрепятствовать проникновению на Землю Луча смерти, насылаемого Черн. Братством. Автор этой книжечки почерпнул свои сведения частью из книг Оссендовского и Сент-Ив Д'Альвейдера, причем заимствовал из них все наименее отвечающее действительности, все отрицательное. Конечно, не обошлось и без Аморка, он ведь член этого общества. Попутно он цитирует из «Сердца Азии», и «Шамбалы», и из «Крипт. В.», и Кн. Учения и приводит легенды о Китеж-Граде и т. д. Несомненно, он слышал нечто и о существующем в стране Восходящего Солнца обществе «Чрезвычайный Момент». Но еще раз с грустью приходится убеждаться, как искаженно представляют себе Великих Учителей и Спасителей человечества даже очень интеллигентные и начитанные люди. Часто припоминается § 12 из кн. «Иерархия». Вот почему, родной Рихард Яковлевич, так нужна Ваша книга. И я очень жду ее и знаю, как трудно Вам сейчас сосредоточиться на этом труде. Нужна будет передышка с изданиями.

Не помню, писала ли я Вам об обществе «Чрезвычайный Момент». Может быть, упоминание о нем пригодится для Вашей книги, ведь это общество основано тоже понаслышке о Шамбале. Члены его составляют священное воинство, которое готовится к «Чрезвычайному Моменту», понимая этот момент в самом широком и, главное, в духовном значении. По их учению, Мир стоит перед кризисом, после которого произойдет его духовное перерождение и светлое воцарение Божественного Императора. Перечисляются шесть стадий, которые ведут к этому моменту, – первая, конец великой войны и реформы, но мы находимся уже во второй стадии политических и экономических крахов интернациональной психологии. Третий период должен ознаменоваться небывалыми потрясениями во всем мире, и четвертый – выступлением на арену Небесных Сил, а пятый принесет светлое воцарение Божественного Императора над миром; государственный строй, отмеченный монизмом религиозного культа и государственных дел. И, наконец, шестой период – появление Боговдохновленных правителей, представителей наук, техники и т. д. Новый мир представляется как царство Духа, при непосредственном общении людей с богами. Это будет жизнь, направляемая Божественным Императором на началах справедливости и осиянная светом истины, добра, красоты, радости и любви. Конечно, в яп. мозгах Божественный Император принимает Облик, покровительствующий японской гегемонии во всей Азии. В основе, несомненно, лежит пророчество о Вл. Шамбалы и Новой Эпохе, ибо там же говорится, что Великий План этот был удуман много тысячелетий тому назад, в срединной Ставке Мира, Великими Богами на священной Горе, где собираются Боги, и земной проекцией которой является священная гора в области Яп... Интересно отметить, как каждый народ преломляет пророчество по-своему и неизменно приурочивает главную роль своей стране.

Также пошлем Вам, как только получим копии журнала «Кайзер-и-Хинд», в котором сейчас помещается серия статей «Жил ли Иисус Хр. на Земле и Индусские Рекорды о Жизни Христа». Автор этих статей – доктор философии Артур В. С. Рой, председатель Общества Веданты в Нью-Йорке. Статьи эти еще интересны тем, что они подтверждают книги Нотовича «О Жизни Христа в Индии и Тибете», которая является переводом манускрипта, найденного Нотовичем в Ладаке, в монастыре Хеми. Книга Нотовича, как Вы, вероятно, знаете, была запрещена и объявлена высшими духовными властями (папой) мошеннической подделкой. Нотович подвергся гонениям, и говорят, что будто бы на смертном одре его заставили отречься от этой книги. Теперь же Артур Рой сообщает, что доктор философии Саратх Кумар Саркар в своей статье в Бомбейском еженедельнике пишет, что Свами Абхедананда (известный ученик Рамакришны) говорил ему, что он сам видел в тибетской копии книгу, с которой Нотович сделал свой перевод, и оригинал этой книги написан на Пали и находится в Марбуре (местечке или же монастыре) в Тибете. И будто бы сам Абхедананда частично перевел этот манускрипт. Затем Артур Рой приводит из статьи Кумар Саркара сжатый перевод 224 стихов из 14 глав книги, находящейся сейчас в монастыре Хеми, в Ладаке. Кроме того, он утверждает, что существует описание жизни Ис. Хр. в Индии в редком манускрипте, называемом «Натх Намавали», который находится сейчас во владении секты Саддху, называемых Натх Йоги, обитающих на холмах Виндхья (на сев. от Бомбея).

Вам будет особенно интересно прочесть эти статьи, ибо я уже выслала Вам страницы из жизни Великого Путника, или И. Хр. С особым волнением прочла я в приведенной статье описание наружности Хр., сделанное Его современником римлянином Лентулом в его докладе Римскому Сенату. По существующим предположениям этот Лентул мог быть Пилатом. Описание его так близко тому, которое я ношу в сердце. Перечтите в «Криптограмм. В.» «Приход Хр.», начиная с тринадцатой строки.

Я не сомневаюсь, вернее, знаю, что Хр. был в Индии, но ученые-востоковеды, поддержанные представлениями церкви, яро отрицают эту возможность. Потому так интересны эти новые расследования. Но очень советую сохранить копию журнала для себя и не распространять ее. Нужно сначала навести справки у самого Абхедананды, если только он еще жив.

В том же журнале попался на глаза портрет Шри Свами Шивананда Сарасвати, упомянутого в журнале Асеева. Прилагаю Вам его. Реклама, как видите, почти американская.

Еще хочется мне Вам сказать, не беспокойтесь за Вашу девочку. Ни у Вас, ни у нее нет никакого недостатка, явление исключительно нервное. Вы знаете, что в Вашем состоянии наблюдается значительное улучшение. Вел. Вл. посылает свое лечение, но оно требует времени. Также Вл. указывает, чтобы Вы не боролись, когда чувствуете затруднение, но лучше замолкали. Также сказано, что Ваша девочка очень чуткая.

 



[1] О нем Сказано – «шайка в Шанхае»... [прим. Е.И.].

[2] Жена Р.Я.Рудзитиса.

[3] Масарик Томаш (1850-1937), президент Чехословакии в 1918-1935 гг.

[4] Латвией и Литвой.

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик